Научная статья на тему 'Сущность, содержание и структура понятия «Информационно-графическая культура будущих учителей технологии»'

Сущность, содержание и структура понятия «Информационно-графическая культура будущих учителей технологии» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННО-ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ / CULTURE / GRAPHIC CULTURE / INFORMATION CULTURE / INFORMATION-GRAPHIC CULTURE / STRUCTURE OF INFORMATION-GRAPHIC CULTURE / COMPONENTS OF INFORMATION-GRAPHIC CULTURE / FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колбаса М. А.

В статье раскрывается понятие «информационно-графическая культура будущих учителей технологии» в условиях современного этапа развития общества. Даются определения понятий «культура», «информационная культура», «графическая культура». Описывается структура и компоненты информационно-графической культуры будущих учителей технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE, CONTENTS AND CONCEPT STRUCTURE «INFORMATION-GRAPHIC CULTURE OF THE FUTURE TECHNOLOGY'S TEACHER»

In the article concept «information-graphic culture of the future technology's teacher» reveals in the conditions of the present stage of development of society reveals. Definitions of the concepts «culture», «information culture», «graphic culture» are given. The structure and components of information-graphic culture of the future technology's teacher is described.

Текст научной работы на тему «Сущность, содержание и структура понятия «Информационно-графическая культура будущих учителей технологии»»

«беспокойство», «теряюсь», «волнуюсь», что свидетельствует о том, что студенты испытывают тревогу в разной степени, от «немного смущаюсь» до «испытываю беспокойство».

В ходе эксперимента мы выделили наиболее стрессовые ситуации и факторы на занятии по иностранному языку: устная спонтанная речь, негативная оценка со стороны членов группы, преподавателя, а также возможные ошибки.

Результаты данного исследования подтвердили предположение о том, что многие студенты университета, изучавшие в школе иностранный язык в течение семи лет, испытывают серьезные затруднения в общении на английском языке, следовательно, испытывают языковой барьер. Анкетирование показало, что обучающиеся испытывают языковой барьер из-за отсутствия постоянной практики в процессе овладения иностранным языком, и их активность тормозится, прежде всего, страхами. Эти страхи связаны, в первую очередь, с языковой тревожностью и негативным предыдущим опытом студентов, когда их ошиб-

Библиографический список

На современном этапе общество переходит на новый уровень жизни связанной с информатизацией различных сфер человеческой деятельности. В значительной степени информа-тизированы многие отрасли хозяйства, банковская сфера, образование и сфера государственного управления. Традиционные технологические процессы постепенно заменяются новыми методами работы с информационными технологиями, основанными на применении компьютеров и программного обеспечения. В высших учебных заведениях внедрены дисциплины, основанные на изучении компьютеров и получении знаний на их основе. В связи с этим практически во всех вузах России и Зарубежья включена новая область знаний - компьютерная графика, которую можно рассматривать как науку и как раздел информатики. Еще одно направление компьютерной графики основано на автоматизации процессов подготовки, преобразования, хранения и воспроизведения графической информации с помощью компьютера. Таким образом, внедрение компьютерной графики, как области знаний в учебный процесс, является инструментом в формировании как информационной, так и графической культуры личности.

Научными разработками в области информационной культуры занимались К.М. Войханская, Е.В. Гнатышина, В.А. Из-

ки негативно оценивались. Мы считаем, что в организации учебного процесса необходимо создавать условия для ограничения действия данного фактора.

В целом приведенные данные говорят о необходимости внести изменения в формы и методы работы на занятиях иностранного языка, а также о необходимости целенаправленной работы по развитию личности студента и преодолению психологического барьера говорения. Использование приемов направленные на заучивание слов, фраз, пересказ текстов и теоретическое изучение грамматики не соответствуют современным требованиям. Они вызывают появления целого ряда психологических барьеров. Мы считаем, что процесс обучения должен удовлетворять как познавательные, так и личностные потребности студента. Необходимо, чтобы учащиеся осознавали значимость иностранного языка для их будущей профессиональной деятельности, а преодоление языкового барьера стало стимулом личностного роста студента.

112

возчиков, Г.М. Коджаспирова, К.К. Колин, А.И. Ракитов, Э.П. Семенюк, и др. Проблему формирования графической культуры исследовали М.В. Лагунова, А.А. Лямина, В.М. Мо-лочков, Н.А. Усова и др.

Однако ни в науке, ни в практике не изучена с достаточной полнотой информационно-графическая культура будущего учителя технологии, не описаны цели этого процесса, не выявлены принципы отбора предметного содержания дисциплин с применением программного обеспечения, не выявлены факторы функционирования этого процесса. Для того чтобы разобраться с понятием «информационно-графическая культура будущего учителя технологии», необходимо определить его основополагающее звено, а именно определиться с сущностью культуры.

Существуют различные трактовки, характеризующих культуру с различных позиций. Чаще всего культура определяется как совокупность жизненных форм, создаваемых человеком. Культуру часто связывают с исторически определенным уровнем развития общества, сферой духовной жизни, предметными результатами человеческой деятельности, характеристикой определенных исторических эпох, а так же показателем степени мастерства в различных сферах деятельности

1. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке - М., 1985.

2. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М., 1960.

Bibliography

1. Zimnyaya, I.A. Psikhologicheskie aspektih obucheniya govoreniyu na inostrannom yazihke - M., 1985.

2. Levitov, N.D. Detskaya i pedagogicheskaya psikhologiya. - M., 1960.

Статья поступила в редакцию 16.10

УДК 378

Kolbasa M.A. ESSENCE, CONTENTS AND CONCEPT STRUCTURE «INFORMATION-GRAPHIC CULTURE OF THE FUTURE TECHNOLOGY'S TEACHER». In the article concept «information-graphic culture of the future technology's teacher» reveals in the conditions of the present stage of development of society reveals. Definitions of the concepts «culture», «information culture», «graphic culture» are given. The structure and components of informationgraphic culture of the future technology's teacher is described.

Key words: culture, graphic culture, information culture, information-graphic culture, structure of informationgraphic culture, components of information-graphic culture, future teachers of technology.

М.А. Колбаса, преподаватель каф. теории и методики профессионального образования Сургутского гос. университета, г. Сургут, E-mail: mariyakolbasa@mail.ru

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ

«ИНФОРМАЦИОННО-ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ»

В статье раскрывается понятие «информационно-графическая культура будущих учителей технологии» в условиях современного этапа развития общества. Даются определения понятий «культура», «информационная культура», «графическая культура». Описывается структура и компоненты информационно-графической культуры будущих учителей технологии

Ключевые слова: культура, графическая культура, информационная культура, информационно-графическая культура, структура информационно-графической культуры, компоненты информационно-графической культуры, будущие учителя технологии.

Если рассматривать культуру в контексте образовательной проблематики, то, можно сказать, что это уровень развития личности, который характеризуется мерой освоения накопленного человечеством социального опыта и способностью к его обогащению.

Если обратиться к энциклопедическому словарю В.А. Ба-чинина, то, по его мнению, культура может быть сведена к четырем основным определениям:

1. Культура как творческие способности человека.

2. Культура как творческая деятельность человека.

3. Культура как совокупность созданных человеком ценностей.

4. Культура как процесс духовного обогащения человека [1].

Культура как специфический способ человеческой деятельности широко разработан в исследованиях Э.С. Маркаряна, В.Е. Давидовича, В.С. Семенова и других. Э.С. Маркарян пишет, что в понятии «культура» абстрагируется способ человеческой деятельности, который отличает проявление человеческой активности. Автор считает, что именно практическая деятельность людей стала причиной всей истории культуры, которая возникла в деятельности человека, в ней преобразуется и развивается [2].

Исследованиями в области формирования информационной культуры занимались многие деятели науки, но однозначного определения информационной культуры еще не существует. В одном случае она определяется как информационные качества личности, в другом - как информационная деятельность. Иногда информационную культуру связывают с определенным уровнем знаний, «позволяющих человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию», с новым типом общения. Встречается понимание информационной культуры как характеристики уровня развития общества.

В отечественных публикациях термин «информационная культура» впервые появился в 70-х годах XX века, инициаторами развития которого стали работники библиотек. Первые работы, посвященные информационной культуре, были опубликованы библиографами К.М. Войханской и Б.А. Смирновой в труде «Библиотекари и читатели об информационной культуре», а так же Э.Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов».

Информационная культура, по мнению В.А. Извозчикова, есть понимание информационной картины мира, чтобы разумно использовать информационные потоки и анализировать их, реализовывать прямые и обратные информационные связи с целью адаптации, приспособления к окружающему миру и совершенствование его социально-экономической, общественно-политической и экологической структуры; это и грамотное владение языками общения с ЭВМ, и понимание возможностей электронно-вычислительной техники, места и роли человека в информационном обществе [3].

По мнению Е.В. Гнатыши- ______

ной, информационная культура

это сложное системное качество Гносеологический

личности, которое характеризу- /

/ компонент

ется готовностью будущего специалиста к функционированию в у (знания) информационной среде, комплексом знаний, умений и навыков информационной деятельности, которые позволяют решать теоретические и практические задачи в профессиональной сфере [4].

А.Н. Григорьев в своем исследовании также отмечает, что информационная культура это не что иное как интегративная качественная характеристика личности, которая представляет собой систему важных качеств личности, определяющих успешность исполнения обязанностей в информационной среде, способность к творческому познанию и преобразованию [5].

Мы согласны с мнением Е.В. Гнатышиной и А.Н. Григорьева о сущности информационной культуры, но для того, чтобы разоб- Рис. 2

раться с понятием «информационно-графическая культура будущих учителей технологии» необходимо рассмотреть сущность понятия «графическая культура».

Н.А. Усова в своей диссертационной работе говорит о том, что графическая культура есть знания, умения и готовность применять средства и возможности компьютерной графики и современных технических средств обучения для обеспечения учебно-воспитательного процесса [6].

В.М. Молочков понимает графическую культуру будущего учителя как систему организации учителем наглядности обучения посредством графических изображений, которая характеризуется мерой освоения накопленного человечеством опыта в области дизайна, черчения, компьютерной графики и анимации [7].

Е.Н. Дорофеева разводит понятия «информационная культура» и «графическая культура», говоря о том, что информационная культура - это умение выражать свои мысли в графической и художественной форме, умение рисовать, общаться и сотрудничать с другими людьми при помощи графики. Графическую культуру автор интерпретирует как умения, не связанные с работой на компьютере, например, умение оформить рабочую тетрадь или учебный модуль, умение оформить наглядные пособия и т.д. [8].

Опираясь на мнения авторов, можно сказать, что информационно-графическая культура характеризуется готовностью к функционированию в информационной среде, единством знаний, умений и навыков информационной деятельности со средствами компьютерной графики, способностью к творческому познанию и самообразованию.

Таким образом, анализируя определения «информационная культура» и «графическая культура», наблюдая схожесть их трактовок, с одной стороны, и разноплановость с другой, мы выявили, что информационно-графическая культура будущих учителей технологии - это определенный уровень развития личности будущих учителей технологии, характеризующийся готовностью к функционированию в информационной среде, единством знаний, умений и навыков информационной деятельности со средствами компьютерной графики, которые позволяют решать теоретическое и практические задачи в профессиональной сфере будущих учителей технологии.

Информационная среда - это часть информационного пространства, совокупность определенных условий, в которых осуществляется деятельность. Информационная среда будущих учителей технологии характеризуется: материальным обеспечением (программные и аппаратные средства), информационное обеспечение (учебники, чертежи, сайты), коммуникативное обеспечение (форумы, дистанционные технологии, сайты).

К средствам компьютерной графики относятся программные и аппаратные средства. В свою очередь, программные средства компьютерной графики - это графические редакторы, подключаемые программные модули, драйверы графичес-

Праксиологический компонент (умения, навыки

Информационно-графическая культура

Аксиологический компонент (ценностные ориентации, мотив

Структура информационно-графической культуры

ких устройств, средства просмотра изображений, архиваторы изображений, средства тестирования и настройки аппаратных устройств. Аппаратные средства - это технические средства, используемые для обработки данных (устройства графического ввода, устройства графического вывода, составляющие компьютера).

Рассмотрим структуру информационно-графической культуры будущих учителей технологии. Различные авторы предлагают свои компоненты графической и информационной культуры, такие как когнитивный, мотивационно-ценностный, опера-ционно-деятельностный, индивидуально-творческий компонентов или информационно-содержательный, психологический и деятельностный компоненты.

Опираясь на исследование Э.Ф. Насыровой [9], мы определили компоненты информационно-графической культуры, как гносеологический, праксиологический и аксиологический (рис. 2):

Гносеологический компонент информационно-графической культуры будущих учителей технологии представляет собой развитые до определенного уровня знания:

- о видах компьютерной графики;

- об областях применения компьютерной графики;

- о графическом программном обеспечении;

- о цветовых моделях;

- о восприятии графической информации;

- о разрешении;

- о расширениях;

- об интерфейсах графических редакторах;

- об инструментах графических редакторах;

- о методах работы с инструментами графических редакторов.

Праксиологический компонент информационно-графической культуры будущих учителей технологии включает в себя умения и навыки их профессиональной деятельности:

- умение работать с графической информацией;

- умение работать в векторных графических редакторах (CorelDraw, Adobe Illustrator);

- умение работать в растровых графических редакторах (Adobe Photoshop);

- умение работать в двухмерных графических редакторах (Adobe Flash);

- умение работать в трехмерных графических редакторах (Adobe 3D Max);

- умение строить чертежи (Adobe AutoCAD, CorelDraw);

- умение ретушировать фотографии (Adobe Photoshop);

- умение составлять коллаж (Adobe Photoshop);

- умение создавать стилизацию (Adobe Photoshop);

Библиографический список

- умение верстать (CorelDraw, Adobe Illustrator, Adobe InDesign);

- умение создавать интерьер (CorelDraw, 3D Max);

- умение создавать мультипликации (Adobe Photoshop, Adobe Flash);

- умение готовить продукцию к печати.

Аксиологический компонент информационно-графической

культуры будущих учителей технологии отражает в себе нравственно-психологическую направленность к профессиональной деятельности; несет в себе потребность будущих учителей технологии в творчестве, самостоятельно ставить цели и достигать их. Аксиологический компонент включает в себя ценностные отношения, мотивы учебной и профессиональной деятельности, профессионально-важные качества личности, внутреннюю готовность к профессиональной деятельности.

Таким образом, под аксиологическим компонентом информационно-графической культуры будущих учителей технологии мы понимаем:

- ценностные отношения;

- мотивы учебной и профессиональной деятельности;

- профессионально-важные качества личности;

- внутреннюю готовность к деятельности.

Рассмотрев сущность, содержание и структуру понятия «информационно-графическая культура будущих учителей технологии», мы определили, что это понятие содержит два вида культуры, информационную и графическую. В свою очередь информационная культура будущих учителей технологии предполагает знания, умения и навыки работы с информацией, а графическая культура - знания, умения и навыки работы в графическом программном обеспечении. Таким образом, мы считаем, что условия современной жизни требуют от будущих учителей технологии не только большого запаса знаний, умения работать в современных условиях, но и способности легко перейти к новым формам или видам работы под влиянием информатизации общества.

Современное производство предъявляет высокие требования к содержанию высшего профессионального образования, и, в частности к подготовке будущих учителей технологии, основной задачей профессиональной деятельности которых становится умение работать с информацией, применять современные информационные технологии и различное программное обеспечение. Поэтому важным моментов в становлении будущих учителей технологии является информационно-графическая культура, формирование которой зависит от правильно структурированного содержания образования.

1. Бачинин, В.А. Kультурология. Энциклопедический словарь. - СПб., 2005.

2. Майер, Г. Психология эмоционального мышления II Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления I под. ред. Ю.Б. Гип-пенрейтер, В.В. Петухова. - М., 1981.

3. Извозчиков, В.А. Школа информационной цивилизации. «Интеллект-XXI»: над чем думать, что знать и что делать директору школы I В.А. Извозчиков, Е.А. Тумалева; под общ. ред. В.А. Извозчикова. - М., 2002.

4. Гнатышина, Е.В. Технология формирования информационной культуры будующего специалиста в процессе самостоятельной работы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2005.

5. Григорьев, А.Н. Формирование информационной культуры специалиста в системе непрерывной профессиональной подготовки кадров МВД России: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2010.

6. Усова, Н.А. Формирование графической культуры будущего учителя в процессе обучения информатике: дис. ... канд. пед. наук. -Самара, 2010.

7. Молочков, В.П. Формирование графической культуры будущих учителей на основе использования информационных технологий обучения: дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Дорофеева, Е.Н. Пропедевтичсекий курс графического образования для начальных классов II Школа и производство. - 1999. - № 4.

9. Насырова, Э.Ф. Формирование профессиональной компетентности учителя технологии и предпринимательства в процессе обучения дисциплинам предметной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007.

Bibliography

1. Bachinin, V.A. Kuljturologiya. Ehnciklopedicheskiyj slovarj. - SPb., 2005.

2. Mayjer, G. Psikhologiya ehmocionaljnogo mihshleniya II Khrestomatiya po obtheyj psikhologii. Psikhologiya mihshleniya I pod. red. Yu.B. Gippenreyjter, V.V. Petukhova. - M., 1981.

3. Izvozchikov, V.A. Shkola informacionnoyj civilizacii. «Intellekt-KhKhI»: nad chem dumatj, chto znatj i chto delatj direktoru shkolih I V.A. Izvozchikov, E.A. Tumaleva; pod obth. red. V.A. Izvozchikova. - M., 2002.

4. Gnatihshina, E.V. Tekhnologiya formirovaniya informacionnoyj kuljturih buduyuthego specialista v processe samostoyateljnoyj rabotih: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2005.

5. Grigorjev, A.N. Formirovanie informacionnoyj kuljturih specialista v sisteme neprerihvnoyj professionaljnoyj podgotovki kadrov MVD Rossii: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2010.

6. Usova, N.A. Formirovanie graficheskoyj kuljturih buduthego uchitelya v processe obucheniya informatike: dis. ... kand. ped. nauk. - Samara, 2010.

7. Molochkov, V.P. Formirovanie graficheskoyj kuljturih buduthikh uchiteleyj na osnove ispoljzovaniya informacionnihkh tekhnologiyj obucheniya: dis. ... kand. ped. nauk. - Velikiyj Novgorod, 2004.

8. Dorofeeva, E.N. Propedevtichsekiyj kurs graficheskogo obrazovaniya dlya nachaljnihkh klassov II Shkola i proizvodstvo. - 1999. - № 4.

9. Nasihrova, Eh.F. Formirovanie professionaljnoyj kompetentnosti uchitelya tekhnologii i predprinimateljstva v processe obucheniya disciplinam predmetnoyj podgotovki: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2007.

Статья поступила в редакцию 09.10.12

УДК 371. 03

Kondrashkina E.G. EXPERIMENTAL WORK ON PROVIDING OF THE PROCESS IN PROVIDING THE VARIATION OF TECHNOLOGICAL EDUCATION IN INTERACADEMC SCHOOL. Article reveals experimental work on providing of the process in providing the variation of technological education in interacademic school. Experimental work considered the main conditions of effectiveness of the experiment: detailed analysis of the problem of modernization technological education of students according to contemporary social requirements; specification of the hypotheses based on the problem studies in theory and practice; designing the indexes, criteria of the effectiveness of implementation in practice organizationally- pedagogical conditions of providing of the process in providing the variation of technological education of students as a form of personal development; correct finding of the number of experimental objects.

Key words: experiment, social experiment, experimental work, pedagogical diagnostic, mission of the organization.

Е.Г. Кондрашкина, директор муниципального бюджетного образовательного учреждения межшкольный учебный комбинат «Центр индивидуального развития», аспирант ГБОУ ВПО «Сургутский гос. университет ХМАО -Югры», г. Сургут, E-mail: kondrashkina_eg@mail.ru

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВАРИАТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В МЕЖШКОЛЬНОМ УЧЕБНОМ КОМБИНАТЕ

В работе раскрывается опытно-экспериментальная работа по обеспечению вариативности технологического образования школьников в межшкольном учебном комбинате. В опытно-экспериментальной работе были учтены основные условия эффективности проведения эксперимента: тщательный анализ состояния проблемы модернизации технологического образования школьников в соответствии с современными социальными потребностями; конкретизация гипотезы на основе изучения проблемы в теории и практике; разработка показателей, критериев для оценки эффективности внедрения в практику разработанных организационно-педагогических условий обеспечения вариативности технологического образования школьников как средства их индивидуально-личностного развития; корректное определение числа экспериментальных объектов с учетом цели и задач эксперимента.

Ключевые слова: эксперимент, социальный эксперимент, опытно - экспериментальная работа, педагогическая диагностика, миссия организации.

В социальные науки, включая и педагогику, экспериментальный метод пришел из естественных наук, в которых самым популярным видом эксперимента был и остается лабораторный эксперимент, получивший достаточно широкое распространение также и в науках о человеческом поведении, человеческой деятельности.

Однако, как отмечается многими исследователями, большая часть экспериментов в социальных науках, в том числе в педагогике, происходит в условиях, когда принципы организации «чистого» лабораторного эксперимента не могут быть реализованы полностью. Хотя социальный эксперимент проводится с помощью создания специфических условий и факторов функционирования исследуемого явления, создаются они, как правило, в естественной среде. Так, педагогический эксперимент чаще всего проводится в рамках естественно протекающего учебно-воспитательного процесса, изменяются только его определенные, концептуально обусловленные целями исследования параметры. Причем возможности вносимых изменений существенно ограничены нормативными требованиями, установленными в образовании на данном этапе его развития [1]. Тем не менее, опытно-экспериментальная работа в педагогике имеет большое значение, поскольку она выполняет множество функций: позволяет установить характер связей между различными компонентами педагогического процесса, между факторами, условиями и результатами педагогического воздействия; сравнить эффективность различных факторов или изменений в структуре процесса и выбрать наилучшее для данных условий их сочетание; выявить необходимые условия для реализации определенного комплекса задач известными средствами; обнаружить особенности протекания учебно-воспитательного процесса в новых условиях и др.

Самый сложный в любом педагогическом опытно-экспериментальном исследовании вопрос связан с тем, по каким критериям и параметрам производится оценка исследуемого педагогического явления.

Совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления, процесса. Для педагогики это требование особенно актуально, поскольку любая педагогическая, образовательная деятельность - чрезвычайно многоплановый процесс, который, как правило, нельзя оценить каким-то одним показателем.

С этой точки зрения, говоря о критериях и показателях результативности педагогической деятельности, необходимо понимать, что, в сущности, речь идет об определении совокупности характеристик (качественных и/или количественных), позволяющих системно осуществить оценку деятельности педагогической системы с целью отслеживания ее эффективности. Поэтому главным при их определении является то, что такие характеристики должны быть измеряемы, т.е. диагностичны [2]. Это позволяет трансформировать критериальную систему (перечень критериев) в совокупность исследовательских средств и технологий, что осуществляется в экспериментальной исследовательской деятельности на уровне педагогической диагностики, являющейся ее неотъемлемой составляющей [2].

Педагогическая диагностика должна рассматриваться как установление и изучение признаков, характеризующих состояние различных элементов педагогической системы и условий ее реализации (на всех уровнях); как прогнозирование возможных отклонений и предотвращения нарушения нормальных тенденций ее функционирования и развития путем педагогической коррекции Никодимова Е.А.

Как составляющая научно-педагогического исследования педагогическая диагностика подчиняется целям исследования, которые, с одной стороны, ограничивают сферу педагогического диагностирования, а с другой - конкретизируют его задачи.

С точки зрения диагностики индивидуально-личностного развития школьников в условиях образования данные позиции можно конкретизировать следующими положениями:

• любая характеристика развития личности обучающегося определяется в совокупности всем накопленным опытом ее взаимодействия с другими людьми;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.