Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства в развивающей информационно-образовательной среде вуза'

Профессиональная подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства в развивающей информационно-образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеев Азат Салимьянович, Туйсина Гульфия Ризаевна

В работе рассматриваются вопросы организации развивающей информационнообразовательной среды при подготовке по специальности «Технология и предпринимательство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валеев Азат Салимьянович, Туйсина Гульфия Ризаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства в развивающей информационно-образовательной среде вуза»

УДК 378.937

Валеев Азат Салимьянович

Кандидат технических наук, доцент, декан естественно-технического факультета Сибайского института (филиала) «Башкирского государственного университета», valeev_as@mail.ru, Сибай

Туйсина Гульфия Ризаевна

Ассистент кафедры общетехнических дисциплин естественно-технического факультета Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета, pedagog@masu.ru, Сибай

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИВАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Valeev Azat Salimjanovich

Candidate tech. sciences, the senior lecturer, the dean of is natural-technical faculty of Sibajsky institute (branch) «Bashkir state university», valeev_as@mail.ru, Sibaj

Tujsina Gulfija Rizaevna

The assistant to chair o6^emexHmecKux disciplines of is natural-technicalfaculty ofSibajsky institute (branch) of the Bashkir state university, pedagog@masu.ru, Sibaj

VOCATIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHER OF TECHNOLOGY AND BUSINESS IN THE DEVELOPING INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL

В Концепции модернизации Российского образовании в качестве приоритетов утверждается подготовка педагога, конкурентоспособного на рынке труда, востребованного учениками и образовательными учреждениями. Это конкретизируется в различных требованиях к педагогу: компетентности, ответственности, свободного владения своей профессией, готовности к постоянному профессиональному росту и т. д. [5, с. 158].

Процесс профессиональной подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства должен способствовать овладению ими необходимых теоретических знаний и практических умений, предусмотренных образовательным стандартом по специальности и определяющего основные компетенции, предъявляемые к специалисту. Квалифицированный педагог прежде всего обязан владеть системой психолого-педагогических и специальных знаний, методикой организации и проведения учебных занятий, использовать новые технологии в образовательном процессе, в том числе и информационные, способствовать развитию личности обучающихся. Целью и результатом профессиональной подготовки является квали-

фицированный специалист, обладающий необходимыми профессиональными компетенциями для организации развивающей образовательной среды в новых социально-экономических условиях, гибкостью и способностью к творчеству.

Современное общество отличается широким внедрением информационных технологий во все области общественной и производственной жизни. Именно поэтому актуальной проблемой современного образовательного учреждения является развитие таких качеств личности учащегося, как системное научное мышление, информационная культура, креативность, успешность и адаптируемость к новым условиям [1, с. 5].

Использование компьютерных и информационных технологий в профессиональной подготовке способствует реализации следующих дидактических принципов обучения: наглядности; доступности и открытости; сотрудничества, деятельностной направленности образования, опережающий характер образования; интеграция образовательных структур; гибкость образовательных форм обучения или программ.

Разработка и применение современного комплекса учебно-методического материала, электронных учебников, систем тестирования, моделирующих и имитационных учебных программ, использование возможностей глобальной сети Интернет при профессиональной подготовке создают основы для создания и функционирования развивающей информационно-образовательной среды вуза. Под развивающей информационно-образовательная средой мы понимаем изменение и развитие личности каждого студента в процессе обучения в образовательных учреждениях с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Различные аспекты профессиональной подготовки специалистов с использованием информационных технологий рассматривались в работах А. А. Андреева, Н. В. Апатова, О. В. Бурнусова, Л. И. Долинера, А. П. Ершова, А. Ю. Кравцова, Ю. М. Корниенко, А. А. Леонтьева, И. В. Марусева, В. М. Монахова, Е. М. Разинкина, М. Ф. Роянова, Н. А. Сизин-цевой, С. А. Удалова, А. В. Шелухина и др.

Реализация и функционирование развивающей информационно-образовательной среды вуза возможно при создании специальных условий подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства. Профессиональная подготовка по специальности «Технология и предпринимательство» отличается от подготовки студентов других педагогических специальностей тем, что осуществляется подготовка специалиста, ориентированного на: приобретение знаний и умений из различных областей человеческой деятельности; изучение технологии обработки традиционных и нетрадиционных материалов, изготовление из них готовых изделий; приобретение практических навыков работы с различным технологическим оборудованием, инструментами и приспособлениями [6, с. 28].

Необходимые теоретические знания и практические умения студенты получают при выполнении требований ГОС ВПО, включающего в себя: дисциплины гуманитарного и социально-экономического блока (ГСЭ); дисциплины общего

математического и естественно-научного блока (ЕН); дисциплины общепрофессионального блока (ОПД); дисциплины предметной подготовки (ДПП), в том числе и дисциплины специализации (ДС).

Возможности интеграции дисциплин блока ГСЭ, ЕН, ОПД И ДПП специальности помогла нам в создании базы для активного внедрения информационных технологий и компьютерных средств обучения в процесс профессиональной подготовки. Информационные технологии и компьютерные обучающие средства являются составной частью качественной профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства. Внедрение современных технологий в различные отрасли народного хозяйства требует качественной профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по различным специализациям, осуществляющих в дальнейшем технологическую подготовку учащихся.

В Сибайском институте (филиале) Башкирского государственного университета профессиональная подготовка по специальности «Технология и предпринимательство» осуществляется по шести специализациям «Конструирование и моделирование одежды», «Декоративно- прикладное творчество», «Технология обработки пищевых продуктов и декоративно-прикладное творчество», «Горное дело», «Автодело и техническое обслуживание», «Художественная обработка материалов».

При изучении дисциплин специализации учебного плана специальности «Технология и предпринимательство» большое внимание уделяется изучению современных технологий обработки материалов, приобретению умений и совершенствованию навыков работы на новейших станках. В учебном процессе широко используются возможности информационных технологий в разработке и выполнении проектов, ориентированных на создание конкурентоспособной продукции по мировым стандартам. Программы учебных практик включают посещение и знакомство с производственным процессом современных производств различной направленности деятельности. Необходимо отметить, часть выпускников получают приглашения на работу в качестве технологов по обработке камня, инженерно-технических работников по эксплуатации и ремонту автомобильного транспорта, что подтверждает высокий уровень подготовки по специализациям.

Имитационное моделирование деталей в трехмерном изображении на практических занятиях по дисциплинам «Теория машин и механизмов», «Детали машин» позволяют наглядно представить изучаемые объекты, выделить отличительные свойства.

Дисциплины «Технологический практикум», «Народные промыслы и ремесла», «Эскизная графика», «Техническая эстетика и дизайн» помогают студентам реализовать дизайнерские умения и навыки путем создания объектов декоративно-прикладного искусства в компьютерной графике.

Будущий учитель технологии должен обладать умением точно воспроизводить с натуры форму по всем правилам реалистичного изображения, творчески преобразовывать ее, выявляя формообразующие, декоративные и иные ее качества. Данные задачи реализуются при изучении дисциплин художественно-

графического блока учебного плана специальности «Технология и предпринимательство». Для сочетания фактуры, цвета и структуры материала, представления готового изделия, сочетание форм и размеров изготавливаемого объекта используются мультимедийные средства обучения.

Пакеты прикладных компьютерных программ используются студентами специальности «Технология и предпринимательство» при выполнении творческих проектов по дисциплинам специализаций. С помощью компьютерных программ, специальных лицензионных и разработанных силами студентов, разрабатываются схемы для вышивки крестом и подбора рисунка; производится расчет калорийности пищевых продуктов; составляются сметы расходов на изготовление корпусной мебели; изготавливаются лекала изделий и т. д.

При изучении дисциплин специализации мы используем видеофильмы с демонстрацией технологического оборудования, процессов и инструментов; компьютерные программы для выполнения и изготовления деталей в трехмерном изображении; оборудование с компьютерной системой управления. Это помогает нам сформировать у студентов специальности «Технология и предпринимательство» основы технологической культуры - техническое мышление; художественно-образное представление изучаемого объекта (процесса, явления); графическую культуру, культуру рабочего места и т. д. Структура организации профессиональной подготовки студентов специальности «Технология и предпринимательство» в развивающей информационно-образовательной среде представлена в табл. 1.

В качестве основного формирующего компонента развивающей информационно-образовательной среды, на базе специальности «Технология и предпринимательство» Сибайского института (филиала) БашГУ, нами была принята творческо-технологическая лаборатория (ТТЛ), которая объединяет студентов по интересам и видам деятельности. ТТЛ осуществляет свою работу в процессе учебно-профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства.

Функционирование ТТЛ способствует: разностороннему развитию профессионально необходимых качеств специалиста, закреплению полученных теоретических знаний и практических умений на практике, приобретению новых знаний, развитию креативности. В ТТЛ используются различные дидактические средства, ориентированные на профессионально-личностное развитие будущего учителя технологии и предпринимательства (технологии задачного, диалогового, проблемного, контекстного, модульного обучения и др.). Данная лаборатория включает в себя десять секций, в т. ч. секцию «информационные технологии в образовательной области «Технология»».

Секции ТТЛ взаимодействуют между собой, осуществляя тем самым реализацию межпредметной интеграции в профессиональной подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства. Работа каждой секции взаимодополняет друг друга и способствует формированию компетентного специалиста. Структура профессиональной подготовки будущих учителей технологии в развивающей информационно-образовательной среде на основе ТТЛ представлена в табл. 2.

Таблица 1

Особенности профессиональной подготовки студентов специальности «Технология и предпринимательство» в развивающей информационно-образовательной среде

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности

«Технология и предпринимательство»

Г

Дисциплины

гсэ ЕН ОПД ДПП дс Курсы по

выбору

1

Компоненты развивающей информационно-образовательной среды

Электрон- Виртуальные ла- Банк тестовых Самосто- Научно- Творческо- Интернет,

ные учебно- боратории: физика, заданий по дис- ятельная иссле- техноло- средства

методические сопротивление циплинам, расчет- учебно- дова- гическая массовой

комплексы по материалов, теория но-графических и познава- тельская лаборато- информации

дисциплинам машин и механизмов, курсовых работ, тельная работа рия и телекомму-

учебного плана компьютерного и выпускных ква- деятель- студентов никации

специальности математического мо- лификационных ность

делирования и т. д. работ

і

Информационные технологии в моделировании явлений, объектов, процессов

ИНФОРМАЦИОННОПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Использование моделирования в методе проектов. Разработка учебных программ, моделирующих изучаемые процессы. Создание группами студентов комплексных проектов в творческо-технологической лаборатории. Широкое использование возможностей всемирной сети Интернет при выполнении оригинальных проектов, отвечающих мировым стандартам. ИНФОРМАЦИОННОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Использование программных продуктов при выполнении расчетно-графических, курсовых и выпускных квалификационных работ. Демонстрационные презентации, виртуальные эксперименты, основы автоматизированного проектирования при выполнении индивидуальных заданий по дисциплинам специальности. Участие в on-lain конференциях. Организация учебно-технологической, учебно-производственной и педагогической практики. Организация и функционирование ТТЛ

I

Компетенции выпускника специальности «Технология и предпринимательство»

Таблица 2

Организация развивающей информационно-образовательной среды на основе творческо-технологической лаборатории

Организационно-методические вопросы Объекты деятельности Направления деятельности

Методическое обеспечение Организация деятель- ности Студенты Профессорс- ко-препода- вательский состав Обучение Тестирова- ние НИРС

Электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам, Электронные учебники, Спецкурсы, Банк тестовых заданий, Виртуальные лаборатории, Апробация рейтинговой системы контроля знаний Деловое сотрудничество с вузами, Организация семинаров по проблемам использования ИТ, разработка сайтов Внедрение средств ИТ в образовательный процесс, разработка презентаций по темам Личностно-ориентированный подход, деятельностный подход, компетент-ностный подход Компьютерное сопровождение лекционных и практических занятий, организация курсов повышения квалификации Банк заданий для промежуточного и итогового контроля знаний по различным дисциплинам Студенческое научное общество, участие в конкурсах и выставках, организация факультативных занятий по внедрению ИТ

Творческо- технологическая лаборатория

Консультативно-просветительская работа Этапы Практика

Семинары, конференции и мастер-классы, Сбор теоретического и практичес кого материала, организаций сайта разработка и дизайн сайта, методи ческое наполнение сайта. Внедрение результатов работы студентов с огра ниченным доступом - Организация творческих групп студентов , по интересам, кураторство старших курсов - над младшими курсами, создание банка творческих работ студентов по специали- - зациям

Результат

Информационная компетентность - сбор и анализ информации, выделение главного в информационном потоке, Развитие и апробация систем обмена учебной, учебно-научной и методической систем Владение компьютерными средствами обучения и информационными технологиями, организация электронного документооборота Апробация компонентов развивающей информационно-образовательной среды Разработка эскиза изделий из различных материалов использованием ИТ Обработка изображений для последующего использования при изучении дисциплин специализации Создание изделий из традиционных и нетрадиционных материалов

Деятельность ТТЛ с использованием компьютерных средств обучения помогает анализировать материальные и информационные процессы; создавать информационные модели с последующей практической реализацией объектов деятельности. Смена слайдов, цветное оформление, звук, анимация, возможность пересмотра помогают студентам лучше овладеть теоретическим материалом, наглядно увидеть технологические процессы, инс-

трументы и оборудование, которое не всегда имеется в наличии на базе учебного заведения.

Компьютерные технологии являются средством расширения и углубления знаний в области будущей профессиональной деятельности специалиста, обеспечивают полное раскрытие его творческого потенциала, познавательных способностей, формирование научной картины мира. Использование компьютерных технологий повышает эффективность усвоения учебной информации с учетом основных принципов и закономерностей педагогического процесса. Применение информационных технологий обеспечивает полную и точную информацию об изучаемом явлении или объект, тем самым способствует повышению качества обучения; помогает удовлетворить и в максимальной мере развить познавательные интересы студентов; повышает наглядность обучения; повышает темп изучения учебного материала; увеличивает объем самостоятельной работы на занятиях.

Профессиональная подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства требует использования в качестве наглядных пособий огромного количества таблиц, схем, макетов, рисунков и раздаточного материала для индивидуальной работы. Компьютерные технологии, обеспечивая оптимизацию таких видов деятельности, как сбор, систематизация, хранение, поиск, обработка и представление информации, имеют большое значение в образовании и используются при изучении дисциплин учебного плана специальности «Технология и предпринимательство».

Выпускник вуза станет компетентным специалистом, если в течение всего периода обучения ведется целенаправленная работа с использованием компьютерных средств и новых информационных технологий, обеспечивается доступ к образовательным ресурсам мирового информационного пространства и выполняются общепедагогические требования [3, с. 24].

Одним из условий подготовки компетентных специалистов является личностно ориентированный подход к организации учебно-воспитательного процесса. Такой подход формирует мышление будущих педагогов с учетом индивидуальных качеств, с опорой на самостоятельную учебнопознавательную деятельность, носящую творческий характер и профессиональную направленность, с применением на практических занятиях в лабораториях и в учебных мастерских информационных технологий и компьютерных средств. Это находит отражение в тематике и содержании курсовых, дипломных работ и творческих проектов, выполняемых будущими учителями технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки.

Таким образом, в образовательном процессе высшего учебного заведения создание информационно-образовательной среды на современном этапе развития педагогики является актуальным. Анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение ряда диссертационных работ позволяет сделать вывод о том, что применение компьютеров и информационных технологий в образовательном процессе помогают организации педагогичес-

кого процесса, открывают большие возможности для выявления и развития творческих способностей, способствуют квалифицированной подготовке будущего специалиста. Сказанное выше ведет к развитию и расширению деятельности будущего педагога в области информатики и информационных технологий; разработке действующих электронных учебников по дисциплинам, их применению непосредственно в образовательном процессе и формированию единой информационно-образовательной среды.

Использование принципов контекстного, деятельностного, личностноориентированного подхода в развивающей информационно-образовательной среде определяют направления, методы и формы работы со студентами в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Сочетание указанных принципов позволяет преподавателям развивать различные виды компетенций у будущих студентов. В результате совместной работы преподавателя и студентов, включающей выполнение разных видов мыслительных операций (анализ, обобщение, сравнение, выявление закономерностей, логических связей, характерных особенностей объектов познания) у студентов формируются необходимые профессиональные компетенции.

Библиографический список

1. Алейников, В. В. Подготовка студентов к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / В. В. Алейников. - Брянск, 1998. - 24 с.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030600. - Технология и предпринимательство [Текст]. - М., 2005. - 22 с.

3. Давлеткиреева, Л. 3. Информационно-предметная среда как средство профессиональной подготовки будущих специалистов в университете : дис. канд. пед. наук [Текст] / Л. 3. Давлеткиреева. - Магнитогорск, 2006. - 184 с.

4. Ковалева, Е. А. Педагогические условия формирования базовой информационно-компьютерной готовности студентов вузов [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Челябинск, 2001. - 18 с.

5. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.

6. Хотунцев, Ю. Л. Совершенствование преподавания образовательной области «Технология» в культуросообразной школе. Материалы VI Международной конференции по проблемам технологического образования школьников «Технология 2000: Теория и практика преподавания технологии в школе (Т-2000)» [Текст] / Ю. Л. Хотунцев. - Самара, 2000. - С. 28-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.