Научная статья на тему 'Профессионализация самосознания курсантов на практических занятиях по «Методике преподавания психологии»'

Профессионализация самосознания курсантов на практических занятиях по «Методике преподавания психологии» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ВНИМАНИЕ / СПОСОБНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Тамара Леонидовна

В данной статье представлен подход к реализации компетенции через понимание психологии со стороны курсантов и ее реализации на практике. Реализация такого подхода осуществляется через проективную деятельность. Мотивы, научные теории и концепции, включены в базу проективной деятельности. В статье также приводится обоснование инновационных проектов и метод их защиты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева Тамара Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионализация самосознания курсантов на практических занятиях по «Методике преподавания психологии»»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

УДК 378

Журавлева Тамара Леонидовна

кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры психологии Санкт-Петербургского университета МВД РФ

Санкт-Петербург, РФ E-mail:tamara.zhuravlev@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ САМОСОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

ПО «МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ»

Аннотация

В данной статье представлен подход к реализации компетенции через понимание психологии со стороны курсантов и ее реализации на практике. Реализация такого подхода осуществляется через проективную деятельность. Мотивы, научные теории и концепции, включены в базу проективной деятельности. В статье также приводится обоснование инновационных проектов и метод их защиты.

Annotation

In this article is represented the approach to the implementation of competence through the understanding of the psychology by cadets and its implementation in practice. The realization of this approach is made through the projective activity. The motives, scientific theories and concepts are included to the base of the projective activity. The article also explains the rationale of innovation projects and the method of their protection.

Ключевые слова

Профессиональное самосознание, мотивация, внимание, способность конструкции,

субъективность, компетентность

Keywords

Professional self-awareness, motivation, focus, design ability, subjectivity, competence

Большую часть своей сознательной жизни человек связан с профессиональной деятельностью. Насколько качественно будет подготовлен специалист, тем плодотворнее будет его профессиональный путь. Подготовка курсантов к профессии «психолог» для органов внутренних дел настолько многогранна, что наряду с психологическими знаниями и умениями вооружает курсанта умением преподавать. На первый взгляд такие умения в профессии психолога не должны быть востребованы и для курсанта не являются значимыми. Практическая деятельность «психолога» иначе рассматривает востребованность этих умений и предполагает, что психолог должен владеть преподавательской деятельностью, в соответствии с Приказом МВД России от 10.08.2012 г. № 777 «По организации морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» определяющим цели, задачи, психологическое содержание и формы проведения занятий.

Учебный план подготовки специалиста «психолога» представляет возможность для реализации профессиональных компетенций ФГОС таких, как способность разрабатывать программы, организовывать и осуществлять общую, специальную и целевую психологическую подготовку сотрудников, а также способность преподавать психологические дисциплины... Реализация, указанных компетенций в полном объеме возможна при профессионализации самосознания будущего специалиста.

Профессиональное самосознание - это проекция всех структурных компонентов сознания на профессиональную деятельность.

Самосознание более широкое понятие и в психологии рассматривается как высшее выражение сознания человека, проявляющееся в осознании и переживании сложившейся системы его представлений о самоё себе, о сформированных социальных отношениях, потребностях, мотивах деятельности, поведении, которое рассматривается в «Я-концепции» через самооценку и оценку окружающих.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

Понимание профессионального самосознания следует рассматривать через осознание личностью свойств и качеств, которые ей следует развивать в процессе профессионального становления.

Рассматривая профессиональное самосознание, О.В. Москаленко выделяет факторы, способствующие его развитию - это мотивация к достижению высокого уровня профессионального мастерства; профессиональное субъективно-ориентированное обучение; направленность личности на овладение данной профессией; оптимальный временной промежуток. Исходя из выделенных факторов, были определены три направления в работе с курсантами: 1 - мотивирование к достижению высокого уровня профессионального мастерства в области преподавания психологии; 2 - профессиональное субъективно-ориентированное обучение; 3 - направленность личности на овладение педагогической профессией. [5]

Рассмотрим такие понятия как профессиональная мотивация и учебная мотивация. О профессиональной мотивации у курсантов можно говорить тогда, когда присутствует интерес к выбранной профессии, ее характеризующим компонентам. Познавательный интерес в учебной деятельности рассматривают, как внутреннюю познавательную мотивацию, направленную на приобретение знаний. При соединении профессионального и учебного интереса формируется профессиональное самосознание, т.е. обучающийся овладевает знаниями и умениями в области профессиональных компетенций на уровне сознания.

Мотивация к преподаванию на начальном этапе изучения «Методики преподавания психологии» среди курсантов 4 курса составляла всего 22%. Для повышения мотивации был использован метод работы с первичными документами - изучение приказа МВД России от 10.08.2012 г. № 777. Содержание данного приказа убедило курсантов в необходимости освоения умением преподавать. [1] Для проявления интереса к изучаемой дисциплине был использован прием составления творческого рассказа о психологии, как о науке для разных возрастных категорий.

Второй подход рассматривается как субъективно-ориентированный. «...Субъектность - это способность человека:

- реализовывать в пространстве человеческой культуры свой индивидуальный замысел, воплощая его в продукте своей деятельности - деятельностная теория А.Н. Леонтьева;

- строить и преобразовывать посредством своей деятельности и ее продукта условия существования другого человека (других людей), утверждая и восстанавливая их связь с человеческим родом (с культурой) - культурно-историческая концепция Л.С. Выготского;

- строить и преобразовывать себя в этой деятельности как субъекта и творческую индивидуальность», что соотносится с проективными способностями педагога (по Н.В. Кузьминой). [2]

Н.В. Кузьмина определила, что проектировочные способности находят свое проявление в способности представить конечный результат воспитывающего обучения в заданиях-задачах, расположенных во времени на весь период обучения, что готовит обучающихся к самостоятельному решению задач. [4]

Курсанты на протяжении изучения дисциплины «Методика преподавания психологии» развивают проективные способности посредством инновационного метода проектов. Метод проектов в реализации содержания практических занятий по дисциплине основывается на воплощении знаний психологических теорий и концепций (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б. Скиннер и др.) а также педагогических теорий обучения (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, В.В. Давыдов, А.А. Вербиций и др.). Использование метода проектов дает возможность курсантам, во-первых, проектировать занятие, в соответствии с созданным образом плана-занятия; во-вторых, наполнять содержание занятия знаниями по психологии, необходимыми сотруднику органов внутренних дел; в-третьих, при проектировании занятия происходит «распредмечивание» (Эльконин Д.Б.) научного знания, необходимого для построения профессиональных ситуаций и устанавливается связь психологических знаний с деятельностью сотрудника органов внутренних дел.

Третье направление - направленность личности на овладение педагогической профессией тесно связана с профессиональной мотивацией и потребностью в достижении высокого уровня профессионального мастерства, подкрепляемая защитой проектов-занятий. Достижение этого уровня рассматривалось через профессиональную мотивацию, которая к завершению изучения дисциплины достигла 83 %, что позволяет

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

говорить о сформированном профессиональном самосознании в области педагогической деятельности и реализации профессиональных компетенций. Список использованной литературы:

1. Приказ МВД России от 10.08.2012 г. № 777 «По организации морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

2. Жуланова И.В. Построение субъектно ориентированных образовательных ситуаций подготовки педагогов и педагогов-психологов в вузе. Интернет-журнал «Науковедение» № 2(21)/2014.

3. Журавлева Т.Л. Принцип соединения теории с практикой обучения/Сб. Повышение эффективности образования и науки в СПб ун-те МВД России в рамках реализации «дорожной карты» МВД России по материалам учебно-методического сбора. 2014. с.98-101.

4. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М., 2001. - 144 с.

5. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. М.: В.: ИПП, НПО «МОДЭК», 1996. - 256 с.

© Журавлева Т.Л., 2016

УДК 054

Забусова Елена Ивановна

учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail:elena111s@rambler.ru

ПРОБЛЕМА ПЕРЕРАБОТКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ И БЫТОВЫХ ОТХОДОВ.

Аннотация

Отходы производства и потребления является глобальной проблемой современности не только на территории Российской Федерации, но и мировом масштабе.

Ключевые слова

Транспорт, промышленные отходы, утилизация, бытовой мусор, потребность населения.

В природе отходы не накапливаются, а разлагаются. Человечество раньше избавлялось от отходов за счет таких же природных процессов. Но демографический взрыв и научно-технический процесс привели к тому, что в окружающую среду поступает такое огромное количество отходов, которое превосходит возможности природы. Проблему усугубляет производство все большего количества веществ, которые не разрушаются или разрушаются с трудом в результате естественных процессов.

Чтобы удовлетворить ежегодные потребности каждого человека в пищи, одежде жилье, обеспечить его культурные и эстетические потребности, используется примерно 20 т различного природного сырья.

Добыча полезных ископаемых удваивается во всем мире каждые 15 лет. Соответственно с этим увеличивается, и объем отходов, которые условно можно разделить на промышленные и бытовые отходы. Производство 1 кг полезной продукции приводит к образованию 100 кг отходов.. В настоящее время на каждого жителя планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, не считая автомобильного лома.

Таким образом, символом нашего времени стали не полеты в космос, а растущие горы бытового и производственного мусора, постепенно превращающие нашу планету в мусорный полигон.

Острота проблемы, несмотря на достаточное количество путей решения, определяется увеличением уровня образования и накопления промышленных отходов. Усилия зарубежных стран направлены, прежде всего, на предупреждение и отходов, а затем на их, вторичное использование и разработку эффективных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.