УДК 371.388.6
И.В. Г руздева
Гимназия № 10, г. Пермь
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
I.V. Gruzdeva
High school number 10, Perm
DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES AS A MEANS OF FORMATION OF SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL AGE STUDENTS
В работе обосновывается актуальность проблемы и раскрываются сущностные характеристики социокультурной компетентности учащихся младшего школьного возраста, факторы и основные средства ее формирования, воспитательные возможности проектно-исследовательской деятельности в этом процессе.
Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность,
социокультурная компетентность.
In the paper, the urgency of the problem and reveals the essential characteristics of the socio-cultural competence of students of primary school age, the factors and the basic means of its formation, educational possibilities of design research in the process.
Keywords: design and research activities, sociocultural competence.
Радикальные социальные, политические и экономические перемены в стране и мире меняют характер общественной жизни человека. Сегодня в обществе наметился переход от индустриального пути развития к постиндустриальному, ориентированному на человека, на раскрытие его социальной сущности, на решение глобальных социальных проблем. Это повышает свободу и ответственность каждого человека в обществе, в развитии жизни на планете. Связанные с этим преобразования в значительной степени опираются на использование образования как инструмента социализации личности. Современная школа призвана не просто обеспечить учащимся качественное формирование предметных знаний и умений, но и стать фактором
© Груздева И.В., 2013
||____ВЕСТНИК Ш ГПУ_________Серия № 1. Психологические и педагогические науки
развития социальной компетентности личности, позволяющей жить в постиндустриальном обществе.
Сегодня образование считается важнейшим средством и ресурсом становления креативной личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции, поэтому главная цель обучения в современных условиях -подготовить школьника к жизни в условиях завтрашнего дня, которые предъявят выпускнику школы иные требования, заставят действовать в новых ситуациях. В соответствии с запросами современного информационного общества выпускники должны:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать новые знания;
- критически мыслить, грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельными, контактными в разных социальных группах;
- самостоятельно работать над развитием собственной грамотности, интеллекта, культурного уровня.
Вместе с тем, как свидетельствуют теоретические исследования и анализ практики, в школе пока не уделяется должного внимания развитию социальной компетентности личности. Несмотря на реализацию гуманистической парадигмы образования и ее культурологической составляющей, выпускники по-прежнему, являясь хорошо информированными, владея предметными умениями и навыками, в большинстве не владеют умением жить в современном мире, самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях и решать жизненные проблемы. Это во многом связано с тем, что в практике школьного образования приоритет отдается обучению основам наук, в то время как воспитанию отводится второстепенная роль. Кроме того, в результате социальных изменений школе пришлось отказаться от привычных ориентиров и способов воспитания, новые же ориентиры пока находятся в стадии становления. Как следствие, учащиеся, получая в процессе обучения значительную сумму знаний об обществе, законах его функционирования, требованиях к ролевому репертуару поведения, не овладевают способностью к гибкому использованию этих знаний в быстро меняющемся мире, что выступает серьезным препятствием в социальной адаптации. В этих условиях становится очевидной необходимость ориентировать воспитание на оказание целенаправленной помощи школьникам в развитии их социальной компетентности.
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальное изучение эффективного влияния проектно-исследовательской деятельности на процесс формирования социокультурной компетентности учащихся.
Задачи исследования:
1. Выявить основные научные подходы к развитию социальной компетентности личности.
2. Конкретизировать научное представление о содержании понятия «социальная компетентность личности».
3. Выделить составляющие социальной компетентности учащихся, выявить её внутриличностные детерминанты и особенности развития у младших школьников, подростков и старших школьников.
4. Обосновать факторы, влияющие на развитие социальной компетентности школьников в условиях образовательного учреждения и создать модель сопровождения развития социальной компетентности учащихся.
5. На основе выявления подходов к изучению образовательной среды школы разработать методику оценки ее возможностей в развитии социальной компетентности школьников.
6. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия развития социальной компетентности учащихся в общеобразовательном учреждении.