Научная статья на тему 'Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования социокультурной компетентности у учащихся младшего школьного возраста'

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования социокультурной компетентности у учащихся младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES / SOCIOCULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздева Ирина Викторовна

В работе обосновывается актуальность проблемы и раскрываются сущностные характеристики социокультурной компетентности учащихся младшего школьного возраста, факторы и основные средства ее формирования, воспитательные возможности проектно-исследовательской деятельности в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES AS A MEANS OF FORMATION OF SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL AGE STUDENTS

In the paper, the urgency of the problem and reveals the essential characteristics of the socio-cultural competence of students of primary school age, the factors and the basic means of its formation, educational possibilities of design research in the process.

Текст научной работы на тему «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования социокультурной компетентности у учащихся младшего школьного возраста»

УДК 371.388.6

И.В. Г руздева

Гимназия № 10, г. Пермь

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

I.V. Gruzdeva

High school number 10, Perm

DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES AS A MEANS OF FORMATION OF SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL AGE STUDENTS

В работе обосновывается актуальность проблемы и раскрываются сущностные характеристики социокультурной компетентности учащихся младшего школьного возраста, факторы и основные средства ее формирования, воспитательные возможности проектно-исследовательской деятельности в этом процессе.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность,

социокультурная компетентность.

In the paper, the urgency of the problem and reveals the essential characteristics of the socio-cultural competence of students of primary school age, the factors and the basic means of its formation, educational possibilities of design research in the process.

Keywords: design and research activities, sociocultural competence.

Радикальные социальные, политические и экономические перемены в стране и мире меняют характер общественной жизни человека. Сегодня в обществе наметился переход от индустриального пути развития к постиндустриальному, ориентированному на человека, на раскрытие его социальной сущности, на решение глобальных социальных проблем. Это повышает свободу и ответственность каждого человека в обществе, в развитии жизни на планете. Связанные с этим преобразования в значительной степени опираются на использование образования как инструмента социализации личности. Современная школа призвана не просто обеспечить учащимся качественное формирование предметных знаний и умений, но и стать фактором

© Груздева И.В., 2013

||____ВЕСТНИК Ш ГПУ_________Серия № 1. Психологические и педагогические науки

развития социальной компетентности личности, позволяющей жить в постиндустриальном обществе.

Сегодня образование считается важнейшим средством и ресурсом становления креативной личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции, поэтому главная цель обучения в современных условиях -подготовить школьника к жизни в условиях завтрашнего дня, которые предъявят выпускнику школы иные требования, заставят действовать в новых ситуациях. В соответствии с запросами современного информационного общества выпускники должны:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать новые знания;

- критически мыслить, грамотно работать с информацией;

- быть коммуникабельными, контактными в разных социальных группах;

- самостоятельно работать над развитием собственной грамотности, интеллекта, культурного уровня.

Вместе с тем, как свидетельствуют теоретические исследования и анализ практики, в школе пока не уделяется должного внимания развитию социальной компетентности личности. Несмотря на реализацию гуманистической парадигмы образования и ее культурологической составляющей, выпускники по-прежнему, являясь хорошо информированными, владея предметными умениями и навыками, в большинстве не владеют умением жить в современном мире, самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях и решать жизненные проблемы. Это во многом связано с тем, что в практике школьного образования приоритет отдается обучению основам наук, в то время как воспитанию отводится второстепенная роль. Кроме того, в результате социальных изменений школе пришлось отказаться от привычных ориентиров и способов воспитания, новые же ориентиры пока находятся в стадии становления. Как следствие, учащиеся, получая в процессе обучения значительную сумму знаний об обществе, законах его функционирования, требованиях к ролевому репертуару поведения, не овладевают способностью к гибкому использованию этих знаний в быстро меняющемся мире, что выступает серьезным препятствием в социальной адаптации. В этих условиях становится очевидной необходимость ориентировать воспитание на оказание целенаправленной помощи школьникам в развитии их социальной компетентности.

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальное изучение эффективного влияния проектно-исследовательской деятельности на процесс формирования социокультурной компетентности учащихся.

Задачи исследования:

1. Выявить основные научные подходы к развитию социальной компетентности личности.

2. Конкретизировать научное представление о содержании понятия «социальная компетентность личности».

3. Выделить составляющие социальной компетентности учащихся, выявить её внутриличностные детерминанты и особенности развития у младших школьников, подростков и старших школьников.

4. Обосновать факторы, влияющие на развитие социальной компетентности школьников в условиях образовательного учреждения и создать модель сопровождения развития социальной компетентности учащихся.

5. На основе выявления подходов к изучению образовательной среды школы разработать методику оценки ее возможностей в развитии социальной компетентности школьников.

6. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия развития социальной компетентности учащихся в общеобразовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.