Рассматривая культурную динамику сквозь призму категории «социальная потребность», можно
добиться прояснения и примирения различных концепций и подходов, пытающихся объяснить глубинные
причины механизмов функционирования культур, аспектов их самоорганизации и адаптации к меняющейся
природной и исторической среде [1, с. 35-37].
Литература
1. Аргонов В.Ю. Искусственное программирование потребностей человека: путь к деградации или новый стимул развития? // Вопросы философии. - 2008. - № 12. - С. 22-37.
2. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. - 804 с.
3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / пер. с нем. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.
4. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 223 с.
5. Назаретян А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации: Очерки по эволюционно-
исторической психологии. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 256 с.
6. Пас О. Сыны праха // Иностр. лит-ра. - 2003. - № 5. - С. 167-178.
7. Семенов Ю.И. Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и
пространстве // Философия и общество. - 1997. - № 1. - С. 156-217.8. Философия и методология истории: сб. ст. / под ред. И.С. Кона. - М.: Изд-во Прогресс, 1977. - 336 с.
УДК 719.6 Е.А. Трощенкова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
Анализируется современная культурная ситуация российского общества. Рассматривается роль и место социокультурного проектирования в культурных процессах. Определены основные направления социокультурного проектирования в рамках культурных инноваций.
Ключевые слова: социокультурное проектирование, инновации, культура.
E.A. Troshchenkova PROJECTING IN THE SPHERE OF CULTURE: INNOVATION ASPECT
Modern cultural situation in Russian society is analyzed. Role and place of social and cultural projecting in the cultural processes are considered. The main directions of social and cultural projecting in the cultural innovation framework are determined.
Key words: social and cultural projecting, innovations, culture.
Нет такой сферы жизнедеятельности человека, на которую не повлияла бы культура. Наибольшее же влияние она оказывает на образ жизни каждого члена общества, любой личности. То, что представляет из себя культура в данной стране можно понять, проанализировав установки сознания, духовные потребности, ценности ее граждан, ведь все вышеперечисленное влияет на характер поведения, общение людей, ценности, образцы, нормы поведения. Люди стремятся к образу жизни, предполагающему высокий уровень сознания и культуры. Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Таким образом, подход к решению проблем культуры в России следует искать не вовне, а внутри самого российского общества.
На современном этапе развития общества сфера культуры находится в состоянии глубокого системного кризиса. Основания этого кризиса лежат в сфере духовной культуры человечества, имеющей сегодня негативное очертание, связанное с разрушением целостности бытия современной личности. «Это обусловлено тем, что в условиях наступившего XXI века российский человек преимущественно ориентирован на достижение материального благополучия (к чему он психологически не подготовлен), а высшие духовные ценности либо играют в его жизни незначительную роль, либо подменяются ценностями
западной культуры, далекими, по своей сути, от духовной сферы» [1]. Современное общество остро и болезненно переживает духовный кризис, обусловленный утратой общественных идеалов и разрушением традиционных механизмов культурной преемственности, поэтому проблема реализации ценностноориентационных, инновационных потенциалов культуры сегодня приобретает особое значение. Масштабность и глубина происходящих в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающих интересы всего общества. Понижение социально-экономического статуса общества, растущая безработица, ограничение доступа к образованию и культурным ценностям вызывает социальную дифференциацию личности, стимулирует рост адаптивных и деструктивных реакций на складывающиеся жизненные ситуации. Глубинным социокультурных фактором, порождающим эти проблемы, является разрыв связей человека с миром, проявляющийся в слабой включенности в социально-культурные институты, равнодушном отношении к прошлому и отсутствии образа будущего, неспособности адекватно осмыслять жизненные проблемы и самоопределяться в духовно-нравственной плоскости. Выход из сложившейся ситуации многие современные отечественные и зарубежные ученые видят в обращении к культуре.
В ситуации глобальных цивилизационных изменений культура играет огромную роль в системе обеспечения жизнедеятельности социума. Во все времена сфера культуры в неразрывном единстве двух своих функций - сохранения и развития - была основным хранилищем и транслятором культурных традиций из поколения в поколение, участвуя в формировании менталитета личности, несла ответственность за духовное возрождение современного общества.
Среди современных социокультурных проблем и их региональной специфики одно из центральных мест занимает проблема сохранения и приумножения отечественной культуры. Ее острота очевидна на пороге XXI века и в кризисных условиях современной России и нашла свое отражение в «Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 20092015 годы», утвержденной Министерством культуры РФ в декабре 2008 года. Одно из приоритетных направлений Концепции - повышение эффективности существующих и созданию новых, адекватных современному развитию российского общества условий сохранения нематериального культурного наследия [5].
Если анализировать ситуацию, характерную для культурной жизни российского общества, то обнаруживается ее многосложность и противоречивость. С одной стороны, все более широкое использование получает адресная поддержка различных инициатив, осуществляемых в виде целевых программ федерального и локального характера. Исчезает чувство культурной изоляции, в культурную память возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению. Востребуется и во многом осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры -философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль.
В то же время в обществе набирают силу тенденции и процессы, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию. Основными проблемами, отражающими характер социокультурного окружения людей и не имеющими пока эффективных средств решения, является массовая неосвоенность имеющихся в культуре инноваций, расхождение между запросами различных членов общества и возможностями их удовлетворения, отсутствие технологических средств обобщения и интегрирования нового социокультурного опыта. В социальной сфере все более заметной становится тенденция социального расслоения по таким социокультурным основаниям, как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус. Одним из источников социально-культурных и личностных проблем являются интенсивные миграционные процессы, разрушающие культурную целостность поселений, «выключающие» из процесса культурного саморазвития большие социальные группы.
Современный этап развития характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, включая сферу культуры. Инновации все более приобретают статус ключевого индикатора культурного процесса того или иного общества. Необходимо отметить, что мерой инновационного потенциала общества является его способность обеспечивать социальное пространство для созидательной, творческой деятельности людей, адекватной оценки ее продукта, принятия результатов этой деятельности. «Инновации возникают в результате научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, финансовых, правовых и социальных отношений в сфере науки, культуры, образовании и других сферах деятельности общества» [3]. Свободное использование новой терминологии (инновационный процесс, инновационная активность, инновационный характер, инновационный потенциал, инновационная деятельность и др.) подчеркивает вектор общественного развития современной России. Широкое распространение инноваций означает ее восприятие индивидуальным и общественным, создание,
порождение значимых изменений, которые отличаются прогрессивностью и могут относиться к любой сфере жизнедеятельности общества и человека. В 2002 году Президентом России В.В. Путиным была поставлена стратегическая задача перевода экономики страны на инновационный путь развития и построения национальной инновационной системы, утвержденная в документе «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Для обеспечения государственной поддержки, сохранения и развития культуры России реализуется федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010 годы)». Региональная программа «Развитие инновационной деятельности в Кемеровской области» на 2008-2010 годы направлена на увеличение вклада науки в модернизацию экономики и повышение востребованности научно-технических инноваций производством.
Наблюдаемую сегодня в обществе тенденцию к деградации духовной жизни и культурной среды необходимо уравновесить позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социокультурной жизни, улучшение условий существования и качества человеческой жизнедеятельности, на раскрытие культурного потенциала.
Одним из таких позитивных процессов можно назвать социокультурное проектирование, ведущая целевая ориентация которого заключается в разработке условий, способствующих саморазвитию социально-культурного субъекта (личности, общности, общества в целом) посредством решения или предупреждения проблем, характеризующих неблагоприятные условия жизнедеятельности. В этой связи существенным аспектом содержательной части социокультурного проекта является оптимизация непосредственной среды обитания человека, создание избыточных социальных условий, стимулирующих развитие личности. Известно, что богатство индивидуальности определяется наличием множества своеобразных социокультурных ниш, которые служат формой востребования личностного потенциала. И это вполне закономерно, так как лишь творческая самобытность, индивидуальность, востребованная обществом, гарантирует «приращение» и накопление культурных ценностей, их сохранение и развитие.
Проективная (проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, так как она строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Создание замысла проекта предполагает определенное культурное преобразование -появление новых культурных аналогов. Процесс проектирования - это поиск компромисса между культурными аналогами и инновациями. Социокультурное проектирование направлено на разработку программ поддержки и развития культуры.
Технология социокультурного проектирования предполагает определенную мировоззренческую установку проектировщика, его позиционное самоопределение по отношению к объекту проектной деятельности, которое может осуществляться в пространстве двух альтернатив: изменение (развитие) или сохранение. Постановка и характер проектных целей, зависящих от ценностной позиции проектировщика, имеют важные последствия, как с точки зрения успешности реализации проекта, так и с точки зрения оптимальности, органичности, полезности осуществленных преобразований. В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий. Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона - объекта внедрения проекта, а уже потом - саморазвитие субъекта культуры. Процессы развития сами запускаются как бы «поверх» целей на сохранение и стабилизацию ситуации. Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в «чужой» культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, «искусственно» преобразуется. Идея развития, лежащая в основе данного типа проектов, определяется в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом проектной деятельности. Когда в результате рефлексии ситуации обнаруживается ограниченность наличного состояния относительно новых задач и проблем, программное мышление становится средством формирования модели развития. Выход видится в радикальной смене культурной реальности путем внедрения новых культурных норм, ценностей, технологий, активизации механизмов внедрения инноваций [2].
В проектировании культурных программ сегодня необходима инновационная направленность, так как «одним из ведущих противоречий, характеризующих современную социокультурную ситуацию, является разрыв между инновационным потенциалом культуры и массовой способностью его освоения и использования в повседневной социокультурной практике» [4]. Об этом свидетельствует низкий уровень культуры производства, культуры труда, длительный период адаптации молодых специалистов на рабочем
месте, растущее недовольство членов общества содержанием образа жизни и качеством жизни, плохое состояние жизненной среды (экологические разрушения, запущенные города, неудобные квартиры, неблагоустроенные рабочие места и пр.). Следовательно, ранее сложившиеся способы освоения форм культурной жизни, относящиеся к ее менее динамичному состоянию, устарели, необходим их критический пересмотр и выход на осмысление, формирование и распространение новых социально значимых культурных образцов (деятельности, поведения, отношения к природе, обществу, другим людям), соответствующих сегодняшней ситуации.
В настоящее время в различных сферах культуры накоплен значительный модернизационный потенциал, который является, как правило, результатом некритичного заимствования опыта и результатов развития других культурных систем и потому зачастую воплощается в жизнь в уродливых формах. Этот потенциал может быть использован во благо развития культуры, личности, общества (особенно в части инноваций, связанных с информационными и производственными технологиями), но только в том случае, если будет соответствовать специфике отечественной культуры, если его внедрению будет предшествовать этап освоения собственного культурного наследия и обретения национально-культурной идентичности.
Естественная соразмерность традиционных и инновационных механизмов и процессов культурной развития обеспечивается созданием (в ходе реализации проекта) условий, как создающих предпосылки для культурных инноваций, так и поддерживающих культурную преемственность.
Оптимизация культурной жизни, и особенно на региональном уровне, предполагает востребованность историко-культурных ценностей, включенность их в контекст современных культурных процессов. Следовательно, в основу культурного развития (по крайней мере, на данном этапе) должна быть положена идея преемственности, сохранения, созидания. Приоритетными задачами социокультурного проектирования в этой связи следует рассматривать поддержку тех ценностей, норм, традиций, культурных практик, которые «отфильтрованы» историческим опытом многих поколений, отвечают критериям нравственности и гуманистичности, отражают специфику территории и могут рассматриваться в качестве социокультурных стабилизаторов жизнедеятельности общества и человека.
Разрабатываемые в ходе социокультурного проектирования программы, ориентированные на раскрытие культурного потенциала, направлены на решение проблем социокультурной направленности, которые характеризуют неблагоприятное состояние тех или иных составляющих среды или образа жизни и возникают как субъективно воспринимаемое несоответствие между оптимальным уровнем культурного развития и его реальным состоянием.
В процессе разработки программы очень важно найти оптимальное соотношение двух целевых установок, определяемых двумя подходами к культуре. С одной стороны, культуру необходимо рассматривать как самоценную сущность, то есть материальную и духовную среду обитания человека, условие его развития и самореализации. Проектное мышление в данном случае предполагает понимание культуры как целостного объекта, подлежащего сохранению и воспроизводству, и ориентируется на заполнение недостающих мест внутри культурного целого посредством создания систем поддержки и реставрации (например, программы музеефикации и консервации культурных норм и способов их трансляции) [2]. Ведущей целевой установкой проектов и программ в таком случае будет создание оптимальных условий, способствующих естественному развитию культуры как самоценного явления.
С другой стороны, культура (культурная деятельность) является условием и средством решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях социального и индивидуального бытия. Проекты такого типа в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т. д.), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации.
По содержанию проблем в сфере культуры, определяющих актуальность проекта и новизну способов их разрешения, проекты могут быть типовыми и уникальными. Типовые проекты воспроизводятся в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с местными условиями (например, проекты стандартных учреждений культуры), то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования (например, проекты, связанные с реставрацией и использованием неповторимых архитектурных сооружений, природных ландшафтов и пр.).
Социокультурному проектированию подлежат процессы и явления, характерные для культуры общества в целом; а также культурная жизнь конкретного региона - здесь предметом регуляции (и программирования) являются различные социально-культурные субъекты (объединения, организации, учреждения), а целью - создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культурной деятельности, имеющих общественную и личностную значимость,
способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни социума, развитию исторической, экологической культуры человека.
Как правило, культурные проекты и программы концентрируются вокруг стратегических целей культурной политики, которые представляют собой определенный баланс усилий (средств, ресурсов), направленных на сохранение культуры, раскрытие культурного потенциала и внедрение инновационных элементов.
Целевая установка проектов и программ на сохранение и воспроизводство культуры обеспечивается созданием условий, необходимых для:
- сохранения жизнеспособных ценностей и явлений культуры прошлого, характерных для всех составляющих социокультурной среды (в предметно-пространственном мире - сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и культуры, архитектурной среды; в отношениях между людьми -поддержка адекватных современности традиционных образцов поведения и общения; в познавательнооценочной сфере - хранение и введение в культурный оборот текстов гуманитарной культуры прошлого);
- освоения и активного использования в актуальном пространстве жизнедеятельности культурного наследия (элементов предметной среды прошлого, жизнеспособных традиционных нравов, обычаев, ритуалов и т. д.).
Приоритетные социокультурные проекты в рамках культурных инноваций направлены на:
- содействие развитию творческих союзов и других общественных организаций в сфере культуры, в том числе молодежных объединений;
- создание целевых программ в области культуры, рассчитанных на улучшение материальнотехнической базы, материального благосостояния работников сферы культуры, поддержание одаренных детей (стипендии, премии, гранты), повышение уровня профессионализма работников культуры посредством переподготовки и повышения квалификации, установление взаимовыгодных контактов с вузами культуры, НИИ;
- выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий оптимального существования в сегодняшней социокультурной ситуации (например, экологически безопасных способов существования человека в среде, форм оптимальной организации пространств в поселениях, образцов архитектурных сооружений, монументального, прикладного искусства, дизайна);
- освоение эффективных с позиции социальной и личностной значимости новых форм ролевых и неформальных связей между людьми, способов эффективного межличностного взаимодействия;
- оснащение находящегося в проблемной ситуации человека современными знаниями из различных областей науки, позволяющими ему эффективно разрешать возникающие в процессе его жизнедеятельности проблемы;
- совершенствование и переориентацию деятельности традиционных отраслевых учреждений в соответствии с сегодняшними задачами культурной политики;
- создание новых высокотехнологичных региональных центров культурного роста и точек опережающего развития (например, проекты центров традиционной народной культуры, домов народного творчества, клубов-музеев (с разработкой и внедрением современных систем кодировки музейных предметов), национально-культурных центров, цифровых библиотек, являющихся современными мультимедийными центрами и т.д.);
-повсеместное внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий;
- создание социально-педагогических и культурных центров, сочетающих досуговые, воспитательные и трудовые функции;
-инициирование и поддержка учреждений, способствующих снятию социальной напряженности;
-создание специализированных центров местной культуры;
- реставрацию нежилого фонда, пригодного для организации культурно-досуговых учреждений или их филиалов;
- модернизацию материально-технической базы учреждений культуры и обеспечение инновационного развития сети учреждений культуры за счет масштабного инвестирования в технологическое обновление и т.д.
Стратегическая цель этих проектных мероприятий - обеспечить реальный доступ к культурным ценностям всем социальным группам и категориям населения, стимулировать многообразие субъектов культурной жизни, сделать реальностью альтернативность социально-культурных программ. Внедряя те или иные инновации, следует учитывать культурные традиции народа. Культурная жизнь России не остается в стороне от инновационных процессов. Внедрение новых культурных технологий помогает осуществлять
самые разнообразные творческие замыслы, так как именно в инновационной деятельности человека
реализует имманентно присущий ему творческий потенциал.
Литература
1. Грешилова И.А. Реализация культурного потенциала общества в образовательном процессе // Художественное образование и эстетическое воспитание: состояние, проблемы, тенденции: мат-лы науч.-практ. конф. - Чита: Изд-во «ЗИП СибУПК», 2002. - С. 113-115.
2. Зуев С.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии. - 1991. - №2. - С. 25-27.
3. Маренков Н.Л. Методология создания инфраструктуры рынка инноваций в России. - М.: Высш. шк., 2005. - 438 с.
4. Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. - М.: Рос. ин-тут культурологии, 1993.
5. Приказ Министерства культуры РФ № 267 от 17.12.08 г. Об утверждении Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы.
- М., 2009.