Научная статья на тему 'Проектирование социально-воспитательной деятельности в детско-юношеской спортивной школе'

Проектирование социально-воспитательной деятельности в детско-юношеской спортивной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PLANNING / PROBLEMATIZATION / PREDICTION / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цветков Михаил Павлович

В статье анализируется опыт проектирования социально-воспитательной деятельности в детско-юношеской спортивной школе, раскрываются основное содержание каждого этапа и достигнутые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing socio-educational activities in the youth sports school

This article analyzes the experience of planning socio-educational activity in the youth sports school, discloses the basic content of each stage and the achieved results.

Текст научной работы на тему «Проектирование социально-воспитательной деятельности в детско-юношеской спортивной школе»

зации программы и имел четкий жизненный план, осознанные личностные перспективы.

Совершение неодобряемых деяний чаще всего было связано с отсутствием продуманной системы их поддержки в ситуациях естественных трудностей после освобождения. Жизнь показывает, что одного контроля и надзора недостаточно.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы позволили констатировать: 1) разработанная и реализованная программа формирования духовного опыта у воспитанников учреждений закрытого типа позволяет нормализовать эмоциональное состояние подростков с девиантными формами поведения, повысить их социальную активность и сформированность навыков социального взаимодействия, личностных перспектив; 2) сфор-мированность духовного опыта действительно вы-

ступает условием успешной ресоциализации несовершеннолетних воспитанников исправительных учреждений.

Библиографический список

1. Государственный доклад «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» за 2012 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://metodistsv.org/novosti_ metodicheskogo_centra/opublikovan_ gosudarstvennyj_doklad_o_polozhenii_detej_i_ semej_imeyuwih_detej_v_rossijskoj_federacii_ za_2012_god/.

2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: МПСИ, 2009. - 568 с.

3. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 624 с.

УДК 37.018

Цветков Михаил Павлович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

misha27-09@mail.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ

В статье анализируется опыт проектирования социально-воспитательной деятельности в детско-юношеской спортивной школе, раскрываются основное содержание каждого этапа и достигнутые результаты. Ключевые слова: проектирование, проблематизация, прогнозирование, воспитательная деятельность.

Ухудшение состояния здоровья подрастающих поколений, с одной стороны, сформировавшийся в определенной мере социальный заказ со стороны общества, государства, семьи на формирование у детей, подростков, молодежи здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью, с другой, способствовали притоку учащихся в спортивные кружки и школы, повышению требований родителей к организаций работы с ними. В тоже время ретроспективный анализ собственного опыта и практики работы таких же учреждений дополнительного образования свидетельствует о том, что вопросам социального воспитания, нравственной ориентации в них уделяется недостаточно внимания.

В частности, по результатам пилотажного исследования можно говорить о том, что только 19% опрошенных членов педагогических коллективов видят необходимость в организации воспитательной работы с учащимися, поясняя это следующим образом: «воспитательная деятельность сближает детей, взрослых и детей»; «она помогает учащимся найти новых друзей; воспитать волю, ответственность, подготовить к состязаниям».

Другая группа педагогов, тренеров (28%) высказалась против этого, так как, по их мнению, это

отвлекает от решения физкультурно-образователь-ных задач, мешает достижению высоких спортивных результатов. Они считают, что личный пример успешных спортсменов, участие в тренировках, соревнованиях, работа в команде сами по себе уже воспитывают целеустремленность, упорство, умение преодолевать жизненные трудности.

Еще одна группа опрошенных преподавателей (53%) продемонстрировала индифферентное отношение к обсуждаемому вопросу.

Следовательно, неприотетность воспитания в установках большинства преподавателей, своеобразие профессионально-личностной позиции многих из членов педагогических коллективов детско-юношеских спортивных школ сказываются на характере и содержании воспитательного процесса, который часто имеет черты «мероприятийного» подхода, носит дискретный характер. Все это обуславливает значимость включения педагогов и воспитанников в педагогическое проектирование социально-воспитательной деятельности в детско-юношеской спортивной школе.

В современной научной литературе подчеркивается, что проектирование является уникальным средством, позволяющим предвидеть будущее, создавать его идеальный образ, определять пути реализации конкретного содержания, обеспечиваю-

168

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Цветков М.П., 2014

Проектирование социально-воспитательной деятельности в детско-юношеской спортивной школе

щим эффективность решения поставленных образовательных, воспитательных, развивающих задач.

Термин «проектирование» имеет различную трактовку в технических и гуманитарных отраслях знания. Так, например, в философиионо рассматривается как один из механизмов культуры, способствующий превращению человека в свободно творящее существо [7].

В толковом словаре русского языка подчеркивается, что проектировать означает, во-первых, составлять проект (т. е. разрабатывать план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства, предварительный текст какого-нибудь документа), во-вторых, предполагать, намечать план действий, в-третьих, чертить или производить проекцию [4, с. 608].

В инженерии проектирование понимается как деятельность по созданию прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте [3, с. 20].

Его можно рассматривать также в качестве одной из форм опережающего отражения действительности, процесс создания прообраза предполагаемого явления или процесса посредством специфических методов [6, с. 226-227].

Проектирование, по мнению М.П. Горчаковой-Сибирской и И.А. Колесниковой [3] может выступать: специфическим видом деятельности, направляемым на создание проекта как особого вида продукта; научно-практическим методом изучения и преобразования действительности; формой порождения инноваций, характерной для определенной технологической культуры; управленческую процедуру. В силу этого обстоятельства авторы данной точки зрения предлагают педагогическое проектирование определить как практико-ориентиро-ванную деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности [3, с. 21].

Несколько иную трактовку проектированию дает В.С. Безрукова. В ее интерпретации педагогическое проектирование-это предварительное описание предстоящей деятельности в форме, доступной для непосредственного использования как руководства к действию» [1, с. 208]. Оно является процессом перевода теории педагогики в практику воспитания, теоретических понятий в категории реальной действительности, в образовательную деятельность.

Таким образом, отметим, что проектирование представляет собой, с одной стороны, комплексную деятельность, благодаря которой организуется сотрудничество, расширяются представления о различных сферах жизни и характере отношений; с другой, - как субъектная форма участия человека в образовательном (воспитательном) процессе, самоуправлении; с третьей, - как специфический ин-

дивидуально-творческий процесс, требующий от каждого оригинальных решений, умения работать в группе, выстраивать целое из элементов. Поэто-мупроектирование требует создания совокупности условий, организации активной деятельности, обеспечения возможности для совместного творческого поиска взрослых и детей.

В поле нашего зрения находилось проектирование социально-воспитательной деятельности, под которой одни авторы понимают особый вид педагогической деятельности, направленной на:

- совершенствование людей и отношений между ними;

- создание благоприятных условий для развития личности;

- среду обитания;

- микроклимат общностей, в которые входит воспитанник [4, с. 34].

Другие авторы воспитательную деятельность в образовательном учреждении рассматривают как специфический вид педагогической деятельности, направленной на обеспечение нравственно-смыслового принятия школьником ситуации образования как доминанты его жизнедеятельности на данном этапе личностного онтогенеза. Она обеспечивает усвоение несовершеннолетними смыслов ответственного отношения к образованию, активного-творческого участия в преобразованиях, переноса этого опыта в область конструирования различных сфер собственной жизни [5, с. 8].

Общепризнано, что воспитательная деятельность будет включать цель, содержание, формы и методы, средства и приемы его реализации, способы оценки результатов. В силу этого проектирование будет предполагать поиск путей оптимизации этой деятельности описание конкретных ее целей, совокупности действий по их достижению, обоснование ресурсов, необходимых для этого.

Проектирование социально-воспитательной деятельности в детско-юношеской спортивной школе состояло из нескольких этапов:

1) проблематизация;

2) концептуализация;

3) прогнозирование;

4) программирование;

5) коррекция;

6) презентация результатов и планирование внедрения.

Участниками проектирования являлись взрослые (преподаватели, родители, выпускники, студенты-практиканты) и воспитанники разных возрастных групп и уровней подготовки.

Проблематизация предполагала разную степень участия взрослых и детей и степень сложности задач, которые они призваны были решать. Например, аналитико-диагностическую работу с использованием SWOT-анализа выполнили педагоги, в анкетных опросах и обсуждении их результатов

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

169

участвовали родители и дети, в общественной экспертизе - коллеги из других аналогичных учреждений. В последующем, в ходе групповых дискуссий, коллективных обсуждений достигалось уточнение проблемной ситуации, высвечивалось некое противоречие между социальным заказом, удовлетворенностью его исполнением, выделялись предполагаемые целенаправленные действия, позволяющие двигаться вперед, преодолевая данное противоречие.

Для подготовки следующего этапа в период про-блематизации осуществлялась, во-первых, паспортизация учреждения (отображение количественных параметров, обеспечивающих его функционирование), информирование всех участников о проблемах, путях их решения в опыте других.

Для информирования использовались беседы, социальная реклама, буклеты, памятки, стенная печать и другие раздаточные материалы.

Этап концептуализации представлял собой специально организованную мыслительную деятельность участников проектирования по созданию идеального представления о будущем явлении (социально-воспитательной деятельности в условиях ДЮСШ). В результате этого был осуществлен поиск центральной (системообразующей) идеи, которая в следующий период будет конкретизирована в цели и задачи. В нашем случае в качестве таких были предложены: человек и его здоровье, гармония природного, духовного, душевного, красота тела и отношений, семья, страна.

Прогнозирование предусматривало определение конкретных целей и формулировку задач, позволяющих представить ожидаемые результаты и представить их.

В методической литературе для этого рекомендуется использовать один из трех вариантов: а) обсуждение целей и задач, подходящих для нас, нуждающихся только лишь в адаптации, но предложенных специалистами; б) обсуждение набора альтернативных целей, выведенных из научной литературы, и обоснование выбора, соответствующего паспорту объекта, конкретизированной идее, требованиям, заказу; в) разработка целей в совместной работе взрослых и воспитанников.

В нашей ситуации наиболее продуктивным оказался второй вариант, при котором участники проектирования остановились на таком наборе: создание условий для развития потенциалов каждого ребенка соответственно его природным данным, включение детей и взрослых в совместную творческую созидательную деятельность, формирование модели социально приемлемого поведения, закрепление навыков командной работы и социальных умений, стимулирование учащихся к саморазвитию, достижению высоких результатов в спорте, в жизни.

Этап программирования был направлен на отбор комплекса ценностей, значимых для всех участников воспитательного процесса, построение системы нравственных правил, лежащих в основе декларируемых отношений, предписываемых к исполнению каждым в сообществе, представляющих собой сочетание общечеловеческих ценностей, ценностей спорта, ценностей образовательного учреждения; предложение событийного ряда, способов создания содержательной и безопасной воспитывающей среды и путей организации социальных практик для воспитанников разных возрастных групп.

На этапе коррекции ведется согласование отдельных элементов будущей структуры социально-воспитательной деятельности, осуществляется выявление внешних и внутренних условий, позволяющих эффективно реализовывать поставленные цели, предполагаются дополнения к ним.

На заключительном этапе выделяются ключевые моменты проекта в ходе презентации, а оценка их экспертами позволяет намечать перспективы и фазы дальнейшего продвижения, определять плановые мероприятия и воспитательные дела.

Таким образом, благодаря проектированию удается вносить не отдельные, а системные изменения в содержание и организацию социально-воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования спортивной направленности. Проведенные контрольные замеры на заключительном этапе проектирования показали, что произошли существенные изменения в оценке уровня удовлетворенности родителями и детьми обучением в ДЮСШ с 35% до 87% (высокий уровень) и пониманием большинством (76%) членов педагогического коллектива значимости воспитательной работы с детьми.

Библиографический список

1. Безрукова В.С. Педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 381 с.

2. Воспитательная деятельность педагога / под общ. ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесникова. -М.: Академия, 2005. - 336 с.

3. КолесниковаИ.А., Горчакова-СибирскаяМ.П. Педагогическое проектирование. - М.: Академия, 2005. - 288 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Рус. язык, 1990. - 921 с.

5. Сафронова Е.М. Воспитательная деятельность в общеобразовательной школе: функции, критерии, механизмы: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2005. - 44 с.

6. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мархадаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.

7. Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА-М, 2001. - 576 с.

170

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.