3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Изд-во «Харвест», 2001.
4. Жаров К.П. Волевая подготовка спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2006.
5. Мотков О.И. Методика «Самооценка личности»: вар. 1 и 2. - М., 2003.
6. Смирнов Е.А. Психологические ресурсы успешной спортивной деятельности: Квалиф. работа. - Кострома, 2013.
УДК 796
Цветков Михаил Павлович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПОТЕНЦИАЛЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
Автор анализирует возможности учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы в решении социализационных задач обучающихся в них.
Ключевые слова: дополнительное образование, спортивно-оздоровительная деятельность, социализация, потенциалы.
Ухудшение социально-экономической ситуации, материального положения отдельных категорий семей привело к увеличению числа несовершеннолетних с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья. Об этом с тревогой говорят на разных уровнях. В частности подчеркивается, что более 50% юношей и девушек, оканчивая школу, уже имеют 23 хронических заболевания, а в целом лишь 10% выпускников можно считать здоровыми. Более 30% юношей признаются негодными к военной службе. Более 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовленности [7].
Аналогичная тенденция отмечается по результатам диспансеризации детей и подростков по регионам страны. Около 53% обследованных несовершеннолетних имеют сниженные антропометрические характеристики, дефицит массы тела или страдают ожирением [7]. Растет процент школьников, которые просто освобождены от занятий физической культурой, в то время как именно они нуждаются в благотворном влиянии на развитие различных средств физической подготовки. Кроме того, остро стоит вопрос более широкого внедрения здоровьеформирующих технологий в работу с детьми дошкольного возраста. В этой связи в теории и на практике возрастает интерес к возможностям учреждений дополнительного образования рассматриваемой направленности.
В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей должно быть направлено на формирование и развитие их творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их
свободного времени. Дополнительное образование детей призвано обеспечивать их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности в определенных видах деятельности [5]. В силу этого дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта предусматривают реализацию как общеразвивающих (создание условий для физического воспитания и развития, получение обучающимся начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, выявление одаренных детей), так и специальных (подготовку к освоению этапов спортивного совершенствования, обеспечение стабильного роста спортивных достижений в избранном виде спорта) функций.
К числу учреждений, призванных успешно решать поставленные задачи, относятся, в первую очередь, детско-юношеские спортивные школы. Не случайно, выступая на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта 6 ноября 2012 года, В.В. Путин отметил, что в стране сегодня функционирует 3831 такая школа. Детско-юношеские спортивные школы призваны заниматься продвижением идей здорового образа жизни, воспитывать спортивный резерв, пропагандировать ценности массового спорта. В них в общей сложности обучается свыше трех миллионов ста тысяч ребят. В этом смысле следует согласиться с выводом А.Т. Паршикова, который утверждает, что деятельность детско-юношеских спортивных школ приобретает на современном этапе развития отечественного образования свое особое значение. Являясь дополнительным, оно тем не менее, становится часто в жизни человека основным [4] и реализует несколько функций:
а) здоровьесберегающую и реабилитационную, связанные с повсеместным ухудшением здоровья
132
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Цветков М.П., 2013
детей и необходимостью формирования здорового поколения;
б) социально-адаптивную, которая позволяет обеспечить включение ребенка в реальные отношения социума, поддерживает его социальную мобильность, позволяет открывать жизненные перспективы для каждого учащегося и смягчающая социальную напряженность и социальные конфликты;
в) социально-преобразующую, обеспечивающую подготовку несовершеннолетних к реальной жизни в новых условиях формирующегося демократического общества, рыночных отношений, где жизненные ситуации быстро изменяются и требуют принятия самостоятельных ответственных решений;
г) социально-защитную, связанную с заботой о детях, которые лишены нормальных условий для жизни и развития в семье и обществе;
д) культуропреемственную и культуртворчес-кую, которые логически вытекают из современного понимания физической культуры как приобщения к культуре в широком смысле этого слова [4].
Данную точку зрения поддерживает и Л.И. Лу-бышева [1]. К функциям ДЮСШ она относит воспитание человека (развитие воли, мужества, гуманистических убеждений, чувства уважения к другому, ответственного отношения к своим действиям, поступкам); его образование (обучение продуктивным двигательным умениям и навыкам, средствам познания себя); оздоровление человека (профилактика заболеваний, реабилитация средствами физической культуры, укрепление здоровья).
Таким образом, детско-юношеская спортивная школа, оказывая существенное влияние на основные сферы жизнедеятельности ребенка, выступает в качестве мощного фактора социализации.
В социологической и социально-педагогической литературе категория «социализация» рассматривается с разных позиций: как вхождение человека в общество в процессе развития и самоизменения в ходе усвоения и воспроизводства культуры [3, с. 31], как процесс усвоения индивидом норм и ценностей общества, включения личности в систему общественных отношений, в результате которых происходит освоение ребенком социального опыта [6, с. 22]; как усвоение и воспроизводство молодыми людьми культурных ценностей и социальных норм [1, с.16].
В теории социализации подчеркивается, что процесс освоения подрастающими поколениями культуры в русле субъект-субъектного подхода представляет собой сочетание приспособления (взаимодействия человека с социальной средой, в ходе которого происходит согласование требований, ожиданий, притязаний и самооценок человека с его ресурсами и потенциалами среды) и обособления (умения автономизироваться внутри конкретной общности, сопоставив нормы, ценности, стереоти-
пы) [3]. Иными словами, в современной гуманитарной науке представлены три точки зрения на социализацию:
а) адаптация (приспособление к окружающему миру, микросоциуму);
б) интеграция (усвоение, воспроизводство системы знаний и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе);
в) индивидуализация (развитие человека во взаимодействии с окружающей средой) [2].
Следовательно, социализация выступает как единство экстериоризации (воспроизводство, продуцирование культуры) и интериоризация (впитывание, усвоение культуры). Задача любого образовательного учреждения обеспечивать оба сложных процесса в ходе обучения и воспитания.
Современная образовательная стратегия ориентирует преподавателей детско-юношеских спортивных школ на целенаправленное конструирование и выстраивание учебного процесса на основе единства социализации и индивидуализации при сочетании различных типов обучения: прямого и опосредованного, объяснительно-иллюстрационного и проблемного.
Содержание учения в спорте предполагает развитие у детей интереса к спортивно-оздоровительной деятельности и конкретно к занятиям гимнастикой, снижение степени тревожности, неуверенности в себе при выполнении учебно-тренировочных занятий; формирование культуры общения со сверстниками, более старшими воспитанниками, взрослыми в различных ситуациях (учения, тренировки, соревнования, показательных выступлений, воспитательных мероприятий); стимулирование познания ребенком своей природы, своего места в системе отношений, собственных ресурсов и перспектив.
Специфика организации образовательного процесса в ДЮСШ позволяет достигать необходимого социализирующего эффекта обучения в спорте, как свидетельствуют наш опыт учебно-тренировочной работы, благодаря:
- акценту на своеобразие каждого ребенка, установление доверительных, партнерских отношений с детьми;
- насыщению жизни воспитанников лучшими образами спортивно-оздоровительной гимнастической деятельности, отрывками из истории данного вида спорта, о судьбах спортсменов, проявлениях в их поведении мужества, ответственности, высокой работоспособности, умения руководствоваться ценностями Олимпийской хартии в повседневной жизни;
- облагораживанию предметной среды учреждения дополнительного образования и реорганизации образовательного пространства для обеспечения творческой и созидательной деятельности обучающихся, разнообразия форм их участия;
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
133
- целенаправленному проектированию внеучеб-ной деятельности, наполненной позитивными для ребенка событиями, рождающими эмоциональные переживания, предоставляющими возможность для самовыражения;
- интеграции усилий всех заинтересованных лиц (спортивных функционеров, преподавателей и сотрудников ДЮСШ, родителей, школьных учителей физической культуры, студентов факультета физического воспитания КГУ им. Н.А. Некрасова, представителей спортивной общественности).
Таким образом, при поступлении ребенка в спортивную школу происходит перестройка жизни ребенка: меняется режим повседневности, расширяются социальные контакты, в них появляются черты разновозрастности, увеличивается объем знаний, представлений, усложняется характер поручений, формируются предпосылки для сотрудничества и социальной практики.
Социализация в детско-юношеских спортивных школах проходит в несколько этапов, которые связаны с формированием спортивной карьеры человека: 1. Включение субъекта в спортивную деятельность. 2. Занятия детско-юношеским спортом.
3. Переход из любительского в профессиональный спорт. 4. Завершение спортивной карьеры и переход к другой карьере [1, с. 155].
На первой стадии социализации, как свидетельствует наш практический опыт, эффективность решения социализационных задач обеспечивается успешностью адаптации ребенка через стимулирование интереса к спортивным занятиям, формирование ценностного отношения к спортивной деятельности, профилактику отсева, расширение круга общения, поддержание заинтересованности родителей в его закреплении в спортивном подразделении.
В нашей работе по социальной адаптации вновь пришедших детей мы делаем акцент, во-первых, на привлечении к сотрудничеству родителей. Их опрос указывает на то, что они приводят детей в нашу школу, чтобы занять их свободное время, обеспечить физическое, умственное, эмоциональное и нравственное развитие, укрепить волю, закалить характер, приучить к режиму, дисциплине, порядку, ослабить последствия частых простудных заболеваний, помочь приобрести новых друзей на основе общности интересов.
Учитывая тот факт, что в первую (подготовительную) группу принимаются дети, начиная с двух с половиной или трех лет, основное внимание мы обращаем на типы семей, из которых пришли дети, образовательный уровень супругов, внешнее и внутреннее благополучие семей, их воспитательные возможности, готовность к включению в жизнедеятельность учебно-тренировочной группы.
В частности, анализ социально-педагогических паспортов последних лет позволяет констатировать
сохранение таких тенденций: а) преобладающее большинство детей (от 73% до 78% в разные годы) проживают в полных нуклеарных семьях; 19% имеют одного из родителей и, следовательно, воспитываются в неполных семьях; остальные находятся на попечении родственников, или в приемных семьях; б) основная масса родителей имеют среднее специальное или высшее профессиональное образование; в) по данным психологов и социальных педагогов 67% семей могут быть отнесены к разряду благополучных по экономическим признакам, благоприятному микроклимату, характеру детско-родительских отношений; г) в предварительной беседе с родителями выяснилось, что они охотно рассказывают об интересах, увлечениях собственных детей тренерам, идут на контакт с педагогами при обсуждении сильных и слабых сторон ребенка, настроены на всемерное содействие достижению детьми хороших результатов. В тоже время практика общения с родителями показывает, что они не всегда объективно способны оценивать ситуации, происходящие с их детьми.
Главными направлениями работы с детьми и родителями на этом этапе становятся:
1) просвещение, в рамках которого взрослых знакомят с особенностями развития детей и формирования их личности, факторами, вызывающими психофизические нарушения на разных возрастных этапах, потребностями ребенка и способами их удовлетворения, условиями успешности занятием спортивной гимнастикой, а детей знакомят с темами: «Мой организм», «Что я знаю о себе», «Как можно себе помочь», «Спортивная школа и правила поведения в ней», «Я и мои друзья», «Команда», «Мое здоровье», «Как добиться успеха?» и другие;
2) включение в деятельность (моделирование ситуаций, участие в спортивных соревнованиях, организация спортивных развлечений);
3) решение проблемных и жизненных ситуаций, обсуждение актуальных тем с целью формирования у детей и взрослых мотивационной готовности к сотрудничеству и деятельности.
На втором этапе особое внимание уделяется согласованию требований в семье и школе к ребенку, поддержанию традиций в учебно-тренировочных группах, отслеживанию результативности обучения и воспитания учащихся, поддержанию понимающего диалога с родителями, презентации реализуемых программ, показу «веера возможностей» для каждого ребенка.
Материалы диагностики подтверждают позитивную динамику в социальных представлениях (знаниях о себе, своем организме; о ближайшем окружении; о поведении на занятиях), в навыках взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в умении принять и оказать помощь, способности доводить работу до конца.
134
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
Таким образом, детско-юношеская спортивная школа как специализированное учебно-воспитательное учреждение обладает возможностями подготовки спортсменов высокой квалификации и обеспечения социализации ребенка.
Библиографический список
1. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. - М., 2001.
2. Майер А.А. Введение детей в проблемы социальной действительности. - СПб., 2012.
3. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.; Воронеж, 2010.
4. Паршиков А. Т. Спортивная школа как социально-педагогическая система. - М., 2003.
5. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской федерации. - Ростов-на-Дону, 2013.
6. Социальная педагогика / под ред. В.И. Затвя-зинского, О.А. Селивановой. - М., 2012.
7. Фетисов В.А. Массовое физическое воспитание и детско-юношеский спорт: проблемы модернизаций // Физическая культура. - 2003. - № 1.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
135