Научная статья на тему 'Потенциалы детско-юношеской спортивной школы в социализации детей'

Потенциалы детско-юношеской спортивной школы в социализации детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
609
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОТЕНЦИАЛЫ / ADDITIONAL EDUCATION / SPORT-HEALTH ACTIVITY / SOCIALIZATION / POTENTIALS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цветков Михаил Павлович

Автор анализирует возможности учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы в решении социализационных задач обучающихся в них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The potentials of youth sports school in the socialization of children

The author analyzes the possibilities of establishment of additional educationyouth sports school in solving problems of socialization of students in them.

Текст научной работы на тему «Потенциалы детско-юношеской спортивной школы в социализации детей»

3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Изд-во «Харвест», 2001.

4. Жаров К.П. Волевая подготовка спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2006.

5. Мотков О.И. Методика «Самооценка личности»: вар. 1 и 2. - М., 2003.

6. Смирнов Е.А. Психологические ресурсы успешной спортивной деятельности: Квалиф. работа. - Кострома, 2013.

УДК 796

Цветков Михаил Павлович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

misha27-09@mail.ru

ПОТЕНЦИАЛЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Автор анализирует возможности учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы в решении социализационных задач обучающихся в них.

Ключевые слова: дополнительное образование, спортивно-оздоровительная деятельность, социализация, потенциалы.

Ухудшение социально-экономической ситуации, материального положения отдельных категорий семей привело к увеличению числа несовершеннолетних с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья. Об этом с тревогой говорят на разных уровнях. В частности подчеркивается, что более 50% юношей и девушек, оканчивая школу, уже имеют 23 хронических заболевания, а в целом лишь 10% выпускников можно считать здоровыми. Более 30% юношей признаются негодными к военной службе. Более 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовленности [7].

Аналогичная тенденция отмечается по результатам диспансеризации детей и подростков по регионам страны. Около 53% обследованных несовершеннолетних имеют сниженные антропометрические характеристики, дефицит массы тела или страдают ожирением [7]. Растет процент школьников, которые просто освобождены от занятий физической культурой, в то время как именно они нуждаются в благотворном влиянии на развитие различных средств физической подготовки. Кроме того, остро стоит вопрос более широкого внедрения здоровьеформирующих технологий в работу с детьми дошкольного возраста. В этой связи в теории и на практике возрастает интерес к возможностям учреждений дополнительного образования рассматриваемой направленности.

В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей должно быть направлено на формирование и развитие их творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их

свободного времени. Дополнительное образование детей призвано обеспечивать их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности в определенных видах деятельности [5]. В силу этого дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта предусматривают реализацию как общеразвивающих (создание условий для физического воспитания и развития, получение обучающимся начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, выявление одаренных детей), так и специальных (подготовку к освоению этапов спортивного совершенствования, обеспечение стабильного роста спортивных достижений в избранном виде спорта) функций.

К числу учреждений, призванных успешно решать поставленные задачи, относятся, в первую очередь, детско-юношеские спортивные школы. Не случайно, выступая на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта 6 ноября 2012 года, В.В. Путин отметил, что в стране сегодня функционирует 3831 такая школа. Детско-юношеские спортивные школы призваны заниматься продвижением идей здорового образа жизни, воспитывать спортивный резерв, пропагандировать ценности массового спорта. В них в общей сложности обучается свыше трех миллионов ста тысяч ребят. В этом смысле следует согласиться с выводом А.Т. Паршикова, который утверждает, что деятельность детско-юношеских спортивных школ приобретает на современном этапе развития отечественного образования свое особое значение. Являясь дополнительным, оно тем не менее, становится часто в жизни человека основным [4] и реализует несколько функций:

а) здоровьесберегающую и реабилитационную, связанные с повсеместным ухудшением здоровья

132

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Цветков М.П., 2013

детей и необходимостью формирования здорового поколения;

б) социально-адаптивную, которая позволяет обеспечить включение ребенка в реальные отношения социума, поддерживает его социальную мобильность, позволяет открывать жизненные перспективы для каждого учащегося и смягчающая социальную напряженность и социальные конфликты;

в) социально-преобразующую, обеспечивающую подготовку несовершеннолетних к реальной жизни в новых условиях формирующегося демократического общества, рыночных отношений, где жизненные ситуации быстро изменяются и требуют принятия самостоятельных ответственных решений;

г) социально-защитную, связанную с заботой о детях, которые лишены нормальных условий для жизни и развития в семье и обществе;

д) культуропреемственную и культуртворчес-кую, которые логически вытекают из современного понимания физической культуры как приобщения к культуре в широком смысле этого слова [4].

Данную точку зрения поддерживает и Л.И. Лу-бышева [1]. К функциям ДЮСШ она относит воспитание человека (развитие воли, мужества, гуманистических убеждений, чувства уважения к другому, ответственного отношения к своим действиям, поступкам); его образование (обучение продуктивным двигательным умениям и навыкам, средствам познания себя); оздоровление человека (профилактика заболеваний, реабилитация средствами физической культуры, укрепление здоровья).

Таким образом, детско-юношеская спортивная школа, оказывая существенное влияние на основные сферы жизнедеятельности ребенка, выступает в качестве мощного фактора социализации.

В социологической и социально-педагогической литературе категория «социализация» рассматривается с разных позиций: как вхождение человека в общество в процессе развития и самоизменения в ходе усвоения и воспроизводства культуры [3, с. 31], как процесс усвоения индивидом норм и ценностей общества, включения личности в систему общественных отношений, в результате которых происходит освоение ребенком социального опыта [6, с. 22]; как усвоение и воспроизводство молодыми людьми культурных ценностей и социальных норм [1, с.16].

В теории социализации подчеркивается, что процесс освоения подрастающими поколениями культуры в русле субъект-субъектного подхода представляет собой сочетание приспособления (взаимодействия человека с социальной средой, в ходе которого происходит согласование требований, ожиданий, притязаний и самооценок человека с его ресурсами и потенциалами среды) и обособления (умения автономизироваться внутри конкретной общности, сопоставив нормы, ценности, стереоти-

пы) [3]. Иными словами, в современной гуманитарной науке представлены три точки зрения на социализацию:

а) адаптация (приспособление к окружающему миру, микросоциуму);

б) интеграция (усвоение, воспроизводство системы знаний и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе);

в) индивидуализация (развитие человека во взаимодействии с окружающей средой) [2].

Следовательно, социализация выступает как единство экстериоризации (воспроизводство, продуцирование культуры) и интериоризация (впитывание, усвоение культуры). Задача любого образовательного учреждения обеспечивать оба сложных процесса в ходе обучения и воспитания.

Современная образовательная стратегия ориентирует преподавателей детско-юношеских спортивных школ на целенаправленное конструирование и выстраивание учебного процесса на основе единства социализации и индивидуализации при сочетании различных типов обучения: прямого и опосредованного, объяснительно-иллюстрационного и проблемного.

Содержание учения в спорте предполагает развитие у детей интереса к спортивно-оздоровительной деятельности и конкретно к занятиям гимнастикой, снижение степени тревожности, неуверенности в себе при выполнении учебно-тренировочных занятий; формирование культуры общения со сверстниками, более старшими воспитанниками, взрослыми в различных ситуациях (учения, тренировки, соревнования, показательных выступлений, воспитательных мероприятий); стимулирование познания ребенком своей природы, своего места в системе отношений, собственных ресурсов и перспектив.

Специфика организации образовательного процесса в ДЮСШ позволяет достигать необходимого социализирующего эффекта обучения в спорте, как свидетельствуют наш опыт учебно-тренировочной работы, благодаря:

- акценту на своеобразие каждого ребенка, установление доверительных, партнерских отношений с детьми;

- насыщению жизни воспитанников лучшими образами спортивно-оздоровительной гимнастической деятельности, отрывками из истории данного вида спорта, о судьбах спортсменов, проявлениях в их поведении мужества, ответственности, высокой работоспособности, умения руководствоваться ценностями Олимпийской хартии в повседневной жизни;

- облагораживанию предметной среды учреждения дополнительного образования и реорганизации образовательного пространства для обеспечения творческой и созидательной деятельности обучающихся, разнообразия форм их участия;

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

133

- целенаправленному проектированию внеучеб-ной деятельности, наполненной позитивными для ребенка событиями, рождающими эмоциональные переживания, предоставляющими возможность для самовыражения;

- интеграции усилий всех заинтересованных лиц (спортивных функционеров, преподавателей и сотрудников ДЮСШ, родителей, школьных учителей физической культуры, студентов факультета физического воспитания КГУ им. Н.А. Некрасова, представителей спортивной общественности).

Таким образом, при поступлении ребенка в спортивную школу происходит перестройка жизни ребенка: меняется режим повседневности, расширяются социальные контакты, в них появляются черты разновозрастности, увеличивается объем знаний, представлений, усложняется характер поручений, формируются предпосылки для сотрудничества и социальной практики.

Социализация в детско-юношеских спортивных школах проходит в несколько этапов, которые связаны с формированием спортивной карьеры человека: 1. Включение субъекта в спортивную деятельность. 2. Занятия детско-юношеским спортом.

3. Переход из любительского в профессиональный спорт. 4. Завершение спортивной карьеры и переход к другой карьере [1, с. 155].

На первой стадии социализации, как свидетельствует наш практический опыт, эффективность решения социализационных задач обеспечивается успешностью адаптации ребенка через стимулирование интереса к спортивным занятиям, формирование ценностного отношения к спортивной деятельности, профилактику отсева, расширение круга общения, поддержание заинтересованности родителей в его закреплении в спортивном подразделении.

В нашей работе по социальной адаптации вновь пришедших детей мы делаем акцент, во-первых, на привлечении к сотрудничеству родителей. Их опрос указывает на то, что они приводят детей в нашу школу, чтобы занять их свободное время, обеспечить физическое, умственное, эмоциональное и нравственное развитие, укрепить волю, закалить характер, приучить к режиму, дисциплине, порядку, ослабить последствия частых простудных заболеваний, помочь приобрести новых друзей на основе общности интересов.

Учитывая тот факт, что в первую (подготовительную) группу принимаются дети, начиная с двух с половиной или трех лет, основное внимание мы обращаем на типы семей, из которых пришли дети, образовательный уровень супругов, внешнее и внутреннее благополучие семей, их воспитательные возможности, готовность к включению в жизнедеятельность учебно-тренировочной группы.

В частности, анализ социально-педагогических паспортов последних лет позволяет констатировать

сохранение таких тенденций: а) преобладающее большинство детей (от 73% до 78% в разные годы) проживают в полных нуклеарных семьях; 19% имеют одного из родителей и, следовательно, воспитываются в неполных семьях; остальные находятся на попечении родственников, или в приемных семьях; б) основная масса родителей имеют среднее специальное или высшее профессиональное образование; в) по данным психологов и социальных педагогов 67% семей могут быть отнесены к разряду благополучных по экономическим признакам, благоприятному микроклимату, характеру детско-родительских отношений; г) в предварительной беседе с родителями выяснилось, что они охотно рассказывают об интересах, увлечениях собственных детей тренерам, идут на контакт с педагогами при обсуждении сильных и слабых сторон ребенка, настроены на всемерное содействие достижению детьми хороших результатов. В тоже время практика общения с родителями показывает, что они не всегда объективно способны оценивать ситуации, происходящие с их детьми.

Главными направлениями работы с детьми и родителями на этом этапе становятся:

1) просвещение, в рамках которого взрослых знакомят с особенностями развития детей и формирования их личности, факторами, вызывающими психофизические нарушения на разных возрастных этапах, потребностями ребенка и способами их удовлетворения, условиями успешности занятием спортивной гимнастикой, а детей знакомят с темами: «Мой организм», «Что я знаю о себе», «Как можно себе помочь», «Спортивная школа и правила поведения в ней», «Я и мои друзья», «Команда», «Мое здоровье», «Как добиться успеха?» и другие;

2) включение в деятельность (моделирование ситуаций, участие в спортивных соревнованиях, организация спортивных развлечений);

3) решение проблемных и жизненных ситуаций, обсуждение актуальных тем с целью формирования у детей и взрослых мотивационной готовности к сотрудничеству и деятельности.

На втором этапе особое внимание уделяется согласованию требований в семье и школе к ребенку, поддержанию традиций в учебно-тренировочных группах, отслеживанию результативности обучения и воспитания учащихся, поддержанию понимающего диалога с родителями, презентации реализуемых программ, показу «веера возможностей» для каждого ребенка.

Материалы диагностики подтверждают позитивную динамику в социальных представлениях (знаниях о себе, своем организме; о ближайшем окружении; о поведении на занятиях), в навыках взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в умении принять и оказать помощь, способности доводить работу до конца.

134

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

Таким образом, детско-юношеская спортивная школа как специализированное учебно-воспитательное учреждение обладает возможностями подготовки спортсменов высокой квалификации и обеспечения социализации ребенка.

Библиографический список

1. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. - М., 2001.

2. Майер А.А. Введение детей в проблемы социальной действительности. - СПб., 2012.

3. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.; Воронеж, 2010.

4. Паршиков А. Т. Спортивная школа как социально-педагогическая система. - М., 2003.

5. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской федерации. - Ростов-на-Дону, 2013.

6. Социальная педагогика / под ред. В.И. Затвя-зинского, О.А. Селивановой. - М., 2012.

7. Фетисов В.А. Массовое физическое воспитание и детско-юношеский спорт: проблемы модернизаций // Физическая культура. - 2003. - № 1.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.