Научная статья на тему 'Проектирование содержания профессиональной подготовки специалистов в системе непрерывного образования'

Проектирование содержания профессиональной подготовки специалистов в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
637
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптева Наталья Владимировна

В статье рассматривается проблема проектирования профессиональной подготовки специалистов в системе непрерывного образования на основе компетентностного подхода. Проанализирована профессиональная компетентность специалистов, рассмотрены требования к проектированию содержания подготовки специалистов в системе непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаптева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование содержания профессиональной подготовки специалистов в системе непрерывного образования»

УДК 377.2

Н.В. Лаптева *

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема проектирования профессиональной подготовки специалистов в системе непрерывного образования на основе компетентностного подхода. Проанализирована профессиональная компетентность специалистов, рассмотрены требования к проектированию содержания подготовки специалистов в системе непрерывного образования.

Ключевые слова: компетентностный подход, проектирование содержания, профессиональная подготовка специалистов, непрерывное образование.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года цель высшего профессионального образования сформулирована как подготовка квалифицированного специалиста соответствующего профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной мобильности.

Эта тенденция ставит систему профессионального образования перед необходимостью поиска новых подходов к проектированию содержания и условий реализации при подготовке квалифицированных рабочих, что, несомненно, затрагивает основы профессионального образования и прежде всего требования к профессионально-квалификационной структуре кадров, к стандартизации содержания образования, к технологиям обучения будущих специалистов, вопросы функционирования системы непрерывного профессионального образования в новых экономических условиях.

Содержание профессиональной подготовки в своей базовой части представляет собой специально отобранную и признанную обществом (государством) систему элементов объективизированного опыта, предлагаемую студенту вуза.

Основным субъектом конкретизации целей через содержание профессиональной подготовки выступает студент, стремящийся реализовать себя в определенной сфере человеческой деятельности. И в современных условиях все более возрастающий беспрецедентный спрос определяет необходимость создания новых подходов в проектировании содержания образовательного процесса. В концепции высшего профессионального образования России акценты переносятся с узкопрофессионального подхода к подготовке специалистов на многостороннее интеллектуальное развитие личности будущих специалистов. Поэтому современные тенденции развития образования ведут к созданию новых подходов проектирования его содержания.

* © Лаптева Н.В., 2011

Лаптева Наталья Владимировна (lapteva.n@list.ru), кафедра педагогики Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Компетентностный подход, олицетворяющий сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с изменениями в проектировании содержания образования

Компетентностный подход призван решать ряд таких проблем в образовательном процессе, которые в рамках существующих в теории и практике профессионального образования технологий до сих пор остаются нерешенными. Если раньше задачей российской системы образования была подготовка специалистов для массового, стабильного производства, с редко меняющейся технологией и постоянной номенклатурой выпускаемой продукции, то сегодня ситуация становится иной: меняются технологии, производство становится гибким. Оно требует другого специалиста, способного проявлять активность в меняющихся условиях [1, с. 57].

Компетентностный подход характеризуется личностным и деятельным аспектами, т. е. имеет и практическую направленность. Практическая направленность компетентностного подхода была задана материалами Симпозиума Совета Европы (1996), где подчеркивается, что для результатов образования важно знать не только что, но и как делать.

Термин «компетентный» означает «соответствующий», «способный». Понятие компетентности тесно связано с понятием «компетенция». В различных толковых словарях определения понятия «компетенция», хотя и несколько отличаются друг от друга, но содержат такие компоненты значения, как «круг вопросов»; «знание и опыт в той или иной области». В научной литературе в понятие компетентности включается, помимо общей совокупности знаний, знание возможных последствий конкретного способа воздействия, уровень умений и опыт практического использования знаний [4, с. 6].

При проектировании содержания образовательного процесса на основе компе-тентностного подхода необходимо формировать знания и умения, отражающие весь объем требований к компетентности специалиста.

В их число входят:

1) качества:

— выражающие отношение к работе: трудолюбие, внимательность, творческий подход;

— характеризующие общий стиль поведения и деятельности: исполнительность, самостоятельность, верность слову, авторитетность, активность и энергичность;

— характеризующие умственные способности: гибкость, прозорливость, дальновидность;

— административно-организаторские: умение создавать трудовую атмосферу, умение руководить людьми, постоять за коллектив, разбираться в людях, убеждать их;

— характеризующие отношение к людям: честность, беспристрастность, воспитанность;

— характеризующие отношение к себе: требовательность, скромность, уверенность, самосовершенствование;

2) знания:

— профессиональные по своей специальности;

— математические;

— общая культура;

— информированность о профессиональной деятельности, ее целях, задачах и планах;

3) умения:

— решать профессиональную задачу, работать с литературой;

— видеть задачу;

— обучать работе;

— ориентироваться в работе;

— проводить профессиональную политику;

— осуществлять взаимодействие с другими сферами деятельности;

— объяснять профессиональную задачу;

— планировать деятельность.

Этот перечень качеств, знаний и умений является основным для проектирования содержания профессиональной подготовки студентов.

Особую роль в профессиональной подготовке специалистов играет профессиональная компетентность. При проектировании содержания необходимо учитывать структурные компоненты профессиональной компетентности специалиста: моти-вационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.

Раскроем каждый из них с учетом специфики профессии экономиста.

1. Мотивационно-волевой компонент.

Во-первых, он включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки актуализации в профессиональной компетентности. Он стимулирует творческие проявления личности в профессиональной деятельности; предполагает наличие интереса к ней, что характеризует потребность личности специалиста в знаниях, в овладении эффективными способами формирования профессиональной компетентности.

Во-вторых, включает в себя способность к экстравертности и доминированию, что позволяет усиливать влияние на других людей, поскольку экстраверты способны выдерживать большую социальную нагрузку, а социально-ориентированная способность доминировать подразумевает умение добиваться своего путем убеждений, координации и разъяснений [3, с. 78].

В-третьих, подразумевает приложение дополнительных усилий для уменьшения вероятности неудачи, а также мобилизацию энергии, проявление настойчивой активности и умение выдерживать нагрузки, упорство при выполнении сложных заданий, целеустремленность, т. е. характеризует волевую сторону поведения.

2. Функциональный компонент. В нем преломляются первичные значения компетентности, такие как осведомленность, знания и опыт. Он представляет собой систему приобретенных в вузе знаний с учетом их глубины, объема, а также стиля мышления специалиста.

3. Коммуникативный компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать диалог.

Коммуникативная компетентность становится одним из приоритетных качеств современного специалиста экономического профиля, поскольку различные виды деятельности в экономике (управленческая, организационная, производственно-технологическая, проектная) осуществляются в непосредственном контакте с людьми. Поэтому обязательным профессиональным качеством для каждого выпускника вуза должно стать умение работать с людьми.

4. Рефлексивный компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; предполагает сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, уве-

ренность в себе, склонность к самоанализу, способность к предвидению, инициативному, критическому и инновационному рефлексированию и прогнозированию результатов деятельности и отношений, творческому воображению, а также профессионально значимых знаний, умений и навыков [2, с. 43].

Выделение рефлексивного компонента очень важно, поскольку он определяет уровень развития самооценки, понимания собственной значимости для других людей, ответственности за результаты своей деятельности, познания себя и самореализации в процессе профессиональной деятельности.

Данные компоненты применимы почти ко всем дисциплинам при проектировании содержания образовательного процесса.

Все вышеперечисленные компоненты интегрируются в одно наиболее синтезированное образование, коммуникативно-функциональную компетентность, являющуюся интегративным качеством личности специалиста.

В процессе подготовки специалиста необходимо учитывать типологии компетентности профессионала, а именно;

— учимся знать (профессионально-методическая компетентность);

— учимся делать (компетентность в плане деятельности);

— учимся быть (компетентность в плане личности).

Представленные компетенции должны учитываться при проектировании содержания профессиональной подготовки специалистов в системе непрерывного образования.

Проведенный нами анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что переход к компетентностному образованию рассматривается как закономерное явление, отвечающее требованиям современного этапа развития общества, а также говорить об использовании компетентностного подхода в различных его модификациях в образовательных практиках многих стран мира. В то же время, уровень его теоретического обоснования и концептуального обеспечения остается неудовлетворительным, доказательством чему служит отсутствие единого понятийно-терминологического аппарата в теории и практике компетентностного обучения.

В ходе исследования нами уточнено и обосновано содержание терминов «проектирование», «принципы проектирования», «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетенция».

Современный рынок труда, характеризующийся высокой инновационной динамикой, предъявляет новые требования к профессиональной компетенции специалистов. Представители бизнеса обращают внимание на качество профессиональной подготовки специалистов, следовательно, появляются дополнительные требования к специалистам, общие для всех профессий и специальностей: способность к командной работе, сотрудничеству; готовность к социальным контактам и налаживанию социальных связей; умение решать разнообразные проблемы; готовность работать не только в типовых, но и в нестандартных ситуациях; способность к работе с информацией и т. д.

Введение компетентностного образования подразумевает выбор оптимальных форм реализации в педагогической практике компетентностной модели образования. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании представляет собой концепцию организации учебного процесса, в котором образовательным результатом являются профессиональные компетенции выпускника, а проектирование построения содержания и структуры профессионального обучения — средством достижения поставленных целей.

Библиографический список

1. Азарова Р.Н., Борисова Н.В., Кузов Б.В. Один из подходов к проектированию основных образовательных программ вузов на основе компетентностного подхода / под ред. проф. В.А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. 320 с.

2. Байденко В.И. Компетенции: к проблемам освоения компетентностного подхода. М., 2002. 187 с.

3. Селезнева Н.А., Татур Ю.Г. Проектирование квалификационных требований к специалистам с высшим образованием: учебное пособие. М., 1991. 268 с.

4. Соловова Н.В., Николаева С.В. Компетентностный подход: инновационные методы и технология обучения. Самара: Универс групп, 2009. 137 с.

N.V. Lapteva*

DEVELOPMENT OF THE CONTENT OF TRAINING SPECIALISTS IN THE SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION

The given article contemplates the problem of designing of vocational training of experts in the system of continuing education on the basis of the competence approach. Professional competence of experts is analyzed, requirements, forms to designing the maintenance of preparation of experts in the system of continuing education are considered.

Key words: competence approach, designing the maintenance, vocational training of experts, continuing education.

* Lapteva Natalya Vladimirovna (lapteva.n@list.ru), the Dept. of Pedagogy, Samara State University, Samara, 443011, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.