Научная статья на тему 'Анализ современного состояния государственного управления системой высшего образования в российской Федерации'

Анализ современного состояния государственного управления системой высшего образования в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1785
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптева Н.В., Мартышкин А.С.

В данной статье анализируются современное состояние государственного управления в системе высшего образования в Российской Федерации; переход системы высшего профессионального образования в новое 2-уровневое образование; инновационные изменения образовательного процесса: организация уровневого обучения в соответствии с ФГОС ВПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of current state of state managementby the higher education system in the Russian Federation

This paper analyzes the current state of state management in the higher education system in the Russian Federation. The transition of higher education system in the new two-tier education is analyzed. Innovative changes of educational process: organization of the level of training in accordance with the VSES HPE are analyzed.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния государственного управления системой высшего образования в российской Федерации»

Лаптева Н.В., Мартышкин А.С.

Анализ современного состояния государственного управления системой высшего образования в Российской Федерации // Вестник Семаиского государственного унивеуситета. 2015. № 5 (127). С. 173— 179 173

УДК 228

Н.В. Лаптева, А. С. Мартышкин *

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В данной статье анализируются современное состояние государственного управления в системе высшего образования в Российской Федерации; переход системы высшего профессионального образования в новое 2-уровневое образование; инновационные изменения образовательного процесса: организация уровневого обучения в соответствии с ФГОС ВПО.

Ключевые слова: высшее образование, государственное управление концепции, рынок образовательных услуг, Болонс-кий процесс, стандарты.

Система развитого российского сектора высшего образования представляет собой основополагающий фактор роста конкурентоспособности всего государства. В настоящее время в России наблюдается заметный рост спроса на образовательные услуги, что говорит о повышении ценности и престижа образования, особенно высшего образования. Несмотря на развитие в России сектора высшего профессионального образования, на рынке образовательных услуг и рынке труда существуют некоторые проблемные вопросы и противоречия, которые снижают эффективность использования человеческого капитала как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества. Невостребованность на рынке труда имеющегося накопленного человеческого капитала; моральный износ человеческого капитала; асимметрия интересов рынка образовательных услуг и рынка труда; некоторый дисбаланс в масштабах выпуска специалистов, которые получили высшее профессиональное образование, проявляют себя в дефиците или избытке численности работников из-за отсутствия согласованного механизма динамики спроса экономики на специалистов и функционирования системы высшего профессионального образования.

В связи с происходящим развитием и непрерывными изменениями в экономике, например, в связи с переходом экономики на путь развития инновационного характера, меняются соответственно и потребности компаний в профессионально-кадровой структуре, меняются требования к уровню профессиональной подготовки студентов в системе высшего профессионального образования. В таких условиях к важнейшим задачам современных ВУЗов относят: определение направлений преобразований; обеспечение конкурентоспособности ВУЗа как на всероссийском уровне, так и на международном уровне; эффективное использование бюджетных средств, которые направляются на подготовку специалистов; управление качеством образовательных услуг; удовлетворение потребности в кадрах реального сектора экономики по уровню подготовки и номенклатуре.

* © Лаптева Н.В., Мартышкин А.С., 2015

Лаптева Наталья Владимировна (lapteva.n@list.ru), Мартышкин Алексей Сергеевич (alekseimaryshkin@mail.ru), кафедра государственного и муниципального управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара ул. Академика Павлова,1

В рамках рассматриваемой темы важно отметить следующее. Социально-профессиональный контекст деятельности преподавателей высшей школы за последние годы заметно изменился, что вызвано как внутренними проблемами нашего государства, так и тенденциями развития образования в мире. Платная доступность высшего образования привела к резкому падению качества профессиональной подготовки студентов. Недостаточный объем бюджетных ассигнований и связанное с этим скудное материально-техническое оснащение высшей школы, ослабление ее связей с производством и научными учреждениями — все эти реалии постперестроечных лет также негативно повлияли на качество образования. Увеличение экономической составляющей в деятельности вузов актуализирует проблему сохранения воспитательных традиций, так как очевидно, что сфера воспитания студентов совершенно не согласуется с понятием «образовательная услуга».

Усиление конкуренции в системе высшего образования рассматривается сегодня как стимул для наращивания статусных преимуществ отдельными ее представителями, однако оно препятствует взаимовыгодной кооперации учебных заведений в решении общезначимых проблем. Создание университетов-лидеров, которые будут финансироваться государством в первоочередном порядке, закрепляет иерархию вузов, создает заведомо неравные условия для их развития. Сближение российской системы высшего образования с национальными системами других стран в ходе Болонского процесса, с одной стороны, позволяет интегрироваться в европейское образовательное пространство со всеми выгодами от этого процесса, с другой стороны, обостряет проблему сохранения лучших национальных традиций подготовки кадров.

Важными и актуальными являются и вопросы, непосредственно связанные с инновационными изменениями образовательного процесса: организация уровне-вого обучения в соответствии с ФГОС ВПО, использование интерактивных форм преподавания, широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий и др. Весьма актуальной остается проблема повышения инновационной активности вузов, продуктивности научно-исследовательской деятельности, проблема успешного трудоустройства выпускников. Новый виток реформы высшего образования вызывает бурные дискуссии.

Необходимо также отметить, что в последнее время Болонский процесс привлекает к себе все большее внимание. Ему посвящено большое количество публикаций, авторы которых, представители российской научной, педагогической общественности, управленцы, высказывают различные точки зрения на необходимость и особенности протекания этого процесса в России и связанной с ним реформой высшего образования. В большинстве публикаций отмечается, что Болонский процесс в нашей стране — это реальность, которую необходимо учитывать при обсуждении этого вопроса. Что же касается оценочных суждений относительно ожидаемых результатов реформирования российской высшей школы, то здесь просматривается два основных подхода. Согласно одному из подходов, как правило, акцентируют внимание на позитивных перспективах, которые открываются перед высшим образованием России в результате включения в европейское образовательное пространство. Согласно противоположной точке зрения, наряду с позитивными оценками выражают определенную озабоченность и тревогу в связи с изменениями, которые уже происходят и ожидают нашу высшую школу в результате реализации некоторых положений Болонского процесса. По сути, и те и другие говорят о необходимости проведения реформы высшего образования, однако цели, задачи, формы и методы ее осуществления, равно как и ожидаемые результаты, видятся ими по-разному.

В настоящее время в России происходит демонтаж доставшейся от Советского Союза системы образования, равно как и систем здравоохранения, культуры, науки, социального обеспечения и т. д. В рыночных условиях образовательные учреждения должны перейти на самофинансирование и доказать свою жизнеспособность. Данные изменения непосредственно связаны с Болонским процессом.

Присоединившись к Болонскому процессу, Россия вошла в мировое образовательное пространство, став одной из стран-участниц. Выпускники российских вузов могут, благодаря признанию российских дипломов во всех странах-участницах Болонского процесса, трудоустроиться за рубежом на общих основаниях. Открывается возможность совершенствования системы высшего образования в России на основе многовекового западного опыта [1].

Одновременно с этим существует и противоположная точка зрения, отражающая проблемные вопросы, связанные с реформой образования в высшей школе. Так, Н.В. Брагинская, доктор исторических наук, сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ, подчеркивает, что вступление России в Болон-ский процесс — это выбор не российского академического сообщества, а условие вступления России во Всемирную торговую организацию. Что касается провозглашения в качестве приоритета признания наших дипломов за рубежом, то для страны с «утечкой мозгов» это не всегда является положительным моментом. ВТО требует от вступающих в нее государств признать образование исключительно товарной услугой. Речь идет об удешевлении процесса образования и ставке на прибыль. Как следствие — увеличится количество внебюджетных студентов и уменьшится все, что не имеет высокой рыночной стоимости. Сократятся и подорожают гуманитарные науки. Сократив срок обучения (бакалавриат составляет 4 года), бюджет выигрывает как минимум год из пяти. Магистратура будет на 90 % платной, т. е. опять выгода. После четырех лет (вместо пяти) в народное хозяйство приходят люди с высшим образованием. Таким образом, на один год увеличивается число трудоспособных возрастов. Целое поколение людей вольется в народное хозяйство. М.Д. Щелкунов говорит о том, что у России другие традиции в образовании, которое рассматривается как общественное благо и не может быть сведено только к узкому процессу обмена услуги на деньги. В нашей стране ценятся гуманитарная подготовка, духовность просвещения, воспитание. Ректор МГУ, академик В.А. Садовничий также говорит о том, что российское образование не экономическая, а культурная ценность. А культура без остатка на деньги не делится, есть всегда что-то, что нельзя измерить в денежном эквиваленте [2].

Еще одна важная проблема, связанная с Болонским процессом и реформой высшего образования в нашей стране, касается финансирования. По мнению сторонников проводимой реформы (ректор Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ С.П. Мясоедов), средства на эту реформу выделены Всемирным банком, и активизация процесса реформирования в начале двухтысячных годов объясняется необходимостью отчитаться за предоставленный заем.

Более того, реформа высшего образования еще не завершена, однако уже сегодня результаты осуществляемых в этой сфере преобразований свидетельствуют о негативных последствиях. Серьезно сокращается индекс интеллектуального потенциала, усиливается «утечка мозгов» из России. Уже на родине Болонского процесса официальные лица говорят об ошибочности перехода на бакалавриат и нехватке квалифицированных инженерно-технических кадров. Приняв западный стиль образования, Россия начнет «готовить лаборантов для Запада», как отмечает ректор МГУ В.А. Садовничий. Он полагает, что Болонский процесс не следует прямо-

линейно переносить в национальные системы образования, поскольку это означает заведомое понижение уровня образования в своей стране.

Информационно-правовую базу образования в Российской Федерации составляет ряд документов: Конвенция о правах ребенка ООН закрепляет право ребенка на образование (ст. 28 Конвенции). При этом обязанность государства состоит в обеспечении бесплатного и обязательного начального образования; в поощрении среднего образования, доступного для каждого ребенка; в обеспечении доступности высшего образования для всех на основе способностей (таким образом, продолжение учебы ребенком должно зависеть исключительно от его желания и способностей, а ни в коем случае не от финансовых возможностей). Государство также обязано обеспечить, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, уважающих человеческое достоинство ребенка. Согласно Конституции РФ, основное общее образование обязательно. Согласно Конституции РФ, государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Важно также отметить, что в рамках и в соответствии с основными направлениями проводимой политики в сфере образования нашей страны в последние годы (введение единого государственного экзамена, развитие многоуровнего высшего образования в соответствии с Болонской системой, сокращение учительского и преподавательского состава, введение элементов платного образования в средних школах, сокращение числа вузов), с 1 января 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ), заменяя законы «Об образовании» 1992 года и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года. Также следует отметить такие нормативно-правовые акты, как Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Вопросы, связанные с характеристикой современной российской системы высшего образования, характеристикой различных уровней образования как в России, так и за рубежом, а также с раскрытием особенностей и перспектив развития высшего профессионального образования в плане продвижения Болонской системы, рассматриваются многими учеными. [2].

В работах, посвященных высшей школе, отражены следующие вопросы: охарактеризованы основные приоритеты компетентностного подхода к высшему образованию, обозначены проблемы разработки основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, определены проблемы, перспективы развития образовательной деятельности, рассмотрены основные вызовы-задачи современного мира, обращенные к высшей школе.

В работах Н.В. Лаптевой рассмотрены принципы преемственности профессионального образования, проведен сравнительный анализ непрерывного образования, проанализирована модель непрерывной профессиональной подготовки и уровни профессиональной подготовки специалистов [3].

В работах Д. В. Прохорова, С. А. Мартышкина, А.М. Исупова проводится оценка финансового состояния предприятий авиастроительного кластера Самарской области, рассматриваются и оцениваются перспективы развития кластеров, что позволяет проанализировать необходимость, возможности функционирования и перспективы развития образовательного авиастроительного кластера и образовательных кластеров в других сферах [4].

В научной литературе ряд работ посвящен рассмотрению особенностей применения различных направлений совершенствования в образовании, а также необходимого инструментария современного вуза.

При подготовке статьи авторы учитывали идеи и концепции, которые сформулированы в трудах ученых, посвященных проблемам и специфике высшего образования в России, аспектам поведения российских вузов в условиях современных рыночных отношений, а также взаимодействию рынка труда и высшей школы, а именно: Алехин И.А. «Технологические основы совершенствования образовательного процесса в высшей школ» [1], Лаптева Н.В. «Принцип преемственности в системе непрерывного образования» [3].

В результате проведенного анализа сформированы и обоснованы выводы по совершенствованию системы высшего профессионального образования в Российской Федерации, сохранению российских традиций фундаментальной подготовки в системе высшего образования.

В сфере высшего профессионального образования в настоящее время наблюдаются следующие глобализационные процессы: все более широкое вовлечение в вузовскую систему молодых людей, коммерциализация образования (распространение платности вызывает протесты студентов и их родителей, однако процесс идет, невзирая на подобного рода препятствия); демократизация высшей школы (это явление достаточно сложное и противоречивое, однако этот процесс идет в различных формах, включая развитие студенческого самоуправления); использование современных информационно-коммуникационных технологий с их поистине безграничными возможностями. Следует указать также, что университеты развиваются не только как учебные, но и как научно-исследовательские структуры. Кроме того, они принимают на себя задачи переподготовки лиц, имеющих профессиональное образование.

Библиографический список

1. Алехин И. А., Ларионов С. А. Технологические основы совершенствования образовательного процесса в высшей школе // Мир образования — образование в мире. 2010. № 1. С. 118—128.

2. Ершова И.Г. Прогнозирование трудоустройства выпускников с высшим профессиональным образованием // Фундаментальные исследования. 2013. № 8/2. С. 409-412.

3. Лаптева Н.В. Принцип преемственности в системе непрерывного образования.// Вестник Самарского государственного университета. 2010. № 7 (81). С. 111-115.

4. Самарская область. Социкультурный портрет / А.М. Исупов, И.В. Карпов,

C.А. Мартышкин [и др.]; под ред. С.А. Мартышкина. Самара, 2012.

References

1. Alehin I.A., Larionov S.A. Technological basis for improvement of educational process in higher school. Mir obrazovaniia — obrazovanie v mire [World of education — education in the world], 2010, no. 1, pp. 118—128 [in Russian].

2. Ershov I.G. Predicting of graduate employability with higher professional education. Fundamental'nye issledovaniia [Fundamental research], 2013, no. 8—2, pp. 409—412 [in Russian].

3. Lapteva N.V. The principle of continuity in the system of continuous education. Vestnik Samarskogo Gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2010, no. 7 (81), pp. 111—115 [in Russian].

4. Isupov A.M., Karpov I.V., Martyshkin S.A, Prokhorov D.V., Tslaf V.M., Shabunin

D.M. Samara Region. Social and cultural portrait. S.A. Martyshkin, D.M. Shabunin (Eds.). Samara, 2012 [in Russian].

178

ïïanmeea H.B., MapmuwKUH A. C.

N. V. Lapteva, A.S. Martyshkin*

ANALYSIS OF CURRENT STATE OF STATE MANAGEMENT BY THE HIGHER EDUCATION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

This paper analyzes the current state of state management in the higher education system in the Russian Federation. The transition of higher education system in the new two-tier education is analyzed. Innovative changes of educational process: organization of the level of training in accordance with the VSES HPE are analyzed.

Key words: higher education, public administration by the concept, market of educational services, Bologna process, standards.

* Lapteva Natalia Vladimirovna (lapteva.n@list.ru), Martyshkin Alexey Sergeevich (alekseimaryshkin@mail.ru), Department of State and Municipal Management, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.