Научная статья на тему 'Проектирование системы адаптации первокурсников к обучению в вузе'

Проектирование системы адаптации первокурсников к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
796
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / адаптация первокурсников / адаптационная система / система адаптации первокурсников

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева Н. Н.

В статье представлен вариант построения системы адаптации первокурсника, включающей целевой, содержательный и технологический компоненты. Опыт реализации данной адаптивной системы в течение ряда лет внедряется в педагогический процесс ДВГУ и способствует повышению готовности первокурсников к овладению содержанием учебных программ вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the variant of creating the first-year students" adaptation system, including objective, informative and technological components. The experience of this adaptive system"s realization improves the first-year students" readiness to mastering educational programs and has been inculcated in the pedagogical process of the Far East State University over a period of years.

Текст научной работы на тему «Проектирование системы адаптации первокурсников к обучению в вузе»

Н. Н. Савельева

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ

К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Института педагогики и образования ДВГУ.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. А. Невзорова

В статье представлен вариант построения системы адаптации первокурсника, включающей целевой, содержательный и технологический компоненты. Опыт реализации данной адаптивной системы в течение ряда лет внедряется в педагогический процесс ДВГУ и способствует повышению готовности первокурсников к овладению содержанием учебных программ вуза.

The article presents the variant of creating the first-year students’ adaptation system, including objective, informative and technological components. The experience of this adaptive system’s realization improves the first-year students’ readiness to mastering educational programs and has been inculcated in the pedagogical process of the Far East State University over a period of years.

Современный динамизм общественного развития, усиление роли личности в социальной жизни и производстве, демократизация, гуманизация, признание особой ценности интеллектуального развития и многие другие позитивные тенденции требуют замены тезиса «образование на всю жизнь» на формулу «образование через всю жизнь», т. е. процесс образовывания успешной ком -петентной личности, профессионала должен стать непрерывным. Непрерывное образование нами понимается в широком смысле и относится и к личности первокурсника, вчерашнего выпускника школы и будущего специалиста, способного к самообразованию в будущем; и к образовательным программам в системе школа - вуз, когда «выход» из школьной программы естественным образом состыковывается с «входом» в вузовскую; и к новым организационным структурам, в которых непрерывность обеспечивается преемственностью программ в соответствии с запросами личности, когда от уровня освоения учащимся школьных программ, сформированное™ общеучебных, общеинтеллектуальных умений как основных факторов обеспечения преемственности зависит успешность прохождения адаптации первокурсников в вузе1.

Понятие адаптация носит универсальный характер и понимается нами как внутренне мотивированный процесс, характеризующий в конечном итоге принятие или непринятие развивающейся личностью внешних и внутренних условий существования, а также активность личности по изменению этих условий в желаемом направлении2. Нами адаптация рассматривается как совокупность новообразований, психических качеств, которые сформировались (развились) в процессе реализации адаптивного курса и привели к позитивному результату. При этом в совокупность новообразований включаются не только множество знаний, умений, навыков, полученных и сформированных у себя субъектом адаптации, но и сложная система межличностного взаимодействия с профессиональным и социальным окружением. Рассматривая комплексный и многомерный феномен адаптации с точки зрения формирования личностных новообразований, мы выделяем прежде всего те из них, которые генерируются и лежат в основе успешной адаптации субъекта к учебной деятельности.

Вместе с тем в последние годы наблю -дается устойчивая тенденция по снижению уровня готовности выпускников школ к

освоению профессиональных программ вузов. Одну из причин такого положения дел эксперты Центра оценки качества образования при Минобразовании в 2004 г. сформулировали следующим образом: «В практике обучения российские учащиеся не встречаются с заданиями, составленными на материале из разных предметных областей, для правильного выполнения которых надо интегрировать разнообразные знания, использовать общеучебные умения, отбирать и использовать адекватные описываемой ситуации способы размышления, анализа, обоснований, коммуникаций и т. п.»3. Как следствие этого, исследования М. А. Холодной и других подтверждают, что у большинства первокурсников наблюдается слабая мотивация к собственному самообразованию и самосовершенствованию, низкая способность к самостоятельной познава-тельной деятельности, недостаточное развитие волевых процессов, что объясняет наличие у студентов адаптационных трудностей именно в познавательной сфере4.

Большинство психолого-педагогиче-ских исследований акцентируют внимание на социальной адаптации, тогда как вопросы адаптации к познавательной деятельности (дидактической адаптации) редко попадают в сферу их внимания5. До сих пор в практике работы вузов, несмотря на осознание большинством преподавателей значимости данной проблемы, уровень организации адаптации первокурсников к обучению является довольно низким, даже оценочно не систематизированным, зачастую носит «мероприятийный» характер, что не может оказывать существенного влияния на поступательный личностный рост студентов и служить основой для их дальнейшего успешного обучения. Сложившееся противоречие между уровнем готовности выпускников школ к условиям обучения в вузе и отсутствием в педагогической практике системы работы по адаптации первокурсников к обучению позволило сформулировать основную идею исследования - целенаправленное проектирование системы адаптации

первокурсников с учетом уровня подготовленности абитуриентов к обучению в вузе. Нам близка позиция тех теоретиков, которые рассматривают проектирование как стремление снять противоречия между перспективными и традиционными тенденциями в педагогической реальности, когда проектирование разворачивается по схеме: замысел - реализация - рефлексия, а по самому общему пониманию есть просмысли -вание того, что возможно, и того, что должно быть6.

Исследование проводилось на базе Института педагогики и образования ДВГУ в 2003-2007 гг. Предварял исследование констатирующий эксперимент, позволяющий определить уровень готовности выпускников школ к освоению образовательных программ вуза. Под уровнем готовности к обучению мы понимаем уровень сформированное™ интеллектуальных, общеучебных умений; овладение самостоятельной познавательной деятельностью, уровень мотивации к учебной деятельности. На констатирующем этапе применялись следующие диагностики: а) для измерения у первокурсников общего интеллектуального развития применялся тест «КОТ» В. Н. Бузина; б) для выявления основных адаптационных трудностей - анкетирование; в) по самооценке студентов и оценке преподавателей выявлялся уровень сформированное™ общеучебных умений; г) наблюдения за студентами в педагогическом процессе позволили выявить уровень сформированное™ мотива -ции к учебной деятельности.

Для получения оценки исследуемого процесса адаптации мы выделили три уровня готовности первокурсников к обучению в вузе.

Низкий уровень готовности характеризуется неумением ставить цели, низким уровнем сформированное™ интеллектуальных и общеучебных умений, неготовностью к организации самостоятельной познавательной деятельности, низким уровнем мотивации к учебной деятельности.

Средний уровень подразумевает то, что студент принимает нормы и ценности по принципу «Я - как все», но не стремится что-либо изменить, даже если это в его силах. Характеризуется средним уровнем сформированное™ общеучебных умений и в целом выбором выжидательных стратегий.

Высокий уровень, студент не только принимает нормы и ценности новой социальной среды, но и строит свою деятельность, отношения с людьми на их основе. При этом у первокурсника нередко формируются все новые и новые разнообразные цели, и главной становится цель - полная собственная реализация в новой образовательной среде. Для данного уровня характерен высокий уровень сформированное™ общеучебных умений, самостоятельной познавательной деятельности, достаточный уровень мотивации к учебной деятельности. Он характеризуется оптимальным сочетанием адаптивных стратегий, направленных на взаимное изменение самой личности и учебной среды.

Неоднократные обследования первокурсников по определению уровня интеллектуального развития (тест «КОТ» В. Н. Бузина) свидетельствуют, что всего не более 2% студентов имеют уровень интеллектуального развития выше нормы и более 1/3 первокурсников имеют уровень ниже нормы.

Проводимое анкетирование позволило выявить, что наиболее трудным для первокурсников является овладение навыками самостоятельной работы. По самооценке выявили, что сформированность учебно-управленческих и учебно-информационных умений находится у первокурсников на среднем уровне (55%) и, соответственно, по оценке преподавателей - 50%, а сформированность учебно-логических умений находится на низком уровне: по самооценке студентов -55%, и по оценке преподавателей - 65%.

Систематические, целенаправленно организованные наблюдения преподавателей, работающих на первом курсе, позволили сделать вывод о том, что у большей

части первокурсников недостаточно сформирована мотивация к учебе; отсутствует интерес к познанию, также первокурсники затрудняются выделить главное в тексте, испытывают трудности при обобщении и формулировке выводов, определений, что в целом не способствует успешному овладению содержания учебных программ вуза.

Результаты проведенного обследования свидетельствуют, что у большей части первокурсников (более 55%) готовность к обучению в вузе находится на низком уровне и всего у 10% - на высоком.

Следовательно, подтвердилось выделенное нами основное противоречие между требованиями образовательного процесса вуза и неготовностью большинства выпускников школ к учебной деятельности в новых для них образовательных условиях, что явилось основой для разработки модели адаптивной системы и ее реализации в педагогическом процессе вуза. В модели адаптивной системы мы выделили следующие направления подготовки (сферы адаптации) первокурсника к условиям обучения:

• познавательная сфера (адаптация студентов к формам организации учебного процесса в вузе, развитие учебно-интеллектуальных и общеучебных умений, совершенствование самостоятельной познавательной деятельности);

• социально-психологическая (совершенствование коммуникативных умений, установление межличностных отношений в студенческой среде, умение работать в груп-пе: понимание того, как работает группа, способность работать в коллективе, терпимо относиться к другим, поддерживать их, способность получать информацию, делиться ею, «давать и получать» обратную связь с партнером);

• ценностно-мотивационная (формирование мотивации к учебной деятельности; ценностного отношения к образованию; осмысление первокурсником своего ученического опыта, своей самостоятельной познавательной деятельности, перестройка

сознания через формирование рефлексивных умений).

Поставленные цели реализуются в содержательном и технологическом компонентах модели адаптивной системы. Технологический компонент системы представлен прогрессивными обучающими технологиями, такими как модульное обучение, рефлексивное обучение, социальное взаимодействие в обучении, мониторинг.

В целом процесс адаптации можно представить в виде последовательного прохож-дения трех этапов, каждый из которых характеризуется определенным соотношением приспособительных и преобразовательных компонентов. Остановимся подробнее на содержательной характеристике каждого этапа.

1-й этап - учебно-организационный и пси-холого-педагогический, его цель для первокурсников - ориентация в новой образовательной среде, оценочное взаимодействие со средой; для преподавателей - организованная поддержка первокурсников, проведение диагностики уровня готовности студентов к условиям обучения в вузе, формирование рефлексии. Поэтому в содержание работы на данном этапе включаются как традиционные формы работы, такие как ознакомление первокурсников с территориальным расположением учебных корпусов, библиотек, залов, знакомство с традициями вуза, нормами и правилами поведения студента в вузе, знакомство с культурными объектами города, в котором расположен вуз, и др.; так и нетрадиционные - проведение первичной диагностики по выявлению уровня готовности первокурсника, составление по ее результатам «маршрута» собственного пути по овладению содержанием учебных программ, выявление индивидуальных адаптационных трудностей, начало составления личного портфолио и др.

Проблема преодоления трудностей первого этапа должна решаться в первые недели обучения первокурсника силами преподавателей и кураторов групп, студентов старших курсов (тьюторов).

Предполагаемым результатом первого этапа является «вписывание» первокурсника в новые отношения в образовательном процессе, осознание необходимости каких-либо изменений в себе и своей деятельности.

2-й этап - формирующий, характеризуется активным взаимодействием адаптанта и среды. Цель на данном этапе для первокурсников - активное включение их в адаптационный процесс; для преподавателей -реализация модели адаптивной системы, проведение мониторинга как возможности регулярного отслеживания повышения уровня готовности к обучению, с возможностью вносить необходимые коррективы в адаптационный процесс. В содержание данного этапа включаются:

1) адаптивные учебные курсы, которые представлены в учебно-воспитательном процессе дисциплинами учебного плана ГОСт:

• курс «Введение в педагогическую деятельность», цель - помочь студентам овладеть опытом решения профессиональных задач, связанных с собственным профессиональным становлением на основе знаний

о профессиональной педагогической деятельности, и развитие ключевых компетенций в познавательной, социально-психологической и ценностно-мотивационной сферах;

• «тренинг знакомств» направлен на развитие коммуникативных компетенций: знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, владение различными социальными ролями в коллективе. В процессе прохождения тренинга студенты учатся представить себя, задать вопрос, вести дискуссию и др. Данный курс способствует выработке умений работать в коллективе, совместно вырабатывать решения, умения договариваться, определять лидерские качества, формировать актив группы. Занятия проводятся методом «погружения» в первые дни обучения в вузе. При проведении данных занятий используется коллективно-групповые формы работы,

технология сотрудничества, методика коллективного творческого дела;

2) факультативные курсы вне учебного плана:

• учебный курс «Культура познания», направленный на преодоление первоочередных трудностей в адаптации. Цель - развитие учебно-познавательной и информационной компетенции. В процессе изучения курса у студентов формируется целостное представление об учебно-интеллектуаль-ных и общеучебных умениях как важнейших инструментах познания, знания и умения целеполагания, планирования, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. А также умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; навыки деятельности студента с информацией, содержащейся в учебных предметах, образовательных областях и окружающем мире;

• занятия цикла культурологических дисциплин: «Основы сценического мастерства», «Основы русской песенной культуры», «Основы русского изобразительного искусства». Автора к организации и проведению занятий данного цикла побудило изучение основ развития человека, его целостности, соединение рационального и иррационального. Многочисленные исследования доказывают7, что интеллектуа-лизированное, свободное от эмоций восприятие предметного содержания, свободный от эмоций анализ происходящего снижают эффективность осмысления, перестройки своего поведения, учебной деятельности, возможности стабильных перемен в установках первокурсников. Именно поэтому представляется возможным в качестве важного момента, обеспечивающего эффективность адаптационных процессов, включать культурологические курсы с их эмоциональной насыщенностью, в процессе изучения которых формируется культура отношений человека к природе, обществу, духовной и ма-

териальной культуре человечества, наконец, к самому себе.

Именно на втором этапе происходит активное включение первокурсника в систему адаптации, связанное с изменениями в образовательной деятельности вуза, с начинающимися личностными изменениями у первокурсников.

Предполагаемыми результатами второго этапа являются: проявление активности первокурсников в общевузовских мероприятиях; удовлетворенность обучением, овладение самостоятельной познавательной деятельностью; самоанализ успеваемости по итогам первой сессии, формирование рефлексивных умений.

3-й этап - усвоение, связан с осмыслением собственной позиции в настоящем и последующем обучении. На третьем этапе процесса адаптации происходит интеграция сформированных умений по итогам изучения содержания адаптивных курсов в различные сферы образовательного процесса. Целью данного этапа для студентов является осознание личных возможностей в освоении образовательных программ, связанных с проектированием своей образовательной траектории на последующих курсах обучения. Цель для преподавателей состоит в создании условий для подкрепления и развертывания сформированных умений (общеучебных, интеллектуальных, коммуникативных) в различные учебные дисциплины, внеучебную деятельность; формирование ценностного отношения к обра-зованию, миру, себе в этом мире.

Предполагаемые результаты третьего этапа рассматриваются нами как промежуточные в рамках всего обучения студентов в вузе. Они взаимосвязаны с выявленными адаптационными трудностями студентов первого курса в познавательной, ценностно-мотивационной и социально-психологической сферах.

Следует подчеркнуть, что результат реализации адаптивной системы нами понимается как успешность собственно учебной деятельности студентов (текущая и сесси-

онная успеваемость) и как личностные изменения первокурсников, связанные с проявлением активности и самостоятельности студентов в учебной и общественной дея-

тельности; удовлетворенности процессом обучения; повышением уровня мотивации к обучению; эмоционально положительными отношениями в коллективе группы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Новиков А. М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. 1998. № 3. С. 11-17.

2 Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. СПб.: Прайм - ЕВРО-ЗНАК, 2006.

3 См. краткий отчет «Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА -2003» hitp://www.tromru.com.

4 Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002.

5 Дмитриева М. С. Управление учебным процессом в высшей школе. Новосибирск, 1981.

6 Невзоров М. Н. Научно-методические основы школы жизни: Практико-ориентированная монография. Хабаровск: Изд-во ХГПУ. 2002.

7 Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.