Научная статья на тему 'Проектирование основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование»'

Проектирование основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная образовательная программа / модернизация образования / профессиональный стандарт / сетевое взаимодействие / professional education program / modernization of education / professional standard / networking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахтариева Разия Файзиевна

В статье приведены особенности проектирования основной профессиональной образовательной программы подготовки прикладного бакалавра по направлению подготовки «Педагогическое образование» на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования. Данная статья предназначена для педагогов, исследователей, руководителей образовательных учреждений, занимающихся вопросами проектирования образовательных программ на основе модульного принципа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахтариева Разия Файзиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DESIGN OF THE BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS OF A BACHELOR DEGREE IN FIELD OF STUDY "TEACHER EDUCATION"

The article describes design features of the basic professional educational programs of training of the bachelor of applied training in the direction of "teacher education" on the basis of the organization of network interaction of educational institutions implementing programs of higher education and basic General education. This article is intended for educators, researchers, managers of educational institutions design educational programs based on the modular principle.

Текст научной работы на тему «Проектирование основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование»»

УДК 371

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Р.Ф. Ахтариева1

1 Работа выполнена в рамках Государственного контракта №05.043.12.0013 от 23 мая 2014г.

Аннотация: В статье приведены особенности проектирования основной профессиональной

образовательной программы подготовки прикладного бакалавра по направлению подготовки «Педагогическое образование» на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования. Данная статья предназначена для педагогов, исследователей, руководителей образовательных учреждений, занимающихся вопросами проектирования образовательных программ на основе модульного принципа.

Ключевые слова: профессиональная образовательная программа, модернизация образования,

профессиональный стандарт, сетевое взаимодействие

THE DESIGN OF THE BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS OF A BACHELOR DEGREE IN FIELD OF STUDY "TEACHER EDUCATION"

R.F. Ahtarieva

Abstract: the article describes design features of the basic professional educational programs of training of the bachelor of applied training in the direction of "teacher education" on the basis of the organization of network interaction of educational institutions implementing programs of higher education and basic General education. This article is intended for educators, researchers, managers of educational institutions design educational programs based on the modular principle.

Keywords: professional education program, modernization of education, professional standard, networking

Ценностная, гуманистическая, творческая составляющие педагогического труда обуславливают необходимость осуществления постоянного научного поиска в области профессиональной подготовки будущего учителя, направленного на достижение качественного уровня педагогического образования.

Как отмечает А.А. Марголис: «Выпускник программы подготовки педагогических кадров (далее - педагогической программы) должен быть в полной мере готов к осуществлению своей профессиональной деятельности в классе в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций указанных в профессиональном стандарте. Другими словами, его деятельность как педагога предполагает овладение профессиональными (трудовыми) действиями, описанными в профессиональном стандарте, а так же компетенциями и знаниями, необходимыми для их осуществления»[2].

Основная цель модернизации основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению подготовки «Педагогическое образование» состоит в приведении программ подготовки педагогических кадров в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога.

Обновление программ высшего образования связано непосредственно с внешним заказом - потребностями рынка труда, организаций работодателей, граждан, что отмечается в «Методических рекомендациях по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов», утвержденных министром образования и науки Российской Федерации 22 января 2015г. При этом необходимо учитывать, что содержание программ высшего образование ведет к получению квалификации, соответствующей современному уровню развития науки, техники, технологий, экономики.

Обобщая опыт автора по разработке основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата, конструируемой в рамках реализации проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования», мы приводим последовательность проектирования ОПОП.

Целью разработки ОПОП явилось методическое обеспечение реализации ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога.

ОПОП состоит из модулей дисциплин. Определяя модули ОПОП, мы опирались на определение А. Каспржак: «Модулем называют кластер или связку учебных мероприятий, который посвящен определенной теме или содержанию. Модуль, следовательно, это содержательно и по времени завершенная учебная единица (учебная целостность, блок), которая может быть составлена из различных учебных мероприятий. Она может быть описана качественно (содержательно) и количественно (количество зачетных единиц) и должна поддаваться оцениванию (экзамен). Тем самым модуль представляет собой единицу (завершенная в себе целостность) или строительный элемент, [блок]) - которая является [в свою очередь] составной частью более крупного целого, внутри которого каждый модуль имеет свою определенную функцию»[1]

Цель ОПОП: подготовка выпускника программы готового к осуществлению

профессиональной (педагогической) деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях основного общего образования.

Основным образовательным результатом реализации ОПОП является готовность выпускника программы строить будущую профессиональную деятельность в соответствии с выработанными профессиональными сообществом нормами - профессиональным стандартом, что обеспечивает возможность полноценной учебной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС ОО.

При разработке ОПОП выполняются следующие требования к ее проектированию:

- фундаментальность и практико-ориентированность образовательной программы на основе интеграции всех составляющих ее элементов;

- модульное построение ОПОП;

- «вертикальное» сетевое взаимодействие: вуз -школа.

Базовая часть ОПОП является инвариантом начального периода обучения при обязательном тьюторском сопровождении студентов для дальнейшего профессионального самоопределения через выбор учебных модулей вариативной части. После этого периода студент получает возможность выбора и продолжает обучение в соответствии со спецификой выбранного маршрута.

Учебное содержание предложенных модулей (ОПОП подготовки бакалавров предусматривает изучение следующих модулей: «Дисциплины гуманитарного и

экономического цикла: гуманитарное и экономическое знание в образовательной

практике»; «Дисциплины математического и естественнонаучного цикла: естественнонаучное и математическое знание в образовательной практике»; «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация

образовательных процессов»; «Теоретические и экспериментальные основы педагогической деятельности: исследовательская и экспериментальная деятельность учителя»; «Психология и педагогика развития учащихся: практика личностно-ориентированного образования»; «Дисциплины профиля подготовки»; «Культура коммуникаций»; «Культура здоровья и безопасная, комфортная среда»; «Практика» включает две части: учебная практика, интегрированная в содержание учебных модулей, и производственная практика; «Итоговая государственная аттестация». ) включает в себя содержание практик, которое обеспечит

возможность сформировать у студента необходимые профессиональные действия, связанные с реализацией конкретной трудовой функции будущего педагога.

В процессе освоения содержания модуля студент должен иметь оптимальное количество «входов» и «выходов» в базовую образовательную организацию (вуз) и сетевую образовательную организацию (школа).

Миссия ОПОП - усиление практической направленности подготовки учителя основного общего образования на основе сетевого взаимодействия вуза и школы.

Область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата включает: образование, социальную сферу, культуру.

Объектами профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», являются: обучение, воспитание,

развитие, просвещение.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»: педагогическая,

исследовательская, культурно-просветительская.

Структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профили) образования в рамках одного направления подготовки (далее - профили программы).

В рамках базовой части программы бакалавриата должны быть реализованы следующие дисциплины (модули): «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура». Обозначенные дисциплины реализуются в модулях: «Гуманитарное и экономическое знание в образовательной практике»

(Философия, История), «Культура коммуникаций» (Иностранный язык), «Культура здоровья и безопасная, комфортная среда» (Физическая культура, Безопасность жизнедеятельности).

Дисциплины «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» реализуются в порядке, установленном образовательной организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» в модуле «Культура здоровья и безопасная, комфортная среды».

Каждый модуль (кроме модуля практики) имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом (не менее 30% от объема модуля в целом). Вариативная часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовой части модуля, позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности, дальнейшего самосовершенствования. Модуль практики позволяет проводить студенту «педагогические пробы» с целью «оттачивания» трудовых действий и необходимых умений в образовательном учреждении, участвующем в сетевом взаимодействии образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования.

Разработанный нами проект ОПОП обеспечивает соответствие профессиональной подготовки будущих педагогов требованиям профессионального стандарта, а предлагаемый алгоритм проектирования обеспечивает технологичность и преемственность профессиональных образовательных программ.

Литература:

1. Каспржак А.О. О разработке модулей основных профессиональных образовательных программ академического бакалавриата [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // педагогическое образование. рф/ documents/show/19.

2. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 1. Режим доступа: URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margohs.phtml

3. Проект Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)».

4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

References:

1. Kasprzhak A.O. O razrabotke modulej osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm akademicheskogo bakalavriata [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http: // pedagogicheskoeobrazovanie.rf/ documents/show/19.

2. Margolis A.A. Trebovanija k modernizacii osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm (OPOP)

podgotovki pedagogicheskih kadrov v sootvetstvii s professional'nym standartom pedagoga: predlo-zhenija k realizacii dejatel'nostnogo podhoda v podgotovke pedagogicheskih kadrov [Jelektronnyj resurs] / A.A. Margolis // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie psyedu.ru. 2014. № 1. Rezhim dostupa: URL:

http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml

3. Proekt Prikaza Ministerstva obrazovanija i nauki RF «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata)».

4. Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')», utverzhdennyj prikazom Ministerst-va truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 18 oktjabrja 2013 g. № 544n.

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija, utverzhden-nyj prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrja 2010 g. № 1897.

Сведения об авторе:

Ахтариева Разия Файзиевна (г.Елабуга), кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры, кафедра педагогики, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

Information on author:

Ahtarieva R.F. (Elabuga), candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of faculty of physical culture, Elabuga Institute of Kazan (Volga region) Federal University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.