Вопросы общего образования
УДК 371.388.8+371.398 ББК 4421.385
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
H.A. Криволапова, H.H. Войткевич
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области
DESIGNING INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF STUDENTS IN AN INSTITUTION OF CHILDREN’S SUPPLEMENTARY EDUCATION
N. Krivolapova, N. Vojtkevich Kurgan branch of Chelyabinsk institute of teachers’ professional retraining and further development
Осуществлено сопоставление индивидуальной образовательной траектории и индивидуальной образовательной программы. Разработана двухвариантная структура индивидуальной образовательной программы дополнительного образования. Приведен пример ее конкретизации.
Ключевые слова: индивидуальна образовательная траектория, индивидуальная образовательная программа, дополнительное образование детей.
Individual educational trajectory is compared with individual educational programme. Bivariant structure of individual educational programme of supplementary education is worked out. The example of its concretization is given.
Keywords: individual educational trajectory, individual educational programme, children’s supplementary education.
Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания со стороны общества, государства и педагогической науки как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование детей - «организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству» [1, с. 12].
Развитие ребенка подкрепляется возможностями создания «ситуации успеха» и свободой смены вида деятельности. Нельзя не со-
гласиться с В.П. Головановым [1], что именно дополнительное образование призвано удовлетворять постоянные запросы детей, помогать снизить негативные последствия незанятости детей в свободное время. Дополнительное образование, с нашей точки зрения, направлено:
• на сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка в постоянно изменяющемся социуме;
• удовлетворение естественной потребности развивающейся личности в познании себя в окружающем мире;
• организацию активной творческой созидательной жизнедеятельности детей;
• создание и развитие пространства детского благополучия.
Сегодня проблема творческой самореали-
зации личности воспитанников в условиях учреждений дополнительного образования приобретает доминирующее значение. Нам представляется целесообразным выделить следующие показатели творческой самореализации обучающихся в учебно-познавательной деятельности:
• познавательная самостоятельность;
• мотивация к творческой деятельности;
• творческая активность;
• развитие творческого мышления (по характеристикам «гибкость» и «оригинальность»);
• оценка (самооценка) готовности к творческой самореализации [3].
В ходе анализа перечня показателей творческой самореализации обучающихся мы пришли к выводу, что возможно оказать содействие данному процессу посредством индивидуальных образовательных программ, реализуя которые воспитанник сформирует свою индивидуальную образовательную траекторию. Важно проектировать траекторию обучения в соответствии с психологическими особенностями ребенка и образовательными потребностями.
Нельзя не согласиться, что разработка индивидуальной образовательной траектории обеспечит положительную динамику творческой самореализации воспитанников в учебнопознавательной деятельности.
Признавая право человека быть индивидуальностью, современное образование обязано обеспечить каждому ребенку возможность идти своим путем в процессе обучения. Решение этой проблемы во многом зависит от определения приоритетов в выборе форм и способов осуществления индивидуализации обучения.
С позиции современной педагогики индивидуализация процесса обучения есть формирование «персональной судьбы» ребенка как ученика, который, опираясь на индивидуальные качества и способности, выстраивает свой образовательный путь.
Таким образом, индивидуальный подход в обучении предполагает, что педагогический процесс проходит с учетом индивидуальных способностей обучающихся (темперамента, характера, склонностей, мотивов, интересов и т. д.). Для его успешной реализации педагог в своей деятельности использует различные формы и методы с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.
Условия индивидуальной образовательной деятельности:
• индивидуализация образовательного процесса,
• расширение пространства социальной деятельности обучающихся,
• организация пространства рефлексии и мыследеятельности,
• освоение обучающимися универсальных способов деятельности: творчество, исследование, проектирование, управление.
Прежний подход в образовании, когда «педагог говорит - объясняет, а обучающийся внимательно слушает - воспринимает - воспроизводит», постепенно сменяется подходом, когда «обучающийся сам изучает - выявляет -познает - понимает - воспроизводит». Это более продуктивный путь познания, путь успешности ребенка, позволяющий ему осуществить выбор содержания обучения и видов собственной познавательной деятельности.
На наш взгляд, именно индивидуализация процесса обучения в условиях учреждений дополнительного образования детей реализует право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности.
На сегодняшний день для педагогической науки и практики проблема организации образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных программ (ИОП) является одной из наиболее значимых. Отсутствует однозначная трактовка терминов «индии-видуальная образовательная траектория» и «индивидуальная образовательная программа».
В своих работах A.B. Хуторской отмечает, что индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) - это результат реализации личностного потенциала ребенка в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности. Он пишет: «...индивидуальная образовательная траектория - это не индивидуальная программа. Траектория - след от движения. Программа - ее план» [8, с. 93].
Изучение результатов исследований авторского коллектива под руководством профессора А.П. Тряпицыной из Санкт-Петер-бурга [2], а также материалы, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях Курганской области, позволяют нам утверждать, что индивидуальная образовательная программа -это документ, дающий представление о содержании деятельности обучающегося в образовательном учреждении, направленной на реализацию индивидуальных целей обучения.
Индивидуальные образовательные про-
Вопросы общего образования
граммы составляются на основе выбора обучающегося и согласования его интересов и запросов с педагогическим коллективом образовательного учреждения и опираются на мотивацию ребенка к решению выбранных проблем и задач. Индивидуальная образовательная программа дает следующие возможности:
1) учитывать виды образовательной деятельности обучающихся, методы и формы диагностики образовательных результатов, технологии освоения учебного содержания и т. п.;
2) учитывать жизненный опыт детей;
3) учитывать возрастные особенности обучающихся;
4) сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы учебной деятельности;
5) в условиях познавательной деятельности «включать» механизм саморазвития личности (самопознание, саморегуляцию, самоопределение, самообразование, самоорганизацию, самореализацию) [7].
Индивидуальная образовательная программа выполняет следующие функции [2]: нормативную (фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута), информационную (информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени), мотивационную (определяет цели и результаты образовательной деятельности обучающегося), организационную (определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики), самоопределения (позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора).
Работая по индивидуальной образовательной программе, обучающиеся:
• учатся планировать свою познавательную деятельность;
• активно используют учебную, научно-популярную, специальную литературу, цифровые образовательные ресурсы и Интернет;
• осознают свою ответственность за результаты обучения;
• осуществляют самооценку и самоконтроль;
• осваивают способы представления результатов учебного труда и т. п.
Ученые и педагоги-практики предлагают разнообразные варианты структуры и оформления ИОП. Авторский коллектив под руко-
водством А.П. Тряпицыной разработал теоретические подходы к ее конструированию. Они считают, что индивидуальная образовательная программа представляет собой текст, определяющий:
1) цели и ценности образовательной программы;
2) адресность образовательной программы;
3) учебный план, содержащий инвариантную и вариативную части содержания образования в конкретном образовательном учреждении, а также пояснительную записку к нему;
4) характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану;
5) описание организационно-педагогиче-ских условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения ИОМ;
6) систему форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся;
7) описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе образовательные продукты.
С учетом вышеназванных предпосылок, в рамках научно-педагогического обеспечения опытно-экспериментальной работы по внедрению в образовательный процесс учреждений дополнительного образования детей индивидуальных образовательных программ в ИПКиПРО Курганской области разработана ее структура.
Структура индивидуальной образовательной программы включает следующие составляющие.
1. Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи, формы итогового контроля).
2. Учебно-тематический план, представляемый в одной из двух форм (табл. 1, 2).
3. График контроля.
4. Содержание.
5. Список литературы (основной и дополнительной). Цифровые образовательные ресурсы, адреса сайтов и т. п.
6. Диагностика и ее результаты.
7. Методическое обеспечение. Приложения.
Имеются результаты апробации и внедрения названных схем. В соответствии с разработанными требованиями и формами педагогами дополнительного образования Курганской области были разработаны индивидуальные образовательные программы. Приводим фрагмент одной из программ.
Таблица 1
Учебно-тематический план (вариант 1)
№ Дата Тема Форма занятий Формы контроля Дом. задание Отметка о выполнении
Самостоя- тельная работа Консуль- тация К.р. Тест Зачет Твор- ческая работа
Таблица 2
Учебно-тематический план (вариант 2)
№ Дата Тема Коли- чество часов Форма занятий Формы контроля Образова- тельный продукт Дом. задание Само- оценка Отметка о выполнении
Фрагмент индивидуальной образовательной программы «Волшебная сила лекарственных трав и разноцветных стеклянных бусинок»
автор: Мещерягина Л.М.,
педагог дополнительного образования МОУ ДДТ «Радуга» г. Кургана Пояснительная записка
Татьяна С. занимается в студии 5 лет. Усидчивость, трудолюбие, креативное мышление, стремление мастерски выполнить задуманную работу позволили Тане в 2006-2007 учебном году стать победителем в конкурсах: «Радуга талантов» на лучшего воспитанника года в своей возрастной группе в ДДТ «Радуга»; «Мисс «Золотые руки» в номинации «Защита проектов».
Выполнив исследовательскую работу, Таня приняла участие в научно-практической конференции Дома детского творчества «Радуга». Данная программа разработана с учетом желания Тани продолжать заниматься творческой работой и принимать участие в конкурсах.
Цель программы: выполнить проектную работу.
Задачи:
1. Провести исследовательскую работу на тему «Волшебная сила лекарственных трав».
2. Разработать и выполнить в технике бисероплетения авторский вариант комплекта посуды для нескольких лекарственных трав.
Результатом реализации программы должно явиться выполнение Таней проектной работы, включающей в себя теоретическую и практическую части, а также участие в городской научно-практической конференции школьников.
Содержание программы индивидуальных занятий
Тема 1. Планирование темы (1 час)
Беседа о задачах на новый учебный год. Показ иллюстраций из книг и журналов, предлагаемых к выполнению в этом учебном году.
Согласуется тема будущей творческой работы. Учитывая слабое здоровье Тани, тема проектной работы может быть связана с лекарственными травами. Примерная тема работы: «Волшебная сила лекарственных трав и разноцветных стеклянных бусинок».
Определяется объем предполагаемой работы, материальные затраты и согласуется режим занятий.
Проводится инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Подбор литературы (2 часа)
Подбирается литература по предполагаемой теме - книги, периодическая печать. Рассматриваются идеи, которые могут быть проработаны в эскизах или в словесных описаниях.
Тема 3. Выполнение эскизов, разработка схем, подбор бисера (3 часа)
Выполнение эскизов, схем, пробных образцов оплета и декоративных элементов изделия. Подбор материала и его цветовое решение.
Тема 4. Выполнение образцов (3 часа)
Выполнение образцов декоративных элементов и проработка самого оплета.
Тема 5. Выполнение изделия (13 часов)
Выполнение изделия в материале. Занятия проводятся в форме урока, консультаций, выполнения домашнего задания.
Тема 6. Оформление проектной работы (теоретическая часть) (12 часов)
Оформление пояснительной записки (ре-
Вопросы общего образования
ферата) в соответствии с требованиями. Примерная структура пояснительной записки:
I. Введение (должно быть обоснование, почему выбрана именно эта тема).
II. История появления данной техники.
III. Эскизы оформления данного изделия (выполняются на занятиях у художника-ди-зайнера).
IV. Описание приемов, применяемых при выполнении данного изделия.
V. Экономическое обоснование (здесь же реклама, способ реализации, если он необходим).
VI. Заключение (как работала, какой получился результат, эмоциональная оценка).
VII. Литература.
VIII. Приложение (эскизы, таблицы, схемы).
Тема 7. Подготовка к защите (1 час)
Подготовить тезисы доклада. Репетировать чтение доклада.
Тема 8. Участие в конкурсах (1 час)
Заключительный или оценочный этап работы. Он предполагает защиту проекта на городской научно-практической конференции школьников.
Литература для обучающихся
1. Базулина, Л.В. Бисер / Л.В. Базулина, И.В. Новикова. - Ярославль: Академия развития: Академия К°, 1999.
2. Бенсон, Энн. Бисероплетение. Воплощение интересных идей с помощью современных материалов / Энн Бенсон. - М.: Мартин, 2006.
3. Виноградова, Е. Большая книга бисера / Е. Виноградова. - М.: ОЛМА ПРЕСС; СПб.: Валери СПД, 1999.
4. Ганицкая, Р. Вышивка бисером / Р. Га-ницкая, О. Левина. - Ростов-н/Д.: Проф-Пресс, 2001.
5. Ляукина, М. Бисер. Основы художественного ремесла / М. Ляукина. - М.: Аст-Пресс, 1998.
6. Рукоделие. Вышивание. Вязание. Плетение. Популярная энциклопедия / под ред. И.А. Андреевой. - М.: Советская энциклопедия, 1991.
7. Ткаченко, Т. Бисер для начинающих. Лучшие украшения и фенечки / Т. Ткаченко, Е. Волкова, К. Стародуб. - Ростов н/Д.: ИД ВЛАДИС РИПОЛ КЛАССИК, 2004.
Более подробно опыт работы педагогов
Учебно-тематический план (36 часов)
№ п/п Тема Дата Кол-во, ч Форма занятий Домашнее задание Образова- тельный продукт Отметка о выполнении
1 Планирование изучения темы Сентябрь 1 Беседа Подготовить несколько вариантов темы Выбор темы
2 Подбор литературы Сентябрь, октябрь 2 Консультация, д/з Подобрать литературу Комплект необходимой лит-ры
3 Выполнение эскизов, разработка схем, подбор бисера Октябрь 3 Практическая работа, д/з Разработать схемы, подобрать бисер Схемы
4 Выполнение образцов Октябрь -ноябрь 3 Практическая работа, д/з Выполнить образцы отплета Образцы
5 Выполнение изделия Ноябрь -январь 13 Практическая работа, д/з Выполнить изделие Изделие
6 Оформление проектной работы (теоретическая часть) Январь -февраль 12 Практическая работа, д/з Написать проектную работу Проектная работа
7 Подготовка к защите Март, май 1 Практическая работа, д/з Подготовить тезисы. Тренироваться читать доклад
8 Участие в конкурсах Март- май 1 Конкурс
Всего часов 36
представлен в методических пособиях авторов [4-6].
Обобщая результаты опытной работы, а также теоретического анализа, мы сделали выводы относительно признаков индивидуальной образовательной программы. На наш взгляд, индивидуальная образовательная программа - это нормативный документ, определяющий личностно-значимые цели обучения, содержание учебного материала, формы и сроки его изучения, а также критерии результативности.
Инициатором разработки ИОП могут выступать как учитель, так и обучающийся. Переход обучающегося на индивидуальную образовательную программу предусматривает:
• оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на ИОП;
• желание ребенка перейти на обучение по ИОП и осознание им ответственности принимаемого решения;
• согласие родителей.
Реализация индивидуальной образовательной программы в учреждении дополнительного образования детей позволяет организовать:
• проектную и исследовательскую деятельность обучающихся;
• подготовку воспитанников к конкурсам, выставкам, конференциям, концертам и др.;
• сопровождение одаренных обучающихся;
• образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями;
• дистанционное обучение воспитанников и проч.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория - это временной порядок реализации индивидуальной образовательной программы с учетом конкретных условий образовательного процесса в образовательном учреждении.
Литература
1. Голованов, В.П. Сущность, функции, тенденции развития в дополнительном образовании детей (по материалам виртуальной конференции в Интернете)/В.П. Голованов// Дополнительное образование. - 2004. -№ 5. -С. 12-16.
2. Даутова, О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: учеб,-методич. пособие / О.Б. Даутова / под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2006. -352 с.
3. Иванова, Е.О. Личностно ориентированное обучение: индивидуализация содержания образования / Е.О. Иванова // Завуч. -2002. -№ 8. - С. 100-117.
4. Криволапова, H.A. Организация работы с одаренными детьми на основе индивидуальных образовательных программ / H.A. Криволапова, H.H. Войткевич. - Курган: ИПКиПРО Курганской обл., 2010. - 57 с.
5. Криволапова, H.A. Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся и воспитанников в системе учреждений дополнительного образования детей: методическое пособие / H.A. Криволапова, H.H. Войткевич. - Курган: ИПКиПРО Курганской обл., 2007. - 60 с.
6. Криволапова, H.A. Проектирование образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных программ: мето-дич. пособие для учителя / H.A. Криволапова, H.H. Войткевич. - Курган: ИПКиПРО Курганской обл., 2007. - 50 с.
7. Макотрова, Г.В. Индивидуальная программа развития старшеклассников в условиях профильного обучения / Г.В. Макотрова // Школьные технологии. - 2008. — № 6. — С. 104-108.
8. Хуторской, A.B. Методика личностноориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / A.B. Хуторской. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.
Поступила в редакцию 17 февраля 2010 г.