Научная статья на тему 'Реализация индивидуальной образовательной программы в процессе обучения русскому языку'

Реализация индивидуальной образовательной программы в процессе обучения русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
768
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТАУМЕНИЯ / СВОБОДНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ / INDIVIDUALIZED EDUCATIONAL PROGRAM / INDEPENDENT WORK / EDUCATIONAL ACTIVITY / META-SKILLS / FREE EDUCATION / EDUCATION STRATEGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шао Инцзе

В статье представлены результаты исследования теоретического и практического опыта педагогов России и Китая по организации образовательного процесса студентов на основе индивидуальных программ обучения. Определено понятие индивидуальной образовательной программы: это зафиксированные представления субъекта о собственных действиях, конкретизированных по времени, месту, способу, взаимодействиях по решению некоторых образовательных задач. В статье автор пытается ответить на ряд вопросов: Что такое индивидуальная образовательная программа и в чем ее отличие от образовательной траектории? Какие отличительные особенности индивидуальной образовательной программы можно выделить и как её разработать? Какие принципы лежат в основе построения индивидуальной образовательной программы самостоятельной работы студентов, изучающих русский язык? На основе изучения существующих теоретических подходов определены функции индивидуальной образовательной программы: нормативная, информационная, мотивационная, организационная, технологическая, регулятивная. Выявив содержание, принципы, функции индивидуальной образовательной программы, автор статьи пытается определить технологию её составления. Дается пример индивидуальной образовательной программы самостоятельной работы студентов первого курса, изучающих русский язык (базовый уровень).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of individualized educational program in teaching russian language

This article reveals the study of theoretical and practical experience of teachers from Russia and China on the organization of educational process of students, which is based on their individual programs. At the beginning of the article, the author defines the concept of the individual educational program, giving the following definition of individualized education program, which is a fixed representation of the subject on their own activities specified on the time, place, method, interactions in the solution of some educational problems. In the article, the author tries to answer several questions: What is an individual educational program? Why and how to develop it? What principles underlie the construction of individual educational programs on the independent work of students studying Russian language? Based on the study of theoretical approaches to define functions of individual educational programs, these functions include: regulatory, informational, motivational, organizational, technological, and regulatory. To identify the content, principles, functions and individualized education programs, the author attempts to determine the skills of its preparation. At the end of the article, the author shares an example about the program of independent work of the freshmen learning Russian language (basic level).

Текст научной работы на тему «Реализация индивидуальной образовательной программы в процессе обучения русскому языку»

Шао Инцзе, преподаватель, факультет русского языка, Маньчжурский институт Университета Внутренней Монголии, г. Маньчжурия, Китай, аспирант,

Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия, shaoyingjie@126.com

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В статье представлены результаты исследования теоретического и практического опыта педагогов России и Китая по организации образовательного процесса студентов на основе индивидуальных программ обучения. Определено понятие индивидуальной образовательной программы: это зафиксированные представления субъекта о собственных действиях, конкретизированных по времени, месту, способу, взаимодействиях по решению некоторых образовательных задач. В статье автор пытается ответить на ряд вопросов: Что такое индивидуальная образовательная программа и в чем ее отличие от образовательной траектории? Какие отличительные особенности индивидуальной образовательной программы можно выделить и как её разработать? Какие принципы лежат в основе построения индивидуальной образовательной программы самостоятельной работы студентов, изучающих русский язык? На основе изучения существующих теоретических подходов определены функции индивидуальной образовательной программы: нормативная, информационная, мотивационная, организационная, технологическая, регулятивная. Выявив содержание, принципы, функции индивидуальной образовательной программы, автор статьи пытается определить технологию её составления. Дается пример индивидуальной образовательной программы самостоятельной работы студентов первого курса, из-учающихрусский язык (базовый уровень).

Ключевые слова: индивидуальная образовательная программа, самостоятельная работа, учебная деятельность, метаумения, свободное обучение, стратегии обучения.

Понятие индивидуальной образовательной программы относится к новым категориям в педагогике, поэтому пока не получило установившегося определения. Часто индивидуальная образовательная программа отождествляется с индивидуальным маршрутом и индивидуальной образовательной траекторией. Терминологическое гнездо понятия «индивидуальная образовательная программа» (ИОП) включает такие понятия, как «индивидуальный учебный план», «образовательные маршруты», «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная образователь-

ная программа». Такие исследователи, как Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, В. С. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И. С. Якиманская, рассматривали индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ) следующим образом:

— как определённую последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями (Н.Н. Суртаева) 1;

— как проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом (С.А. Вдовина, Г.А. Кли- -мов, В.С. Мерлин) 2;

— как имеющую несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятель-ностный (специальные образовательные технологии); процессуальный организационный аспект

(Г.А. Бордовский, И.С. Якиманская) 3.

Понятие индивидуальной образовательной программы разрабатывали Е.А. Александрова, В.В. Гарднер, Ю.В. Громыко, В.Б. Лебединцев, М.А. Мкртчян, А.В. Хутор -ской, П.Г. Щедровицкий. Согласно их позиции, можно определить ИОП как представления обучающегося о предстоящей образовательной деятельности (учении, обучении, самовоспитании), её целях, содержании, результатах, времени, месте, средствах и ситуациях взаимодействия с педагогами, с обучающимися и другими субъектами.

В данной статье автор опирается на позицию В.В. Гарднер, которая даёт следующее определение индивидуальной образовательной программы: «...это зафиксированные представления субъекта о собственных действиях, конкретизированных по времени, месту, способу, взаимодействиях, по решению некоторых образовательных задач».4

Таким образом, ИОП составляется с учётом требований времени, образовательных запросов и познавательных возможностей обучающегося, конкретных условий осуществления образовательного процесса в учебном заведении.

Индивидуальная образовательная программа создаётся тогда, когда обучающийся ставит цель, обозначает действия, которые он должен осуществить для достижения этой цели.

Поощрение и развитие у студентов способностей к формированию и выполнению стратегий обучения чрезвычайно важны. Поэтому необходимо развивать у студентов способности к самостоятельному обучению и способность обучаться всю жизнь, усиливать тренировки стратегий. И главное здесь - повышение способностей эффективного применения стратегий обучения.

Китайские учёные также разрабатывают теоретические подходы к самостоятельному обучению студентов, которое положено в основу индивидуальной образовательной — программы. Так, Чжан Синьфэн считает, что самостоятельное обучение студентов обладает тремя характерными особенностями. Первая из них - это автоматически действующее обучение. Выбор ученика, который занимается самостоятельно, проистекает из его собственных потребностей (включая потребность в существовании, интерес, надежды и другое), в связи с чем проявляется такая характеристика, как активное вмешательство в учебный процесс. Вторая - это свободное обучение. Учебный процесс для ученика, который занимается самостоятельно, полностью основывается на автоматическом планировании обучающегося, характерном для самостоятельного управления; учитывать при этом позиции других людей или групп не обязательно. Третья - это автономное обучение. Самостоятельно обучающийся благодаря обретению во время обучения единства субъективных потребностей и объективных предметов (включая цели обучения, содержание, формы и другое) и как утвердитель целей обучения, и как разработчик и «самоуправитель» планов обучения во время процесса обучения ограничивает и регулирует собственные действия, реализуя его цели.5

Чжан Дяньюй считает, что самостоятельное обучение студентов обладает следующими особенностями: во-первых, способность эффективно применять стратегии обучения, что выражается в повышении способностей практического применения метакогнитивной и когнитивной стратегий в процессе обучения.6 Поощрение и развитие у студентов способностей к формированию и выполнению стратегий обучения чрезвычайно важны, особенно если речь идет о развитии и повышении способностей к саморегулированию. Поэтому необходи-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

мо развивать у студентов способности к самостоятельному обучению и способность обучаться всю жизнь, усиливать тренировки стратегий. И главное здесь - повышение способностей эффективного применения стратегий обучения. Во-вторых, значима также окружающая образовательная среда. Среда обучения - это важное материальное условие самостоятельного изучения предмета. Она состоит из совокупности личности преподавателя, кабинета, сетевой учебной платформы и др. Так, например, в процессе самостоятельного изучения русского языка в университете, которое ведется в сетевой среде, преподаватель не является «лицом, которое распространяет просвещение и разгоняет сомнения», а обязательно исполняет роли организатора и помощника в обучении. В то же время в процессе обучения преподаватель должен руководить стратегиями, быть ответственным за контроль над процессом обучения и оценку результатов обучения.

Самостоятельное изучение русского языка в университетах имеет свои особенности (многомерность, интерактивность -включая взаимодействие между преподавателем и учениками, между учениками и между человеком и машиной). Самостоятельное обучение - это совсем не независи-

мое, изолированное самообучение студента, а осознанное, целенаправленное, распланированное активное обучение студента под руководством преподавателя. Процесс обучения так же неотделим от руководства и помощи преподавателя, как и от стимулирования, поощрения и поддержки соучастников. Таким образом, самостоятельное изучение русского языка в университете по определённой индивидуальной образовательной программе - это целостный процесс.

Российские учёные активно работают над различными теоретическими аспектами ИОП. Опираясь на их идеи, определим принципы построения индивидуальной образовательной программы самостоятельной работы студентов, изучающих русский язык.

Первый базовый принцип формирования индивидуальной образовательной программы - коллективный характер её составления. Индивидуальная образовательная программа должна составляться в ходе осуществления совместной деятельности разных субъектов образовательного процесса, её формирование - это не личное дело обучающегося. Нужны специальные процедуры, с помощью которых у обучающегося формируются представления о том, что он будет делать в образовательном процессе.

Здесь недостаточно только собственного выбора или помощи педагога.

Второй принцип - вариативность самостоятельной работы. Каждая ИОП должна составляться исходя из особенностей индивидуального образовательного движения обучающегося, присущего ему темпа работы, уровня его интеллектуального развития, владения им приёмами и способами учения.

Третий принцип - разнообразие форм и видов самостоятельной работы. В ИОП должны быть представлены разные формы работы: полностью самостоятельная работа, совместная деятельность с другими обучающимися в паре или в малой группе, работа с преподавателем (индивидуально или в группе). Выбор конкретной формы зависит от индивидуальных образовательных задач, содержания учебного материала и др.

Четвёртый принцип - рефлексия и результативность каждого вида деятельности. Обязательным условием формирования ИОП является рефлексия. Рефлексия - необходимая составляющая процесса понимания, создания новых смысловых связей в сознании индивида. В процессе рефлексии осваиваются новые знания и умения, осуществляется обдумывание того, что происходит с человеком. По мнению П.Т. Щедровицко-го, «единицей является не действие, а действие плюс последующее рефлексивное продумывание, а также наше переживание: как я действовал и что происходило?».7 Обучающемуся важно находиться в рефлексивной позиции, чтобы провести процедуру осознания знания о незнании и затем оформить это в образовательные задачи. Благодаря такой работе обучающийся целенаправленно развивает у себя требуемые умения, качества характера, способности. Таким образом, каждый вид деятельности должен иметь результат.

Пятый принцип - учёт индивидуальных особенностей и формирование у обу-

Самостоятельное обучение - это совсем не независимое, изолированное самообучение студента, а осознанное, целенаправленное, распланированное активное обучение студента под руководством преподавателя. Процесс

обучения так же неотделим от руководства и помощи преподавателя, как и от стимулирования, поощрения и поддержки соучастников.

чающихся метапредметных умений. Учёт индивидуальных особенностей предполагает определение количества времени в течение недели (или месяца), которое отводится обучающемуся на освоение темы; объёма учебного материала, планируемого для изучения в течение недели (или месяца) в соответствии с годовым учебным планом или индивидуальным учебным планом. В процессе самостоятельной учебной работы по ИОП у обучающихся должны быть сформированы метаумения: коммуникации (вступать в контакт, выражать свои мысли в устной и письменной форме), информационные умения (искать и перерабатывать информацию), самоорганизации деятельности (умение распределять время, обозначать приоритеты, организовывать сотрудничество с другими участниками образовательного процесса).

Изучение существующих теоретических подходов позволило нам определить функции индивидуальной образовательной программы:

1. Нормативная - фиксирование нагрузки обучающегося, закрепление порядка выполнения намеченного плана и выбранного образовательного маршрута.

2. Информационная - информирование о совокупности образовательной деятельности обучающегося за определённый временной промежуток.

— 3. Мотивацион-ная - определение цели, ценностей и результатов образовательной деятельности обучающегося.

4. Организационная - определение видов образовательной деятельности обучающегося, форм взаимодействия и диагностики.

5. Технологическая - определение порядка и последовательности выполнения операций и действий обучающимся.

6. Регулятивная - возможность откорректировать ИОП при возникновении учеб-

ных затруднений, усилить или замедлить темп изучения материала.

Выявив содержание, принципы, функции индивидуальной образовательной программы, попытаемся определить технологию её составления.

Индивидуальная образовательная программа составляется на определённый временной промежуток в четыре этапа: подготовительный этап, этап программирования индивидуальной образовательной деятельности, этап реализации ИОП и контрольно-аналитический этап.

На подготовительном этапе необходимо:

— определить модули учебной программы, составить принципиальную схему предмета, определить содержание тем и их взаимозависимость внутри каждого модуля;

— определить последовательность изучения предмета по временным отрезкам;

— разработать принципы учёта прохождения программы по каждому разделу (по времени и содержанию);

— определить источники (конкретные параграфы учебника, страницы, карточки, компьютерные программы и т.п.) получения информации, необходимой для освоения каждой темы;

— выбрать формы контроля и отчётности по каждому модулю.

В данном случае ИОП - это средство достижения цели. Цель - качественное изучение русского языка китайскими студента-

ми. На подготовительном этапе необходимо дифференцировать деятельность преподавателя и студента.

Деятельность преподавателя должна включать:

— подготовку дидактического материала;

— разработку содержания контрольных срезов, эталонов;

— разработку организационных материалов, конструирующих деятельность педагога и студента в ходе реализации ИОП.

Фактически речь идёт о составлении технологической карты ИОП, которая может иметь форму, представленную в табл. 1.

Таким образом, сначала работа проду-мывается и планируется в общем; структурируется деятельность преподавателя и студента, определяется содержание ИОП.

Следующий этап - непосредственное составление каждым обучающимся «чернового» варианта индивидуальной образовательной программы. Целесообразно, чтобы студент делал это по предложенной форме. Возможен вариант, когда таких форм несколько - по каждому предмету. На этом этапе студенты работают индивидуально, но в случае возникновения каких-либо вопросов прибегают к помощи педагогов.

Каждый обучающийся по мере готовности предъявляет предварительный вариант своей образовательной программы педагогу - организатору рефлексии. На этом этапе происходят проблематизация педагогом чер-

Таблица 1

Пример формы технологической карты ИОП

Деятельность преподавателя Деятельность студента

1. Наблюдает и диагностирует имеющийся личный опыт 1. Проведение самодиагностики

2. Помогает определить цель общей учебной деятельности 2. Постановка цели предстоящей деятельности

3. Согласовывает модули учебного предмета, выделяет темы, согласовывает время 3. Согласование модулей ИОП с преподавателем

4. Выбирает способы работы 4. Определение времени изучения и способа работы

5. Помогает, консультирует, направляет 5. Определение образовательного продукта после освоения каждого модуля

6. Утверждение ИОП 6. Определение способа проверки степени освоения учебного материала

7. Рефлексирует и оценивает деятельность студента 7. Утверждение ИОП на кафедре, у педагога

ИОП самостоятельной работы студентов первого курса, изучающих русский язык (базовый уровень)

Таблица 2

Письменные домашние задания

Задания для самостоятельной индивидуальной работы

Виды деятельности

Формы контроля

Результаты

1. Списывание отдельных предложений или целых упражнений с дополнительным указанием обратить внимание на конкретные языковые явления

2. Составление вопросов и их запись на основе текста, иллюстрации

3. Составление небольших текстов по различным темам

4. Творческий диктант по памяти с опорой на заданные слова

5. Изложение прослушанного или прочитанного в аудитории текста

6. Свободное сочинение или сочинение на заданную тему

7. Письменное исправление ошибок путём составления предложений со словами или словосочетаниями, в которых были допущены ошибки, и др._

Написание предложений в точном соответствии с конструкцией предложения по-русски

Письменная работа над вопросами

Письменная творческая работа

Самостоятельное создание текста диктанта

Письменная работа

Запись сочинения в тетради

Проверка выполненного задания

Предъявление на занятии составленных вопросов

Озвучивание созданных текстов, обсуждение их содержания в группе.

Взаимное оценивание в группе

Чтение вслух своих текстов

Оценка точности воспроизведения предложения

Создание позитивной языковой среды для общения на русском языке

Повышение у студентов интереса и способности к практическому применению русского языка

Формирование лексической компетенции

Устная часть индивидуальной самостоятельной работы

1. Заучивание наизусть слов, словосочетаний, речевых формул на заданную тему

Первая тема: Знакомство Приветствие - Здравствуйте! Доброе утро! (Добрый день!) Как тебя зовут?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Заучивание наизусть пословиц, поговорок, небольших отрывков из художественных произведений

3. Подготовка к беседе по определённой теме

4. Пересказ текста, прочитанного в аудитории, по плану

5. Самостоятельное чтение текста и составление его плана: тезисного, вопросного и т.д.

6. Прослушивание аудиозаписи, просмотр мультфильмов

7. Самостоятельное подражание интонации и произношению иностранных преподавателей

Многократное повторение

Подражание аудиозаписи

Отбор и самостоятельное формирование вопросов

Составление плана пересказа

Тренировка пересказа текста, повторение, чтение вслух, составление плана текста в разных формах

Воспроизведение на занятии

Правильное произношение на русском языке, правильная интонация

Проговаривание на занятиях в процессе опроса выученных пословиц и поговорок

Проведение беседы по готовым вопросам

Заслушивание в аудитории пересказа текста

Представление плана текста во время опроса

Понимание содержания слов

Автоматическое воспроизведение

Начало формирования компетенции межкультурной коммуникации

Расширение словарного запаса - оперирование новыми словами

Формирование коммуникативной компетенции

Формирование навыков правильного употребления слов, построения предложений

Овладение умением оперировать учебным материалом

Подготовлённость к экзамену по базовым языковым знаниям, развитие способности к языковой коммуникации

нового варианта индивидуальной образовательной программы учащегося, ее коррекция и конкретизация. Педагог помогает учащемуся увидеть слабые места в его программе.

Необходимо выделить содержательные моменты ИОП: Ф.И.О. студента; временные рамки реализации программы; образовательные задачи; план работы по решению образовательных задач, который включает в себя темы, запланированные к освоению, соответствующие виды и формы деятельности, время работы по каждой теме, планируемые результаты, формы отчётности и контроля; место и время коррекции и конкретизации индивидуальной образовательной программы.

Автором разработан вариант индивидуальной образовательной программы студентов 1-го курса, изучающих русский язык (табл. 2).

Подведем некоторые итоги. В данной статье рассмотрена проблема работы студентов по индивидуальной образовательной программе. Понятие индивидуальной образовательной программы относится к новым категориям в педагогике. Нами исследованы различные подходы к определению данного понятия. В статье мы опирались на формулировку В.В. Гарднер, которая, на наш взгляд, целостно определяет сущность данного понятия. Также в статье обозначены принципы разработки ИОП: коллективный характер её составления; вариативность самостоятельной работы; разнообразие форм и видов самостоятельной работы; рефлексия и результативность каждого вида деятельности; учёт индивидуальных особенностей

и формирование метапредметных умений у обучающихся. Выявлены функции ИОП, описаны роли преподавателя и студента, подробно рассмотрена технология создания индивидуальной образовательной программы, приведён вариант ИОП для студентов первого курса, изучающих русский язык.

Литература

1. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные педагогические технологии: Парацентрическая технология. М.; Омск, 1974. 22 с.

2. Вдовина С.А. Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе современной школы [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук. Тобольск, 2000. 175 с. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ individualnye-obrazovatelnye-traektorii-na-baze-sistem-distantsionnoy-podderzhki-obrazovatelnogo-protsessa-na-primere-sdo-moodle#ixzz4VHC9Vdgw.

3. Якиманская И.С. Технология личностно-ори-ентированного образования // Директор школы. Спецвыпуск. 2000. № 7.

4. Гарднер В.В. Проектирование индивидуальных образовательных программ школьников. Чита: ЗабКИПКРО, 2011. 107 с.

5. Чжан Синьфэн. Рефлексия от обучения английскому языку по письму в ошибках сочинений студентов // Учёный вестник Хуайхуаского института. 2007. № 11. С. 87-89.

6. Чжан Дяньюй. Учебные стратегии по английскому языку и самостоятельное обучение. Обучение по иностранным языкам. № 1. С. 49-53.

7. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции). М., 1993. С. 54.

IMPLEMENTATION OF INDIVIDUALIZED EDUCATIONAL PROGRAM IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE

Shao Yingjie, lecturer, The department of Russian language, Manchuria Institute of University of Inner Mongolia, Manchuria, China, Postgraduate, Transbaikal State University, Chita, Russia, shaoyingjie@126.com

This article reveals the study of theoretical and practical experience of teachers from Russia and China on the organization of educational process of students, which is based on their individual programs. At the beginning of the article, the author defines the concept of the individual educational program,

giving the following definition of individualized education program, which is a fixed representation of the subject on their own activities specified on the time, place, method, interactions in the solution of some educational problems. In the article, the author tries to answer several questions: What is an individual educational program? Why and how to develop it? What principles underlie the construction of individual educational programs on the independent work of students studying Russian language? Based on the study of theoretical approaches to define functions of individual educational programs, these functions include: regulatory, informational, motivational, organizational, technological, and regulatory. To identify the content, principles, functions and individualized education programs, the author attempts to determine the skills of its preparation. At the end of the article, the author shares an example about the program of independent work of the freshmen learning Russian language (basic level). Key words: Individualized educational program, independent work, educational activity, meta-skills, free education, education strategies

References

1. Surtaeva N. N. Netradicionnye pedagogicheskie tehnologii: Paracentricheskaja tehnologija / uchebnoe nauchnoe posobie [Non-traditional pedagogical technologies: Percentagesa technology]. Moscow, Omsk, 1974, 22 p.

2. Vdovina S. A. Individual'nye obrazovatel'nye traektorii kak sredstvo realizacii sub#ekt-sub#ektnyh otnoshenij v uchebnom processe sovremennoj shkoly: dis ... kandidata pedagogicheskikh nauk [Individual educational trajectory, as a means of realization of subject-subject relations in educational process of modern school. Candidate of pedagogy sci. diss.]. Tobol'sk, 2000, 175 p. Nauchnaja biblioteka KiberLeninka. Available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/individualnye-obrazovatelnye-traektorii-na-baze-sistem-distantsionnoy-podderzhki-obrazovatelnogo-protsessa-na-primere-sdo-moodle#ixzz4VHC9Vdgw.

3. Jakimanskaja I. S. Tehnologija lichnostno-orientirovannogo obrazovanija [Technology of personality-oriented education]. Direktor shkoly.

Specvypusk. - The headmaster of the school. Special issue. 2000, no. 7.

4. Gardner V. V. Proektirovanie individual'nyh obrazovatel'nyh programm shkol'nikov [The Design of individual educational programs students]. Chita, ZabKIPKRO Publ., 2011, 107 p.

5. Chzhan Sin'fjen. Refleksija ot obuchenija anglijskomu jazyku po pis'mu v oshibkah sochinenij studentov [Reflection from learning the English language for writing in mistakes essay of students]. Uchjonyj vestnik Huajhuaskogo instituta - Scientific HeraldHuayhuash Institute. 2007, no. 11, pp. 87-89.

6. Chzhan Djan'juj. Uchebnye strategii po anglijskomu jazyku i samostojatel'noe obuchenie [Teaching strategies in English and independent learning]. Obuchenie po inostrannym jazykam -Training in foreign languages. No. 1, pp. 49-53.

7. Shhedrovickij P. G. Ocherki po filosofii obrazovanija (stat'i i lekcii) [Essays on the philosophy of education (articles and lectures)]. Moscow, 1993, p. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.