Научная статья на тему 'Проектирование художественного стиля исторических объектов городской среды'

Проектирование художественного стиля исторических объектов городской среды Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
99
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ В АРХИТЕКТУРЕ / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ МОДУЛЬНЫЕ СЕТКИ / РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ СТИЛИСТИЧЕСКИХ МОДУЛЬНЫХ СЕТОК / ARTISTIC STYLES IN ARCHITECTURE / STYLISTIC MODULAR GRIDS / RESTORATION OF LISTED BUILDINGS / RESTORATION OF HISTORICAL SITES ON THE BASIS OF STYLISTIC MODULAR GRIDS PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Рассохина Галина Николаевна

В статье поднимается вопрос о стилистическом проектировании, которым хорошо владели дореволюционные архитекторы; об утраченной преемственности в проектировании городской среды, о том, что нужно вернуться к прежним правилам. Вывод. При наложении модульных сеток на чертежи памятников архитектуры полезно учитывать несколько правил: 1) Модульную сетку следует совмещать с осями наружных стен. 2) Главная ось и композиционный центр сооружения должны совпадать с центром модульной сетки, откуда начинается возрастающий ряд пропорциональных величин. 3) Центры круглых элементов фасада должны, как правило, фиксировать перекрёстки осей модульной сетки. 4) Возрастающий ряд прямых и диагональных квадратов должен охватить весь чертёж объекта целиком. 5) Для определения числовой пропорции необходимо обратить внимание на угол наклона кровли и других наклонных элементов, так как они, как правило, совпадают с направлением главных диагоналей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC STYLE DESIGN OF URBAN ENVIRONMENT HISTORICAL SITES

In article the question of stylistic design which was well owned by pre-revolutionary architects is brought up; about the lost continuity in design of the urban environment, that it is necessary to return to former rules. Conclusion. When imposing modular grids on drawings of listed buildings it is useful to consider several rules: 1. The modular grid should be combined with axes of external walls. 2. The main axis and the focal point of a construction have to coincide with the center of a modular grid from where the increasing number of proportional sizes begins. 3. The centers of façade round elements have to fix intersections of modular grid axes, as a rule. 4. The increasing number of direct and diagonal squares has to cover the whole object drawing entirely. 5. For determining of a numerical proportion it is necessary to pay attention to a roof degree of tilt and other inclined elements as they, as a rule, coincide with the direction of the main diagonals.

Текст научной работы на тему «Проектирование художественного стиля исторических объектов городской среды»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №6, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 6, 2017

УДК 72.01+72.03 (Теория, философия, эстетика архитектуры. Периоды и фазы развития архитектуры.

Стили направления и влияния)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

© 2017 Г.Н.Рассохина

Рассохина Галина Николаевна, кандидат архитектуры, доцент. E-mail: rassohinagn@gmail.com

Самарская региональная организация Союз архитекторов России. Самара, Россия Самарский государственный технический университет. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 06.06.2017

В статье поднимается вопрос о стилистическом проектировании, которым хорошо владели дореволюционные архитекторы; об утраченной преемственности в проектировании городской среды, о том, что нужно вернуться к прежним правилам. Вывод. При наложении модульных сеток на чертежи памятников архитектуры полезно учитывать несколько правил: 1) Модульную сетку следует совмещать с осями наружных стен. 2) Главная ось и композиционный центр сооружения должны совпадать с центром модульной сетки, откуда начинается возрастающий ряд пропорциональных величин. 3) Центры круглых элементов фасада должны, как правило, фиксировать перекрёстки осей модульной сетки. 4) Возрастающий ряд прямых и диагональных квадратов должен охватить весь чертёж объекта целиком. 5) Для определения числовой пропорции необходимо обратить внимание на угол наклона кровли и других наклонных элементов, так как они, как правило, совпадают с направлением главных диагоналей.

Ключевые слова: художественные стили в архитектуре; стилистические модульные сетки; реставрация памятников архитектуры; восстановление исторических объектов на основе принципов стилистических модульных сеток.

При проектировании зданий в определённом культурно-историческом стиле архитекторы традиционно используют стилистические модульные сетки. На рис. 1, 2 показаны модульные сетки стилей: классицизма (ренессанса, барокко), готики - из книги Э. Месселя «Пропорции в античности и средние века» [1-7].

Мы видим, что в основе модульной сетки классицизма лежит деление круга на определённое количество частей и особые принципы вписывания прямоугольников (плана, генплана, оконных и дверных проёмов) и силуэта фасада здания в круг. Круг может быть разделён на любое количество частей: три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять или десять. Это связано с числом того «святого», кому посвящён храм. К примеру, угол наклона кровли античного храма в 18 градусов свидетельствует о делении круга на 10 частей (при построении портала главного фасада использовалась половина угла: 360: 10: 2 =

18) и его посвящении главным Богам (Аполлону, Зевсу, Юпитеру).

В готической сетке использовано не только деление круга на определённое количество частей, но и вписывание в него «звёзд». Обычно такую «ключевую» звезду помещают над главным фасадом, давая исследователям «ключ» к расшифровке формообразования и архитектурного замысла. Во всех случаях стилистические сетки накладываются на простую геометрическую сетку квартала или площади, совмещаясь с ней осями. Каждому стилю соответствует и определённая цветовая гамма. К примеру, классицизм использует три основных цвета (в том числе, «в свету» и «в тени») 3х3 = 9; русский стиль и готика - основные и дополнительные «в свету» и «в тени»: 6х3 = 18; барокко и модерн - широчайший спектр сложных цветов (например, винно-красный или лимонно-жёлтый) в нюансном или контрастном сочетаниях.

Рис I

\

Î3

\ /

Тг

1

■ 1 ■ • •

_mm

Put. I Pjc 10

Типы систем архитектурных щроиорщий

Pet. II

Рис.1 Модульные сетки стиля классицизма (ренессанс, барокко) - Э. Мессель «Пропорции в античности и средние века» (Modular grids of style of classicism (the Renaissance, baroque) - E. Messel "Proportions in antiquity and the Middle Ages")

/

I'm IJ

\ г

M / \ , N

Ni

l'ut IS

/

Я

J

z--—r-

Put. !b

l'ut, и

s А \ !

г— >

// Л

ч ч \ /

Put. IT

Гилы

л.,« I

Рис.2 Модульные сетки стиля готики - Э. Мессель «Пропорции в античности и средние века» (Modular grids of style of a gothic style - E. Messel "Proportions in antiquity and the Middle Ages")

Представленные в качестве иллюстраций фасады зданий, выполненные на готической модульной сетке, позволяют понять главное: формы «средневековых зданий» в XXI веке не обязательно повторять, так как решение объекта в любом заданном стиле может быть новым.

В исторических городах России, в том числе Самаре, стилевое решение фасадов зданий соответствует той эпохе, когда они возводились. Так, в заповедной части будут дома в стилях барокко и раннего классицизма, в кварталах Х1Х - начала ХХ века - здания в русском стиле, неоготике и модерне. В курсовых и дипломных проектах Са-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №6, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 6, 2017

марского государственного архитектурно-строительного университета (в 1992 - 2005 годах) возможности стилевого проектирования проявляются в более широком диапазоне: на выбранной стилистической модульной сетке решались генплан и антураж, планы этажей, разрезы и фасады (с витражами и необычными оконными и дверными проёмами, фонарями и наклон-

ными крышами), конструкции здания, интерьеры помещений и мебель.

Важной составляющей является «образ» здания, соответствующий окружающей среде, гармоничное сочетание пропорциональных объёмов и форм, цветовое решение фасадов и интерьеров, орнаментов (рис. 3, 4).

Рис. 3 «Образ» здания», пропорция, конструкция и другие выразительные средства, оздающие стиль проектируемых сооружений ("Image" of the building", the proportion, a design and other means of expression creating style of the projected constructions)

Рис. 4 Декоративная и цветовая палитра в стилистике проектирования сооружений (Decorative and color palette in stylistics of design of constructions)

На рис. 5 представлен фрагмент дипломного проекта «Гостиница в 18-м квартале города Самары», раскрывающий характер интерьера в готическом стиле и принцип работы на готической модульной сетке.

Умение пользоваться стилистической модульной сеткой и правильно накладывать её на план, фасад и прочие архитектурные чертежи позволяет по-новому осуществить анализ памятников архитектуры, который полнее раскрывает «авторский» замысел при реставрации объекта.

Анализ памятников архитектуры при помощи геометрических и стилистических модульных сеток показал себя как интересный и эффективный метод, помогающий усвоению основ архи-

Вывод. При наложении модульных сеток на чертежи памятников архитектуры полезно учитывать несколько правил: 1) Модульную сетку следует совмещать с осями наружных стен. 2) Главная ось и композиционный центр сооружения должны совпадать с центром модульной сетки, откуда начинается возрастающий ряд пропорциональных величин. 3) Центры круглых элементов фасада должны, как правило, фикси-

тектуры и выявлению психологических закономерностей построения формы.

Фактическое присутствие модульных сеток в многочисленных чертежах архитектурного и градостроительного характера позволяет предположить, что в основе практики русского градостроительства лежит описанный метод проектирования. С его помощью, в том числе путём совмещения осей композиционного каркаса города и композиционного каркаса рельефа, зодчие прошлых веков создавали впечатляющие по красоте архитектурно-ландшафтные композиции и значительные по величине зоны восприятия градостроительных доминант.

ровать перекрёстки осей модульной сетки. 4) Возрастающий ряд прямых и диагональных квадратов должен охватить весь чертёж объекта целиком. 5) Для определения числовой пропорции необходимо обратить внимание на угол наклона кровли и других наклонных элементов, так как они, как правило, совпадают с направлением главных диагоналей.

Рассохина Галина Николаевна

Родилась в г Куйбышеве Окончила Ленинградский иижемерно-строительный* АФ в 1970 г. Кандидат архитектуры, доцент СГАСУ

Лекции по истории и теории архитектуры и градостроительства, автор мои ■ Метод композиционного проектирования* Тел 338-12-03

Световой фонарь над центральной ч

Аксонометрия з

План ресторана на 37 пос. ме

(Fragment of the degree project "Hotel in the 18th Quarter of the City of Samara")

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №6, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 6, 2017

1. Мессель, Э. Пропорции в античности и в средние века / пер. с нем. Н.Б. Вургафт; под ред. Н. Брунова. М., Издание Всесоюзной Академии Архитектуры, 1936. 258 с.: https://search.rsl.ru/ru/record/01005293091

2. Рассохина Г.Н. Метод композиционного проектирования: монография. Самара, Самарск. Гос. Арх.- строит. Ун-т., 2006. 176 с. ISBN 5-9585-0127-5.

3. Рассохина, Г.Н. Модульные системы русских зодчих // Архитектура и строительство России. Ежемесячный научно-практический и культурно-просветительский журнал, 2008, № 5. С. 12-21.

4. Рассохина, Г.Н. Понятие модуля исторического населённого места // Известия Самарского научного центра РАН. (Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки), 2009, том 11, номер 4(6). С. 1659-1663.

5. Шевелев, И.Ш. Формообразование в природе и искусстве // Золотое сечение. М., Стройиздат, 1990. С. 234-338.

6. Шевелев, И.Ш., Марутаев, М.А., Шмелев, И.П. Золотое сечение: три взгляда на природу гармонии. М., Стройиздат, 1990. 342 с.

7. Шмелев, И.П. Архитектор фараона. СПб., Искусство России, 1993. 95 с.

ARTISTIC STYLE DESIGN OF URBAN ENVIRONMENT HISTORICAL SITES

© 2017 G.N. Rassokhina

Rassokhina Galina Nikolaevna, candidate of architecture, associate professor. E-mail: rassohinagn@gmail.com

Samara Regional Organization Union of Architects of Russia. Samara, Russia Samara State Technical University. Samara, Russia

In article the question of stylistic design which was well owned by pre-revolutionary architects is brought up; about the lost continuity in design of the urban environment, that it is necessary to return to former rules. Conclusion. When imposing modular grids on drawings of listed buildings it is useful to consider several rules: 1. The modular grid should be combined with axes of external walls. 2. The main axis and the focal point of a construction have to coincide with the center of a modular grid from where the increasing number of proportional sizes begins. 3. The centers of façade round elements have to fix intersections of modular grid axes, as a rule. 4. The increasing number of direct and diagonal squares has to cover the whole object drawing entirely. 5. For determining of a numerical proportion it is necessary to pay attention to a roof degree of tilt and other inclined elements as they, as a rule, coincide with the direction of the main diagonals.

Keywords: artistic styles in architecture; stylistic modular grids; restoration of listed buildings; restoration of historical sites on the basis of stylistic modular grids principles.

1. Messel', E. Proportsii v antichnosti i v srednie veka (Proportions in antiquity and in the Middle Ages) / per. s nem. N.B. Vurgaft; pod red. N. Brunova. M., Izdanie Vsesoyuznoi Akademii Arkhitektury, 1936. 258 s.: https://search.rsl.ru/ru/record/01005293091

2. Rassokhina G.N. Metod kompozitsionnogo proektirovaniya (Method of composite design): monografiya. Samara, Samarsk. Gos. Arkh.- stroit. Un-t., 2006. 176 s. ISBN 5-9585-0127-5.

3. Rassokhina, G.N. Modul'nye sistemy russkikh zodchikh (Modular systems of the Russian architects). Arkhitektura i stroitel'stvo Rossii. Ezhemesyachnyi nauchno-prakticheskii i kul'turno-prosvetitel'skii zhurnal, 2008, № 5. S. 12-21.

4. Rassokhina, G.N. Ponyatie modulya istoricheskogo naselennogo mesta (Concept of the module of the historical inhabited place). Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. (Sotsialnye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki), 2009, tom 11, nomer 4(6). S. 1659-1663.

5. Shevelev, I.Sh. Formoobrazovanie v prirode i iskusstve (Shaping in the nature and art). Zolotoe sechenie. M., Stroiizdat, 1990. S. 234-338.

6. Shevelev, I.Sh., Marutaev, M.A., Shmelev, I.P. Zolotoe sechenie: tri vzglyada na prirodu garmonii (Golden ratio: three focuses on nature harmony). M., Stroiizdat, 1990. 342 s.

7. Shmelev, I.P. Arkhitektor faraona (Pharaoh's architect). SPb., Iskusstvo Rossii, 1993. 95 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.