Научная статья на тему 'Размерность строений Старой Самары'

Размерность строений Старой Самары Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
119
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИОННЫЙ КАРКАС ГОРОДА / ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДОМИНАНТ / ПЛАНИРОВОЧНЫЙ МОДУЛЬ ГОРОДА / COMPOSITE FRAMEWORK OF THE CITY / HIERARCHICAL SYSTEM OF DOMINANTS / PLANNING MODULE OF THE CITY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Рассохина Галина Николаевна

В статье поднимается вопрос об утраченной преемственности в проектировании городской среды, о разном подходе к проектированию дореволюционных и современных архитекторов, о необходимости вернуться к прежним правилам. Утраченная преемственность в проектировании города и его строений приводит тому, что ежегодно в исторической части появляется большое количество «дисгармонирующих» с памятниками архитектуры и ценной исторической средой объектов. Город теряет главное качество красоту и гармонию среды, без которых нельзя говорить о каких-либо достижениях в области современной архитектуры. Вывод. Первоначальный планировочный модуль Самары был связан с размерами крепости 1586 г. и церкви во имя Николая Чудотворца, расположенной в кремле. Внутренняя планировка имела трёхчастную структуру; в свою очередь каждый квартал также делился на три участка так что первоначальный модуль мог быть равным 10,8м (церковь и кремль не сохранились). На наш взгляд, изначальный модуль Самары мог быть привязан и к «типологическому ряду» древних церквей: небольшая церковь-14,4 м, средняя церковь 28,8 м, крупная 57,6 м (по ширине наружных стен в осях). Развитие планировочных элементов Самары свидетельствует о том, что с территориальным ростом города происходило укрупнение планировочного модуля одновременно с увеличением габаритных размеров и высоты доминантI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the question of the lost continuity in design of the urban environment, about different approach to design of pre-revolutionary and modern architects, about need to return to former rules is raised. The lost continuity in city design and its buildings leads to the fact that annually in a historical part of the city a large number of "jarring" buildings with listed buildings and the valuable historical environment of objects appears. The city loses the main quality beauty and harmony of the environment without which it is impossible to speak about any achievements in the field of modern architecture. Conclusion. The initial planning module of Samara was connected with the size of fortress of 1586 and the church for the sake of St Nicholas the Wonderworker located in the Kremlin. Internal planning had three-part structure; in turn every quarter was also divided into three fields so the initial module could be equal to 10,8 m (the church and the Kremlin did not remain). In our opinion, the initial module of Samara could be tied also to "a typological number" of ancient churches: small church 14,4 m, average church 28,8 m, large 57,6 m (across the width of external walls within axes). Development of planning elements of Samara testifies that with territorial growth of the city there was an integration of the planning module along with increase in overall dimensions and heights of dominants.

Текст научной работы на тему «Размерность строений Старой Самары»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №3, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 3, 2017

УДК 72.01 (07)+930.85 (История культуры (общие вопросы). Теория, история архитектуры)

РАЗМЕРНОСТЬ СТРОЕНИЙ СТАРОЙ САМАРЫ

© 2017 Г.Н.Рассохина

Рассохина Галина Николаевна, кандидат архитектуры, доцент. E-mail: rassohinagn@gmail.com

Самарская региональная организация Союз архитекторов России. Самара, Россия Самарский государственный технический университет. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 30.03.2017

В статье поднимается вопрос об утраченной преемственности в проектировании городской среды, о разном подходе к проектированию дореволюционных и современных архитекторов, о необходимости вернуться к прежним правилам. Утраченная преемственность в проектировании города и его строений приводит тому, что ежегодно в исторической части появляется большое количество «дисгармонирующих» с памятниками архитектуры и ценной исторической средой объектов. Город теряет главное качество - красоту и гармонию среды, - без которых нельзя говорить о каких-либо достижениях в области современной архитектуры. Вывод. Первоначальный планировочный модуль Самары был связан с размерами крепости 1586 г. и церкви во имя Николая Чудотворца, расположенной в кремле. Внутренняя планировка имела трёхча-стную структуру; в свою очередь каждый квартал также делился на три участка - так что первоначальный модуль мог быть равным 10,8м (церковь и кремль не сохранились). На наш взгляд, изначальный модуль Самары мог быть привязан и к «типологическому ряду» древних церквей: небольшая церковь-14,4 м, средняя церковь - 28,8 м, крупная - 57,6 м (по ширине наружных стен в осях). Развитие планировочных элементов Самары свидетельствует о том, что с территориальным ростом города происходило укрупнение планировочного модуля - одновременно с увеличением габаритных размеров и высоты доминант

Ключевые слова: композиционный каркас города, иерархическая система доминант, планировочный модуль города.

Предлагаемый автором Метод преемственного и гармоничного проектирования [1], позволяет восстановить утраченную традицию в градостроении, и направлен на гармоничное сочетание новых объектов с существующими памятниками архитектуры. Он вновь открывает возможность проектирования зданий в любых пропорциях и стилях, а также грамотно и на высоком профессиональном уровне решать все вопросы градостроительного и архитектурного проектирования, включая восстановление частично утраченных доминант, реконструкцию сложившихся кварталов, новое строительство. Возможно, данный метод лежал когда-то в основе русского градостроительства и просто заново был открыт автором [2].

Отправной точкой в исследовании послужило участие автора в конкурсном проектировании «Дома игумении Самарского Иверского женского монастыря». Предложенные размеры в осях наружных стен (14,4 на 14,4 м) настолько удивили, что захотелось проверить их «не случайность» путём наложения модульной сетки «Дома игу-мении» на имеющиеся чертежи других зданий. Сетка, выполненная в масштабе 1:100, совпала с

западными фасадами Церкви Иверской Божией Матери и старого Вознесенского собора в масштабе 1:200, а также Кафедрального Собора в масштабе 1:400 (рис. 1-3).

Наложение модульной сетки на план 106 квартала в масштабе 1:500 (рис. 4) показало не только полное вписывание в неё всех жилых и нежилых строений, но и «вывело» на планировочный модуль Старой Самары, равный 28,8 метров.

Этому модулю соответствовали: размеры «рядовой» усадьбы по красной линии улиц, расстояние между осями наружных стен западных фасадов и высота подкупольного пространства приходских церквей, максимальная протяжённость жилого здания на обычной улице.

Полученные от этого модуля возрастающие и убывающие ряды пропорциональных величин определяли размеры строений и планировочных элементов города. Так, убывающий ряд: 28,814,4-7,2-3,6-1,8-0,9 метров, - задавал размеры (в плане и по высоте) небольшим церквам (14,4 м), часовням и сторожевым башням (7,2 м), жилым домам и подсобным строениям. Возрастающий ряд: 57,6-115,2-230,4-460,8-921,6-

1843,2 метров, - определял габариты Кафедрального Собора (57,6 м), размеры площадей и кварталов в осях улиц (115,2 на 230,4 метров), шаг магистральной сети (460,8 и 921,6 м), радиус центрального ядра всей исторической части го-

рода (1843,2 м). Наряду с этими основными величинами широко использовались и «дополнительные», кратные 0,9 метров (например: 4,55,4-6,3 метров).

Рис.1 Конкурсный проект «Дом игумении Иверского монастыря». Главный фасад с наложенной модульной сеткой (Competitive project "House of Abbesses of Iversky Monastery". The main facade with the imposed modular grid)

Рис.2 Церковь Иверской Божией Матери Иверского монастыря. Главный фасад с наложенной модульной сеткой, в которой выделены квадраты со сторонами 1,8; 14,4; 28,8 метра (Iverskoy Bozhiyey Materi Iverskogo monastyrya church. The main facade with the imposed modular grid in which squares with the parties 1,8 are allocated; 14,4; 28,8 meters)

Рис.3 Определение высоты Самарского кафедрального собора с помощью наложения модульной сетки. Собор построенный по проекту Э.А.Жибера в 1894 году снесен в 1927-1932 гг. (Determination of height of the Samara cathedral by means of imposing of a modular grid. The cathedral constructed on E.A.Zhiber's project in 1894 is demolished in 1927-1932.)

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №3, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 3, 2017

«НЛ.1И I IK IOPII4MКОЙ 1Л< It-oiikll

KB \ mi Л IN 1.( а«ры

Рис.4 Анализ исторической застройки квартала 106 г.Самара (Analysis of historical building of quarter of 106 g. Samara)

При использовании одного модуля в плане и по высоте гармонию строений обеспечивала взаимосвязанная ритмическая система доминант, заданная геометрической сеткой города. Таким образом, выяснилось, что геометрическая модульная сетка являлась своеобразной «канвой», в которую вписывались все планировочные элементы города и отдельные строения.

Сравнение «дорегулярного» и «регулярного» (с 1781г.) периодов в развитии Самары показало их преемственность, выраженную в увеличении линейных размеров основных планировочных элементов по принципу возрастающего ряда пропорциональных величин. Простым геометрическим построением определялись размеры сторон кремля и крепостей 1586 г. и 1709 г., кварталов и площадей «регулярной» Самары, иерархической системы доминант.

Новое увеличение городских территорий по генплану 1853 года повлекло за собой укрупнение планировочного модуля до 57, 6 м (габариты Нового Кафедрального Собора, построенного в 18691894 гг.), определяя тем самым следующий этап в развитии города и проведение реконструкции старых районов. В результате чего на Хлебной площади была надстроена колокольня Казанского собора и построена рядом со старым Спасо-Преображенским собором церковь Смоленской

Божией Матери (в плане 28, 8 на 28, 8 м), а на Александровском спуске появились две крупные часовни (в стиле Нового Кафедрального Собора) и высокая колокольня Иверского монастыря.

Исследование показало, что местоположение церквей и других доминант определялось с учётом композиционного каркаса рельефа. Благодаря этому, переход от «живописной» планировки к «регулярной», осуществлённый в 1781 году, был «преемственным», и расстояние между новыми улицами совпало с шагом церквей и площадей.

Композиционный каркас Старой Самары (рис. 5) был выявлен путём соединения на плане между собой всех церквей, построенных к началу XX века, и последующим наложением на эту сетку геометрической модульной. Эта схема свидетельствует о виртуозном мастерстве градостроителей прошлого: при сложной гидрографии (соединении пойм двух рек) и разнообразном рельефе (включающем в себя южные отроги Сокольих гор и Самарское урочище) главные доминанты вписались в правильную систему квадратов и кругов. Эта схема помогла выявить храмы, занимающие важное место в композиционном каркасе. В первую очередь, это - Кафедральный Собор, воспринимаемый с Волги совместно с колокольней и храмами Иверского монастыря, и три церкви: Успенская, Свято-Никольская и Ми-

хаила Архангела. Поскольку две из них располагались за городской чертой, только исключительной ролью этих церквей возможно объяс-

Вывод. Первоначальный планировочный модуль Самары был связан с размерами крепости 1586 г. и церкви во имя Николая Чудотворца, расположенной в кремле. Каждая сторона крепости, на основании общих принципов зодчих в истории культуры и архитектуры, [2; 3; 4; 5] могла быть, на наш взгляд, около 115,2 м. Внутренняя планировка имела трёхчастную структуру; в свою очередь каждый квартал также делился на три участка - так что первоначальный модуль мог быть равным 10,8 м (церковь и кремль не сохранились). На наш

нить их значительные габаритные размеры и тщательные проработки архитектурных деталей.

взгляд, изначальный модуль Самары мог быть привязан и к «типологическому ряду» древних церквей: небольшая церковь - 14,4 м, средняя церковь - 28,8 м, крупная - 57,6 м (по ширине наружных стен в осях). Развитие планировочных элементов Самары свидетельствует о том, что с территориальным ростом города происходило укрупнение планировочного модуля - одновременно с увеличением габаритных размеров и высоты доминант [6, с. 12-21; 7, с.1660].

Рис.5 Композиционный каркас Старой Самары (Composite framework of Old Samara)

1. Рассохина, Г.Н. Метод композиционного проектирования: монография. Самара, Изд-во Самарск. Гос. Арх.-строит. ун-та. 2006. 176 с. ISBN 5-9585-0127-5

2. Шевелев, И.Ш. Формообразование в природе и искусстве // Золотое сечение. М., Стройиздат, 1990. С. 234-338.

3. Шевелев, И.Ш., Марутаев, М.А., Шмелев, И.П. Золотое сечение: три взгляда на природу гармонии. М., Стройиздат, 1990. 342 с.

4. Шмелев, И.П. Архитектор фараона. СПб., Искусство России, 1993. 95 с.

5. Мессель, Э. Пропорции в античности и в средние века / пер. с нем. Н.Б.Вургафт. М., Издание Всесоюзной Академии Архитектуры, 1936. 258 с.

6. Рассохина, Г.Н. Модульные системы русских зодчих // Архитектура и строительство России. Ежемесячный научно-практический и культурно-просветительский журнал, 2008, № 5. С. 12-21.

7. Рассохина, Г.Н. Понятие модуля исторического населённого места // Известия Самарского научного центра РАН. (Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки), 2009, том 11, номер 4(6). С. 1659-1663.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №3, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 3, 2017

DIMENSION OF OLD SAMARA BUILDINGS

© 2017 G.N.Rassokhina

Galina N. Rassokhina, candidate of architecture, associate professor. E-mail: rassohinagn@gmail.com

Samara Regional Organization Union of Architects of Russia. Samara, Russia Samara State Technical University. Samara, Russia

In article the question of the lost continuity in design of the urban environment, about different approach to design of pre-revolutionary and modern architects, about need to return to former rules is raised. The lost continuity in city design and its buildings leads to the fact that annually in a historical part of the city a large number of "jarring" buildings with listed buildings and the valuable historical environment of objects appears. The city loses the main quality - beauty and harmony of the environment without which it is impossible to speak about any achievements in the field of modern architecture.

Conclusion. The initial planning module of Samara was connected with the size of fortress of 1586 and the church for the sake of St Nicholas the Wonderworker located in the Kremlin. Internal planning had three-part structure; in turn every quarter was also divided into three fields - so the initial module could be equal to 10,8 m (the church and the Kremlin did not remain). In our opinion, the initial module of Samara could be tied also to "a typological number" of ancient churches: small church - 14,4 m, average church - 28,8 m, large - 57,6 m (across the width of external walls within axes). Development of planning elements of Samara testifies that with territorial growth of the city there was an integration of the planning module - along with increase in overall dimensions and heights of dominants.

Keywords: composite framework of the city, hierarchical system of dominants, planning module of the city.

1. Rassokhina, G.N. Metod kompozitsionnogo proektirovaniya: monografiya (Method of composite design: monograph). Samara, Izd-vo Samarsk. Gos. Arkh.-stroit. un-ta. 2006. 176 s. ISBN 5-9585-0127-5.

2. Shevelev, I.Sh. Formoobrazovanie v prirode i iskusstve (Shaping in the nature and art). Zolotoe sechenie. M., Stroiizdat, 1990. S. 234-338.

3. Shevelev, I.Sh., Marutaev, M.A., Shmelev, I.P. Zolotoe sechenie: tri vzglyada na prirodu garmonii (Golden ratio: three views of the harmony nature). M., Stroiizdat, 1990. 342 s.

4. Shmelev, I.P. Arkhitektor faraona (Pharaoh's architect). SPb., Iskusstvo Rossii, 1993. 95 s.

5. Messel', E. Proportsii v antichnosti i v srednie veka (Proportions in antiquity and in the Middle Ages) / per. s nem. N.B.Vurgaft. M., Izdanie Vsesoyuznoi Akademii Arkhitektury, 1936. 258 s.

6. Rassokhina, G.N. Modul'nye sistemy russkikh zodchikh (Modular systems of the Russian architects). Arkhitektura i stroitelstvo Rossii. Ezhemesyachnyi nauchno-prakticheskii i kul'turno-prosvetitel'skii zhurnal, 2008, № 5. S. 12-21.

7. Rassokhina, G.N. Ponyatie modulya istoricheskogo naselennogo mesta (Concept of the module of the historical inhabited place). Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. (Sotsialnye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki), 2009, tom 11, nomer 4(6). S. 1659-1663.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.