Научная статья на тему 'Проблемы выявления специфики педагогических исследований'

Проблемы выявления специфики педагогических исследований Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1587
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ НАУКИ / ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ / ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ / СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА-УЧЕНОГО / VALUES OF SCIENCE / FEATURES OF HUMANITARIAN COGNITION / HUMANITARIAN ASPECTS OF THE METHODOLOGY OF PEDAGOGY / SPECIFICITY OF PEDAGOGICAL RESEARCH / POSITION OF THE PEDAGOGUE-SCHOLAR

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бережнова Елена Викторовна

Автор статьи обращает внимание на взаимосвязь качества научных исследований и степени разработанности гуманитарных аспектов методологии педагогики. Обосновывается необходимость переосмыслить роль и место человека познающего не только в систематической философии познания, но и в педагогике, в частности в дидактике. Такое осмысление может способствовать дальнейшей работе по выявлению специфики педагогических исследований как одного из типов гуманитарного познания. Полное знание о специфике и ее учет в научной работе позволит отказаться от идеала естественных наук, определит возможности использования различных способов органичного включения системы ценностей как в процесс, так и результат педагогического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Revealing of the Specificity of Pedagogical Research

The author draws attention to the relationship of the quality of research and the degree of elaboration of the humanitarian aspects of the methodology of pedagogy. The necessity to rethink the role and place of the cognizing person not only in systematic philosophy of cognition, but also in pedagogy, particularly in didactics is substantiated in the paper. Such a comprehension may contribute to the further work for revealing of the specificity of pedagogical research as a type of humanitarian cognition. The entire knowledge about the specificity and its use in the scientific will allow to refuse the ideal of natural sciences and will determine the possibility of using different methods of organic inclusion of the system of values in the process and results of pedagogical research.

Текст научной работы на тему «Проблемы выявления специфики педагогических исследований»

Е.В. Бережнова

Ключевые слова:

ценности науки,

особенности

гуманитарного

познания,

гуманитарные

аспекты методологии

педагогики, специфика

педагогических

исследований, позиция

педагога-ученого.

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ СПЕЦИФИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Автор статьи обращает внимание на взаимосвязь качества научных исследований и степени разработанности гуманитарных аспектов методологии педагогики. Обосновывается необходимость переосмыслить роль и место человека познающего не только в систематической философии познания, но и в педагогике, в частности в дидактике. Такое осмысление может способствовать дальнейшей работе по выявлению специфики педагогических исследований как одного из типов гуманитарного познания. Полное знание о специфике и ее учет в научной работе позволит отказаться от идеала естественных наук, определит возможности использования различных способов органичного включения системы ценностей как в процесс, так и результат педагогического исследования.

Реформы всех ступеней образования сопровождаются трудностями и поэтому постоянно вызывают дискуссию о степени их обоснованности. Одним из аргументов в пользу реформ могут выступать результаты научной работы, в первую очередь, в области педагогики, поскольку именно педагогика специально исследует проблемы образования. От качества педагогических исследований зависят управленческие решения и инновационные преобразования в

сфере образования. Однако качество этих исследований оставляет желать лучшего в силу разных причин, среди которых: недостаточное количество работ, раскрывающих специфику педагогических исследований, имеющих черты гуманитарного и социального познания. Попытки улучшить педагогические исследования, обращаясь только к идеалу естественных наук, нельзя признать состоятельными.

Хотя длительная ориентация философии и методологии науки на идеалы естествознания в свое время существенно продвинула развитие понятийного аппарата, представлений о структуре, методах и формах познания, способствовала формированию высокой культуры логико-методологических исследований, такого рода «крен» вступает в противоречие с реалиями и тенденциями современности. Огромная область знания, более тесно связанная с культурой, не находит должного отражения в категориях и принципах теории и методологии познания. Выпадает из поля зрения науки ряд существенных объектов гуманитарного порядка. К ним относятся: познавательные и ценностные отношения человека к миру; духовный опыт человека в постижении смысла жизни; проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности; исторические типы личности, ее взаимоотношения с культурой, обществом в целом; культурно-исторические изменения содержания и форм ментальности и другие.

Разработка гуманитарных аспектов методологии педагогики осложняется тем, что в отечественной философии постнеклассический этап развития науки исследован недостаточно. Известно, что отношения между естественными науками и науками о человеке на различных этапах истории научного познания понимались по-разному. Время от времени разгорались острые дискуссии. В.А. Лекторский выделил главные положения сторонников точки зрения о существовании принципиальных различий между науками о природе и науками о человеке. Среди этих положений следующие:

1. Естественные науки пытаются обнаружить общие зависимости, науки о человеке исследуют уникальные индивидуальные явления.

2. В науках о природе предлагаются объяснения фактов, науки о человеке могут дать только интерпретацию человеческих действий и их продуктов, включая тексты и социальные институты.

3. Естественные науки могут предсказывать будущие события. Науки о человеке не предсказывают. Их единственная задача - обеспечить понимание.

4. Объяснения, формулируемые в естествознании, - это не только и не обязательно эмпирические обобщения. Лучшие из них получаются с помо-

щью теории. Однако в науках о человеке довольно трудно делать обобщения. Еще труднее строить в них теории, так как науки этого типа изучают отдельные события, локализованные в определенном участке пространства и происходящие в определенное время.

5. Естествознание может дать объективное представление об исследуемой области реальности. Науки о природе могут контролировать объективность своих результатов с помощью эксперимента. В науках о человеке эксперименты не являются настоящими, поскольку в процессе их осуществления между экспериментатором и изучаемыми субъектами возникают коммуникативные отношения. В результате получаемые факты в значительной степени порождены вмешательством исследователя и несут отпечаток принимаемой последним системы ценностей, его социальных интересов, политических взглядов и места, которое он занимает в системе отношений власти [3, с. 14-15].

Сам ученый оспаривал все эти утверждения. Он показал, что изменения, которые происходят в науках о природе и в науках о человеке, позволяют понять их соотношение в новом свете и выявить их сущностное сходство. Он считал возможным говорить о новом типе интеграции естественных наук и наук о человеке. При этом он отмечал, что всегда будут серьезные различия между этими науками, а также между научными дисциплинами внутри тех и других. Однако, говоря об интеграции, В.А. Лекторский имел в виду только одно: «принципиальное единство исследовательских методов» [3, с. 13]. А вот по этому вопросу в настоящее время существуют серьезные разногласия. Похожей точки зрения придерживается Л.А. Микешина. Она выделила два типа практик: первый - по образу и подобию естественных, «строгих» наук, реализует варианты гносеологических и логико-методологических практик. Второй берет за образцы гуманитарные и художественные формы мышления, все богатство практик экзистенциально-антропологической традиции. Л.А.Микешина высказала предположение о том, что в новом веке, наряду с дальнейшим развитием обоих типов практик, будет решаться и проблема их соотнесения, взаимопроникновения и, возможно, синтеза [4, с. 51].

Необходимость сочетания двух подходов и, по существу, двух традиций коренится в потребности переосмыслить роль и место человека познающего в систематической философии познания. В связи с этим особый интерес представляет книга того же автора «Эпистемология ценностей». В ней отмечается, что «важно понять и осознать тот факт, что сама активность ценностно ориентированного субъекта познания, опирающегося на объективные законы, становится в сфере научного познания решающим детер-

минационным фактором и главным условием получения объективно истинного знания» [5, с. 12-13].

При разработке значимой в философии и методологии науки проблемы «познание и ценности» Л.А. Микешина обращалась к трудам крупнейших европейских философов - Декарта, Канта, неокантианцев, М. Вебера, М. Шелера, Н. Гартман и других. Это было предпосылкой к анализу дискуссии о роли ценностей в науке, дискуссия проходила в течение всего ХХ столетия в философии науки. Было обращено внимание на ряд важных моментов, определивших направления развития проблематики «научное-ценностное» в конце этого столетия.

1. Переоценка роли и статуса науки в связи такими глобальными проблемами, как угроза войн и экологического кризиса выдвинула на передний край проблему гуманизации науки, введение в ее сферу «человеческого измерения». К ним тесно примыкают такие изменения в философии науки, как осмысление «присутствия» субъекта, следовательно, и его системы ценностей, в объекте, методах и условиях познавательной деятельности, что, в конечном счете, отражается на содержании знания. Для социально-гуманитарного знания такая особенность является его неотъемлемой характеристикой, сутью, в то время, как естествознание развивалось в традиции полного отвлечения от субъекта познавательной деятельности, тем более что речь не шла о его включенности в объект и методы исследования [5, с. 91].

2. Необходимость осуществления исторической реконструкции объектов не только в общественных, но и в естественных науках, что обусловлено, в частности, появлением эволюционного подхода к физике, выработкой представлений о физических объектах как развивающихся системах. В связи с этим перед методологией науки возникли новые задачи. Нужно заново осмыслить взаимодействие методологических представлений общественных и естественных наук, поскольку в последних может возникнуть потребность в «индивидуализирующих» методах, связанных с уникальностью объекта и его истории. Все большее значение обретает изучение таких особых объектов, которые представляют собой единство естественной и искусственной природы и в качестве важнейшей составляющей включают человека. Именно с такими объектами имеют дело экология, генная инженерия, биотехнология, информатика. Из этого следует, что исследование, направленное на освоение таких объектов, требует учитывать систему человеческих ценностей как ориентиры научного поиска и предполагает определенные методы, характерные для гуманитарного познания [5, с. 92].

3. Одно из важнейших изменений в методологии и философии науки -

признание необходимости переосмысления господствовавшей до сих пор концепции научного знания, получившей название «стандартной». Важно на основе единства истории, философии и методологии науки, при существенном расширении «проблемного поля» последней, выявить способы и формы органичного включения системы ценностей как в процесс, так и результат исследования, где они могут присутствовать как предпосылки и основания [5, с. 92-93].

На протяжении столетий зарубежными учеными также обсуждался вопрос: свободна ли наука от ценностей? В трактовке роли ценностей в научном познании четко обозначились две точки зрения. Одни ученые полагали, что наука свободна от ценностей, другие же проводили мысль о том, что наука неразрывно связана с миром ценностей. Однако сторонники первой точки зрения в ходе исследований порой подвергали сомнению ее основания. Так, например, Х. Лейси проанализировал три принципа, на которых основывается трактовка науки как свободной от ценностей, а именно: беспристрастности, нейтральности и автономности. Анализ привел его к выводу о том, что первые два принципа, несмотря на сложности, можно поддержать и отстоять, а последний можно поддержать лишь фрагментарно. Ученый объяснял это тем, что проведение научного исследования требует принятия определенной стратегии, а она становится обоснованной только ввиду ее обоюдно усиливающихся взаимодействий с определенными ценностями. Он писал: «Ценности «пропитывают» и должны «пропитывать» формы научной практики, а также в значительной степени определяют выбор направления исследований и область возможностей, которые должны быть вскрыты и объяснены теориями» [2, с. 331].

В настоящее время можно утверждать: наука не свободна от ценностей. В.М. Розин, выделяя особенности гуманитарного познания, обращал внимание на то, что оно протекает в рамках существующей научной парадигмы. Разделение действительности на два плана (явление и сущность), построение суждений и других теоретических знаний, создание идеальных объектов разной степени развитости, следование особым правилам (методологии) гуманитарного мышления - все это характерно и для гуманитарного познания. При этом гуманитарная научная парадигма имеет свою специфику, ведущую свое происхождение от античного научного прототипа.

Во-первых, объект изучения гуманитарной науки - не объект природы, а духовные и культурные феномены, так или иначе связанные с человеком или обществом. При изучении таких объектов исследователю важно ставить задачи, которые «позволяют понять другого человека (человека другой

культуры, личность художника, ученого, политика и т.д.), объяснить определенный культурный или духовный феномен (без установки на его улучшение или перевоссоздание), внести новый смысл в определенную область культуры либо деятельности (то есть задать новый культурный процесс или повлиять на существующий)» [6, с. 162].

Таким образом, во всех этих или сходных с ними случаях гуманитарная наука ориентируется не на производство и технику, а на гуманитарные виды деятельности и практику, в числе которых: педагогика, психология, критика, художественное творчество и т.д.

Нас интересует педагогика. В соответствии с вышеизложенным она должна отвечать на следующие вопросы: с каких позиций будет осуществляться влияние на людей? К каким изменениям и последствиям это приведет? Эта проблема особенно актуальна сегодня, когда появляется много агрессивных, опасных технологий манипулирования человеком. Среди них не только технологии, порождаемые естествознанием, но и социальные, и гуманитарные. Их число все возрастает. Они создают угрозы для свободы и самого существования человека. Для ученого, обладающего гуманитарной культурой, «все это - живые субъекты, их важно понять, услышать, с ними можно говорить (отсюда и роль языка), но ими нельзя манипулировать, их нельзя превращать в средства» [7, с. 73].

Во-вторых, объект изучения гуманитарных наук является в определенном смысле «жизненным», «активным» в отношении познающего субъекта. В.М. Розин отмечает, что по механизму подобное влияние и изменение - сложный процесс, и выделяет, по меньшей мере, две стадии: осознание природы изучаемого гуманитарного явления и изменение его жизни в результате внедрения в объект новых гуманитарных знаний и представлений. Важно знать, что одновременно и сам исследователь как активное живое существо находится в тех или иных отношениях (реальных или мыслимых) с изучаемым им явлением.

Утверждается, что в гуманитарных науках реализуется не просто отношение познания, направленное на объект изучения, а прямое или опосредованное взаимоотношение исследователя с изучаемым объектом, характер которого определяется, прежде всего, ценностным отношением к нему исследователя. Именно эти «отношения, устанавливаемые исследователем с объектом, а также интенция на его понимание образуют ту исходную рамку - гуманитарный контекст, - в которой разворачивается гуманитарное познание» [6, с. 165].

Гуманитарный контекст в педагогическом исследовании задает аксиоло-

гический аспект, выделение которого становится необходимым методологическим условием в педагогике.

С одной стороны, следует признать, что выполнение этого условия в исследовательской практике не является массовым. Лишь небольшая часть педагогов ощущает такую необходимость, хотя чаще всего в неявном виде, о чем я уже писала [1]. С другой стороны, гуманизация и гуманитаризация образования ставит порой педагогов-исследователей в тупик, поскольку объективации субъективного опыта реализации этого условия не происходит.

Выделение аксиологического аспекта в педагогическом исследовании связано с четким обозначением позиции педагога-ученого. Одной из характеристик позиции выступает формулировка предмета исследования, который дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании этим ученым. По существу предмет - это субъективное видение объекта, определяемое задачами, ценностными ориентирами ученого и уровнем его методологической грамотности. Неумение выделить предмет исследования - свидетельство несформированности личной исследовательской позиции ученого, что крайне негативно сказывается на его работе.

Следует обратить внимание на два момента. Во-первых, менее всего виноваты в этом молодые ученые, аспиранты, поскольку их никто этому не учит. Предполагаю, что есть опыт успешной подготовки аспирантов в отдельных вузах, но нет установки на формирование позиции у молодых педагогов-ученых и массовой практики обучения их представлению своей позиции в научной работе. И, будут ли учить в будущем, вопрос остается открытым. Важно, чтобы новые программы для аспирантов, вступающие в силу с сентября этого года предусматривали решение такой задачи.

Во-вторых, образцов формулирования исследовательской позиции найти в научных педагогических работах практически невозможно. В лучшем случае можно реконструировать, проделав для этого специальное исследование. Формулирование методологических характеристик педагогического исследования должно отражать исследовательскую позицию, но поскольку это происходит чаще всего формально, то оставляет желать лучшего. Педагогам в этом отношении предстоит серьезная исследовательская и методическая работа.

Можно привести пример того, как формулирует свою исследовательскую позицию философ В.М. Розин в своем гуманитарном исследовании «Две жизни Александра Сергеевича Пушкина» в соответствии с принципом «соотносительного анализа» [8, с. 44-45]. Суть позиции состоит в том, что в гуманитарном подходе ученный различает два плана - познавательный и событийный. Имея их в виду, В.М. Розин приводит развернутую иллюстра-

цию - культурно-психологическую реконструкцию жизни А.С. Пушкина. Одно дело, отмечает он, высказывания и поступки великого поэта, фиксированные в соответствующих текстах, другое - описание культуры, в которой поэт жил, и тех изменений, которые в нем происходили. Культура и жизненные изменения конструируются исследователем на основе теоретических представлений культурологии и исторической психологии (ценности эпохи). При этом теоретическая модель строится так, чтобы можно было объяснить высказывания и поступки Пушкина. Объект - жизнь и творчество А.С. Пушкина; рассматривался таким образом, чтобы исторические и социальные обстоятельства эпохи представали в том аспекте, который был определен автором субъективно, можно сказать, в предмете предпринятого им исследования (ценности автора - поиск и переживание «своего» Пушкина). Рассматривая известные факты жизни А.С. Пушкина в соответствии с этой исследовательской позицией, В.М. Розин представляет новое понимание и объяснение высказываний, а также поступков поэта.

В.М. Розин (в приведенном выше примере видно) наглядно показал проявление особенностей гуманитарного познания. В порядке обобщения их можно представить таким образом:

1) гуманитарная наука изучает явления, имеющие отношение к человеку; 2) гуманитарные знания используются для понимания (или гуманитарного воздействия); 3) в гуманитарном познании ученый проводит свой взгляд на явление, отстаивает свои ценности; 4) гуманитарное познание разворачивается в пространстве разных точек зрения и подходов, в силу чего гуманитарий вынужден позиционироваться в этом «поле», заявляя особенности своего подхода и видения; 5) начинается гуманитарное познание с истолкования текстов и их авторского понимания, но затем гуманитарий переходит к объяснению предложенного им истолкования; 6) гуманитарное научное познание - это не только познание, но одновременно и взаимоотношение ученого и изучаемого предмета [9, с. 85-86].

Важно подчеркнуть, что потребность переосмыслить роль и место человека познающего остро стоит и в педагогике. Несмотря на то, что в общей теории познания ответов недостаточно, педагоги решают отдельные проблемы, преодолевая это ограничение. Так, выявлены способы перехода от научного отображения действительности к практике; представлены теоретические основы педагогической герменевтики; обоснован антропологический подход в педагогическом исследовании; описаны способы и приемы аргументации в педагогическом исследовании; показано место и роль аксиологической модели в педагогическом исследовании. Однако работа по

выявлению, изложению специфики педагогического исследования, которое было бы четким и полным, еще впереди. Ждут своего решения следующие проблемы: расширение понятийно-терминологического аппарата педагогики, способствующего отражению специфики гуманитарного познания; учета ценностных ориентаций людей (учащихся, педагогов, администраторов), входящих в объекты исследования; выявление и описание круга качественных методов педагогического исследования и возможностей их более широкого применения; определение элементов исследовательской позиции и способов ее проявления в научной работе; определение способов установления взаимоотношений ученого и изучаемого объекта в процессе познания и их влияний на объективность научного знания и другие.

На основе изложенного можно утверждать, что в современных условиях повышение уровня исследований в гуманитарных науках возможно в том случае, если ученые, работающие в данной области, будут учитывать её специфику, что важно и для ученых-дидактов, поскольку педагогика обладает чертами гуманитарного познания. Это приведёт ученых к постепенному отказу от идеала естественных наук, который в течение многих лет определял подход к исследовательской проблематике вне зависимости от её принадлежности к естественной или гуманитарной сферам познания.

Литература

1. Бережнова Е.В. Прикладное исследование в педагогике. М. -Волгоград, 2003.

2. Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание / Под ред. В.А. Яковлева. М., 2001.

3. Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке // Наука глазами гуманитария / Отв. ред. В.А. Лекторский. М., 2005.

4. Микешина Л.А. Философия познания: Полемические главы. М., 2002.

5. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М., 2007.

6. Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск, 1989.

7. Розин В.М. Природа и особенности гуманитарного познания и науки // Наука глазами гуманитария /Отв. ред. В.А. Лекторский. М., 2005.

8. Розин В.М. Методология: становление и современное состояние. М., 2005.

9. Розин В.М. Философия образования: этюды-исследования. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.