Научная статья на тему 'Проблемы воздействия структурной политики государства на национальную экономическую безопасность через пропорции народного хозяйства'

Проблемы воздействия структурной политики государства на национальную экономическую безопасность через пропорции народного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА / СТРУКТУРНЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC SECURITY / STRUCTURAL POLICY / STRUCTURAL DISPROPORTIONS / INDUSTRIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Топольский Руслан Ахтамович, Кулик Юрий Павлович

В данной статье поднимается актуальная народнохозяйственная проблема, связанная с необходимостью активного воздействия структурной политики государства на национальную экономическую безопасность. Целью исследования данной статьи является раскрытие и анализ основных проблем воздействия структурной политики государства на национальную экономическую безопасность через пропорции структуры национального хозяйства. Объектом исследования является структурная политика государства как инструмент обеспечения экономической безопасности государства. Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие при воздействии структурной политики государства на экономическую безопасность государства. В статье обосновывается, что присутствие в структуре российской экономики диспропорций различной природы (несоответствие отраслевой структуры потребностям инновационного развития, региональная дифференциация, преобладающие развитие добывающей промышленности над обрабатывающей и другие воспроизводственные, отраслевые, пространственные, внутриотраслевые, внешнеэкономические диспропорции) в национальном хозяйстве негативно влияет на экономическую безопасность государства. В результате исследования были установлены следующие основные проблемы реализуемой в Российской Федерации структурной политики на современном этапе: противоречие между целями достижения экономического роста и обеспечения экономической безопасности при реализации структурной политики государства, которые могут быть прямо противоположными; ограниченность структурной политики, выражающаяся в ее приоритетной ориентации на сглаживание отраслевых и территориальных диспропорций и игнорирование других перекосов в структуре национального хозяйства; превалирование, и, как следствие, неэффективность селективных мер структурной политики в условиях коррумпированности и бюрократизированности управленческого аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPACT OF STRUCTURAL POLICY OF THE STATE ON NATIONAL ECONOMIC SECURITY THROUGH PROPORTIONS OF THE NATIONAL ECONOMY

In this article the actual economic problem connected with need of active impact of structural policy of the state on national economic security rises. A research objective of this article is disclosure and the analysis of the main problems of impact of structural policy of the state on national economic security through proportions of structure of national economy. Object of research is the structural policy of the state as the instrument of providing economic security of the state. As an object of research the organizational and economic relations arising at impact of structural policy of the state on economic security of the state act. In article authors justified that presence at structure of the Russian economy of disproportions of various nature (discrepancy of branch structure to requirements of innovative development, the regional differentiation prevailing development of a mining industry over processing and other reproduction, branch, spatial, intra-branch, external economic disproportions) in national economy negatively influences economic security of the state. Authors established the following main problems of the structural policy realized in the Russian Federation at the present stage as a result of research: a contradiction between the purposes of achievement of economic growth and providing economic security at realization of structural policy of the state which can be directly opposite; the limitation of structural policy expressed in its priority orientation to smoothing of branch and territorial disproportions and ignoring of other distortions in structure of national economy; a prevalence, and, as a result, an inefficiency of selective measures of structural policy in the conditions of corruption and a bureaucratization of administrative staff.

Текст научной работы на тему «Проблемы воздействия структурной политики государства на национальную экономическую безопасность через пропорции народного хозяйства»

ПРОБЛЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕРЕЗ ПРОПОРЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

ТОПОЛЬСКИЙ РУСЛАН АХТАМОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: messsser@ya.ru

КУЛИК ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: lena538639@mail.ru

В данной статье поднимается актуальная народнохозяйственная проблема, связанная с необходимостью активного воздействия структурной политики государства на национальную экономическую безопасность. Целью исследования данной статьи является раскрытие и анализ основных проблем воздействия структурной политики государства на национальную экономическую безопасность через пропорции структуры национального хозяйства. Объектом исследования является структурная политика государства как инструмент обеспечения экономической безопасности государства. Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие при воздействии структурной политики государства на экономическую безопасность государства.

В статье обосновывается, что присутствие в структуре российской экономики диспропорций различной природы (несоответствие отраслевой структуры потребностям инновационного развития, региональная дифференциация, преобладающие развитие добывающей промышленности над обрабатывающей и другие воспроизводственные, отраслевые, пространственные, внутриотраслевые, внешнеэкономические диспропорции) в национальном хозяйстве негативно влияет на экономическую безопасность государства. В результате исследования были установлены следующие основные проблемы реализуемой в Российской Федерации структурной политики на современном этапе: противоречие между целями достижения экономического роста и обеспечения экономической безопасности при реализации структурной политики государства, которые могут быть прямо противоположными; ограниченность структурной политики, выражающаяся в ее приоритетной ориентации на сглаживание отраслевых и территориальных диспропорций и игнорирование других перекосов в структуре национального хозяйства; превалирование, и, как следствие, неэффективность селективных мер структурной политики в условиях коррумпированности и бюрократизированно-сти управленческого аппарата.

Ключевые слова: экономическая безопасность, структурная политика, структурные диспропорции, промышленная политика

Кризисные явления в народном хозяйстве Российской Федерации определяются во многом наличием деформаций его структуры. Сегодня для российской экономики характерна существенная дифференциация производственной ориентации, узкая специализация регионов на отдельных видах хозяйственной деятельности, высокая интенсивность отраслевых трансформаций, несоответствие действующей отраслевой структуры производства потребностям инновационного развития, преобладающее развитие добывающих отраслей в ущерб обрабатывающим производ-

ствам [1]. Очевидным является то, что подобные диспропорции представляют существенную угрозу экономической безопасности государства, подрывают стабильность и устойчивость ее существования и развития. Это позволяет говорить об острой необходимости реализации в жизнь научно обоснованной структурной политики государства с учетом имеющихся структурных сдвигов и диспропорций.

Прежде всего, следует отметь, что в научной литературе структурная политика рассматривается с точки зрения двух ключевых аспектов.

Во-первых, ее основной задачей является формирование эффективной отраслевой структуры национального хозяйства как условия наиболее рационального применения имеющихся ресурсов. Данное направление справедливо рассматривать и с позиции участников процесса производства и потребления продукции, и с позиции институционального устройства. Во-вторых, под структурной политикой часто понимают непосредственно политику промышленную, которая связана с государственным влиянием на отраслевую структуру народного хозяйства с целью стимулирования приоритетных отраслей [3].

Структурная политика государства предполагает воздействие на различные пропорции, сложившиеся в национальной экономике. В частности, принято выделять:

1. Воспроизводственные пропорции, которые включают в себя пропорции между: непроизводственной и производственной сферами; производством предметов потребления (II подразделением общественного производства) и производством средств производства (I подразделениями общественного производства); накоплением и потреблением.

2. Необходимо сказать, что с позиции современной структурной политики государства особую важность имеет воздействие на вторую группу пропорций. При этом низкий удельный вес II подразделения общественного производства может выступать косвенным фактором необходимости реализации структурной политики.

3. Отраслевые пропорции, которые складываются между отдельными секторами материального производства (например, сельским хозяйством и промышленной сферой); между сферами материального и нематериального производства. При этом на основании данных пропорций (превалирования тех или иных отраслей экономики) можно говорить об ориентации (специализации) народного хозяйства (в частности, анализируя ее отраслевую структуру в России, нетрудно прийти к выводу, что в России сложилась сырьевая модель экономики).

4. Внутриотраслевые пропорции, т. е. пропорции, складывающиеся непосредственно внутри конкретной отрасли. Примером им могут служить пропорции в топливной промышленности (между производством нефти и угля), в сельском хозяйстве (между растениеводством и животноводством) и т. п. Данные пропорции могут в некоторых случаях служить индикатором прогрессивности различных производств в границах конкретного сектора народного хозяйства.

5. Пространственные (территориальные) пропорции, которые формируются между отдельными регионами и территориями и складываются в зависимости от сложившегося разделения общественного труда в экономическом пространстве и специализации конкретных регионов. Данные пропорции позволяют судить о развитости территориального разделения труда, сложившихся межрегиональных связях, уровне самообеспеченности той или иной территории материальными, финансовыми и техническими ресурсами.

6. Внешнеэкономические пропорции, образующиеся между импортом и экспортом, а также иными статьями платежного баланса.

Объектом воздействия структурной политики могут быть все перечисленные пропорции. Кроме того, через структурную политику возможно оказание влияния и на другие соотношения, имеющие место в национальной экономике. Так, к подобного рода пропорциям следует относить соотношение малого и крупного бизнеса, частного и общественного секторов, разных технологических укладов и др. Выбор тех или иных мер и инструментов по корректировке диспропорций в народном хозяйстве зависит от целей проводимой государственной экономической политики в целом, а также специфики структуры экономики.

На современном этапе развития России структурная политика государства характеризуется следующими признаками.

1. Противоречие между целями государственного регулирования - экономическим ростом и обеспечением экономической безопасности при реализации структурной политики государства. В России структурная политика тесно связана, прежде всего, с обеспечением конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и производимых ими товаров и услуг, а также с обеспечением экономического роста. Многие отечественные производства, учитывая специфику условий нашей страны (например, транспортное плечо, климатические и специфические особенности национальной и экономической безопасности), находятся изначально в затруднительном положении. В связи с этим важное значение приобретает ориентация на мировую конкурентоспособность конкретного перечня производств, которые уже готовы или с течением времени смогут конкурировать на мировом уровне [2].

Однако очевидно, что структурная политика может осуществляться не только для форсирования экономического роста, но также и для обеспечения национальной экономической безопасности. Данные цели зачастую могут не совпадать.

R. A. TOPOLSKY, т P. KULIK

Более того, иногда они могут быть антагонистичными. Так, с позиции обеспечения экономического роста было бы целесообразно свернуть проблемные отрасли станкостроения, сельского хозяйства и т. п. Однако в результате подобного рода мероприятий государство может попасть в острую зависимость от других стран.

Структурная политика для целей экономической безопасности, прежде всего, должна отвечать на вопрос о степени открытости национального хозяйства. В соответствии с этим:

1) формируется перечень стратегически приоритетных отраслей народного хозяйства;

2) в целях обеспечения национальной экономической безопасности данные отрасли частично или даже полностью закрываются для иностранного капитала;

3) для этих отраслей предоставляется государственная поддержка (производство продовольствия, энергетика, НИОКР, производство оборудования) в виде льготного кредитования, субсидирования цен, государственного финансирования и т. п.

Из сказанного выше следует, что экономическая безопасность требует преимущественно селективных мер, в то время как практика структурной политики многих развитых стран убедительно демонстрирует, что для целей обеспечения устойчивого экономического роста применение селективных мер может быть неэффективной (например, Франция с конца 80-х гг.), и даже губительной, а соотношение между селективными и универсальными мерами государственной структурной политики находится в зависимости от сложившейся структуры экономики и стадии ее развития (индустриализация или модернизация, инициализация экспортно-ориентированного экономического роста, стимулирование ускоренного экономического развития, стадия зрелого (развитого) рынка).

2. Ограниченность реализуемой структурной политики. Несмотря на тот факт, что объект структурной политики государства не ограничивается отдельными диспропорциями, например, между секторами народного хозяйства и затрагивает все отмеченные выше пропорции (или, по крайней мере, большинство из них), в нашей стране она нацелена на сглаживание преимущественно отраслевых и территориальных диспропорций. Воспроизводственным и иным диспропорциям, имеющим место в народном хозяйстве, внимание уделяется существенно меньше. Иными словами, в нашей стране чаще всего вместо понятия «структурная политика» применяется

термин «промышленная политика» (на Западе -«отраслевая политика»), в соответствии с чем цель структурной политики государства сводится к формированию комплекса инструментов и мер, направленных на повышение конкурентоспособности промышленного производства и обеспечения его прогрессивной структуры, которая способствовала бы достижению поставленных целей (в соответствии, в частности, с Концепцией промышленной политики до 2010 г.) [4].

Очевидно, что обеспечение экономической безопасности государства и выработка действенной структурной политики с данных позиций зависит не только от сглаживания отраслевых и территориальных диспропорций (по большей части обусловленных преодолением межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии), но от нивелирования структурных диспропорций иной природы, представляющих существенную угрозу национальной экономической безопасности. В условиях введения экономических санкций западными государствами у России появились возможности обеспечить свою экономическую независимость и суверенность, перейдя на рельсы импортозамещения, открылись новые горизонты для преодоления внешнеэкономических диспропорций, однако это только возможности, сопряженные с кризисом мировой политической и экономической систем. Сами по себе на сегодняшний день они не является достаточным условием обеспечения экономической безопасности нашей страны. Малое внимание уделяется воспроизводственной структуре народного хозяйства, а реализуемая отраслевая экономическая политика в последние годы также не отличается высокой эффективностью: в доминирующих отраслях (в первую очередь, топливно-энергетическом комплексе) отмечается тенденция снижения темпов роста, что позволяет говорить о том, что данные сферы отечественной промышленности в долгосрочной перспективе не смогут расти темпами выше, чем 5 % в год. В противовес этому, отрасли, способные расти темпами выше, чем 7 % (химическая, пищевая, лесная промышленности, отдельные отрасли машиностроения и высокотехнологичные сферы производства), занимают в структуре народного хозяйства не более одной трети.

Таким образом, в современных условиях наметилась ограниченность реализуемой государством структурной политики, учитывающей узкий пласт проблем, связанных со структурой народного хозяйства и представляющих суще-

ственную угрозу экономической безопасности государства.

3. Превалирование селективных мер структурной политики. Для экономики России характерна неспособность рыночного механизма обеспечить своевременное решение актуальных проблем без активного вмешательства государства [5]. Важным аспектом переходной экономики является задача по осуществлению структурных сдвигов в национальной экономике в интересах ее социальной ориентации, технического перевооружения производства и повышения его эффективности. Важнейшим инструментом государственного воздействия может стать селективная структурная политика. Избирательность структурной политики предопределяется, во-первых, тяжелым кризисным положением всей национальной экономики; во-вторых, самодовлеющей ориентацией огромной части производственного аппарата на выпуск средств производства; в-третьих, возникшей дезорганизацией механизма общественного воспроизводства и отсутствием инструментария саморегуляции экономического развития; в-четвертых, необходимостью поэтапной переориентации технико-производственного аппарата на новые виды хозяйственной деятельности с целью не только не допустить дальнейшего спада производства, но и стимулировать его расширение на выбранных основных направлениях социально-экономического развития страны [6].

В то же время нельзя не сказать и о некоторой опасности жесткой селективной структурной политики государства в условиях Российской Федерации, которая может усугубить существующие угрозы экономической безопасности.

Селективное (жесткое, вертикальное) регулирование четко направлено на поддержку конкретных секторов, отраслей или компаний. Селективное регулирование вследствие «провалов государства» может деформировать рыночные механизмы. Так, в условиях значительной коррумпированности чиновнического аппарата (к негативным факторам здесь стоит также отнести некомпетентность чиновников и лоббизм) выбор государством актуальных направлений структурной политики способен привести к существенным ошибкам и масштабным издержкам. Неравные «правила игры» создают условия для коррупции и лоббирования. Присутствие коррупции приводит к концентрации ресурсов не в тех руках. Бюрократический аппарат, который распоряжается государственными ресурсами, не столь заинтересован в эффективности их инвестирования, как частные лица, правительство не всегда может

быть своевременным и гибким при принятии своих решений, которые в условиях асимметрии информации могут являться ошибочными и способны нанести еще больший урон народному хозяйству.

Итак, нами были рассмотрены основные проблемные аспекты реализации государственной структурной политики в целях обеспечения экономической безопасности государства. Отмеченные в ней недостатки и противоречия существенным образом занижают ее эффективность в области обеспечения достаточного уровня экономической безопасности, а их преодоление выступает необходимым условием устойчивого и безопасного функционирования экономики России.

Литература

1. Антонюк В. С., Вансович Э. Р. Теоретические, методологические и методические основы структурной политики субъектов РФ // Экономика региона. 2013. № 1 (33). С. 20-33.

2. Букреев А. М., Левицкая Е. В. Промышленная политика, ее сущность, условия и цели формирования // ИнВестРегион. 2006. № 5. С. 2-5.

3. Завадников В. О промышленной политике Российской Федерации // Общество и экономика. 2007. № 2-3. С. 5-39.

4. Концепции промышленной политики на период до 2010 г. URL: http:// www.4nPKynOB. ru

5. Мысаченко В. И. Альтернативы промышленной политики и приоритеты структурных преобразований // Российское предпринимательство. 2008. № 6. С. 28-32.

6. URL: http://www.eexperts.ru/ecos-1109-1.html

References

1. Antonyuk V. S., Vansovich E. R. Teoreticheskiye, metodologicheskiye i metodicheskiye osnovy strukturnoj politiki sub"yektov RF [Theoretical, methodological and methodical fundamentals of structural policy of territorial subjects of the Russian Federation] // Ekonomika regiona. 2013. № 1 (33). S. 20-33.

2. Bukreev A. M., Levitskaya E. V. Promyshlennaya politika, yeyo sushchnost', usloviya i tseli formirovaniya [Industrial policy, its essence, conditions and purposes of formation] // InVestRegion. 2006. № 5. S. 2-5.

3. Zavadnikov V. O promyshlennoj politike Ros-sijskoj Federatsii [About industrial policy of the Russian Federation] // Obshchestvo i ehkonomika. 2007. № 2-3. S. 5-39.

4. Kontseptsii promyshlennoj politiki na period do 2010 g. [Concepts of industrial policy for the period till 2010] URL: http:// www.4nPKynOB. Ru

5. Mysachenko V. I. Al'ternativy promyshlennoj politiki i prioritety strukturnykh preobrazovanij [Alternatives of industrial policy and priorities of structural transformations] // Rossijskoye predprinimatel'stvo. 2008. № 6. S. 28-32.

R. A. TOPOLSKY, YU. P. KULIK

6. URL: http://www.eexperts.ru/ecos-1109-1.html

* * *

PROBLEMS OF IMPACT OF STRUCTURAL POLICY OF THE STATE ON NATIONAL ECONOMIC SECURITY THROUGH PROPORTIONS OF THE NATIONAL ECONOMY

TOPOLSKY RUSLAN AKHTAMOVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: messsser@ya.ru

KULIK YURY PAVLOVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: lena538639@mail.ru

In this article the actual economic problem connected with need of active impact of structural policy of the state on national economic security rises. A research objective of this article is disclosure and the analysis of the main problems of impact of structural policy of the state on national economic security through proportions of structure of national economy. Object of research is the structural policy of the state as the instrument of providing economic security of the state. As an object of research the organizational and economic relations arising at impact of structural policy of the state on economic security of the state act.

In article authors justified that presence at structure of the Russian economy of disproportions of various nature (discrepancy of branch structure to requirements of innovative development, the regional differentiation prevailing development of a mining industry over processing and other reproduction, branch, spatial, intra-branch, external economic disproportions) in national economy negatively influences economic security of the state. Authors established the following main problems of the structural policy realized in the Russian Federation at the present stage as a result of research: a contradiction between the purposes of achievement of economic growth and providing economic security at realization of structural policy of the state which can be directly opposite; the limitation of structural policy expressed in its priority orientation to smoothing of branch and territorial disproportions and ignoring of other distortions in structure of national economy; a prevalence, and, as a result, an inefficiency of selective measures of structural policy in the conditions of corruption and a bureaucratization of administrative staff.

Key words: economic security, structural policy, structural disproportions, industrial policy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.