Научная статья на тему 'Проблемы стандартизации высшего образования в системе подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации'

Проблемы стандартизации высшего образования в системе подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОЛЖНОСТЯМ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / STANDARDIZATION OF EDUCATION / QUALIFICATION REQUIREMENTS FOR POSITIONS IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES / PROFESSIONAL STANDARD / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бавсун И. Г., Гусев В. А.

Постановка проблемы: в статье во взаимосвязи исследуются квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел и компетенции, установленные федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, в соответствии с которыми осуществляется подготовка сотрудников правоохранительных органов. Выявляется проблема их несоответствия, что нарушает логику кадрового обеспечения, предполагающую прежде всего формирование профессионально-квалификационных моделей (профессиограмм) должностей, а затем разработку программы подготовки кадров в соответствии с заданными требованиями. Цель исследования состоит в оценке влияния процесса стандартизации высшего образования в Российской Федерации на процесс подготовки кадров для органов внутренних дел и постановке вопроса о разграничении полномочий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации в части определения компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников образовательных организаций, находящихся в ведении МВД России, в процессе обучения.Результаты и выводы работы: в статье обосновывается необходимость разработки профессиональных стандартов, т. е. нормативно закрепленных характеристик квалификации, необходимых сотруднику для осуществления определенного вида служебной деятельности в органах внутренних дел, как ориентира для образовательных стандартов и образовательных программ. Предлагается решение обозначенных проблем посредством создания механизма эффективной образовательной деятельности, в который были бы органично встроены профессиональные и образовательные стандарты, а также образовательные программы и программы учебных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Standardization of Higher Education in the System of Personnel Training for Internal Affairs Bodies of the Russian Federation

Statement of the problem: in the article the qualification requirements for positions in the Internal Affairs Bodies and competencies established by the Federal state educational standards of higher education, in accordance with which the training of law enforcement officers is carried out, are studied in interrelation. The problem of their inconsistency is revealed, which violates the logic of staffing, which involves first of all the formation of professional qualification models (professiograms) of positions, and then the development of a training program in accordance with the specified requirements. The purpose of the study is to assess the impact of process standardization in higher education in the Russian Federation in the process of training for internal Affairs bodies and the question of the delimitation of powers of the Ministry of science and higher education of the Russian Federation and the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation in the definition of the competences that should be formed of graduates of educational institutions administered by the Ministry of internal Affairs of Russia, in the learning process. Results and conclusions: the article substantiates the need for the development of professional standards, i. e. the normative characteristics of qualifications required for an employee to carry out a certain type of official activity in the internal Affairs bodies, as a guide for educational standards and educational programs. It is proposed to solve these problems by creating a mechanism for effective educational activities, which would be organically integrated professional and educational standards, as well as educational programs and programs of academic disciplines.

Текст научной работы на тему «Проблемы стандартизации высшего образования в системе подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации»

_I

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА

И. Г. БАВСУН,

доцент кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел, кандидат юридических наук, доцент

Омская академия МВД России Российская Федерация, 644092, г. Омск,

пр-т Комарова, 7 E-mail: irinasolo777@mail.ru

В. А. ГУСЕВ,

первый заместитель начальника (по учебной работе), доктор юридических наук, доцент Омская академия МВД России Российская Федерация, 644092, г. Омск,

пр-т Комарова, 7 E-mail: GusevVA@ mail.ru

Дата поступления статьи: 3 июня 2019 г. Дата принятия статьи в печать: 12 сентября 2019 г.

I. G. BAVSUN,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Administrative Law and Administrative Activities of Internal Affairs Bodies Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Russian Federation, 644092, Omsk,

Komarova Ave., 7

E-mail: irinasolo777@mail.ru

V. A. GUSEV,

Doctor of Law, Associate Professor, First Deputy Head (for Academic Affairs), Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Russian Federation, 644092, Omsk, Komarova Ave., 7 E-mail: GusevVA@mail.ru

Scientific speciality: 12.00.11 - Judical Activities; Prosecutorial Activities; Human Rights and Law Enforcement.

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная

деятельность

УДК 355.237

Проблемы стандартизации высшего образования в системе подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации

Problems of Standardization of Higher Education in the System of Personnel Training for Internal Affairs Bodies of the Russian Federation

Аннотация

Постановка проблемы: в статье во взаимосвязи исследуются квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел и компетенции, установленные федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, в соответствии с которыми осуществляется подготовка сотрудников правоохранительных органов. Выявляется проблема

Annotation

Statement of the problem: in the article the qualification requirements for positions in the internal Affairs bodies and competencies established by the Federal state educational standards of higher education, in accordance with which the training of law enforcement officers is carried out, are studied in interrelation. The problem of their inconsistency is revealed, which violates the logic

154

их несоответствия, что нарушает логику кадрового обеспечения, предполагающую прежде всего формирование профессионально-квалификационных моделей (профессиограмм) должностей, а затем разработку программы подготовки кадров в соответствии с заданными требованиями.

Цель исследования состоит в оценке влияния процесса стандартизации высшего образования в Российской Федерации на процесс подготовки кадров для органов внутренних дел и постановке вопроса о разграничении полномочий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации в части определения компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников образовательных организаций, находящихся в ведении МВД России, в процессе обучения.

Результаты и выводы работы: в статье обосновывается необходимость разработки профессиональных стандартов, т. е. нормативно закрепленных характеристик квалификации, необходимых сотруднику для осуществления определенного вида служебной деятельности в органах внутренних дел, как ориентира для образовательных стандартов и образовательных программ. Предлагается решение обозначенных проблем посредством создания механизма эффективной образовательной деятельности, в который были бы органично встроены профессиональные и образовательные стандарты, а также образовательные программы и программы учебных дисциплин.

Ключевые слова: стандартизация образования; квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел; профессиональный стандарт; федеральные государственные образовательные стандарты; компетенции.

of staffing, which involves first of all the formation of professional qualification models (professio-grams) of positions, and then the development of a training program in accordance with the specified requirements.

The purpose of the study is to assess the impact of process standardization in higher education in the Russian Federation in the process of training for internal Affairs bodies and the question of the delimitation of powers of the Ministry of science and higher education of the Russian Federation and the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation in the definition of the competences that should be formed of graduates of educational institutions administered by the Ministry of internal Affairs of Russia, in the learning process.

Results and conclusions: the article substantiates the need for the development of professional standards, i.e. the normative characteristics of qualifications required for an employee to carry out a certain type of official activity in the internal Affairs bodies, as a guide for educational standards and educational programs. It is proposed to solve these problems by creating a mechanism for effective educational activities, which would be organically integrated professional and educational standards, as well as educational programs and programs of academic disciplines.

Keywords: standardization of education; qualification requirements for positions in the internal Affairs bodies; professional standard; Federal state educational standards; competence.

Важнейшим приоритетом кадровой функции МВД России является обеспечение системы высокопрофессиональными сотрудниками, соответствующими современным требованиям, способными по своим характеристикам эффективно решать задачи, поставленные перед органами внутренних дел обществом и государством. Формирование кадрового ядра органов внутренних дел осуществляется посредством различных форм подготовки кадров в соответствии с Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1, приказами МВД

1 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. I). Ст. 7020.

России «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации»2, «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации»3 и другими нормативными актами, регламентирующими вопросы ведомственного образования.

Система образовательных организаций МВД России и процесс подготовки кадров для органов внутренних выстраивались в течение 100 лет и по-прежнему являются приоритетными

2 Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50.

3 Об утверждении Порядка организации подготовки кадров

для замещения должностей в органах внутренних дел Российской

Федерации: приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275.

для кадрового обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Система профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел — это обширная и многокомпонентная структура, в основном сложившаяся во времена Советского Союза и лишь в незначительной степени модернизированная в период становления современной России [5]. Однако за последние двадцать лет на процесс подготовки специалистов для системы МВД России существенное влияние оказала стандартизация образования, начавшаяся в России в 90-х гг. ХХ в., когда были введены в действие первые версии образовательных стандартов4, содержащих совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки. Анализ изменений, произошедших в образовании за это время, позволяет исследователям обозначить ряд позиций «проблемного поля» стандартизации высшего образования [7]. Однако применение образовательных стандартов в учебных заведениях МВД России сопряжено с дополнительными сложностями.

В настоящее время в системе подготовки кадров для органов внутренних дел, охватывающей разнообразные формы обучения (по основным образовательным программам5, по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также в рамках профессиональной служебной и физической подготовки), ведущая роль отводится обучению по основным образовательным программам высшего образования. В соответствии со ст. 76 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

4 Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 г. с принятием Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». Статья 43 Конституции Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., установила обязательность федеральных государственных образовательных стандартов. До 2000 г. применялся единый государственный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 940. С 2000 г. по настоящее время были разработаны четыре поколения стандартов высшего профессионального образования: государственные образовательные стандарты (утверждались с 2000 г.); государственные образовательные стандарты, ориентированные на получение обучающимися знаний, умений и навыков (утверждались с 2005 г.); федеральные государственные образовательные стандарты, ориентированные на выработку у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций (утверждались с 2009 г.). С 1 сентября 2013 г. утверждались стандарты нового поколения, разработанные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

5 В образовательных организациях системы МВД России осуществляется обучение по основным образовательным программам основного общего и среднего общего образования; профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в органы внутренних дел; среднего профессионального образования; высшего образования.

Федерации» подготовка кадров для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава осуществляется преимущественно именно в образовательных организациях высшего образования МВД России.

Так, в ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»6 определено, что основные профессиональные образовательные программы высшего образования разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее — ФГОС), содержащими важнейшую характеристику процесса обучения — требования к результатам освоения программы в виде общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций.

Разработка образовательных стандартов высшего образования7 обеспечивается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, которое привлекает к этой деятельности учебно-методические объединения в системе образования, образовательные, научные и иные организации представителей работодателей, а также органы представительной власти и иных заинтересованных лиц. Проекты стандартов разрабатываются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, но могут быть разработаны в инициативном порядке на безвозмездной основе. Согласование проектов ФГОС, по которым готовят сотрудников органов внутренних дел, с Министерством внутренних дел Российской Федерации не требуется8. Однако ответы на вопросы: какие сотрудники необходимы организации, к каким видам деятельности их необходимо готовить и, как следствие, какое должно быть содержание про-

6 Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.05.2019).

7 Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. № 434. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.05.2019).

8 Например, в соответствии с Правилами разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений (постановление Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. № 434) стандарты по образовательным программам высшего образования в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, разрабатываются по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации.

156

граммы их подготовки, —может дать только организация — заказчик специалистов. Применительно к образовательным организациям МВД России таковым выступает Министерство внутренних дел Российской Федерации, которое и должно детально сформулировать соответствующие требования.

Статья 9 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепила квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел, в частности, к уровню образования, стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, к профессиональным знаниям и навыкам, а также состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел. Квалификационные требования в части профессиональных знаний и навыков, которыми должны обладать сотрудники органов внутренних дел, занимающие соответствующие должности (а именно эти требования в системе подготовки кадров имеют наибольшее значение, так как по сути своей являются целями освоения образовательных программ), перечислены в приложении 13 к приказу МВД России «Об утверждении порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации». Однако сформулированы они в самых общих чертах, не конкретны и не имеют исчерпывающего характера, а их анализ позволяет выявить ряд противоречий и неопределенностей [2, с. 48—51]. Но самое главное, они не дают образовательным организациям ответы на вопросы: что должен знать и что должен уметь сотрудник органов внутренних дел, замещающий определенную должность в соответствии со своей специализацией (следователь, оперативный уполномоченный, участковый уполномоченный, сотрудник ГИБДД и т. д.), и, как следствие, чему необходимо учить будущих специалистов и какие профессиональные знания и навыки они должны получить в результате обучения.

В то же время требование Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разрабатывать основные образовательные программы в соответствии с ФГОС, центральным компонентом которых являются компетенции, обязывает их разработчиков — образовательные организации МВД России «подтягивать» содержание рабочих программ учебных дисциплин, наполняющих основную образовательную программу, к соответствующим компетенциям, которые, следует признать, слабо согласованы с квалификационными требованиями к должностям в органах внутренних дел. В результате складывается проблемная ситуация, когда подготовка кадров для органов внутренних дел осу-

ществляется в условиях отсутствия детально сформулированных квалификационных требований к должностным категориям, но в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, определяющими требования к результатам освоения программ подготовки соответствующих специалистов.

Решение обозначенной проблемы видится в разработке профессиональных стандартов для органов внутренних дел9, т. е. характеристик квалификаций (уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (сотрудника)), необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности10. В идеале такие характеристики должны быть разработаны ко всем должностям в органах внутренних дел и дифференцированы применительно к разным профессиям и должностным уровням11. На их основе должно осуществляться формирование требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции (ч. 7 ст. 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Таким образом будет обеспечен принцип «должностного обучения» [1, с. 47—49], при котором учитываются требования конкретной должности к сотруднику.

Логика кадрового обеспечения такова, что прежде всего необходимо четкое понимание того, какие сотрудники требуются организации на конкретные должности, т. е. определить квалификационные требования, важнейшим элементом которых являются профессиональные знания, умения и навыки, необходимые для выполнения определенного вида деятельности в организации. Данные требования являются критерием для объективного отбо-

9 Необходимость разработки и введения профессиональных стандартов была установлена Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

10 Понятие профессионального стандарта дано в ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации (Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3).

11 Правовая и методическая основы разработки профессиональных стандартов заложены в постановлении Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов»; приказах Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. № 667н «О Реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)»; от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта»; от 29 апреля 2013 г. № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта. Доступ из справ. -правовой системы «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 27.05.2019). Обсуждение этой проблемы идет на страницах учебных и научных изданий [6; 8, с. 988-994].

ра и оценки персонала, поэтому должны быть сформулированы максимально ясно, корректно и конкретно применительно к должностным категориям в органах внутренних дел не только по иерархической вертикали (должности рядового и младшего, среднего, старшего, высшего начальствующего состава, как это сделано сейчас), но и с учетом задач и специфики деятельности различных подразделений органов внутренних дел (следственные, оперативные, штабные и т. д.). Результатом этой работы должны стать тщательно проработанные профессиональные стандарты, т. е. нормативно закрепленные характеристики квалификации, необходимые сотруднику для осуществления определенного вида служебной деятельности в органах внутренних дел, которые в свою очередь должны стать основой для разработки ФГОС и образовательных программ подготовки специалистов для органов внутренних дел.

Думается, что разработчиками профессиональных стандартов для должностей в органах внутренних дел должны стать структурные подразделения МВД России, которые в последующем комплектуются соответствующими специалистами. Например, ответственным за разработку профессионального стандарта по должности оперуполномоченного уголовного розыска должно, по всей видимости, стать Главное управление уголовного розыска МВД России; по должности следователя — Следственный департамент МВД России; по должности участкового уполномоченного — Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России и т. д. Данный подход продиктован тем, что только заказчик персонала может дать ответ на вопрос о профессиональных знаниях, умениях и навыках, которыми должен обладать сотрудник, претендующий на определенную должность в организации. Кроме того, к данной работе должны быть подключены образовательные и научные организации системы МВД России.

Следующим этапом на основе профессиональных стандартов должны быть разработаны ФГОС, определяющие перечень общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, которые приобретают выпускники образовательных организаций МВД России в результате освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования по определенной специальности в соответствии со специализацией, например по специальности 40.05.02 Право-

охранительная деятельность12 (специализация «Оперативно-розыскная деятельность»). Однако в условиях отсутствия профессионального стандарта «Оперуполномоченный» разработчики соответствующего ФГОС, вероятно, вынуждены были руководствоваться своими внутренними убеждениями и опытом в поиске ответа на вопрос о том, какими компетенциями должен обладать данный сотрудник правоохранительных органов, собственно, как и профессорско-преподавательский состав образовательных организаций МВД России — разработчики рабочих программ учебных дисциплин, наполняющих основную профессиональную образовательную программу, в поиске ответа на вопрос, какие профессиональные знания, умения и навыки должен приобрести обучающийся в процессе освоения учебных дисциплин образовательной программы.

Департамент государственной службы и кадров МВД России предпринял попытку разрешить данную коллизию, сформулировав квалификационные требования от 21 марта 2018 г. № 21/10/2643 к специальной профессиональной подготовке выпускников федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, прошедших обучение по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (специализация «Оперативно-розыскная деятельность», узкая специализация — «Деятельность оперуполномоченного уголовного розыска»)13. Однако в данных документах просматриваются две логические ошибки. Во-первых, квалификационные требования должны формулироваться к должности в организации (они выступают в роли критериев отбора на соответствующую должность), а не к процессу подготовки кадров (в частности, специальной профессиональной подготовке). Во-вторых, распространяются они только на выпускников федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Министерства внутрен-

12 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 16 ноября 2016 г. № 1424. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.05.2019).

13 Этим же документом определены квалификационные требования к специальной профессиональной подготовке выпускников, прошедших обучение по ряду специализаций в рамках специальностей 10.05.02 Информационная безопасность телекоммуникационных сетей; 38.05.01 Экономическая безопасность; 40.05.03 Судебная экспертиза. Аналогичные требования сформулированы для подготовки выпускников, прошедших обучение по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (специализация «Уголовно-правовая», узкие специализации - «Предварительное следствие в органах внутренних дел» (квалификационные требования от 25 сентября 2017 г. № 21/10/553) и «Дознание в органах внутренних дел» (квалификационные требования от 25 сентября 2017 г. № 21/10/559)). Документы опубликованы не были.

158

них дел Российской Федерации, а в случае укомплектования соответствующих должностей органов внутренних дел выпускниками иных образовательных организаций — становятся совершенно не обязательными.

Еще один важный вопрос, который должен быть разрешен в связи с разработкой ФГОС для образовательных организаций, находящихся в ведении МВД России, заключается в разграничении полномочий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации в части определения компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников в процессе обучения. На наш взгляд, Ми-нобрнауки России, осуществляя стратегическое управление образовательной деятельностью в Российской Федерации, может определять общекультурные компетенции, которыми должен обладать специалист, освоивший программу высшего образования вне зависимости от профессии, специальности и направления подготовки. Очевидно, что человек, имеющий высшее образование, должен быть гармонично развитой личностью с широким кругозором, объективным мировоззрением, привитыми коммуникативными и социально-адаптивными способностями, вне зависимости от того, инженер он, врач или юрист.

В свою очередь общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции должны формулироваться соответствующими министерствами, ведомствами, департаментами и главными управлениями, т. е. непосредственно работодателями (заказчиками) конкретных специалистов. Данные компетенции выпускников должны коррелировать с требованиями профессиональных стандартов. Применительно к системе МВД России представляется последовательным, если общепрофессиональные компетенции будут предложены Департаментом государственной службы и кадров МВД России, а профессиональные и профессионально-специализированные компетенции — соответствующими главками центрального аппарата МВД России (например, Следственным департаментом МВД России, Главным управлением уголовного розыска МВД России, Главным управлением по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами

Список литературы:

1. Акимова М. А. Значение квалификационной характеристики должности сотрудника ОВД при повышении квалификации и про-

исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России и т. д.).

Профессиональный стандарт по соответствующей должности в системе МВД России и федеральный государственный образовательный стандарт по соответствующей специальности или направлению подготовки должны представлять собой качественную основу для разработки основных профессиональных образовательных программ в образовательных организациях, находящихся в ведении МВД России. В процессе изучения учебных дисциплин, содержащихся в данных программах, курсанты (слушатели) смогут получать теоретические знания, приобретать умения и профессиональные навыки, необходимые им для осуществления служебной деятельности по определенной должности в органах внутренних дел14. Эти знания, умения и навыки должны охватывать всю совокупность формируемых у выпускника общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. Именно наличие этих компетенций, которое подтверждается итоговой аттестацией, позволяет утверждать, что выпускник соответствует профессиональному стандарту и может замещать соответствующую должность.

Таким образом, одним из важнейших путей повышения качества подготовки кадров для органов внутренних дел должно стать осмысление целей подготовки таких специалистов, формирование представления о конечном результате их обучения в виде квалификационных требований (в части профессиональных знаний, умений и навыков) к должностям в органах внутренних дел. Эти требования, закрепленные в профессиональных стандартах, и согласованные с ними компетенции, установленные федеральными государственными образовательными стандартами как результат освоения образовательной программы по определенной специальности, а также рабочие программы учебных дисциплин, изучаемых в рамках соответствующей образовательной программы, должны быть встроены в гармоничный механизм эффективной образовательной деятельности, направленной на качественную подготовку кадров для органов внутренних дел Российской Федерации.

14 Такой логики построения процесса профессионального обучения придерживается ряд авторов [3, с. 120—125; 4, с. 98—101].

References:

1. Akimova M. A. Znachenie kvalifikacionnoj harakteristiki dolzhnosti so-trudnika OVD pri povyshenii kvalifikacii i professional'noj pere-

фессиональной переподготовки // Вестник ВИПК МВД России. 2006. № 1 (1).

2. Бавсун И. Т., Ильин С.А. Организация до- 2. полнительного профессионального образования резерва руководящего состава территориальных органов МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3 (74). 3.

3. Тайнуллина А. В. Профессиограмма и психограмма инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2. 4.

4. Лигута В. Ф, Шаповалов С. В. Професси-ограмма сотрудника оперативной службы органа наркоконтроля как ориентировочная основа для его специальной физической подготовки // Психопедагогика в пра- 5. воохранительных органах. 2015. № 4.

5. Миронченко С. Ю. Проблемы реформирования системы подготовки кадров органов 6. внутренних дел // Адвокат. 2009. № 2.

6. Олейникова О. Н, Муравьева А. А. Профессиональные стандарты: принципы формирова- 7. ния, назначение и структура: метод. пособ. М., 2011.

7. Шаронин Ю. В. Стандартизация образования: проблемное поле модернизации рос- 8. сийского профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6.

8. Щепанский И. С. О необходимости и направлениях разработки профессиональных стандартов в юридической области // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 5.

podgotovki // Vestnik VIPK MVD Rossii. 2006. № 1 (1).

Bavsun I. G, Ilyin S. A. Providing Further Professional Education for Reserves of Chief Police Officers from the Russian MIA Law Enforcement Territorial Agencies // Psychopedagogy in Law Enforcement. 2018. № 3 (74). Gainullina A. V. Job Description and Psychic Profile if an Inspector of Road Patrol Service of State Road Safety Inspectorate // Psychopeda-gogy in Law Enforcement. 2012. № 2. Liguta V. F., Shapovalov S. V. Job description of a drug enforcement department detective as the leadership for his special physical training // Psychopedagogy in Law Enforcement. 2015. № 4.

Mironchenko S. Yu. Problemy reformirovaniya sistemy podgotovki kadrov organov vnutrennih del // Advokat. 2009. № 2. Olejnikova O. N., Murav'eva A. A. Professional'nye standarty: principy formirovaniya, naznachenie i struktura: metod. posob. M., 2011. SHaronin Yu. V. Standartizaciya obrazovani-ya: problemnoe pole modernizacii rossijskogo professional'nogo obrazovaniya // Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya. 2016. № 6. Shchepanskij I. S. O neobhodimosti i naprav-leniyah razrabotki professional'nyh standartov v yuridicheskoj oblasti // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2014. № 5.

Для цитирования:

Бавсун И. Т., Тусев В. А. Проблемы стандартизации высшего образования в системе подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 3 (51). С. 153-159.

For citation:

Bavsun I. G., Gusev V. A. Problems of Standardization of Higher Education in the System of Personnel Training for Internal Affairs Bodies of the Russian Federation // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 3 (51). P. 153-159.

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.