Научная статья на тему 'Перспективы формирования профессионального стандарта сотрудника органов внутренних дел'

Перспективы формирования профессионального стандарта сотрудника органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
851
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ФУНКЦИЯ / HR FUNCTION / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОЛЖНОСТЯМ / JOB QUALIFICATION REQUIREMENTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ / PROFESSIONAL KNOWLEDGE AND SKILLS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бавсун Ирина Геннадьевна

В статье проанализированы квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел. На основе проведенного анализа делается вывод о необходимости их критического пересмотра и дальнейшей проработки в части конкретизации профессиональных знаний и навыков, необходимых для замещения определенной должности. Данная работа должна осуществляться в рамках разработки профессиональных стандартов, которые, в свою очередь, должны быть логически увязаны с образовательными стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бавсун Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives of the Professional Standard of a Law Enforcement Officer

Qualification requirements for the positions in the Internal Affairs are analyzed in the article. Basing on the conducted analysis the author concludes that they need reviewing and further elaborating in regard to specification of professional knowledge and skills required for a particular position. This work should be carried out within the development of professional standards that in turn should be logically conformed to educational standards.

Текст научной работы на тему «Перспективы формирования профессионального стандарта сотрудника органов внутренних дел»

УДК 351.74/76 ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Perspectives of the Professional Standard of a Law Enforcement Officer

БАВСУН Ирина Геннадьевна - доцент кафедры управления и информационных технологий в деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России, кандидат юридических наук (Омск)

Bavsun Irina G. - Associate Professor of Management and Information Technologies Department, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences (Omsk)

irinasolo777@mail.ru

Аннотация. В статье проанализированы квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел. На основе проведенного анализа делается вывод о необходимости их критического пересмотра и дальнейшей проработки в части конкретизации профессиональных знаний и навыков, необходимых для замещения определенной должности. Данная работа должна осуществляться в рамках разработки профессиональных стандартов, которые, в свою очередь, должны быть логически увязаны с образовательными стандартами.

Qualification requirements for the positions in the Internal Affairs are analyzed in the article. Basing on the conducted analysis the author concludes that they need reviewing and further elaborating in regard to specification of professional knowledge and skills required for a particular position. This work should be carried out within the development of professional standards that in turn should be logically conformed to educational standards.

Ключевые слова: кадровая функция, квалификационные требования к должностям, профессиональные знания и навыки, профессиональный стандарт, образовательный стандарт.

HR function, job qualification requirements, professional knowledge and skills, professional standard, educational standard.

DOI: 10.19073/2306-1340-2016-2-74-78

Профессионализм кадрового состава органов внутренних дел Российской Федерации является одним из решающих факторов повышения эффективности правоохранительной деятельности. Не случайно в Указе Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [10] в числе важнейших причин, вызвавших необходимость модернизации данной системы, было названо несоответствие кадрового обеспечения милиции современным требованиям. В Дорожной карте дальнейшего реформирования орга-

нов внутренних дел Российской Федерации [1] предлагалось разработать научно обоснованные квалификационные требования для замещения должностей начальствующего состава; внедрить конкурсный подход выдвижения кадров, включающий проведение экзаменов; постоянно совершенствовать механизмы аттестации личного состава. Все эти мероприятия должны быть направлены на формирование высококвалифицированного и ответственного личного состава, соответствующего современным требованиям государства и общества, способного по своим профессиональным, личным, деловым и мораль-

но-психологическим качествам эффективно выполнять задачи, возложенные на Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Действительно, в структуре кадровой функции любой организации вопросам подбора и отбора кадров уделяется особое внимание. Логически верно подбор кадров начинать с фор-мированияпрофессионально-квалификационной модели (или составления профессиограммы) -перечня требований, предъявляемых к человеку данной профессией, специальностью и должностью. Другими словами, прежде чем подбирать сотрудников, необходимо точно и детально представить себе, какими они должны быть. Перечень требуемых характеристик составляется по результатам специального научного исследования - профессиографии - технологии изучения требований профессии к личностным качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека [15].

На первый взгляд, применительно к службе в органах внутренних дел эти вопросы достаточно проработаны. Так, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N° 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет... владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям... способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел» [14]. А в ст. 9 этого же закона закреплены квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел, в число которых входят требования к уровню образования, стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здо-

ровья сотрудников органов внутренних дел, а также уровню их физической подготовки (в отношении отдельных категорий должностей).

Все эти аспекты регулируются объемным перечнем нормативных правовых актов [4, 6-7, 12 и др.]. Но внимательное их изучение позволяет выявить ряд противоречий и неопределенностей, например, в формулировках профессиональных знаний и навыков, необходимых для замещения должностей в органах внутренних дел1.

Больше всего вопросов вызывает требование знать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, необходимые для выполнения служебных обязанностей, в частности, отсутствие конкретики относительно содержания и объема соответствующего перечня нормативных правовых документов для каждой категории должностей. «Сотрудник органов внутренних дел» - обобщающее определение для большого количества людей, работающих по разнообразным профессиям и осуществляющих различные по своему содержанию виды деятельности, обусловленные спецификой задач, стоящих перед конкретным подразделением органа внутренних дел. В территориальных органах МВД России порядка 26 подразделений полиции, а также следственные и штабные подразделения, подразделения кадрового, тылового, финансового, правового, информационного, до-кументационного обеспечения и др. [13] Практическая деятельность предполагает достаточно узкую специализацию, что вполне естественно, т. к. именно специализация лежит в основе эффективности труда и является одним из первых правил, сформулированных в теории и прочно закрепившихся в практике управления. Поэтому формулировки квалификационного требования в виде «знания нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей», явно недостаточно. Оно должно быть наполнено конкретным содержанием

1 Оставляя за рамками статьи такие аспекты, как уровень образования, стаж службы в органах внутренних дел, а также состояние здоровья и уровень физической подготовки, которые, безусловно, являются важными компонентами профессионально-квалификационной модели сотрудника органов внутренних дел, сосредоточим внимание на анализе профессиональных знаний и навыков, закрепленных в Указе Президента Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1575 «Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации» и приказе МВД России от 18 мая 2012 г. № 521 «О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации». Доступ к указанным документам из СПС «КонсультантПлюс».

применительно к каждой должности в органах внутренних дел.

Вызывает вопрос и объем знаний законодательства о службе в органах внутренних дел, государственной гражданской службе Российской Федерации, которыми должен обладать каждый сотрудник в системе МВД России. Ведь «законодательство о службе» - это большой массив документов, включающий федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы МВД России, а также Трудовой кодекс Российской Федерации (который, в свою очередь, содержит множество бланкетных норм) и даже нормы международного права (правила международного договора Российской Федерации). Очевидно, что объем необходимых знаний в этой сфере для, например, инспектора подразделения по работе с личным составом, руководителя следственного подразделения или полицейского патрульно-постовой службы будет разным и должен быть четко определен.

Знание порядка работы со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, также является обязательным для лиц, замещающих любую должность в органах внутренних дел. В то же время надо полагать, что объем этих знаний как квалификационное требование к определенной должности должен быть дифференцирован в зависимости от того, входит ли в круг полномочий по данной должности работа с соответствующей категорией сведений ограниченного распространения.

Сложно представить, что каждый сотрудник органов внутренних дел знает правила и нормы охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), техники безопасности и противопожарной защиты. Это весьма внушительный по объему массив документов по вопросам общей организации охраны труда, безопасности и гигиены труда, медицинских осмотров, вредных и тяжелых условий труда, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника, контроля за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности и многих других. Очевидно, что их детальное знание - прерогатива ответственных за это направление должностных лиц.

Формулировка других квалификационных требований в части профессиональных знаний

вызывает вопросы обратного порядка. Например, знание служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа или подразделения предусмотрено для всех сотрудников, кроме замещающих должности высшего начальствующего состава. А знание основ делопроизводства не обязательно для замещающих должности рядового, высшего начальствующего состава и руководящих должностей старшего и среднего начальствующего состава, при том что именно на руководителей (начальников) органов внутренних дел возложена ответственность за состояние делопроизводства [5].

Странно выглядит требование знать формы и методы работы с применением компьютерной техники. Вероятно, речь идет о знании возможностей использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности, а именно средств и методов хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации посредством компьютерной техники; состава, функций и возможностей аппаратно-программного обеспечения и профессионально ориентированных справочных информационно-правовых и информационно-поисковых систем и т. д. Причем применительно к каждой должности должен быть указан конкретный перечень прикладного программного обеспечения, знание которого необходимо для замещения соответствующей должности.

Формулировка «профессиональные навыки в сфере деятельности, позволяющие выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы или подразделения», также требует наполнения конкретным перечнем трудовых операций, которые должен уметь осуществлять сотрудник, замещающий соответствующую должность.

Навык пользования компьютерной техникой обязателен для всех сотрудников, кроме должностей рядового состава (хотя начавшееся оснащение некоторых категорий сотрудников, в частности, патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб, мобильными компьютерами типа «планшет» требует и от этой должностной категории умения владеть соответствующей техникой). При этом открытым остается вопрос: каким именно прикладным программным обеспечением и в каком объеме должен уметь пользоваться кон-

кретный сотрудник? Причем для замещающих должности высшего начальствующего состава необходимо «уверенно пользоваться компьютерной техникой», тогда как рассматриваемый навык больше относится к компетенции исполнителей, чем руководителей, имеющих, как правило, секретарей и другой вспомогательный персонал.

Столь подробный анализ профессиональных знаний и навыков был проведен с одной целью -привлечь внимание к необходимости взвешенного и аккуратного формулирования квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел. Особое значение детализация и конкретизация профессиональных знаний и навыков, необходимых для замещения определенной должности, приобретают в контексте отбора кандидатов на службу или оценки сотрудников органов внутренних дел. Размытые формулировки квалификационных требований ставят под сомнение объективность оценок, получаемых в результате отбора на службу и аттестации. Когда четко не определена область профессиональных знаний и навыков, позволяющая считать сотрудника или претендента на должность в органах внутренних дел соответствующим или не соответствующим квалификационным требованиям, фактически любой может попасть в ту или иную категорию без достаточных к тому оснований.

Таким образом, очевидна необходимость внимательного пересмотра квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел, их детализации и конкретизации. Вопрос о разработке профессиональных стандартов был поставлен в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [11]. К настоящему времени созданы правовая и методическая основы, утверждены планы мероприятий по разработке профессиональных стандартов. Уже внедрено в практику порядка 500 профессиональных стандартов в разных сферах трудовой деятельности, в том числе правоохранительной (в частности, профессиональный стандарт «Следователь-криминалист» для обеспечения деятельности Следственного комитета Российской Федерации) [9]. На страницах специальной литературы и в сети Интернет идет активное обсуждение этой темы. К сожалению, в разработанных документах и дискуссиях не просматривается такая должностная категория, как сотрудники органов внутренних дел.

Между тем с 1 июля 2016 г. вступят в силу и изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3], согласно которым формирование требований федеральных государственных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии). Таким образом, будет осуществлен комплексный переход системы образования на подготовку специалистов в соответствии с требованиями, заложенными в профессиональных стандартах. Последние должны учитываться разработчиками проектов стандартов профессионального образования [8] и основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ [2].

В результате складывается проблемная ситуация, когда подготовка сотрудников органов внутренних дел осуществляется в условиях отсутствия детально сформулированных квалификационных требований, не говоря уже о профессиональных стандартах. Нарушается алгоритм кадрового обеспечения, заключающийся в строгой логической цепочке: сначала определение, сколько и какие сотрудники необходимы организации, а затем отбор для системы уже готовых специалистов или подготовка собственных. В реальности кадры для органов внутренних дел готовятся на основе образовательных стандартов, не согласованных с квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), фактически - по причине отсутствия последних (имеющегося в наличии перечня квалификационных требований, как показал его анализ, явно недостаточно).

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что качественное кадровое обеспечение начинается с ясного представления о том, какие сотрудники необходимы организации на конкретные должности, т. е. с разработки профессионально-квалификационных моделей, важнейшим компонентом которых являются профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения определенного вида профессиональной деятельности. Начатая работа по разработке научно обоснованных квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел должна быть продолжена в направлении их

конкретизации применительно к должностным категориям не только по иерархической вертикали (должности рядового и младшего, среднего, старшего, высшего начальствующего состава), но и с учетом задач и специфики деятельности различных подразделений органов внутренних дел (следственные, оперативные, штабные и т. д.).

Результатом этой работы должны стать тщательно проработанные профессиональные стандарты, т. е. нормативно закрепленные характеристики квалификации, необходимые сотруднику

для осуществления определенного вида деятельности в органах внутренних дел. Данные требования к квалификации сотрудников должны являться основой для разработки образовательных стандартов и программ подготовки специалистов для органов внутренних дел. При этом нужно быть готовым к тому, что эта комплексная работа потребует существенных временных затрат, скрупулезного и внимательного отношения, детальной проработки каждого квалификационного требования.

Библиографический список

1. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] // Рос. газ. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/02/04/karta-mvd-site-dok.html/ (дата обращения: 20.05.2015).

2. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов : утв. Министром образования и науки Рос. Федерации 22 янв. 2015 г. № ДЛ-1/05вн // Офиц. док-ты в образовании. - 2015. - № 8, 9.

3. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

4. Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 14 июля 2010 г. № 523 // Рос. газ. - 2010. - 23 нояб.

5. Об утверждении инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 20 июня 2012 г. № 615 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: локальный.

6. Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе : постановление Правительства Рос. Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 28. - Ст. 3831.

7. Об утверждении правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 6 дек. 2012 г. № 1259 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 50 (ч. 6). - Ст. 7075.

8. Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений : постановление Правительства Рос. Федерации от 5 авг. 2013 г. № 661 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 33. - Ст. 4377.

9. Об утверждении профессионального стандарта «Следователь-криминалист» [Электронный ресурс] : приказ М-ва труда и соц. защиты Рос. Федерации от 23 марта 2015 г. № 183н // Офиц. интернет-портал правовой информ. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.05.2015).

10. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 24 дек. 2009 г. № 1468 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6536.

11. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики : указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 19. - Ст. 2334.

12. О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 18 июля 2014 г. № 595 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: локальный.

13. О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 30 апр. 2011 г. № 333 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». -Режим доступа: локальный.

14. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 342-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7020.

15. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Теория и практика [Электронный ресурс] / под ред. Г. С. Никифорова // Б-ка НОУ ВПО Акад. ВЭГУ. - Режим доступа: http://www.irbis.vegu.ru/repos/11950/HTML/17. htm (дата обращения: 01.07.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.