Научная статья на тему 'Проблемы социальной адаптации студенческой молодежи в среде сверстников'

Проблемы социальной адаптации студенческой молодежи в среде сверстников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
560
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / АДАПТАЦИЯ / КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ушамирский Алексей Эдуардович

В статье рассматривается проблема адаптации современных российских студентов в среде своих однокурсников. Обосновывается вывод о том, что процесс адаптации носит крайне сложный характер, поскольку осуществляется в условиях нестабильности социального развития и перманентной модернизации системы высшего образования. Доказывается, что адаптация к сокурсникам не является приоритетной задачей для значительной части молодых людей. Распространение данной установки минимизирует перспективу институционализации студенчества, утверждение в его среде неких общих ценностносмысловых ориентиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы социальной адаптации студенческой молодежи в среде сверстников»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

2. контроля в Российской Федерации" Электронный ресурс: http://www.rg.ru/2014/07/23/zakon-dok.html

2. Филимонов, Антон. Общественный контроль: перспективы законодательного закрепления. Электронный ресурс: http://www.garant.m/artide/544004/#ixzz41AQw5vHz

3. Экспертное заключение МБПЧ о последствиях принятия и применения норм Федерального закона от 21.07.2014 N° 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Электронный ресурс: http : //pravorf.org/index .php/news/1282

© Иванов А.А., 2016

УДК 316.35

Ушамирский Алексей Эдуардович

к.ю.н., доцент,

декан юридического факультета муниципального бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Волжский институт экономики, педагогики и права», Волгоградская обл., г. Волжский, РФ E-mail: rector@viepp.ru

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СРЕДЕ СВЕРСТНИКОВ

Аннотация

В статье рассматривается проблема адаптации современных российских студентов в среде своих однокурсников. Обосновывается вывод о том, что процесс адаптации носит крайне сложный характер, поскольку осуществляется в условиях нестабильности социального развития и перманентной модернизации системы высшего образования. Доказывается, что адаптация к сокурсникам не является приоритетной задачей для значительной части молодых людей. Распространение данной установки минимизирует перспективу институционализации студенчества, утверждение в его среде неких общих ценностно-смысловых ориентиров.

Ключевые слова

Высшее образование, молодежь, студенчество, адаптация, конфликт.

Характерной чертой современного российского общества является высокий уровень социальной турбулентности, довольно парадоксально сочетающийся с политической стабильностью. И хотя кризисные процессы не трансформируются в политический протест, они затрагивают, практически, каждого человека, актуализируя для него проблему адаптации к сложившимся условиям профессиональной деятельности и личной жизни. Это в полной мере характерно для студенческой молодежи, для которой задача адаптации осложняется в силу особенностей ее статуса.

Во-первых, студенчество находится в своеобразном транзитивном состоянии, его жизненные обстоятельства характеризуются временностью и высокой динамикой изменений. В маргинальной, по сути, молодежной среде студенчество маргинально вдвойне. Задача его адаптации - это задача приспособления одновременно к трем видам условий. Первые - условия функционирования высшего образовательного учреждения. Несмотря на то, что молодой человек находится в них в течение всего нескольких лет, от того, в какой мере он способен принять и использовать в своих интересах заданные вузом ценности и нормы в значительной степени зависит его будущее. Вторые связаны с его будущей профессиональной деятельностью. И, обучаясь в вузе, студент вольно или невольно «примерят» к ним, разумеется, в той мере, в какой он осведомлен о будущей профессии. Наконец, нельзя не учитывать, что многие студенты в ходе

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

учебы работают, поскольку иначе не могут оплатить образование и свои хотя бы минимальные потребности. Следовательно, студент должен уметь приспособиться к трудовому коллективу, временным членом которого он является. В силу этих обстоятельств процесс адаптации студенческой молодежи характеризуется противоречивостью и - довольно часто - неопределенностью последствий.

Во-вторых, адаптация студентов осложняется специфическими условиями функционирования современной системы высшего образования, находящейся в состоянии перманентной модернизации, многие аспекты которой вызывают весьма критические оценки со стороны ее непосредственных участников. Вузовские коллективы, фактически, расколоты на сторонников и противников модернизационных проектов. Большая часть преподавателей и научных работников акцентирует внимание на их негативные следствия. Так, профессор Д.Б. Сандаков, рассматривая реформы в образовании, пишет: «Чтобы программа разрушения образования не встретила сопротивление общественности, ее необходимо замаскировать. Врать надо по-крупному. Социальная психология утверждает: чем чудовищнее обман - тем легче в него поверят. Люди склонны думать, что их могут обмануть плохие люди (враги) исподтишка и по мелочам, но мало кто готов поверить, что их обманывают хорошие люди (свои), внаглую и по-крупному. Конкретные действия. Во-первых, в СМИ необходимо создавать непрерывный информационный шум о модернизации, инновации, болонизации и т.п. Для этого можно успехи отдельных личностей (победы на олимпиадах, конкурсах и т.п.) выдавать за успехи системы в целом. Во-вторых, необходимо отвлекать внимание общественности на второстепенные вопросы. Для этого периодически следует затеивать бессмысленные реформы: менять 5-бальную систему оценок на 10- или 20-бальную, менять количество лет обучение то с 4 на 5, то с 5 на 4; сначала вводить, а потом отменять баклавариат, магистратуру, профильное обучение и т.п.; предлагать сокращать или удлинять (недовольные в любом случае найдутся) летние каникулы и т.п. Пусть в борьбе против второстепенных нововведений активная часть педагогов утилизирует и распыляет свою протестную энергию» [1]. Сотрудник Института непрерывного проблем непрерывного образования РАО (г. Красноярск) подчеркивает: «Начавшаяся почти полтора десятка лет назад модернизация российского высшего профессионального образования по западноевропейскому образцу не была естественным этапом развития российской высшей школы и сыграла, скорее негативную, чем позитивную роль»[2, с.485]. Однако и он, объясняя свою позицию, акцентирует внимание на западноевропейском происхождении внедряемых новшеств, что, по нашему мнению, объясняет суть происходящего лишь частично.

В свою очередь, административные работники, если не высказывают восторга по поводу системных нововведений, принимают их и со всей решительностью реализуют. Вузовское пространство все более бюрократизируется, формализуется. В.П. Бабинцев в данной связи отмечает: «Высшее профессиональное образование трансформируется в один из институтов социального контроля, а большинство учреждений ВПО становятся инструментами его осуществления» [3]. В этих условиях студентам приходится делать нелегкий выбор между приспособлением к формальным требованиям, которые зачастую не учитывают содержательные результаты образовательной деятельности, и перспективами будущей профессии. Особенно сложным он является для тех, кто рассматривает высшее образование как условие саморазвития и самореализации. Правда, следует отметить, что таковых в настоящее время меньшинство. Как отмечает Ф.Э. Шереги, в настоящее время имеет место «потенциальное стремление «основной массы молодежи посредством профессионального образования в будущем занять место в верхних стратах «социальной пирамиды» [4, с.445]. Эта мотивация, на наш взгляд, заметно упрощает задачу адаптации, но не решает ее в полной мере.

В рассматриваемом контексте довольно важным является вопрос: к чему, собственно, должны адаптироваться студенты в вузе? Если исходить из реалий, а не из иллюзий, то главная задача адаптации сегодня - приспособление к формальным условиям функционирования образовательного учреждения, которое обеспечивается преимущественно не качеством учебы или научной деятельности, но выполнением комплекса требований со стороны руководства (ректората, деканата).

Для оценки проблем адаптации студенческой молодежи в современном вузовском пространстве нами были проанализированы некоторые результаты социологического исследования, проведенного в 2015 году среди студентов вузов Волгоградской области. Исследование включало в себя опрос 510 студентов по

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

методике многоступенчатой квотной выборки.

Исследование, в частности, показало, что большая часть (73.53%) студентов чувствуют себя достаточно комфортно в повседневной жизнедеятельности. Однако почти четверть респондентов негативно оценивают уровень социальной комфортности (таблица 1).

Таблица 1

Количество

Насколько комфортно Вы чувствуете себя в повседневной жизни? абс. 94 281 107 % 18.43% 55.10% 20 98%

В полной мере Как правило, комфортно

Однозначно некомфортно Затрудняюсь ответить Не ответили 24 3 1 4.71% 0.59% 0.20%

Всего 510 100.00%

При этом наименее комфортно чувствуют себя студенты, обучающиеся на старших курсах (31.17%). Представляется, что в процессе обучения в вузе у молодых людей постепенно нарастают противоречия и конфликты со своим ближайшим окружением. При этом речь идет преимущественно не о вузовской администрации, но о сокурсниках-сверстниках. Показательно, что только 3.33% респондентов видят угрозы своему благополучию, идущие от администрации, но 21.18% - от сокурсников. 15.10% студентов практически ежедневно вступают в конфликт со своими коллегами по учебе, еще 23.73% - делают это один-два раза в месяц.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что для большинства современных студентов не составляет большого труда выполнение формальных требований. Значительно сложнее для них найти общий язык с товарищами.

Примечательно, что основные конфликты в студенческой среде возникают по трем главным поводам: защита прав (27.35%); конкуренция за ресурсы (22.35%) и противоположность убеждений (20.39%) - таблица 2.

Таблица 2

Количество

По поводу чего у Вас чаще всего возникают конфликты? абс. %

Владение собственностью Распределение ресурсов Защита Ваших прав 58 114 140 11.37% 22.35% 27.45%

Распределение ролей Противоположность убеждений Защита чести и достоинства Любовь и ревность 79 104 47 85 15.49% 20.39% 9.22% 16.67%

Борьба за справедливость Защита слабых 46 10 9.02% 1.96%

Отстаивание идеалов 70 13.73%

Психологическая несовместимость 79 15.49%

Не ответили 5 0.98%

Всего 510 100.00%

Отметим, что такие проблемы как борьба за справедливость, борьба за лидерство, защита слабых являются в весьма малой степени конфликтогенными.

Полученные данные, как нам представляется, в очередной раз подтверждает вывод о том, что современная молодежь, в том числе и студенческая, максимально прагматична по своим установкам, ориентирована на защиту собственных интересов и готова отстаивать их вплоть до вступления в открытые

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

формы противоборства. В данном случае мы считаем, что нуждаются в корректировке выводы некоторых социологов о том, что прагматики отнюдь не преобладают в молодежной среде. В частности, по данным ФОМ, большинство молодежи, хотя и не доминирующее (51%), является носителем традиционных ценностей. Специалисты ФОМ относят ее к группам традиционалистов (37%), патриотов (12%) и романтиков (2%). Носителями постиндустриальных ценностей, по их мнению, являются 41% молодых людей. Среди них - инноваторы (18%), прагматики (12%), гедонисты (10%). Часть молодежи, как полагают социологи, -сравнительно большая (9%) - характеризуется эклектичной и размытой ценностной системой, не позволяющей отнести данных представителей с уверенностью к той или иной группе [5].

Нам представляется более убедительной позиция Т.И. Морозовой, которая, анализируя ценностные трансформации в молодежной среде, утверждает: «В результате этих изменений в настоящее время фиксируются такие характеристики духовного мира и общественного сознания российской молодежи, как преимущественная установка на индивидуализм, прагматизм в выборе жизненных стратегий, кризис нормативности и др. В молодежной среде нарастают процессы «атомизации», выражающиеся во все большей «замкнутости» молодых людей на самих себя, в снижении значимости коллективистских ценностей» [6].

Но в данной связи вполне естественным становится вопрос: в силу каких причин значительная часть прагматически ориентированной студенческой молодежи не способна адаптироваться в среде своих сверстников, вступая в довольно частые конфликты?

Возможный ответ на него представляет нам достаточно парадоксальным, но, тем не менее, он заслуживает внимания. Мы полагаем, что для значительной части студенческой молодежи проблема адаптации к однокурсникам не стоит вообще. Ее представители не считают данный процесс важным, не готовы находить общий язык со сверстниками, а конфликты с ними рассматривают в качестве обыденного явления, естественного способа существования. Отметим, что для 78.04% респондентов конфликты -нормальное явление (таблица 3).

Таблица 3

Как Вы относитесь к конфликтам? Количество

абс. 398 % 78 04%

Конфликты нежелательны, их следует избегать любой ценой Все зависит от содержания конфликта 40 49 7.84% 9.61%

Затрудняюсь ответить Нет данных 3 20 0.59% 3.92%

Всего 510 100.00%

В принципе такая установка довольно естественна. Она адекватна довольно широко известной позиции, сформулированной Л. Козером, который, подчеркивал, что «конфликт не всегда дисфункционален для отношений, внутри которых он происходит; часто конфликт необходим для достижения связей внутри системы» [7].

Однако для многих молодых людей это не просто некая абстрактная позиция, но норма повседневной жизнедеятельности. В процесс ее многие молодые люди не просто ощущают, но постоянно подчеркивают свою автономность по отношению к социуму и микросреде. Большинство из них не готово к объединению, если не рассматривать в качестве такого объединения, присутствие в социальных сетях. Показательно, что большая часть опрошенных нами студентов не включены ни в какие молодежные организации (таблица 4).

Таблица 4

Количество

Состоите ли Вы сами в какой-либо молодежной организации? абс. 201 % 39 41%

Да

Нет 300 58.82%

Не ответили 9 1.76%

Всего 510 100.00%

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

При этом большинство из участвующих в таких организациях объединены лишь в спортивные общества, которые представляют минимальные возможности для социальной консолидации. Но при отсутствии такой консолидации ставится под сомнение перспектива воспроизводства студенчества как особой статусной группы. И в данном контексте проблема адаптации студентов к своим сокурсникам вырастает до проблемы социального структурирования молодежи, значительная часть которой (особенно, если рассматривать молодых людей в возрасте 16 - 30 лет) в настоящее время представлена именно студенчеством. Г. Блумер [8] утверждает, что адаптация индивидов в обществе формирует институциональные формы, общие значения. И, очевидно, сокращение адаптационных возможностей минимизирует перспективу институционализации студенчества, утверждение в его среде неких общих ценностно-смысловых ориентиров.

Таким образом, о студенчестве становится все более правильным говорить как о формальной характеристике статуса молодых людей, не рассматривая их в качестве группы, обладающей некоторыми общими интересами и сравнительно устойчивыми связями, создающими предпосылку для солидарной защиты этих интересов.

Список использованной литературы:

1. Сандаков Д.Б. Как развалить систему образования: диверсионная программа http://obrazovanie.by/sandakov/kak-razvalit-obrazovanie.html - Дата обращения 2.02.2016.

2. Кочетков М.В. Инновации и псевдоинновации в высшей школе // Измерение рейтингов университетов: Международный и российский опыт. М., 2014. Кн. 2. С. 485.

3. Бабинцев В.П. Бюрократизация регионального вуза // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 30 - 37.

4.Шереги Ф.Э. Дисфункциональность российского профессионального образования // Измерение рейтингов университетов: Международный и российский опыт. М., 2014. Вып. 2. С. 445.

5. Тенденции общественного развития: ценности будущего // Режим доступа к изд.: http://bd.fom.ru/report/map/dokgiper110809. - Систем. требования IBM PC; Internet Explorer.

6. Морозова Т.И. Регулирование процессов самоорганизации молодежи в социокультурном пространстве региона. Белгород, 2012. С.391.

7. Coser L. The Function of Social Conflict. New York; London, 1964. Р. 48.

8.Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. Добренькова В. И. М., 1994. С. 168-215.

© Ушамирский А.Э., 2016

УДК 316.77

Шамсутдинов Ринат Рустемович

студент БашГУ, г. Уфа. РФ E-mail: shamsutdinov.rinat.r@gmail.com Юлдашева Оксана Николаевна к.соц.н., доцент кафедры коммерции и предпринимательства ИУБП БашГУ

г. Уфа. РФ E-mail: 2tov_@mail.ru

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО: РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

Автор проанализировал перспективы развития социальных сетей на примере «ВКонтакте». В статье приводятся статистические данные, рассматриваются вопросы защиты персональных данных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.