Научная статья на тему 'Сетевое сообщество: риски и перспективы'

Сетевое сообщество: риски и перспективы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
826
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / "ВКОНТАКТЕ" / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / ТАЙНА ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шамсутдинов Ринат Рустемович, Юлдашева Оксана Николаевна

Автор проанализировал перспективы развития социальных сетей на примере «ВКонтакте». В статье приводятся статистические данные, рассматриваются вопросы защиты персональных данных пользователей, анализируются нормативно-правовые акты по данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевое сообщество: риски и перспективы»

При этом большинство из участвующих в таких организациях объединены лишь в спортивные общества, которые представляют минимальные возможности для социальной консолидации. Но при отсутствии такой консолидации ставится под сомнение перспектива воспроизводства студенчества как особой статусной группы. И в данном контексте проблема адаптации студентов к своим сокурсникам вырастает до проблемы социального структурирования молодежи, значительная часть которой (особенно, если рассматривать молодых людей в возрасте 16 - 30 лет) в настоящее время представлена именно студенчеством. Г. Блумер [8] утверждает, что адаптация индивидов в обществе формирует институциональные формы, общие значения. И, очевидно, сокращение адаптационных возможностей минимизирует перспективу институционализации студенчества, утверждение в его среде неких общих ценностно-смысловых ориентиров.

Таким образом, о студенчестве становится все более правильным говорить как о формальной характеристике статуса молодых людей, не рассматривая их в качестве группы, обладающей некоторыми общими интересами и сравнительно устойчивыми связями, создающими предпосылку для солидарной защиты этих интересов.

Список использованной литературы:

1. Сандаков Д.Б. Как развалить систему образования: диверсионная программа http://obrazovanie.by/sandakov/kak-razvalit-obrazovanie.html - Дата обращения 2.02.2016.

2. Кочетков М.В. Инновации и псевдоинновации в высшей школе // Измерение рейтингов университетов: Международный и российский опыт. М., 2014. Кн. 2. С. 485.

3. Бабинцев В.П. Бюрократизация регионального вуза // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 30 - 37.

4.Шереги Ф.Э. Дисфункциональность российского профессионального образования // Измерение рейтингов университетов: Международный и российский опыт. М., 2014. Вып. 2. С. 445.

5. Тенденции общественного развития: ценности будущего // Режим доступа к изд.: http://bd.fom.ru/report/map/dokgiper110809. - Систем. требования IBM PC; Internet Explorer.

6. Морозова Т.И. Регулирование процессов самоорганизации молодежи в социокультурном пространстве региона. Белгород, 2012. С.391.

7. Coser L. The Function of Social Conflict. New York; London, 1964. Р. 48.

8.Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. Добренькова В. И. М., 1994. С. 168-215.

© Ушамирский А.Э., 2016

УДК 316.77

Шамсутдинов Ринат Рустемович

студент БашГУ, г. Уфа. РФ E-mail: shamsutdinov.rinat.r@gmail.com Юлдашева Оксана Николаевна к.соц.н., доцент кафедры коммерции и предпринимательства ИУБП БашГУ

г. Уфа. РФ E-mail: 2tov_@mail.ru

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО: РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

Автор проанализировал перспективы развития социальных сетей на примере «ВКонтакте». В статье приводятся статистические данные, рассматриваются вопросы защиты персональных данных

пользователей, анализируются нормативно-правовые акты по данному вопросу.

Ключевые слова

Организация, социальная сеть, «ВКонтакте», сетевое сообщество, персональные данные, тайна частной жизни, национальные интересы.

Как известно, благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий в современном обществе появились организации, осуществляющие свою деятельность посредством глобальной сети «Интернет». При этом, интернет-пространство включает в себя не только компьютерные сети и информационную интеграцию, но, в первую очередь, взаимосвязанных и активно функционирующих в этом пространстве людей вместе с информационными продуктами их активности, зачастую сформированными под влиянием запросов, потребностей и интересов в виртуальном взаимодействии. В сетевом пространстве происходит конструирование некоей социальной реальности нового порядка, включающей в свою сферу не только формально существующие группы, но и интеракцию социально-профессиональных норм и ценностей, воспроизводство организационной структуры интернет-сообществ (включая организационное производство профессиональных содружеств, определение профессиональных статусов, развитие процессов внутригруппового мега - и микроструктурирования).

Сетевые образования играют роль своеобразной надстройки над объективными реалиями, выступают как качественно иная форма организации коммуникации между различными социально-экономическими институтами, создавая иное, параллельное пространство. Психологическое объяснение феномена сетевого сообщества заключается в том, что сетевые структуры удовлетворяют потребности людей в социальной защищенности, личных, неформальных отношениях, чувстве групповой идентичности. На их основе формируется новый тип социально-профессиональных групп.

Социальная сеть («social network») определяется как любая группа людей, находящихся во взаимодействии и разделяющих между собой социальные связи. Такого рода взаимодействие необходимо требует единства пространства, в котором происходит взаимодействие, включая и киберпространство, поэтому («social network»), применительно к среде Интернет понятия «сетевое сообщество» и «социальная сеть» («social network») могут восприниматься как синонимы.

В.Ю. Нестеров [1] предлагает разделять понятия «сетевой социум» (группа людей, взаимодействие которых протекает преимущественно в глобальных компьютерных сетях) и «сетевой социальный агрегат», так как обязательной характеристикой сетевого социума является «осознание своей общности, члены социума связаны общей идеологией, традицией и т. п.» По мнению В.Ю. Нестерова, сетевой социальный агрегат первичен, и трансформируется в сетевое сообщество, на основе созданной программной оболочки, посещаемой пользователями сети Интернет, «в результате взаимодействия между постоянными пользователями этого ресурса».

Более детальный анализ социальной сети «ВКонтакте» позволит выявить риски и перспективы сетевых сообществ с точки зрения безопасности хранящейся там информации.

По официальным данным, предоставляемым рассматриваемым ресурсом, на сайте зарегистрировано более 340 миллионов пользователей, более 81 000 000 посетителей заходят на сайт каждый день, более 59% пользователей сайта старше 25 лет [5]. Согласно статистике посещаемости данного ресурса в период 20102016 гг., представленной на рисунке 1, она выросла более чем в 4 раза.

90 000 000

40 ООО ООО

20 000 000

80 000 000

70 000 000

60 000 000

50 000 000

30 000 000

10 000 000

о

2010

2011

2012

2013

Рисунок 1 - Статистика посещаемости «ВКонтакте» за 2010-2016 гг. [5]

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

С экономической точки зрения, перспективность таких организаций высока. «ВКонтакте», как было рассмотрено выше, расширяется, а увеличение числа пользователей увеличивает доходы такой организации, так как социальная сеть размещает на своей странице рекламу, стоимость которой напрямую зависит от количества ее просмотров пользователями, и чем больше пользователей увидит данную рекламу, тем дороже будет стоимость ее размещения, следовательно, выше доход «ВКонтакте».

Согласно положениям статьи 23 Конституции РФ, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений [2, ст. 23].

Публикуя информацию на страницах социальных сетей, базы данных которых позволяют хранить ее достаточно длительное время, пользователи в совокупности создают базу данных о населении, в которой хранятся как персональные данные (ПДн) защита которых предусматривается Федеральным законом «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ, так и информация о частной жизни лиц.

Согласно Правилам защиты информации о пользователях сайта «ВКонтакте», пользователь «осознает, что информация на Сайте, размещаемая Пользователем о себе, может становиться доступной для других Пользователей Сайта и пользователей Интернета, может быть скопирована и распространена такими пользователями» [6], а также «ознакомлен с настоящими Правилами, выражает свое согласие с ними» [6]. Согласно статье 10 вышеуказанного Закона, Обработка специальных категорий ПДн, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается, если ПДн сделаны общедоступными субъектом ПДн [3], то есть пользователем.

Таким образом, конфиденциальность какой-либо информации, даже в случае соответствующей настройки доступа к ней, не гарантируется. То есть злоумышленник, взломав базу данных какой-либо социальной сети, получает доступ как к статистическим данным, так и к информации о личной жизни каждого, кто там зарегистрирован. Как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром. В случае получения такой информации иностранным государством, возникает речь о потенциальной угрозе национальным интересам РФ, состоящей, согласно Доктрине Информационной безопасности от 9 сентября 2000 г. (далее - Доктрина), из совокупности интересов личности, общества и государства [4].

Угроза лишь только интересам личности в информационной сфере - уже является угрозой национальным интересам РФ в информационной сфере, кроме того, согласно Доктрине, «интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии...» [4], а интересы государства включают и «...обеспечение законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества» [4]. Таким образом, нарушение интересов личности (ее конституционных прав) приводит также к нарушению интересов общества (нарушается обеспечение интересов личности) и государства (нарушается законность и правопорядок).

К примеру, иностранным государством получен доступ к социальной сети, по данным страницы некоего гражданина, и содержимому его личных диалогов было установлено, что у него в собственности находятся объекты, никаким образом не сопоставимые с имеющимся доходом его и его ближайших родственников. Следовательно, возможно данное лицо берет взятки или ворует, значит, для данного лица деньги превыше морали и закона, значит, данное лицо за материальное вознаграждение можно завербовать в качестве «шпиона» в пользу разведывательных органов иностранного государства, что, необходимо отметить, попадает под действие статьи 275 Уголовного Кодекса РФ «Государственная измена». Если данное лицо может выдать какую-либо, пусть даже не секретную, но «чувствительную» для РФ информацию иностранному государству - это угроза национальным интересам РФ. Если секретную - угроза национальной безопасности страны.

Данные социальных сетей могут не только помогать вербовке агентов, но и сбору информации о реальном уровне жизни в стране, обо всех наиболее значимых действиях внутри страны, о моральном настроении граждан, степени доверия к действующей власти - такая информация может навредить национальным интересам Российской Федерации.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Необходимо отметить, что с ростом числа пользователей социальных сетей увеличивается и ущерб от реализации угрозы получения доступа злоумышленником к базам данных таких сетей. К примеру, чем больший процент населения зарегистрирован, выкладывает информацию о себе и выражает свою точку зрения в социальных сетях, тем больше вероятность наиболее точного определения настроений внутри государства, отношения к его власти, нахождения потенциального «изменника».

Также следует обратить внимание, что около 40% пользователей сайта младше 25 лет [5]. Следует отметить, что данный показатель основан только на информации предоставляемой пользователями о себе и никаким образом не подтвержденной, иными словами, 10-летний ребенок может зарегистрироваться на сайте, представившись тридцатилетним.

Информация о частной жизни публикуется в социальных сетях не только взрослыми гражданами, но и малолетними - лицами, не достигшими возраста 14 лет. По данным опроса (авторского социологического исследования, респондентов 300 человек в возрасте 10-11 лет, в СОШ ГО г. Уфы) 100% четвероклассников зарегистрированы в какой-либо социальной сети, такой как «ВКонтакте», «Одноклассники», «Instagram», «Facebook». Десятилетний ребенок делает общедоступной информацию о своей частной жизни, информацию о своей семье, и, возможно, достигнув совершеннолетия, став полностью дееспособным, ребенок будет жалеть об опубликовании им какой-либо информации. Более того, в социальных сетях бесчисленное количество контента, предназначенного только на совершеннолетнюю аудиторию, который может нанести вред детской психике, нравственному уровню ребенка.

Информация об интересах пользователей не просто хранится в социальных сетях, но и подвергается анализу и используется для получения прибыли. «ВКонтакте» для рекламодателей предлагает, так называемую «таргетированную» рекламу, то есть рекламу представляемую только тем пользователям, интересы которых соответствуют рекламируемому продукту, что повышает КПД такой рекламы, следовательно, спрос на нее и доход.

Учитывая неразвитость системы защиты информации в социальных сетях, можно порекомендовать либо постараться исключить попадание конфиденциальной информации в социальные сети, проводя разъяснительные беседы с детьми, контролируя их действия в таких сетях, либо вовсе исключить доступ детей к ним.

Перспективы социальных сетей определяются потребностями общества в удобном, дешевом, круглосуточном общении, обмене информацией, досугом. Размер абонентской платы за Интернет гораздо меньше, той суммы, которую пришлось бы заплатить пользователю за отправку такого же количества информации посредством SMS и MMS сообщений, которое он отправляет в социальных сетях.

Социальные сети помогают найти определенные контакты, к примеру, абитуриент может найти студента определенной специальности конкретного вуза и узнать мнение последнего об учебном заведении, или человек, находясь в чужом городе, может провести вечер за разговором с друзьями, семьей и другими родственниками одновременно.

Это обуславливает популярность социальных сетей в современном мире и рост такой популярности, следствием которого является рост числа их пользователей, являющихся аудиторией, которой демонстрируются рекламные продукты, приносящие социальным сетям доход, а рост числа пользователей соответственно обеспечивает рост дохода.

В целом, социальные сети, обеспечивая удобство общения ее пользователям, доход их администрации от продажи рекламных мест, рекламодателям «таргетированную» рекламу, создают потенциальную угрозу нарушения интересов личности, общества и государства в информационной сфере, иными словами, создают потенциальную угрозу национальным интересам РФ. Социальные сети - весьма перспективные организации с высоким уровнем дохода, который постоянно растет вместе с числом их пользователей, но стоит помнить, что растет и потенциальный ущерб от реализации угрозы получения доступа злоумышленником к базам данных таких сетей.

Список использованной литературы: 1. Нестеров, В. Ю. Что выплавляют из «тонн словесной руды», или попытка реабилитации чатов / В. Ю. Нестеров // http://banderus2.narod.ru/93117.html

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014 г.) // http://base.consultant.ru/

3. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015).

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. N Пр-1895)

5. Аудитория ВКонтакте [Электронный ресурс] // ВКонтакте: [web-сайт]. < http://vk.com/about?w=page-47200925_44240810 >

6. Правила защиты информации о пользователях сайта VK.com [Электронный ресурс] // ВКонтакте: [web-сайт]. < http://vk.com/privacy >

© Шамсутдинов Р. Р., Юлдашева О. Н., 2016

УДК 31

Шустова Юлия Владимировна

Студентка Волгоградского Государственного Медицинского Университета, Волгоград, РФ juliashystova1996@yandex.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В статье поднимается проблема делинквентного поведения подростков, а так же рассматриваются социальные факторы, влияющие на такое поведение.

Ключевые слова Делинквентное поведение, подростки, преступность.

Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

На основании анализа научной ли1тературы можно сделать вывод о том, что в качестве делинквентного поведения в основном понимают действия конкретной личности или социальной группы, отклоняющиеся от установленных в данном обществе законов или правил.

Актуальность проблемы делинквентного поведения подростков заключается в том, что с каждым

" 3

годом отмечается рост подростковой преступности3, а также прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении ребенка.

Окружающий мир постоянно изменяется, в настоящий момент стремительно развиваются интерактивные технологии, а влияние кино еще больше усилилось с появлением интернета и возможностью беспрепятственно смотреть все, что угодно и в любое время. Отсутствие цензуры и каких-либо мер по защите подростков приводит к плачевным последствиям. Подсознание личности напрямую из фильмов или игр получает информацию, которая воздействует на его поведение наподобие социальной установки, и

3 Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. / В.Г. Баженов, В.П. Баженова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.