Научная статья на тему 'Проблемы реализации основных принципов земельного права в судебной практике'

Проблемы реализации основных принципов земельного права в судебной практике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3661
620
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА / ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ / CONSTITUTIONAL PRINCIPLES OF LAND LAW / BASIC PRINCIPLES OF LAND LEGISLATION / IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF LAND LAW IN THE JUDICIAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харьков Владимир Николаевич

На основе анализа положений Конституции Российской Федерации, основных принципов земельного законодательства в статье рассмотрены актуальные вопросы реализации принципов земельного права в судебной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REALIZATION OF THE BASIC PRINCIPLES OF LAND LAW IN THE JUDICIAL PRACTICE

Based on the analysis of the provisions of the Constitution of the Russian Federation, the basic principles of land law in the article deals with topical issues of implementation of the principles of land law in the judicial practice.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации основных принципов земельного права в судебной практике»

УДК 349.41

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

В.Н. Харьков

На основе анализа положений Конституции Российской Федерации, основных принципов земельного законодательства в статье рассмотрены актуальные вопросы реализации принципов земельного права в судебной практике.

Ключевые слова: конституционные принципы земельного права; основные принципы земельного законодательства; реализация принципов земельного права в судебной практике.

Важное значение в реализации основных принципов земельного права имеет судебная практика, которая в современной правовой доктрине рассматривается как особая форма выражения правовой политики, имеющая целью обеспечение надлежащего уровня правосудия по всем категориям дел, для защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также иных субъектов правоотношений [1].

В части разрешения земельных споров статья 64 Земельного кодека РФ указывает на судебный порядок их разрешения [2], что позволяет рассматривать судебную практику как способ реализации основных принципов земельного права.

В научной литературе принципы земельного права рассматриваются как основополагающие начала правового регулирования земельных отношений, как основные политико-правовые цели регулирования земельных отношений, основы содержания и функционирования земельного законодательства [3].

Представляется верным определять в системе основных принципов земельного права принципы, закрепленные в Конституции России (ст. 9, 36, 42, 58 и др.), которые выполняют функцию конституционных основ правового регулирования земельных отношений, и в этом контексте они должны рассматриваться в качестве фундаментальных основ земельного права, определяющих цели и задачи правового регулирования земельных отношений. А также классифицировать по источнику закрепления иные принципы, установленные земельным законодательством, которые являются соподчиненными с конституционными принципами и призваны детализировать конституционные положения в контексте отраслевых целей и задач правового регулирования земельных отношений [4].

Основные принципы земельного законодательства содержатся в статье 1 Земельного кодекса РФ, таковыми являются:

- учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском

хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

- приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

- участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

- единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

- приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;

- платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

- разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

- дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

- сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Сравнительный анализ приведенных основных принципов земельного законодательства свидетельствует, что они имеют основополагающее значение для государственной земельно-правовой политики [5], призваны обеспечить единство правового регулирования земельных отношений на всей территории Российской Федерации, и тем самым, обеспечить реализацию положений статьи 2 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми федеральные земельное законодательство и земельное законодательство субъектов Российской Федерации должны соответствовать Конституции России и Земельному кодексу РФ.

К основным принципам земельного законодательства, призванным обеспечить единство государственной земельно-правовой политики следует отнести принципы земельного законодательства, основанные на положениях Конституции России, в частности, учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (ст. 9 Конституции РФ); сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (ст. 36 Конституции РФ), и др.

Помимо значения фундаментальных основ правового регулирования земельных отношений, конституционные принципы должны рассматриваться в качестве главного критерия оценки правомерности действий (бездействия) участников земельных правоотношений. Это обусловлено положениями статьи 15 Конституции России, согласно которым Конституция Российской

Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда РФ постановлением от 31.10.1995 №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» [6] установил условия и порядок применения положений Основного Закона России в судебной практике. Пленум указал, что согласно приведенным выше положениям статьи 15 Конституции России, судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

Пленум в названном постановлении указал, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда Конституционным Судом Российской Федерации выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они в нем указаны.

Также Пленум в указанном постановлении отметил, что в случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции подлежащий применению по конкретному делу закон, суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со статьей 101 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 №1 -ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [7] может быть сделан судом любой инстанции и в любой стадии рассмотрения дела.

Таким образом, Конституция России рассматривается Верховным Судом РФ как обладающий высшей юридической силой законодательный акт, непосредственно регулирующий в соответствующей части общественные отношения.

Действующая Конституция России закрепляет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей

территории (ч. 1 ст. 9). Указанная конституционная норма находится в главе I «Основы конституционного строя» и является определяющей для характера регулирования условий и порядка пользования землей в соответствии со ст. 16 Конституции, закрепившей, что положения главы I Конституции составляют основы конституционного строя России. В научной литературе справедливо отмечается, что положения первой главы Конституции России занимают главное место в иерархии конституционных норм и обладают особой правовой природой. В связи с чем, другие конституционные нормы конкретизируют соответствующие положения первой главы, и эти принципы являются рамками, пределы которых определяют смысл и содержание всех иных правовых норм, включая нормы земельного законодательства [8].

Отраслевые принципы права также имеют большое значение в судебной практике в связи с положениями статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ и статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в соответствии с которыми общие начала права, под которыми следует понимать конституционные принципы и принципы земельного законодательства, являются основой для разрешения дела (земельного спора) по аналогии права.

В судебных постановлениях достаточно часто делаются ссылки на соответствующие нормы Конституции России и основные принципы земельного законодательства.

Некоторые выводы судов о статусе принципов носят расширительный характер. Так, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.04.2011 №15932/10 [9] указано, что судебная инстанция руководствуется конституционным принципом платности землепользования, при том, что Конституция России такого принципа не устанавливает. Принцип платности землепользования является принципом земельного законодательства, и прямо закреплен в подпункте 7 п. 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ.

Широко используются в судебной практике положения Конституции России о собственности при разрешении имущественных споров. В частности, судами общей юрисдикции и арбитражными судами используются положения статьи 35 Основного Закона России, согласно которым право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Примером может служить постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.07.2011 №2379/11 [10], в котором было указано, что при выплате компенсации необходимо обеспечивать реализацию положений части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации.

Позитивным примером применения положений статьи 36 Конституции России является определение Верховного Суда РФ от 28.01.2014 №18-КГ13-129 [11], в котором сочетается толкование конституционных принципов и

земельно-правовых принципов. В частности, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ квалифицировала выводы нижестоящих судебных инстанций как основанные на неправильном толковании и применении норм права на основе положений части 2 статьи 36 Основного Закона, которыми установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, а также руководствуясь принципом земельного законодательства, закрепленным в подпункте 8 п. 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ, об определении правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Однако в судебной практике не всегда правильно применяются конституционные и земельно-правовые принципы. Примером может служить дело №А68-5893/2013, рассмотренное Арбитражным судом Калужской области и другими судебными инстанциями [12]. Основанием для отмены кассационной инстанцией вынесенных судебных постановлений стало неверное применение основного принципа земельного законодательства об определении правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Данный принцип и основанные на нем нормы земельного законодательства ограничивают права собственника земельного участка в соответствии со статьей 36 Конституции России.

Кроме того, принцип целевого использования земель представляет собой одну из важнейших составляющих рационального использования [13] и охраны земель [14], требований, вытекающих из положений статьи 9 Конституции России.

Обеспечение правильного и единообразного применения судами норм земельного законодательства, что является формой реализации принципов земельного права, по нашему мнению, может быть обеспечено помимо точного и неукоснительного соблюдения положений Конституции России, посредством указания в руководящих разъяснениях Верховного Суда РФ о необходимости использования основных принципов земельного законодательства, которые подлежат применению при толковании норм земельного законодательства. При применении норм земельного права следует исходить из общего правила, что толкование правовых норм осуществляется исходя из содержания соответствующих норм, и с учетом конституционных принципов и основных принципов земельного законодательства.

При этом основные принципы земельного законодательства подлежат применению при толковании не только федеральных нормативно-правовых актов, но и норм земельного законодательства субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения.

Список литературы

1. Малько А.В., Афанасьев С.Ф. Российская судебная политика: особенности формирования с учетом национальных и международных аспектов // Государство и право. 2014, №7. - С. 19-26.

2. Харьков В.Н. Актуальные вопросы теории и судебной практики рассмотрения земельных споров // Новая правовая мысль. 2012, №5. - С. 42-47.

3. Волков Г.А. Принципы земельного права России. - М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2005. - С. 7-31.

4. Харьков В.Н. Цели и задачи земельного законодательства как основа содержания земельных правоотношений // Экологическое право. 2013, №2. - С. 8-12.

5. Харьков В.Н. Правовые основы государственной земельной политики // Правовые вопросы недвижимости. 2013, №1. - С. 13-15.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Действует в редакции постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 №5 и от 16.04.2013 №9. См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1996. - №2; Бюллетень Верховного Суда РФ.

- 2007. - №5; Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2013. - №6.

7. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ.

- 1994. - №13. - Ст. 1447.

8. Харьков В.Н. Конституционно-правовое регулирование рационального и эффективного использования и охраны земель в Российской Федерации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. Вып. 3-2. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 219-224.

9. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.04.2011 №15932/10 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2011. -№8.

10. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.07.2011 №2379/11 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2011. -№11.

11. См.: http://www.vsrf.m/stor_pdf.php?id=578772.

12. См.: http://kad.arbitr.ru/Card/2c2b0a4f-fbb2-4810-806b-aef1ebfcd26e.

13. Харьков В.Н. Рациональное использование земельных ресурсов: понятие и правовое регулирование // Государство и право. - 2000. - №9. - С. 2837.

14. Харьков В.Н. Конституционные основы охраны земель в Российской Федерации / Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 14: в 2 т. Т. 1. - М.: ООО «Издательство «Юрист», 2014. - С. 791-795.

Харьков Владимир Николаевич, канд. юрид. наук, доц. каф. гражданского и земельного права, тел.8(4872)-35-71-18, E-mail: KharkovVladimir@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

PROBLEMS OF REALIZA TION OF THE BASIC PRINCIPLES OF LAND LAW IN THE

JUDICIAL PRACTICE V.N. Kharkov

Based on the analysis of the provisions of the Constitution of the Russian Federation, the basic principles of land law in the article deals with topical issues of implementation of the principles of land law in the judicial practice.

Keywords: constitutional principles of land law; basic principles of land legislation; implementation of the principles of land law in the judicial practice.

Kharkov V.N., candidate jurid. Sciences, assistant professor of Chair civil and land law of the Faculty of TSU, tel. 8(4872)35-71-18, E-mail: KharkovVladimir@yandex.ru (Russia, Tula, Tula State University)

УДК 342.7

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИХ ОГРАНИЧЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СВЕТЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Е.С. Хозикова

Статья посвящена рассмотрению некоторых проблем обеспечения прав человека и конституционно-правовых основ их ограничения органами внутренних дел в свете действующего международного законодательства. В заключении автор делает вывод о том, что критерий общепризнанности норм международного права выступает главным критерием аргументации для использования международных положений в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: защита прав человека, деятельность правоохранительных органов, обеспечения прав человека, конституционно-правовые обоснования ограничения прав человека.

Проблема прав и свобод человека традиционно занимала важное место в науке конституционного права. В последнее время учеными-правоведами все чаще поднимается вопрос об эффективности обеспечения прав человека в современном обществе, так как конституционное закрепление прав и свобод человека как высшей ценности предполагает соответствующие обязанности государства по их защите от преступных посягательств и созданию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.