Научная статья на тему 'Принцип охраны земли как комплексный принцип земельного права'

Принцип охраны земли как комплексный принцип земельного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3427
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА / ОХРАНА ЗЕМЛИ / ПРИНЦИП ОХРАНЫ ЗЕМЛИ / ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА / PRINCIPLES OF THE LAND LAW / LAND PROTECTION / PRINCIPLE OF LAND PROTECTION / DOCTRINAL PRINCIPLES OF THE LAND LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тютюник Аэлита Сергеевна

В статье рассматриваются положения об охране земли в принципах земельного права. На основе анализа таких принципов автор предлагает на доктринальном уровне выделить охрану земли как самостоятельный комплексный принцип земельного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers provisions on land protection in the principles of the land law. On the basis of the analysis of such principles the author suggests to single out land protection at the doctrinal level as an independent composite principle of the land law.

Текст научной работы на тему «Принцип охраны земли как комплексный принцип земельного права»

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО; ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО;

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО; АГРАРНОЕ ПРАВО

***

ПРИНЦИП ОХРАНЫ ЗЕМЛИ КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ПРИНЦИП ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

ТЮТЮНИК Аэлита Сергеевна

Аннотация. В статье рассматриваются положения об охране земли в принципах земельного права. На основе анализа таких принципов автор предлагает на доктринальном уровне выделить охрану земли как самостоятельный комплексный принцип земельного права.

Annotation. The article considers provisions on land protection in the principles of the land law. On the basis of the analysis of such principles the author suggests to single out land protection at the doctrinal level as an independent composite principle of the land law.

Ключевые слова: принципы земельного права, охрана земли, принцип охраны земли, доктри-нальные принципы земельного права.

Keywords: principles of the land law, land protection, principle of land protection, doctrinal principles of the land law.

Положения об охране земли в принципах земельного законодательства, закрепленных в ст. 1 ЗК РФ, встречаются довольно часто, что представляется вполне обоснованным, поскольку одна из главных целей земельного законодательства - это обеспечение сохранения земли. Как отмечал профессор И.И. Лукашук, для принципов права характерна взаимосвязанность, так как функционирование их возможно лишь в едином комплексе1. Кроме того, по мнению ученого, комплексу принципов присуща некоторая иерархия2.

Принципы земельного законодательства, содержащие положения об охране земель, составляют определенный комплекс взаимосвязанных принципов, среди которых центральное место занимает принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, при котором владение, пользование и распоряже-

1 См.: Лукашук И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. М. : Спарк, 1997. С. 34.

2 См.: Лукашук И.И. Международное право. Общая часть :

учеб. М. : Волтерс Клувер, 2005. С. 86.

ние землей осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Полагаем, что формулировкой закрепленного в ЗК РФ принципа приоритета охраны земли, которая почти полностью повторяет положение ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, законодатель подчеркнул приоритет охраны земли перед ее использованием, указав на важнейшую, первостепенную роль экологических интересов в регулировании земельных отношений по сравнению с экономическими.

Согласимся с мнением Ю.Г. Жарикова о том, что подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ «имеет в виду необходимое ограничение хозяйственной свободы пользователей земли в целях охраны окружающей среды. Это означает, что каждый обладатель земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), организуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен, прежде всего, предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране»3.

3 Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (постатейный) / отв. ред. С.Н. Волков, науч. ред. Ю.Г. Жариков. М. : Юстицинформ, 2009 // СПС «КонсультантПлюс».

Интересна точка зрения А.В. Череднико-ва, который по поводу приоритетного значения охраны земли отмечал, что «приоритетом правового регулирования земельных отношений является выражающая публичные интересы охрана земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед удовлетворяющим преимущественно частные интересы использованием земли в качестве недвижимого имущества. <...> Публичные интересы определяют необходимость наличия различного рода норм-ограничений хозяйственной деятельности, связанной с использованием земли, обеспечивающих ее охрану»4.

В то же время, как не без основания отмечается в литературе, «в последние годы наметился явный приоритет в правовом регулировании отношений, земля в которых рассматривается преимущественно как объект недвижимости без учета ее природных, экологических качеств»5.

Рассматриваемый принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества отражает две составляющие охраны земли, и его можно условно разделить на две части: это, во-первых, экологическая составляющая охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и, во-вторых, экономическая составляющая охраны земли как средства производства в сельском и лесном хозяйстве. Экологическая составляющая охраны земли проявляется тогда, когда возникает возможная угроза нанесения вреда окружающей среде и земле или почве как ее части. Экономическая составляющая охраны земли возникает при использовании земли как важнейшего ресурса страны, от которого зависит продовольственная безопасность государства. Кроме того, земля является главным средством производства в лесном хозяйстве.

Следующий принцип земельного законодательства предполагает учет значения земли как основы жизни и деятельности человека

4 Чередников А.В. Методы определения правового режима земельных участков в процессе градостроительного зонирования // Юридический мир. 2012. № 1. С. 43-45.

5 Опилат Н.И. О тенденциях управления земельными ре-

сурсами // Налоги : газ. 2008. № 24 // СПС «КонсультантПлюс».

и направлен на регулирование отношений в области использования и охраны земли, исходя из представлений о земле не только как об объекте недвижимости, объекте права собственности и иных прав на землю, но и как о природном объекте, природном ресурсе, основе осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Отметим, что использование земли как природного ресурса в том или ином качестве зависит от ее категории. «Земельное законодательство обращается, прежде всего, к свойству земли - быть основным ресурсом хозяйственной деятельности. На это направлены ключевые положения о делении земель на категории и зонировании земель»6. Например, земли сельскохозяйственного назначения используются для нужд сельского хозяйства либо предназначены для этих целей. Примерами использования земли преимущественно как пространственного территориального базиса являются земли населенных пунктов, которые используются для застройки и развития населенных пунктов (ст. 83 ЗК РФ), а также земли, являющиеся местом размещения и обеспечения функционирования промышленных, энергетических и иных объектов (земли промышленности и иного специального назначения) (ст. 8793 ЗК РФ).

В рассматриваемом принципе так же, как и в предыдущем, четко прослеживается экологическая направленность, заключающаяся в том, чтобы сохранить землю как природный компонент с целью обеспечения благоприятных условий для жизни, здоровья человека и развития общества, а также рационального использования земли как природного ресурса -основы жизни и деятельности человека.

Еще один принцип, на котором необходимо остановиться, - принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий (далее - земли ООПТ) и объектов, земель, занятых объек-

6 Двадцать лет Конституции Российской Федерации: юридическая наука и практика / отв. ред. А.Г. Лисицын-Светланов. М. : ИГП РАН, 2013. Гл. 9. С. 218.

тами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Как подчеркивает Г.А. Волков, «в отличие от прежних земельных законов, в том числе Земельного кодекса РСФСР 1991 г., установлен не приоритет использования земель для производства сельскохозяйственной продукции, а приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, с помощью таких норм-приоритетов закреплен определенный баланс экономических и экологических интересов общества»7.

В целом можно согласиться с данной точкой зрения, однако полагаем, что отказ от приоритета использования земель для производства сельскохозяйственной продукции является не лучшим вариантом для сохранения земли в качестве главного средства производства в сельском хозяйстве. Как отмечалось в земельно-правовой литературе, приоритет сельскохозяйственного использования следует рассматривать в качестве одного из принципиальных положений земельного права, имеющего важное охранное значение по отношению к сельскохозяйственным землям8. Поэтому, на наш взгляд, в настоящее время в связи с имеющимися многочисленными случаями нецелевого использования земель этой категории существует необходимость закрепления в ЗК РФ нормы о приоритете сельскохозяйственного использования земель.

Приоритет сохранения перечисленных в подп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ видов земель выражается в установлении либо ограничений, либо запрета на изменение их целевого назначения для иных целей. В соответствии с п. 6 ст. 94 ЗК РФ земли ООПТ, земли, занятые объектами культурного наследия РФ, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных ЗК РФ, федеральными законами. В ст. 95 ЗК этот принцип несколько конкретизируется приме-

7 Волков Г.А. Принципы земельного права России. М. : Городец, 2005. С. 172-173.

8 См.: Краснов Н.И. Проблемы правового обеспечения ра-

ционального использования земли в СССР // Актуальные проблемы обеспечения рационального использования земли в СССР : тез. докл. на науч. конф. М. : ИГП РАН, 1968. С. 15.

нительно к землям ООПТ. Так, в п. 3 установлено, что в пределах этих земель не допускается изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, в п. 7 перечислены виды деятельности, запрещенные на землях ООПТ федерального значения (предоставление садоводческих и дачных участков; строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций и др.). Федеральными законами на землях ООПТ могут быть запрещены и иные виды деятельности.

В рассматриваемом принципе упоминается о землях, занятых объектами культурного наследия, которые необходимо сохранять. Объект культурного наследия и земля, на которой расположен данный объект, неразрывно связаны. Согласно ст. 5 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и настоящим Федеральным законом.

Обратим внимание и на некоторые другие принципы земельного законодательства, в которых упоминается об охране земель. Так, согласно закрепленному в ЗК РФ (подп. 3 п. 1 ст. 1) принципу приоритета охраны жизни и здоровья человека при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат. В данном случае приоритетным является охрана жизни и здоровья человека перед осуществлением деятельности по использованию и охране земель.

В земельно-правовой литературе приоритет охраны жизни и здоровья человека характеризуется тем, что «цели, методы или способы использования и охраны земли не должны представлять опасность для жизни и здоровья человека»9.

9 Сырых Е.В. Земельное право. М. : Юстицинформ, 2006. С. 13.

В интересах охраны здоровья человека не допускается радиоактивное и химическое загрязнение земель, которые используются для производства сельскохозяйственной продукции. Если эти земли подверглись такому загрязнению, то, согласно требованиям законодательства, они подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции (ст. 14 ЗК РФ).

Следует отметить следующее: суды при рассмотрении дел, связанных с охраной жизни и здоровья человека при использовании земли, указывают на необходимость предоставления доказательств того, что такое использование вызывает опасность для жизни и здоровья на-селения10. В силу межотраслевого характера данного принципа при применении норм гражданского законодательства, в частности по искам о признании права собственности на самовольную постройку11, суду должны быть представлены доказательства, подтверждающие соблюдение требований охраны окружающей среды, правил застройки, экологических, санитарно-гигиенических и других обязательных норм и правил, выполнение которых требуется для строительства и эксплуатации конкретной постройки. Заинтересованным лицом должно быть доказано, что соответствующие права и интересы третьих лиц не нарушены, а сама постройка не создает угрозу их

жизни и здоровью12.

Из изложенного следует, что в основном данный принцип рассматривается с точки зрения приоритета охраны жизни и здоровья человека перед хозяйственным использованием земли. Что касается приоритета охраны жизни и здоровья человека перед осуществлением деятельности по охране земли, то, на наш взгляд, формулировка принципа является не

10 См.: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2014 г. № 09АП-41601/2013 по делу № А40-76184/13 // СПС «КонсультантПлюс».

11 Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

12 См.: Афонина А.В. Самовольные постройки // СПС

«КонсультантПлюс».

совсем четкой, поскольку сохранение жизни человека и его здоровья обеспечивается как раз с помощью мер по охране земель.

В судебной практике указанный принцип формулируется как приоритет охраны жизни и здоровья человека по отношению к использованию земли в качестве недвижимого имущества, что несколько отличает его от формулировки подп. 3 п. 1 ст. 1 ЗК РФ. Например, судом отказано в иске об устранении препятствий в пользовании объектами недвижимости, принадлежащими истцу на праве собственности и расположенными на территории городского парка культуры и отдыха, относящейся к рекреационной зоне, к ответчику, которому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования. Ответчиком на территории парка установлена охрана в виде пропускного режима проезда транспортных средств. Суд, основываясь в том числе на положении принципа, закрепленного в подп. 3 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, аргументировал принятое решение тем, что подобные действия ответчика направлены на сохранение жизни человека и предотвращение негативного (вредного) воздействия на здоровье человека, распространено на всех без исключения лиц и не может быть оценено как препятствие в пользовании имуществом истца13.

В подп. 4 п. 1 ст. 1 ЗК РФ закреплен принцип участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Согласно этому принципу указанные субъекты имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

В случаях планируемого строительства объектов на земле данный принцип имеет особое значение, поскольку участие населения в подготовке решений по данным вопросам является одним из действенных механизмов,

13 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 декабря 2010 г. по делу № А58-10589/09 // СПС «КонсультантПлюс».

которые позволяют обеспечить сохранение земли.

До внесения изменений в ЗК РФ Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» указанный принцип раскрывался в соответствующих нормах Кодекса. Так, в ст. 31 ЗК РФ закреплялось положение об обязательном привлечении населения при реализации процедуры предоставления земельных участков для строительства.

Несмотря на то, что ст. 31 ЗК РФ утратила силу, в судебной практике начала 2016 г. ее используют совместно с принципом, закрепленным в подп. 4 п. 1 ст. 1 ЗК РФ. Так, в постановлении Арбитражного суда Уральского

14

округа подчеркивается, что в соответствии с нормами подп. 4 п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 31 ЗК РФ после определения участка (ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, органы власти обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, что должно обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю.

Одной из форм выражения мнения населения по значимым вопросам, в том числе касающимся обеспечения охраны земли, является проведение публичных слушаний. Как указано в определении Конституционного Суда РФ, «публичные слушания предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан. Эта открытость

14 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 октября 2015 г. № Ф09-6453/15 по делу № А50-533/2015 // СПС «Гарант».

обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопро-

сам»15.

В действующем ЗК РФ упоминается только об общественных слушаниях при установлении публичного сервитута (ст. 23) и не указывается на другие случаи привлечения населения при решении вопроса о предоставлении земельных участков, что можно отнести к недоработке земельного законодательства. Вместе с тем, положения о проведении публичных слушаний предусмотрены ГрК РФ. Так, согласно ГрК РФ в обязательном порядке проводятся публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов (ч. 1 ст. 28); подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (ч. 3 ст. 31). Таким образом, нормы не только земельного, но и градостроительного законодательства, указывают, что рассматриваемый принцип так же, как и принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, имеет межотраслевой характер.

На практике несоблюдение принципа участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, является основанием для обжалования решения властей в суде. Так, решением Калининского районного суда Тверской области от 13 ноября 2014 г. решение Совета депутатов Кулицкого сельского поселения в части утверждения генерального плана данного поселения признано недействующим со дня его принятия. Из материалов дела следует, что жителям Кулицкого сельского поселения не было предоставлено право участвовать в согласовании проекта генерального плана поселения, утверждение которого имело негативное воздействие на состояние земель сельскохозяйственного назначения16.

15 Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 931-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2011. № 2.

16 См.: Решение Калининского районного суда Тверской области от 13 ноября 2014 г. по делу № 2-1868/2014 / Официал. сайт

Калинин. район. суда Твер. обл. URL : http://kalininsky. twr.

sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=2&name_op=doc&numb er=36834085&delo_id=1540005&new=0&text_number=1&case_id= 28487309 (дата обращения: 18.01.2016).

Вместе с тем, как отмечается в средствах массовой информации, Решением Совета депутатов Кулицкого сельского поселения от 7 августа 2015 г. утвержден тот же генеральный план Кулицкого сельского поселения в редакции 2010 г., но с оговоркой о том, что решение вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 17 ноября 2011 г.17, а это противоречит решению Калининского районного суда Тверской области от 13 ноября 2014 г.

Таким образом, участие граждан, организаций в обсуждении значимых вопросов, связанных с принятием решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании, позволяет избежать или снизить негативные последствия на землю, а также обеспечить ее охрану.

Еще один принцип, закрепленный в ст. 1 ЗК РФ, на который хотелось бы обратить внимание, - это принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подп. 11 п. 1 ст. 1). Данный принцип можно признать самым «острым» в регулировании земельных отношений, поскольку в нем сталкиваются частные и публичные интересы. С одной стороны, принцип направлен на сохранение земли как основы жизни и деятельности всех народов, проживающих на территории России, т. е. на обеспечение публичного интереса, а с другой - он призван гарантировать каждому гражданину свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком, т. е. не нарушать частный интерес.

Отметим, что положения об охране земель предусмотрены не только принципами ст. 1 ЗК РФ, но и принципами, закрепленными в других федеральных законах и входящими в систему принципов земельного права18. Так, Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ

17 Администрации Кулицкого поселения суд - не указ. URL : http://tverigrad.ru/tblog/administracii-kulickogo-poseleniya-sud-%E2%80%93-ne-ukaz (дата обращения: 21.01.2016).

18 См. подробнее: Тютюник А.С. Система принципов земельного права в современных условиях // Юридическая наука. 2014. № 3. С. 91-96.

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в числе принципов оборота земель закрепляет в подп. 1 п. 3 ст. 1 сохранение целевого использования земельных участков. Из него следует, что при переходе земельного участка от одного правообладателя к другому, например при совершении сделок с ним, его прежнее целевое использование сохраняется, и он не меняет свою категорию в процессе оборота. Данный принцип направлен на обеспечение сохранения земель сельскохозяйственного назначения.

Положения об охране земель содержатся также в доктринальных принципах земельного права, которые входят в систему принципов земельного права. Это принцип рационального использования земли, принцип экологизации земельного законодательства. Рассмотрим данные принципы подробнее.

Е.Н. Колотинская справедливо указывала, что «одним из первостепенных принципов использования земель является принцип их рационального использования. Представляя собой единое эколого-экономическое понятие, рациональное использование земли связывает воедино достижение необходимого эффекта, получаемого от хозяйственной эксплуатации земли при минимальных затратах, с одновременным сохранением и улучшением земли в процессе ее использования»19.

Требование рационального использования земли неотделимо от ее охраны. Нерациональное использование земли, потребительское и бесхозяйственное отношение приводит к нарушению выполняемых ею функций, снижению ее природных свойств. О.И. Крассов отмечает, что «правовая охрана земель представляет собой соблюдение в первую очередь правил рационального их использования»20.

Отметим, что вопросам рационального использования, как и охране земель, уделяется достаточно серьезное внимание в деятельности судов. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» было указано, что «конституционная характери-

19 Земельное право России / под ред. В.В. Петрова. М. : Стоглавъ, 1995. С. 8-11.

20 Крассов О.И. Земельное право. М. : Юрист, 2000. С. 10.

стика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т. е. всего многонационального народа Российской Федерации, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Это требование адресовано государству, его органам, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в данной сфере и обусловливает право федерального законодателя устанавливать особые правила, порядок, условия пользования землей».

В ст. 1 ЗК РФ 2001 г., где перечислены основные принципы земельного законодательства, принцип рационального использования земель отсутствует. Вместе с тем, положение о необходимости рационального использования земель содержится теперь в новой редакции ст. 12 ЗК РФ21.

В отличие от ЗК РФ, принцип рационального использования природных ресурсов получил свое законодательное закрепление в Законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно ст. 3 которого, закрепляющей основные принципы охраны окружающей среды, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов являются необходимыми условиями обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Принцип экологизации земельного законодательства является следующим важным доктринальным принципом, который состоит в том, что во многих земельно-правовых нормах закрепляются экологические требования, и это способствует в том числе сохранению земли. Нормы данного принципа предусматривают применение новых технологий, направленных на повышение плодородия почв, осуществле-

ние мероприятий по охране земель от негативного воздействия, не допускают размещение, проектирование, строительство, эксплуатацию объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на состояние земель или приводящих к радиоактивному и химическому загрязнению земель, вводят иные запреты и ограничения. Так, применение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям (п. 3 ст. 13 ЗК РФ).

Безусловно, принцип экологизации земельного законодательства в рамках охраны земли неотделим от принципов экологического права. О.Г. Шестакова по этому поводу справедливо указывает, что «через охрану земель осуществляется тесная взаимосвязь земельного

и экологического права, а также происходит

22

экологизация земельного законодательства» . Вместе с тем, как уже указывалось, в настоящее время экономический аспект рассмотрения земли довлеет над природно-экологическим, поэтому принцип экологизации земельного законодательства не получает необходимого продвижения. В связи с этим рассмотрение охраны земли является одним из направлений для развития принципа экологизации.

Исходя из изложенного, представляется возможным выделить на доктринальном уровне самостоятельный комплексный принцип охраны земли, являющийся одним из важнейших принципов российского земельного права и представляющий собой совокупность положений ряда принципов земельного права, которые направлены на сохранение земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, на обеспечение качественного сохранения земли как природного объекта, природного ресурса, основы осуществления хозяйственной и иных видов деятельности, на сохранение особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.

21 Статья 12 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

22 Шестакова О.Г. Правовое регулирование использования и охраны земель городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 21-22.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 931-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2011. - № 2.

10. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 октября 2015 г. № Ф09-6453/15 по делу № А50-533/2015 // СПС «Гарант».

11. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2014 г. № 09АП-41601/2013 по делу № А40-76184/13 // СПС «КонсультантПлюс».

12. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 декабря 2010 г. по делу № А58-10589/09 // СПС «КонсультантПлюс».

13. Решение Калининского районного суда Тверской области от 13 ноября 2014 г. по делу № 2-1868/2014 [Электронный ресурс] / Официал. сайт Калинин. район. суда Твер. обл. - Режим доступа : http://kalininsky.twr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=2&name_op=doc&number=36834 085&delo_id=1540005&new=0&text_number=1&case_id=28487309 (дата обращения: 18.01.2016).

14. Администрации Кулицкого поселения суд - не указ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://tverigrad.ru/tblog/administracii-kulickogo-poseleniya-sud-%E2%80%93-ne-ukaz (дата обращения: 21.01.2016).

15. Афонина, А.В. Самовольные постройки // СПС «КонсультантПлюс».

16. Волков, Г.А. Принципы земельного права России. - М. : Городец, 2005.

17. Двадцать лет Конституции Российской Федерации: юридическая наука и практика / отв. ред. А.Г. Лисицын-Светланов. - М. : ИГП РАН, 2013.

18. Земельное право России / под ред. В.В. Петрова. - М. : Стоглавъ, 1995.

19. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (постатейный) / отв. ред. С.Н. Волков, науч. ред. Ю.Г. Жариков. - М. : Юстицинформ, 2009 // СПС «КонсультантПлюс».

20. Краснов, Н.И. Проблемы правового обеспечения рационального использования земли в СССР // Актуальные проблемы обеспечения рационального использования земли в СССР : тез. докл. на науч. конф. - М. : ИГП РАН, 1968.

21. Крассов, О.И. Земельное право. - М. : Юрист, 2000.

22. Лукашук, И.И. Международное право. Общая часть : учеб. - М. : Волтерс Клувер, 2005.

23. Лукашук, И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. -М. : Спарк, 1997.

24. Опилат, Н.И. О тенденциях управления земельными ресурсами // Налоги : газ. - 2008. -№ 24 // СПС «КонсультантПлюс».

25. Сырых, Е.В. Земельное право. - М. : Юстицинформ, 2006.

26. Тютюник, А.С. Система принципов земельного права в современных условиях // Юридическая наука. - 2014. - № 3.

27. Чередников, А.В. Методы определения правового режима земельных участков в процессе градостроительного зонирования // Юридический мир. - 2012. - № 1.

28. Шестакова, О.Г. Правовое регулирование использования и охраны земель городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.