Научная статья на тему 'Проблемы реализации и направления развития государственной политики в сфере культуры Приморского края'

Проблемы реализации и направления развития государственной политики в сфере культуры Приморского края Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
465
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПОЛИТИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / БИБЛИОБУС / CULTURE / POLITICS / MODERNIZATION / MOBILE LIBRARY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Федотов Виктор Викторович

Актуальность темы исследования заключается в том, что для правильного осуществления поставленных перед сферой культуры задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации культурной политики, а также элементов, ее составляющих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации и направления развития государственной политики в сфере культуры Приморского края»

Проблемы реализации и направления развития государственной политики в сфере

культуры Приморского края Федотов В. В.

Федотов Виктор Викторович /Fedotov Viktor Viktorovich - студент, кафедра государственного и муниципального управления и права,

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток

Аннотация: актуальность темы исследования заключается в том, что для правильного осуществления поставленных перед сферой культуры задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации культурной политики, а также элементов, ее составляющих.

Abstract: background research is that for the proper fulfillment of the tasks before the sphere of culture requires a clear and in-depth approach to understanding the nature, objectives and mechanism for the implementation of cultural policies, as well as the elements comprising it.

Ключевые слова: культура, политика, модернизация, библиобус.

Keywords: culture, politics, modernization, mobile library.

Необходимо констатировать, что единая, целенаправленная государственная культурная политика в России не сформирована.

Об этом свидетельствуют основополагающие нормативно-правовые документы: в стране нет закона о культуре, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. вопросы культуры практически не затронуты.

В свете международных сопоставлений Россия демонстрирует резкое отставание расходов на культуру и искусство в расчете на душу населения. Так, по данным Евростата за 2012 г., Россия тратит на культуру 59 евро на человека в год и находится в конце перечня из 23 европейских стран, опередив лишь Португалию, Болгарию и Грецию. Мы отстаем от уровня подушевого финансирования культуры в Норвегии в 6 раз, Франции и Швеции - в 4 раза, Финляндии - почти в 3,5 раза, Германии - более чем в 2 раза.

Но самые негативные факторы, влияющие на сферу культуры - это результаты административной реформы местного самоуправления и бюджетной реформы.

В соответствии со 131 Федеральным законом, вопросы развития культуры были разделены на региональный, районный и поселенческие уровни. И это, к сожалению, привело к децентрализации системы управления сферой культуры, а также к тому, что сеть учреждений культуры резко сократилась, создался «порочный круг» недофинансирования отрасли; инфраструктура (особенно Дома Культуры) не отвечает стандартам нового времени, социальный статус работников культуры и искусства крайне снизился, что негативно сказалось на возрастном и гендерном составе отрасли: это старение кадров, доминирование «женских» профессий.

Между тем возможности для роста внебюджетных доходов организаций культуры очень ограничены: рост цен может привести к сокращению доступности культурных ценностей для широких слоев населения, в том числе из-за низкой платежеспособности большинства приморцев. Кроме того, если организации культуры, расположенные в городах и крупных районных центрах, могут и должны стремиться к увеличению внебюджетных доходов путем расширения спектра платных услуг, то для сельских учреждений это практически невозможно.

Из-за удаленности некоторых районов существует большая транспортная проблема. Многие жители края не имеют возможности добраться до очагов культуры. У глав муниципальных образований больше возможностей для реализации полномочий в области культуры - даже если в каком-то селе нет клуба или библиотеки, глава района сможет осуществлять полномочия по обеспечению досуга населения путем, к примеру, организации выездных концертов, временных пунктов выдачи литературы, централизованного привоза людей на крупные мероприятия и так далее. А главы поселений, в которых нет ни одного работника культуры и ни одного учреждения, просто не исполняют свои полномочия.

Многие годы учреждения культуры не ремонтировались, находятся в ветхом состоянии как недвижимое имущество, так и внутреннее оснащение. В некоторых учреждениях можно встретить технику образца 60-х годов прошлого столетия, которая не подходит для осуществления нормального функционирования в настоящее время.

Совершенно очевидно, что в современных реалиях - в условиях модернизации российского государства -необходимо выстраивание новой культурной политики. В настоящее время вынесен на общественное обсуждение проект Основ государственной культурной политики, разработанный по поручению Президента России Владимира Путина.

Инициатива регионов является важнейшей отправной точкой для процессов обновления инструментов и форм культурной политики ради целей, поставленных «Основами государственной культурной политики».

В существующем нормативно-правовом поле единственным механизмом поддержки муниципальных учреждений культуры из краевого и федерального бюджетов является программный метод.

По результатам рабочих поездок в муниципальные образования, Губернатором края даны поручения предоставить муниципальным образованиям субсидии из краевого бюджета на ремонт «теплого контура» (замена окон и ремонт кровли) и строительство учреждений культуры (15 млн. рублей). Был разработан упрощенный порядок получения субсидий, чтобы максимально большее количество районов и городов смогли получить данные средства.

Реструктуризация и модернизация отрасли требуют новой системы управления учреждениями культуры. Необходимо сосредоточить усилия на совершенствовании форм проектной деятельности учреждений, обучение методикам применения эффективного менеджмента, привлечение финансовых средств за счет грантов, федеральных программ, спонсоров.

Сейчас на уровень муниципалитетов переданы все поселенческие библиотеки. С появлением Интернета библиотека стала лишь одним из многих источников знаний. Поэтому сегодня библиотеки должны двигаться в сторону многофункциональности. Примером расширения функций библиотек могут служить программы превращения библиотек в центры деловой, правовой и социально значимой информации.

Новым направлением в сфере библиотечного обслуживания небольших поселений является появление мобильных решений - в частности, так называемых библиобусов. Это специализированный автомобиль с книжным фондом и точкой выхода в интернет. Содержание библиомобиля намного дешевле, чем сети библиотек, а функции он может выполнять те же.

То же касается и учреждений клубного типа. Во многих поселениях здания домов культуры слишком большие и эксплуатируются не в полном объеме.

В некоторых случаях вместо проведения ремонтных работ в слишком большом, либо ветхом помещении, целесообразнее возведение быстровозводимых трансформирующихся модульных зданий для дальнейшего создания в них многофункциональных культурных центров. В подобных зданиях могут быть помещения, в которых бы велась кружковая работа, размещались музейные комнаты, библиотеки, выставочные пространства, компьютерные классы и др. При необходимости отдельные площади можно объединять, образуя зрительный зал. Содержание таких зданий является намного экономичней многих существующих, возведение же подобных конструкций не несет больших финансовых затрат.

В заключение хотелось бы отметить, что все озвученные проблемы являются системными, они характерны почти для всех регионов России, соответственно должны решаться не на уровне субъекта, а на федеральном уровне. В конце декабря 2014 года состоялось совместное заседание Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, где был рассмотрен вопрос «О государственной культурной политике».

В качестве предложения от Приморского края была обозначена необходимость разработки масштабного проекта, который позволит сформировать систему, позволяющую поэтапно и дифференцированно внедрять в повседневную практику преобразования в сфере культуры с учетом современных потребностей, системы расселения, местной экономической и социокультурной ситуации. Причем при разработке подобного проекта необходимо основной акцент сделать на поддержку муниципальных учреждений культуры с целью создания на их базе саморазвивающихся, конкурентоспособных организаций, создающих максимальные условия для удовлетворения изменившихся запросов потребителей культурных услуг.

Для достижения этой цели предлагается в первые три года из федерального бюджета предоставить средства, необходимые для комплексного решения основных проблемных вопросов в сфере культуры и формирования ресурсной базы отрасли регионов.

Анализируя возможности и угрозы в решении задач, обозначенных в основах государственной культурной политики, становится понятно, что государство рассчитывает на грамотных творческих специалистов, способных гибко и оперативно реагировать на вызовы внешней среды. А эти вызовы таковы, что успеха не сможет добиться специалист без управленческих знаний, без маркетинга, навыков проектирования и понимания перспектив развития культуры. Это особенно важно в свете реализации федеральных и региональных проектов, нацеленных на повышение эффективности в области культуры и на совершенствование социальной сферы [1].

Литература

1. Калинин В. В. К вопросу о подготовке кадров для социально-культурной сферы Рязанской области. [Электронный ресурс]: Электронный ежемесячный научно-практический журнал Культура и

образование. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/11/2808 (дата обращения: 01.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.