Научная статья на тему 'Проблемы развития системы управления услугами дошкольного образования'

Проблемы развития системы управления услугами дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1137
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PRESCHOOL EDUCATION / EDUCATION MANAGEMENT / EDUCATIONAL SERVICES / TEACHERS' QUALIFICATION / MODERNIZATION OF EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / GENERAL EDUCATION PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Каганович Светлана Игоревна, Фонарева Оксана Викторовна, Кузнецова Наталья Михайловна

В современных условиях развития дошкольного образования возникает ряд проблем, которые требуют исследования и анализа для последующего их решения. Дело в том, что педагоги и ученые, изучая перспективы модернизации системы дошкольного образования в России, в своих работах выходят на достаточно широкий спектр проблем. Особенно актуальными оказываются вопросы развития системы управления услугами дошкольного образования. Изучение результатов исследований по данной проблематике, показало, что наиболее актуальными являются такие проблемы как: недофинансирование системы дошкольного образования в целом; несогласованность нормативно-правового обеспечения, регулирующее организацию и реализацию системы образовательных услуг дошкольного образования; отсутствие единых критериев оценивания и мониторинга качества оказания этих услуг; недостаточный уровень квалификации педагогов данного уровня образования и др. Одной из причин сложившейся ситуации являются именно недостатки в системе управления образованием. Чтобы разработать предложения по совершенствованию развития системы управления услугами дошкольного образования, необходимо определить спектр существующих проблем и выявить основные из них. В данной работе проведен аналитический обзор работ, в которых обсуждаются наиболее актуальные проблемы в управлении образовательными услугами в дошкольном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Каганович Светлана Игоревна, Фонарева Оксана Викторовна, Кузнецова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF MANAGEMENT OF PRESCHOOL EDUCATION

In modern conditions of development of preschool education there are a number of problems that require research and analysis for their subsequent solutions. The fact is that teachers and scientists, studying the prospects of modernization of the preschool education system in Russia, in their works come to a fairly wide range of problems. Particularly relevant are the problems of development of the system of management of preschool education services. The study of the results of research on this issue, showed that the most relevant are such problems as: underfunding of preschool education as a whole; inconsistency of the regulatory framework governing the organization and implementation of the system of educational services of preschool education; the lack of common criteria for assessing and monitoring the quality of these services; insufficient level of qualification of teachers of this level of education, etc. One of the reasons for this situation are the shortcomings in the system of education management. In order to develop proposals for improving the system of development of the system of management of preschool education services, it is necessary to determine the range of existing problems and identify the main ones. In this paper, an analytical review of the work, which discusses the most pressing problems in the management of educational services in preschool education.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития системы управления услугами дошкольного образования»

Gryaznova Elena Vladimirovna, Kaganovich Svetlana Igorevna, Fonareva Oksana Victorovna and others PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF MANAGEMENT ...

pedagogical sciences

УДК 37

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0021

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УСЛУГАМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2019

Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующий кафедры «Философии и теологии» Каганович Светлана Игоревна, магистрант Фонарева Оксана Викторовна, магистрант Кузнецова Наталья Михайловна, магистрант Нижегородский педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1,e-mail: magistrant18@yandex.ru)

Аннотация. В современных условиях развития дошкольного образования возникает ряд проблем, которые требуют исследования и анализа для последующего их решения. Дело в том, что педагоги и ученые, изучая перспективы модернизации системы дошкольного образования в России, в своих работах выходят на достаточно широкий спектр проблем. Особенно актуальными оказываются вопросы развития системы управления услугами дошкольного образования. Изучение результатов исследований по данной проблематике, показало, что наиболее актуальными являются такие проблемы как: недофинансирование системы дошкольного образования в целом; несогласованность нормативно-правового обеспечения, регулирующее организацию и реализацию системы образовательных услуг дошкольного образования; отсутствие единых критериев оценивания и мониторинга качества оказания этих услуг; недостаточный уровень квалификации педагогов данного уровня образования и др. Одной из причин сложившейся ситуации являются именно недостатки в системе управления образованием. Чтобы разработать предложения по совершенствованию развития системы управления услугами дошкольного образования, необходимо определить спектр существующих проблем и выявить основные из них. В данной работе проведен аналитический обзор работ, в которых обсуждаются наиболее актуальные проблемы в управлении образовательными услугами в дошкольном образовании.

Ключевые слова: дошкольное образование, управление образованием, образовательные услуги, квалификация педагогов, модернизация образования, федеральный государственный образовательный стандарт, общеобразовательная программа дошкольного образования.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF MANAGEMENT OF PRESCHOOL EDUCATION

© 2019

Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophy, head of the Department of Philosophy and theologies Kaganovich Svetlana Igorevna, undergraduate Fonareva Oksana Victorovna, undergraduate Kuznetsova Svetlana Mikhailovna, undergraduate Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova str., 1, e-mail: magistrant18@yandex.ru)

Abstract. In modern conditions of development of preschool education there are a number of problems that require research and analysis for their subsequent solutions. The fact is that teachers and scientists, studying the prospects of modernization of the preschool education system in Russia, in their works come to a fairly wide range of problems. Particularly relevant are the problems of development of the system of management of preschool education services. The study of the results of research on this issue, showed that the most relevant are such problems as: underfunding of preschool education as a whole; inconsistency of the regulatory framework governing the organization and implementation of the system of educational services of preschool education; the lack of common criteria for assessing and monitoring the quality of these services; insufficient level of qualification of teachers of this level of education, etc. One of the reasons for this situation are the shortcomings in the system of education management. In order to develop proposals for improving the system of development of the system of management of preschool education services, it is necessary to determine the range of existing problems and identify the main ones. In this paper, an analytical review of the work, which discusses the most pressing problems in the management of educational services in preschool education.

Keywords: preschool education, education management, educational services, teachers' qualification, modernization of education, Federal state educational standard, General education program of preschool education.

Постановка проблемы.

Сегодня организацию, содержание и развитие учреждений дошкольного, общего и среднего образования обеспечивают региональные бюджеты [1]. Полномочия по дошкольному воспитанию, финансовому обеспечению образовательного процесса, оплате труда могут делегироваться регионом районам и городским округам с передачей субвенций. В соответствии с изменением полномочий по образованию меняются формы и источники финансирования.

К сожалению, на протяжении последних лет объемы финансирования государством образовательной сферы сокращались, что не могло пагубно не сказаться на качестве и доступности образования для широких слоев населения. В связи с этим растут затраты родителей на «дополнительные образовательные услуги». Повышения качества образования при этом не прослеживается. Такое положение сказывается на динамике индекса человеческого развития, согласно которому

наша страна находится на 49 месте среди стран мира [2, а158]. Образование в данном индексе является одним из ключевых показателей.

В последние годы управление образованием, в том числе и дошкольным, активно модернизируется и реформируется. Райотделы образования укрупняются до образовательных округов, что в свою очередь требует разработки соответствующей современной концепции управления образованием. Отсутствие такой концепции, а также недостаточное видение происходящих демографических изменений порождает такие проблемы как невозможность обеспечить равную доступность и надлежащее качество образовательных услуг в зависимости от места жительства детей, недостаточное развитие лич-ностно-ориентированных технологий образовательного процесса и значимость образования в воспитании детей как участников социального процесса [3-5].

Проблемы в системе управления услугами дошкольного образования влекут за собой снижение качества

педагогические науки

Грязнова Елена Владимировна, Каганович Светлана Игоревна, Фонарева Оксана Викторовна ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УСЛУГАМИ ...

и доступность этого образования. Необходимо искать пути повышения эффективности системы управления образовательными услугами дошкольного образования. Для этого следует проводить аналитические исследования мнений ученых и педагогов о причинах и последствиях возникающих в этой системе проблем, что и является целью данной статьи.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты проблемы развития системы управления услугами дошкольного образования

Изучение законодательных и нормативных документов в сфере образования показало, что в них некоторые положения приводят к противоречиям при оказании образовательных услуг. Так, например, если следовать Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, в котором прописано, что уровень дошкольного образования в Российской Федерации не является обязательным, ребенку нельзя вменять какой-либо ответственности за результат [1], то позиция педагога, должна быть такой, которая не позволяет требовать от детей конкретных знаний, умений и навыков. Как следствие, возникают проблемы оценки не только качества предоставляемых дошкольных образовательных услуг, но и результативности управления дошкольным образованием. О данных проблемах пишут исследователи и педагоги в статьях и диссертационных исследованиях [6-14].

Тем не менее, следует отметить, что с целью повышения качества дошкольных образовательных услуг Федеральным Законом «Об образовании» были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [1]. Эти требования определяют нормы и положения для дошкольных образовательных учреждений, предоставляющих услуги дошкольного образования. Важность дошкольного образования детей вне зависимости от места его проживания неоспорима как первый шаг в образовательном процессе каждого гражданина нашей страны.

Введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования позволяет стандартизовать содержание программ дошкольного образования вне зависимости от места и условий его получения. Это дало возможность изменить содержание и предоставление услуг дошкольного образования. Так, были введены совокупности образовательных областей, такие как «Здоровье», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Познание» и т.д., направленные на формирование общей культуры дошкольника.

Вводимые требования расширяют содержание дошкольных образовательных программ в плане культуры воспитания подрастающего поколения. При этом требуется уделить повышенное внимание детям в возрасте от трех до семи лет со стороны государственных институтов, сокращая очередность и повышая доступность дошкольных образовательных услуг. Со стороны общества появляются дополнительные возможности в предоставлении услуг дошкольного образования и присмотра за детьми негосударственными структурами.

Однако, как отмечают исследователи, действующее нормативно-правовое обеспечение системы дошкольного образования не позволяет в полной мере реализовать эффективные подходы к оценке качества дошкольного образования и обеспечить реализацию представленных требований [3,4,15].

В настоящее время дошкольное образование в России представлено государственными и частными образовательными учреждениями, образовательными группами общеобразовательных школ, частными лицами, что позволяет повысить количество детей, охваченных дошкольным образованием, но не в полной мере обеспечивает необходимое качество образовательных услуг.

Несмотря на разработку и планомерное введение

указанных требований со стороны государственных органов управления образованием не удается устранить противоречия между потребностями семьи, общества и государства в содержании, качестве и реальными возможностями имеющейся системы дошкольного образования. Например, со стороны общества преимущественно требуются такие услуги как присмотр и уход за детьми раннего возраста, подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста, тогда как истинным смыслом дошкольного образования и воспитания является накопление детьми потенциала развития и культурного воспитания.

К сожалению, в настоящий момент нет системного подхода к исследованию проблем детей дошкольного возраста, не развит научный подход к прогнозированию развития образования дошкольников. Нет дошкольного образования и в системе государственных программ и национальных проектов. Существуют трудности и в понимании содержания самого показателя качества дошкольного образования, - отмечает В.В. Абашина [16].

При разработке структуры принимаемых управленческих решений в сфере дошкольного образования необходимо учитывать, что доступность услуги дошкольного образования неодинакова в разных городах и регионах Российской Федерации. Это происходит в связи с тем, что объемы дошкольных образовательных услуг зависят от конкурсных показателей при размещении муниципальных заказов среди организаций различных форм собственности, способных оказывать подобные услуги. Данный подход в управлении дошкольным образованием является новым в управлении услугами бюджетной сферы и позволяет оперативно управлять объемом и эффективностью образовательных услуг.

На уровне муниципалитетов одним из эффективных управленческих рычагов в области дошкольного образования может стать паспорт образовательной услуги, в котором должна быть подробно и полно представлена информация о конкретной предоставляемой услуге, экономические расчеты, квалификационные требования к поставщикам услуг и т.д. На основании представленной информации родители дошкольников смогут понимать объемы услуг, предоставляемых за счет бюджета, и дополнительные платные услуги, выходящие за рамки муниципального стандарта.

Нормативы стоимости услуги дошкольного образования должны отражать ее полную стоимость, содержать схему расчета, четко определять обязательства муниципалитета в расходной части (фонд оплаты труда, развития, материального обеспечения и т.п.). В результате можно будет получить норматив стоимости предоставления образовательной услуги одному обучающемуся в год, что позволит определить объемы финансирования муниципалитетом общеобразовательной программы в плане дошкольного образования.

Разработка технологии и критериев контроля качества образовательных услуг позволит оценивать результаты обучения дошкольников в плане развития личности, оценить процесс предоставления услуг, удовлетворенность потребителей результатами учебного процесса и содержания ребенка. Постоянный мониторинг позволит совершенствовать и корректировать заложенные в паспорте критерии оценки содержания и стоимости образовательной услуги. В связи с этим необходимо подготовить соответствующий административный ресурс в системе управления образованием.

Кроме того, система услуг дошкольного образования должна быть ориентирована на партнерство с родителями, обеспечивающими в период получения детьми дошкольного образования согласованного семейного образования. О серозных проблемах в этой сфере пишут исследователи [17-20].

Органы государственной власти, а также образовательные организации, при наличии в них соответствующих консультационных центров, должны бесплатно

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3(28)

87

Gryaznova Elena Vladimirovna, Kaganovich Svetlana Igorevna, Fonareva Oksana Victorovna and others

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF MANAGEMENT ...

pedagogical sciences

предоставлять родителям методическую, консультативную и диагностическую помощь в рамках такого партнерства.

Одной из серьезнейших проблем в управлении образовательными услугами дошкольного образования остается кадровая проблема [21-31]. Дошкольные учреждения испытывают острую нехватку высококвалифицированных кадров. Существует проблема возрастных особенностей воспитателей и педагогов в образовательных учреждениях. Молодые специалисты, получившие дипломы педагога дошкольного образования далеко не все идут работать по специальности в виду низких заработных плат и отсутствия необходимых условий для профессиональной реализации и роста.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

В ходе проведенного исследования был выявлен ряд проблем развития системы управления услугами дошкольного образования:

1. Существуют противоречия в требованиях к качеству образовательных услуг дошкольного образования в нормативных документах и обеспечении условий для их реализации.

2. Не разработаны единые критерии оценки качества образовательных услуг.

3. Не решена проблема подготовки кадров для учреждений дошкольного образования.

4. Успешное управление системой услуг дошкольного образования может быть достигнуто только после проведения следующих мероприятий:

- Регулярные масштабные исследования демографической ситуации в стране по показателям рождения и условий развития детей дошкольного возраста;

- мониторинг возможностей дошкольного образования и его роли в системе образования России;

- изучение кадровых возможностей государства в области осуществления реформ дошкольного образования.

- разработка системного подхода к процессу обновления дошкольного образования в свете современных требований и технологий.

Проведенное исследование показало, что при разработке предложений по совершенствованию системы управления услугами дошкольного образования необходимо рассмотреть основные механизмы создания и реализации данного вида услуг. В первую очередь, это касается основных видов обеспечения системы управления: законодательного, информационного, методического и кадрового. На основе выявленных проблем в управлении услугами дошкольного образования следует разработать проблемную модель данной системы, что и станет предметом нашего дальнейшего исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в ред. от 31.12.2014) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru

2. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2018 год /под ред. С.Н.Бобылева и Л.М. Григорьева. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2018. 172 с.

3. Гильманова, Л. В. Управление качеством педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. Казань, 2016. 22 с.

4. Богуславская Т. Н. Оценка качества дошкольного образования в условиях его стандартизации// Проблемы современного образования. №4. 2017. С. 142 -148.

5. Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития : [Текст] : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), 1 апр. 2015. - Сургут : РИО СургПУ, 2015. 107 с.

6. Новосёлова А.Н. Некоторые проблемы правового регулирования при управлении дошкольной образовательной организацией// Интерактивная наука. №2. 2016. С. 60-65.

7. Седых Е. П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. Т.7.№1. 2019. https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/ view/922

8. Ситников Н. П., Чиркова Е. В. Методологические подходы к оценке результативности управления дошкольным образованием // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. - № 10

(октябрь). http://e-koncept.ru/2018/184059.htm.

9. Грязнова Е.В. Модель информационной культуры управления образованием муниципалитета: предупреждение рисков неэффективного использования достижений информатизации // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). URL: http://mininuniver. ru/scientific/scientific_activities/vestnik

10. Грязнова Е.В. Управление образованием на муниципальном уровне: проблемы и перспективы //NB: Административное право и практика администрирования. 2015. № 6. С. 10-21.

11. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Проблемы информатизации управления образованием // Социодинамика. 2015. № 11. С. 144-157.

12. Дыбина О.В. Индивидуальная управленческая концепция руководителя дошкольной образовательной организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 2-1 (32-1). С. 154-160.

13. Грязнова Е.В., Гончарук А.Г., Курмыскова А.Д., Соколина А.А. Анализ подходов к решению проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе в дошкольной образовательной организации //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 10-12.

14. Филатова Ю.С., Казаринов А.С. Роль и функции специальной информационно-образовательной среды дошкольной образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 297-300.

15. Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования. Материалы XVмеждународной научно-практической конференции (г. Челябинск, 16-17 марта 2017 г.). Челябинск : Цицеро, 2017. 456 с.

16. Абашина B.B. К вопросу о качестве дошкольного образования в условиях его модернизании //Вестник Сургутского государственного педагогического университета. №2. 2017. С. 25 -30.

17. ВеретенниковаВ. Б. Развитие базовых компетенций педагогов и родителей в социальном партнерстве семьи и дошкольной образовательной организации : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 /Веретенникова Вероника Борисовна; [Место защиты: Казан. (Приволж.) федер. ун-т]. Казань, 2018. 24 с.

18. Гильманова, Л. В. Управление качеством педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи : автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.01 /Гильманова Людмила Викторовна; [Место защиты: Казан. (Приволж.) федер. унт]. - Казань, 2016. 22 с.

19. Федина Н. В. Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования. -URL: http://www.twirpx.com/file/1146411/

20. Левитан М.П. Проектный подход к управлению качеством дошкольного образования в дошкольной образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 281-284.

21. Эннанова Л. Ф. Проблемы профессиональной компетентности педагогов системы дошкольного образования// Проблемы современной науки и образования. №2. 2015. С. 45-47.

22. Шинкарёва Н.А., Грязнова Ж.А. Педагогические условия формирования гендерной компетентности современного воспитателя // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 344-347.

23. Захарова Т.В., Басалаева Н.В., Киргизова Е.В. Профессиональная компетентность будущего педагога как проблема современного образования// Сибирский педагогический журнал. №5. 2014. С. 71-76.

24. Осипова Л.Б., Дружинина Л.А. Компетентность педагогов в области развития связной речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 304-308.

25. Лепешкина Е.Ю. Проблема формирования профессиональной позиции будущего педагога как воспитателя в психолого-педагогической науке //Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 3 (19). С. 35-37.

26. Притуляк Л.Н. Особенности формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей ДНЗ // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 71-74.

27. Петрова, С. Н. Модульное повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций в условиях стандартизации образования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Петрова Светлана Николаевна; [Место защиты: Балт. федер. ун-т им. Иммануила Канта]. Калининград, 2017. 23 с.

28. Косогова А.С., Зайцева О.Ю. Аспекты системного подхода в дошкольном образовании //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 263-266.

29. Андрушко Е.Н., Шкляр Н.В. Рекомендации для учителей-де-фектологов и воспитателей по организации коррекционно-педаго-гической работы, направленной на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 7-10.

30. Жербакова Н.А. Готовность педагогов к проектированию здоровьесберегающей образовательной среды дошкольной образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 231-234.

31. Задворная М. С. Непрерывное обучение педагогов личностно-ориентированному взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. Великий Новгород, 2017. 25 с.

Статья поступила в редакцию 23.05.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.