Научная статья на тему 'Информационная и религиозная культура: место в системе дошкольного образования'

Информационная и религиозная культура: место в системе дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНОСТЬ / ЦИФРИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / RELIGIOUS CULTURE / INFORMATION CULTURE / PRESCHOOL EDUCATION / INFORMATIZATION / SPIRITUAL VALUES / SPIRITUALITY / DIGITALIZATION OF PRESCHOOL EDUCATION / ESSENCE OF MAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Глазова Ирина Николаевна, Хоптар Вита Михайловна, Рязанова Мария Владимировна

В современных условиях развивающегося информационного общества возникает противоречие между системами ценностей предыдущей стадии развития цивилизации индустриальной и пришедшей ей на смену информационной. В традиционном обществе (до информационная эпоха) система ценностей формировалась на основе религиозного мировоззрения. Религиозная культура имела такие составляющие как почитание Бога, патриотизм, любовь к семье и окружающим и т.д. В информационном же обществе в результате процессов информатизации и глобализации основные позиции в культуре начинает занимать информационная культура. Эти две составляющие по законам диалектики, вступая в противоречие, порождают массу проблем. Одна наиболее опасная из них проблема утраты духовности. Ее последствия выражаются, прежде всего, в том, что начинает меняться сущность человека. Чтобы остановить данный процесс, необходимо искать пути сохранения духовных ценностей религиозной культуры и ее гармоничных отношений с информационной культурой. Начинать надо с системы дошкольного образования, как первого и самого важного этапа процесса социализации личности. В нашей стране теологическое и религиозное образование возрождается через систему дополнительного образования, путем введения в школьную и вузовскую программы отдельных предметов и курсов. Дошкольное образование требует особого подхода. Здесь ошибки будут иметь лавинообразные последствия. Поэтому необходимо проведение серьезных системных научных исследований, направленных на изучение диалектических отношений двух противоречивых составляющих современной культуры информационной и религиозной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Глазова Ирина Николаевна, Хоптар Вита Михайловна, Рязанова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND RELIGIOUS CULTURE: A PLACE IN THE SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION

In modern conditions of the developing information society there is a contradiction between the value systems of the previous stage of development of civilization industrial and replaced it information. In traditional society (before the information age) the system of values was formed on the basis of religious worldview. Religious culture had such components as worship of God, patriotism, love for family and others, etc. In the information society, as a result of the processes of Informatization and globalization, information culture begins to occupy the main positions in culture. These two components under the laws of dialectics, coming into conflict, give rise to a lot of problems. One of the most dangerous of them is the problem of loss of spirituality. Its consequences are expressed, first of all, in the fact that the essence of a person begins to change. To stop this process, it is necessary to look for ways to preserve the spiritual values of religious culture and its harmonious relations with information culture. It is necessary to start with the system of pre-school education, as the first and most important stage of the process of socialization. In our country, theological and religious education is revived through the system of additional education, through the introduction of certain subjects and courses in the school and University programs. Pre-school education requires a special approach. Here mistakes will have avalanche consequences. Therefore, it is necessary to conduct serious systematic research aimed at studying the dialectical relations between the two contradictory components of modern culture information and religious.

Текст научной работы на тему «Информационная и религиозная культура: место в системе дошкольного образования»

Gryaznova Elena Vladimirovna, Glazova Irina Nikolaevna, Chapter Vita Mikhailovna and others INFORMATION AND RELIGIOUS CULTURE: A PLACE IN THE SYSTEM ...

pedagogical sciences

УДК 373.2:371.3

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0008

ИНФОРМАЦИОННАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА: МЕСТО В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2019

Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующий кафедры

«Философии и теологии» Глазова Ирина Николаевна, магистрант Хоптар Вита Михайловна, магистрант Рязанова Мария Владимировна, магистрант Нижегородский педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1,e-mail: magistrantl8@yandex.ru)

Аннотация. В современных условиях развивающегося информационного общества возникает противоречие между системами ценностей предыдущей стадии развития цивилизации - индустриальной и пришедшей ей на смену - информационной. В традиционном обществе (до информационная эпоха) система ценностей формировалась на основе религиозного мировоззрения. Религиозная культура имела такие составляющие как почитание Бога, патриотизм, любовь к семье и окружающим и т.д. В информационном же обществе в результате процессов информатизации и глобализации основные позиции в культуре начинает занимать информационная культура. Эти две составляющие по законам диалектики, вступая в противоречие, порождают массу проблем. Одна наиболее опасная из них - проблема утраты духовности. Ее последствия выражаются, прежде всего, в том, что начинает меняться сущность человека. Чтобы остановить данный процесс, необходимо искать пути сохранения духовных ценностей религиозной культуры и ее гармоничных отношений с информационной культурой. Начинать надо с системы дошкольного образования, как первого и самого важного этапа процесса социализации личности. В нашей стране теологическое и религиозное образование возрождается через систему дополнительного образования, путем введения в школьную и вузовскую программы отдельных предметов и курсов. Дошкольное образование требует особого подхода. Здесь ошибки будут иметь лавинообразные последствия. Поэтому необходимо проведение серьезных системных научных исследований, направленных на изучение диалектических отношений двух противоречивых составляющих современной культуры - информационной и религиозной.

Ключевые слова: религиозная культура, информационная культура, дошкольное образование, информатизация, духовные ценности, духовность, цифризация дошкольного образования, информатизация, сущность человека.

INFORMATION AND RELIGIOUS CULTURE: A PLACE IN THE SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION

© 2019

Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophy, head of the Department of Philosophy and theologies Glazova Irina Nikolaevna, undergraduate Chapter Vita Mikhailovna, undergraduate Ryazanova Mariya Vladimirovna, undergraduate Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova str., 1, e-mail: magistrant18@yandex.ru)

Abstract. In modern conditions of the developing information society there is a contradiction between the value systems of the previous stage of development of civilization - industrial and replaced it - information. In traditional society (before the information age) the system of values was formed on the basis of religious worldview. Religious culture had such components as worship of God, patriotism, love for family and others, etc. In the information society, as a result of the processes of Informatization and globalization, information culture begins to occupy the main positions in culture. These two components under the laws of dialectics, coming into conflict, give rise to a lot of problems. One of the most dangerous of them is the problem of loss of spirituality. Its consequences are expressed, first of all, in the fact that the essence of a person begins to change. To stop this process, it is necessary to look for ways to preserve the spiritual values of religious culture and its harmonious relations with information culture. It is necessary to start with the system of pre-school education, as the first and most important stage of the process of socialization. In our country, theological and religious education is revived through the system of additional education, through the introduction of certain subjects and courses in the school and University programs. Pre-school education requires a special approach. Here mistakes will have avalanche consequences. Therefore, it is necessary to conduct serious systematic research aimed at studying the dialectical relations between the two contradictory components of modern culture - information and religious.

Keywords: religious culture, information culture, preschool education, Informatization, spiritual values, spirituality, digitalization of preschool education, the essence of man.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Сегодня мы являемся свидетелями стремительных изменений общественного устройства. Если в эпоху индустриального общества ведущую роль играла сфера экономики, то сегодня приоритетной становится информационно-техническая сфера общества. Современное общество все чаще определяется как общество знания. Такое положение приводит к тому, что изменяются требования к темпам социализации. В основе социализации лежат три основных процесса: обучение, воспитание и образование. Сама же социализация начинается с момента рождения человека и продолжается всю его жизнь. Самым важным ее этапом является первый, охватывающий период дошкольного возраста.

Информационное общество требует от современ-

ного человека наличия высокого уровня не только общей культуры, но и информационной. Эти требования предъявляются уже с первых ступеней образования -дошкольного. Тематика цифризации или информатизации дошкольного образования стала весьма популярной для обсуждения на страницах научных публикаций, конференций, формах и т.д. [1-4].

Перспективы дошкольного образования в будущем таковы, что современная его система не сможет найти в них своего места. Она требует коренных изменений. Меняется вся система ценностей, как на уровне мировой культуры, так и на уровне каждой страны в отдельности. Дело в том, что, с одной стороны, происходит универсализация культуры, на базе информатизации и глобализации, а, с другой стороны, культура каждого народа должна сохранить свою самобытность. В противном

40

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

Грязнова Елена Владимировна, Глазова Ирина Николаевна, Хоптар Вита Михайловна и другие ИНФОРМАЦИОННАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА: МЕСТО В СИСТЕМЕ ...

случае, по законам диалектики, произойдет утрата тех культур, которые не смогут выполнить столь противоречивые требования выживания. Путей сохранения культуры много, один из которых, это смена культурных традиционных ценностей таким образом, чтобы они были направлены на сохранение человечества [5-6].

В основе традиционной культуры, как известно, лежат ценности религии, которые формировались тысячелетиями и позволяли по сей день сохранять человеческое в человеке. Не секрет, что сегодня в культуре современного поколения Богом признается искусственный интеллект [7]. Технологические прогнозы развития на 100 лет таковы, что для выживания человек должен изменить свою сущность [8].

Анализ данного прогноза показывает, что развитие технологий, ведущих к изменению человека и его окружения неизбежно. Оно предъявляет особые требования ко всей системе образования, отвечающего за подготовку специалистов будущего. Для перехода на новую стадию развития цивилизации необходимы революционные изменения в науке, что требует особой подготовки научных кадров [9].

С одной стороны, стремительное развитие технологий позволяет улучшить качество жизни человека. Так, например, увеличивается продолжительность жизни, изменяется тип и структура семейных отношений. Однако, это имеет не только положительные стороны, но и отрицательные. Так, исследования ООН показывают, что увеличивается доля одиноких людей, доля домохозяйств с одним человеком составляет 64% [10].

Данный процесс приводит к необходимости смены модели образования. Семейный опыт становится все сложнее аккумулировать и транслировать из поколения к поколению. Традиционно школа, семья и религия являлись важнейшими компонентами социализации личности. Сегодня они перестают быть основными механизмами трансляции социального опыта.

Информационная революция уже сейчас приводит к тому, что Интернетом пользуется каждый второй житель Земли. Информационная культура становится основой современной системы образования. Проявляется это в следующих трансформациях культуры работы с информацией: бумажные носители информации вытесняются экранами; реальное общение вытесняется его информационными симуляциями; реальные объекты заменяются на имитацию в виде информационных моделей, а субъекты - реальные люди, уступают место информационным квазисубъектам [11,12].

Традиционная система образования не способна подготовить человека к жизни в таких условиях. Перед современниками стоит задача разработки такой системы образования, которая способно дать ребенку знания, умения и навыки быстрой адаптации к стремительным техническим изменениям в обществе. Во-первых, это встраивание дошкольного образования в систему непрерывного образования. Во-вторых, в современных условиях необходим перенос акцентов в системе образования именно на дошкольное, в рамках которого и закладываются способности к адаптации к внешним изменениям [12].

Следует отметить, что уже сейчас произошли изменения в самих детях. Так, например, Д.И. Фельдштейн пишет: «Сегодня, в отличие от 30-летней давности, ребенок поставлен в принципиально новую ситуацию - разорванных связей с близким, конкретным взрослым. Уже с дошкольного возраста он находится в развернутом социальном пространстве, где на него хаотично давит со всех сторон поток информации (телевизор, интернет), перекрывая все то, что идет от родителей, воспитателей, учителей. Эта информация не имеет структурно-логической связи, передается бисерно» [13].

Как следствие у современных дошкольников снижены такие качества как любознательность и воображение, существует сложность в приобретении графических на-

выков, мотивация к творческой деятельности, социальная компетентность, физическое развитии и т.д. [14].

Итак, с одной стороны, информационная культура становится элементом ядра культуры в целом. Ее освоение с самого раннего возраста необходимо для встраивания человека в технологическое общество будущего. С другой стороны, она вытесняет из ядра культуры базовые ценности, сформированные на основе духовно-нравственного воспитания, имеющие в основе религиозное начало. Не секрет, что именно религия в истории человечества являлась определяющим фактором в устройстве бытия, как всего общества, так и отдельно взятого человека. Об этом свидетельствует тот факт, что в воспитании всех народов главным всегда было духовно-нравственное мировоззрение, которое формировалось на трех истинах: чти Бога, люби Родину и семью.

Цель статьи

Прежде чем выстраивать новые модели и концепции дошкольного образования необходимо определить основные причины противоречий двух составляющих современной культуры - информационной и религиозной, изучить ошибки, допускаемые при попытках их гармонизации в условиях современного общества.

Результаты исследования

В современных условиях мозаичности системы ценностей информационной культуры возникает необходимость возврата к основам духовности, т.е. к религиозному образованию. Первые шаги в этом направлении делаются в нашей стране после многолетнего забвения религиозного воспитания в период советской эпохи [1522].

Однако, проблем еще пока очень много. Конечно, ученые и педагоги понимают, что формирование духовно-нравственных ценностей необходимо начинать с дошкольного образования. Но возникает вопрос: как грамотно это сделать, не нанося вред психическому и физическому здоровью ребенка? Ответы на эти вопросы можно получить только на основе проведения научных исследований в сфере психологии, педагогики, социологии, культурологии, религиоведения, теологии, философской антропологии и т.д.

Во-первых, необходимо изменить представление о самом человеке. От понимания его сущности зависит и отношение к его духовному миру. Например, распространенная в нашей стране материалистическая научная концепция человека, основанная на атеизме, сформировала понимание человека как материального существа, отличающееся от всего остального живого мира своими родовыми качествами: сознанием, языком, деятельностью и общением.

В действительности, же человек субстанционально отличается от других представителей биотического мира. Он является духовным существом. Согласно идеалистическим концепциям человека - именно благодаря первичности духа в человеке возможны все его родовые качества. Здесь мы, конечно же, не будем вступать в извечные дискуссии о решении основного вопроса философии. Нам важно подчеркнуть, что в разработке научных концепций современного дошкольного образования очень важно суметь не занимать крайних позиций, а диалектически подходить к решению вопроса о том, что такое человек.

Во-вторых, при изменении концепций дошкольного образования необходимо опираться на знания не только педагогики, психологии, физиологии и других наук о человеке, но и на знания наук о Боге, Духе, к каковым и относятся философия религии, религиоведение, теология. Как и в других науках здесь существуют споры о строении духа. Но самое главное, что в науках о Боге выделяются три основных компонента «силы духа»: волевая, познавательная и эмоциональная.

Познавательная компонента - духовно-нравственное сознание, представляющее собой механизмы познания Бога и духовно-ценностной стороны окружающего

Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3(28)

41

Gryaznova Elena Vladimirovna, Glazova Irina Nikolaevna, Chapter Vita Mikhailovna and others pedagogical

INFORMATION AND RELIGIOUS CULTURE: A PLACE IN THE SYSTEM ... sciences

мира. Не случайно в религиозной литературе эта часть силы духа называется разумом. Например, святитель Феофан Затворник пишет, что «... познать в вещах их сокровенное, положенное в них от ума Божественного, можно только посредством силы Божественного свойства. Эта сила в нас есть дух, и в духе разум. » [23, с. 188.].

Эмоциональная составляющая отвечает за формирование отношения человека к Богу, к миру и к себе. Именно она и определяет нормы и правила духовно-нравственную поведения. Так, Феофан Затворник считал, что основным компонентом эмоциональной части духа человека является совесть, выделяя также чувства любви, милосердия, красоты и т.д.

Волевая часть отвечает за механизмы духовно-нравственного поведения, определяя мотивацию духовной деятельности, нравственных поступков. Высшим духовным стремлением считается стремление к Богу [23, с. 266].

В-третьих, необходимо расширить и углубить понимание личности. В современной науке личность понимается как результат процесса социализации. Следовательно, воспитание строится по формуле: личностью не рождаются, а становятся; личность - это индивид, реализующий свои способности в системе общества, отдающий обществу свой потенциал.

Обращаясь к православным источникам, можно видеть, что понятие личности соотносится, прежде всего, с понятием Бога, а не общества. Так, например В.В. Зеньковский считает, что «. личность не может быть абсолютизирована, она не развивается сама из себя, но приобретает свое содержание в общении с миром ценностей, в живом социальном опыте, в обращении к Богу. личность наша становится «самой собой», «находит себя» лишь в живом и действенном взаимообщении с Богом, с миром ценностей, с людьми. Личность и метафизически, и эмпирически не замкнута в себе, она входит в систему мира, подчинена его законам, сопряжена с высшими началами, стоящими над миром. Надо признать двусмысленным утверждение современной этики, которое видит в личности «самоцель»: это противоречит всей жизни личности. Лишь Абсолютная Личность - Бог есть «самоцель»; человек, как тварное существо, не может жить вне связи с Абсолютом ... смысл, цели и условия этого развития личности могут быть поняты лишь в системе целостного мировоззрения» [24, с.14].

Вероятно, что при построении новых парадигм и моделей дошкольного образования необходимо учитывать тот факт, что личность формируется не только в процессе материальной деятельности, но и духовной. И расставить приоритеты между ними практически невозможно. Предпочтение материальной деятельности приводит к формированию ущербного духовного мира, а переоценка духовной деятельности приведет к неспособности адаптации в сложнейшем технократическом мире, опасность вовлечения в различного рода секты и движения неокрепшей психики ребенка.

Выводы

Проведенное исследование места религиозной и информационной культуры в системе дошкольного образования показало, что в современных условиях развития информационного общества они находятся в апогее противоречивого отношения. Это противоречие является источником конфликта ценностей духовной и информационной составляющей человеческой культуры. Утрата духовности в пользу технократизации человека, приведет к трансформации сущности самого человека. Для достижения гармоничного отношения между двумя составляющими культуры необходимо менять концепции дошкольного образования, т.к. именно с него начинается становление человека. Однако без изменения понимания в научном и педагогическом знании основных концептов, таких как человек и личность, гармонии достичь не удастся. Для этого необходимо проведение ис-42

следований, направленных на изучение духовного начала в человеке, построенных не только на материалистических и технократических концепциях сущности человека, но и альтернативных им, которые исторически разрабатывались в рамках философии и теологии. На базе Мининского педагогического университета Нижнего Новгорода реализуется теологическое образование на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры при тесном сотрудничестве с Нижегородской семинарией. Более чем за 15-ти летний опыт работы сложились научные школы и направления, одно из которых «Теология и образование: проблемы взаимосвязи светского и религиозного». В рамках данного направления проводится работа с молодыми учеными, аспирантами, магистрантами и студентами в поисках гармонии построения системы образования будущего.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ECCE-2018. URL: https://ecceconference. com/news/2018/ sostoyalos-otkrytie-mezhdunarodnoy-konferentsii-esse-2018/

2. Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху циф-ровизации // Современное дошкольное образование. 2018. №8(90). С. 16-25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032

3. СябренкоА. П., Юленков С. Е., Тынченко В. С., //Решетневские чтения. №2. 2017. С. 711-713.

4. Мигунова Е.В. Модернизация дошкольного образования в условиях глобальных вызовов//№74. Т.2. С. 40-45.

5. Грязнова Е.В. Информационная социализация личности // Социология власти. 2010. № 1. С. 18-25.

6. Грязнова Е.В. Информационная культурология как научное направление: философско-методологический анализ //Философия и культура. 2016. № 3 (99). С. 452-458.

7. Ефремова Э. (2017) В новой религии роль Бога отведена искусственному интеллекту. URL: https://www.ridus.ru/news/262303

8. Курцвейл Р. (2018) Технический директор Google расписал будущее мира: прогноз до 2099 года. URL: https://inforesist.org/texnich-eskij-direktor-google-raspisal-budushhee-mira-prog-noz-do-2099-goda/

9. Science Education for Responsible Citizenship (2015). URL: https://ec.europa.eu/ research/swafs/pdf/pub_scien ce_ed ucation/KI-NA-26-893-EN-N.pdf

10. Домохозяйства мира - 2017. URL: http://www.demoscope.ru/ weekly /2018/0771/in-dex.php

11. Пасхин Е.Н., Грязнова Е.В., Шиловская Е.Е. Человек в информационном мире Москва, 2010. 130 с.

12. Грязнова Е.В., Глуздов В.А. Образование в информационной культуре человека: проблемы и перспективы Мининский университет. Нижний Новгород, 2018. 140 с.

13. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития //Педагогика. 2010. №7. С. 3-11.

14. Грязнова Е.В. Идентификация человека в информационной ре-альности//Психология и психотехника. 2013. № 4 (55). С. 371-379.

15. Метлик И. В. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания Рос. акад. образования. Москва, 2005. 50 с.

16. Королькова И. В. Взаимодействие государственной системы образования и Русской Православной Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. Москва, 2012. 24 с.

17. Шабалин О.А. Педагогический потенциал светского и религиозного видов образования как факторов развития качества человека в России : конец XVII - начало XXI веков : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. Нижний Новгород, 2014. 28 с.

18. Налетова Н.Ю. Генезис православного образования в контексте культурно-исторического развития России : автореферат дис.... доктора педагогических наук : 13.00.01. Смоленск, 2014. 40 с.

19. Иванова Т.Н., Яковлева С.С. Социологический анализрелигиоз-ных ценностей и гендерных стереотипов // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 157-161.

20. Леви Д.А. Дипломатия веры» как традиционный и новейший метод дипломатии //Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 3134.

21. Бескова Т.В. Феномен зависти с позиций христианского мировоззрения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 261-265.

22. Агапова Э.И. Многообразие форм духовности //Карельский научный журнал. 2014. № 2 (7). С. 5-8.

23. Феофан Затворник, сет. Начертание христианского нравоучения. М., 2002. 330 с.

24. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. 210 с.

Статья поступила в редакцию 25.05.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.