Научная статья на тему 'Проблемы развития региональных венчурных фондов в России'

Проблемы развития региональных венчурных фондов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
753
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИЯ / ВЕНЧУРНАЯ КОМПАНИЯ / ВЕНЧУРНЫЙ ФОНД / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЕНЧУРНЫЙ ФОНД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бубин Михаил Николаевич

Статья посвящена основным проблемам, с которыми сталкиваются региональные венчурные фонды в нашей стране. Так как они являются основными инвесторами инновационных предприятий, то их необходимо развивать не только в центральной части России, но и в регионах. В работе приводится оценка деятельности региональных венчурных фондов и рассмотрены проблемы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития региональных венчурных фондов в России»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЕНЧУРНЫХ ФОНДОВ В

РОССИИ

Бубин Михаил Николаевич доцент кафедры Экономики и автоматизированных систем управления Юргинский технологический институт (филиал) Национальный Исследовательский Томский политехнический университет (г. Юрга)

кандидат географических наук mikhailbubin@rambler.ru

Статья посвящена основным проблемам, с которыми сталкиваются региональные венчурные фонды в нашей стране. Так как они являются основными инвесторами инновационных предприятий, то их необходимо развивать не только в центральной части России, но и в регионах. В работе приводится оценка деятельности региональных венчурных фондов и рассмотрены проблемы развития.

Ключевые слова: инновация, инвестиция, венчурная компания, венчурный фонд, региональный венчурный фонд.

PROBLEMS OF REGIONAL VENTURE FUNDS IN RUSSIA

Bubin Mikhail Nikolaevich Associate Professor of Economics and automated control systems Yurga Technological Institute of the National Research Tomsk Polytechnic

University (Yugra), Ph.D. in geography mikhailbubin@rambler.ru

The article deals with the basic problems faced by regional venture funds in the country. Because they are the main investors of innovative enterprises, they do not must develop only in the central part of Russia, but also in the regions. This paper presents an evaluation of the regional venture capital funds and the problems of development.

Keywords: innovation, investment, venture capital firms, venture capital fund, a regional venture capital fund.

Развитие современной мировой экономики в большей степени зависит от способности внедрять и осваивать новые рынки, передовые технологии, генерировать знания и внедрять их в практику. Особенно это актуально для России, где без инноваций не может быть длительного мощного экономического подъема. При вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) были обозначены основные приоритеты, направленные на интегрирование мировой экономики, развитие конкурентоспособного производства высокотехнологических товаров и услуг. Участие государства в инновационном процессе невозможно без инвестирования в научно-техническое обеспечение национальных потребностей экономики. Одним из инвестиционных институтов, влияющих на развитие инновационных научно-технических компаний, являются венчурные фонды. Представляющие собой инвестиционные организации, работающие исключительно с инновационными предприятиями и проектами. Их развитие -одно из приоритетных направлений государственной политики и необходимое условие активизации инновационной деятельности.

В России большое внимание уделяется крупным венчурным инвестиционным компаниям: Российская ассоциация венчурного

инвестирования (РАВИ), ОАО Российская венчурная компания (РВК), Тройка Диалог и др., но особую актуальность в территориальном масштабе представляют региональные венчурные фонды. Их деятельность необходимо анализировать, с целью оценки тенденций инвестирования в инновационные предприятия, в рамках субъектов Российской Федерации.

Первые региональные венчурные фонды в России появились в 1994 г. по инициативе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), всего было создано одиннадцать Региональных фондов венчурного капитала. На эти цели было выделено ЕБРР 310 млн. долл., тогда в основном принимали участие иностранные компании (США, Г ермания, Япония, Франция, Италия, Финляндия, Норвегия и Швеция). Каждый региональный венчурный фонд обслуживал отведенную ему географическую территорию России, располагал

капиталом в размере около 30 млн. долл., к которому дополнительно выделялись 20 млн. долл. средств технической помощи, предназначенных для покрытия затрат, связанных с функционированием управляющих компаний и подготовкой отобранных отечественных фирм к получению инвестиций. Тогда основными центрами российского венчурного бизнеса стали Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород [1].

Дальнейшее становление фондов сопровождалось следующими событиями:

- 1997г. - действующими в тот период венчурными фондами

образованна Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ), направленная на поддержку, представление и защиту профессиональных интересов организации венчурного бизнеса в России, в том числе и в регионах.

- 1998г. - мировой финансовый кризис, после которого в России осталось только три региональных венчурных фонда с иностранным капиталом: Quadriga Capital (Германия), Eagle (Голландия) и Norum (Скандинавия) [6].

- 2000г. - образован Венчурный инновационный фонд (ВИФ), в результате в качестве имущественного взноса Минпромнауки РФ было разрешено использовать до 100 млн.руб. из средств российского фонда Технологического развития России, Минфина и Министерства антимонопольной политики России. На начало 2000г., по оценке РАВИ, в венчурных фондах было аккумулировано около 2,5-З млрд. евро, которые инвестировались в Россию, но все эти фонды были зарегистрированы за рубежом [8].

- 2002г. - стадия становления и развития венчурного бизнеса. На тот период уже действовало около 36 компаний, которые управляли венчурным капиталом в 3,1 млрд.долл. Преимущественно это фонды были с участием капитала США и стран Западной Европы.

- 2005г. - разработана «Стратегия развития науки и инноваций в России на период до 2015 года», на этот период действовало шесть региональных венчурных фондов.

- 2006г. - создание Российской венчурной компании (РВК), уставный капитал которой на 100% состоял из государственного фонда, в форме открытого акционерного общества и составил в 2006 г. - 5 млрд.руб., а в 2007г. - 10 млрд.руб. Это позволило создать от 10 до 15 венчурных фондов объемом от 50 до 100 млн.долл., в которых частным инвесторам было предоставлено в управление до 51% активов под 3% годовых, а долю государства в лице РВК - 49%. ОАО «Российская венчурная компания» была создана с целью стимулирования в России собственной индустрии венчурного инвестирования, развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов [2].

- 2009 г. - принято решение Минэкономразвития России о дополнительной экспертизе проектов региональных венчурных фондов с целью профессионального контроля за процедурами, по которым управляющими компаниями региональных фондов отбираются проекты для инвестирования.

- 2011 г. - Правительством Российской Федерации была принята Стратегия инновационного развития России до 2020 года, где рекомендовано местным властям стимулировать развитие региональной инновационной инфраструктуры, в том числе и венчурных фондов [5].

В дальнейшем происходило развитие и объединение существующих региональных венчурных фондов, как при участии ЕБРР, так и РВК. Например, к началу 2012 года в России действовало 23 региональных венчурных фонда при поддержке РВК с общим объемом 9,624 млрд. руб. (Табл. 1).

Таблица 1

Региональные венчурные фонды инвестиций в малые предприятия

в научно-технической сфере за 2012г. [4]

№ Название фонда Управляющая компания Размер фонда, млн. руб. Доля от суммы,% Год создания

1 города Москвы Альянс РОСНО Управление Активами 800 8,31 2006

2 ВТБ Управление активами 800 8,31 2008

3 Воронежской области Сбережения и инвестиции 280 2,91 2009

4 Волгоградской области НИКОР Кэпитал Партнерз 280 2,91 2009

5 Калужской области Сбережения и инвестиции 280 2,91 2010

6 Краснодарского края Сбережения и инвестиции 800 8,31 2009

7 Красноярского края Тройка Диалог 120 1,25 2006

8 Московской области Тройка Диалог 284 2,95 2007

9 Нижегородской области ВТБ Управление активами 280 2,91 2007

10 Новосибирской области НИКОР Кэпитал Партнерз 400 4,16 2009

11 Пермского края Альянс РОСНО Управление Активами 200 2,08 2006

12 Республики Башкортостан Сбережения и инвестиции 400 4,16 2009

13 Республики Мордовия Альянс РОСНО Управление Активами 880 9,14 2007

14 Республики Татарстан Тройка Диалог 800 8,31 2006

15 Республики Татарстан (высоких технологий) АК Барс капитал 300 3,12 2007

16 Самарской области Инвест-Менеджмент 280 2,91 2009

17 Санкт-Петербурга ВТБ Управление активами 600 6,23 2007

18 Саратовской области ВТБ Управление активами 280 2,91 2007

19 Свердловской области Ермак 280 2,91 2006

20 Томской области Мономах 120 1,25 2006

21 Челябинской области Сбережения и инвестиции 480 4,99 2009

22 Чувашской Республики НИК Развитие 280 2,91 2009

23 Ставропольского края УК ООО «Актив Финанс Менеджмент» 400 4,16 2012

Итого: 9 624 100 -

Анализ таблицы 1 показывает, что самые крупные по размеру капитала венчурные региональные фонды сосредоточены в европейской части России, в субъектах: г. Москвы (1600 млн.руб.), Республиках Татарстан (1200 млн.руб.) и Мордовия (880 млн.руб.), Краснодарского края (800 млн.руб.), на 200 млн.рублей меньше, капитал фонда отмечен в г. Санкт-Петербург (600 млн.руб.), в числе аутсайдеров отмечены регионы: Красноярский край и Томская область (1,25 млн.руб.).

Если рассматривать степень ранжирования субъектов по инновационной активности (Табл. 2) по верхнюю позицию занимают: г.Москва, Московская, Свердловская, Самарская области и Республика Татарстан, нижнюю: Республики Ингушетия и Чеченская.

Таблица 2

Ранжирования регионов России по степени инновационной активности [3]

Регион Ср. ранг. Регион Ср. ранг. Регион Ср. ранг.

г. Москва 2,28б Смоленская область 53,000 Республика Дагестан 49,571

Московская область 4,571 Ульяновская область 28,571 Новгородская область 52,857

Свердловская область 5,28б Хабаровский край 31,28б Псковская область 53,000

Самарская область б,429 Архангельская область 31,571 Липецкая область 55,571

Республика Татарстан б,571 Удмуртская Республика 32,28б Республика Бурятия 5б,28б

Нижегородская обл. 7,571 Алтайский край 32,857 Астраханская область 5б,857

Пермская область 10,000 Приморский край 35,143 Республика Марий Эл 5б,857

Респ. Башкортостан 11,571 Мурманская область 35,28б Республика Карелия 57,143

Тюменская область 13,571 Кемеровская область 35,857 Камчатская область 57,857

г. Санкт-Петербург 14,714 Ленинградская область 3б,571 Кабардино-Балкарская Респ. б0,000

Челябинская область 15,143 Курская область 37,714 Читинская область б0,714

Ростовская область 1б,429 Тамбовская область 39,143 Сахалинская область б1,000

Новосибирская обл. 17,571 Кировская область 39,429 Костромская область б2,28б

Воронежская область 19,143 Республика Саха 40,429 Амурская область б2,571

Калужская область 20,714 Белгородская область 40,571 Респ. Северн. Осетия б5,143

Ярославская область 20,714 Пензенская область 40,571 Магаданская область б7,143

Саратовская область 21,000 Орловская область 41,143 Карачаево-Черкесская Респ. б8,571

Владимирская область 22,714 Брянская область 41,286 Еврейская автономная обл. 69,857

Иркутская область 22,857 Республика Коми 41,714 Республика Адыгея 71,571

Краснодарский край 24,571 Калининградская обл. 41,857 Республика Тыва 72,143

Красноярский край 25,143 Оренбургская область 43,857 Республика Калмыкия 72,571

Волгоградская область 27,286 Вологодская область 44,143 Республика Хакасия 73,429

Омская область 27,857 Ставропольский край 45,143 Чукотский автономн. округ 74,143

Рязанская область 28,000 Чувашская Республика 46,000 Республика Алтай 74,429

Тульская область 28,143 Курганская область 47,000 Республика Ингушетия 76,000

Томская область 28,143 Ивановская область 47,286 Чеченская Республика 76,429

Тверская область 28,571 Республика Мордовия 48,143 - -

Сопоставление таблиц 1, 2 показывает, что развитие венчурных инвестиционных фондов по территории России дифференцированно. Это связано с проблемами, которые существуют в конкретном регионе и на разном уровне хозяйствования, обозначим некоторые из них:

- неразвитость региональной инфраструктуры, обеспечивающей появление новых инновационных предприятий;

- отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в высокотехнологичные предприятия;

- низкий авторитет инновационной предпринимательской деятельности в области малого и среднего бизнеса в отдельных регионах;

- недостаточная информационная поддержка венчурной индустрии;

- отсутствие квалифицированных управляющих венчурными фондами;

- низкий уровень инвестиционной культуры предпринимателей.

Безусловно, есть и успехи в решении выше изложенных проблем, так в

рамках реализации Стратегии инновационного развития России, региональные власти многих субъектов (Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и др.) способствуют поддержке и развитию венчурных фондов. Например, уже получили широкую известность региональные фонды: Уральский

Региональный Венчурный Фонд ЕБРР, Западно-Сибирский Венчурный Фонд ЕБРР, Нижне-Волжский Региональный Венчурный Фонд, Региональный

Венчурный Фонд Северо-Запада и Запада России, Региональный Венчурный Фонд Южной России и др.

На протяжении 2007 - 2012 гг. Российская венчурная компания и 27 субъектов Российской Федерации заключили партнерские соглашения о сотрудничестве и проведении совместных работ в сфере инновационной деятельности, направленных на развитие рынка венчурного инвестирования и поддержку инновационных научно-технических проектов, реализуемых малыми и средними региональными предприятиями [4].

Ежегодно Российская ассоциация венчурного инвестирования реализует проект региональных венчурных ярмарок и форумов, организуемых в тесном сотрудничестве с местными органами власти: в Казани, Новосибирске, Владивостоке, Ростове-на-Дону и Иркутске, что способствует развитию инновационного сектора экономики и росту предпринимательской активности.

Тем не менее, в сложившейся ситуации необходимо принять ряд мер направленных на разрешение проблем развития региональных венчурных фондов, не только местного, но и федерального уровня:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Создание правовой основы деятельности региональных венчурных фондов.

2. Финансовая поддержка в форме целевых региональных грантов, а также налоговых льгот на исследования и разработки.

3. Поощрение более равномерного распределения активности рискового капитала по регионам России.

4. Снижение процентных ставок в региональных банках на развитие инновационных предприятий.

5. Развитие информационной среды, а также стимулирование кооперационных связей между малыми и крупными предприятиями.

6. Содействие повышению образования в области венчурной деятельности путем обучения специалистов в региональных бизнес-школах, колледжах и университетах.

7. Воспитание венчурной культуры среди предпринимателей в малом и среднем бизнесе.

Таким образом, российская тенденция развития региональных венчурных фондов направлена только на определенные субъекты страны, являющиеся лидерами по приоритетным направлениям экономики, где и развивается венчурный бизнес: Центральный, Северо-западный, Поволжский районы и некоторые другие регионы. Поэтому существует высокая степень дифференциации субъектов России по уровню инвестиционной привлекательности, что связано с множеством факторов: ресурсно-сырьевым, кадровым, производственным, финансовым, уровнем инвестиционных рисков, связанных с экономическими и политическими изменениями условий ведения хозяйственной деятельности. В связи со сложившейся ситуацией необходимо проводить активную политику по созданию венчурных фондов не только в отдельных субъектах, но и в регионах с большим потенциалом, например Алтая.

Библиографический список:

1. Гулькин П.Г. Венчурные и прямые частные инвестиции в России: теория и десятилетие практики. Венчурные инвестиции в РФ в 1994-2001 гг. Аналитическое и статистическое исследование. - Спб.: АЦ «Альпари Спб», 2002.

2. Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций в России за 2006 г.: Аналит. Сб. - Спб.: Феникс, 2007. - С. 91.

3. Прохорова О.Ю. Развитие региональных венчурных фондов как базового

инструмента инновационного инвестирования: автореф. дисс. ...

кандидата экон. наук, - Орел, 2011. - С.24.

4. Российская венчурная компания. Региональные венчурные фонды. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.rusventure.ru

5. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». - Собрание законодательства РФ от 02.01.2012, - №1, - ст.216.

6. Угнич Е.А. Актуальный вектор развития венчурного капитала в современной России. Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 30. Февраль 2012. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. -Режим доступа: http://e-journal.spa.msu.ru/images/File/2012/30/Ugnich.pdf

7. Цыдыпов Р. Ж. Становление институциональной среды венчурного предпринимательства в России // Проблемы современной экономики. - № 2 (42). - 2012. - С. 162.

Bibliographical list:

1. Gulkin P. Venture capital and private equity in Russia: Theory and Practice decade. Venture capital investments in Russia in 1994-2001. Analytical and statistical study. - St.Petersburg: AC «Alpari Spb», 2002.

2. Overview of Private Equity and venture capital investments in Russia in 2006 years: Analytical book - St.Petersburg: Phoenix, 2007. - Р. 91.

3. Prokhorova O. Development of regional venture capital funds as the underlying innovative investment: disstation artice сandidate ... economical siences, - Orel, 2011. - P.24.

4. Russian Venture Company. Regional venture funds. [Electronic resource]. Electronic data. - URL: http://www.rusventure.ru

5. Government’s order data of 08.12.2011 № 2227-r "On the Strategy of Innovation Development of the Russian Federation for the period up to 2020 years" - Code of laws of the Russian Federation of 02.01.2012, - № 1, - st.216.

6. Ugnich E. The actual vector of development of venture capital in Russia.

Governance. Electronic Bulletin. Edition №r 30. February 2012. [Electronic resource]. Electronic data. - URL: http://e-

journal.spa.msu.ru/images/File/2012/30/Ugnich.pdf

7. Tsydypov R. An institutional environment venture business in Russia // Problems of the modern economy. - № 2 (42). - 2012. - Р.162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.