Научная статья на тему 'Проблемы профилактики девиантного поведения детей и подростков в современных социокультурных условиях российского общества'

Проблемы профилактики девиантного поведения детей и подростков в современных социокультурных условиях российского общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1714
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / социальные и психологические конфликты / коррекционная и реабилитационная деятельность / институты социализации несовершеннолетних / причины девиантности / deviant behavior / social and psychological conflicts / correctional and rehabilitation activities / institutions for the socialization of minors / causes of deviant behavior

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф. К. Зиннуров

В статье проанализированы социально-культурные, экономические условия, стимулирующие негативные тенденции девиантности подростков. Рассмотрены основные причины девиантного поведения и формы его проявления. Предложены направления профилактической и коррекционной деятельности в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ф. К. Зиннуров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF PREVENTION OF CHILDREN’S AND ADOLESCENTS’ DEVIANT BEHAVIOUR IN MODERN SOCIO-CULTURAL CONDITIONS OF RUSSIAN SOCIETY

The article analyzes socio-cultural, economic conditions that stimulate negative trends in adolescent deviance. The main causes of deviant behavior and the forms of its manifestation are considered. Directions of preventive and remedial activities in this direction are suggested

Текст научной работы на тему «Проблемы профилактики девиантного поведения детей и подростков в современных социокультурных условиях российского общества»

культуре специализации по настольному теннису как наиболее прогрессивной формы совершенствования физического воспитания и повышения уровня оздоровительного потенциала студентов.

Литература

1. Рязанова Е.А., Гиренко Л.А Организация физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем в вузе. Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве: сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2017. - 178 с. - С. 124-128.

2. Ахметгареева Р.К., Битшева И.Г., Болотников А.А., Калманович В.Л., Мугаттарова Э.Р., Хайруллин Р.Р. Повышение мотивированности к занятиям, как важнейшее условие формирования потенциала культуры физической у студентов // Казанская наука. - 2016. - №11. - с. 133-135

3. Агеевец В.У., Борилкевич В.Е., Шустин Б.Н. Динамика физической подготовленности студентов в связи со специализацией курса физического воспитания //Материалы научно-методической конференции вузов по физическому воспитанию. Л., 1969. - С. 6-7.

4. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 240 с.

5. Барчукова Г.В., Шпрах С.Д. Здоровье главный итог, бодрость главная победа / / Физкультура и спорт. № 5, 1991. - С. 89 - 99.

6. Сапегина ТА, Ольховская Е.Б. Адаптация студентов к факторам профессионально-образовательной среды / / Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 6. - С. 57-63.

7. Воронова Н.О. Подготовка игроков в настольный теннис / Н.О.Воронова - М.: Физкультура и спорт, 2 014 -

254 с.

8. Копелян Л.С. Формирование двигательных навыков и проведение эффективного тренировочного процесса в обучении занимающихся настольным теннисом / Л.С. Копелян. - М.:Физкультура и спорт, 2012 -267 с.

9. Амелин А.Н. Настольный теннис / А.Н. Амелин. - М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2013 - 341 с

10. Рубанович В.Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой: учеб. пособие. - Новосибирск, 1998. - 283 с.

References

1. Ryazanova E.A., Girenko L.A. Organizaciya fizicheskoj kul'tury dlya studentov s oslablennym zdorov'em v vuze. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v mirovom uchebno-vospitatel'nom pro-stranstve: sb. materialov VII Mezhdunar. nauch.-prakt konf - Novosibirsk, 2017. - 178 s. - S. 124-128.

2. Ahmetgareeva R.K., Bitsheva I.G., Bolotnikov A.A., Kalmanovich V.L., Mugattarova E.R., Hajrullin R.R. Povyshenie motivirovannosti k zanyatiyam, kak vazhnejshee uslovie formirovaniya potenciala kul'tury fizicheskoj u studentov // Kazanskaya nauka. - 2016. - №11. - s. 133-135

3. Ageevec V.U., Borilkevich V.E., Shustin B.N. Dinamika fizicheskoj podgotovlennosti studentov v svyazi so specializaciej kursa fizicheskogo vospitaniya //Materialy nauchno-metodicheskoj konferen-cii vuzov po fizicheskomu vospitaniyu L, 1969. - S. 6-7.

4. Vajnbaum YA.S., Koval' V.I., Rodionova T.A Gigiena fizicheskogo vospitaniya i sporta: Ucheb. po-sobie dlya stud. vyssh. ped ucheb. zavedenij. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002. - 240 s.

5. Barchukova G.V., Shprah S.D. Zdorov'e glavnyj itog, bodrost glavnaya pobeda // Fizkul'tura i sport. № 5, 1991. - S.

89 - 99.

6. Sapegina T.A., Ol'hovskaya E.B. Adaptaciya studentov k faktoram professional'no-obrazovatel'noj sredy // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. - 2011. - № 6. - S. 57-63.

7. Voronova N.O. Podgotovka igrokov v nastol'nyj tennis / N.O.Voronova. - M.: Fizkul'tura i sport, 2014 - 254 s.

8. Kopelyan L.S. Formirovanie dvigatel'nyh navykov i provedenie ehffektivnogo trenirovochno-go processa v obuchenii zanimayushchihsya nastol'nym tennisom / L.S. Kopelyan. - M.:Fizkul'tura i sport, 2012 -267 s.

9. Amelin A.N. Nastol'nyj tennis / A.N. Amelin. - M.: Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury i sporta, 2013 - 341 s.

10. Rubanovich V.B. Vrachebno-pedagogicheskij kontrol' pri zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj: ucheb. posobie. -Novosibirsk, 1998. - 283 s.

УДК 37

Ф.К. Зиннуров

ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО

ОБЩЕСТВА

В статье проанализированы социально-культурные, экономические условия, стимулирующие негативные тенденции девиантности подростков. Рассмотрены основные причины девиантного

поведения и формы его проявления. Предложены направления профилактической и коррекционной деятельности в этом направлении.

Ключевые слова: девиантное поведение, социальные и психологические конфликты, коррекционная и реабилитационная деятельность, институты социализации несовершеннолетних, причины девиантности

Foat K. Zinnurov QUESTIONS OF PREVENTION OF CHILDREN'S AND ADOLESCENTS' DEVIANT BEHAVIOUR IN MODERN SOCIO-CULTURAL CONDITIONS OF RUSSIAN SOCIETY.

Abstract: The article analyzes socio-cultural, economic conditions that stimulate negative trends in adolescent deviance. The main causes of deviant behavior and the forms of its manifestation are considered. Directions of preventive and remedial activities in this direction are suggested.

Keywords: deviant behavior, social and psychological conflicts, correctional and rehabilitation activities, institutions for the socialization of minors, causes of deviant behavior.

Проблема девиантного (отклоняющегося, правонарушающего, асоциального и т.д.] поведения детей и подростков всегда была актуальной и животрепещущей и занимала умы педагогов, психологов, юристов, общественных деятелей, рядовых граждан. «В последнее время особую тревогу в обществе вызывает рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, возраст детей, с фиксируемыми проявлениями девиантногго поведения, понизился до младшего школьника. Все чаще регистрируются опасные формы, такие как насилие, пьянство и алкоголизм, наркомания и токсикомания, самоубийство, преступность» [1, с. 48-49].

Преступное поведение несовершеннолетних весьма специфично и объясняется не только биологическим, возрастным фактором, но и целым спектром социальных причин и условий, в которых они оказались. «Динамизм социальных процессов, происходящих в настоящее время, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неуклонно ведут к увеличению девиаций» [6, с. 1224.].

Именно дети, учащиеся средних классов весьма чувствительны к социальным и психологическим конфликтам. Поэтому среди несовершеннолетних наблюдается устойчивая тенденция роста недисциплинированных, взрывных, конфликтных ситуаций. «Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня девиантное поведение несовершеннолетних рассматривается как свидетельство недостатков в воспитательной сфере в сложной социально-экономической ситуации в стране, а совокупность фактов антиобщественного поведения и правонарушений несовершеннолетних на определенной территории - как серьезный показатель недостатков проводимой профилактической и воспитательной работы» [5]. Масштабы и показатели девиантного поведения возрастают по многим параметрам. Наибольшее распространение среди несовершеннолетних получают такие формы девиаций, как противоправное поведение, наркомания и токсикомания, бродяжничество и попрошайничество, пьянство и алкоголизм, сексуальные отклонения.

Современные правонарушители несовершеннолетнего возраста - это дети и подростки, которые в условиях неустоявшихся ценностей, смены жизненных приоритетов и ориентиров, культурного вакуума, изменения правовых и отчасти нравственных норм посчитали, что наступило время вседозволенности. Смещение приоритета нравственных ценностей на материальные ценности, на стремление к обеспеченному образу жизни и высокому достатку привели к ряду негативных последствий. В силу своего неопределенного, пограничного (между детьми и взрослыми] положения подростки не знают морально одобряемые обществом способы реализации своих возросших потребностей и не владеют ими. Авторитет взрослых, родителей, воспитателей уже не является нравственным ориентиром. Влияние государственных и общественных институтов также пошатнулось. В связи с этим и на фоне этого детская и подростковая преступность растет [7].

Несовершеннолетние в основной своей массе не имеют своих источников доходов, средств существования. Возникает противоречие: они хотят получать сразу все, но не знают или не имеют легитимных способов реализации своих потребностей и желаний.

По мнению И.Б. Буртоновой, «основными причинами девиантного поведения являются заболевания ребенка, стремление получить сильные впечатления, повышенная возбудимость, неумение контролировать себя, стремление к самостоятельности и независимости,

неблагополучная ситуация в семье, недостаток знаний родителей, отставание в учебе, пренебрежение со стороны сверстников, непонимание взрослыми трудностей детей, стрессовые жизненные ситуации детей, недостаточная уверенность ребенка в себе, напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая материальная обеспеченность, безработица родителей], чрезмерная занятость родителей, примеры насилия, жестокости, безнаказанности (получаемые из СМИ]..., повышенная коммуникативность, одиночество, непонимание другими ..., желание обратить на себя внимание» [1, с. 49-50].

Поскольку основным институтом успешной социализации детей и подростков является семья и школа, причины девиаций следует искать и в недостаточной профилактической и коррекционной работе образовательных учреждений.

Нами был проведен ряд исследований, направленных на выявление комплекса причин, которые обусловливают девиантное поведение несовершеннолетних и имеют большое значение для формирования направлений профилактики и коррекции преступности несовершеннолетних. Анкетирование проводилось среди воспитанников Республиканской специальной общеобразовательной школы им. Н.А. Галлямова (г. Казань] и учащихся общеобразовательных школ г. Казани.

В качестве причин своего девиантного поведения подростки наиболее часто называли следующие обстоятельства:

- из-за денег (купить что-либо себе, угостить друзей, блеснуть в своем окружении, казаться не хуже других] - 16%;

- из-за друзей (пошел за компанию, не хотел показаться трусом, поддержать друга] - 15%;

- по глупости (поддался на уговоры, не подумал о последствиях, взяли «на слабо»] - 14%;

- для получения наркотиков - 11%;

- для приобретения алкоголя - 11%;

- в нетрезвом состоянии - 8%;

-от голода - 4%;

- обратить на себя внимание близких, родных - 4%.

Большинство анкетируемых указали на бесконтрольность их поведения и поступков со стороны взрослых. Это можно объяснить сложным семейным положением опрашиваемых подростков.

Без отца или без матери живут 38% опрашиваемых. С отчимом или мачехой живут 16%. Воспитывались без отца и матери, т.е. родственниками - дедушкой, бабушкой, тетей, старшей сестрой - 8%. Многие подростки испытали сильнейший стресс - потерю близкого человека (одного из родителей, сестры, брата] - 11%. У 12% несовершеннолетних один из родственников находится в местах лишения свободы, у 5% один из родителей был лишен родительских прав. Такие дети отмечают наличие в близком родственном окружении, наркоманов (4%], алкоголиков (4%], 19% несовершеннолетних в семье бьют (изредка - 14%, 5 % - постоянно].

О.П. Коваленко отмечает: «Девиантное поведение - довольно распространенное явление, сопровождающее процесс социализации и взросления, которое возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Хотя самосознание развивается еще в детском возрасте, девиантное поведение осознается не каждым подростком. При этом возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется у них также не сразу . В связи с этим возникает необходимость целенаправленной психолого-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения подростков» [4].

В связи с тем, что в настоящее время сохраняется и усиливается социальная нестабильность, весьма важной становится коррекция и доработка всей системы профилактической работы в отношении девиантных несовершеннолетних. Можно выделить несколько направлений такой деятельности:

- совершенствование профилактической деятельности государственно-исполнительных органов власти, общественных структур (фондов, обществ и т.д.] по предупреждению девиантного поведения детей и подростков. Весьма важным в этом направлении является вовлечение в эту деятельность высококвалифицированных кадров;

- развитие государственной политики в сфере улучшения имиджа и укрепления семьи как государственного института, «ячейки общества», оптимизация механизма формирования бюджетных статей расхода в сторону увеличения затрат на реализацию и разработку программ по укреплению семьи на различных уровнях;

- укрепление массовой физической культуры, детского и юношеского спорта, развитие досуговой сферы;

- актуализация патриотического и политико-правового воспитания несовершеннолетних;

- развитие и совершенствование ювенальной юстиции.

Анализ нормативных правовых актов, специальной литературы и источников, а также наша практическая деятельность в области профилактики противоправного поведения дает основания утверждать, что современная система предупреждения и профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних обусловлена формированием факторов различного характера: этнонационального, поликультурного, технологического и др.

Мы определили специфические принципы, по которым строится психолого-педагогическая система профилактики и коррекции отклоняющегося поведения подростков:

принцип непрерывности воздействия системы профилактики отклоняющегося поведения (на уровне выявления, воздействия, коррекции, перехода в нормальную среду];

принцип полифункциональности психолого-педагогической системы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения вне зависимости от того, какая форма девиации становится объектом влияния;

принцип нейтрализации агрессивного поведения несовершеннолетних. Несмотря на рост агрессивности подростковой среды в последнее время, эта проблема не решена; принцип позитивного воздействия социокультурной среды; принцип технологичности (результативности];

принцип субъектности психолого-педагогической системы профилактики и коррекции; принцип национально-культурной идентичности [2, с. 93-94].

В начале XXI века особенно остро ощутимой стала потребность контроля и коррекции всех этапов и форм профилактической деятельности. Исследования современных ученых дали возможность зафиксировать основные составляющие «стандартизированного содержания профилактической работы: внимание к проблеме безнадзорности и девиантного поведения подростков со стороны воспитывающих взрослых и необходимость оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи и поддержки; достаточно высокий уровень развития средств педагогического (гуманного] воздействия на детей и подростков с отклоняющимся поведением и отсутствие обоснованной и отработанной на организационно-правовом уровне педагогической системы профилактики девиантного поведения средствами гуманной педагогики, социально-культурной деятельности; разработка узкопрофессиональных утилитарных подходов, разработка профилактических основ преодоления девиантного поведения на уровне решения методических проблем и ограниченные попытки их рассмотрения на уровне психолого-педагогических закономерностей и принципов» [3, с. 79, 7]. Сюда же можно отнести и перенос акцентов на анализ конкретных реабилитационных, психолого-педагогических способов купирования девиантного поведения несовершеннолетних.

Содержание психолого-педагогической коррекционной и реабилитационной деятельности объективно включает в себя:

- выявление уровня подготовки образовательных и воспитательных учреждений (в лице администрации и педагогического коллектива] к организации указанного вида работы;

- качественную диагностику всех промежуточных этапов и конечного результата, оценку качества и эффективности коррекционной работы;

- использование разнообразных средств социокультурной деятельности: спортивные секции, музыкальные школы, изобразительные и театральные студии и т.д.;

- выявление взаимовлияния и взаимообусловленности итогов проводимой деятельности с меняющимся поведением несовершеннолетних.

Обобщая, подведем некоторые итоги. Содержание, система и структура психолого-педагогической профилактики и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних необходимо включает в себя все ступени обучения и воспитания несовершеннолетних (начиная с дошкольной ступени к начальной школе и до полного среднего образования], определяет цели, задачи, методы, средства, технологии социокультурного взаимодействия, критерии оценивания продуктивности проводимой коррекционной работы.

Литература

1. Буртонова И.Б. Социально-педагогические стратегии профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы / / Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - Вып. 3. - С. 48-54.

2. Габдулхаков В.Ф., Чанышева Г.Г., Зиннуров Ф.К. О педагогических принципах профилактики девиантного поведения подростков / / Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2012. - № 2. - С. 93-94.

3. Зиннуров Ф.К. Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в новых социально-культурных условиях XXI века. - Казань: Центр инновационных технологий, 2 012. - 404 с.

4. Коваленко О.П. Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков // Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Астрахань, 2016.

5. Попов В.А., Липнягов Н.П. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних образовательных учреждений // Молодой ученый. - 2013. - № 7. - С. 410-412 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: moluch.ru/archive/su/728 (дата обращения: 26.12.2018].

6. Свиницкая Т.А Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе // Молодой ученый. - 2015. - № 11. - С. 1224-1226.

7. Шипунова Т.В. Факторы риска девиантного поведения молодежи в контекстах повседневности: некоторые результаты исследования / / Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2018. - Т.9. -№ 2. - С.175-182.

References

1. Burtonova I.B. Social'no-pedagogicheskie strategii profilaktiki deviantnogo povedeniya podrostkov v usloviyah obshcheobrazovatel'noj shkoly // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo univer-siteta. - 2015. - Vyp. 3. - S. 48-54.

2. Gabdulhakov V.F., Chanysheva G.G., Zinnurov F.K. O pedagogicheskih principah profilaktiki de-viantnogo povedeniya podrostkov // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. - 2012. - № 2. - S. 93-94.

3. Zinnurov F.K. Profilaktika i korrekciya deviantnogo povedeniya detej i podrostkov v novyh social'no-kul'turnyh usloviyah XXI veka. - Kazan': Centr innovacionnyh tekhnologij, 2012. - 404 s.

4. Kovalenko O.P. Psihologo-pedagogicheskaya profilaktika deviantnogo povedeniya podrostkov // Pedagogika i psihologiya: sovremennyj vzglyad na izuchenie aktual'nyh problem: sbornik nauchnyh tru-dov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Astrahan', 2016.

5. Popov V.A., Lipnyagov N.P. Sorial'no-pedagogicheskaya profilaktika deviantnogo povedeniya podrostkov v sisteme srednih obrazovatel'nyh uchrezhdenij // Molodoj uchenyj. - 2013. - № 7. - S. 410-412 [Electronic resource]. - Rezhim dostupa: https: moluch.ru/archive/su/728 (date of address: 26.12.2018).

6. Svinickaya T.A. Profilaktika deviantnogo povedeniya podrostkov v social'noj rabote // Molodoj uchenyj. - 2015. -№ 11. - S. 1224-1226.

7. Shipunova T.V. Faktory riska deviantnogo povedeniya molodezhi v kontekstah povsednevnosti: nekotorye rezul'taty issledovaniya // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2018. - T.9. - № 2. - S.175-182.

УДК 378.048.2

Л.А. Малахова, Г.Р. Ситдикова

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КАК СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В статье рассматриваются вопросы социально-педагогического сопровождения профессионального становления, повышения квалификации преподавателей иностранных языков, особенности роли тьютора при повышения квалификации преподавателей иностранных языков.

Ключевые слова: профессиональное образование, социально-педагогичсекое сопровождение, система повышения квалификации, обучение в течение всей жизни, непрерывное профессиональное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.