Научная статья на тему 'Проблемы применения терминологии в индустрии международного образовательного туризма'

Проблемы применения терминологии в индустрии международного образовательного туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
620
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Нэлли Анатольевна

Рассмотрены проблемы идентификации образовательного туризма на основе контент-анализа различных классификаций видов туризма. Предложены уточнения основного терминологического и понятийного аппарата для практического применения в сфере образовательного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of identification of educational tourism on the basis of the content-analysis of various classifications of kinds of tourism are considered. Specifications of the basic terminological and conceptual device for practical application in sphere of educational tourism are offered.

Текст научной работы на тему «Проблемы применения терминологии в индустрии международного образовательного туризма»

кой деятельности (промышленность, сельское хозяйство, наука, образование, здравоохранение, культура и др.).

• Управление качеством можно рассматривать как непрерывную задачу обеспечения конкурентоспособности, эффективности и как устойчивости функционирования объекта, так и обеспечения достижения долгосрочных стратегических целей.

• Применительно к деятельности организации, высшего учебного заведения качество может рассматриваться как объект стратегического, так и тактического, оперативного управления.

• Обеспечение устойчивости образовательного учреждения может осуществляться путем целенаправленной комплексной деятельности по формированию стабильных стратегических целей, обеспечению реализуемости их распола-

гаемым потенциалам, менеджментом образовательного учреждения, а также функционированием системы непрерывного стратегического планирования.

• Реализация принципов стратегического планирования качества формирует гибкую систему планирования и выполнения работ, быстро реагирующую на изменения, поддерживающую взаимодействие между подразделениями.

• Стратегическое планирование качества позволяет направить ресурсы на выполнение деятельности, необходимой для ежегодной реализации планов компании, результаты которых могут проявиться в повышении удовлетворенности потребителя, сокращении не связанных с деятельностью компании и бесполезных затрат, а также в повышении ценности компании для инвесторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горбашко Е.А. Управление качеством: учебное пособие. СПб.: СПбГУЭФ. 2005.

2. Розова Н.К. Менеджмент качества. СПб.: Вектор. 2005.

3. Shoji Shiba. La management par регейе -miïthode Hoshin. -Editions INSEP. 1996.

4. Эванс, Джеймс Р. Управление качеством: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации" / Джеймс Р.Эванс; пер. с англ. под ред. Э.М.Короткова; предисловие Э.М. Короткова. М.: ЮТИТИ-ДАНА. 2007.

Козлова Н.А.

Проблемы применения терминологии

в индустрии международного образовательного туризма

Образовательный туризм представляет собой быстро развивающийся сектор экономики туризма, завоевывающий признание во всем мире. Многие исследователи относят его к числу ведущих и наиболее перспективных суботраслей туризма. Специфические особенности образовательного туризма, проявляющиеся в особом характере спроса, выраженных сезонных колебаниях, диверсификации туристского продукта и услуг гостеприимства,

низкой подверженности кризисам и социально-политическим потрясениям, динамично развивающимися потребностями клиентов требуют детального изучения и разработки теоретических, методологических и системных подходов к совершенствованию взаимодействия всех его участников.

Сущность любого явления отражается в его понятии. Основополагающими понятиями в сфере туризма являются понятия "туризм" и

"турист". Однако следует отметить, что разнообразие трактовок этих понятий различными авторами, применение различных принципов главенствования в формулировке дефиниций, использование различных подходов к идентификации туризма как сферы экономики привело к определенному терминологическому разнобою относящихся к туризму понятий, что до сих пор является предметом активных дискуссий. В этой связи вопрос унификации и стандартизации понятийного аппарата туризма является чрезвычайно актуальным и требует тщательной проработки.

Для сферы образовательного туризма эти проблемы необходимо решать безотлагательно, так как "de facto" образовательный туризм давно выделился и является самостоятельной, довольно специфической суботраслью туризма вообще и познавательного туризма в частности, на рынке функционируют предприятия, специализирующиеся в области образовательного туризма, туроператоры и турагенты предлагают широкий спектр услуг образовательного туризма, "de jure" понятийный аппарат данного сектора туристской отрасли точно не определен и не прописан в существующих законодательных и нормативных актах.

Отсутствие единого понимания базовых терминов образовательного туризма ведет к многозначности способов толкования одного и того же понятия и, в конечном итоге, противоречивости восприятия информации. Учитывая данное обстоятельство, автор считает целесообразным проанализировать содержание терминов "познавательный туризм" и "образовательный туризм", а также определить понятия "образовательная услуга", "образовательный тур" и "индустрия образовательного туризма".

Термины "познавательный туризм" и "образовательный туризм" в литературе по туризму употребляются практически как синонимы. Смешению их способствуют и различные подходы к классификации туризма у разных исследователей. Однако они, на наш взгляд, существенно отличаются друг от друга. Чтобы обосновать это утверждение, автор провел контент-анализ использования в учебной и академической литературе по туризму понятий "познавательный туризм " и "образовательный туризм".

Краткий толковый словарь туристских терминов предлагает следующее определение

познавательного туризма: "познавательный туризм" — туристские поездки, путешествия, походы с целью посещения каких-либо регионов, местностей, центров туризма и т.п. для ознакомления с памятниками природы, истории и культуры, бытом и традициями местного населения, народными ремеслами и промыслами, достижениями в области науки, культуры, промышленного производства, строительства и т. д. [11].

Элементы познавательного туризма различной степени присущи практически всем видам туризма. Таким образом, понятие образовательного туризма как путешествия, имеющего целью потребление определенной целевой образовательной услуги, требует уточнения и дифференциации от общего понятия познавательного туризма.

Многие авторы предпочитают использовать сложносоставные термины "культурно-познавательный", "экскурсионно-познава-тельный", "историко-краеведческий", а также "интеллектуальный" или "учебный туризм" [14]. В русскоязычной периодической печати, научно-исследовательской и учебной литературе термин "культурно-познавательный" или "познавательный" туризм все чаще стал заменяться термином "культурный" туризм [12]. Это изменение отношения к феномену данного вида туризма явилось следствием усиления его гуманитарной функции и глобальной миссии, что, в свою очередь, произошло под действием ряда факторов:

-появление на российском книжном рынке, а также в Интернет-ресурсах большого количества зарубежных публикаций, главным образом, на английском языке, откуда "еёиса1юип8т" с легкой руки пользователей, перекочевал в русский язык в буквальном переводе "образовательный туризм" и новой интерпретации;

— дань моде и универсальной тенденции использования клишированных иностранных терминов, особенно в профессиональной деятельности, например, "дестинации" вместо "места назначения" "аттракции" вместо "достопримечательности"; "аттрактивность" вместо "привлекательность"; что может рассматриваться как проявление глобализации на уровне языка, а отчасти как стремление придать бульшую научность исследованиям феномена культурного (культурно-познавательного) туризма в силу некоторой новизны восприятия термина;

— привлечение внимания широкой российской и мировой общественности к проблемам сохранения культурного наследия, национальных этнокультур, культурной самобытности, культурного разнообразия, а также к проблемам взаимодействия туризма и культуры, туризма и культурного разнообразия, туризма и межкультурного диалога, туризма и образования;

— акцентуализация деятельности многих международных организаций на культурном направлении в виде концепций, проектов, конгрессов, конференций, деклараций, конвенций;

— придание новой миссии образовательному и культурно-познавательному туризму как инструменту мира, развития, сближения народов, воспитания уважения, терпимости, взаимопонимания на основе гуманитарных ценностей туризма. В частности, эта миссия отражается в создании сети кафедр ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития в различных туристских университетах и школах мира, среди которых Российская международная академия туризма [9].

Исследования специфики спроса и предложения на туристские поездки с культурными целями на основе анализа иностранных и отечественных источников позволяют сделать вывод о том, что сегодня в международном туризме помимо традиционного культурно-познавательного туризма в практику уже вошли или входят следующие подвиды культурного туризма: культурно-исторический, культурно-событийный, культурно-археологический, культурно-этнографический, культурно-этнический, культурно-религиозный, культурно-антропологический, культурно-экологический и другие подвиды [6, 9, 12].

Данные тенденции диверсификации культурного туризма демонстрируют расширение спектра мотиваций в рамках культурного туризма и специализацию интересов международных путешественников по различным аспектам культур и культурного наследия посещаемых ими стран и территорий.

Таким образом, термины "культурный", "культурно-познавательный" или "познавательный" туризм", определяют один и тот же вид туризма, целью которого в широком смысле является познание национальной_куль-туры страны посещения. Следует отметить, что одни авторы дают данному понятию новые определения, полагая, что возник новый вид туризма, разделяя при этом "культурный" и

"познавательный" как самостоятельные виды туризма, другие исследователи рассматривают "познавательный" туризм как разновидность "культурного". "Образовательный туризм" часто относят к разновидности целевого или делового туризма, принимая за основу отличия туристских мотивов и целей путешествия [1].

Данные разночтения в определениях и классификациях связаны, прежде всего с тем, что само понятие "туризм" — очень сложное и многоплановое. Очень сложно выделить формы и виды туризма в их чистом виде, поэтому нет в мире единой классификации. Те, что существуют, имеют некоторые расхождения, но в целом между собой согласуются.

Многие специалисты сходятся во мнении, что туристская деятельность может быть классифицирована относительно субъекта, объекта и инструмента деятельности в экологическом и социальном пространствах [10]. С этой точки зрения дифференцируют духовный, социальный, образовательный и деловой туризм следующим образом:

По субъекту социальной деятельности: духовный и коммуникативный туризм. В основании — культурные мотивы, желание узнать о странах, фольклоре, искусстве, музыке, танцах, живописи, религии. Кроме паломнического и религиозного направлений данный вид содержит так называемое "светское паломничество", осуществляемое с культурно-познавательными или политико-идеологическими целями. Здесь же — ностальгические (этнические) туры.

По объекту социальной деятельности: социальный туризм, представляющий собой социально поддерживаемый отдых и поездки малообеспеченных слоев населения, клиентуры с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристические услуги. Потребители данного вида туризма — это многодетные семьи, дети-сироты, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По инструменту социальной деятельности: образовательный и деловой туризм. Поездки на совещания и конференции, путешествия ради просвещения, продвижения, карьеры, одна из основ которых — престижные мотивы, забота о репутации, бизнес-туры, военные туры, ознакомительные и рекламные поездки, познавательные и образовательные туры и прочее.

Автор считает, что в данной классификации объединение образовательного и делового

туризма по инструменту социальной деятельности является оправданным и обоснованным, так как потребление целевой образовательной услуги является основным либо опосредованным мотивом для совершения данных видов поездок.

Довольно популярной становится классификация туризма, основанная на целях путешествия [2]. Цели туризма являются важнейшими категориями, которые позволяют четко выделить виды деятельности, относящиеся к туризму и попадающие под льготные иммиграционные, таможенные, налоговые и иные льготные режимы и преференции, устанавливаемые государствами исключительно для туризма.

Этот критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура и организацию туристического обслуживания. Путешествуя, турист может ставить перед собой несколько целей, но только одна из них будет доминирующей.

Однако развитие и расширение данной классификации носит дискуссионный характер. Исследователи расходятся во мнении, а появление новых целей совершения путешествий, таких как туры на место катастроф, туры с целью кладоискательства, военные туры на место боев и исторических сражений для родственников и ветеранов, космический туризм требуют постоянного дополнения и уточнения существующей классификации.

В классической теории туризма признается всего пять основных целей, по которым туризм отграничивается от путешествия вообще:

— Оздоровительные — восстановление духовных и физических сил человека, а также лечение.

— Познавательные — совершенствование и углубление знаний о природе естественных явлений, истории и настоящем человечества, культуре других народов и стран.

— Спортивные — подготовка и участие в соревнованиях и играх на профессиональном и любительском уровнях, сопровождение спортсменов, а также участие в качестве зрителей.

— Профессионально — деловые — бизнес-поездки, участие в конгрессах, конференциях, семинарах, обмен опытом, профессиональное и языковое обучение (кроме многосеместровой продолжительной учебы).

— Религиозные — паломнические и культовые, культурно-исторические по изучению религии и культов.

— Иные — являющиеся разновидностью вышеперечисленных, например посещение родственников и мест исторического проживания [2].

Согласно данному подходу, образовательный и познавательный виды туризма четко дифференцируются и дистанцируются друг от друга, в зависимости от потребляемой целевой услуги. Языковое и профильное профессиональное обучение составляет ядро, искомую потребительскую выгоду профессионально-делового туризма, значение же познавательного туризма тождественно познавательно-культурному туризму.

Однако автор считает данную классификацию недостаточно эффективной, так как цели совершения деловых поездок определяются различными ключевыми искомыми выгодами. Основными мотивами для совершения деловых поездок с коммерческими целями, для участия в конгрессных мероприятиях и отраслевых выставках являются продвижение продукции, установление деловых контактов и развитие бизнес-коммуникации, тогда как участие в профессиональных обучающих семинарах, обмен опытом и любые образовательные программы позиционируют в качестве искомой выгоды именно целевую образовательную услугу. Поэтому автор считает целесообразным дифференцировать деловой и образовательный аспекты профессионально-делового туризма и следовать рекомендациям Международной Туристской Организации по классификации туризма.

Согласно данной классификации образовательный туризм выделяется в отдельный подвид туризма и является составной частью познавательного туризма, но четко дифференцируется от культурно-экскурсионного и делового туризма [16].

Таблица 1

Классификация видов туризма согласно рекомендациям ВТО

Принципы классификации Виды туризма Подвиды туризма

Цели туристов Рекреационный Оздоровительный

Спортивный

Деловой Бизнес-поездки

Конгрессно-вы-ставочный

Инсентив-туризм

Окончнаие табл. 1

Принципы классификации Виды туризма Подвиды туризма

Цели туристов Развлекательный Шоп-туры

Хобби-туры

Культурно-экскурсионный

Познавательный Паломнический

Образовательный

Экологический

В соответствии с данной классификацией "познавательный" и "культурно — экскурсионный", "деловой" и "образовательный" туризм четко определены и отличны друг от друга. Критерием отличия являлись именно цели туристов. Достоинством данной классификации, по мнению автора, является применение термина "образовательный ", а не "учебный" туризм, так как понятие "учебный туризм" часто используется в контексте подготовки и обучения кадров, специалистов в туристской отрасли, что приводит к возникновению противоречий, смешению и наложению дефиниций.

Чтобы наиболее точно сформулировать основные категории образовательного туризма, необходимо взять за основу понятия и категории туризма, прописанные в российском законодательстве. В Федеральном Законе РФ № 134-Ф3 от 26.12.1996 г. "Об основах туристской деятельности" РФ "туризм" определяется как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально — деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания [15].

Исходя из этого определения, сфера образовательного туризма охватывает все виды обучения и просвещения, которые осуществляются вне постоянного места жительства.

Таким образом, подытоживая вышеизложенное, автор предлагает следующие дополнения и уточнения в понятийном аппарате туризма с учетом специфики образовательного туризма.

"Образовательный туризм" — это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без

гражданства (далее — граждане) с постоянного места жительства для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

"Турист (потребитель на рынке образовательного туризма)" — гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки. Следовательно, студенты, срок образовательной программы которых превышает 6 месяцев (один семестр) не будут включаться в статистику туризма вообще и образовательного туризма в частности.

"Индустрия образовательного туризма" — совокупность языковых, частных и государственных школ, колледжей, университетов и других образовательных учреждений; гостиниц, хостелей, студенческих общежитий на территории университетских кампусов, средств размещения принимающих семей и преподавателей; органов регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений; образовательных, благотворительных и попечительских фондов; ассоциаций образовательных учреждений; средств транспорта, объектов общественного питания и торговли; объектов и средств развлечения; объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагент-скую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов — переводчиков.

"Образовательный тур" — комплекс услуг по предоставлению целевой образовательной услуги, размещению, перевозке, питанию туристов, оформлению необходимых документов и виз, экскурсионные услуги, а также услуги гидов — переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от дополнительных целей путешествия.

"Туристский продукт" — совокупность основных и дополнительных услуг, удовлетворяющих потребности туристов во время путешествий и подлежащая оплате с их стороны. Сущностной, содержательной стороной туристского продукта на рынке образователь-

ного туризма будет являться, удовлетворение потребности клиента в определенной образовательной услуге. Дополнительными услугами будут являться услуги по размещению, питанию, бытовому обслуживанию туристов, консультирование, предоставление услуг транспорта,

торговли и общественного питания, средств развлечения, а также выдача дипломов, сертификатов и удостоверений, подтверждающих успешное усвоение знаний, приобретение искомых целевых умений и навыков и повышение профессиональной компетенции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азар В.И., Акишин В.Н., Биржаков М.Б., Ма-ринин М.М., Путрик Ю.С. Туристские дефиниции / СПб. "Туристские фирмы", выпуск № 11. ТОО "ОЛБИС". СПб.1996.

2. Биржаков. М.Б. Введение в туризм: Учебник. Издание 8-е, переработанное и дополненное.- СПб.: "Издательский дом Герда". 2006. С. 512.

3. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. М.: Финансы и статистика. 1999. С. 174.

4. Гаврильчак Н.И. Социально-экономические проблемы развития туризма и туристического бизнеса в Российской Федерации / СПб. гос.

ин-т сервиса и экономики. СПб. 2000. С. 55.

5. Гордон Я. Маркетинг партнерских отношений: Пер. с англ. / Под ред. О.А. Третьяк. СПб.: Питер. 2001. С. 91. (Серия "Маркетинг для профессионалов").

6. Глобализация туризма // Курьер ЮНЕСКО. 1999. № 7-8. С. 16-17.

7. Зорин И.В. и др. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности / М.: Финансы и статистика. 2001. С. 288.

8. Морозов М.А. Маркетинговые исследования российского рынка туризма // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 5(6). С. 50-64.

9. ЮНЕСКО и культурный туризм // Курьер ЮНЕСКО. 1999. № 7-8. С. 42.

10. Наймушин А.И., Белолипцев И.А. Классификация туристских технологий и образование в области туризма// Сб. "Социальные технологии: сущность, виды и роль в современном обществе". Уфа. 1999.

11. Сенин В.С. Краткий толковый словарь основных профессиональных терминов, понятий и определений, применяемых в туризме. М.: Финансы и статистика. 2003.

12. Чеботарева И.А. Культурный туризм: международно-правовое регулирование. В федеральном научно-практическом журнале "Туризм: право и экономика",вып. №1(4) 2004. М.: "Юрист". 2004. С. 12-16.

13. Розанова Т.П. Анализ тенденций и прогноз развития российского выездного туризма // Туризм: Практика, проблемы, перспективы. 1999. № 11. С. 46-48.

14. Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. М.: Мастерство. 2002. С. 65.

15. "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Федеральный закон РФ от 26.12.1996 г. № 134-Ф3.

16. Рекомендации ВТО по статистике туризма, WTO, Madrid. 1993.

Ахтямов М.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модели взаимодействия бизнеса и университетов: проблемы и перспективы

Введение

В настоящее время в развитых странах "прорастают", становясь насыщенными, партнерские связи "наука — образование — бизнес" и, наоборот, "бизнес — образование — наука". Сегодня не фонды, а кадры, информация и

торговля определяют конкурентоспособность стран и их территорий. По мере роста мобильности людей, финансов, производств для обеспечения конкурентоспособности надо иметь не только передовые технологии и фирмы, но, главное, регионы, способные принять

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.