Научная статья на тему 'Проблемы правового обеспечения сферы управления государственными и муниципальными закупками'

Проблемы правового обеспечения сферы управления государственными и муниципальными закупками Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1548
541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведева Н.Г.

Несмотря на перманентное изменение законодательства о закупках вот уже в течение более чем двух последних десятилетий, оно не становится эффективным, обеспечивающим реализацию двух ключевых целей: развитие конкуренции на товарных рынках и обеспечение эффективного использования бюджетных средств. Меняется терминология (закупки заказ закупки), совершенствуются технологии закупок, вводятся новые способы закупок, в процессы контроля привлекается общественность, а проблемы обеспечения государственных и муниципальных нужд с помощью закупок остаются. В статье рассматриваются правовые проблемы управления государственными и муниципальными закупками и предлагаются конкретные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового обеспечения сферы управления государственными и муниципальными закупками»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

Как и в отношении российских граждан, ЗК РФ (п.5 ст.35) наделяет правом преимущественной покупки и аренды земельных участков иностранных граждан и иностранных юридических лиц в тех случаях, когда они обладают правом собственности на здания, сооружения и строения, которые находятся на чужом земельном участке..

Проанализировав законодательство, регулирующее земельные отношения с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц можно сделать вывод, что права иностранных граждан и организаций на земельные участки хотя и предоставляются с определенными ограничениями, но нельзя говорить об их дискриминационном характере, а вызваны они лишь стремлением обеспечить прежде всего интересы российских граждан и юридических лиц. Список использованной литературы:

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-Ф3 с изм. и доп. от 31 декабря 2014 года // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2015. № 1. Ст. 52.

2. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря

3. По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 года N 8-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 4

4. Дихтяр А.И., Селифонова С.Ю. Права иностранцев и организаций с иностранным участием на земельные участки // Юридический мир. 2010. № 4. С. 24 - 28

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ с изм. и доп. от 22 октября 2014 года // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2014. № 43. Ст. 5799

6. О Государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 01 апреля 1993 года № 4730-1 с изм. и доп. от 31 декабря 2014 года // Российская газета. 1993. 4 мя;2015. 12 января

7. К вопросу о принудительном прекращении права на земельный участок, который в силу закона не может принадлежать собственнику // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ (Научный журнал КубГАУ). [Электронный ресурс]. Краснодар: КубГАУ, 2011. - № 71(07). Режим доступа: М1р://е1 .kubagro.ru/2011/07/pdf/04.pdf

8. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ с изм. и доп. от 23 июня 2014 года // СЗ РФ.2002. № 30. Ст. 3018; 2014. № 26 (часть I). Ст. 3377

9. Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ 23 июня 2014 года // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801; 2014. № 26 (часть I). Ст. 3377

© Д. А. Лукьянов, Е. А. Гринь, 2015

УДК 346.62

Н.Г. Медведева

К. э. наук, доцент Инженерно-экономический институт Тюменский государственный архитектурно- строительный университет, г. Тюмень, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И

МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ЗАКУПКАМИ

Аннотация

Несмотря на перманентное изменение законодательства о закупках вот уже в течение более чем двух последних десятилетий, оно не становится эффективным, обеспечивающим реализацию двух ключевых

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

целей: развитие конкуренции на товарных рынках и обеспечение эффективного использования бюджетных средств. Меняется терминология (закупки - заказ - закупки), совершенствуются технологии закупок, вводятся новые способы закупок, в процессы контроля привлекается общественность, а проблемы обеспечения государственных и муниципальных нужд с помощью закупок остаются. В статье рассматриваются правовые проблемы управления государственными и муниципальными закупками и предлагаются конкретные пути их решения.

Ключевые слова

Государственные нужды, закупки, конкуренция, контрактная система, муниципальные нужды, правовое обеспечение сферы управления государственными и муниципальными закупками. Отношения, связанные с управлением государственными и муниципальными закупками, регулируются целым рядом нормативно - правовых актов, ключевыми из которых являются Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ-44) [3], Федеральный закон от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [2]. Кроме того, отношения в сфере закупок регулируются Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (ст.18), в которой закреплены особенности закупок финансовых услуг органами власти всех уровней, государственными внебюджетными фондами, субъектами естественных монополий, государственными корпорациями и др. организациями [1]. Данными законами регулируются, прежде всего, вопросы разграничения полномочий по управлению сферой закупок между органами власти федерального, регионального и местного уровней, порядок реализации функций управления закупками, в том числе планирования, организации и контроля закупок.

Вопросы эффективности управления закупками продолжают оставаться актуальными, несмотря на то, что в указанные выше законодательные акты перманентно вносятся те или иные поправки, направленные на совершенствование процедур закупок, процессов планирования, организации и контроля. Эффективность управления государственными и муниципальными закупками напрямую зависит от качества правовой среды закупок, от тщательности проработки принимаемых нормативно-правовых актов, регулирующих сферу закупок. Вряд ли можно считать оптимальным, допустимым законодательным образом закрепленный перечень органов, наделенных управленческими полномочиями в сфере закупок. Так, определенными полномочиями в сфере закупок наделена Федеральная антимонопольная служба. В частности, эта служба осуществляет контроль соблюдения законодательства о закупках, поскольку закупки - это инструмент, с помощью которого развивается конкуренция на товарных рынках, а также ведет реестр недобросовестных поставщиков, согласовывает способы закупок. При этом антимонопольная служба - один из самых активных авторов поправок в законодательство о закупках. Полномочиями по контролю за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств в рамках закупок наделены контрольно-счетные органы, в том числе Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Отдельными полномочиями в сфере закупок наделены Росфиннадзор, Федеральное казначейство и др.

Недостатки правового обеспечения сферы закупок являлись предметом обсуждения и управленцев, и ученых, и общественности. Так, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, ФЗ-44 не повысил эффективность системы государственных закупок, не стал полноценным инструментом регулирования всего цикла закупочной деятельности, не изменил подходы и требования, установленные прежним законодательством. В 2014 г. цели, которые изначально ставились перед новым законодательством, не были достигнуты. По данным Федерального казначейства, зафиксировано снижение экономии по итогам проведения закупок с 7% в 2013 г. до 5% в 2014 г. по всем уровням проведения и способам осуществления закупок [8]. В 2014 году Счетной палатой в результате проведенных более 100 контрольных мероприятий по закупочной деятельности было выявлено 276 нарушений на общую сумму 39,6 млрд. руб. При этом, как отмечает Счетная палата, органы, контролирующие контрактную систему, не в полной мере используют закрепленные за ними полномочия, в том числе:

- Росфиннадзор, в ведении которого - контроль определения и обоснования начальных цен контрактов, соответствия поставленного товара условиям контракта и целям осуществления закупки, а также применения

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

мер ответственности в рамках исполнения контракта;

- антимонопольная служба, активность которой по подаче исков в суд о признании недействительными закупок, проведенных с грубыми нарушениями федерального закона, недостаточна.

Проблематике правового регулирования сферы закупок посвящено много исследований, в ходе которых авторами выявлялись его недостатки и формулировались конкретные предложения по их устранению. В частности, изучались положения законодательства, касающиеся вопросов профессионализма тех, кто уполномочен проводить процедуры закупок [4], управления эффективностью закупок [7] и ответственности должностных лиц заказчиков [6], а также контрольных полномочий [5] и др.

Опыт автора по применению законодательства о размещении заказов, в рамках государственной службы в одном из региональных управлений Федеральной антимонопольной службы с 2005 года, а также анализ действующего законодательства о закупках и складывающейся практики его применения контрольными и судебными органами в настоящее время позволил сделать следующие выводы.

1. Весьма актуальными являются вопросы терминологии и законодательной техники законодательства о закупках.

Так, управление закупками осуществляется на базе принципов, закрепленных в ст.6 ФЗ-44, в том числе принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. По мнению автора, перечень принципов должен быть расширен за счет включения в него принципа целевого характера закупок, принципа планирования, принцип приоритета национального законодательства, т.е. тех положений, которые содержатся в других статьях закона (13,14 и т.д.), формально принципами не являются, а фактически таковыми являются.

Кроме того, в законе не содержатся положения, обеспечивающие реализацию принципов закупок. В частности, автор считает, что вряд ли возможна эффективная реализация принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок (ст.12 ФЗ-44) без раскрытия в статье 3 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» данного закона таких понятий как «результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд», «эффективность осуществления закупок» и их критериев. Безусловно, права Лапина Е.Б., которая в связи с этим считает, что принцип ответственности за эффективность закупок остается лишь номинальным лозунгом без возможности его реализации. [6, с.38]

Далее. ФЗ-44 установлен своего рода «фильтр» в виде конкретных единых требований к участникам закупок, которым они должны соответствовать, но этого, как показывает мониторинг исполнения государственных и муниципальных контрактов, недостаточно, т.к. победителями закупок нередко объявляют недобросовестных участников (потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей).

В целях сокращения доступа к закупкам недобросовестных участников закупок, в том числе фирм-однодневок и лиц, не способных исполнить контракт, а также в целях сокращения коррупции в сфере закупок целесообразно отредактировать определение понятия «участник закупок», изложив его, например, в следующей редакции:

«4) участник закупки - любое коммерческое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, если они осуществляют предпринимательскую деятельность не менее двух лет и имеют финансовые, материальные средства, а также иные возможности (ресурсы), необходимые для выполнения условий контракта».

Возможно, с позиций антимонопольного законодательства, такая поправка станет неким ограничителем в доступе к закупкам. Однако, с позиций бюджетного законодательства такая поправка повысит гарантии исполнения государственных и муниципальных контрактов.

2. Недостаточно проработаны положения законодательства о закупках в части организационных аспектов управления сферой закупок. Так, как уже было отмечено выше, ФЗ-44 установлен необоснованно широкий круг контрольных органов, включающий:

- органы внешнего и внутреннего контроля;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

- контрольные органы федерального, регионального и муниципального уровней;

- органы, контролирующие расходование бюджетных средств, и органы, контролирующие соблюдение антимонопольного законодательства при проведении процедур закупок.

Это приводит к формированию различных подходов к применению законодательства о закупках, неэффективной защите финансовых интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также неэффективной защите конкуренции. Оптимизировать контрольные полномочия всех предусмотренных ФЗ-44 контрольных органов, свести до минимума возможность их дублирования, возникновения противоречий при принятии решений различными органами по аналогичным вопросам, возникновения конфликта интересов - одна из задач совершенствования законодательства о закупках.

3. Актуальной является проблема профессионализма тех, кто реализует процедуры закупок. Так, ФЗ-44 допускается включение в состав комиссий по закупкам лиц (до 50%), не прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, не обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Это негативно сказывается на эффективности работы комиссий, на обоснованности, законности и адекватности принятых ими решений. И это не соответствует сути принципа профессионализма, закрепленного ФЗ-44 в качестве основополагающих принципов. В целях обеспечения в сфере закупок реализации принципа профессионализма целесообразно в ст.39 ФЗ-44 включить положение о том, что все члены комиссии должны пройти переподготовку и повышение квалификации в сфере закупок.

4. По мнению автора, целесообразно также рассмотреть вопрос о своде всех норм, с помощью которых регулируются отношения, связанные с закупками, в едином нормативно-правовом акте - Контрактном кодексе, поскольку контрактное право становится самостоятельной отраслью, включающей нормы гражданского, административного, бюджетного права. В Кодексе целесообразно было бы отразить все правовые, экономические, организационные аспекты бюджетных закупок и управления ими.

5. Необходимо совершенствовать механизм защиты нарушенных прав участников закупок. В этих целях целесообразно создание третейского суда по решению споров по вопросам закупок -специализированного постоянно действующего третейского арбитражного суда по вопросам бюджетных закупок, для более компетентного и быстрого решения споров по вопросам государственных (муниципальных) закупок, возможно при Уполномоченном по защите прав предпринимателей. Практика контроля антимонопольной службы за соблюдением законодательства о закупках показывала, что по аналогичным спорам, вытекающим из закупок, судебные органы различных субъектов РФ, различные судьи одних и тех же судов зачастую принимают различные решения. Единого подхода к разрешению споров в данной сфере как-то не складывалось.

6. Представляется, правы те, кто считает, что необходимо было сохранить старую систему закупок, которая регулировалась ФЗ-94 о размещении заказов. Новое законодательство разрабатывается на «скорую руку», содержит много ляпов, которые «еще исправлять и исправлять». Более того, многие нормы ФЗ-44 являются неисполнимыми. [9]

Таким образом, проблематика правового регулирования управления сферы закупок продолжает оставаться крайне актуальной, тем более в условиях постоянного сокращения бюджетных поступлений в связи с введением в отношении России экономических санкций. Поэтому необходимо более тщательно разрабатывать положения законодательства о закупках.

Список использованной литературы:

1. О защите конкуренции: федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ: по сост. на 22 декабря 2014 г. //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (ч.1). - Ст.3434.

2. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических нужд: федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ: по сост. на 1 января 2015 г. //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 30 (ч.1). - Ст. 4571.

3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ: по сост. на 1 января 2015 г. //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 14. - Ст.1652.

МЕЖД УНАРОД НЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

4. Гапанович А.В. Профессионализм заказчика как принцип контрактной системы в сфере закупок / А.В. Гапанович // Юрист. - 2014. - № 12. - С.16-20.

5. Гусева Т.А. Государственный и муниципальный контроль в сфере государственных (муниципальных) закупок / Т.А. Гусева // Конкурентное право. - 2014. - № 2. - С. 43-45.

6. Евтушенко В.И., Аксенова Е.Ф. Нарушения в сфере проведения государственных и муниципальных закупок: об усилении ответственности должностных лиц / В.И. Евтушенко, Е.Ф. Аксенова // Конкурентное право. - 2014. - № 2. - С.38-40.

7. Лапина Е.Б. Вопросы управления эффективностью в сфере государственных закупок / Е.Б. Лапина // Администратор суда. - 2014. - № 2. - С.34-39.

8. Новый закон о контрактной системе не сделал госзакупки более эффективными: экономия по итогам 2014 г. снизилась на 2% [Электронный ресурс] Счетная палата Российской Федерации [сайт]. - URL: http://www. ach.gov.ru/press_center/news/21438 (дата обращения 03.05.2015).

9. Лезина Е. В контрактной системе много неисполнимых норм [Электронный ресурс] Ведомости [сайт]. -URL: http://www. vedomosti.ru/press_center/news/21438 (дата обращения 03.05.2015).

© Н.Г. Медведева, 2015

УДК 343.9

С.Н. Муратшина

Аспирантка Институт права Башкирский государственный университет г. Уфа, Российская Федерация

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация

Данная статья посвящена криминалистической характеристике коррупционных преступлений. В статье рассмотрены основные элементы криминалистической характеристики преступлений коррупционной направленности, к которым относятся способы совершения коррупционных преступлений, обстановка совершения преступления, личность преступника, цели и мотивы совершения преступления.

Ключевые слова

Коррупционные преступления, способ совершения и сокрытия преступления; обстановка совершения преступления; личность преступника; цели и мотивы совершения преступления.

На сегодняшний день коррупционные преступления относятся к наиболее общественно-опасным преступлениям. По оценкам Генеральной прокуратуры РФ эти преступления подрывают авторитет власти, наносят наибольший ущерб экономике страны, подрывают демократические ценности и моральные устои. В этой связи одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры на сегодняшний день выступает принятие решительных мер к усилению борьбы с коррупцией, своевременному выявлению и пресечению корыстных злоупотреблений служебными полномочиями государственными и муниципальными служащими, повышению уровня организации и осуществления надзора за исполнением законодательства в системе государственной, муниципальной, воинской службы, повышению эффективности деятельности следственных аппаратов по расследованию уголовных дел коррупционной направленности.

Одни авторы понимают под коррупцией социальное явление, которое характеризуется тем, что государственные и иные служащие, используя свои служебные полномочия, личный авторитет и возможности, обогащаются за счет заинтересованных лиц путем подкупа - продажности [2, с. 12-14].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.