Научная статья на тему 'Проблемы планирования организации учебного процесса дисциплин по физической культуре в вузе. Перспективы, особенности, пути решения'

Проблемы планирования организации учебного процесса дисциплин по физической культуре в вузе. Перспективы, особенности, пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1046
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНТАКТНАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ / УЧЕБНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ / МЕТОДИКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеевец Андрей Владимирович, Ефимов-Комаров Валерий Юрьевич, Шепелева Мария Игоревна

В статье проводится анализ реализации дисциплин по физической культуре в образовательных организациях на базе новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Отражаются проблемы планирования учебного процесса, которые находят свое выражение в основных положениях ФГОС ВО, учебных планах по направлениям, рабочих программах дисциплин и порядке их прохождения. Предлагаются пути решения задач успешного освоения учебных программ студентами. Основой таких решений выступает логически связанное планирование обязательных и выборных составляющих учебных дисциплин по физической культуре и спортивной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агеевец Андрей Владимирович, Ефимов-Комаров Валерий Юрьевич, Шепелева Мария Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of planning the educational process organization for physical culture and sports disciplines in higher education institution. Prospects, features, solutions

The article gives the analysis of realization of the physical culture and sport disciplines in the educational organizations on the basis of the new federal state educational standards for the higher education (FGOS VO). Problems of planning the educational process, which find its expression in the basic provisions of FGOS VO, the curricula by directions, the working programs of disciplines and order of their passing are reflected in the article. Solutions to the problems of the successful mastering the training programs by the students are offered. The authors proposed as a basis of such decisions the logically connected planning of the obligatory and elective components of the subject matters on physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Проблемы планирования организации учебного процесса дисциплин по физической культуре в вузе. Перспективы, особенности, пути решения»

Педагогические науки

УДК 796.011.3

ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ. ПЕРСПЕКТИВЫ, ОСОБЕННОСТИ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

Андрей Владимирович Агеевец, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Валерий Юрьевич Ефимов-Комаров, доцент, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Мария Игоревна Шепелева, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Аннотация

В статье проводится анализ реализации дисциплин по физической культуре в образовательных организациях на базе новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Отражаются проблемы планирования учебного процесса, которые находят свое выражение в основных положениях ФГОС ВО, учебных планах по направлениям, рабочих программах дисциплин и порядке их прохождения. Предлагаются пути решения задач успешного освоения учебных программ студентами. Основой таких решений выступает логически связанное планирование обязательных и выборных составляющих учебных дисциплин по физической культуре и спортивной работы.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, контактная работа преподавателя, учебный план, рабочая программа дисциплины, учебное отделение, учебно-тренировочное занятие, методико-практическое занятие.

PROBLEMS OF PLANNING THE EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS DISCIPLINES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION. PROSPECTS, FEATURES, SOLUTIONS

Andrey Vladimirovich Ageevets, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg Legal Institute (branch) of Academy of the Prosecutor General's Office of the

Russian Federation, Valery Yurievich Efimov-Komarov, the senior lecturer, Northwest Institute of Management of Russian Presidential Academy of National Economy and

Public Administration, St. Petersburg, Maria Igorevna Shepeleva, the candidate of pedagogical sciences, associate professor,

St. Petersburg State Institute of Culture

Annotation

The article gives the analysis of realization of the physical culture and sport disciplines in the educational organizations on the basis of the new federal state educational standards for the higher education (FGOS VO). Problems of planning the educational process, which find its expression in the basic provisions of FGOS VO, the curricula by directions, the working programs of disciplines and order of their passing are reflected in the article. Solutions to the problems of the successful mastering the training programs by the students are offered. The authors proposed as a basis of such decisions the logically connected planning of the obligatory and elective components of the subject matters on physical culture and sports.

Keywords: Federal state educational standard of the higher education, contact work of the teacher, curriculum, working program of discipline, educational office, educational and training occupation, methodical-practical occupation.

Физическая культура, являясь дисциплиной высшего образования, на всех этапах реформирования государственной системы высшего образования претерпевает изменения по содержанию, по целям и задачам, по объему и форме реализации, по её месту в образовательном процессе. Неизменным остается преемственность дисциплины между уровнями образования, значимость дисциплины и её направленность на обеспечение должного уровня здоровья, обеспечивающего высокий уровень социальной и профессиональной деятельности, а также необходимость учета особенностей дисциплины, её планирования при реализации программ обучения.

Такими особенностями являются:

- необходимость планирования всего образовательного процесса с учетом, в первую очередь, дисциплин по физической культуре, при составлении учебных планов и расписания занятий, исходя из самой большой учебной трудоемкости (72 академических часа / 2 зачетных единицы по дисциплине «Физическая культура» и 328 обязательных академических часов дисциплины элективного блока практической направленности);

- обязательное согласование расписания учебно-тренировочных занятий с планированием спортивной работы, учетом использования возможностей материальной базы для организации учебного процесса по физической культуре и спортивной работы;

- организация медицинских осмотров обучающихся и медицинское сопровождение учебного процесса;

- распределение обучающихся по учебным отделениям (учебным группам) для проведения практических занятий с учётом уровня их физической и спортивной подготовленности, пола и состояния здоровья;

- необходимость установления образовательной организацией особого порядка освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту для инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом состояния их здоровья.

- деление учебных групп на подгруппы из расчета 15 обучающихся на преподавателя при проведении практических занятий;

- наличие прямой и косвенной связи со всеми дисциплинами ФГОС ВО как основной составляющей, обеспечивающей уровень здоровья и работоспособности при освоении других дисциплин образовательного процесса;

- единство целей (формирования компетенций), задач реализуемых дисциплинами, для всех форм и уровней высшего образования;

- необходимость соответствия требованиям руководящих документов Министерства образования и науки РФ о времени занятий, периодичности, регулярности, равномерного распределения учебной нагрузки на период обучения, необходимой для поддержания и улучшения здоровья и физических кондиций обучающихся (4 часа в неделю, а с учетом внеаудиторной и спортивной работы ещё 8 часов);

- необходимость наличия спортивных сооружений или заключения договоров сетевой формы организации реализации образовательных программ, или по совместному использованию материальной базы для обеспечения учебного процесса;

- необходимость составления БРС оценки знаний, умений и навыков отличной, как правило, от других дисциплин и от общего положения БРС вуза в связи с современным подходом взаимопроникновения спортивной работы и образовательного процесса;

- ведение отдельных журналов учебных групп, групп специального учебного отделения, спортивного учебного отделения по дисциплине физическая культура элективного блока. В журналах ведется учет не только посещаемости и тем занятий, но и учет сдачи нормативов, тестов, участия в соревнованиях, выполнения разрядов и норм ГТО, фиксируются инструктажи по ознакомлению с мерами безопасности при проведении учебно-тренировочных занятий.

Одной из основополагающих проблем реализации дисциплин по физической культуре и спорту является сама трактовка ФГОС ВО в последней инстанции (проект ФГОС

ВО 3++). Программы бакалавриата и специалитета «должны обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту:

• в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)» в объеме не менее 72 академических час./ 2 зачетных единицы;

• в рамках элективных дисциплин (модулей) в очной форме обучения в объеме не менее 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в зачетные единицы и не включаются в объем программы.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном Организацией. Для инвалидов и лиц с ОВЗ Организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья» [2].

Образовательным организациям дано право на самостоятельное решение по реализации программ дисциплин по физической культуре и спорту, но не установлены названия дисциплин, не определено их содержание, формы занятий для раскрытия дидактических единиц, формы промежуточной аттестации, порядок и очередность прохождения дисциплин. Из-за этого создается определенный хаос даже внутри отдельно взятой образовательной организации. Так при реализации оказывается, что в вузе по различным направлениям в учебных планах указанные дисциплины элективной направленности, могут звучать по-разному, например: «Прикладная физическая культура», «Элективные курсы по физической культуре», «Физическая культура и спорт», «Общефизическая подготовка», «Специальная физическая подготовка», « Физическая культура (элективная дисциплина)» и т.д. А в масштабах всей образовательной системы количество названий увеличивается в разы. Такие дисциплины могут иметь совершенно разные образовательные формы, т.к. при обозначении учебного объема дисциплины в 328 ак. часов в стандарте были пропущены слова: «обязательных учебно-тренировочных (практических) занятий». И это послужило поводом распределения часов не столько на занятия, сколько на самостоятельную работу студента, что неприемлемо, но формально допустимо. По разным направлениям образовательный процесс по этой дисциплине реализуется от одного до четырех курсов, что вносит дисбаланс в общее планирование.

Дисциплины в рамках Блока 1, как правило, по всем направлениям называются одинаково - «Физическая культура», но реализация этой дисциплины проходит по-разному:

- по одним направлениям это лекции, семинары, методико-практические занятия и самоподготовка студента,

- по другим - это просто практические занятия,

- по третьим - это лекции и семинары при отсутствии самостоятельной работы студента для подготовки к ним и т.д.

И все это многообразие вариантов вносят в учебные планы специалисты, которые не имеют никакого отношения и представления о целях и задачах и содержании дисциплин по физической культуре.

Еще одной проблемой является несогласованность планирования в выполнении рекомендации прохождения этой дисциплины в одном семестре среди факультетов даже одного вуза. Бывают самые разные решения, когда реализация проходит на протяжении двух-четырех семестров вместо одного. Такое планирование приводит к нерациональному использованию мест для занятий физическими упражнениями, особенно это ощутимо для вузов, не имеющих собственных спортивных баз, объектов, к отсутствию логики образовательного процесса. Допускается в первом семестре чтение лекций, а только в четвертом проходит промежуточная аттестация. Все это при объеме дисциплины всего в две зачетных единицы, из которых половина и более часов отводятся на самостоятельную работу студента.

Все указанные проблемы возникают еще на пути составления учебных планов по

направлениям. Их причинами являются:

- отсутствие связи ответственных за составление этих планов в вузе между образовательными направлениями и факультетами;

- отсутствие координационного центра составления учебных планов и планирования реализации дисциплин;

- планирование дисциплин по физической культуре по остаточному принципу;

- ведение работы по составлению учебных планов, в том числе и по физической культуре, специалистами, не понимающими логику образовательного процесса по дисциплинам физической культуры и не знающими содержание дисциплин, их направленность, требования руководящих документов.

Анализ порядка планирования и реализации дисциплин по физической культуре, проведенный нами на базе вузов Санкт-Петербурга, выявил многочисленные, системные ошибки в образовательном процессе по физической культуре. Назрела необходимость систематизации планирования и порядка реализации дисциплин по физической культуре. Мероприятиями по улучшению качества образовательного процесса могут быть следующие действия.

1. При планировании и составлении федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования внести изменения и определить названия дисциплин, исходя из их содержательной части и образовательной направленности:

- в рамках Блока 1 дисциплина «Теоретические основы физической культуры» в объеме не менее 72 академических часов / 2 зачетных единиц в виде лекций, семинаров, методико-практических занятий и обязательных часов для самостоятельной работы студента во всех формах обучения;

- в рамках элективных дисциплин «Практикум по физической культуре» в очной форме обучения в объеме не менее 328 академических часов учебно-тренировочных и методико-практических занятий, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в зачетные единицы и не включаются в объем программы.

2. При планировании и составлении учебных планов обозначить единственную, но полноценную по содержанию компетенцию и закрепить её единственный код по всем направлениям и профилям, допустим: «УК ОС-1» для дисциплин по физической культуре, но созвучную с дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности» и другими дисциплинами, направленными на сохранение здоровья и повышения физических кондиций для сохранения между ними структурно-логических связей. Содержание компетенции может быть следующим: «Способность самостоятельного использования средств и методов физической культуры для достижения должного уровня здоровья, обеспечивающего полноценную социальную и профессиональную деятельность».

3. Определить порядок реализации дисциплин по физической культуре, исходя из того, что теоретический раздел программы носит опережающий характер по отношению к другим формам занятий. «Он предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития» [2].

За теоретическим разделом программы следует методико-практический раздел, который предусматривает овладение студентами системой специальных методик, направленных на сохранение, укрепление здоровья, контроля и самоконтроля за самочувствием при занятиях физическими упражнениями, для повышения уровня физического развития и их практическому использованию в повседневной деятельности. Проведение методико-практических занятий строится на выполнении студентами под руководством преподавателя практических заданий по методике самоконтроля при занятиях физическими упражнениями, самообследования уровня физического развития, здоровья и

функционального состояния организма, составлению оптимального режима двигательной активности, методике развития физических качеств, методике тренировки.

Дисциплина «Теоретические основы физической культуры» является обязательной для студентов всех групп здоровья и всех форм обучения в объеме, определенным учебным планом. Для очной формы обучения её целесообразнее проводить в первом семестре. В это время, как правило, проводится медицинский осмотр студентов, который нередко затягивается, что приводит к невозможности проведения учебно-тренировочных занятий, т.к. «студенты не прошедшие медицинский осмотр, к практическим занятиям по физической культуре не допускаются» [3]. Промежуточную аттестацию предлагаем проводить в виде зачета с оценкой. Исходя из современной концепции компетентностной направленности образования, фонд оценочных средств, которой реализовать по билетам, содержащим два теоретических и один методико-практический вопросы.

За методико-практическим разделом следует практический раздел, который позволяет на основе дисциплины «Теоретические основы физической культуры» строить и развивать практические умения и навыки использования средств и методик физической культуры на учебно-тренировочных занятиях по дисциплине «Практикум по физической культуре». Студентам первого и второго курса предлагаются темы по спортивным играм или фитнесу на выбор и обязательные занятия по легкой атлетике на всем периоде обучения. Темы практических учебно-тренировочных занятий заканчиваются проведением контрольных занятий в форме спортивных соревнований в группах, на курсах, факультетах, в которых принимают участие студенты 1 и 2 групп здоровья, как участники, а студенты 3-4 группы здоровья, как помощники руководителя занятия и как организаторы проведения и судейства соревнований. Студенты третьего курса занимаются выбранным видом спорта или системой физических упражнений на основе пройденного учебного материала в рамках профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Итогом занятий по теме «Профессионально-прикладная физическая подготовка» является оценка сформированности заданных компетенций средствами выполнения студентами нормативов ППФП, рекомендованных кафедрой физической культуры и тестов по спортивно-технической подготовке (СТП) в избранном студентом виде спорта или системе физических упражнений. Тем самым подтверждается на практике умение самостоятельного использования средств физической культуры для укрепления здоровья, способность поддерживать уровень физического здоровья, достаточного для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности [1]. Дисциплина «Практикум по физической культуре» является обязательной для студентов всех групп здоровья в очной форме обучения. Промежуточную аттестацию можно проводить каждый семестр в виде зачета без оценки с включением тестов по ОФП, СТП, ППФП, разработанных кафедрой. Реализацию дисциплины «Практикум по физической культуре» проводить с 1 по 6 семестр, равномерно распределяя учебную нагрузку, на указанный период.

Примерный план реализации дисциплин по физической культуре может включать

в себя:

- в 1 семестре по дисциплине «Теоретические основы физической культуры» 16 час. лекций, 8 час. семинаров и 8 час. методико-практических занятий (самостоятельная подготовка студента составит 40 час.), по дисциплине «Практикум по физической культуре» 28 час. учебно-тренировочных занятий, что в сумме двух дисциплин составит 60 час. контактной работы преподавателя со студентом;

- во все последующие семестры по дисциплине «Практикум по физической культуре» по 40 час. учебно-тренировочных и по 20 час. методико-практических занятий на основе контрольных занятий и соревнований, что в сумме двух видов занятий составит 60 час. контактной работы преподавателя со студентом в семестр.

4. Для качественной реализации дисциплин по физической культуре необходимо в начале учебного года после проведения медицинского осмотра приказом ректора за-

числить всех студентов в учебные отделения, занятия в которых должны проводиться по отдельным программам.

В спортивное учебное отделение определяются студенты, имеющие спортивные разряды и высокий уровень спортивной подготовки, а также студенты 3 курса обучения 1-2 групп здоровья.

В основное учебное отделение определяются студенты 1 и 2 групп здоровья.

В специальное учебное отделение определяются студенты 3 и 4 групп здоровья.

В специальном учебном отделении занятия проводят преподаватели прошедшие специальную переподготовку. Учебный процесс реализуется по трем направлениям:

- у студентов 4 группы здоровья, полностью освобожденных от учебно-тренировочных занятий, программа обучения строится на проведении с ними методико-практических занятий и самостоятельной работе студента при подготовке к таким занятиям, на которых студенты выполняют практические (сюжетные) задания и выступают в роли помощника руководителя занятия, организатора соревнований, судьи соревнований на базе реализации программы основного учебного отделения и плана спортивной работы вуза;

- при личном обращении студента - инвалида дисциплина должна быть реализована по индивидуальным, специально разработанным программам адаптивной физической культуры;

- со студентами 3 группы здоровья учебные занятия проводятся по отдельной программе с учетом двигательных ограничений по состоянию здоровья и категориям заболеваний.

В основном учебном отделении (студенты 1-2 групп здоровья) учебно-тренировочные занятия проводятся по подгруппам (15 человек на преподавателя) с учетом разработанных программ, учетом наличия материальной базы по спорту, наличия имеющихся специализаций профессорско-преподавательского состава и спортивных традиций учебного заведения, но в рамках расписания учебных занятий на 1 и 2 курсах.

В спортивном учебном отделении программы занятий опираются на расписание секционной спортивной работы. Они проводятся преподавателями кафедры физической культуры совместно с тренерами-преподавателями штатного Спортивного клуба в секциях начинающих спортсменов (студенты 3 курса) по видам спорта или системам физических упражнений, представленных в программах основного отделения на 1-2 курсах обучения и в сборных командах вуза по программам отдельных видов спорта.

5. В связи с переходом на ФГОС ВО нового поколения должны измениться условия деятельности образовательных организаций и требования к преподавателям, осуществляющим реализацию дисциплин по физической культуре и спорту. Одним из таких условий является обязательное повышение квалификации всех преподавателей для работы со студентами, имеющими отклонения в физическом развитии и здоровье, работе по решению задач индивидуальной адаптивной физической культуры. Не менее актуально выглядит требование повышения квалификации по профилю реализуемой дисциплины раз в три года. Это связано с тем, что дисциплина физическая культура элективного блока дисциплин по выбору требует от преподавателя профессиональных знаний в области отдельных видов спорта. Такое соединение преподавательской и тренерской деятельности необходимый атрибут современного образования.

Реализация программы обучения в данном контексте « даст широкие возможности образовательному заведению проводить учебно-тренировочные занятия, как в рамках учебного расписания, так и во внеучебное время - в рамках секционной спортивной работы» [2].

Считаем, что конкретизация направленности и содержания дисциплин, очередности их прохождения, введение универсальной, единой для всех направлений компетенции, порядка её формирования и контроля позволит не только улучшить качество обра-

зовательного процесса, но и решить все организационные задачи составления учебных планов и планирования учебного процесса, значительно облегчит составление расписания занятий, упростит и унифицирует составление РПД дисциплин по физической культуре. Рабочие программы дисциплин будут едиными для всех направлений, как и порядок их прохождения в вузе. Количество РПД уменьшится в разы. Такое планирование не противоречит пункту 54 Приказа Министерства образования и науки от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования: программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», где указано: «Контактная работа обучающихся с преподавателем может быть как аудиторной, так и вне аудиторной» [4]. Это даст возможность студенту на практике творчески подойти к использованию полученных знаний, умений и навыков. Реализация учебного процесса по новым направлениям позволит объединить образовательную теоретическую и практическую составляющие дисциплин по физической культуре с учетом обязательного и выборного компонентов со спортивной работой [1], в значительной мере сможет улучшить взаимодействие кафедры с учебными отделами факультетов, студенческими спортивными клубами, штатным спортивным клубом (центром) вуза совместным взаимопроникновением в сферы их деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеевец, А.В. Физическая культура в зеркале развития образовательных стандартов / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 8-20.

2. Компетентностная направленность реализации двух дисциплин по физической культуре и спорту в рамках новых ФГОС ВО / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, М.В. Пучкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 9-13.

3. Приказ Государственного комитета РФ по высшему образованию «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях» от 26 июля 1994 г. № 777 [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=EXP&n=311471&dst=100001#0. - Дата обращения 01.01.2017.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 №1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159671/. - Дата обращения 01.01.2017.

REFERENCES

1. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu. and Efimova-Komarova, L.B. (2016), "Physical culture in a mirror of development of educational standards", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp.8-20.

2. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B. and Puchkova, M.B. (2017), "Competence-based orientation of realization of two disciplines in physical culture and sport within new FGOS VO", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 9-13.

3. The order of the State committee of the Russian Federation on the higher education "About the organization of process of physical training in higher educational institutions" of July 26, 1994 No. 777, available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=311471&dst=100001#0.

4. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 12/19/2013 No. 1367 "About the statement of an order of the organization and implementation of educational activities for educational programs of the higher education - to programs of a bachelor degree, programs of a specialist program, programs of a magistracy", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159671/.

Контактная информация: ageevets59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.06.2017

УДК 796.325

СОДЕРЖАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ

ВОЛЕЙБОЛЕ

Александр Сергеевич Ананьин, аспирант,

Лариса Владимировна Булыкина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Статья посвящена изучению содержания соревновательной деятельности в волейболе на момент 2012 и 2016 года. Работа основана на анализе показателей разработанной системы взаимосвязанных статистических параметров, характеризующих содержание соревновательной деятельности в волейболе. В исследовании использовались матчи стадии плей-офф турнира Олимпийских игр 2012 и 2016 гг. среди мужских и женских команд. В результате проведенного исследования получены статистические данные, позволяющие определить уровень развития соревновательной деятельности в современном волейболе. Также обоснована значимость систематического изучения тенденций развития соревновательной деятельности в мужском и женском волейболе на основе разработанных статистических параметров.

Ключевые слова: соревновательная деятельность, волейбол, развитие волейбола, статистические параметры.

CONTENT OF COMPETITIVE ACTIVITY IN MODERN VOLLEYBALL

Alexander Sergeevich Ananin, the post-graduate student, Larisa Vladimirovna Bulykina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The article is devoted to the study of competitive activity content in volleyball in 2012 and 2016. This article is based on the analysis of indicators within the developed system of the interrelated statistical parameters characterizing the content of the competitive activity in volleyball. The study used the stage matches of the playoff tournament of the Olympic Games 2012 and 2016 for man and woman's teams. In the result of the study obtained the statistical data have been received to determine the development level of the competitive activity in modern volleyball. Also the article has justified the significance of the systematic study of the trends of the competitive activity development in the male and female volleyball, based on the statistical parameters.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: competitive activity, volleyball, volleyball development, statistics.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях физические характеристики игры, достигнутые в процессе ее естественного развития, предъявляют высокие требования к качеству исследований содержания соревновательной деятельности.

Система взаимосвязанных статистических параметров соревновательной деятельности лежит в основе исследования ее содержания в современном волейболе. Подробный анализ показателей данных параметров позволит определить тенденции развития волейбола, что в будущем поможет избежать ошибок при принятии тех или иных изменений в правилах волейбола и укажет результаты принятых ранее нововведений. [1]

Цель исследования - определить уровень развития современного волейбола на основе анализа статистических параметров, характеризующих содержание соревновательной деятельности в волейболе на момент 2012 и 2016 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.