Педагогические науки
УДК 796.011
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЗЕРКАЛЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ
Андрей Владимирович Агеевец, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский юридический институт (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации; Валерий Юрьевич Ефимов-Комаров, доцент, Санкт-Петербургский филиал Академии Следственного Комитета Российской Федерации; Людмила Борисовна Ефимова-Комарова, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-западного институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Аннотация
В статье дан анализ изменений, вносимых каждым стандартом высшего образования в дисциплину «Физическая культура». Представлены основные руководящие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса. Выделены особенности реализации дисциплины и её место в системе высшего образования. На базе анализа определенны выводы и рекомендации по работе кафедр физического воспитания и пути оптимизации их работы.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, рабочая программа, трудоемкость дисциплины, учебный объем, учебная нагрузка, общекультурная компетенция, средства и методы физической культуры, медицинский осмотр, здоровье, физические кондиции.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p8-20
PHYSICAL CULTURE IN A MIRROR OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL
STANDARDS
Andrey Vladimirovich Ageevets, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg legal institute (branch) of Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation; Valery Yuryevich Yefimov-Komarov, the senior lecturer, St. Petersburg branch of Academy of Investigative Committee of the Russian Federation; Lyudmila Borisovna Yefimova-Komarova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, North-West institute of management of the Russian academy of national economy and public service under the
Russian President
Annotation
The analysis of the changes relating to the physical culture discipline and taking place under the Federal State Educational Standard has been considered in the article. The basic guidelines governing the organization of the educational process have been presented here. Special aspects of the discipline implementation as well as its place in the system of higher education have been underlined in the article. By means of this analysis the certain recommendations on optimization of performance of the Physical Education Department have been given.
Keywords: Federal State Educational Standard, steering document, discipline extent, educational volume, teaching loads, general cultural competence, means and methods of physical education, physical examination, health, physical condition.
Физическая культура, как дисциплина высшего образования, на всех этапах его развития имела особый статус исходя из важности её значения для обеспечения здоровья, физического развития обучающихся, развития функциональных систем организма, подготовки к долгосрочной активной деятельности в различных сферах социальной жизни. Физическая культура (ФК) населения в целом несёт не только образовательный компо-
нент, но имеет важное государственное значение во всех сферах её проявления (адаптивная ФК, реабилитационная ФК, рекреационная ФК, оздоровительная ФК, лечебная ФК, профессионально прикладная физическая подготовка (ППФП), спорт и. т.д.). Свой вклад она вносит в повышение обороноспособности страны, влияет на увеличение продолжительности жизни населения и, соответственно, возможности людей дольше и активнее трудиться на благо Родины - все эти аспекты актуальны сегодня, когда возрастают угрозы военного, террористического, экономического и социального характера. «Здоровье населения, безопасность и образование всегда были сферой ответственности государ-ства»[2, с. 28-30]. В последнее время руководство высшего образования находится в постоянном поиске средств реализации новых программ и инноваций, в том числе и по дисциплине «Физическая культура». Свидетельством этому является непрекращающаяся модификация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО). На наш взгляд, чтобы понять какие изменения происходят в образовательном процессе сегодняшнего дня и, что ожидает обязательную дисциплину высшего образования «Физическая культура» в будущем, необходимо проанализировать те изменения, которые происходили и возможно ещё произойдут в образовательных стандартах, определить место и особенности дисциплины, понять, как она должна быть реализована.
Особое место физической культуры в образовательном процессе всегда определялось:
- прямой и косвенной связью со всеми дисциплинами ФГОС ВО не только на познавательном и образовательном уровне, но как основной составляющей, обеспечивающей уровень здоровья и работоспособности при освоении других дисциплин образовательного процесса;
- единством целей, задач реализуемых дисциплиной, необходимых для формирования общекультурных компетенций любых направлений, форм и уровней высшего образования;
- самой большой учебной трудоемкостью и объёмом академических часов практической направленности (трудоемкость дисциплины 400 академических часов);
- равномерным распределением учебной нагрузки на 6-8 семестров обучения, в зависимости от программы, необходимым для поддержания и улучшения здоровья и физических кондиций обучающихся (4 часа в неделю, а с учетом внеаудиторной и спортивной работы 6-8 часов);
- необходимостью учета особенностей дисциплины, в первую очередь, при составлении расписания занятий (время занятий, периодичность, регулярность);
- организацией медицинских осмотров обучающихся и медицинского сопровождения учебного процесса;
- распределением обучающихся по учебным отделениям для проведения практических занятий с учётом уровня их физической и спортивной подготовленности, пола и состояния здоровья;
- делением учебных групп на подгруппы из расчета 12-15 обучающихся на преподавателя при проведении практических занятий;
- необходимостью наличия или аренды спортивных сооружений для организации учебного процесса.
Все эти особенности были актуальны с незапамятных времен и не потеряли значимости на день сегодняшний. Правильное понимание и учет этих особенностей в организации учебного процесса позволят максимально выгодно использовать потенциал формируемых у обучаемых компетенций для повышения качества образования по всем дисциплинам образовательного процесса и последующей успешной реализации знаний, навыков и умений в профессиональной деятельности выпускника.
Становление дисциплины «Физическая культура» это многоэтапный процесс, отражающийся в зеркале развития государственных образовательных стандартов. Этапы становления стандартов высшего образования:
- в 1993-1999 годы разрабатывались временные образовательные стандарты и федеральные компоненты государственного образовательного стандарта;
- до 2000 года применялся единый государственный стандарт высшего профессионального образования, который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940;
- стандарты первого поколения утверждались с 2000 года;
- государственные образовательные стандарты второго поколения утверждались с 2005 года;
- федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения утверждались с 2009 года.
Основой, регламентирующей порядок реализации дисциплины в образовательных стандартах, послужили учебные программы по физической культуре 1963, 1975, 1978 годов и общесоюзная базисная программа 1990 г. На первом этапе руководством становления высшего образования в Российской Федерации направляющим и основополагающим для организации учебного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении (ВУЗе) являлся Приказ Государственного комитета РСФСР от 25.01.91г. № 64 «О введении Всероссийской базисной учебной программы «Физическая культура» для высших учебных заведений». На смену этому приказу пришел Приказ Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26 июля 1994 г. № 777, которым была утверждена «Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений». Эту инструкцию можно считать одним из самых эффективных и полных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса по физической культуре в ВУЗе до настоящего времени. В последующем положения Приказа №777 были дополнены Приказом Министерства Образования РФ № 1025 от 01 декабря 1999г. « Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования», который признал утратившими силу пункты 2, 3 приказа Госкомвуза России от 26.07.94 №777 и внес новые положения, которые были направлены на обеспечение организации процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами. Пункты 1.1.1 и 1.1.2. приказа обязывали ВУЗы «предусмотреть в учебных планах:
- по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделение 408 часов трудоемкости на дисциплину "Физическая культура", планирование ее в учебном плане по 4 аудиторных часа в неделю на 1-2 курсах, по 2 аудиторных часа в неделю на 3-4 курсах с проставлением итоговой оценки;
- обязательный курс физического воспитания, который может дополняться дисциплинами по выбору с указанием видов спорта или систем физических упражнений, а также факультативными занятиями (1-2 часа в неделю) в внеучебное время;
- по всем направлениям магистерской подготовки предусмотреть возможность для студентов-магистрантов занятий физической культурой под руководством преподавателя в объеме 2-4 часов в неделю;
- для студентов очно-заочной и заочной форм обучения, экстерната при реализации государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования предусмотреть с учетом желания студентов учебные занятия по дисциплине "Физическая культура" в разнообразных ее формах, в объеме не менее 10 аудиторных часов» [3].
В основе руководящего документа государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения (ГОС-2) лежат требования Приказа Минобразования России от 02.03 2000г. №686 «Об утверждении государственных стандартов высшего профессионального образования». В его последних требованиях выделялся фиксированный минимум времени объёмом учебной нагрузки для обучающихся по очной форме обучения 408 часов. Дидактические единицы имели конкретное выражение: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Социально-биологические основы ФК. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма»[4]. Они указывали содержание обязательного теоретического материала, рекомендованного для освоения в учебном процессе, который должен реализовываться на лекциях, семинарах, методических занятиях.
Примерная учебная программа предполагала 1-2 часа дополнительных занятий в неделю. Определено деление групп на подгруппы из расчета 8-15 человек на преподавателя при проведении практических занятий. Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, должны выполнять письменные контрольные работы.
Цель физического воспитания - формирование физической культуры личности.
Физическая культура в структуре стандартов второго поколения высшего профессионального образования входила в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и определяла уровень здоровья обучающихся, как один из результатов образования. Охрана здоровья обучающихся позиционировалось как направление деятельности образовательного учреждения.
С принятием изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в 2009 году стали разрабатываться стандарты нового поколения - федеральные государственные образовательные стандарты. Стандарты предыдущих поколений по своей сути федеральными государственными образовательными стандартами не являлись, а были лишь их компонентами. Разработана и рекомендована примерная учебная программа, в которой самоподготовка обучающихся по дисциплине не предусмотрена. Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, должны выполнять рефераты.
С введением ФГОС ВО третьего поколения (ФГОС-3) произошли изменения, касающиеся квалификации бакалавр, специалист и магистр, введена система зачетных единиц, по которой на дисциплину отводится 2 зачетных единицы, но 400 академических часов, что существенно снижает значимость дисциплины (трудоемкость раздела должна быть не менее 11 зачетных единиц) и создает трудности, связанные с формированием регламентированных стандартами ВО компетенций. Обязательные аудиторные занятия по физической культуре перестали входить в максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю. Напоминаем, что 1 зачетная единица равна 36 учебным часам, а максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю для студентов очной формы обучения составляет 32 академических часа, согласно письму Минобразования РФ от 28.11.2002 N 14-52-988ин/13 «О методике расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах».
В структуре ФГОС ВО третьего поколения учебная дисциплина «Физическая культура» вынесена из гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин в самостоятельный, обязательный раздел. Новые стандарты, в отличие от стандартов предыдущего поколения, уже не регламентируют содержание основных дидактических
единиц дисциплины, а также в них отсутствует порядок реализации дисциплины по очно-заочной и заочной формам обучения. Объём теоретического и практического разделов не регламентирован, хотя впервые официально было указано на включение в учебные программы спортивных игр. Исчезает обязательность выставления оценки на итоговом зачете (экзамене). Не прописан порядок обучения студентов, освобожденных от практических занятий по состоянию здоровья. Цель физического воспитания - формирование различных компетенций по дисциплине для каждого направления.
С 1 сентября 2013 года согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 утверждаются стандарты нового поколения.
В процессе разработки ФГОС ВО поколения «3+» образовательный процесс по физической культуре в ВУЗе представлялся уже двумя дисциплинами: «Физическая культура», на которую отводилось 2 зачетных единицы или 72 академических часа в форме лекций, семинарских, методических занятий и занятий по приему нормативов физической подготовленности и «Прикладная физическая культура» - 328 академических часов практических занятий для обеспечения физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного характера, и уровня физической подготовленности для выполнения ими нормативов физической подготовленности»^]. Обе дисциплины реализуются в порядке установленным образовательной организацией. В приказе Министерства образования и науки от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования: программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» в пункте 55 было указано на «обязательное формирование учебных групп численностью до 15 человек с учетом пола, состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся при проведении практических занятий»[5]. Были определены виды занятий в очной форме обучения. Однако, в дисциплине «Физическая культура», носящей исключительно теоретический и методический характер нелепым выглядели занятия по приему практических нормативов, так как никаких практических занятий по подготовке к сдаче этих нормативов в этой дисциплине не было предусмотрено. Более того, встала проблема: « Какую из дисциплин реализовы-вать первой? Обучать вначале теории и методике, а затем практике или наоборот?» Было понятно, что дисциплина «Физическая культура» трудоемкостью 2 зачетных единицы должна быть реализована в одном семестре. Логично и педагогически оправдано было вначале дать знания, а потом на их базе проводить практическую часть «Прикладную физическую культуру», но как быть с занятиями по приему практических нормативов? Две дисциплины - значит два зачета, о которых тоже не упоминалось в трактовке стандарта. Эти вопросы нашли ответы в последнем варианте стандарта, по которому мы работаем в настоящее время. В нем указаны следующие основные положения:
«Программы бакалавриата по физической культуре и спорту реализуются в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения и элективных дисциплин в объеме не менее 328 академических часов, не переводящихся в зачетные единицы, но обязательных для освоения. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными двигательными возможностями организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья» [6].
Цель физического воспитания - формирование различных компетенций по дисциплине для каждого направления. Для многих направлений образования общекультурная компетенция звучит так: «Выпускник обладает способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной деятельности» [6].
К сожалению, в стандарте не определены формы проведения занятий базовой части, не определен порядок реализации дисциплины в очно-заочной и заочной формах обучения и по уровням подготовки специалистов и магистров.
Исходя из всего перечисленного, можно сделать определенные выводы, взяв за основу анализ истории совершенствования и реализации дисциплины «Физическая культура» в высшем образовании, которые позволяют сделать предположения по её дальнейшему возможному развитию в ближайшем будущем.
Вывод первый. Основным документом, регламентирующим работу по физической культуре, была и остается «Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений», как документ, наиболее полно, отражающий весь объем работ и полномочий отдельных должностных лиц и подразделений ВУЗа по всем направлениям учебной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-туристической работы, в том числе, организации работы со студентами-инвалидами. Однако, назрела необходимость внести в Инструкцию новые положения, которые должны соответствовать требованиям времени:
- о создании и работе Студенческих спортивных и туристических клубов;
- о работе по подготовке и выполнению студентами, сотрудниками и профессорско-преподавательским составом норм и требований Всероссийского комплекса ГТО;
- о медицинском сопровождении учебно-тренировочных занятий по физической культуре и соревнований;
- о разграничении полномочий и обязанностей между всеми структурными подразделениями и общественными организациями, задействованными в процессе физического воспитания.
Вывод второй. Необходимо взять за основу все передовое, касающееся дисциплины во всех образовательных стандартах и систематизировать. В ФГОС ВО третьего поколения конкретизировать основные положения. В частности, убрать такие словосочетания, как «элективные занятия», «на усмотрение образовательного учреждения», «дисциплины (модули) по физической культуре и спорту» или дать точные формулировки, определяющие смысл этих фраз для того, чтобы должностные лица, отвечающие за организацию учебного процесса, трактовали их единообразно и правильно. В настоящее время некоторые образовательные учреждения, особенно реализующие программы по юридическому направлению, взяли за основу образовательного процесса только базовую часть (2 зач. ед./72 ак. часа), а практическую, элективную часть трактуют, как занятия по выбору или переводят часы в спортивную работу. Есть ВУЗы, которые понимают под этим выражением две дисциплины, оговоренные раньше. Третья группа образовательных учреждений пытается дисциплину «Физическая культура» перевести в разряд «Физической подготовки» и уходит от теоретического раздела, не имея на всё это никаких оснований кроме фразы: «Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией». Говоря об оптимизации учебного процесса в положительном смысле, нет необходимости делить дисциплину на два предмета. Рациональнее выделить в ней, как это уже сделано в последних документах, базовую часть 72 часа (2 зачетные единицы) обязательную для студентов всех форм обучения, всех групп здоровья, всех уровней обучения, кроме уровня магистра и практическую часть -200 и более обязательных часов учебно-тренировочных занятий и соревнований.
В связи с тем, что «Физическая культура», как дисциплина высшего образования, должна нести не только воспитательный, но и, безусловно, образовательный компонент, в предложенном варианте можно реализовать его через теоретический раздел - на лекциях и семинарских занятиях. Взяв за основу дидактический материал ГОС-2 по дисциплине, определив обязательный минимум и дополнив его методической составляющей, как этого требуют положения ФГОС ВО 3 и «3+» по направленности образования на развитие компетенций, связанных с необходимостью самостоятельного и правильного ис-
пользования средств и методов физической культуры в повседневной деятельности. Для студентов очно-заочной (вечерней), заочной форм обучения при реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования предусмотреть учебные занятия по базовой части дисциплины "Физическая культура" в разнообразных формах в объеме не менее 24 и 12 аудиторных часов соответственно.
Вывод третий. Есть предложение определить единую унифицированную общекультурную компетенцию (ОК) по дисциплине. Для того чтобы показать значимость дисциплины поставить эту компетенцию на первое место («ОК-1»). Примерное её содержание может излагаться так: «Выпускник, освоивший программу, должен обладать способностью самостоятельного и методически правильного использования основных и дополнительных средств физической культуры для укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и функционального состояния организма, повышения работоспособности и готовности к защите Родины». Внесение такой формулировки поможет разработчикам рабочих программ дисциплины (РПД) и ряда документов учебно -методического комплекса (УМК) сделать единую программу для всех направлений образовательного учреждения с учетом особенностей наличия материальной базы, штата и квалификации профессорско-преподавательского состава. Это очень актуально для ВУЗов, реализующих образовательную деятельность по нескольким десяткам специальностей и уровней высшего образования: бакалавриата, специалитета, магистратуры.
Вывод четвертый. Уровень усвоения теоретического лекционного материала необходимо дифференцировать через семинарские занятия, используя текущий контроль в форме докладов, сообщений, ответов обучающихся на вопросы с использованием электронных презентаций. Промежуточный контроль реализовывать решением тестового материала по содержанию лекций и вопросов, рекомендованных для самостоятельного изучения. Объем базовой части дисциплины может предполагать 16 часов лекций, 16 часов семинарских занятий, 16 часов методических занятий, 24 часа самостоятельной работы (при четырехлетнем обучении). Базовый раздел программы необходимо реализовывать равномерно на протяжении всего периода обучения, подкрепляя полученные знания и методические умения действиями на практических учебно-тренировочных занятиях и учитывать результаты его освоения на этапах промежуточной аттестации. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, а также обучающихся всех форм обучения раздел базовой части Блока 1 является обязательным.
Вывод пятый. Практический раздел можно выделить как практикум к дисциплине «Физическая культура», «что даст широкие возможности образовательному заведению проводить учебно-тренировочные занятия, как в рамках расписания, так и во внеучебное время в рамках секционной и спортивной работы» [2, с.28-30]. Это значительно облегчит составление расписания занятий и не противоречит пункту 54 Приказа Министерства образования и науки от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования: программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», где указано: «Контактная работа обучающихся с преподавателем может быть как аудиторной, так и вне аудиторной»[6]. Формы и методы проведения практической части дисциплины будут реализовываться с учетом возможностей и специфики образовательного учреждения. Одной из форм учебно-тренировочных занятий можно определить занятия на основе спортивных состязаний. Соревнования проводить по окончании темы обучения (вида спорта или системы физических упражнений). Соревнования являются венцом тренировок и позволяют в других условиях (условиях соперничества) проявить психофизические качества, показать уровень развития специальных физических качеств и навыков. Особенностью этих занятий является то, что в них могут принимать участие студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья в качестве организаторов, тренеров, судей, организованных групп поддержки и т. д. Такие
ролевые игры доступны, развивают рекомендованные компетенции и способствуют социализации студентов-инвалидов.
Что касается проверки уровня физической подготовленности по практической части программы, то можно отметить, что многие образовательные учреждения приняли за основу нормы и требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), ссылаясь на Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», Постановление Правительства РФ от 11.07.2014 № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 08.07.2014 № 575 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультур-но-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Все это не ново, так как в учебные программы 1963 г., 1975 г., 1978 г. нормы ГТО входили как обязательные для сдачи. Но сегодня, при реально имеющемся уровне физической подготовленности обучающихся, дефиците бесплатного доступа к спортивным объектам и недостаточном наличии квалифицированных специалистов по физической культуре во всех образовательных учреждениях и целого ряда других факторов, необходимо учитывать, что не все нормативы по силам сегодняшней молодежи. Так люди с излишним весом или занимающиеся профессионально тяжелой атлетикой или другими силовыми видами спорта вряд ли смогут сдать нормативы на выносливость. Как, впрочем, людям творческих профессий (музыкантам) вряд ли удастся сдать силовые нормативы. В сдаче норм ГТО принимают участие все слои и возрастные группы населения добровольно, и такую работу надо проводить. Но, как только мы вводим сдачу этих норм в фонды оценочных средств учебных программ, они становятся обязательными и не всегда приемлемыми для определенных специальностей, а также для определенного контингента обучающихся. Безусловно, нормативы, разрабатываемые на кафедрах физической культуры, физического воспитания, физической подготовки, должны способствовать подготовке обучающихся к сдаче норм ГТО и определять уровень развития основных физических качеств. Мы предлагаем ввести по пять различных физических упражнений, характеризующих уровень развития каждого физического качества (силу, ловкость, быстроту, выносливость, гибкость) для того, чтобы обучаемый имел возможность выполнить индивидуально привлекательный ему норматив. Пример. Физическое качество «Сила» может дифференцироваться через следующие упражнения: подтягивание на перекладине, сгибание-разгибание рук в упоре, поднятие ног к перекладине из положения виса, поднятие гирь, выполнения упражнения удержание «угла» в упоре на брусьях и т. д.
Вывод шестой. Количество часов отводимых на физическую культуру в учебном процессе изменялось от 420 - в 1963 г., 408 - в 1994 г. до 400 часов в настоящее время. Сегодняшняя трудоемкость дисциплины лишь частично решает задачу систематических занятий физическими упражнениями на протяжении всего периода обучения. В связи с тем, что принято решение не включать в зачетные единицы часы, отводимые на практические занятия, то проведение таких занятий можно будет реализовывать как на аудиторных, так и вне аудиторных занятиях. Возникла возможность изменить трудоемкость дисциплины. Объем учебной нагрузки по базовой части дисциплины для всех уровней образования (кроме магистратуры) и форм обучения должен остаться единым (2 зачетные единицы/72 академических часа), а в части элективных дисциплин объем обязательных для исполнения учебно-тренировочных занятий должен варьироваться в зависимости от срока обучения (2 курса - 200 час, 3 курса - 300 час, 4 курса - 400 час, 5 курсов -500 час). Это логично вытекает из необходимости постоянно, систематически заниматься различными видами физических нагрузок, взяв за минимум 4 часа в неделю, как это изначально определялось образовательными стандартами. В настоящий момент ВУЗы, реа-
лизующие учебные программы на протяжении 5 лет обучения, изучают дисциплину «Физическая культура» в течение 3 курсов, а оставшиеся два года обучения студенты физическими упражнениями не занимаются, что не соответствует требованиям времени.
Вывод седьмой. В процессе организации и проведения медицинского сопровождения учебно-тренировочных занятий физической культурой и занятий спортом необходимо руководствоваться следующими документами и приказами:
- Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
- Федеральный закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гл.2 ст.4,8,12 п.1,4; ст.30 п.3 и изменения к приказу от 06.12.2011 №412 ст.34.3 п.2,4; ст. 34.5.
- Приказ Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 №613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» ст.2,12,13,14,15.
- Приказ Государственного комитета РФ по высшему образованию от 26 июля 1994г. № 777.
- СанПиН 1567-76 «Санитарные правила устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту».
- Регламенты и руководства общероссийских спортивных федераций.
В связи с низким уровнем здоровья и физической подготовленности обучающихся назрела необходимость уделить особое внимание медицинскому сопровождению учебного процесса по физической культуре и проведению спортивных состязаний. Образовательные учреждения, совместно со студенческими поликлиниками и врачебно-физкультурными диспансерами должны организовывать и проводить перед началом учебного года ежегодные медицинские осмотры (обследования) обучающихся на предмет определения групп здоровья, для допуска их к практическим занятиям физической культурой.
Распределение студентов по учебным отделениям должно проводиться согласно Приказу Государственного комитета РФ по высшему образованию от 26 июля 1994г. № 777 и «Положению об организации медицинского осмотра (обследования) лиц, занимающихся физической культурой и массовыми видами спорта» утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ» от 09.08.2010.№613н. Заключение о допуске к практическим занятиям по физической культуре должно приниматься на основании медицинского осмотра врачебной комиссии, а не по факту наличия справки формы №86у, как это делается в ряде ВУЗов, потому что такие справки нередко просто покупаются. В соответствии с названным выше Положением выделяют 4 функциональные группы здоровья для занятий физической культурой.
«К основной медицинской группе (1 функциональная группа) относятся лица без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность, с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Студентам, отнесенным к этой группе, разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе с использованием здоровье наращивающих технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.
К подготовительной медицинской группе (2 функциональная группа) относятся практически здоровые обучающиеся, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения или физически слабо подготовленные; входящие в группы риска по возникновению патологии или с хроническими заболеваниями в стадии стойкой ремиссии не менее 3-5 лет. Студентам, отнесенным к этой группе здоровья, разрешаются занятия по учебной программе при условии постепенного освоения комплекса двигательных навы-
ков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожной дозировки физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.
К специальной группе (СМГ) (3 функциональная группа) относятся обучающиеся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера. Студентам, отнесенным к этой группе, разрешаются занятия физкультурой с ограничением физических нагрузок и исключением противопоказанных физических упражнений. В занятиях обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и уровне функциональных возможностей занимающегося.
К группе ЛФК (4 функциональная группа) относятся обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного и временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению лишь теоретических занятий.
В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной группам здоровья. В спортивное отделение - только студенты основной группы здоровья, имеющие соответствующую спортивную подготовку. В специальное учебное отделение зачисляются студенты с ослабленным здоровьем, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу и группу лечебной физической культуры (3 и 4 функциональные группы здоровья).
Занимающиеся, у которых в процессе занятий улучшилось состояние здоровья, физическая и функциональная подготовленность, на основании заключения врача и преподавателя могут переводиться в основную или подготовительную группы соответственно.
Студенты, освобожденные от практических занятий постоянно или на длительный период, осваивают теоретический и методический материал под руководством преподавателя, используя, в том числе, интернет - технологии, получают индивидуальные рекомендации и консультации по выполнению методико-практических заданий, при подготовке реферата, составлению коррекционных комплексов и индивидуальных программ двигательной активности. Перевод студентов в специальное учебное отделение по медицинскому заключению может проводиться в любое время учебного года» [1, с.7-8].
Особенности организации учебного процесса по физической культуре в ВУЗах России, перечисленные в начале статьи не теряют свою актуальность по настоящее время, как и важнейшая задача сохранения и преумножения здоровья и физического развития обучающихся. Можно предположить, что при организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в современном образовательном учреждении с учетом предложенных нами выводов и новаций (а «новое» это хорошо забытое «старое») открываются одновременно широкие перспективы и возможности использования обязательных централизованных рекомендаций Министерства образования по регламенту прохождения и обеспечения дисциплины (наличие таких рекомендаций необходимо для единого понимания основополагающих норм по организации учебного процесса по физической культуре), и право ВУЗа в выборе форм и средств решения поставленных задач, которые могут существенно отличается по разнообразию направленности, использованию частных методик, учету сложившихся спортивных традиций ВУЗа, учету уровня профессиональной подготовленности, спортивной квалификации и специализации профессорско-преподавательского состава.
В 2016 г. Министерство образования и науки РФ начало подготовку ФГОС ВО 4 поколения. Какие нововведения он принесёт? Хотелось бы предполагать, что основные положения стандартов 4 поколения по дисциплине «Физическая культура» будут представлены следующим образом.
Программы бакалавриата и специалитета по физической культуре реализуются в рамках базовой части в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) обязательной для студентов всех форм обучения, всех функциональных групп здоровья и всех уровней высшего образования, кроме магистратуры и практической части в объеме не менее 100 академических часов для каждого года обучения, не переводящихся в зачетные единицы, но обязательных для освоения в очной форме обучения, включая программы магистратуры. Для студентов очно-заочной (вечерней), заочной форм обучения предусмотреть учебные занятия по базовой части дисциплины "Физическая культура" в разнообразных формах в объеме не менее 24 и 12 аудиторных часов соответственно. Занятия по базовой части программы проводятся в виде лекций и семинаров к ним, а также методических или методико-практических занятий, раскрывающих дидактические единицы раздела, рекомендованные примерной учебной программой на протяжении всего периода обучения.
Обязательные занятия практического раздела, не переводящиеся в зачетные единицы, реализуются образовательной организацией в виде учебных, учебно-тренировочных или тренировочных занятий в рамках учебного расписания или расписания секционной спортивной работы с делением учебных групп на подгруппы численностью до 15 человек и распределением по учебным отделениям с учетом уровня здоровья, физического развития, спортивной подготовленности. Содержание занятий по усмотрению и возможностям образовательной организации.
Для инвалидов и лиц с ограниченными двигательными возможностями организация устанавливает особый порядок освоения практической части дисциплины с учетом состояния их здоровья. Для студентов специального учебного отделения 3 функциональной группы здоровья практические занятия должны проводиться в полном объёме, но по отдельным программам с учетом противопоказаний к занятиям физическими упражнениями. Для обучающихся 4 функциональной группы здоровья и инвалидов объём практических занятий должен планироваться с учетом программ основного учебного отделения, в виде методико-практических занятий. В ходе таких занятий обучающиеся выполняют задания в роли помощника руководителя занятия при приеме практических нормативов, в роли организатора соревнований, в роли судьи соревнований и т.д. Объем практических занятий, для этой категории обучающихся может быть снижен до 36 академических часов и 64 часов самостоятельной работы по подготовке к занятиям на каждый год обучения.
Цель дисциплины «Физическая культура» - формирование у обучающихся общекультурной компетенции (ОК-1): «Выпускник, освоивший программу, должен обладать способностью самостоятельного и методически правильного использования основных и дополнительных средств физической культуры для укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и функционального состояния организма, повышения работоспособности и готовности к защите Родины».
Промежуточный контроль по дисциплине организуется:
- в очной форме обучения по программам бакалавриата и специалитета каждый семестр: обучающиеся, успешно освоившие учебную программу и сдавшие практические нормативы, а также тесты или задания по методике использования средств физической культуры, разработанные кафедрой физического воспитания (физической культуры), допускаются до сдачи зачета (экзамена), в основе которого лежат материалы лекций, семинаров и вопросов теоретического раздела, предложенных для самостоятельного изучения;
- по программе магистратуры промежуточный контроль (зачет) осуществляется каждый семестр только по результатам освоения практической части программы выполнением нормативов по физической подготовленности;
- в очно-заочной и заочной формах обучения промежуточный контроль (зачет) осуществляется только по результатам освоения материала базовой части программы.
Дисциплина « Физическая подготовка», реализуемая в образовательных учреждениях высшего образования специальной направленности, связанной со специальностями, готовящими кадры для силовых и специальных структур, должна иметь в своей основе положения «Наставления по физической подготовке», которым будет определяться порядок прохождения и содержания дисциплины, её трудоёмкость, критерии оценки, обязанности должностных лиц, участвующих в организации работы по физической подготовке и спорту.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ефимова-Комарова Л.Б. Физическая культура студента специального учебного отделения: Учебное пособие / Л.Б. Ефимова-Комарова. А.В. Токарева. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), 2015. - 180 с., ил.
2. Ефимов-Комаров В.Ю. Варианты моделирования деятельности кафедры физической культуры СЗАГС в современных условиях / В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Л.А. Кирьянова // Материалы научно-практической конференции вузов государственной службы России, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / ред. Н.В. Колесников, П.П. Смолев. - Изд-во СЗАГС. - СПб, 2010. - С.28-30.
3. Приказ Министерства образования РФ №1025 от 01 декабря 1999 г. «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» [Электронный ресурс] // URL : https://www.lawmix.ru/pprf/75777. - Дата обращения 10.01.2016.
4. Приказ Министерства образования РФ от 02.03.2000 г. №686 «Об утверждении государственных стандартов высшего профессионального образования» [Электронный ресурс] // URL : https://www.referent.ru/1/40432. - Дата обращения 10.01.2016.
5. Приказ Министерства образования и науки от 19.12.2013 №1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70503294/. - Дата обращения 10.01.2016.
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2015 года №205 «Об утверждении ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.05 режиссура театрализованных представлений и праздников (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70832798/. - Дата обращения 10.01.2016.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // URL http://base.garant.ru/70291362/- Дата обращения 10.01.2016.
REFERENCES
1. Yefimova-Komarova, L.B. and Tokareva, A.V. (2015), Physical culture of the student of special educational office: Manual, Publishing house of St. Petersburg State University of space instrument making (GUAP), St. Petersburg.
2. Yefimov-Komarov V.Yu., Yefimova-Komarova, L.B. and Kiryanova L.A. (2010), "Options for modeling of the activity of department of the phy sical culture of SZAGS in modern conditions", Materials of the scientific and practical conference of higher education institutions ofpublic service of Russia devoted to the 65 anniversary of the Victory in the Great Patriotic War of1941-1945, SZAGS Publishing house, St. Petersburg, pp. 28-30.
3. The order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 1025 of December 01, 1999. "About the organization of process of physical training in educational institutions of the initial, average and higher education", available at: https://www.lawmix.ru/pprf/75777.
4. The order of the Ministry of Education of the Russian Federation from 3/2/2000 No. 686 "About the statement of state standards of higher education", available at: https://www.referent.ru/1/40432.
5. The order of the Ministry of Education and Science from 12/19/2013 No. 1367 "About the statement of an order of the organization and implementation of educational activities for educational programs of the higher education - to programs of a bachelor degree, programs of a specialist program, programs of a magistracy", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70503294/.
6. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of March 12, 2015 No. 205 "About the statement of FGOS IN in the direction of preparation 51.03.05 direction of the dramatized representations and holidays (bachelor degree level)", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70832798/.
7. The federal law "About education in the Russian Federation" of December 29, 2012 No. 273-FZ, available at: http://base.garant.ru/70291362/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.02.2016
УДК 378.046.4
МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Полина Михайловна Алексеева, аспирантка, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Аннотация
В статье дается научное обоснование выбора методических средств обучения учителей в системе повышения квалификации, ориентированных на успешность всех субъектов образовательного процесса - преподавателей, учителей и учеников, определяется понятие «успешность обучения» учителей в процессе повышения квалификации.
Ключевые слова: методические средства, успешность обучения, методические знания, технология успешного обучения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p20-24
METHODOLOGICAL TOOLS FOR ENSURING THE SUCCESSFUL TRAINING OF THE TEACHERS UNDER THE ADVANCED TRAINING PROGRAMS Pauline Mikhailovna Alexeyeva, the post-graduate student, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University
Annotation
The article gives the scientific substantiation of the choice of the methodological tools for the teachers advanced training system, focused on the success of all the subjects of the educational process -teachers, tutors and pupils, and it defines the concept of "successful education" for the teachers in the process of training.
Keywords: teaching tools, success of training, methodical knowledge, successful learning technology.
Концепция модернизации российского образования, новые федеральные стандарты основного общего и высшего педагогического образования требуют подготовки качественно нового учителя, готового работать в новых условиях. Современный учитель должен решать профессиональные задачи на основе знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей в разных образовательных контекстах: на уровне субъектных отношений, на уровне образовательного процесса, на уровне деятельности образовательной организации как развивающейся системы.
Прежде, чем раскрыть сущностные характеристики методических средств, обеспечивающих эффективность обучения учителей в процессе их повышения квалификации, определим понятие «успешность обучения». Вслед за М.Я. Адамским [1] под успешно-