Научная статья на тему 'Проблемы, перспективы энергетического сотрудничества России и Турции в контексте их геополитических интересов'

Проблемы, перспективы энергетического сотрудничества России и Турции в контексте их геополитических интересов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1276
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РОССИЯ / ТУРЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Томилова Юлия

Статья посвящена проблемам сотрудничества России и Турции в энергетической сфере. Автор раскрывает экономические, политические и геополитические предпосылки такого сотрудничества, анализирует его историю, очерчивает современные подходы обеих сторон к перспективам энергетического сотрудничества через призму их интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы, перспективы энергетического сотрудничества России и Турции в контексте их геополитических интересов»

Проблемы, перспективы энергетического сотрудничества России и Турции в контексте их геополитических интересов

Статья посвящена проблемам сотрудничества России и Турции в энергетической сфере. Автор раскрывает экономические, политические и геополитические предпосылки такого сотрудничества, анализирует его историю, очерчивает современные подходы обеих сторон к перспективам энергетического сотрудничества через призму их интересов.

Ключевые слова: геополитическое соперничество, экономические отношения, Россия, Турция, стратегические интересы, энергоресурсы.

В последнее время в СМИ все чаще говорится о стремительном и плодотворном развитии русско-турецких отношений. Совместные политические, культурные, образовательные проекты постепенно уступают место неизменному двигателю всей системы современных международных отношений - экономике, а если быть точнее, энергетике. Открытие нового месторождения природного газа или нефти может существенно изменить ситуацию в регионе, нарушить привычную расстановку геополитических сил.

Каспийский, Черноморский и Среднеазиатский регионы на протяжении многих веков были очень важными стратегическими плацдармами. В настоящее время идет борьба не просто за политическое влияние на данных территориях, но за доступ к ресурсам и господство над трубопроводами.

Такое геополитическое соперничество получило название «Большая игра». Среди участников можно выделить Россию и Турцию, взаимоотношения которых в энергетической сфере заслуживают особого внимания. Именно тандем Россия-Турция обеспечивает энергетическими ресурсами практически всю Европу.

Действительно, на данный момент российско-турецкие экономические отношения развиваются быстрыми темпами. Особое внимание уделяется многоплановому энергетическому сотрудничеству, являющемуся основой торгово-экономических отношений данных стран. Среди его важнейших компонентов можно выделить торговлю энергоносителями, электроэнергией, поставку оборудования и услуг, взаимные инвестиции в энергетические секторы двух стран.

Доля экспорта российских энергоносителей в общем объеме торговли между двумя государствами составляет 70 %. Страны активно

сотрудничают в разработке и реализации многих совместных проектов в сфере энергетики, из которых наиболее известным и успешным является «Голубой поток». Россия не только поставляет газ в Европу через территорию Турции, но в больших объемах продает его и Анкаре, практически полностью обеспечивая энергетические потребности своего партнера. Ярким подтверждением действенности принципа многопланового сотрудничества между Россией и Турцией стала покупка российской компанией «Лукойл» турецкой компании «АкреЪ>. Абсолютная прозрачность сделки и выход России на внутренний энергетический рынок Турции свидетельствуют о повышении уровня взаимного доверия в энергетической сфере. Постоянной практикой стали визиты на высшем уровне, участие в рабочих группах министров энергетики, глав крупнейших предприятий. Одним из важнейших итогов последней встречи президентов А. Гюля и Д. Медведева стало принятие Совместной декларации о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой, о дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнёрства1. В ней говорится о стратегическом значении и больших перспективах энергетического сотрудничества двух стран.

6 августа 2009 г. стало значимой датой в развитии российско-турецких энергетических отношений. Во время визита в Анкару премьер-министра России Владимира Путина были подписаны протоколы о сотрудничестве в газовой и нефтяной сферах, в атомной энергетике. Победа российско-турецкого консорциума в тендере на возведение в Турции первой атомной электростанции открывает не только новую страницу во взаимоотношениях двух стран, но и выводит их на более высокий уровень.

«Россия и Турция очевидно заинтересованы в проекте и намерены в короткие сроки согласовать детали и приступить к строительству», - сообщил Путин2.

В ходе этого визита было принято и другое, возможно даже более важное соглашение. Турция дала свое разрешение на прокладку газопровода «Южный поток» через свои территориальные воды. Значимость этого события состоит в том, что именно этот проект в мировых энергетических кругах рассматривается как прямой конкурент другому важному для Европы и Турции проекту «Набукко», идущему в обход России. Оба премьер-министра - и В. В. Путин и Р. Т. Эрдоган подчеркнули, что строительство «Южного потока» не будет препятствовать реализации «Набукко», однако подобный шаг турецкого правительства говорит о пересмотре своих приоритетов. Если несколько лет назад Турция стремилась ограничить свою зависимость от России, то теперь всячески демонстрирует тот факт, что сотрудничество с северным партнером приносит гораздо больше выгод, чем соперничество.

Создается впечатление, что в энергетической сфере между Россией и Турцией не осталось нерешенных вопросов, и дальнейшие отношения будут развиваться в ключе взаимной поддержки и сотрудничества, однако во многом такое убеждение не соответствует действительности. Обе страны готовы сотрудничать друг с другом до тех пор, пока это отвечает их национальным интересам.

Анализируя внешнеполитические и внешнеэкономические приоритеты Турции, можем предположить, что она стремится к тому, чтобы превратиться в сильное и влиятельное государство. Все чаще среди ее внешнеполитических приоритетов упоминаются регион СНГ, обладающий огромным экономическим потенциалом и большими запасами энергоресурсов. Укрепив свое влияние в регионе, Турция могла бы получить доступ к его природным благам. Но ввиду отсутствия достаточных финансовых средств и политических возможностей, Анкара не может этого сделать. Поэтому ей приходится довольствоваться ролью посредника, постепенно закрепляясь в регионе и налаживая отношения с бывшими советскими республиками. Это хорошая возможность выиграть время, накопить достаточное количество финансов. Турция активно развивает отношения с Азербайджаном и является главной движущей силой осуществления

проекта основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, альтернативного российскому «Голубому потоку».

Одним из приоритетов внешней политики Турции является вступление в ЕС. Россия является одним из важнейших поставщиков энергоресурсов в Европу, поэтому Анкара, развивая сотрудничество с Россией, сможет превратиться в крупнейший энергетический узел, что существенно укрепит ее позиции в диалоге с Евросоюзом и возможно даже повлияет на решение Еврокомиссии по принятию страны в ЕС. В этом направлении Турция ведет очень активную политику лавирования между несколькими наиболее сильными игроками, имеющими свои геополитические интересы в регионе. С одной стороны, Турции важно участие в энергетических проектах России. Проект «Голубой поток» проложил Анкаре путь в Европу, а «Голубой поток - 2» в свою очередь откроет ей дорогу на Ближний Восток. Турция активно добивается роли регулятора в ближневосточном и аравийском регионах. А участие в строительстве трубопровода в Израиль поможет изменить позицию стран этих регионов в отношении Анкары. Поэтому Турция в некоторых ситуациях (как, например, с разрешением на прокладку «Южного потока» по дну Черного моря) может пойти на уступки России, чтобы сохранить свой статус-кво в доверительных отношениях. С другой стороны, Турция несмотря ни на что боится попасть в чрезмерную зависимость от России и превратиться в заложника собственных энергетических потребностей. Турции не нужна роль простого посредника, она стремится стать важнейшим пропускным пунктом, регулирующим поставки энергоресурсов, и без которого газ из России и Средней Азии не сможет поступать в Европу. Вот почему Анкара использует любой шанс, чтобы укрепить свои позиции и при этом остаться независимым игроком. Проекты «Баку-Тбилиси-Джейхан» и «Набукко», активно лоббируемые Западом, полностью удовлетворяют таким геополитическим установкам турецкого руководства.

И хотя в последнее время все действия Турции направлены на то, чтобы показать ее независимость от влияния более сильных стран, можно сказать, что Россия является наиболее удобным экономическим партнером для Турции. Москва может предложить больше, чем Вашингтон и на данном этапе Брюссель. Если США могут оказывать только эпизоди-

ческую помощь Турции и поддерживать ее на международной арене по ряду вопросов, а Евросоюз отказывается принять ее в свой «закрытый клуб», но при этом продолжает продвигать проекты постройки трубопроводов в обход России, причем задерживая их финансирование, то сама Россия не только способна полностью обеспечить страну необходимой ей энергией, но и поднять ее на уровень крупного транзитного узла, что, помимо политического влияния, будет способствовать притоку иностранных инвестиций в турецкую экономику. Единственными серьезными конкурентами для России могут стать Иран и Ирак. Турция вынашивает далеко идущие планы в отношении иракской нефтяной промышленности, но на обновление и восстановление нефтяных разработок и трубопроводов, выведенных из строя в результате боевых действий, потребуется значительное время, поэтому Анкара пока не торопится реализовать подобный сценарий.

Россия также заинтересована в сотрудничестве с Турцией в энергетической сфере. Об этом говорят и увеличение числа визитов на высшем уровне представителей ведущих нефтяных и газовых компаний обеих стран и высокая динамика заключения различных договоров в этой отрасли.

Турецкий рынок считается весьма перспективным для российских нефтяных и газовых компаний. Потребление нефтепродуктов в Турции составляет 19-20 млн тонн в год, и эта цифра постоянно возрастает. Турция является одним из крупных потребителей российских энергоресурсов. У российского бизнеса есть хорошие возможности выхода на внутренний энергетический рынок Турции.

Выгодное географическое положение Турции привело к тому, что Россия предпочитает транспортировать нефть и газ в Европу через ее территорию. Во-первых, можно использовать кратчайший путь для транспортировки - акваторию Черного моря и проливы. Во-вторых, трубопровод в обход Турции пройдет по нескольким государствам, что приведет к большим транспортным издержкам и проблемам с заключением контрактов со всеми странами-посредниками.

Для России роль Турции в качестве посредника в транспортировке энергоресурсов значительно повысилась после январского энергетического кризиса в Европе. Украина показала себя плохим экономическим партне-

ром, пожертвовав имиджем надежного транспортера в угоду своим политическим амбициям и давлению со стороны США. Европа так и не смогла определить виновных в этой ситуации, но Россия начала задумываться о целесообразности сотрудничества с Украиной в этой сфере. Нестабильная политическая обстановка внутри страны, увеличение претензий к России и рост русофобских настроений привели к тому, что правительство Российской Федерации решило прокладывать свои трубопроводы в обход Украины и развивать отношения с Турцией.

К тому же Россия все еще стремится к установлению своего влияния в центральноазиатском регионе. Ввиду недостатка экономических и политических ресурсов Турция не может стать государством - лидером в регионе, но при определенном раскладе может стать хорошим союзником России и помочь ей в устранении других претендентов на роль гегемонов. Активизация США в центральноазиатском регионе всерьез беспокоит российское правительство, вот почему Россия заинтересована в том, чтобы привлечь на свою сторону главного союзника Америки в регионе - Турции.

Россия стремится к тому, чтобы увеличить поставки нефти и газа в Европу и тем самым еще сильнее поставить ее в зависимость от поставок своих энергоресурсов. Помимо этого, осуществление контроля над турецкой энергетикой может дать шанс России не допустить поддержки Турцией расширения НАТО на Восток.

При рассмотрении российско-турецкого энергетического сотрудничества необходимо учитывать еще один немаловажный фактор. Несмотря на то, что Турция старается позиционировать себя как независимое от Запада государство, Европа и Америка имеют на нее достаточно сильное влияние. И они зачастую вмешиваются в энергетическую политику Турции. Поэтому нельзя не учитывать интересы западных стран при рассмотрении русско-турецкого энергетического сотрудничества.

Европа выражает даже больше, чем простую готовность использовать Турцию в качестве узловой транзитной станции для полного обхода России при снабжении Европейского рынка. Поэтому она всячески поддерживает строительство трубопроводов в обход России (Набукко, Баку-Тбилиси-Джейхан).

США стремятся блокировать поставки российского газа через территорию Украины и вы-

нудить Газпром продавать газ Турции, чтобы оттуда он поступал в Европу. Тогда Америка получит адекватную замену прямому контролю над российскими газопроводами. В свою очередь, Турция как транзитный монополист и энерготранспортный конкурент России сможет получить над последней решающее инфраструктурное преимущество.

В связи с тем, что Вашингтон не может допустить установления влияния России в Центральной Азии, все более возможным становится сценарий расширения НАТО на Восток при помощи Турции. Поэтому США всегда так болезненно реагирует на заключение новых контрактов между Турцией и Россией, стремительное развитие отношений и схожесть взглядов на решение общемировых проблем. Для США является очевидным то, что если Анкара примет сторону Москвы, возможность расширения НАТО в этом направлении и установление влияния Вашингтона в регионе будет утеряна.

Принимая во внимание все эти факторы, можно сделать вывод, что на данном этапе сотрудничество России и Турции в энергетической сфере не только переживает период подъема, но и будет активно развиваться и в дальнейшем. И все же между двумя странами существуют некоторые противоречия и проблемы, мешающие полному раскрытию потенциала их партнерских отношений.

Прежде всего, Турция всерьез опасается попасть в энергетическую зависимость от России. Сейчас от России зависит 65 % потребляемого газа и 40 % импорта нефти3. Москва в любой момент может перекрыть краны на газо- и нефтепроводах, как это было с Украиной. И хотя не было даже намека на возникновение такой ситуации, вероятность всегда есть. Поэтому приходится искать альтернативные способы решения этой проблемы. Турция вынуждена искать новых экономических партнеров (ими стали Иран и Ирак).

Кроме того, участие России и Турции в конкурентных проектах, таких как «Южный поток» и «Набукко» способствует уменьшению темпов развития российско-турецких отношений в энергетической сфере. Ни одна из сторон не намерена терпеть двойные игры своего партнера, но при этом сама проводит подобную превентивную политику.

Также Турцию не устраивает роль только надежного «энергетического коридора». Биполярный мир перестал существовать не-

сколько десятилетий назад, и Турция сама хочет стать новым могущественным полюсом силы. Для этого она стремится получить контроль над кавказскими энергоресурсами, а превращение ее в крупный энергетический узел и сотрудничество с Россией могут помочь ей в осуществлении своих планов в отношении Евразии.

Для повышения привлекательности проекта Баку-Тбилиси-Джейхан Анкара предприняла ряд жестких мер, ограничивающих проход российских нефтетанкеров через проливы. Мотивируя свои действия экологической ценностью проливов, Анкара, по-видимому, старается уменьшить роль трубопроводов, ориентированных на российский порт в Новороссийске. Подобная политика Турции немедленно вызвала отрицательную реакцию со стороны России, а также некоторых других стран. Российские корабли вынуждены простаивать до получения разрешения турецкой стороны на проход через проливы, что замедляет общую динамику движения судов и приводит к серьезным материальным затратам.

Необходимо принять во внимание и тот факт, что попытки США препятствовать экономическому сближению России и Турции существенно затрудняют процесс развития их энергетических отношений. Именно США стали инициатором создания проекта трубопровода «Набукко», а также поддерживают нежелательное для России вступление Турции в ЕС.

Россия заинтересована в создании Восточно-Сибирского направления экспорта нефти и в настоящее время активно занимается постройкой трубопроводов на данном направлении. В рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» ведется строительство инфраструктуры, необходимой для освоения нефтегазовых месторождений Сахалина. Прокладка нефтепроводов на данном направлении позволит России выйти на перспективный рынок АТР, что обеспечит ей не только приток капитала в экономику, но и гарантии того, что даже в случае того, что Евросоюз решит ограничить поставки ее газа и нефти, у российских компаний всегда будет запасной вариант не менее крупного рынка, куда можно было бы поставлять свои ресурсы. Освоение китайского энергетического рынка становится одной из приоритетных задач для России.

Серьезным конкурентом для России может стать Казахстан, готовый продавать свои ресурсы по более низкой цене. Обе эти стра-

ны являются достаточно серьезными конкурентами на мировом газовом рынке. Однако ввиду активной внешней политики России, недостатка средств и достаточно развитой инфраструктуры для постройки и обслуживания крупных трубопроводов, казахская нефть никак не может выйти в качестве серьезного игрока на европейский рынок. Поэтому все чаще правительство Казахстана высказывается за расширение круга своих экономических партнеров и нахождение новых рынков сбыта своих ресурсов. Москве же все эти подобные заявления объясняются тем, что российский рынок просто не в состоянии обеспечить интересы сбыта казахских ресурсов.

При рассмотрении перспектив сотрудничества двух стран можно отметить, что, несмотря на некоторые нерешенные проблемы, у российско-турецкого энергетического сотрудничества достаточно хороший потенциал. В последнее время в деловых кругах активно обсуждается вопрос о строительстве атомной электростанции в Турции. Российско-турецкий тандем выиграл право на реализацию этого проекта, однако работы так и не были начаты. Турецкая сторона откладывает начало строительства, мотивируя это тем, что необходимо провести дополнительные исследования перед началом работ. Это вызывает определенные сомнения со стороны России, ведь для нее очень важна реализация данного проекта, который многие эксперты сравнивают с «Голубым потоком», открывшим новую страницу в энергетическом сотрудничестве. Сотрудничество в атомной сфере может вывести российско-турецкие отношения в энергетике на уровень стратегического партнерства.

На стадии разработки находится и другой важный проект - «Голубой поток-2» - транспортировка российского газа в Израиль через турецкую территорию. Россия и Турция уже договорились о создании рабочей группы по его реализации и теперь ведут переговоры с израильской стороной. Этот проект может стать для Турции хорошей альтернативой проекту «Набукко», реализация которого временно приостановлена. К тому же новый проект может повысить стратегическую значимость Турции для региона, ее инвестиционную привлекательность, создать новые рабочие места.

Растут и объемы газа, транспортируемые по «Голубому потоку». В настоящий момент количество передаваемого по трубопроводу

газа приближается к 10 миллиардам кубометров, и с каждым годом эта цифра увеличивается. Планируется в ближайшее время достигнуть максимальной мощности газопровода, которая составляет 16 млрд. куб. м газа в год.

В обмен на согласие Турции разрешить прокладку по дну Черного моря трубопровода «Южный поток» Россия согласилась поддержать строительство нефтепровода Самсун-Джейхан, который будет транспортировать топливо в обход перегруженных проливов Босфор и Дарданеллы. Создана совместная российско-турецкая рабочая группа, задача которой состоит в том, чтобы рассмотреть возможность участия России в этом проекте. Ранее Москва всегда отвечала отказом на подобные предложения со стороны Анкары. Другие страны, транспортирующие свою нефть через проливы, такого предложения не получили.

Можно сказать, что российско-турецкие энергетические отношения перешли в новую стадию взаимных уступок. Стратегический и политический фактор постепенно уходит на второй план. Приоритет отдается непосредственно экономической составляющей. То есть происходит постепенная замена геополитики геоэкономикой.

В заключение следует отметить, что России и Турции намного выгоднее сотрудничать в энергетической сфере, чем соперничать. И пока Европа или США не предложат Турции более выгодных условий для сотрудничества, российско-турецкое энергетическое сотрудничество будет развиваться быстрыми темпами.

Примечания

1 Совместная декларация о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой, о дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнёрства. URL : http://embrus-az.com/216-sovmestnaj a-deklaracij a-o-prodvizhenii .html.

2 Нефтегазовый обмен: РФ и Турция уступили друг другу. URL : http://www.baltinfo.ru/news/ Stroitelstvo-AES-v-Turtcii-budet-uskoreno-Putin-98494.

3 Bhalla, R. Turkey and Russia on the Rise / R. Bhalla, L. Goodrich, P. Zeihan.. URL : www. stratfor.com/weekly/20090317_turkey_ and_ russia rise.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.