Научная статья на тему 'Проблемы комплексной безопасности в ХХI веке'

Проблемы комплексной безопасности в ХХI веке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1761
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Воробьев Ю. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы комплексной безопасности в ХХI веке»

Проблемы комплексной безопасности в XXI веке

к.п.н. Воробьев Ю.Л.

Анализ тенденций в области безопасности общества и человека и прогноз на XXI век показывают, что опасности и угрозы приобретают все более комплексный взаимоувязанный характер. Одна угроза порою влечет за собой целую цепочку других опасностей. Войны приносят чрезвычайные ситуации в техногенной, социальной, экологической сферах. Технокатастрофы индуцируют природные катаклизмы, и, наоборот, природные бедствия влияют на техногенную безопасность. Существует множество неизвестных или неучтенных в технологии управления опасностей, которые к тому же довольно быстро могут менять свою интенсивность и направленность.

Отсюда, в XXI веке единственно верным подходом к решению проблем безопасности является комплексный, системный подход. Говоря о комплексной безопасности человека и общества, мы подразумеваем защиту от всех видов опасностей и угроз в рамках единой стратегии с использованием полного набора форм и методов противодействия им.

Однако в подходах к решению проблем безопасности цивилизации, мирового сообщества, страны, коллектива или личности важны не только понимание динамики нависших угроз и идентификации всего их спектра, но и знание законов устойчивости этих сложных систем и методов управления безопасностью жизнедеятельности общества и государства.

Таким образом, актуальной задачей в области управления безопасностью человека, государства и общества является создание теории управления рисками.

Развитие земной цивилизации - сложный, противоречивый, неравномерный процесс, и в значительной мере, его траектория зависит от стремления человека и общества обеспечить свою безопасность, избежать голода, болезней, добиться комфортных условий существования, организовать защиту от агрессии, сохранить окружающую среду обитания и т. д. Таким образом, можно сказать, что важнейшей целью развития во все времена было достижение все более высокого качества жизни и безопасности.

Очевидно, что эти мотивы, цели развития сохранятся в XXI веке. Однако значение безопасности, ее вес в общей характеристике качества жизни существенно возрастут. Сейчас уже можно уверенно утверждать, что обеспечение комплексной безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества станет важнейшим приоритетом ближайших десятилетий, превратится в основу стратегии существования цивилизации в современных и будущих условиях.

Рост значения проблемы безопасности в XXI веке обусловлен приближением общесистемного кризиса цивилизации, обострением проблемы ее выживания, необходимостью радикального изменения пути развития.

Благодаря научно-технической революции, социальному и экономическому прогрессу, во второй половине XX столетия мир радикально изменился. Существенно улучшились условия труда, выросли благосостояние, уровень здравоохранения, образования, социальной обеспеченности, культуры.

Вместе с тем прогресс, подняв человека на его современный уровень, проявил свою оборотную негативную сторону, связанную с истощением ресурсных возможностей Земли, проблемой утилизации отходов и загрязнения окружающей среды, перенаселением, рядом кризисных явлений в социальной, экономической, политической сферах. Стало ясно, что экстенсивный путь развития исчерпал себя.

Одновременно мировая динамика развития явила новый цивилизационный феномен. Взаимозависимость стран и народов достигла такой степени, что ее стали понимать как важнейшее современное явление в жизни человечества, названное «глобализацией». Различные составляющие этого явления носят как позитивный, так и негативный характер. В негативном плане ее наиболее ярким проявлением стали так называемые глобальные проблемы. В принятой у нас трактовке под глобальными проблемами человечества понимаются затруднения и противоречия во взаимоотношениях природы и человека, а также внутри общества, имеющие по охвату и интенсивности планетарный масштаб.

Стоящие перед человечеством и до сих пор не решенные глобальные проблемы несут существенные угрозы безопасности цивилизации, формируют в своей совокупности тот общесистемный кризис, на пороге которого стоят государства и мировое сообщество в начале XXI века.

Все более остро проявляется проблема природных катастроф. Возрастание этой угрозы связано не только с естественными явлениями в природе и космосе, но и с антропогенными последствиями воздействия на окружающую среду и с возрастающей плотностью и сложностью инфраструктуры жизнеорга-низации сообщества людей на планете. Стихийные бедствия регулярно приводят к людским потерям и огромному экономическому ущербу.

За последние 30 лет в мире от аварий и катастроф природного и техногенного характера пострадало 3,5 млрд. человек, из них погибло более 45 млн. человек. Прямой экономический ущерб от этих процессов составил 500 млрд. долларов США. За это время в нашей стране пострадало более 10 млн. человек, из них погибло 600 тыс. человек.

В России по последним отечественным экспертным оценкам суммарная величина ежегодных материальных ущербов от природных катастрофических явлений составляет сумму в 22-27 млрд. рублей. К сожалению, тенденция увеличения числа природных бедствий по прогнозам ООН, зарубежных и наших ученых в первой половине XXI века сохранится.

Грозной и труднорешаемой в наступившем веке будет экологическая проблема. Точнее, это целый комплекс проблем, связанных с кризисом природной среды из-за антропогенного воздействия. Экологическую проблему относят к императивам человечества - настоятельным, непреложным требованиям, велению времени ее решить.

Проявления экологического кризиса многообразны, они сопровождаются многочисленными опасностями для человечества, чреваты глобальной экологической катастрофой. Идет загрязнение грунтов вредными веществами. Особенно опасные среди них - радиоактивные вещества и диоксины. Деградируют почвы - они утрачивают гумус, ширится опустынивание и засоление. Нарастает дефицит пресной воды. Усиливается загрязнение океана, поверхностных и подземных вод вредными веществами, прежде всего нефтегенными. Гибнет фитопланктон -основа пищевой цепочки в океане и важный источник кислорода. Продолжается загрязнение атмосферы, наблюдаются температурные инверсии, кислородный голод в городах, выпадают кислотные дожди. Происходит изменение глобального климата. Все катастрофичнее проявляется феномен Эль Ниньо. Истощается озоновый слой атмосферы Земли. Наносится невосполнимый урон биосфере планеты, обедняется ее генофонд. Деградируют, а то и исчезают многие виды животных и растений, падает биологическое разнообразие. Сводятся леса - важнейший регулятор природной среды. Экологические неблагополучия коснулись и околоземного пространства - оно насыщено «космическим мусором» - отработавшими искусственными небесными телами.

Все человечество волнует другая глобальная проблема - демографическая. Наиболее угрожающей составляющей этой проблемы является неконтро-

лируемый рост населения планеты. Он ведет к перенаселению и острой нехватке ограниченных ресурсов Земли для обеспечения возросших масс ее жителей. В России эта проблема пока проявляется обратной тенденцией - идет снижение численности населения, что на фоне общего стремительного роста численности людей на планете (в т.ч. в соседних странах) представляет реальную угрозу потери части территории нашим государством.

Демографическая проблема имеет еще две стороны, чреватые опасностями - интенсивное старение населения и рост числа людей нетрудоспособных возрастов, неконтролируемая миграция населения.

До предела обострена проблема техногенной опасности. Она порождена количественным и качественным ростом мировой экономики. Не останавливаясь на многочисленных причинах сохранения высокого уровня техногенных угроз, уточним, что в нашей стране главной причиной их выступает значительная выработка ресурса основных фондов, которая достигла 50-80%. Ряд важнейших объектов энергетики, транспорта, нефтяной, газовой, химической промышленности, строительного комплекса работают за пределами проектного ресурса, что является прямой предпосылкой для возникновения аварий. Так проявляется постиндустриальный эффект. Необходимые в этих условиях затраты на модернизацию, реконструкцию, вывод из эксплуатации должны составить, по некоторым оценкам, 15-20% от валового национального продукта.

С каждым веком все большую остроту приобретают проблемы войны и мира. Они относятся к социально-политической сфере и заключаются в том, что из арсенала человечества в качестве средства разрешения противоречий не исключены войны. В результате эти бедствия продолжают наносить человечеству огромный урон. Современные войны сопровождаются массовой гибелью и санитарными потерями не только военнослужащих, но и мирного населения. Разрушения населенных пунктов, объектов промышленности, хозяйственной и социальной инфраструктур могут достигать в районах применения оружия тотального характера. Возможен захват и переход из рук в руки обширных территорий. За счет организованной эвакуации и стихийного бегства можно ожидать перемещения огромных масс населения. И, наконец, демографические, экологические, экономические, социальные и прочие долговременные последствия войн и вооруженных конфликтов могут оказаться тяжелее последствий прямого применения оружия. В случае же, если враждующие стороны решатся на войну с неограниченным применением ядерного оружия, последствия будут глобальными и катастрофическими для самой земной цивилизации. Но сегодня нужно говорить и о новых не менее разрушительных для сообществ людей форм и методов ведения борьбы с целью достижения политических результатов. Эти методы, не используя оружие как таковое, способны разрушать и менять социальную организацию общества, ставить одно государство в зависимость от других.

В XXI веке сохранятся проблемы терроризма. Они заключаются в том, что в мире широкое распространение получило явление, при котором организованные сообщества и группы, а также одиночки пытаются добиться своих социальных, политических или экономических целей путем применения угроз и насилия. В современных условиях терроризм является не только опаснейшей разновидностью политического экстремизма, но и формой борьбы, жертвами которого оказываются люди и общество.

Это - далеко не все глобальные проблемы. К ним можно добавить, например, бедность, межнациональную вражду, религиозную нетерпимость, распространение новых болезней, неоптимальность и недостаточную доступность образования, организованную преступность и коррупцию, истощение невозобновляемых ресурсов, противоречия между возможностями энергетики и потреб-

ностями в энергии, нехватку продовольствия, безработицу, информационную безопасность, проблемы духовно-нравственной сферы и многие другие.

Основная часть глобальных проблем в настоящее время эффективных решений не находит. В результате складываются чрезвычайные ситуации различного характера и масштаба, происходит дестабилизация условий существования цивилизации, нарушаются процессы ее развития, обществу наносится большой урон, который выражается в человеческих потерях и экономическом ущербе.

Таким образом, начало XXI века характеризуется усилением глобальных угроз, все более явным проявлением кризиса цивилизации. Это возводит усилия по обеспечению ее безопасности в разряд одного из главных приоритетов на ближайшую перспективу.

Усложняющийся характер проблем безопасности в XXI веке, увеличивающийся масштаб возможных чрезвычайных ситуаций требуют новых подходов к решению задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности общества в целом и каждого человека в отдельности. Надо сказать, требуют нового мировоззрения в этой области.

По этому вопросу необходимо высказать несколько соображений.

Вторая конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, принятая на ней «Повестка дня XXI век» открыли путь к новому мировоззрению. Было констатировано, что единственным способом обеспечить человечеству более безопасное и более процветающее будущее - это решение проблем окружающей среды и экономического развития согласованным образом. Ни одна страна не может добиться такого будущего в одиночку, а только совместными усилиями в рамках всемирного сотрудничества.

В качестве интегрального подхода к решению проблем цивилизации была провозглашена идея устойчивого развития.

В соответствии с проектом Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации такое развитие трактуется как стабильное социально-экономическое развитие, неразрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества.

Таким образом, речь идет о формировании цивилизации, способной разрешить противоречия между природой и обществом, между развитыми и развивающимися странами, между глобальными требованиями перехода к устойчивому развитию и национальными интересами, между настоящим и будущим поколениями, между существующими стереотипами поведения людей и их разумными потребностями и интересами и т.п. Именно на пути разрешения этих противоречий и соблюдения законов биосферы и должна формироваться новая стратегия безопасного существования человечества.

Здесь особая роль принадлежит «правилам игры». Международное право, законы отдельных стран должны стать механизмом запуска процессов интеграции в области устойчивого развития и комплексной безопасности, сыграть свою роль в изменении существующего мировоззрения, обеспечить формирование новой реальности, в которой устойчивое развитие, безопасность, право на будущее цивилизации займут свое достойное место.

В случае, если удастся осуществить переход к устойчивому развитию, черты грядущего общества явно приобретут сходство с прогнозами 1970-х годов апологетов «постиндустриального общества» и более поздними прогнозами (1980-е годы) сторонников «информационного общества». В соответствии с их концепциями на смену нынешним придут безотходные, малоэнерго- и материалоемкие экологически чистые технологии, а особую роль в обществе станут играть сфера услуг, наука и образование. Огромное место в жизни получит производство, распределение и потребление информации. Углубится отраслевое и профессиональ-

ное разделение труда. Социальная структура общества резко измениться в сторону увеличения числа работников интеллектуального труда и сервиса.

Конечно, в условиях устойчивого развития, вопросы обеспечения комплексной безопасности поднимутся на более высокий уровень. Однако новые условия существования в сложном и взаимообусловленном мире вдобавок к ослабленным угрозам, породят новые, пока неспрогнозированные. Поэтому на базе теории управления риском и анализа существующих природных, социальных, политических, экологических тенденций необходимо предвидеть будущие опасности и формировать механизм перехода к устойчивому развитию из элементов государственной политики в области комплексной безопасности.

Сейчас, еще до принятия государственных и международных стандартов устойчивого развития, работа по отдельным аспектам такого развития уже проводится.

На международной арене она ведется по многочисленным международным конвенциям, программам, соглашениям в областях противодействия комплексным и отдельным конкретным угрозам. В качестве примеров можно назвать завершившееся Международное десятилетие по уменьшению опасности стихийных бедствий, работу в рамках «Программы климатических исследований ООН», «Конвенции об охране озонового слоя», «Конвенции о биологическом разнообразии», «Конвенции о запрещении производства и накоплении запасов бактериологического (биологического) оружия и токсичного оружия и об их уничтожении», решений VIII международного Конгресса ООН по предупреждению преступности и многие другие.

Противодействие глобальным проблемам, попытки обеспечить комплексную безопасность ведутся и на национальных уровнях. В России это противодействие осуществляется, например, в соответствии с федеральными целевыми программами «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера...», «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий», «Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов . », «Содействие занятости населения ...», а также в рамках нормативных правовых документов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, различных межведомственных комиссий. В 1996 году принята «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

Уже имеются определенные подвижки в этом сложном деле. Новыми информационными технологиями ослаблены последствия «информационного взрыва», не стало опустошительных прежде эпидемий, повысилась безопасность ядерной энергетики, не прекращается процесс разоружения в рамках сокращения стратегических наступательных вооружений и т.д. Сочетание усилий по разрешению отдельных глобальных проблем с переходом к комплексному решению в рамках устойчивого развития вселяет надежду на успехи в деле выхода из кризиса цивилизации, совершения поворота на новую безопасную траекторию развития, соответствующую реалиям XXI века.

На фоне всей совокупности современных угроз хотелось бы выделить уже упоминавшиеся проблемы природной и техногенной безопасности, а также вопросы снижения военных опасностей для гражданского населения и территорий тыла в военное время. Они являются важными составными частями комплексной безопасности.

Поворотными событиями в деле противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера в нашей стране явились Чернобыльская катастрофа (1986 г.) и Спитакское землетрясение (1988 г.). С этого времени в СССР, а потом и в современной России, стали формироваться комплексные государственные системы, призванные обеспечить безопасность населения от стихийных бедствий, аварий, катастроф и военных опасностей.

В настоящее время в Российской Федерации стабильно функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС), а также гражданская оборона.

За годы существования РСЧС деятельность по противодействию чрезвычайным ситуациям выделилась в четко очерченную область жизнедеятельности, принадлежащую к кругу вопросов национальной безопасности. В настоящее время существуют все предпосылки для того, чтобы отнести защиту населения и территорий от военных опасностей и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера к самостоятельному направлению в области национальной безопасности, который в будущем должен будет охватить все вопросы комплексной безопасности.

В ближайшее время в соответствии с упомянутой ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года» предстоит разработать, принять и осуществить единую государственную стратегию снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций. В ее рамках и пойдет дальнейшая работа по обеспечению природной и техногенной безопасности, будет осуществляться государственная политика в этой области.

Развернется комплексное управление безопасностью территорий. Необходимо так организовать работу, чтобы вопросы управления, касающиеся разнообразных региональных угроз, решались во взаимосвязи друг с другом, охватывали весь состав характерных для каждой данной территории опасностей, разрешались всеми заинтересованными и необходимыми для этого органами управления, силами, средствами и другими местными ресурсами во взаимосвязи с вышестоящими уровнями государственного и муниципального управления.

В основу новых подходов к защите населения и территорий ляжет методология теории управления рисками. Теория, создаваемая на стыке точных и гуманитарных наук, должна приобрести прикладное значение и обеспечить работников в области природной и техногенной безопасности объективной оценкой положения дел, критериями выбора приоритетов и соответствующих конкретных стратегий действий.

Управление безопасностью и риском составляет важную сферу деятельности как международного сообщества, так и государственных органов управления, а также менеджеров всех рангов. Этот вид управленческой деятельности имеет своей целью поддержание приемлемого уровня безопасности и риска при возмущающих воздействиях (включая аварийные и кризисные ситуации) с соблюдением условий оптимального использования ресурсов общества и сохранения достигнутого уровня жизни. Последние условия позволяют полностью сочетать переход к устойчивому развитию с усилиями по целесообразному управлению комплексной безопасностью.

Определенному реформированию должна быть подвергнута международная система мер и организаций, призванных реагировать на бедствия. Россия выступила с инициативой - создать Международное агентство по чрезвычайным ситуациям (МАЧС), которое могло бы стать исполнительной организацией по применению высоких технологий в области защиты населения и окружающей среды. Силы и другие ресурсы этого агентства могли бы поступать в распоряжение различных стран в период кризисов, бедствий и катастроф. Эта структура не должна подменять другие международные организации. Идея создания такой организации согласована с 54 государствами, одобрена в Организации Объединенных Наций и находится сейчас в стадии реализации.

Важную роль в обеспечении успеха в деле противодействия бедствиям играет степень подготовки населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, готовность людей помочь себе и окружающим в критических случаях. Чтобы

достичь целесообразного уровня культуры безопасности, необходимо осуществить всеобщее обучение населения. Состояние этого вопроса пока удовлетворить не может. Частичное решение данной проблемы, а также проблемы подготовки специалистов в области чрезвычайных ситуаций лежит на пути использования новых образовательных технологий - таких, например, как креативное и дистанционное обучение. Это, конечно, не означает, что применяемая издавна репродуктивная технология будет отвергнута - она останется базовой, но будет целесообразно сочетаться с активными, творческими методами обучения.

Важным делом, дополняющим обучение населения и специалистов, останется забота о становлении в нашем обществе соответствующей культурной среды. Культурная среда в отношении к рискам, безопасности и чрезвычайным ситуациям должна включить то социальное пространство, в котором происходит формирование поведенческих мотиваций людей, направленных на восприятие рисков, анализ ситуаций и принятие решений, обеспечивающих их индивидуальную и коллективную защищенность.

Следует подчеркнуть, что главными тенденциями уходящего века были технический прогресс, экстенсивное использование природных ресурсов, расширенное воспроизводство, приумножение материального богатства. Наука базировалась на анализе, специализации, рождении новых научных дисциплин на стыке различных областей знаний.

Основные тенденции XXI века должны стать иными. В течение ближайших десятилетий должны измениться цели и источники развития, смысл и критерии прогресса, ценности культуры, возможно - общественные структуры. Необходимо добиться гармоничного развития техносферы и биосферы, кардинально изменить потребительскую психологию, отойти от ценностей «общества потребления». При этом предстоящий поворот должен совершаться человечеством целенаправленно и осуществляться с предельно точным предвидением.

Приоритетами жизнедеятельности и развития личности, общества, государства, мирового сообщества в следующем веке должны стать высокая нравственность, умеренность, осмотрительность, предсказуемость, экономия, порядок, и, конечно же - безопасность. Предстоит, не допустив снижения качества жизни, особенно в развивающихся странах, осуществить глобальный переход к устойчивому развитию.

Во многих областях науки возобладают, наряду с глубокой специализацией, междисциплинарные подходы. В качестве такого подхода в решении вопросов чрезвычайных ситуаций предстоит утвердиться теории риска и безопасности, которая внесет вклад в выбор алгоритмов развития цивилизации.

Соответственно для осуществления оптимального выбора пути, управления комплексной безопасностью необходимо будет задействовать органы государственного управления нового типа, (которым, кстати, в России может стать Совет безопасности РФ), способные реализовать синтезированное руководство в отличие от традиционной отраслевой ориентации.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с группой ученых РАН готовит ряд предложений руководству страны по обеспечению комплексной безопасности для их воплощения в государственной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.