Научная статья на тему 'Проблемы изучения фантастики и фантастического в истории методической мысли XVIII-XIX веков'

Проблемы изучения фантастики и фантастического в истории методической мысли XVIII-XIX веков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
425
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАНТАСТИКА / СКАЗКА / ЛИТЕРАТУРА / МЕТОДИКА / ВОСПИТАНИЕ / FANTASY / FAIRYTALE / LITERATURE / METHODOLOGY / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Галина Владимировна

В статье анализируются труды виднейших методистов XVIII-XIX веков, а также определяется место фантастики в истории методической мысли этого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Попова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Works of most outstanding methodologists of the 18th-19th centuries are analyzed in the article, and also place of fantasy in the history of methodological thought of that period is determined.

Текст научной работы на тему «Проблемы изучения фантастики и фантастического в истории методической мысли XVIII-XIX веков»

2. Батурина Т.П. Гавань мастеров // Батурина Т.П. Приглашение на стеклянную гору. - Ставрополь, 1979. - С. 126—141.

3. Губин А. Т. Светское воспитание. - Нальчик: Эль-Фа; Ессентуки: Молоко волчицы, 1996. - 648 с.

4. Губин А. Еще не потерял интереса // Кавказская здравница. - 1971. - 28 января. - С. 3.

5. Губин А. Свинец пуль и чугун снарядов я переплавил в чистое золото ненависти к войне, к смерти // Кавказская здравница. - 1996. -20 июля. - С. 5.

6. Личное дело А.Т. Губина // Архив ВГИК. Ф. № 1453. Оп. 1. Ед. хр. 2407. - 45 л.

7. Лотман Ю.М. О Хлестакове // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. - Таллинн: Александра, 1992. - С. 337-364.

8. Он разгонялся долго, но взлетел выше других // Кавказский край. - 1995. - 2-9 марта. - С. 6.

9. Черкасов О. Воспитание одного читателя // Кавказский край. - 1996. - №36. - С. 3.

10. Юсупова И. «Роман-автопортрет А. Губина» // Пятигорская правда. - 1996. - 31 октября. - С. 3.

Попова Галина Владимировна

Курский государственный университет fantgaw80.mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАНТАСТИКИ И ФАНТАСТИЧЕСКОГО В ИСТОРИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVШ-XIX ВЕКОВ

В статье анализируются труды виднейших методистов ХУШ—Х1Х веков, а также определяется место фантастики в истории методической мысли этого периода.

Ключевые слова: фантастика, сказка, литература, методика, воспитание.

История фантастической литературы в России начинается в XIX веке, правда, в это время она еще не осознает себя отдельным направлением, поддерживая тесную связь с общим потоком литературы. Произведения «чудесного» содержания предстают чаще всего в виде сказок для детей (В. Одоевский, А. Погорельский). В единое направление эта разновидность художественной литературы оформляется примерно в середине ХХ века (50-60 годы), поэтому методическое «жизнеописание» именно фантастики можно проследить лишь с конца ХХ века. Исследование поставленной проблемы с конца прошлого века будет бедным, не имеющим исторического основания. Нам представляется целесообразным несколько расширить рамки заявленной темы в историческом аспекте, приняв за основу положение о том, что фантастика имеет «волшебно-сказочные корни» (Е.М. Неелов) и многие «сказочные» черты в художественном оформлении фантастических произведений. Следовательно, в качестве некоей «предыстории» фантастики мы рассматриваем сказку. В данной статье перед нами также стоит задача по выявлению фактов понимания художественного произведения как своеобразного «вымысла» и подходов к его анализу именно с этих позиций, поскольку мы опираемся на положение о том, что любое фантастическое произведение имеет в своей

структуре «вымысел как элемент необычайного» (Е. Ковтун).

В истории методики преподавания литературы XVIII век характеризуется распространением книжных знаний, прежде всего «риторической премудрости». Литература еще не выделена в отдельный предмет, существуя в виде словесности, преподавание которой носит «нравственно-религиозный характер» [13, с. 7]. В основу преподавания словесности положены принципы рационализма, характерные для классической философии и эстетики. Эталоном для составителей образовательных программ по словесности, по свидетельству В.Ф. Чертова, была «Поэтика» Аристотеля, которую рассматривали как «кодекс законов искусства», необходимый для выполнения [13, с. 9].

К началу XIX века и примерно до его 30-х годов курс словесности представлял собой своеобразную энциклопедию наук, включавшую философию, логику, эстетику, психологию и мифологию. В этот период, называющийся в истории преподавания литературы риторическим, разбор произведения концентрировался вокруг логического построения, грамматических особенностей языка, стилистики.

Таким образом, в силу специфики преподавания словесности и отбора произведений для анализа в этот период, не приходится говорить

о внимании к вопросам фантастического в школьном литературном образовании. Для чтения и анализа в основном привлекались классические тексты из древности и современных авторов до Ломоносова, тем самым образовывался некий разрыв между реальным положением дел в литературе и школьным преподаванием словесности. Школьники читали и толковали греческих и латинских поэтов, не имея представления, к примеру, о поэзии Пушкина.

В 40-е годы период господствующего положения риторики в системе обучения словесности подходит к концу. Это связано и с развитием литературы, поскольку художественная мысль перестает руководствоваться риторическими правилами построения текста, и с развитием российской образовательной системы, в которой появляются классические, реальные и смешанные гимназии.

В литературе этого времени действуют направления романтизма и реализма, провозгласившие возвращение к народным истокам: братья Гримм в Германии собирают и перерабатывают народные сказания и легенды, в России в романтических балладах В.А. Жуковского смешиваются европейские и исконно русские «чудесные» мотивы,

А.С. Пушкин обращается к русским сказкам.

В методике, как следствие господствующих тенденций, возникает мифологическая школа, связанная в России с именем Ф.И. Буслаева, поставившего в центр собственной системы обучения русскому языку и литературе слово, язык художественного произведения. Он провозглашает необходимость изучения родного языка как фактора развития каждого человека: «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащегося. Таким образом, в самом предмете преподавания, в языке отечественном находим мы необходимость педагогической методы» [2, с. 8].

Ф.И. Буслаев вводит метод воспитания «дитяти» посредством языка, который называет «филологическим чтением», предполагающим сравнение современного языка с древним. Именно в это время в школьном курсе словесности появляется сказка. Разбор произведений, осуществляемый Буслаевым, носит характер «логический и вещественный» [2, с. 133]. Анализируя сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке» (например, строки «Пришел невод с одною рыбкой, / С не про-

стою рыбкой, золотою»), Буслаев адресует «ди-тяте» такие вопросы: «С чем же пришел невод в третий раз? видали ли вы золотых рыбок? какая была рыбка? простая или не простая, золотая? какая это была рыбка - плотичка, карась или ерш?» Упражнениями в «отчетливом чтении» учитель готовит «учеников к уразумению главных начал грамматики» [2, с. 134-135]. При таком логически-рациональном разборе, когда читатель последовательно находит цель, средства, причины в повествовании, попутно выясняя, как выражены в тексте эти категории, теряется общий смысл произведения. В данном случае - чудесная сторона сказки, ее «сказочная» сущность.

Как видим, в методическом наследии Ф.И. Буслаева нет непосредственного внимания к фантастике или фантастическим элементам в тех или иных произведениях. Однако мифологическую школу в целом можно связать с вопросами фантастики и фантастического в плане их «работы» с одним и тем же «материалом». Именно в это время вновь вызываются к жизни системы образов, одна из которых связана со сказкой и языческими верованиями, а другая сформировалась в эпоху средневековья, многое унаследовав из предыдущей эпохи. Представители этой школы искали в мифологии, фольклоре отражение народного мировоззрения и были в некоторой степени правы, поскольку мотивы и образы, воспринимаемые впоследствии как фантастические, в момент своего рождения имели познавательный характер и признавались как единственно верное объяснение мира [12, 1985]. Интересно, что именно в 40-е годы XIX века на русском фантастическом небосклоне загорается звезда В.Ф. Одоевского, автора первой русской утопии «4338-й год. Петербургские письма».

В 60-80 годы XIX века в литературоведении возникает культурно-историческая школа, связанная с идеями позитивизма. В это время литература становится практически единственным средством выражения общественных идей, «трибуной» общественно-политической мысли. Произведение интересует ученых этой школы не в их литературно-художественном качестве, а как «идеологический, идеографический, логический (а не эмоционально-образный материал) для непосредственного конструирования политических взглядов и мировоззрения писателя или эпохи» [5, с. 155]. Направление в методике, которое сами представители назвали «воспитательным», «граж-

данственным», «этическим», декларировало понимание художественного произведения как средства нравственного и этического воспитания учащихся. Анализ произведения производится с позиции отраженной в нем жизни народа. В этот период бытует мнение, что литературное произведение может быть понято только с помощью истории.

В.Я. Стоюнин, представитель культурно-исторической школы в методике, определяет литературу как «вымыслы», в которых отразился народный дух, направление фантазии, идеалы [11, с. 97]. В хрестоматии для младших классов среднеучебных заведений, по его мнению, не должно быть сказок, поскольку чтение «должно склониться к тому, чтобы пополнять и разъяснять истинные понятия, сказочные же образы дают очень скудный материал для таких занятий. Постоянно же развивать воображение нет никакой цели, если у нас есть другие пути, более сближающие с действительностью» [9, с. 338].

Целью изучения истории литературы

В.Я. Стоюнин считает «изучение произведений, изображающих жизнь и характер народа» [10, с. 313]. Сказка предстает в данном случае как зеркало народных представлений о силах природы. В непосредственных разборах художественных произведений для Стоюнина главными остаются вопросы содержания. Цель практических разборов - логическим путем подвести учеников к «известным выводам». Разбирая «Шинель» Гоголя, он предлагает ученикам такие вопросы: «Над кем и почему смеется автор? Какие чувства соединяются с его смехом? Есть ли поэзии дело до чиновников? За чиновничьи ли интересы вступается автор? За что представленное общество уважало человека и что в человеке уважал сам автор? Какое противоречие в их понятиях? Что смешит Гоголя в Акакии Акакиевиче и чем его смех отличается от оскорбительного смеха сослуживцев бедного чиновника? Как нужно смотреть на фантастическое окончание? Есть ли в нем какая-либо мысль в связи со всем рассказом?» [10, с. 335]. Эти вопросы получают в разборе Стоюнина разрешение с гражданской и нравственной позиций: «Автор заступается не за бедного чиновника, а за человека. Поэту и поэзии нет никакого дела до чиновника и до чиновничества, ни до того, какое они получают содержание... поэта не насмешит и не оскорбит, если чиновник по скудости средств наденет теплый тулуп вместо форменного пла-

тья или шинели: тулуп сохраняет его здоровье и не делает его, как человека, ни лучше, ни хуже. Но другое дело, если этот чиновник начнет торговать законом, чтобы не носить тулупа, а греться в дорогой шубе, тогда и насмешка и злоба могут закипеть в душе поэта» [10, с. 333].

Конечно, такой подход к художественному произведению во многом «грешит» односторонностью, когда считаются заслуживающими внимания только его определенные стороны, соответствующие «известным выводам».

Во взглядах другого представителя культурноисторической школы В.И. Водовозова наиболее явно отразились идеи революционно-демократической критики, представленной в статьях Белинского, Писарева, Добролюбова. В его основной работе «Словесность в образцах и разборах» ценность литературы определяется по тому, насколько автором осознается «общественное зло». Методист в качестве критериев для анализа выделяет категории реализма и народности, ищет в каждом произведении «готовую идею» и выражает необходимость «сличения изображаемого с действительностью». Он достаточно резко отзывается о творчестве Жуковского, Крылова, Пушкина и Лермонтова. В творчестве Гоголя методист категорически не принимает фантастику и считает повесть «Нос» «легкой шуткой» [цит. по 12, с. 62]. Однако, несмотря на ряд существенных недостатков, несомненно ценным в его методике представляется стремление учитывать первоначальное восприятие учащимися художественного произведения: «Заметим, что здесь чрезвычайно важно впечатление цельного, не раздробленного предмета... в общей картине, хотя бы и смутно понятой, все подробности первый раз получают свой настоящий смысл и занимательность» [цит. по 1, с. 12].

Во взглядах В.П. Острогорского нашли своеобразное завершение методические идеи «шестидесятников». Для Острогорского произведение - «практическая психология человека». Главное в воспитании - его эстетическая составляющая. Художественное произведение Острогорский понимает как «такое, которое, заключая в себе правдивую, добрую мысль, рассказано тепло, красиво и просто. Тогда оно будет возбуждать ваши чувства, трогать до глубины души, представлять в нашем воображении рассказанное так живо, как бы видели его пред своими собственными глазами; наконец, заставлять нас и призадумы-

ваться над изображенным, применить его к своей или вообще виденной нами жизни, помогать узнавать то, что хорошо, что дурно, - словом поучать нас притчами» [8, с. 2].

С вышеизложенных позиций методист делает вывод: «Вечера на хуторе близ Диканьки» «бесполезны и вредны», так как болезненно влияют на детское воображение; «Заколдованное место» и «Пропавшая грамота» вредны по пустоте содержания; во многих произведениях Гоголя видны «слезы о человеческой пошлости», но именно они мало понятны детям. При изучении «Шинели» нужно привести учеников к мысли, что Акакия Акакиевича следует пожалеть, «когда над ним, беспомощным и безгласным, смеются чиновники, ломается какой-нибудь Петрович», и в то же время следует показать его полную беспомощность «со стороны неумения добавить себе хлеб каким бы то ни было путем, кроме бессмысленного переписывания бумаг» [8, с. 207-210].

Таким образом, в 60-80 годы XIX века в литературоведении и методике преподавания литературы главенствующее положение занимала культурно-историческая школа, представители которой утверждали взгляд на художественное произведение как средство выражения «общественного сознания». Такой подход не только существенно ограничивал перечень подходящих для чтения юношества произведений, но и по сути дела сводил все художественное своеобразие конкретного текста к гражданской идее или идеалу. Предмет науки о литературе в этот период размывается, утрачивает четкие очертания, подменяясь «изучением истории культуры, истории общественной мысли, биографии писателей и т.д.» [1, с. 15].

Методисты культурно-исторической школы, как правило, категорически не принимают фантастику и фантастические элементы в тексте как факторы, не вписывающиеся в «положительную», эмпирически доступную картину мира. Уверенность в существовании только опытно обусловленной реальности базируется на философии позитивизма, утверждавшей ценность «реального» знания. Тем не менее по характеру целостных характеристик фантастику как вид литературы и культурно-историческую школу как одно из направлений в литературоведении можно сопоставить именно по отсутствию внимания к «психологизму». Ранние произведения фантастики критики яростно упрекали в том, что персо-

нажи принесены в «жертву» магистральной идее и лишены психологической индивидуализации.

В 70-80 годы XIX века культурно-историческая школа постепенно утрачивает свое влияние на специфику подхода к анализу художественного произведения. Причины смены ориентиров видятся во внешних факторах. Литература, непрерывно развиваясь, вбирает в себя новые тенденции, отражая в художественных произведениях не только ведущие общественные установки, но и обращается к природе человеческих характеров, раскрывая сложнейшие психологические переживания. Психологизм Ф. Достоевского, его «реализм в высшем смысле», доходящий до границ фантастического, «диалектика души» Л. Толстого, «таинственные повести» И. Тургенева и т.д. -все это не укладывается в рамки «общественного» подхода.

В литературоведении осознается необходимость исследования не только влияния «среды», «исторического момента» на процесс создания художественного текста, но и влияние факторов, непосредственно определяющих характер литературного творчества. «На первый план в анализе начинают выступать специфические особенности личности писателя, литературный персонаж выступает как психологический феномен» [11, с. 127]. Литература осознается как вымысел, а не как «документ».

Все эти факторы привели к появлению в литературоведении психологического направления, основоположником которого является А.А. Потебня. Его учение о слове как средстве «не только выражать уже готовую мысль, сколько созидать ее...» положило начало идее о чтении как о труде и творчестве, о восприятии созданного произведения читателями, «об изучении литературы в ее словесно-образной специфике» [1, с. 16].

Наиболее полно «программный материал» психологической школы изложен в ее «манифесте» - работе В.В. Данилова «Литература как предмет преподавания». Методист предлагает подходить к литературному произведению не со стороны содержания, поскольку это ведет к «искусственному отбору произведений с точки зрения нравственности», а со стороны его специфических «свойств, которыми обладает художественное творчество как особый вид мышления» [4, с. 21]. Основным методом обучения Данилов считает «работу с текстом, его логический и стилистический анализ» [4, с. 25]. Вопросы учащимся дол-

жны задаваться так, чтобы постоянно заставлять работать их ум, чувства, развивать внимание, наблюдательность, учить видеть главное и одновременно помнить о важности детали.

Таким образом, методические школы и направления XIX века не оказывали вопросам фантастики и фантастического особого внимания, что вполне закономерно. Фантастическая литература как монолитное направление, по сути дела, еще не существует. Элементы и формы выражения фантастического, имеющие место в тех или иных произведениях, самостоятельно, в отрыве от основной методической идеи, тоже не рассматриваются. Несколько пренебрежительное отношение ко всяческим «фантазиям» свидетельствует о рационалистической направленности литературы, науки о литературе и методики, идущей в своем развитии по тому же пути.

Однако несомненно ценным в свете данной работы является наследие психологической школы, представители которой понимали художественное произведение как вымысел, осознавая его условную, виртуальную природу.

Библиографический список

1. Беньковская Т.Е. Развитие методики преподавания литературы в русской школе. XX в.: Учебно-методическое пособие и хрестоматия для студентов филолог, фак-в пед. вузов. - Оренбург: изд. ОГПИ, 1999. - 431 с.

2. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература». - М.: Просвещение, 1992. -512 с.

3. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.С. Аранский. - М.: Педагогика, 1986. - 480 с.

4. Данилов В.В. Литература как предмет преподавания. - М., 1917. - 134 с.

5. История русского литературоведения / П.А. Николаев и др. - М., 1980 - 308 с.

6. Ковтун Е.Н. Поэтика необычайного: художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи, и мифа. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 306 с.

7. Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. - 200 с.

8. Острогорский В.П. Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу. - М., 1891. - 301 с.

9. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. - М., Педагогика, 1991. - 368 с.

10. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. - СПб., 1864. - 398 с.

11. Чернышёва Т. Природа фантастики. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. - 336 с.

12. Чертов В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. - М.: МИГУ, 1997. - 127 с.

УДК 882.-1.09

Чехунова Ольга Александровна

Якутский государственный университет olga_chehunova@mail.ru

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА КАК «ЦИКЛООБРАЗУЮЩАЯ СКРЕПА» В ПОЭТИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ ГЕОРГИЯ ИВАНОВА «РОЗЫ»

Статья посвящена рассмотрению сквозных образов и мотивов в сборнике Г. Иванова «Розы» (1931). Они, по гипотезе автора статьи, насыщаются экзистенциальной символикой и в силу этого становятся «циклообразующими скрепами» в означенных поэтических книгах.

Ключевые слова: экзистенциальная семантика, циклическая скрепа, мотив, образ, роза.

Экзистенциализм оказал огромное влияние на литературу, искусство и культуру XX века. Размышления о бытие, конечности человеческого существования и относительности счастья, о подлинной свободе и ценностях жизни стали важным объектом лирико-философских медитаций российских поэтов. Одним из художников XX века, в чьем поэтическом сознании интуитивно зарождались и посте-

пенно формировались трагическая концепция мировосприятия, категории экзистенциальной философии, был Георгий Иванов.

Разумеется, для формирования экзистенциального умонастроения необходимы определенные внешние и внутренние предпосылки. Для Иванова первыми стали - эмиграция, отрыв от родины и привычного круга, последующие лишения и болезни. К внутренним предпосылкам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.