Научная статья на тему 'Проблемы информационной безопасности стран брикс в контексте современных международных угроз'

Проблемы информационной безопасности стран брикс в контексте современных международных угроз Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1027
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАНЫ БРИКС / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО. / INFORMATION SECURITY / BRICS COUNTRIES / NATIONAL SECURITY / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATION SOCIETY.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пелевина Екатерина Сергеевна

В статье рассмотрены проблемы обеспечения международной и информационной безопасности стран БРИКС на современном этапе. Выявлена актуальность темы исследования, связанная с формированием нового миропорядка, объективным процессом изменения места стран БРИКС в системе мировой политики, а также обострением нестабильности внешнеполитической ситуации во всем мире. В статье уточнено и раскрыто понятие «национальная безопасность», дана характеристика направлений сотрудничества стран БРИКС в сфере информационных технологий. Отдельно рассмотрены направления обеспечения эффективной системы функционирования информационного общества стран БРИКС. Также в статье выявлены ключевые направления совершенствования информационной политики на основании стратегических документов и определены ориентиры дальнейшего развития. В заключении сделан вывод о том, что в условиях формирующегося глобального информационного пространства, суть проблем международной информационной безопасности состоит во все усиливающемся процессе развития и внедрения современных информационных, кибернетических и телекоммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of ensuring information security of the BRICS countries in the context of contemporary international threats

The article considers the problems of ensuring international information security and BRICS countries at the present stage. Identified the relevance of the research topic associated with the formation of a new world order, objective process of changing the place of the BRICS in the system of world politics and the instability of foreign policy situation, given that international-political security almost always have a special place in Russia's foreign policy. The paper clarifies the concept of "national security", describing the areas of cooperation of the BRICS countries in the sphere of information security. We look separately at the trends of security in the information society of the BRICS countries. It is noted that to date, the cooperation in the field of ensuring international information security in the sphere of regulation of the Internet is the most promising direction. The article also identified key directions for improving policy in the field of information security on the basis of strategic documents, as well as the strategic reference points of development of the information society. In conclusion the author concludes that in the emerging global information space, the problems of international information security consists in increasing the development and introduction of modern information, telecommunication and cyber technology.

Текст научной работы на тему «Проблемы информационной безопасности стран брикс в контексте современных международных угроз»

-►

Международные отношения

DOI 10.5862/JHSS.244.5 УДК 327.7

Е.С. Пелевина

проблемы информационной безопасности стран брикс в контексте современных международных угроз

Рассмотрены проблемы обеспечения международной и информационной безопасности стран БРИКС на современном этапе. Актуальность темы статьи связана с формированием нового миропорядка, объективным процессом изменения места стран БРИКС в системе мировой политики, а также с обострением нестабильности внешнеполитической ситуации во всем мире. Уточнено и раскрыто понятие «национальная безопасность». Дана характеристика направлений сотрудничества стран БРИКС в сфере информационных технологий. Отдельно рассмотрены направления обеспечения эффективной системы функционирования информационного общества стран БРИКС. Выявлены ключевые направления совершенствования информационной политики на основании стратегических документов и определены ориентиры дальнейшего развития. Автор статьи приходит к выводу, что в условиях формирующегося глобального информационного пространства проблемы международной информационной безопасности обусловлены всё усиливающимся процессом развития и внедрения современных информационных, кибернетических и телекоммуникационных технологий.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; СТРАНЫ БРИКС; НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО.

Группа из пяти стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) представляет собой объединение объективных лидеров в регионах, недовольных сложившимся порядком вещей и претендующих на усиление своего влияния на решение существующих международных проблем, в том числе проблемы информационной безопасности.

Новые политические реалии и требования к технологиям вносят дополнительные риски в глобальные рыночные процессы. Начинают формироваться «трещины» в тенденции глобализации, симптомом чего являются санкции. В этих условиях для стран БРИКС небезопасно недооценивать важность решения вопросов импортозамещения.

Национальная безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в разных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, с помощью чего обеспечивается устойчивое развитие страны. Информационная безопасность государства является более узким понятием, характеризующим состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищенности законных прав личности и общества в информационной безопасности государства и его институтов, общества и граждан [1, с. 59].

Информационные технологии способствуют росту устойчивости развития и конкурентоспособности стран БРИКС, обеспечивают возможность компаниям этих стран стать крупнее

и повысить свою капитализацию. В контексте решения вопросов национальной безопасности и развития 1Т страны БРИКС уделяют всё больше внимания инновациям и реализации политики импортозамещения. Новые мировые технологические тенденции выдвигают свои требования и к управлению регионами, странами и т. д.

Международная обстановка становится всё менее предсказуемой. Объективный процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства связан с ростом нестабильности на региональном и глобальном уровнях. При этом основной причиной такой напряженной ситуации эксперты называют дефицит поиска компромиссов. кроме того, к системным проблемам можно отнести упорное стремление некоторых государств к сохранению своего доминирования в мировых делах. страны Брикс, декларируя внутри государств нормы демократии, часто игнорируют их на международной арене, отвергая закрепленный в Уставе ООН принцип равенства государств [2].

Еще один спорный момент — вопрос координации в рамках ООН. Так, по мнению стран Брикс, присутствие всех пяти государств в Совете Безопасности ООН в 2011 году укрепило диалог членов группы по вопросам международной безопасности. также сюда можно отнести проблему скоординированности позиции членов объединения динамично развивающихся стран с начала кризиса в Ливии и Сирии. К примеру, пятерке стран удалось выступить единым фронтом и добиться отсрочки голосования по роли Евросоюза в Генеральной Ассамблее ООН, а также высказаться по общей позиции в части проблем Кот-д'Ивуара и Судана [3, с. 39].

Проблемы международно-политической безопасности практически всегда занимают особое место во внешней политике россии. Отношения со странами БРИКС не являются исключением. Например, в Концепции участия России в объединении БРИКС сотрудничество в области международной безопасности имеет приоритетное положение по сравнению с иными вопросами, включая проблемы валют-но-финансового и торгово-экономического характера. в документе подчеркивается, что формат БРИКС «не предусматривает рассмотрение вопросов военно-политического характера и

создание механизмов сотрудничества в военной области», однако такая постановка задач не исключает выработки общих подходов по вопросам борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и другими угрозами международной безопасности. Среди целей России в документе указана также и необходимость сотрудничества в интересах обеспечения международной информационной безопасности [4].

Сотрудничество в сфере обеспечения международной информационной безопасности и регулирования Интернета является наиболее перспективным направлением. Здесь интересы Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики не сталкиваются и не противоречат друг другу. географическая удаленность этих стран друг от друга также не создает препятствия для развития такого сотрудничества, в отличие, например, от противодействия международному терроризму. в таком случае потенциал сотрудничества, как правило, ограничен обменом информацией о лицах, которые участвуют в террористической деятельности.

Ключевые направления сотрудничества стран БРИКС в области информационной безопасности, принятые на VII Международном 1Т-форуме в июле 2015 года, приведены в табл. 1.

При грамотном подходе эффект от развития многосторонних проектов в рамках БРИКС может быть сопоставим с предыдущими форматами взаимодействия между странами на региональном или глобальном уровнях [Там же]. Подводя итоги саммита БРИКС, проходившего 8—9 июля 2015 года в Уфе, президент России В.В. Путин сообщил, что лидеры стран содружества условились теснее координировать внешнеполитические шаги, в том числе в вопросах противодействия экстремизму и терроризму, а также в отношении попыток возрождения идеологии нацизма. Серьезное значение лидеры стран БРИКС придают и борьбе с торговлей наркотиками, пиратством, вопросам информационной безопасности, в том числе и в сети Интернет [5].

важными являются решения, принятые на VII Международном 1Т-форуме в отношении создания условий для повсеместного развития «умных, бережливых регионов», в которых

Таблица 1

Направления сотрудничества стран БРИКС в сфере информационной безопасности [6]

Направление

Характеристика

Электронная демократия и открытые данные: «открытый регион — умный регион»

1Т-решения для стратегического и территориального планирования

Современные решения и медицина будущего, телемедицина

Открытое образование

Электронная культура

Электронный документооборот и электронное взаимодействие в открытом государстве

Многоязычие в киберпро-странстве (ЮНЕСКО)

Современные 1Т-решения в недропользовании и топливно-энергетическом комплексе

Создание базы данных о территориальных информационных системах, используемых в странах БРИКС и ШОС для решения управленческих задач на региональном уровне

Определение и формирование единых подходов к структуре, а также единых стандартов к электронным документам стратегического и территориального планирования; формулирование единых требований к метаданным, электронным и исходным данным для их подготовки и согласования в электронном виде при реализации инвестиционных проектов в сфере стратегического и территориального планирования, градостроительной деятельности

Повышение доступности высококвалифицированной медицинской помощи для населения, даже в удаленных районах; рост качества медицинской помощи и медицинских услуг в условиях дефицита узких специалистов; обеспечение совместимости национальных телемедицинских систем стран БРИКС и ШОС как средства повышения качества медицинской помощи

Дальнейшее развитие сетевого университета стран БРИКС и ШОС; развитие образовательного, научного, делового и проектного сотрудничества в сфере 1Т стран БРИКС и ШОС; продвижение мобильных, мультимедийных и когнитивных технологий в образовании, формирование массовых открытых онлайн-курсов; организация образовательно-научно-производственных сетей для повышения адекватности образовательной системы потребностям социума и практики

Развитие взаимодействия и обмена передовым опытом по использованию 1Т в сфере музейной и библиотечной деятельности, сотрудничества с учреждениями культуры различных регионов стран БРИКС и ШОС, бизнесом, наукой; содействие формированию единого информационного пространства и совместных действий музеев по реализации крупных партнерских проектов в России и за рубежом с учетом современных инструментов продвижения

Содействие органам местного самоуправления в получении сертификатов ключей квалифицированной электронной подписи и подключении их к региональным информационно-коммуникационным системам безопасного электронного взаимодействия; внесение изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе в законодательство об архивах и электронных подписях, направленных на обеспечение юридической силы электронных документов, подписанных электронной подписью, при длительных сроках хранения таких документов

Противодействие процессам монополизации языков в киберпростран-стве, которые препятствуют развитию различных философий и мировоззрений; обеспечение развития и совершенствования международной, региональной и национальной политики в сфере сохранения языков и развития языкового и культурного разнообразия в киберпространстве

Создание интегрированных информационных систем экологического и технологического мониторинга природных ресурсов и топливно-энергетического комплекса на базе 1Т-технологий, современных систем сбора и обработки данных с использованием сети суперкомпьютерных дата-центров_

приоритетными направлениями применения 1Т являются решения, связанные с улучшением качества и удобствами жизни людей, активизация предпринимательской деятельности, а также эффективное внедрение лучших практик применения 1Т в социальной сфере, в том числе путем активного и конструктивного подключения самих людей к решению важнейших вопросов социально-экономического развития.

В контексте этих целей в сотрудничестве стран БРИКС явно формируется намеченная на VI Международном 1Т-форуме с участием стран БРИКС линия, когда наряду с большими межгосударственными проектами и планами действий развивается постоянное сотрудничество стран на уровне регионов. Продолжается проработка инициативы по созданию Совета регионов стран БРИКС. Эта инициатива форума поддержана президентом Российской Федерации [6].

При этом озабоченность возникает в связи с возможностью применения информационно-кибернетических технологий с целью обеспе-

чения военно-политического превосходства, вооруженного противоборства. Увеличение военного потенциала развитых государств путем использования новейших информационных технологий может привести к изменениям в расстановке глобальных и региональных балансов сил, что будет способствовать усилению напряженности между традиционными и вновь возникающими центрами силы, появлению новых областей конфронтации.

Таким образом, обозначенные выше стратегические ориентиры и возникающие при реализации угрозы требуют срочного решения целого комплекса ключевых проблем, в частности проблемы, связанной с обеспечением безопасности в информационном обществе, что активно обсуждается и решается странами БРИКС (см. табл. 2).

Несмотря на очевидные успехи в укреплении сотрудничества в рамках объединения, всё же нельзя забывать, что новый мировой экономический кризис постепенно может привести

Таблица 2

Направления обеспечения безопасности в информационном обществе стран БРИКС [6]

Направление Характеристика

Компьютерные атаки и кибертерроризм Организация постоянного мониторинга мировых тенденций развития современных систем обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы. Исследование природы кибертерроризма и создание способов борьбы с ним

Безопасность средств связи и мобильных решений Повышение безопасности систем связи и информационных коммуникаций, в том числе с применением принципиально новых решений, например методов квантовой криптографии. Уделение особого внимания информационной безопасности мобильных решений. Усиление защиты персональных данных, в том числе при предоставлении электронных услуг населению. Развитие методов повышения осведомленности населения в вопросах вызовов и угроз информационной безопасности

Обеспечение информационной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации Обеспечение информационной безопасности систем управления критически важными объектами и инфраструктурами, в том числе с применением информационно-аналитических и экспертно-аналитических систем. Упреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций с применением специализированных информационно-аналитических систем поддержки решений

Концепция «умного региона» Нормативное правовое регулирование при реализации концепций по созданию безопасного и «умного региона». Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в «умном регионе» стран БРИКС и ШОС на основе конвергентного функционирования применяемых информационных систем и технологий

к обострению проблем информационной безопасности, развитию новой волны информационных войн и кибертерроризма. В западном информационном пространстве появляются материалы, в которых можно увидеть предвестников данного кризиса. Очевидно, что произошедшие перемены — это лишь начало пути консолидации объединения стран БРИКС в полноценную организацию, контролирующую большую часть экономики мира, что особенно важно в условиях крымского кризиса и введения санкций в отношении России [7].

Крайне важна и выработка странами БРИКС консолидированной политики в сфере обеспечения информационной безопасности. Ряд мер в этом направлении уже принят ими.

Во-первых, появились новейшие технические разработки в сфере противодействия угрозам информационной безопасности. Так, заслуживает внимания новейшая разработка российской группы компаний InfoWatch — система «щит», направленная на обеспечение защиты автоматизированных систем управления технологическими процессами от кибератак на предприятиях современной промышленности. Использование системы позволит избежать нарушений работоспособности систем управления, аварий на промышленных объектах и даже техногенных катастроф [8].

Во-вторых, создаются информационные инструменты сотрудничества стран БРИКС, например совместный сайт Министерств иностранных дел государств — участников БРИКС (http://infobrics.org).

В-третьих, наблюдается рост интереса ученых к проблематике информационной безопасности стран БРИКС и количества исследований в контексте современных международных угроз. Так, в 2011 году в целях выполнения утвержденного президентом РФ плана мероприятий по реализации договоренностей, достигнутых на саммите БРИКС (Санья, КНР), был создан На-

циональный комитет по исследованию БРИКС (НКИ БРИКС). Его основная цель — организация и проведение исследований роли и места стран БРИКС и других «восходящих держав» в мировой политике и экономике. Комитет призван способствовать формированию единого информационного поля в области отечественных исследований БРИКС, продвижению российской позиции и экспертных оценок на международной арене, координации деятельности ведущих научно-исследовательских организаций и экспертов на направлении БРИКС.

С учетом важности информационного взаимодействия стран БРИКС и сотрудничества исследователей ценно, что с апреля 2012 года НКИ БРИКС приступил к выпуску на регулярной основе бюллетеня. В нем собрана информация о наиболее интересных российских и зарубежных публикациях и исследованиях по тематике БРИКС, публикуются новости НКИ БРИКС, дается обзор предстоящих мероприятий.

Необходимо также отметить, что информационная безопасность неотделима от инновационной. И в этой связи перед странами БРИКС в условиях четвертой технологической революции стоят новые угрозы. Данный вопрос подробно обсуждался в Давосе уже в 2016 году.

Таким образом, в условиях формирующегося глобального информационного пространства проблемы международной информационной безопасности обусловлены активизацией процесса развития и внедрения современных информационных, кибернетических и телекоммуникационных технологий. Обеспечивая беспрецедентные возможности по накоплению и использованию информации, такие технологии и средства образуют фундаментальную зависимость от нормального функционирования, оказывая существенное влияние на все сферы жизни общества (экономику, политику, культуру) и обеспечение национальной и международной безопасности [9, с. 118—119].

список литературы

1. Пилипенко В.Ф. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура: слов.-справ. 2-е изд. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.

2. Лавров С. Судьбы мира не могут определяться одной страной. URL: http://tass.ru/opinions/ (дата обращения: 08.02.2015).

3. Панова В.В. БРИКС: проблемы взаимодействия и потенциал сотрудничества // Обозреватель. 2013. № 1. С. 39-53.

4. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС: утв. Президентом РФ В.В. Путиным 9.02.2013 г. URL: http://static.kremlin. ru/media/events/files/41d452a8a232b2f6f8a5.pdf.

5. Противостоять угрозам терроризма и экстремизма страны БРИКС будут все вместе. URL: http:// www.yoki.ru/news/news/09-07-2015/441929-0/.

6. Югорская декларация VII Международного IT-форума с участием стран БРИКС и ШОС (Ханты-Мансийск, 6—7 июля 2015 г.). URL: http:// itforum.admhmao.ru/2015/.

7. Langsameres Wachstum für Schwellenländer. URL: http://wwwfaz.net/aktuell/wirtschaft/ (дата обращения: 08.02.2015).

8. Разработку МИФИ для защиты предприятий от кибератак купят страны БРИКС. URL: http://ria. ru/science/20150713/.

9. Коваленко А.П., Белов Е.Б. Концепция подготовки кадров в области обеспечения информационной безопасности (проблемы, анализ, подходы) // Науч. и методолог. проблемы информ. безопасности: сб. статей. М.: МЦНМО, 2004.

ПЕЛЕВИНА Екатерина Сергеевна — аспирант кафедры международных отношений Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Россия, 199178, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., 57/43 e-mail: 984931@gmail.com

E.S. Pelevina

THE PROBLEMS OF ENSURING INFORMATION SECURITY OF THE BRICS COUNTRIES IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY INTERNATIONAL THREATS

The article considers the problems of ensuring international information security and BRICS countries at the present stage. Identified the relevance of the research topic associated with the formation of a new world order, objective process of changing the place of the BRICS in the system of world politics and the instability of foreign policy situation, given that international-political security almost always have a special place in Russia's foreign policy. The paper clarifies the concept of "national security", describing the areas of cooperation of the BRICS countries in the sphere of information security. We look separately at the trends of security in the information society of the BRICS countries. It is noted that to date, the cooperation in the field of ensuring international information security in the sphere of regulation of the Internet is the most promising direction. The article also identified key directions for improving policy in the field of information security on the basis of strategic documents, as well as the strategic reference points of development of the information society. In conclusion the author concludes that in the emerging global information space, the problems of international information security consists in increasing the development and introduction of modern information, telecommunication and cyber technology.

INFORMATION SECURITY; BRICS COUNTRIES; NATIONAL SECURITY; INFORMATION TECHNOLOGY; INFORMATION SOCIETY.

REFERENcES

1. Pilipenko YF. [Security: theory, paradigm, concept, culture. Dictionary]. Moscow, PER SJe-Press, 2005. (In Russ.)

2. Lavrov S. Sud'by mira ne mogut opredelyat'sya odnoy stranoy [The fate of the world can't be defined by one country]. Available at: http://tass.ru/opinions/ (accessed 08.02.2015).

3. Panova V.V. [BRICS: problems of interaction and potential cooperation]. Obozrevatel', 2013, no. 1, pp. 39—53. (In Russ.)

4. Koncepciya uchastiya Rossiyskoy Federatsii v ob'e-dinenii BRIKS [The concept of Russia's participation in BRICS]. Available at: http://static.kremlin.ru/media/ events/files/41d452a8a232b2f6f8a5.pdf.

5. Protivostoyat' ugrozam terrorizma i ekstremizma strany BRIKS budut vse vmeste [To confront threats of terrorism and extremism, the BRICS countries are all together]. Available at: http://www.yoki.ru/news/news/ (accessed 08.02.2015).

6. Yugorskaya deklaratsiya VII Mezhdunarodnogo IT-foruma s uchastiem stran BRIKS i ShOS (Hanty-Mansiysk, 7 iyulya 2015 g.). [Ugra Declaration of the VII Int. IT-Forum with participation of BRICS and the SCO]. Hanty-Mansiysk, 2015, Jul. 7. Available at: http:// itforum.admhmao.ru/2015/.

7. Langsameres Wachstum für Schwellenländer. Available at: http://www.faz.net/aktuell/wirtschaft/ (accessed 08.02.2015).

8. Razrabotku MIFI dlya zashchity predpriyatiy ot kiberatak kupyat strany BRIKS [The development of a MIFI to protect businesses from cyber attacks buy BRICS countries]. Available at: http://ria.ru/science/20150713/ (accessed 08.02.2015).

9. Kovalenko A.P., Belov E.B. [The concept oftrain-ing in the field of information security (problems, analysis, approaches)]. Nauchnye i metodologicheskieproblemy informacionnoy bezopasnosti [Scientific and methodological problems of information security (collection of articles)]. Moscow, MTsNMO Publ., 2004. (In Russ.)

PELEVINA Ekaterina S. — North-Western Institute of management Russian Academy of national economy and state service under the RFPresident.

Sredniy pr. V.O., 57/43, St. Petersburg, 199178, Russia e-mail: 984931@gmail.com

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.