Научная статья на тему 'Проблемы и тенденции развития сбытовой инфраструктуры АПК как важнейшего элемента интегрированной системы российского агробизнеса'

Проблемы и тенденции развития сбытовой инфраструктуры АПК как важнейшего элемента интегрированной системы российского агробизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
562
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБЫТОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА / АГРОБИЗНЕС / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ОПТИМИЗАЦИЯ СБЫТА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хожаев В.Ю.

Статья раскрывает сущность и значение сбытовой инфраструктуры в качестве структурного элемента интегрированной системы хозяйствования в российском АПК. В работе проведен анализ экономического состояния сельскохозяйственных предприятий и социальной обеспеченности жителей в сельской местности в условиях функционирования различных интегрированных систем агробизнеса на современном этапе. Основное внимание уделяется решению проблем по развитию сбытовой инфраструктуры в АПК и созданию наиболее оптимальной интегрированной системы агробизнеса в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и тенденции развития сбытовой инфраструктуры АПК как важнейшего элемента интегрированной системы российского агробизнеса»

РАЗВИТИЕ АПК

УДК 339.187:63.021.66

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СБЫТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АПК КАК ВАЖНЕЙШЕГО ЭЛЕМЕНТА ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО АГРОБИЗНЕСА

В.Ю. ХОЖАЕВ, аспирант E-mail: vasil177@mail.ru Волгоградский государственный аграрный университет

Статья раскрывает сущность и значение сбытовой инфраструктуры в качестве структурного элемента интегрированной системы хозяйствования в российском АПК. В работе проведен анализ экономического состояния сельскохозяйственных предприятий и социальной обеспеченности жителей в сельской местности в условиях функционирования различных интегрированных систем агробизнеса на современном этапе. Основное внимание уделяется решению проблем по развитию сбытовой инфраструктуры в АПК и созданию наиболее оптимальной интегрированной системы агробизнеса в РФ.

Ключевые слова: сбытовая инфраструктура, интегрированная система, агробизнес, агропромышленный комплекс, оптимизация сбыта, сельскохозяйственные предприятия, кластер

В процессе становления и развития рыночных отношений в сельском хозяйстве сформировалась соответствующая система инфраструктурного обеспечения сельхозтоваропроизводителей, в составе которой важное место занимает сбытовая инфраструктура АПК. Сбытовая инфраструктура является базисом любого товарного рынка. Находясь между производством и потреблением, она определяет время прохождения, сохранность количества и качества

продукции, уровень издержек сферы обращения, а также цену конечной продукции.

В настоящее время актуальным является не только рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, но и проблема ее реализации, а также доведение в необходимом количестве до потребителей. В составе сбытовой инфраструктуры присутствует множество посредников, заинтересованных исключительно в максимизации своей прибыли. Поэтому закупочные цены зачастую позволяют производителям лишь окупить затраты, не оставляя дополнительных ресурсов для развития производства. При этом розничные цены на реализуемую сельскохозяйственную продукцию устанавливаются на достаточно высоком уровне, что в свою очередь отражается на уровне жизни населения.

Особая роль сбытовой инфраструктуры АПК связана с формированием условий для удовлетворения потребностей населения в продовольствии и для обеспечения продовольственной безопасности в целом.

В современных условиях как никогда актуализируется необходимость развития сбытовой инфраструктуры АПК, поскольку структурно ор-

ганизованной системы реализации сельскохозяйственной продукции в комплексе инфраструктуры продовольственного рынка, как в развитых странах, в российской экономике пока нет.

Целью исследования являются оценка и оптимизация сбытовой инфраструктуры российского АПК в интегрированной системе агробизнеса.

Цели исследования обусловили постановку и решение следующих задач:

- определение проблем развития сбытовой инфраструктуры на современном этапе;

- рассмотрение зарубежного опыта, а также опыта регионов России и выявление проблем при выборе наиболее эффективной интегрированной системы агробизнеса для отечественного АПК;

- оценка нынешнего состояния сельскохозяйственных предприятий разных форм собственности в системе российского агробизнеса;

- разработка предложений по созданию наиболее эффективной интегрированной системы хозяйствования в агропромышленном комплексе;

- разработка предложений по совершенствованию инфраструктуры сбыта в интегрированной системе АПК.

В настоящее время производители сельскохозяйственной продукции имеют возможность самостоятельно выбирать каналы и условия ее реализации, в то же время у них отсутствуют какие-либо гарантии сбыта своей продукции. Следствием этого явилось частичное вытеснение отечественных товаропроизводителей с внутреннего продовольственного рынка.

Развитие сбытовой инфраструктуры АПК должно осуществляться с учетом специфики отдельных регионов. Проблема совершенствования сбытовой инфраструктуры комплекса в свою очередь неотделима от проблемы развития АПК России в целом.

Проблемы формирования и развития рыночной инфраструктуры в России нашли свое отражение в трудах М. Алимурадова, В. Еврецкого, С. Карнаухова, Э. Колкаревой, Г. Меркиной, Е.Б. Мухановой, В. Одесса, М. Плешаковой, Е. Руссковой, И. Синя-евой, Г. Тимофеевой [5].

Различным аспектам функционирования сбытовой инфраструктуры, повышения эффективности сбытовой деятельности посвящены работы Т. Адриановой, Г. Ассэля, В. Бурцева, Е. Голубкова, П. Диксона, Ф. Котлера, Г. Лобановой, Ю. Неруша,

А. Панкрухина, П. Петрова, А. Соломатина, А. Тяпу-хина, К. Личко [1, 2, 3] и др.

Труды ученых в области развития сбытовой инфраструктуры АПК свидетельствуют, что в настоящее время управление сбытом в России является наиболее слабым звеном в системе функционирования предприятий аграрной сферы, влекущим за собой значительные потери продукции и доходов. Капитальные вложения агроформирований в сферу реализации мизерны, хотя мировой опыт свидетельствует о том, что система сбыта должна развиваться опережающими темпами по сравнению с производством продукции.

Проблемы, связанные с реализацией сельскохозяйственной продукции, порождены множеством причин: несовершенством существующего ценообразования, слаборазвитой инфраструктурой рынка, разрушением связи между производителями и потребителями, недостатком необходимой информации о состоянии рынка, недостаточным уровнем государственной поддержки отечественных товаропроизводителей.

Государство, сделав товаропроизводителя свободным предпринимателем, не смогло реально создать для него необходимую инфраструктуру и свободную конкуренцию в системе товародвижения, по существу утратив контроль над ее элементами. В результате, с одной стороны, сельхозтоваропроизводители самостоятельно выбирают потребителя, расширяют круг своих постоянных клиентов, прибегают к услугам множества частных посредников, самостоятельно вывозят продукцию в другие регионы, т.е. начинают торговать цивилизованно. С другой стороны, чрезмерная диверсификация каналов сбыта привела к тому, что сельскохозяйственное сырье и продукция не находят сбыта на своих географических рынках, сельские товаропроизводители готовы продать ее любому покупателю и зачастую на очень невыгодных для себя условиях.

Поэтому в настоящее время основной задачей управления сбытом сельскохозяйственной продукции становится создание условий для превращения потребностей потенциального покупателя в реальный спрос на определенный товар. К числу таких условий в АПК стоит отнести необходимость оптимизации следующих элементов сбытовой политики:

- разработка сбытовых стратегий (охват рынка,

сегментирование, позиционирование и т.д.);

- комплекс решений по поводу формирования ассортимента выпускаемой продукции, ценообразования, формирования спроса и стимулирования сбыта (реклама, обслуживание покупателей, коммерческое льготное кредитование);

- заключение договоров поставки, товародвижения, транспортировки [4].

В условиях многоукладной экономики и многообразия форм собственности возникает проблема выбора наиболее эффективной интегрированной системы производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, в которой будут учтены как интересы непосредственных субъектов экономических отношений, так и регионов и страны в целом.

За рубежом основными организационными формами агропромышленной интеграции являются партнерства, кооперативы, их союзы, сельскохозяйственные корпорации. В России создание и функционирование интегрированных формирований регулируются Гражданским кодексом РФ1, законами «Об акционерных обществах»2, «О сельскохозяйственной кооперации»3 и другими нормативно-правовыми актами.

Наиболее распространенная концепция выбора оптимальной формы экономических взаимоотношений предприятий заключается в том, что прогрессивной формой отношений признается та, которая обеспечивает постоянные устойчивые связи между предприятиями по производству, переработке и реализации продукции. При образовании интегрированных систем в АПК необходимо иметь в виду, что каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, в том числе применительно к условиям конкретных регионов. Предварительно следует проанализировать опыт регионов Российской Федерации, а именно:

- интеграцию через государственное регулирование (Удмуртская Республика, Омская область, Приморский край);

- интеграцию на договорной основе: около 60% выручки - сельскохозяйственным товаропроизводителям, 20% - перерабатывающему комбинату, 20% - торговым организациям (Ярославская область);

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от

30.11.1994 № 51-ФЗ (действующая редакция от 05.05.2014).

2 Об акционерных обществах: Федеральный закон от

26.12.1995 № 208-ФЗ ( действующая редакция от 28.12.2013).

3 О сельскохозяйственной кооперации: Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-Ф3 (ред. от 23.07.2013).

- агропромышленные формирования с регистрацией юридического лица: агрокомбинаты, агропромышленные объединения, ассоциации (Саратовская, Омская, Московская, Новосибирская области);

- формирования холдингового типа (Новосибирская, Омская, Орловская, Нижегородская, Волгоградская области);

- финансово-промышленные группы (Алтайский край, Пензенская, Воронежская области);

- производственные и потребительские кооперативы (Рязанская, Тюменская, Орловская, Владимирская, Самарская области). Формирование и функционирование интегрированных систем в АПК могут происходить по разным сценариям. Нельзя ограничиваться только одним вариантом развития.

Применительно к сложившейся экономической ситуации в России расширение и углубление процессов интеграции и кооперации, создание на данной основе кооперативов, включающих союзы с широким спектром функциональных обязанностей, являются приоритетными методами преобразования внутренней организации агропромышленного комплекса.

Путь к стабильности на рынках сельскохозяйственной продукции и сбалансированное их развитие в нынешних условиях не может происходить без активного вмешательства государства.

Прежде чем предложить оптимальную интегрированную структуру в системе сбытовой инфраструктуры российского АПК, следует проанализировать нынешнюю ситуацию сельскохозяйственных предприятий и агробизнеса в целом.

На современном этапе в сельском хозяйстве России крупные и средние сельскохозяйственные предприятия-агрокомплексы и личные подсобные хозяйства населения являются доминирующими форматами агробизнеса. Создание и эксплуатация крупных агрокомплексов требуют больших инвестиций и текущих затрат на обслуживание. Из-за особенностей цикла и сезонности производства такие инвестиции имеют низкую рентабельность и долгий срок окупаемости. Крупные агрокомплексы обычно специализируются на производстве монопродукции (свинокомплексы, молочные комплексы), что не позволяет нивелировать сезонные и сбытовые риски. Высокая потребность агрокомплексов в «длинных деньгах» и целый спектр рисков, обусловленных узкой специализацией производства,

делают подобные формирования рисковыми, особенно в условиях конкуренции. Окупать высокие риски агрокомплекс может преимущественно за счет повышения цен на продукцию. Агрокомплексы испытывают давление со стороны переработчиков и торговых сетей, которые диктуют свои условия сотрудничества, добиваются отсрочек оплаты. Усиление сбытовых рисков также ведет к увеличению себестоимости продукции. Важной проблемой агрокомплексов является высокая потребность в квалифицированных молодых кадрах, что также подразумевает нехватку персонала и неравномерное распределение кадровой потребности.

Социально-бытовые вопросы на селе практически не решаются, социальная инфраструктура деградирует, уровень заработной платы оставляет желать лучшего, поэтому для работы в агрокомплек-сах трудно привлечь выпускников сельскохозяйственных вузов и академий, которые в свою очередь стремятся работать в крупных городах. Производительность труда в расчете на одного работающего в России значительно ниже, чем в развитых странах. Работниками агрокомплексов зачастую являются наемные рабочие, которые не чувствуют ответственности за свой труд, поскольку у них отсутствуют необходимая мотивация и стимул работать лучше. Отсутствие личной заинтересованности сельскохозяйственных работников в результатах своего труда ведет к большим производственным потерям и росту себестоимости.

В настоящее время наиболее актуальные кадровые проблемы в АПК - это несоответствие квалификации работников старшего поколения изменившимся потребностям рынка и дефицит молодых специалистов. Отток кадров из села все еще продолжается, однако есть и положительная тенденция в рамках массового перемещения специалистов, занятых сельским хозяйством. В результате вступления некоторых стран СНГ (например, Украины) в ВТО многие зарубежные сельскохозяйственные предприятия закрываются, что способствует перетеканию квалифицированных кадров в российский агропромышленный комплекс.

Выбор между городом и сельской местностью происходит в пользу города, однако трудно не признать, что сельское хозяйство является довольно перспективной сферой, с годами обретая все большее значение. Поэтому уже в настоящее время необходимо прилагать усилия не только государству, но и самим компаниям по повышению престижа работы

в аграрном секторе, совершенствованию системы образования и привлечению молодых кадров.

Ключевой проблемой небольших крестьянских хозяйств является отсутствие системных производственных связей. Фермеры и владельцы подсобных хозяйств вынуждены самостоятельно решать огромное количество вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением, закупкой кормов и удобрений, соблюдением технологий, соответствием техническим регламентам и обеспечением качества, что влечет за собой большие затраты труда и времени, низкие товарные характеристики продукции. Высокая себестоимость производства сельхозпродукции у личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и фермерских хозяйств обусловлена тем, что производство является узконаправленным и нерегулярным, отсутствуют доступ к современным технологиям и возможность наладить массовое производство.

Из-за высокой себестоимости производства как крупные сельхозпредприятия, так и мелкие фермы и ЛПХ, не имеющие современных технологий и масштабов производства, практически неконкурентоспособны и могут существовать до тех пор, пока государство устанавливает таможенные барьеры для импорта.

Чтобы крестьянин работал эффективно, он должен чувствовать полную ответственность за качество продукции и объем производства. Основой такой ответственности может быть только частная собственность, гарантированная не дотациями государства, а вложенными собственными деньгами. Фермер должен видеть прямую связь между производительностью, личным доходом и благосостоянием.

Ответственное отношение частного собственника к средствам производства и результатам своего труда в сочетании с отлаженной системой коллективных производственно-сбытовых связей - лучшая гарантия обеспечения высокого качества продукции и четкого следования технологии.

Необходимо разработать такую форму организации сельскохозяйственного производства, которая позволит преобразовать личные подсобные хозяйства в фермы, где сможет работать одна семья или один фермер.

Для снижения себестоимости сельхозпродукции и цен на продукты питания необходимо создать полноценную систему необходимых крестьянину производственных, технологических, сервисных, маркетинговых и научных связей, в том числе:

- ветеринарное обслуживание;

- снабжение сырьем и кормами;

- закупки, координация и мониторинг процессов;

- контроль качества;

- обеспечение эффективного сбыта продукции и т.п.

Сочетание рентабельного производства частного крестьянского хозяйства с централизованным обслуживанием, координация и надлежащий контроль позволят вовлечь в производственный цикл огромную массу фермеров и быстро добиться роста объемов производства.

Для решения перечисленных проблем сельского хозяйства в Российской Федерации на правительственном уровне реализуются различные проекты, формируется современная нормативная база.

Чтобы создать условия для устойчивого развития сельских территорий, повышения эффективности сельской экономики, уровня и качества жизни сельского населения, разрабатывается проект «Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года»4, предусматривающий строительство доступного жилья, поддержку предпринимательства и кооперации, развитие социальной и сбытовой инфраструктуры на селе.

Таким образом, чтобы снизить розничные цены на продукты питания и одновременно добиться высокого качества продовольствия, необходимо не только сократить количество посредников, но и обеспечить единый контроль полного цикла производства, переработки и продажи, а также контроль получения и распределения дохода. Это позволит снизить розничные цены на все виды сельскохозяйственной продукции на 15-20%, а также генерировать доход, достаточный для развития сельскохозяйственного производства и создать современную социальную инфраструктуру села без государственных дотаций.

Примером подобной организации производства является компания Tyson Foods (США), с которой заключили контракты на поставку куриного мяса тысячи независимых производителей-фермеров. Контакты с Tyson являются гарантией стабильного дохода для фермеров. При этом Tyson предоставляет

4 Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р.

фермерам ветеринарную поддержку, поставляет специально разработанные корма, распространяет информацию и данные исследования по экологической практике, контролю заболеваемости, оптимальным условиям и технологиям выращивания кур. Еженедельно фермы посещают технические консультанты Tyson, которые следят за тем, как фермеры соблюдают технологию производства и осуществляют контроль качества.

Для того чтобы оптимизировать ситуацию в сбытовой инфраструктуре и в АПК в целом, автор предлагает:

1) новый формат сельскохозяйственного предприятия, на котором производственная линия максимально уменьшена, что позволяет обслуживать мини-ферму силами одного фермера или одной семьи. Сравнительно низкая стоимость фермы позволит в массовом порядке привлекать фермеров и быстро наращивать объемы производства сельскохозяйственной продукции;

2) агрогородок - образец новых подходов к организации жизни и решению социально-бытовых вопросов на селе, технологический центр переработки продукции, производимой фермерами в самом агрогородке, а также базу для обучения сельскохозяйственных работников;

3) современную систему организации фермерских хозяйств и управление производством качественной сельскохозяйственной продукции в соответствии с техническим регламентом и новым поколением стандартов;

4) организацию сбыта продукции посредством передвижных розничных торговых точек, а при увеличении производства - организацию оптовых продаж.

Функционирование интегрирующей компании в единой системе агробизнеса представлено на рисунке (см. рисунок).

Управляющая компания будет являться основным связующим звеном в системе агробизнеса. Представленная инновационная интегрирующая компания следит за мировой практикой и технологиями производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, обеспечивает необходимую технологическую и информационную поддержку фермерам, проводит обучение и консультации в области профессиональной подготовки, а также изучает рынок сельскохозяйственной продукции в регионе, осуществляет непрерывный

Источник: составлено автором.

Управляющая (интегрирующая) компания в единой системе агробизнеса

контроль качества производственных процессов и продукции посредством централизованного мониторинга.

Управляющая компания как структурная единица сбытовой инфраструктуры обеспечивает реализацию 100% продукции, произведенной фермером, и гарантирует ему стабильный доход, одновременно освобождая от затрат времени, связанных с поездками на рынки и поиском покупателей, а также от рисков, обусловленных колебаниями цен. Стоимость всех услуг для фермера минимальна, поскольку она распределяется между сотнями или тысячами хозяйств, сотрудничающих с управляющей компанией.

Таким образом, обеспечив четкую организацию труда фермеров и установив единый контроль за всей цепочкой сельскохозяйственного производства, переработки и сбыта, можно развивать производство и инфраструктуру села, одновременно

повышая привлекательность сельского труда, гарантируя наращивание объемов производства, повышение качества продукции, тем самым решая вопросы продовольственной безопасности страны и улучшения уровня жизни населения.

Данное предложение все более актуализируется в условиях участия России в ВТО в связи с тем, что увеличение потока импортной дешевой продукции может привести к появлению в стране некачественной и небезопасной продукции, т.е. обострению проблемы продовольственной безопасности.

По данным экспертов Всемирного банка, потери сельского хозяйства от членства России в ВТО по общему производству на начальном этапе составят 3%, импорт возрастет на 22%, численность занятых сократится на 2-3%.

Между тем интегрирующая компания планирует объемы производства сельскохозяйственной

продукции, опираясь на результаты изучения регионального рынка, обеспечивает закупку произведенной фермерами продукции и организует ее сбыт. Розничные продажи продовольствия организуются через сеть передвижных магазинов (на базе 5-10-тонных грузовиков) в каждом региональном кластере. Торговля ведется внутри микрорайонов крупных городов. При наращивании объемов производства управляющая компания организует оптовую торговлю внутри региона и за его пределами.

Представленное в работе организационно-экономическое совершенствование сбытовой и производственной инфраструктуры будет способствовать устойчивому развитию АПК, повышению

Иерархия целей 1

социально-экономической эффективности функционирования механизма продовольственного рынка на федеральном и региональном уровнях.

Проектный анализ разработанной автором интегрированной системы агробизнеса даст ясное представление по следующим аспектам (см. таблицу):

- определение ключевых целей;

- ожидаемые результаты проекта;

- необходимые условия и действия по созданию и внедрению интегрированной системы;

- необходимые меры по управлению и мониторингу;

- информационная база и ресурсный потенциал;

- определение стратегии, оценка и прогноз.

оектного анализа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель Меры по проверке степени достижения цели Источники данных для проверки значений оперативного планирования производства Условия для достижения цели

Создание оптимальной интегрированной системы Стратегическое управление интегрированными структурами Ежегодный отчет Министерства сельского хозяйства, ежегодные отчеты региональных и районных управлений сельского хозяйства, годовые отчеты организаций сбытовой инфраструктуры Высокие экономические показатели АПК и государства в целом. Одновременное решение наиболее актуальных проблем в сельском хозяйстве и в других областях (продовольственная безопасность, значительная потеря продукции и доходов, низкий уровень жизни сельского населения и урбанизация)

Создание кластеров, устранение посредничества, постройка деревень нового типа Анализ и подсчет необходимых вложений государством и крупными агропромышленными формированиями Благоприятные климатические и географические условия; комплементарная государственная политика, оптимизационные законодательные реформы в области АПК, выгодное международное сотрудничество, созидательная общественная идеология

Взаимообеспеченность регионов России качественной сельскохозяйственной продукцией Анализ обеспеченности регионов необходимой сельскохозяйственной продукцией Ежегодный отчет Министерства сельского хозяйства, ежегодные отчеты региональных и районных управлений сельского хозяйства, годовые отчеты организаций сбытовой инфраструктуры, данные органов статистики Альтруистическая расстановка приоритетов граждан, которые могут повлиять на ситуацию (как минимум та группа лиц, чьей прерогативой и является развитие агробизнеса в стране). Согласованная, взаимозависимая деятельность интегрированных региональных систем (кластеров), в сумме представляющих собой мощный механизм развития отечественного АПК, позволит легко добиться желаемого благодаря лишь стремлению к единству и целостности. Современная техническая оснащенность и патриотичный кадровый состав

Деурбанизация, сведение к минимуму импортной продукции, высокая конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность отечественных сельскохозяйственных предприятий Анализ изменения показателей импорта, экспорта, демографической ситуации Удобное расположение регионов, обеспечивающих друг друга. Развитая сеть каналов сбыта. Простой доступ к любой информации и оперативное интегрированное сотрудничество работников, занятых в сельском хозяйстве

Предложенная интегрированная система хозяйствования и сконструированная иерархия целей проектного анализа данной системы позволят за считанные годы решить самые насущные проблемы АПК. Это в свою очередь непременно приведет к образованию тенденции стабильного роста отечественного агропромышленного комплекса, который усилит влияние экономики сельского хозяйства на мировой арене и поднимет статус России в рамках экономического сотрудничества как одного из участников фаворитной группы ВТО.

Безусловно, чтобы добиться таких результатов, необходимы государственная поддержка и вовлеченность региональных органов управления в реализацию проекта по созданию предложенной оптимальной интегрированной системы АПК, при этом важно делать акцент на ее сбытовой составляющей, так как данная инфраструктура должна развиваться опережающими темпами. Реализовать поставленные цели представляется возможным благодаря системному подходу, который будет охватывать реформы не только в экономической и социальной сферах жизни общества, но также в политической и духовной областях. Данные сферы тесно взаимосвязаны, и погрешность или неисправность одного из элементов системы народного хозяйствования способна нарушить работу целого механизма, негативно влияя на развитие всего АПК и того, что с ним связано.

Однако учитывая то, что доминирующим форматом агробизнеса на современном этапе являются крупные и средние сельскохозяйственные предпри-ятия-агрокомплексы и личные подсобные хозяйства, следует параллельно поддерживать и постепенно включать их в растущие кластеры агробизнеса, учитывая специфику агропродовольственной деятельности отдельных регионов.

Рекомендуемая автором сбытовая инфраструктура АПК как элемент интегрированной системы

агробизнеса позволит создать сеть межрегиональных каналов сбыта, которые, тесно взаимодействуя между собой, будут удовлетворять и дополнять потребности регионов и потребителей сельскохозяйственной продукции в целом.

При наличии отлаженной системы агробизнеса российские сельскохозяйственные предприятия смогут достойно конкурировать с зарубежными организациями, снижая ввоз импортных товаров и повышая экспорт экологически чистой и качественной сельскохозяйственной продукции, тем самым решая растущую в стране проблему продовольственной безопасности.

Агропромышленный комплекс служит своего рода опорой для жизни и развития государства, которая при должном внимании и рациональном использовании будет способствовать процветанию страны, росту ее экономического благосостояния, оказывая позитивное влияние на уровень социального и духовного развития.

Список литературы

1. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: уч. пособие для вузов. М.: ИНФРА-М. 2001. 804 с.

2 . Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М.: Вильямс. 2007. 656 с.

3 . Личко К.П. Прогнозирование и планирование развития агропромышленного комплекса: уч. пособие. М.: Экономика. 2013. 412 с.

4 . Синяева И.М., Романенкова О.Н. Маркетинг. Теория и практика: учебник для бакалавров. М.: Юрайт. 2012. 652 с.

5 . Тимофеева Г.В., Митрофанова И.В., Баше-лутсков П.П. Модернизация сбытовой инфраструктуры регионального агропромышленного комплекса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 21.

Development of agricultural sector

PROBLEMS AND TRENDS OF AGRIBUSINESS MARKETING INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT AS AN ESSENTIAL ELEMENT OF RUSSIAN AGRIBUSINESS

INTEGRATED SYSTEM

Vasilii Iu. KHOZHAEV

Abstract of an economic management in the Russian agrarian and

The article reveals an essence and value of marketing industrial complex . The paper analyses an economic infrastructure as the integrated system structural element condition of agricultural enterprises and social security of

the rural area inhabitants in the conditions of the various present-day integrated systems operation in agribusiness. The author gives special attention to handling of the marketing infrastructure development issues in an agrarian and industrial complex and to creation of the best Russian Federation agribusiness integrated system

Keywords: marketing infrastructure, integrated system, agribusiness, agro-industrial complex, marketing optimization, agricultural enterprises, cluster

References

1. Assel' G. Marketing: printsipy i stategiia: uch. posobie dlia vuzov [Marketing. Principles and strategy: a textbook]. Moscow, INFRA-M Publ., 2001, 804 p.

2. Kotler F. Osnovy marketinga. Kratkii kurs [Fundamentals of marketing. Short course]. Moscow, Vil'iams Publ., 2007, 656 p.

3. Lichko K.P. Prognozirovanie i planirovanie razvitiia agropromyshlennogo kompleksa: uch. posobie

[Forecasting and planning of agro-industrial complex development: a textbook]. Moscow, Ekonomika Publ., 2013. 412 p.

4. Siniaeva I.M., Romanenkova O.N. Marketing. Teoriia i praktika: uchebnik dlia bakalavrov [Marketing. Theory and practice: a textbook]. Moscow, Iurait Publ., 2012, 652 p.

5. Timofeeva G.V., Mitrofanova I.V., Bashe-lutskov P. P. Modernizatsiia sbytovoi infrastruktury regional'nogo agropromyshlennogo kompleksa [Modernization of marketing infrastructure of a regional agro-industrial complex]. Natsional'nye interesy: pri-oritety i bezopasnost' - National interests: priorities and security, 2009, no. 21.

Vasilii Iu. KHOZHAEV

Volgograd State Agricultural University, Volgograd, Russian Federation vasil177@mail . ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.