Научная статья на тему 'Проблемы и тенденции подготовки специалистов в сфере высшего профессионального образования'

Проблемы и тенденции подготовки специалистов в сфере высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1596
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА КАДРОВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ / ФАКТОРЫ / ДИСБАЛАНС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснобокая И. А.

Рассмотрены актуальные тенденции подготовки специалистов в сфере высшего профессионального образования, выявленные на основе проведенных статистических исследований. Изложены основные проблемы дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Краснобокая И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и тенденции подготовки специалистов в сфере высшего профессионального образования»

УДК 378.1(470+571)

И.А. Краснобокая, канд. экон. наук, доцент, доцент, (4862) 41-98-74, siti 131175@mail.ru, (Россия, Орел, ОрелГТУ)

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрены актуальные тенденции подготовки специалистов в сфере высшего профессионального образования, выявленные на основе проведенных статистических исследований. Изложены основные проблемы дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы нарынке труда.

Ключевые слова: структура кадров, высшее образование, тенденции, факторы, дисбаланс.

На современном этапе развития России образование выступает как один из основных факторов создания конкурентоспособной экономики и обеспечения национальной безопасности страны, так как именно через систему профессионального образования реализуется важнейшая экономическая функция государства — воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов для всех отраслей экономики. В условиях современной экономики проявляется проблема несоответствия имеющихся профессий (специальностей) и уровней квалификации молодых специалистов требованиям работодателей, а также проблема дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Возникает противоречие между потребностями рынка труда в рабочих и специалистах определенных видов деятельности и перепроизводством специалистов, в которых экономика не нуждается или уже удовлетворила спрос. Диспропорция между структурой и объемами подготовки специалистов и профессиональноквалификационной структурой спроса на рабочую силу является одним из существенных факторов, создающих количественные и качественные параметры дисбаланса. Вместе с тем меняются потребности отраслей экономики в профессионально-кадровой структуре и уровнях подготовки специалистов, динамичной модели социально-экономического развития территорий должна соответствовать адаптивная система образования, быстро реагирующая на запросы рынка труда, стимулирующая экономический рост, воспроизводящая специалистов, способных эффективно работать в конкурентной экономической среде.

Именно поэтому формирование структуры профессиональной подготовки специалистов в условиях современной экономики является достаточно актуальным и должно выдвигаться в разряд первоочередных задач в структуре социально-экономических исследований.

Формирование эффективной структуры профессиональной подготовки специалистов базируется на материалах статистических исследова-

ний, которые позволяют установить основные индикаторы и оценить тенденции в сфере высшего образования. Сегодня статистика должна на практике стать не только инструментом наблюдения за образованием, выпуском специалистов высшей квалификации, не просто отражать сложившиеся тенденции в этой сфере, но и оперативно реагировать на приоритеты в подготовке специалистов, позволяя предвидеть возможные изменения в будущем. Поэтому необходимо связать потребность в рабочей силе с подготовкой специалистов с высшим образованием по профессиям и квалификациям, необходимым экономике, с притоком специалистов высшей квалификации. На основе статистического анализа возможно сформировать концепцию развития высшего образования применительно к определенной макро- и микроэкономической ситуации, осуществить прогноз образовательного потенциала с использованием количественных оценок и учетом структурных сдвигов.

Важно также расширить межстрановые статистические сопоставления, что позволит на основе обобщения мировых тенденций и опыта стран, находящихся на разных уровнях научно-технического развития, усилить внимание к проблемам выявления устойчивых закономерностей динамики подготовки и использования специалистов с высшим образованием.

Анализ развития системы высшего образования ведущих стран мира свидетельствует о том, что наиболее распространенной и признанной является трехступенчатая модель подготовки кадров: бакалавриат; магистратура; докторантура, основанная на кредитной системе обучения. Она является наиболее гибкой и эффективной, обеспечивает академическую мобильность и востребованность выпускников в быстро меняющихся условиях рынка труда.

Проведенные статистические исследования отечественной системы образования за последние пять лет на основе данных Росстата [1, 2, 4] позволили установить следующие тенденции, характеризующие состояние и развитие высшего профессионального образования в современных условиях:

- рост валового охвата населения России высшим образованием связан в основном с ростом числа высших учебных заведений. Причем данный рост был обеспечен в основном приростом числа негосудартсвенных учреждений системы высшего профессионального образования, в которых уже сейчас обучаются более 16 % общего контингента студентов. Основные причины этого кроются в увеличении спроса, в первую очередь, на образование высшего уровня, поскольку современная экономика все более нуждается в специалистах конкретных узких специальностей и в условиях дефицита рабочих мест именно высшее образование дает больше возможностей для трудоустройства;

- рост доступности высшего образования у населения России. Так, за период с 2002/2003 уч. г. по 2006/2007 уч. г. число студентов в расчете на

10 тыс. человек населения страны выросло на 25,4 %, причем за последний 2007/2008 уч. г. этот прирост составил 3,8 %. При этом 3,5 % прироста показателя обеспечен приростом числа обучающихся, и только на 0,3 % число студентов в расчете на 10 тыс. человек населения увеличилось из-за сокращения численности населения;

- ежегодный прирост численности студентов высших учебных заведений и рост конкурса среди поступающих в вузы. Это свидетельствует о значимости высшего образования в обществе и его высокой экономической отдаче. Рост основных показателей в системе высшего профессионального образования обусловлен появлением новых факультетов, отделений в высших учебных заведениях, а также открытием новых вузов;

- рост численности студентов заочной формы обучения, особенно в негосударственных вузах, где на десять студентов заочников приходится пять очников. В государственных образовательных учреждениях картина сложилась иная — на 10 студентов-заочников приходится 13 студентов-очников. Такая тенденция связана с расширением в последнее время дистанционного (заочного) обучения. Однако (при всех плюсах дистанционного обучения) отсутствие в малых городах и районах материальнотехнической базы и квалифицированных профессорско-преподавательских кадров повлекло резкое снижение качества заочного (дистанционного) обучения;

- в настоящее время на динамику контингента в системе высшего профессионального образования активное влияние оказывает демографическая ситуация в России. 2008 г. отмечен общедемографическим сжатием, в результате которого в 2009 г. число выпускников 11 классов школ сократиться в полтора раза. В связи с усложнением демографической ситуации будут меняться фактические условия, определяющие конкурсный прием в вузы. Является вероятным возникновение «борьбы за абитуриентов» на фоне объективного сокращения числа последних;

- за последнее время «компас высшего образования» повернулся в сторону экономики и управления. Так, если в 1990 г. соотношение студентов гуманитарно-экономического и естественно-научного и технического профиля составляло соответственно 32 % и 49 %, то в 2007 г. 59 % студентов государственных вузов предпочли гуманитарно-экономические сферы деятельности, а естественно-научные специальности и технические науки выбрали в качестве будущей профессии только 31 % всех студентов. Этому способствовали два основных фактора: во-первых, развитие рыночной экономики и предпринимательства в соответствии с новой нормативноправовой базой привело к резкому росту числа предприятий, каждое из которых в качестве обязательного требования выдвигало наличие директора, главного бухгалтера, а также экономистов, финансистов, маркетологов, менеджеров, юристов — как необходимое условие успешного развития; во-вторых, создание новых организаций институциональной системы, не-

обходимых для обслуживания рыночной экономики, привело в результате роста числа финансово-кредитных, страховых, пенсионных, научно-консалтигновых организаций и общественных объединений к увеличению спроса на специалистов экономико-управленческого профиля;

- возрастает потребность в специалистах со средней профессиональной квалификацией. Это обусловлено развитием экономической системы общества как за счет сокращения численности кадров низкой квалификации, так и в результате расширения поля инженерной деятельности, выполняемой специалистами среднего звена. Вместе с тем наблюдается яркая тенденция к снижению количества государственных средних профессиональных учебных заведений. В большей степени это обусловлено их включением в качестве колледжей и среднетехнических факультетов в состав высших учебных заведений (главным образом — региональных классических университетов);

- наблюдается яркая тенденция к сокращению основных показателей деятельности учреждений начального профессионального образования, несмотря на сегодняшнюю востребованность данного уровня образования для развития экономики страны. Сокращение числа учреждений начального профессионального образования происходит в основном за счет рационализации их сети (в регионах), а также преобразования в учреждения среднего профессионального образования. Кроме того, некоторое сокращение всех показателей в системе начального профессионального образования может объясняться проблемами демографического характера и падением престижности отдельных профессий, что является следствием постиндустриального развития экономики России;

- устойчивое функционирование системы образования объективно дестабилизируют целый ряд факторов, среди которых наибольшее негативное влияние оказывают следующие: социально-экономическая нестабильность в обществе; острый дефицит средств, вызванный кризисным состоянием экономики; неполнота нормативно-правовой базы системы образования, реформирование образования в соответствии с Болонским процессом, противоречия в законодательстве о бюджетном устройстве, об образовании и местном самоуправлении; отсутствие четкого разграничения компетенции органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления; необработанность схем межбюджетных отношений и др.

Проведенный анализ данных Росстата и материалов публикаций в области высшего образования позволил нам выявить ключевые проблемы высшего образования в России:

- недостаточное финансирование вузов (30-60 %), вынуждающее развивать обучение в технических вузах по широкому спектру непрофильных специальностей;

- старение профессорско-преподавательского состава на фоне роста его квалификации, снижение общественного статуса ученого-педагога, слабый приток молодежи;

- низкая оплата труда по сравнению с материальным производством (53 % 2004 г. и 61% 2006 г.);

- снижение уровня научно-методической работы в вузах (научноисследовательская работа, разработка учебно-методических комплексов, мультимедийные технологии и др.);

- коррупция в государственных вузах за бюджетные места;

- конкуренция вузов за студентов, поступающих на специальности экономического и управленческого профиля в условиях сокращения потребности в этих специальностях;

- значительная дифференциация в цене обучения и качестве образования периферийных и столичных вузов (от 14 до 200 тыс. руб. в год);

- подготовка экономистов, юристов и менеджеров в технических и отраслевых вузах, где отсутствует соответствующая научная школа;

- дискриминация негосударственного высшего образования в части лицензирования, аккредитации, аренды помещений, льгот студентом;

- резкое снижение качества заочного (дистанционного) обучения в малых городах и районах из-за отсутствия материально-технической базы и профессорско-преподавательских кадров;

- сложившаяся структура занятости при современных гендерных различиях в уровне образования свидетельствует о том, что наиболее образованная часть трудовых ресурсов в силу сложившихся стереотипов имеет худшие параметры качества занятости и, следовательно, используется неэффективно.

- диспропорция между структурой и объемами подготовки специалистов с высшим образованием и профессионально-квалификационной структурой спроса на рабочую силу, и как следствие несоответствия имеющихся профессий (специальностей) и уровней квалификации молодых специалистов требованиям работодателей [3].

При таком характере ключевых проблем подготовки специалистов в сфере высшего образования сохранение в будущем экономических преимуществ, которые в российских условиях пока дает высокий образовательный потенциал, нельзя считать гарантированным. Ослабление взаимосвязей между экономикой и системой образования может привести к их постепенному размыванию.

Российская система образования уже вплотную приблизилась к черте, за которой может начаться непрерывная «погоня» за дипломами все более и более высокого уровня. Подобная ситуация чревата возникновением глубоких структурных дисбалансов. Из-за «девальвации» дипломов высшего образования работодатели вынуждены будут прибегать к более дорогостоящим и менее действенным методам отбора персонала. Еще опаснее,

если значительная часть дипломированной рабочей силы окажется вообще вытесненной с рынка труда.

Структуру профессиональной подготовки специалистов необходимо формировать четко в соответствии с потребностями экономики, так как сегодня диспропорция между структурой и объемами подготовки кадров и профессионально-квалификационной структурой спроса на рабочую силу является одним из существенных факторов, создающих количественные и качественные параметры дисбаланса на рынке труда. Уже в ближайшие годы российский рынок труда и система образования могут столкнуться со сложным комплексом принципиально новых проблем. Чем раньше они будут осознаны, тем выше шансы, что их удастся преодолеть с меньшими издержками для общества*.

Библиографический список

1. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. -М., 2007.

2. Россия в цифрах. 2008: Крат. стат. сб. / Росстат - M., 2008.

3. Отчет (промежуточный) по проекту № 3.2.1/475 аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» [Электронный ресурс]. - Орел, 2009. - 133 с.

4. http://stat.edu.ru/stat/vis.shtml [Электронный ресурс] Сайт «Статистика Российского образования».

I. Krasnobokaya

Problems and Tendencies of Preparation Experts in Sphere of the Higher Vocational Education

In article actual tendencies of preparation of experts in sphere of the higher vocational education, which are revealed on the basis of the carried out statistical researches, are considered. The basic problems of imbalance between a workforce supply and demand on a labour market are stated.

Keywords: structure of staff, higher education, tendencies, factors, imbalance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.