Научная статья на тему 'Исследование структуры образовательного пространства и востребованности специалистов с высшим образованием в Волгоградской области'

Исследование структуры образовательного пространства и востребованности специалистов с высшим образованием в Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравьева Н.Н.

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы критическкой ситуации, сложившейся на региональном рынке труда Волгоградской области. Статистика свидетельствует о том, что выпускники учебных заведений не находят работы по специальности. Исследование, приведенное в данной статье, направлено на выявление тенденций и существующих узких мест на рынке услуг высшего профессионального образования. В статье предлагается алгоритм системы прогнозирования потребности в специалистах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование структуры образовательного пространства и востребованности специалистов с высшим образованием в Волгоградской области»

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ВОСТРЕБОВАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

н.н. муравьева

Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета

На современном региональном рынке сложилась сложная ситуация. С одной стороны, не удовлетворяются потребности организаций в работниках определенных профессий и специальностей, с другой стороны, появились устойчивые группы населения, испытывающие сложности в трудоустройстве в соответствии с полученным профессиональным образованием. Решение возникшей проблемы видится, в первую очередь, в регионализации системы образования. Поскольку каждый регион обладает существенными различиями в социально-экономическом положении в силу объективных причин географического, исторического и экономического характера, то и системе образования должна быть присуща региональная принадлежность. Соответственно, для того чтобы иметь возможность формировать региональный заказ на подготовку и переподготовку кадров с различным уровнем профессионального образования, необходимо исследовать как тенденции и перспективы развития региональной системы высшего профессионального образования, так и существующую востребованность экономики региона в специалистах с высшим образованием. Первостепенное значение в этой связи приобретает выявление структурных рассогласований между специальностями выпускников высших учебных заведений и необходимых экономике Волгоградской области специалистов с высшим образованием, разработка действенных методов регулирования спроса и предложения на рынке услуг профессионального образования, а также прогнозирования потребностей регионального рынка труда.

Все изложенное подтверждает проведенное исследование, которое опирается: • на официальные статистические данные Волгоградского областного комитета государс-

твенной статистики [5] и данные, полученные органами государственной статистики при проведении выборочных обследований населения по проблемам занятости [4];

• показатели, полученные в результате периодически проводимых мониторингов подготовки кадров в учреждениях высшего профессионального образования области Управлением ФГСЗН и Управлением образования по Волгоградской области;

• показатели, характеризующие состояние регистрируемого рынка труда [1]. Исследование структуры образовательного

пространства региона основано на комплексном структурировании рынка услуг высшего профессионального образования:

1) по субъектам, осуществляющим подготовку специалистов, можно выделить такие сегменты, как: высшее профессиональное образование, представленное государственными учебными заведениями по широкому спектру специальностей и направлений; высшее профессиональное образование, предоставляемое негосударственными учебными заведениями по ограниченному числу специальностей или направлений; дополнительное профессиональное образование, которое либо предоставляет возможность получения новой дополнительной специальности студентам, что значительно расширяет их возможности в трудоустройстве, либо способствует созданию системы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, отвечающей потребностям различных предприятий региона;

2) по 28 укрупненным группам специальностей в рамках каждого выделенного сегмента.

Таблица 1

Численность и динамика студентов в государственных вузах Волгоградской области за период с 2001 по 2008 г.

Учебный год Количество студентов (включая дневное, заочное, вечернее образование и экстернат) (данные на начало учебного года), чел. Относительные изменения по сравнению с предыдущим годом, % (+ или —)

2001-2002 82 876 -

2002-2003 85 683 +3,39

2003-2004 91 472 + 6,33

2004-2005 97 905 + 6,57

2005-2006 109 575 + 4,28

2006-2007 110 680 + 4,62

2007-2008 112 345 + 5,72

Рассмотрим образовательные услуги, предоставляемые государственными вузами. В настоящее время на территории Волгоградской области функционируют 12 государственных вузов и 17 филиалов государственных вузов. Динамика численности обучающихся по годам представлена в табл. 1, которая показывает, что имеет место устойчивая тенденция роста приема абитуриентов в вузы.

Существенный прирост численности учащихся во многом является результатом инвестиций в образование самого населения: число студентов, обучающихся за плату, растет, и в настоящее время уже более 50 % принятых в вузы студентов сами оплачивают обучение. При этом следует отметить, что образовательный бум развивался исходя из ожиданий населения экономической отдачи от образования, так как вероятность трудоустройства и заработки работников с высшим профессиональным образованием стали повышаться относительно заработков работников с меньшей квалификацией. Необходимо также учесть, что значительный предшествующий трудовой опыт в условиях новой системы хозяйствования обесценился, и позиции работников различных возрастов во многом уравнялись. Реакцией на это стало существенное повышение спроса на высшее образование.

Дальнейший анализ показывает, что наибольший объем выпуска студентов высшего профессионального образования в государственных вузах приходится на группы специальностей 080000 «Экономика и управление». За период с 2001 по 2007 г. численность студентов, выпущенных по данной группе специальностей, возросла с 17,8 до 36,2 % в общем числе выпускников. При этом в группу специальностей 080000 максимальный вклад вносят 4 из 26 учебных специальностей, входящих в эту группу. Среди них специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии» (23 % выпуска), специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (22,2 %), специальность

080105 «Финансы и кредит» (16,6 %), специальность 080507 «Менеджмент организации» (12,8 %).

Следующая по числу выпускников — группа специальностей 030000 «Гуманитарные науки», где выпуск студентов за 2001—2007 гг. увеличился с 11,4 до 16,2 % от общего выпуска. Преобладающее значение в данной группе имеет специальность 030501 «Юриспруденция», по которой в 2007 г. было выпущено 54,6 % от всего выпуска по этой группе специальностей. При этом необходимо отметить, что в данную группу входят 53 учебные специальности.

По другим специальностям увеличение численности обучающихся незначительное и, как правило, не превышает 2,5 %. В ряде случаев имеет место сокращение контингента (например, по специальностям культуры и искусства, образования, здравоохранения, по многим техническим специальностям).

Учитывая изменения показателей приема и выпуска, а также с учетом численности обучающихся в государственных вузах в настоящее время, можно сделать вывод, что в ближайшие годы следует ожидать существенного увеличения выпуска специалистов (до 11 %), в первую очередь — по гуманитарно-социальным специальностям и специальностям экономики и управления.

Учитывая взаимосвязь рынка образовательных услуг с рынком труда и проблему трудоустройства выпускников, следует отметить, что давление, которое будет оказываться выпускниками в ближайшие годы на рынок труда, будет возрастать несколько меньшими темпами, чем сам выпуск, так как около трети студентов учится на заочных и вечерних отделениях вузов и значительная часть из них уже трудоустроена.

Следующий сегмент рынка образовательных услуг — высшее профессиональное образование, предоставляемое негосударственными вузами. Дополнительные возможности для реализации права

граждан на образование в Волгоградской области обеспечиваются наличием 5 негосударственных вузов и 15 филиалов негосударственных вузов. Динамика обучающихся по годам представлена в табл. 2.

Исследование показало, что в 2008—2011гг. влияние негосударственных вузов на рынок труда в аспекте увеличения выпуска новых специалистов значительно усилится. Причем влияние это распространится главным образом на тот же самый сектор, что и влияние государственных вузов, на сектор профессий гуманитарно-социальной и экономико-управленческой направленности.

Для негосударственных учреждений высшего профессионального образования структура подготовки еще более сжата в сторону экономических и гуманитарных специальностей. Так, в группе специальностей 030000 «Гуманитарные науки» по специальностям 030500, 030501 «Юриспруденция» в 2007 г. выпуск специалистов составил 74,8 % от всего выпуска. В группе специальностей 080000 «Экономика и управление» максимальный вклад вносят 3 из 19 учебных специальностей, по которым велась подготовка в 2007 г. Среди них специальность 080105 «Финансы и кредит» с выпуском, составляющим 30,7 % выпуска данной группы, специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» с выпуском, составляющим 24,9 %, специальность 080507 «Менеджмент организации» — 18,4 %.

При этом выпуск по этим специальностям в негосударственных вузах в 2007 г. составил 56,5 %

от общей численности выпуска по всем группам специальностей.

Анализ следующего сегмента рынка образовательных услуг — дополнительного профессионального образования — наиболее сложен, так как статистических данных, характеризующих его развитие, практически нет. Поэтому в ряде случаев целесообразно ограничиваться качественным анализом и анализом косвенных показателей. Существовавшая ранее система повышения квалификации и переподготовки кадров, носившая преимущественно отраслевой характер, в период экономических реформ практически полностью распалась. Ее функции в основном перешли к государственным высшим учебным заведениям, в структурах которых были созданы соответствующие подразделения дополнительного профессионального образования.

Анализ трудоустройства выпускников вузов области, который проводился на основании данных по выпускникам дневных отделений государственных и негосударственных учреждений высшего профессионального образования, представлен в табл. 3.

Таким образом, наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества выпускников, не получивших направления на работу и самостоятельно обеспечивающих свое трудоустройство после окончания вуза, одновременно со снижением числа выпускников, устройству на работу которых способствовала бы целенаправленно проводимая политика вузов.

Таблица 2

Численность и динамика студентов в негосударственных вузах Волгоградской области за 2001—2008 гг.

Учебный год Численность студентов, включая дневное, заочное, вечернее образование и экстернат (данные на начало учебного года), чел. Относительные изменения по сравнению с предыдущим годом, % (+ или —)

20012002 3 452 -

2002-2003 3 651 + 5,76

2003 2004 4 115 + 11,28

2004-2005 4 872 + 15,54

2005 2006 5 910 + 17,57

2006 2007 7 225 + 18,2

2007 2008 8 980 + 19,54

Трудоустройство выпускников дневных отделений вузов Волгоградской области за 2002—2007 гг.

Год Число выпускников, чел. Из них Доля нетрудоустроенных в общей численности выпускников, %

трудоустроено по договорам, контрактам трудоустроились самостоятельно призваны в ряды ВС продолжили образование в вузах, магистратуре, аспирантуре не трудоустроено

2002 7 943 1 891 3 025 784 1 786 405 5,1

2003 8 308 1 927 3 199 774 1 720 609 7,3

2004 9 629 2 128 3 977 916 2 150 328 3,4

2005 10 378 1 933 4 478 854 2 376 638 6,1

2006 10 992 2 334 4 352 1 180 2 718 221 2,0

2007 10 039 1 802 5 182 1 189 1 446 251 2,5

Таблица 3

Таблица 4

Анализ спроса и предложения рабочей силы по наиболее востребованным специальностям и профессиям на регистрируемом рынке труда Волгоградской области за 2007 г.

Профессия Обратилось в поиске работы, всего, чел. Безработные, состоящие на учете, чел. Заявлено вакансий (чел.) Напряженность на 1 вакансию Трудоустроенные (всего), чел. Доля трудоустроенных от числа обратившихся, %

Всего Безработные

Бухгалтер 4 269 4 757 1 682 2,54 2,83 2289 53,6

Главный бухгалтер 158 202 448 0,35 0,45 102 64,6

Инженер 1 482 1 072 498 2,98 2,15 871 58,8

Инженер-конструктор 121 89 253 0,48 0,35 70 57,9

Инженер-механик 334 325 65 5,14 5,00 186 55,7

Инженер-проектировщик 15 14 188 0,08 0,07 15 100

Инженер-строитель 182 198 100 1,82 1,98 104 57,1

Инженер-технолог 234 257 111 2,11 2,32 143 61,1

Менеджер 1 422 1 353 997 1,43 1,36 655 39,1

Экономист 1 512 1 626 379 3,99 4,29 824 54,5

Юрисконсульт 332 290 185 1,79 1,57 140 42,1

При этом, анализируя в целом спрос и предложение рабочей силы на регистрируемом рынке труда Волгоградской области [3], можно выделить группы специалистов с высшим образованием, обратившихся в центры занятости (табл. 4).

Следует отметить, что среди зарегистрированных безработных выпускники высших учебных заведений составляли сравнительно небольшую долю, имеющую выраженную тенденцию к снижению (от 4,6 % в 2002 г. до 1,9 % в 2007).

Однако эти показатели, несмотря на то, что в целом они выглядят неплохо, не дают особых оснований для оптимизма.

Во-первых, это значения зарегистрированных безработных, т. е. обратившихся в органы труда и занятости. В то же время известно, что большая часть выпускников вузов, несмотря на отсутствие работы, не обращается в эти органы, надеясь устроиться самостоятельно, через знакомых и т. д.

Во-вторых, эти данные не учитывают числа безработных выпускников негосударственных вузов из-за сложности получения этой информации.

5 г 1

4 П% Г _2Л __ 23%

В-третьих, если сопоставить число даже зарегистрированных безработных выпускников вузов не с общим числом безработных в области, а с ежегодно возрастающим выпуском специалистов, то наблюдается тенденция к их увеличению, особенно, если рассматривать не в относительных, а в абсолютных показателях. При этом необходимо отметить, что наибольшее число признанных безработными приходится на выпускников вузов, имеющих профессии гуманитарно-социального профиля; следующий проблемный профессиональный профиль — экономический: практически каждый четвертый безработный выпускник вузов имеет экономическое образование; 15 % от всех выпускников вузов, зарегистрированных в качестве безработных, приходится на выпускников юридического профиля. За 2005—2007 гг. сложилась обобщенная структура зарегистрированных безработных выпускников, что наглядно представлено на рис. 1.

Наиболее активными «поставщиками» безработных выпускников за 2005—2007 г. оказались следующие высшие учебные заведения:

□ Выпускники -1 экономического профиля

■ Выпускники гуманитарно-социального профиля - 2

□ Выпускники юридического профиля - 3

□ Выпускники медицинского профиля - 4

■ Выпускники технического профиля - 5

□ Программисты - 6

Рис. 1. Выпускники вузов, зарегистрированные в службах занятости Волгоградской области по профилю подготовки за 2005-2007 гг.

• филиал Московского университета потребительской кооперации (обратилось в службу занятости 720 чел.);

• Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет (обратилось 658 чел.);

• Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия (обратилось 525 чел.);

• Волгоградский государственный университет (обратилось 378 чел.);

• Волгоградский государственный технический университет (обратилось 220 чел.). Анализируя в целом ситуацию на региональном

рынке труда, можно выделить ряд специальностей (профессий), на которые имеется устойчивый спрос, исходя из данных рекрутинговых агентств Волгоградской области. Наиболее востребованными остаются специалисты в сфере продаж, а также специалисты компьютерных технологий, сетевые администраторы и программисты, владеющие современными языками программирования; из категории бухгалтерско-финансовых работников сохранили свои позиции опытные главные бухгалтеры и экономисты с высшим экономическим или финансовым образованием и значительным опытом работы; в банковском секторе востребованы специалисты по розничному кредитованию

14 15 17

ю/„2%1%1%

(кредитные аналитики, специалисты по автоматизированным скорринговым системам и т. п.). В списке востребованных профессий появились инженерно-технические работники. Как правило, это инженеры-технологи различных направлений (пищевая, химическая, деревообрабатывающая и электронная промышленность). В строительном бизнесе и легкой промышленности существует устойчивый спрос на дизайнеров-конструкторов.

Следующим этапом исследования является анализ потребностей в специалистах с высшим образованием, который осуществлялся на основе перспективных и текущих планов по обновлению кадрового состава специалистов крупнейших предприятий области различных отраслей народного хозяйства: промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, торговли, обслуживающей сферы (без субъектов малого предпринимательства). При этом принимались в расчет те виды специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в вузах области. Среди них работодателями были выделены как наиболее востребованные специальности, представленные на рис. 2, каждая из которых была определена в процентном отношении от общего их количества.

При этом увеличение подготовки в прогнозном периоде должно осуществляться только для

1 - междисциплинарные естественно-технические специальности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 - энергетика и энергомашиностроение;

3 - машиностроение и материалообработка;

4 - технические машины и оборудование;

5 - автоматика и управление;

6 - информатика, вычислительная техника

и программное обеспечение;

7 - сервис;

8 - эксплуатация транспорта;

9 - химическая технология;

10- технология продовольственных товаров;

11 - технология товаров широкого потребления;

12 - гуманитарно-социальные специальности

13 — экономика и управление;

14 — строительство и архитектура;

15 - сельское и рыбное хозяйство;

16- экология и природопользование;

17- другие

11%

14%

Рис. 2. Структура перспективной востребованности специалистов с высшим образованием на крупнейших предприятиях Волгоградской области

специалистов ряда направлений технического профиля, в области программного обеспечения, автоматики и управления, для других же должна быть сокращена.

Проведенное исследование показывает, что система профессионального образования в Волгоградской области функционирует в основном в изолированном от экономики режиме самодостаточности, в то время как проблема дефицита кадров в области все более обостряется.

Одной из причин, негативно влияющих на развитие рынка труда, углубляющих его несбалансированность, несоответствие спроса предложению рабочей силы, является деформация в структуре подготовки кадров, возникшая вследствие ситуации, складывающейся на рынке образовательных услуг. По данным проведенного в 2007 г. мониторинга, в этом году на рынок труда области вышли 31 742 специалиста с высшим, средним образованием и рабочих—выпускников дневных отделений учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования в соотношении 1 : 1,2 : 1. Таким образом, на одного рабочего подготовлено 2,2 руководителя и специалиста, в то время как реальная структура занятых на производстве, по данным НИИ развития профессионального образования, составляет 1 : 0,8 : 3. В структуре вакансий на регистрируемом рынке труда области рабочие профессии составляют около 80 %, в то время как в структуре воспроизводимого системой профессионального образования контингента трудовых ресурсов выпускники, получившие рабочие профессии, составляют 31,5 %.

Сведения, получаемые из образовательных учреждений, показывают, что в ближайшие годы тенденция увеличения выпускников вузов и снижения объемов подготовки рабочих кадров в профессиональных училищах и лицеях сохранится. Кроме того, в связи со сложившейся демографической ситуацией и предстоящим введением всеобщего полного среднего образования, которое приведет к удерживанию девятиклассников в школе, возникнет проблема обеспечения контингентом обучаемых учреждений начального, а также среднего профессионального образования.

Наблюдается сокращение объемов подготовки кадров, ориентированных на конкретного работодателя: до 25,8 % сократилось число выпускников учреждений высшего профессионального образования, подготовленных по договорам с работодателями, т. е. без какой-либо гарантии занятости на рынок труда выходит почти 75 % выпускников

учреждений профессионального образования.

Анализ спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Волгоградского региона показывает, что наблюдается нехватка квалифицированных специалистов и рабочих высокой квалификации. Работодатели высказывают претензии к номенклатуре специалистов, подготавливаемых учреждениями высшего профессионального образования области. С внедрением новых технологий повышаются требования работодателей не только к профессиональной, но и к психологической, социальной и личностной готовности кадров. Продолжающаяся деформация в структуре подготовки кадров и несоответствие ее потребностям рынка труда, с одной стороны, не дают возможности в полной мере удовлетворить кадровый заказ предприятий и сформировать его оптимальную профессионально-квалификационную структуру, с другой стороны, ведет к усилению социальной незащищенности молодежи. Кроме того, по оценкам, «перепроизводство» специалистов с высшим образованием перекрывает количественную потребность рынка труда в полтора раза, но качественно удовлетворяет ее лишь на 83 %. В результате многие из выпускников высших учебных заведений выполняют работу, не требующую такого уровня профессиональной подготовки, либо, оказываясь на рынке труда неконкурентоспособными, вообще не трудоустраиваются. Фактической целью высшего образования становится не приобретение человеком специальных профессиональных знаний, а получение формального титула и социального статуса, для того чтобы «больше зарабатывать».

В результате исследования рынка труда Волгоградской области установлено, что профессионально-квалификационная структура специалистов и рабочих, выпускаемых системой высшего профессионального образования, неадекватна потребностям экономики и социально-культурной сферы региона. Структурное же несоответствие системы подготовки кадров приводит к неэффективному использованию как государственных ресурсов, так и материальных и личностных затрат потребителей образовательных услуг. Сложившаяся на современном этапе ситуация на региональном рынке услуг профессионального образования показала, что данный рынок нуждается в регулировании спроса и предложения на нем и, соответственно, в прогнозировании перспективных потребностей регионального рынка труда.

Одним из главных направлений для решения данной проблемы является разработка системы

прогнозирования потребностей в специалистах, которая соответствовала бы программе социально-экономического и научно-технического развития региона и давала бы возможность работодателям эффективно решать проблемы комплектования предприятий и организаций кадрами с необходимым уровнем, качеством и специализацией в области профессионального образования. Представляется целесообразным составление перспективных балансов спроса и предложения рабочей силы исходя из профессионально-квалификационной структуры рабочих мест экономики региона. Решение поставленной задачи является сложным процессом, основанным на использовании экономико-математического моделирования, стохастических моделей социальных процессов, статистических методов прогнозирования.

Прогнозирование динамики спроса на рабочую силу в рамках региона основано на построении модели социально-экономической системы: «экономика региона — рынок труда — рынок профессионального образования».

Для анализа блока экономики необходимо рассмотреть модели, описывающие функционирование отраслей экономик и социальной сферы с позиции занятых в отраслях экономики или работников. Анализ этих моделей позволит подойти к проблеме определения потребностей экономики в численности работников по отраслям экономики в региональном разрезе, опираясь на такие планируемые показатели в программах развития региона, как рост валового регионального продукта и привлечение инвестиций. Этот блок вносит наибольшую неопределенность в разрабатываемую модель, так как на развитие отраслей экономики сильно влияют внешние воздействия, в первую очередь инвестиции. От инвестиций зависят параметры отраслевой структуры, такие как коэффициент эффективности новых технологий, который, в свою очередь, влияет на производительность труда, может измениться коэффициент «старения основных фондов» и т. п. Предсказать, насколько в отрасль будут стабильно поступать инвестиции, и какие они внесут изменения в саму отраслевую структуру, достаточно сложно. Согласно методу сценариев качественного оценивания предлагается построить несколько сценариев развития экономики, для каждого из которых потом можно оценить потребность в кадрах.

Исследование блока рынка труда приводит к уточнению качественного состава работников в отраслях на основе расчетной потребности в занятых. Это уточнение как по уровню образования (вы-

сшего, среднего и начального профессионального образования), так и в профессионально-квалификационном разрезе в рамках 28 укрупненных групп специальностей. Вследствие этого необходимо использование моделей, которые определяют потребности экономики в выпускниках образовательных учреждений различных учебных специальностей.

В процессе разработки блока профессионального образования, располагая потребностью региональной экономики в числе выпускников по всем трем уровням образования в разрезе 28 групп специальностей, необходимо определить, как число выпускников из образовательных учреждений коррелирует с числом принятых в них. Затем на этой основе определяется, по какой специальности, в какие годы и какое число студентов следует принимать в образовательные учреждения данного региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аналитическая записка по результатам мониторинга подготовки кадров в учреждениях профессионального образования области и их последующего трудоустройства за 2007 год / Подготовлена Отделом профессионального обучения и профессиональной ориентации Управления ФГСЗН по Волгоградской области. — Волгоград, 2007.

2. Волгоградская область — 2005. Цифры и факты: Информационный вестник №7 Администрации Волгоградской области. — Волгоград: Издатель, 2006. - 264 с.

3. Мониторинг спроса и предложения рабочей силы на регистрируемом рынке труда Волгоградской области за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 по наиболее востребованным профессиям / Отдел профессионального обучения и профессиональной ориентации Управления ФГСЗН по Волгоградской области. — Волгоград. 2008.

4. Сведения о государственных и муниципальных высших учебных заведениях / Форма государственной статотчетности №3-НК — М.: ГМЦ Росстата, 2007.

5. Сведения о подготовке кадров по профессиям (специальностям) на дневном отделении высшего профессионального образования за счет бюджетных и внебюджетных средств // Мониторинг 2002—2007 гг. — Управление государственной службы занятости населения Администрации Волгоградской области. — 2007. — 132 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.