Научная статья на тему 'Проблемы и пути решения кадрового обеспечения АПК'

Проблемы и пути решения кадрового обеспечения АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1447
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гайворонская Н. Ф., Григорьева Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути решения кадрового обеспечения АПК»

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК

Гайворонская Н. Ф., к. э. н., заведующая отделом,

Григорьева Г.В., с.н.с.

ГНУ Всероссийский НИИ экономики и нормативов Россельхозакадемии

Развитие АПК связано с внедрением инноваций в производственные процессы в виде использования экономических новшеств, передовых технологий, новой техники и т.д. А восприимчивость предприятий к инновациям в огромной степени зависит от личностных характеристик руководителей и специалистов, от их профессионализма, инициативности, способности воплощать в жизнь новшества.

Впервые лозунг «Кадры решают все» родился в России в советское время. Однако практически всегда подбор кадров в нашей стране осуществлялся партийно-хозяйственным аппаратом по принципу личной преданности. Высокая доля субъективизма в этой важной сфере экономики и политики привела к негативным последствиям: качество управления во всех сферах упало до крайне низкого уровня, что и послужило одной из причин развала экономики.

В отличие от России в ряде стран оценили значимость этого лозунга, и это позволило им развиваться более динамично. Научно-обоснованный подход к кадровой работе в этих странах стал повседневной практикой. Например, в США работает свыше тысячи независимых центров по оценке и подбору кадров, и хотя услуги их стоят довольно дорого, ими постоянно пользуются фирмы и федеральные органы. Исследования в этой области постоянно ведутся как в США, так и в других развитых странах (Германии, Японии, Франции и др.), в то время как отечественная экономическая наука практически не получает заказы на аналогичные исследования.

В России за годы реформ в АПК страны практически была разрушена система работы с кадрами. Заметно ухудшился качественный состав руководителей и специалистов, работающих в АПК. В 2010 году в сельском хозяйстве лишь 8,9 % из общего числа занятых в отрасли имели высшее профессиональное образование, в то время как в среднем по экономике страны этот показатель составил 28,7 %. Происходит постоянный отток экономически активной, квалифицированной части населения в города.

Во многом это обусловлено уменьшением числа рабочих мест на селе, связанных с разрушением общественного производства, недостаточным уровнем предоставляемых социальных услуг, низкой заработной платой, низким технологическим уровнем производства. Все эти негативные факторы привели к ухудшению качества жизни сельского населения, снижению уровня денежных доходов сельскохозяйственных работников, увеличению в 2 раза разрыва между среднемесячной заработной платой работников сельского хозяйства и заработной платой в среднем по всей экономике страны. Труд в сельском хозяйстве по общественному мнению стал непрестижным и непривлекательным.

Однако вопреки этой грустной статистике в стране имеется немало примеров, когда предприятия не только выжили в этих условиях, но и увеличили масштабы производства, регулярно платят своим работникам достойную заработную плату, внедряют инновационные разработки. И в большинстве случаев эти предприятия возглавляют преданные своему делу, квалифицированные, честные, инициативные руководители, которые смогли сформировать коллектив специалистов и работников с аналогичными качествами.

Исследования причинно-следственных связей, лежащих в основе развития экономики предприятий, отраслей и государства в целом, позволяют сделать выводы, что побеждает тот, у кого совершеннее система отбора кадров, а все остальные факторы, которым традиционно отводится главная роль в развитии хозяйственного комплекса (внедрение новых видов техники, передовых технологий и пр.), являются следствием и зависят от качества работы по подбору кадров.

Таким образом, подготовка кадров, подбор кадров и повышение их квалификации (переподготовка) являются стратегическими условиями экономического прогресса в АПК.

В России в настоящее время использование научно-обоснованного подхода к подбору кадров находится на начальных этапах, эта работа проводится в мизерных масштабах. Для активизации этой работы нужны научно-обоснованные и практичные методики работы с кадрами. И хотя такие методики разрабатываются в ряде научно-исследовательских институтов, практическое применение их ещё недостаточно как на государственном уровне, так и в частных предприятиях.

Учитывая, что частный бизнес в принципе не может стать движущей силой модернизации, государство должно взять на себя эту функцию. Подготовка кадров, подбор кадров и повышение их квалификации (переподготовка) являются стратегическими условиями экономического прогресса в АПК. Поэтому новая кадровая политика по своей важности и актуальности должна стоять в одном ряду с основными государственными и региональными программами по восстановлению и развитию АПК.

Предлагаемый механизм кадрового обеспечения АПК включает следующие направления деятельности:

• подготовка кадров (базовое обучение);

• переподготовка и повышение квалификации кадров;

• формирование кадрового резерва, учёт, анализ и подбор кадров;

• формирование социально-экономических условий на селе для закрепления кадров.

Для создания устойчивого механизма кадрового обеспечения необходимо на государственном уровне постоянно решать следующие задачи:

• осуществлять разработку нормативов потребности в руководителях, специалистах и рабочих для предприятий АПК, позволяющих формировать кадровый состав предприятий, учреждений и органов управления АПК на научной основе;

• осуществлять разработку методик, стандартов и критериев для оценки и подбора кадров;

• проводить мониторинг состояния кадрового обеспечения АПК с целью определения потребности предприятий и организаций АПК в дополнительных кадрах для обеспечения нормативной потребности в них, установления запросов производства в подготовке новых кадров, объёмов переподготовки и повышения квалификации имеющихся кадров, создания резерва руководителей и специалистов, а также выявления состояния социально-экономических условий работы на селе и необходимости принятия тех или иных мер для закрепления кадров на селе;

• создать эффективную и постоянно действующую систему оценки руководителей и специалистов АПК на основе профессиональных стандартов и критериев;

• на основании данных мониторинга кадрового обеспечения АПК осуществлять координацию взаимодействия образовательного процесса и реальных потребностей рынка труда;

• повысить интеграцию сельскохозяйственного производства и учебного процесса, усилить внимание подготовке специалистов с инновационным мышлением с целью увеличения доли квалифицированных кадров с инновационным мышлением;

• возобновить систему целевой контрактной подготовки специалистов для агропромышленного комплекса, обучающихся за счет средств федерального бюджета;

• организовать трудоустройство выпускников путем возобновления и внедрения системы распределения молодых специалистов-выпускников;

• создать стимулирующие условия для молодых людей, решивших работать в агропромышленном комплексе после окончания учебного заведения (назначение «подъемных», льготные кредиты, обеспечение жильем, предоставление земли под строительство жилья и др.).

• создать стимулирующие условия для сельхозтоваропроизводителей, заключивших трудовой договор с молодым специалистом на срок не менее двух лет, на компенсацию части затрат на оплату труда молодого специалиста;

• организовать и обеспечить эффективную работу государственных информационно-

консультационных служб, оказывающих услуги для предприятий и организаций АПК, используя при этом потенциал аграрных образовательных учреждений и науки;

• расширить возможности изучения отечественного и международного опыта ведения хозяйства в рыночных условиях для руководителей и специалистов АПК, фермеров путем организации проведения для них стажировок и семинаров;

• разрабатывать и внедрять современные системы материального и морального стимулирования труда работников сельского хозяйства;

• создавать социальную инфраструктуру и поддерживать развитие производственной базы сельскохозяйственных товаропроизводителей для формирования престижа сельскохозяйственного труда с целью привлечения и закрепления кадров на селе;

• проводить государственную политику, направленную на формирование высоких личностных качеств всего кадрового потенциала. Важно изменить атмосферу в обществе, утвердить вместо идеологии наживы идеологию трудовой морали, творчества и созидания. Страна будет способна достичь великих целей лишь тогда, когда будут цениться образование, профессионализм, преданность делу, честность, личная порядочность.

И в первую очередь это должно касаться кадровой политики на высших эшелонах управления АПК. Необходим приход на ключевые экономические посты высококвалифицированных людей с профильным образованием, личностные качества и деятельность которых опираются на общегосударственные интересы, служение делу и Отчизне, готовность направлять инвестиции в реальную экономику для возрождения внутренних источников развития.

РЕГУЛИРОВАНИЕ СПРОСА НА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ

Гайсин Р.С., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой ФГБОУВПО Российский государственный аграрыйуниверситет -

МСХА имени К.А. Тимирязева Важнейшим направлением аграрной политики является государственное регулирование агропродовольственного рынка. Особенно актуальна проблема комплексного, гибкого государственного регулирования агропродовольственного рынка для России. Тем не менее, она явно недооценивается. Нет должного понимания того, что болезни российского рынка носят системный характер. Поэтому принимаются решения по регулированию только отдельных сторон этого рынка, которые не дают необходимого результата, да и не могут дать. Реализуемые меры в большинстве случаев направлены на регулирование в основном только предложения (главным образом производства) на агропродовольственном рынке при практическом отсутствии мер, регулирующих спрос, потребление. Такой односторонний подход к регулированию конъюнктуры агропродовольственного рынка не мог обеспечить баланс интересов производителей и потребителей на этом рынке. Более того, такая направленность регулирования рынка только усугубляла ситуацию сформировавшегося в аграрной сфере экономики России рыночного неравновесия со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Цель агропродовольственной политики двойственна. Она в отличие от сельскохозяйственной политики направлена на одновременное удовлетворение потребностей, противоречивых интересов, как производителей продовольствия, так потребителей. Парадоксальность конъюнктуры российского агропродовольственного рынка заключается в том, что заниженные цены для производителей являются завышенными для потребителей. Розничные цены на ряд важнейших продуктов питания являются крайне высокими для низкодоходных слоев населения.

В противоречии между экономическими интересами производителей и потребителей проявляется движущая сила рынка. Именно в процессе периодического возникновения и разрешения этого противоречия осуществляется конкурентное движение рыночной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.