Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы социального развития детей и молодежи в современных условиях'

Проблемы и перспективы социального развития детей и молодежи в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
519
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ДОСТУПНЫЙ ТУРИЗМ / АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / SOCIAL DEVELOPMENT / EDUCATION / ACCESSIBLE TOURISM / AUTONOMOUS NON-PROFIT ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Комаров М.Н., Карпов В.Ю., Тузов И.Н., Чайка Ж.Ю.

Анализируются содержание, формы и методы социального развития детей и молоде жи на примере функционирования многопрофильного культурно-спортивного центра в рамках автономной некоммерческой организации по месту жительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and perspectives of social development of the children and youth in modern world

Article analyzes the content, forms and methods of social development of children and young people exemplified by the multidisciplinary cultural and sports center as part of the autonomous non-profit organization at the place of residence

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы социального развития детей и молодежи в современных условиях»

чил комплекс знаний, имел возмож- дисциплины и быстро адаптировался ность определить роль и место каждо- на предприятии. Такую возможность и го профессионального модуля (ПМ) и предоставляют бинарные занятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тимохина ТЛ. Организация приема и обслуживания туристов: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2013.352 с.

2. Наумова Г.Р. Развитие общих компетенций в профессиональной подготовке специалистов гостиничного сервиса: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2012.

УДК 37.013

М.Н. КОМАРОВ, В.Ю. КАРПОВ, И.Н. ТУЗОВ,

Ж.Ю. ЧАЙКА

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Анализируются содержание, формы и методы социального развития детей и молодежи на примере функционирования многопрофильного культурно-спортивного центра в рамках автономной некоммерческой организации по месту жительства.

Ключевые слова: социальное развитие, воспитание, доступный туризм, автономная некоммерческая организация.

Article analyzes the content, forms and methods of social development of children and young people exemplified by the multidisciplinary cultural and sports center as part of the autonomous non-profit organization at the place of residence.

Keywords: social development, education, accessible tourism, autonomous non-profit organization.

Под социальным развитием понимается процесс формирования социально значимых знаний, умений и навыков жизнедеятельности детей и молодежи в окружающей среде, содействующих удовлетворению их разнообразных потребностей, интересов и способствующих самоактуализации личности. В качестве цели социального развития при-

© Комаров М.Н., Карпов В.Ю., Тузов И.Н., Чайка Ж.Ю., 2016

нимается формирование личности ребенка, подростка, юноши (девушки), обладающего общественно и личност-но значимыми качествами и готовностью к жизнедеятельности в окружающей среде [4] в соответствии с нормами здорового образа жизни [2].

В последние годы возникли серьезные проблемы в социальном развитии детей и молодежи в связи с усилившейся разобщенностью, ростом индивидуализма, тягой к вредным привыч-

кам, чрезмерной погруженностью в общение через социальные сети в Интернете, гиподинамией и т.д., что обусловило острую необходимость возрождения и совершенствования различных форм и методов организации оздоровления и всестороннего социального развития подрастающего поколения.

В современных условиях в России деятельность по социальному развитию и воспитанию подрастающего поколения вне семьи и учебных заведений (школы, колледжа, вуза и др.) может осуществляться в домах творчества молодежи, различных спортивных клубах, секциях, станциях детско-юношеского туризма и т.д. Одной из юридических форм существования подобных учреждений является автономная некоммерческая организация, на базе которой может успешно развиваться работа многопрофильного культурно-спортивного центра по месту жительства. Социальное развитие детей и молодежи в условиях функционирования многопрофильного культурно-спортивного центра в рамках автономной некоммерческой организации определяется нормативно-правовыми основами, характеристиками педагогического коллектива, общими интересами и потребностями посещающих данную организацию детей, подростков и молодежи, информационно-техническим оснащением и оборудованием [5].

При этом реализация цели социального развития детей и молодежи обеспечивается посредством решения следующих задач [3]:

• создание воспитательным коллективом благоприятных организационных, материальных, финансовых, психологических и педагогических условий;

• разработка, принятие и апробация научно-методических основ социального развития детей и молодежи;

• обеспечение нормативно-правового сопровождения социально-развивающей деятельности;

• разработка, принятие и реализация организационной структуры управления и самоуправления многопрофильного культурно-спортивного центра, процедур и механизмов взаимодействия в ней педагогов, детей, подростков и молодежи, их родителей (законных представителей), всех участников деятельности в ней.

Содержание, формы и методы социального развития детей и молодежи определяются научными принципами деятельности многопрофильного культурно-спортивного центра, под которыми понимаются основания, определяющие не только всю систему развития детей, подростков и молодежи (цель, задачи, содержание, организационная структура, формы и методы), но и отношения, складывающиеся между ее участниками.

При анализе результатов многолетней опытно-экспериментальной работы [6] выявлена необходимость оптимального сочетания общепедагогических принципов, принципов социального развития и воспитания и принципов, вытекающих из специфических условий функционирования многопрофильного культурно-спортивного центра. Многопрофильным культурно-спортивным центрам рекомендуется осуществлять социальное развитие детей и молодежи на основе следующих принципов: волонтерства, гуманизма, деятельного подхода, дополнительности, законности, преемственности, демократии, компенсаторности, комплексности, конфиденциальности, комфортности и безопасности, куль-туросообразности, наставничества, открытости и безотказности, педагоги-

зации микросоциума, ориентированности на потребности и интересы воспитанников, приоритета общечеловеческих ценностей, природосообразно-сти, прогностичности, социального закаливания, социальной обусловленности, социальной ответственности, социального партнерства, шаговой доступности.

Проведенные исследования показывают [8], что с учетом конъюнктуры развивающейся сферы туризма в стране происходит постепенное формирование кадровых ресурсов, способных обеспечить реализацию программ туристско-экскурсионного обслуживания населения. Расширяются масштабы строительства спортивно-оздоровительных комплексов, водных стадионов, аква-парков, туристских баз. Организуются молодежные лагеря с различными видами физической подготовки, активного туризма и отдыха на природе, в которых лагерная жизнь насыщается мероприятиями воспитательного характера; все больше внимания уделяется развитию социальных навыков молодежи с использованием средств туризма. Инфраструктура досуга населения способствует сохранению самобытности россиян, возрождению элементов национальной культуры, традиций семейного воспитания и патриотизма.

Особенно перспективными направлениями деятельности в социальном

развитии детей и молодежи являются формирование и реализация программ доступного и инклюзивного туризма. Инклюзивный туризм позволяет приобщить к участию в активном туризме детей и молодежь с отклонениями в состоянии здоровья, при этом термин «инклюзивный туризм» понимается как синоним определения «туризм, доступный для всех» [1, 7].

Рассмотрим опыт работы культурно-спортивного центра «Мир путешествий» [9], в котором реализация основных и вспомогательных направлений социально развивающей деятельности осуществляется с помощью специальных программ. Так, проведение комплексных программ «Социальное развитие и работа с детьми и подростками по месту жительства», «Общественно-семейное воспитание», «Первое звено», «Культура и творчество - путь к созиданию», «Просветительство через здоровый образ жизни и развитие социальной культуры», «В здоровом теле - здоровый дух», «Здоровый образ жизни - здоровое поколение», «Школа духовных ценностей» и других содействует организации основных и вспомогательных видов деятельности.

Воплощение этих программ по основным направлениям деятельности культурно-спортивного центра представлено в табл. 1.

Таблица 1

Программы для детей, подростков и молодежи по основным направлениям деятельности многопрофильного культурно-спортивного центра «Мир путешествий»

Основные направления деятельности Реализуемые программы

1 2

Туристская и краеведческая деятельность «Школа выживания» «Походы выходного дня»

Окончание табл. 1

1 2

«Туристское воспитание» «Велосипедный туризм» «Семейный туризм» «Горный туризм, альпинизм» «Подготовка юных судей по туризму», «Экология туризма» «Поющие костры» и др.

Художественно-эстетическое творчество «Хореография» «Организация концертной деятельности» «Игра и аккомпанемент на гитаре», «Декоративно-прикладное искусство», «Авторская песня» «Организация выставок» «Московский конкурс детского рисунка» «Вернисаж - дети Москвы» «Работа детского художественного коллектива», «Дети. XXI век» «Ритмическая гимнастика», «Латиноамериканские танцы» «Цветы и дети» «Уличные танцы "Брейк-данс" и "Хей-хоп"» и др.

Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа «Атлетическая гимнастика» «Бодибилдинг» «Силовое многоборье» «Легкая атлетика» «Игровые виды спорта» «Настольные игровые виды спорта» «Лыжные занятия» «Горный велосипед» «Утренняя гимнастика» и др.

Показали свою эффективность программы вспомогательных направлений деятельности культурно-спортивного центра как автономной некоммерческой организации (табл. 2).

Анализ результатов деятельности многопрофильного культурно-спортивного центра показывает, что эти программы успешно претворяются в жизнь лишь при соответствующей организационной структуре управления. При ее построении необходимо руководствоваться такими требованиями, как ее мобильность, вариативность, доступность для участия каждого вос-

питанника, необходимость сочетания административных и общественных форм управления и самоуправления, стимулирование самодеятельности детей и молодежи.

В организационную структуру управления автономной некоммерческой организацией в соответствии с ее уставом наряду с администрацией многопрофильного культурно-спортивного центра (директор, его заместители, руководители клубов и объединений, жюри, судейские коллегии) целесообразно включать общественные органы (коллегии, советы педагогов, вос-

питанников, родителей и жителей микрорайона, организационные комитеты) и другие субъекты управления и самоуправления (организаторы и ли-

Эта организационная структура управления автономной некоммерческой организацией, как показали результаты опытно-экспериментальной работы, содействует широкому вовлечению детей, подростков и молодежи в разнообразную организаторскую и исполнительскую деятельность.

Многолетняя опытно-экспериментальная работа показала, что в деле социального развития большое значение имеют формы и методы его организации.

Форма социального развития это способ ведения воспитательно-развивающего процесса, отражающего внутреннюю связь его различных элементов и характеризующего взаимоотношения социальной среды, воспитателей и воспитанников. При этом

деры конкретных дел и мероприятий, руководители формирований и объединений, ответственные за выполнение отдельных поручений и др.).

рекомендуется особое внимание уделять максимальному вовлечению в социально значимую деятельность всех категорий ее участников - детей, подростков, молодежи и населения микрорайона. Важным также является сочетание общеклубных, групповых и индивидуальных форм работы с воспитанниками.

В работе по социальному развитию детей и молодежи в современных условиях рекомендуется использовать высокую воспитательную эффективность и проверенное длительной практической деятельностью сочетание как общепринятых форм (походы, турсле-ты, трудовые десанты, конкурсы, товарищеские встречи, экскурсии, вечера, дискотеки, концерты, изготовление

Таблица 2

Программы вспомогательных направлений деятельности автономной некоммерческой организации детей, подростков и молодежи

Вспомогательные направления деятельности Реализуемые программы

Организация содержательного досуга и здорового образа жизни «Дворовый клуб против наркомании» «В здоровом теле - здоровый дух» «Здоровый образ жизни - здоровое поколение» «Двор для всех - спорт для всех» «Досуг подростков в парке» «Дворовый клуб»

Историко-патриотическая работа «Монастырская программа - "рубежи Отечества"» «История отечественной и зарубежной культуры» «Битва за Москву»

Профилактика асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде «Социально-семейная программа "Альтернатива насилию"» «Программа толерантности»

Трудовая и профориентационная работа с воспитанниками «Подросток и бизнес» «Творческая мастерская»

стендов, газет, беседа и т.д.) и методов (инструктаж, рассказ, поручение, демонстрация, показ, просмотр, обсуждение, поощрения и наказания, соревнование, игра, личный пример и т.д.), так и вытекающих из специфики деятельности автономной некоммерческой организации форм (клубы общения, семейные гостиные, форумы, мастер-классы, семейные и женские клубы, молодежные агентства, бюро, мастерские промыслового, художественного, декоративно-прикладного искусства, лагерь-клуб, слет гитарных школ, школа-студия авторской песни, ток-шоу, тренинги, «телефон доверия», чаепитие, наставничество, приемная по защите детства и юношества, собеседование и др.), методов (консультация, презентация, самоуправление, самодеятельность, совместного проживания, психологический тренинг, профессиональный отбор, ледолазание, скалолазание, установка туристских трасс, рекогносцировка, изготовление топографических карт, разбивка бивуака, подготовка места для ночлега, установка плавсредств, обучение владением картой и компасом, выработка маршрута и др.) и приемов деятельности («сделай сам», «делай как я», овладение микрофоном, определение зрительских симпатий, конфиденциальности, определение победителей и призеров, вовлечение в деятельность, оповещение участников и населения, озвучивание и освещение мест проведения мероприятий, разжигание костра, медицинского обеспечения (обеззараживание, перевязка раны, наложение шин, приведение в чувство и т.п.), охраны и безопасности участников (жеребьевка, изготовление инвентаря, приемов пешеходного, горного, лыжного, водного, велосипедного туризма и альпинизма,

выживания в природных условиях, передачи информации «из уст в уста», «в каждую квартиру» и др.)).

Важно грамотно использовать выявленные благоприятные факторы (условия) социального развития детей и молодежи в деятельности АНО: безотказность бесплатного приема детей и молодежи; безусловная направленность деятельности на реализацию их интересов и потребностей; атмосфера равноправия и сотрудничества взрослых и несовершеннолетних; социально ориентированное содержание деятельности автономной некоммерческой организации; обязательное образовательно-профессиональное развитие воспитанников; формирование гуманистической и общественной направленности мотивов поведения и деятельности участников автономной некоммерческой организации; сочетание индивидуальных, групповых и общеклубных форм работы.

При оценке результатов социального развития детей и молодежи в деятельности автономной некоммерческой организации рекомендуется использование комплексного (количественно-качественного) критерия определения эффективности социально-развивающей деятельности с детьми, подростками и молодежью по месту их жительства.

Этот критерий имеет три уровня реализации: 1) нижний уровень определяется количеством участников клубных и муниципальных мероприятий, соотнесенным с результативностью их участия, 2) средний уровень характеризуется количеством участников окружных мероприятий, соотнесенным с результативностью их участия, 3) верхний уровень характеризуется количеством участников городских, российских и международных мероприятий, соотнесенным с результативностью их участия.

Его применение на примере многопрофильного культурно-спортивного центра «Мир путешествий» убедительно свидетельствует [5, 6] о тенденции постоянного роста количества участвующих в мероприятиях автономной некоммерческой организации, подростков и молодежи (от двухразового до пятиразового), их участия в мероприятиях более высокого уровня (от муниципального до международного), а также о достижении воспитанниками высокого, вплоть до профессионального, уровня овладения социально значимыми знаниями, умениями и навыками в многопрофильной деятельности. В среднем ежегодно в различные объединения автономной некоммерческой организации записывается до 400 детей, подростков и молодежи. Из них примерно 300 человек участвует в постоянных занятиях и мероприятиях, а около 50 из них приходят в культурно-спортивный центр не на занятия, а за социальной поддержкой, где им оказывается индивидуально-

психологическая помощь. Остальные 250 участников культурно-спортивного центра в течение года успешно осваивают необходимый уровень социально-профессиональных знаний, умений и навыков.

Причем 75% из них достигают такого уровня спортивного, туристского, художественного мастерства, который позволяет им достойно участвовать в соответствующих мероприятиях районного и окружного уровня, а почти 30% из них - в мероприятиях московского городского, общероссийского и международного уровней. За десять лет 225 воспитанников связали свою дальнейшую судьбу с приобретенными в культурно-спортивном центре общественно и профессионально значимыми навыками, ориентациями и установками.

Применение указанного критерия и его уровней при определении эффективности основных направлений социального развития детей и молодежи представлено на примерах в табл. 3-5.

Таблица 3

Число участников походов и соревнований по технике спортивного туризма

Год Нижний уровень: число участников клубных и районных мероприятий Средний уровень: число участников окружных мероприятий Верхний уровень: число участников московских городских (и выше) мероприятий

2005 40 18 14

2006 44 20 8

2007 45 20 13

2008 48 26 9

2009 50 30 20

2010 50 32 16

2011 60 28 18

2012 66 34 16

2013 69 33 22

2014 70 35 27

2015 80 40 32

Таблица 5

Число участников конкурсов (выставок) художественного и прикладного творчества

Таблица 4

Число участников мероприятий, посвященных авторской песне

Год Нижний уровень: число участников клубных и районных мероприятий Средний уровень: число участников окружных мероприятий Верхний уровень: число участников московских городских (и выше) мероприятий

2005 12 8 4

2006 18 12 3

2007 36 16 3

2008 38 25 4

2009 42 23 4

2010 40 20 5

2011 43 19 3

2012 44 20 3

2013 48 20 3

2014 52 23 4

2015 55 21 5

Год Нижний уровень: число участников клубных и районных мероприятий Средний уровень: число участников окружных мероприятий Верхний уровень: число участников московских городских (и выше) мероприятий

2005 16 8 2

2006 20 10 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2007 26 12 4

2008 24 16 8

2009 26 18 8

2010 26 18 8

2011 29 20 9

2012 30 20 10

2013 28 20 8

2014 30 21 9

2015 32 22 10

Таким образом, социальное развитие детей и молодежи успешно реализуется при организации таких основных направлений деятельности, как турист-

ская и краеведческая, художественно-эстетическое творчество, физкультурно-оздоровительная и спортивная работа, осуществляемые в тесной вза-

имосвязи с такими дополнительными направлениями деятельности, как организация содержательного досуга и здорового образа жизни участников автономной некоммерческой организации, историко-патриотическая работа, профилактика асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде, социально-реабилитационная, психологическая и коррекционная помощь детям, подросткам и молодежи, познавательная, интеллектуально-развивающая и просветительская деятельность, трудовая и профориента-

ционная работа с воспитанниками, информационно-коммуникативная деятельность.

Творческое использование приведенных обобщений и рекомендаций позволяет достигать высоких результатов социального развития детей и молодежи и привития им навыков здорового образа жизни в условиях многопрофильного культурно-спортивного центра по месту жительства на базе автономной некоммерческой организации, готовить их к активной гражданской жизнедеятельности в окружающем социуме.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Доступный, социальный и массовый туризм: проблемы и перспективы развития в России: монография / под науч. ред. Е.Н. Трофимова. М.: Университетская книга, 2016. 503 с.

2. Карпов В.Ю., Еремин М.В. и др. Средства физической культуры и спорта как основа профилактики наркомании и вредных привычек в подростковой среде // Sochi Journal of Economy. 2013. № 1-1. С. 102-109.

3. Комаров М.Н. Научно-методические основы социального развития детей и молодежи в деятельности автономной некоммерческой организации // Вестник Тверского государственного университета. 2011. № 16.

4. Комаров М.Н. Педагогические основы социального развития детей и молодежи: монография. М.: Ритм, 2011.

5. Комаров М.Н. Социальное воспитание детей и подростков в условиях автономной

некоммерческой организации по месту жительства // Воспитание школьников. 2009. № 10.

6. Комаров М.Н. Социальное развитие детей и подростков в условиях автономной некоммерческой организации//Вестник УРАО. 2012. № 1.

7. Проблемы развития инклюзивного туризма / А.И. Сесёлкин, А.С. Махов, В.Д. Че-пик и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 11 (129).

8. Чепик В.Д., Сесёлкин А.И. Социально-педагогические аспекты профессионального образования в сфере туризма // Вестник университета (ГУУ). 2015. № 13.

9. URL: http://detskykrug.ru/poisk7term_ node_tid_depth = 68 &select-poisk-page -hst-filter-2=791&poisk-page-hst-filter-2 (дата обращения: 29.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.