Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы реализации программы государственной поддержки инновационной деятельности в системе высшего профессионального образования России'

Проблемы и перспективы реализации программы государственной поддержки инновационной деятельности в системе высшего профессионального образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майорова Л. Г.

Данная работа направлена на исследование проблем и перспектив реализации программы поддержки инновационной деятельности российских вузов, а также на разработку практических рекомендаций по ее совершенствованию. В работе рассмотрена инновационная деятельность в системе высшего профессионального образования РФ и возможности модернизации и развития вузов в сложившихся социально-экономических условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы реализации программы государственной поддержки инновационной деятельности в системе высшего профессионального образования России»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Л.Г. МАЙОРОВА

Данная работа направлена на исследование проблем и перспектив реализации программы поддержки инновационной деятельности российских вузов, а также на разработку практических рекомендаций по ее совершенствованию. В работе рассмотрена инновационная деятельность в системе высшего профессионального образования РФ и возможности модернизации и развития вузов в сложившихся социально-экономических условиях.

Ключевые слова: федеральный университет; национальный исследовательский университет; инновационная инфраструктура; научный потенциал; инновационный вуз.

В современных экономических условиях с учетом нарастания процессов глобализации все более явным становится несоответствие сложившейся в России системы подготовки специалистов мировым тенденциям развития образовательных систем. Развернувшаяся в обществе острая дискуссия о принципах и возможных направлениях модернизации образования в России указывает на то, что к настоящему времени российской научно-педагогической общественностью осознана необходимость и актуальность комплексной реформы системы высшего профессионального образования.

На сегодняшний день все российские вузы делятся на институты, университеты и академии. К этому списку добавляются федеральные национальные исследовательские университеты, для которых характерна интеграция научной и образовательной деятельности, причём с усилением научно-исследовательской составляющей. Согласно действующему законодательству России [5], федеральные университеты определены как новая видовая группа образовательных учреждений (наряду с университетом, академией и институтом). Федеральный университет (ФУ) -высшее учебное заведение, деятельность которого осуществляется в целях [7, с.11-14]:

1. реализации инновационных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированных в мировое образовательное пространство;

2.обеспечения системной модернизации высшего и послевузовского профессионального образования;

3. осуществления подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий;

4. выполнения фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук, обеспечение интеграции науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения;

5. создания ведущих научных и методических центров.

Федеральные университеты создаются в форме автономного учреждения путем объединения нескольких государственных высших учебных заведений и научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук, их региональных отделений. Соучредителями федераль-

ных университетов могут выступать структуры Правительства, такие как Министерство образования и науки и Российская академия наук, а источниками их финансирования могут быть федеральный бюджет, государственные гранты, а также средства коммерческих организаций в форме целевого капитала. В федеральных университетах создаются попечительские советы в целях содействия решению текущих и перспективных задач развития, привлечения дополнительных финансовых ресурсов и осуществления контроля над их использованием. Порядок формирования попечительского совета, срок его полномочий, компетенция и порядок деятельности определяются ФУ самостоятельно. Ректор федерального университета назначается Правительством Российской Федерации на срок до пяти лет.

Министерство образования и науки России предусматривает решение федеральными университетами следующих задач [3]: расширение доступности качественного профобразования и возможности занятия «высокой» наукой в округах; адекватное кадровое и научное обеспечение социально-экономического развития стратегически важных территорий России; создание дополнительных предпосылок для развития экономики регионов в составе округов; отработка механизмов обеспечения экономической устойчивости вузов на основе их активного участия в социально-экономическом развитии округов; реальное формирование группы учреждений высшего образования качественно нового вида.

Для адекватного развития новых учебных заведений и достижения поставленных при их создании целей планируется создание вокруг университетов полноценной инновационной среды: инжиниринговых фирм, венчурных фондов, технопарков.

В университетах должны быть решены вопросы привлекательной заработной платы, вопросы проживания педагогов и студентов. По мнению Д. А. Медведева [10], будущее федеральных университетов зависит и от того, какие кадры будут привлечены для работы в них, и от создания полноценной инфраструктуры, влияющей на мобильность преподавателей и студентов. Во всём мире наблюдается тенденция интеграции и укрупнения вузов, и, как показывает мировой опыт, укрупнение приводит к улучшению качества образования и завоеванию более высоких показателей в международных рейтингах. Таким образом, создание федеральных университетов путём объединения нескольких вузов

полностью соответствует мировым тенденциям развития высшего образования.

В свою очередь национальный исследовательский университет (НИУ) - это реальное воплощение нового подхода к качественной модернизации сектора науки и образования [6]. Научный исследовательский университет России - это высшее учебное заведение, на базе которого осуществляется синтез научно-исследовательских и образовательных процессов, деятельность которого направлена на удовлетворение потребностей российской экономики [3]. Данное понятие является новым для российской науки, поэтому на сегодняшний день процесс разработки основных определений и концепции развития продолжается. Главная задача нового вида высших учебных заведений заключается в том, чтобы вывести подготовку научных и инженерных кадров в России на качественно новый уровень, ликвидировать дефицит квалифицированных специалистов в высокотехнологичных секторах экономики.

Важнейшими отличительными признаками НИУ являются:

1. способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику;

2. проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований;

3. наличие высокоэффективной системы подготовки квалифицированных кадров, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации специалистов.

В целях обеспечения успешного развития национальных исследовательских университетов предусмотрены меры государственной поддержки. Целевое финансирование осуществляется на конкурсной основе, в рамках специальной программы развития, которая разрабатывается университетами и утверждается экспертной комиссией. Поддержка оказывается в течение ограниченного периода реализации программы - 5 лет. В разработанной программе университет должен предусматривать достаточные меры для того, чтобы продолжать дальнейшее поступательное развитие и по истечении срока оказания бюджетной государственной поддержки.

Статус национального исследовательского университета по итогам конкурсного отбора присваивается вузам-победителям сроком на 10 лет. При этом, согласно соответствующему Федеральному закону, подписанному Президентом России Дмитрием Медведевым 10 февраля 2009 года [5], университет по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишен Правительством Российской Федерации категории «национальный исследовательский университет».

Для того чтобы университет получил статус национального исследовательского, он должен пройти конкурсный отбор Министерства образования и науки РФ. Целью конкурса является отбор университетов, которые могли бы не только организовать эффективный процесс обучения, но и провести его интеграцию с научными исследованиями, проводимыми в том же университете.

Министерство образования и науки Российской Федерации определяет основные требования к содержанию и структуре программ развития национальных исследовательских институтов. В частности, она должна включать [11, с. 46-

49]: предпосылки и обоснование создания национального исследовательского университета, характеристику приоритетных направлений развития; цель и задачи программы, этапы и сроки реализации, целевые индикаторы и показатели оценки эффективности реализации программы; основные мероприятия программы, финансовое обеспечение их реализации; предварительную оценку социально-экономической эффективности программы.

Необходимым требованием является также развитие путей интеграции в международное научно-образовательное сообщество, обусловленное современными процессами глобализации. Уровень международной интеграции университета предполагается оценивать с помощью таких показателей, как участие в международных научно-образовательных программах и конференциях, наличие премий и грантов зарубежных фондов, количество аспирантов и преподавателей, имеющих международный опыт работы и стажировок, доля иностранных студентов, объём финансирования международных научных проектов.

Немаловажным фактором для комплексной оценки университета является финансовая устойчивость вуза на протяжении всего периода реализации программы. Характеризоваться может доходами университета и объемами внебюджетного финансирования, объёмом целевых фондов, уровнем дохода сотрудников, отношением среднего уровня дохода в университете и регионе [15, с. 14-16].

Для присвоения университету статуса «национального исследовательского университета» необходимо также выделить основные направления развития вуза. По мнению экспертов [12, с. 47-51], вузы уже на первоначальном этапе должны будут отказаться от непрофильных специальностей, сконцентрироваться на создании вокруг себя полноценной инновационной среды - малых инновационных предприятий, внедренческих фирм и технопарков и тому подобных инфраструктур.

Таким образом, формирование сети национальных исследовательских университетов на сегодняшний день является одной из стратегических целей модернизации высшей школы. Достижение ее позволит создать дополнительные предпосылки для развития экономики страны, изменить негативные тенденции в основных показателях эффективности науки и образования, привлечь инвестиционный капитал в сферу исследований и разработок, обеспечить адекватность кадрового потенциала инновационной экономики.

С учетом требований, которые предъявляются к инновационным вузам, для университетов, которые стремятся приобрести статус федеральных и национальных исследовательских, были разработаны следующие практические рекомендации. Первая из них заключается в создании современной инфраструктуры вузов. Создание инновационной инфраструктуры должно проходить по следующим направлениям: внедрение электронных учебно-методических комплексов; организация видеолекций; строительство объектов вузовской инфраструктуры: корпусов, общежитий, культурно-досуговых, спортивных, оздоровительных центров; расширение доступа к региональным и глобальным сетям передачи дан-

ных; организация сетевого взаимодействия вузов; оснащение компьютерами учебных классов и рабочих мест преподавателей и сотрудников.

В качестве еще одного направления модернизации вуза может выступать повышение квалификации преподавательского состава. Согласно законодательству РФ [6], государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации (не реже одного раза в пять лет) научно-педагогических работников вузов, выделяя на эти цели необходимые средства за счет федерального бюджета. Нельзя не согласиться с мнением П. Шейла: «Если вы не имеете возможности повышать свою квалификацию, ваши навыки устаревают» [14, с. 71]. Для повышения эффективности повышения квалификации преподавательского состава предлагаются следующие мероприятия: организация стажировок преподавателей на предприятиях; прохождение обучения за рубежом; участие в международных семинарах и конференциях; самообразование.

Следующая рекомендация заключается в развитии процессов интеграции науки и бизнеса. Привлечение бизнес-структур в сферу науки и образования должно осуществляться в целях: стимулирования контактов между специалистами, работающими в образовательной, научноисследовательской, производственной и административной сферах хозяйства РФ; активизации инновационной деятельности предприятий и организаций; обеспечения обмена опытом подготовки кадров в области экономики и менеджмента, в т.ч. в области инвестиционного менеджмента, инновационной деятельности и управления наукоемкими проектами.

Необходимыми являются также меры по поддержке и развитию потенциала молодых ученых. Для сохранения и развития научного потенциала России предлагаются следующие меры по поддержке молодых талантливых ученых: создание научно-исследовательских площадок (НИП) на базе крупнейших вузов; консолидация НИП на федеральном уровне в форме центральной организации, обеспечивающей их взаимодействие между собой, а также связь с властью; формирование взаимосвязей НИП с научными сообществами других городов России и зарубежных стран; создание ступенчатой прогрессивной системы предоставления грантов (конкурс - выделение гранта - отчет в форме публикации, исследования, изобретения - следующий конкурс - выделение гранта на большую сумму и т.д.). Также в рамках интенсификации инновационной деятельности предлагается развитие коммерческих направлений деятельности вузов.

Таким образом, для формирования в России сети федеральных и научных исследовательских университетов необходимо проведение подготовительных мероприятий, создание условий для эффективной научно- исследовательской деятельности. Поддержка инновационных вузов связывается с формированием производственных заказов и модернизацией системы образования. На кадровое обеспечение и решение задач социально-экономического развития регионов направлено создание федеральных университетов, а также национальных исследовательских университетов, объединяющих в единую систему ведущие вузы и академические центры, распо-

ложенные в субъекте Федерации. Можно отметить, что суть инновационного образования заключается в том, чтобы «не догонять прошлое, а создавать будущее». Только прогрессивные взгляды на процессы развития и модернизации могут позволить системе высшего образования развиваться в непростой, быстро изменяющейся современной среде. Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что инвестиции в высшее образование являются необходимыми для развития и процветания страны и ее граждан.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 13.07.2009 г. № 550 «О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет» // СПС «К+».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.04.2005 г. №260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации» // СПС «К+».

3. Приказ Министерства образования и науки России от 05.02.2010 г. №104 «Об организации проведения в 2010 году конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет» // СПС «К+».

4. Указ Президента РФ от 07.10.2008 г. «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов» // СПС «К+».

5. Федеральный закон РФ от 10.02.2009 № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» // СПС «К+».

6. Федеральный закон от 27.07.2010 №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // СПС «К+».

7. Выступление В.В. Путина по вопросу модернизации высшего профессионального образования от 08.04.2010 // Вестник образования. - 2010. -№10. - С. 11-14.

8. О привлечении и использовании внебюджетных средств в вузе (рекомендации) // Университетское управление. - 1999. - № 2(9). - С. 41-50.

9. Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет" на 2007-2010 годы // www.sfedu.ru.

10. Стенограмма выступления Президента России Дмитрия Медведева на IX съезде Российского союза ректоров от 20.03.2009 г. // www.rost.ru

11. Требования к структуре и содержанию программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет» // Вестник образования. 2009. №16. С. 46-49.

12. Фурсенко А.А. Высшее профессиональное образование: об университетах и рейтингах вузов // Вестник образования. 2007. №2. С. 33-35.

13. Фурсенко А.А. Высшее профессиональное образование: финансирование вузов и финансирование студентов // Вестник образования. 2007.

№2. С. 44-46.

14. Шейл П. Руководство по развитию персонала. 2-е изд. СПб.: Питер-принт, 2010. С. 71.

15. Шестаков А.Л. Перечень показателей оценки эффективности реализации программы развития НИУ // Университетское управление. 2008. №5. С. 25-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.