Научная статья на тему 'Роль исследовательских университетов в развитии национальной инновационной системы'

Роль исследовательских университетов в развитии национальной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5740
622
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салимьянова Индира Гаязовна

Для эффективного развития национальной инновационной системы необходимо усиление научно-исследовательской деятельности вузов. Рассматривается роль научно-исследовательских университетов как важной составляющей национальной инновационной системы, в которой создаются условия, способствующие активизации вовлечения преподавателей, аспирантов и студентов в участие в научных исследованиях и разработках, повышению качества подготовки специалистов, коммерциализации научных исследований. Раскрыты отличительные признаки и основные характеристики исследовательских университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салимьянова Индира Гаязовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль исследовательских университетов в развитии национальной инновационной системы»

УДК 001.89 15

ББК 65.050

И. Г. Салимьянова

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Для эффективного развития национальной инновационной системы необходимо усиление научно-исследовательской деятельности вузов. Рассматривается роль научно-исследовательских университетов как важной составляющей национальной инновационной системы, в которой создаются условия, способствующие активизации вовлечения преподавателей, аспирантов и студентов в участие в научных исследованиях и разработках, повышению качества подготовки специалистов, коммерциализации научных исследований. Раскрыты отличительные признаки и основные характеристики исследовательских университетов.

Ключевые слова:

интеграция обучения и исследовательской работы, научно-исследовательская деятельность вузов, национальная инновационная система, национальные исследовательские университеты.

В формировании национальной инновационной системы значительная роль возложена на высшие учебные заведения, целью которых является обучение студентов и проведение научных исследований и инновационной деятельности. Однако в последнее время наблюдается низкий уровень исследовательской деятельности в вузах. В настоящее время около 80% организаций высшего профессионального образования России не связаны с научными организациями, более 82% профессорско-преподавательского состава государственных вузов не проявляют интерес к научным исследованиям [11]. Разделение процессов обучения и исследований привело к разрыву важных творческих связей между способными студентами и умудренными опытом исследователями. Как свидетельствует опыт США, появление многих наиболее известных инновационных компаний, таких как Хьюлетт-Паккард, Поляроид и др. связано с тем, что их основатели именно со студенческих лет, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, развивали свои оригинальные идеи. «Без погружения в атмосферу исследований и коммерческую культуру в стенах университетов, основатели этих компаний вряд ли смогли совершить то, что им удалось» [2, с. 27].

Активная научно-исследовательская деятельность вузов непосредственно влияет и на качество подготовки будущих специалистов, вовлеченных в научные исследования и разработки и, соответственно, на повышение конкурентоспособности учебного заведения. Однако отечественная система образования до сих пор не конкурентоспособна в мировом образовательном пространстве, позиции лидирующих рос-

сийских университетов намного отстают от университетов развитых стран. Так, в международном рейтинге по версии «The Times», в 200 лучших университетов мира 2010 г. не вошёл ни один российский вуз, а в рейтинге 2009 г. МГУ им. М.В. Ломоносова занимал 155 место, СПбГУ - 168-е. В то же время, в рейтинг 2010 г. вошли 73 высших учебных заведений США (заняв 15 мест в первой двадцатке), 29 - Великобритании, 14 - Германии, 10 - Голландии, по 9 - Австралии и Канады, по 6 - КНР, Швейцарии и Швеции, по 4 - Франции, Японии, Гонконга и Тайваня [1]. Ведущие позиции занимают Гарвардский, Кембриджский, Оксфордский университеты, Массачусетский технологический институт, а заложенные в СССР много лет назад и накопленные десятилетиями преимущества системы высшего образования в России стремительно снижаются.

Многие европейские и американские институты взяли за основу постулат концепции старейшего Берлинского университета о взаимосвязи обучения и исследовательской работы. В середине пятидесятых годов XX в. было открыто много высших учебных заведений во всем мире, которые в той или иной степени пытались претворить основные научно-исследовательские задачи в жизнь.

Важным направлением повышения эффективности функционирования национальной инновационной системы является формирование новой институциональной формы организации научной и образовательной деятельности на основе реализации программ развития национальных исследовательских университетов (НИУ). В основе данного направления лежат целевые программы, направленные на усиление исследовательской деятель-

Общество

Terra Humana

ности в вузах. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. подчеркивается необходимость активизации участия студентов и преподавателей вузов в исследовательской деятельности. Формирование и функционирование национальных исследовательских университетов в России направлено на кадровое и научное обеспечение национальной инновационной системы на основе осуществления качественной модернизации научной и образовательной деятельности, удовлетворения запросов высокотехнологичного сектора российской экономики, повышения конкурентоспособности российской системы образования, вывода на мировой уровень наших университетов.

Исследовательские университеты получили развитие в США. В конце XX в. в американских университетах на основе интеграции исследований и преподавания произошла первая «академическая» революция. В настоящее время в ведущих университетах США «происходит вторая академическая революция, то есть осуществляется переход от парадигмы, основанной на видении знания как общественного блага, к так называемому режиму «академического капитализма», для которого характерна коммерциализация академических исследований и продукта таких исследований, интеграция академического и предпринимательского сектора» [12, с. 25].

«Научно-исследовательские университеты представляют собой образовательные учреждения, обеспечивающие знаниями, умениями и навыками учащихся, а также своего рода научный полигон, основная задача которого состоит в проведении исследований, особенно в технологических областях. В ходе образования огромную роль играют два взаимосвязанных процесса: передача фундаментальных теоретических знаний и апробация их на практике; и то, и другое имеет приоритетное значение при разработке образовательных программ национальных исследовательских университетов» [10]. Т.е. исследовательский университет - симбиоз учебного и научно-исследовательского институтов. Собственно, для нашей страны это не новость - практически при каждом университете существовала сеть научноисследовательских институтов (подразделений). Новый вариант исследовательского университета дает возможность более эффективной подготовки ученых. Как правило, вузы занимаются подготовкой специалистов - экономистов, юристов, ин-

женеров, менеджеров, но не ученых. Как показывает опыт США, основной акцент в исследовательских университетах делается на научных исследованиях.. Всемирно известные вузы, как правило, имеют статус именно исследовательских университетов, например Стэндфордский и Гарвардский университеты, Массачусетский технологический институт являются НИУ У них процесс обучение основан на проведении серьезных научных исследований профессоров с активным участием студентов. Профессор, не занимающийся научной работой, не востребован, его рейтинг низок и он, как правило, вынужден покинуть университет.

Важнейшими отличительными признаками исследовательских университетов являются способности генерации знаний и передачи их эффективно в экономику, проведения исследований по широкому спектру направлений, а также наличие высокоэффективной системы подготовки специалистов. Практически НИУ должен являться интегрированным научно-образовательным центром или включать ряд таких центров в виде совокупности структурных подразделений, осуществляющих проведение исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов экономики. В отличие от федеральных университетов, которые направлены на решение геополитических задач (укрупнение вузов, обеспечение кадрами в целом), целью исследовательских же университетов является подготовка кадров, способных заниматься научными исследованиями в приоритетных направлениях инновационной экономики.

Основные характеристики исследовательских университетов следующие:

- высокая доля науки в бюджете вуза;

- проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований;

- наличие зарубежных профессоров мирового уровня (30-60%);

- привлечение иностранных учащихся (не менее 18%);

- преобладание численности аспирантов над студентами;

- соотношение студентов и преподавателей должно составлять 6:1 (в «обычных» университетах -12:1);

- послевузовская система переподготовки и повышения квалификации;

- наличие развитого кампуса и инновационной инфраструктуры и т.д.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. № 1448 «О реализации пилотного проекта

Таблица 1 17

Развитие национальных исследовательских университетов в России

Годы Кол-во подан- ных заявок Кол-во вузов, участвующих в конкурсном отборе Кол-во вузов, получивших статус НИУ Нормативные документы

2008 2 «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов» Указ Президента РФ от 7.10.2008 г.

2009 110 28 12 «О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет» Постановление Правительства РФ N° 550 от 13.06.2009 г.

2010 128 32 15 «Об организации проведения конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет» Приказ Минобрнауки России № 104 от 05 февраля 2010 г

по созданию национальных исследовательских университетов» в нашей стране были созданы первые НИУ: Национальный исследовательский ядерный университет (на базе Московского инженерно-физического института) и Национальный исследовательский технологический университет (на базе Государственного технологического университета «Московский институт стали и сплавов»). За два последующих года их количество увеличилось (табл. 1).

Статусом национальных исследовательских университетов на начало 2011 г. обладали 29 вузов, из которых 11 московских, 4 в Санкт-Петербурге и остальные 14 - из 11 регионов России. Среди них 9 - классических университетов, 17 - вузов технического профиля, по одному - медицинского и экономического профилей, а также академический научно-образовательный центр нанотехнологий РАН. Однако в этом перечне нет университетов агропромышленного направления, хотя оно является важным и необходимым.

В 2009-2010 гг. на реализацию программ развития НИУ было выделено 8,42 млрд руб. Для стимулирования исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании была оказана финансовая поддержка инновационных программ 57 вузов (в 2005-2008 гг. на эти цели было выделено 30 млрд рублей) [4].

Вопросы финансирования исследовательских университетов достаточно актуальны и активно обсуждаются в экономических кругах. Государство готово финансировать науку в вузах на начальном этапе. И. Фрумин, научный руководитель Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики», считает, что для исследовательского университета ми-

нимальный период развития составляет не менее семи лет, по истечении которых должно закончиться целевое госфинансирование, деньги стоит выделять на поддержку конкретных научных проектов на конкурсной основе. Иного мнения придерживается директор Центра исследований высшего образования в Boston College Ф. Альтбах, который считает, что при создании исследовательского университета финансирование должно быть систематическим, не ограничиваться стартовыми вложениями. Он утверждает, что в формуле успеха исследовательского университета имеются три составляющие: деньги, таланты, идеи. Приводя в качестве примера Чикагский университет (создан в 1891 г.), он подчеркивает, что в этот университет, чтобы добиться цели попасть в число мировых лидеров, были вложены около 100 млн долл. (главным спонсором был Джон Рокфеллер), привлечены лучшие профессора из других вузов, грамотно определена стратегия его развития, - и понадобилось 20 лет. Однако непоследовательное финансирование не позволило, к примеру, университету Буффало (штат Нью-Йорк), созданному 40 лет назад, выбиться в лидеры [6].

По мнению некоторых экспертов, вузы сами должны решать вопросы финансирования за счёт создания малых инновационных предприятий, обучения студентов на коммерческой основе, привлечения предпринимательского корпуса и т.д. Однако, отечественный бизнес, как правило, не стремится финансировать фундаментальные исследования, он вкладывает свои средства только в прикладные разработки. Следует отметить, что большинство исследовательских университетов в США финансируется частным сектором

Общество

Terra Humana

экономики: самые крупные международные компании инвестируют свои средства в перспективные вузы с целью получения в будущем квалифицированных и востребованных специалистов [10].

Для создания сильных университетов, эффективно осуществляющих свои функции, необходимо наличие высокопрофессиональных специалистов и ученых, но без достойной зарплаты нельзя привлечь их на работу. Однако уровень оплаты в наших вузах остается невысоким. Во всем цивилизованном мире оплата труда профессора и депутата парламента приблизительно одинакова, то же самое и наблюдалось в 80-гг. в Советском Союзе - профессор и депутат Верховного Совета имели сопоставимую заработную плату (приблизительно 500 руб. в месяц). В настоящее время в России бюджетная зарплата профессора и депутата парламента различается приблизительно в семь раз [9, с. 27]. Несоответствие заработной платы мировому уровню может стать серьёзным сдерживающим фактором при формировании университетов-лидеров.

Постановление правительства РФ, принятое от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» направлено на привлечение российских высших учебных заведений к участию в комплексных проектах по созданию высокотехнологичного производства. Большие надежды в таких проектах возлагаются именно на исследовательские университеты, к научно-исследовательской работе в которых привлекаются помимо отечественных ученых, профессора с мировым именем. Для реализации мер по поддержке кооперации вузов с предприятиями, дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры из федерального бюджета в течение трех лет с 2010 по 2012 гг. будет выделено 90 млрд рублей [3].

Для оценки деятельности НИУ эффективности научных исследований, успешности образовательной деятельности, развития кадрового потенциала вуза, повышения международного и национального признания целесообразно учитывать следующие показатели:

- объём расходов на науку в совокупном бюджете вуза;

- объём внебюджетного финансирования научных исследований, приведённый к единице профессорско-преподавательского состава;

- средний возраст профессорского персонала;

- количество преподавателей, прошедших стажировку в зарубежных вузах;

- количество приглашённых учёных;

- наличие специальных программ поддержки молодых специалистов;

- использование современных образовательных технологий;

- открытие новых востребованных направлений подготовки;

- уровень аспирантуры и докторантуры;

- характеристики публикационной активности: участие в международных конференциях; издание монографий, учебной и учебно-методической литературы;

- наличие оформленных прав на результаты научной деятельности;

- наличие международных аккредитованных программ;

- наличие англоязычных учебных курсов для привлечения зарубежных студентов;

- доля иностранных студентов;

- отзывы работодателей.

Обучение иностранных студентов является одним из показателей конкурентоспособности вуза. Количество иностранных студентов очной формы обучения в вузах России в 2008/2009 учебном году составляло 82,2 тыс. чел., что в 8 раз меньше, чем в США, в 5 раз - Великобритании. В последние 2-3 года по данному показателю Россию обогнал Китай [1].

Основными факторами, сдерживающими приток иностранных студентов, являются: отсутствие благоприятных условий для их обучения, низкий технический уровень лабораторно-методического обеспечения, организация обучения только на русском языке, непризнание дипломов ряда российских вузов на международном уровне, визовый режим и др.

Отзывы работодателей является важным показателем, т.к. для НИУ предполагаются тесные связи с бизнесом, при этом большая часть выпускников, как свидетельствует зарубежный опыт, как правило, работают в тех компаниях, для которых вуз проводит исследования и разработки, сопровождает технологии.

Т. О'Коннор, проректор по образованию Национального исследовательского технологического университета МИСиС, подчеркивает, что для эффективного развития научно-исследовательских университетов необходимо прежде всего наладить продуктивное сотрудничество друг с другом. Помимо этого устанавливать региональное сотрудничество между НИУ и вузами: так, например, в США успешно сотрудничают университеты в Бостоне и Чикаго, в Европе - прочный научный союз (научный треугольник) между Лондоном,

Оксфордом и Кембриджем. Причем, как он подчеркивает, статус вуза при таком региональном объединении не играет особой роли, то есть вовсе не обязательно, чтобы это были самые престижные университеты в стране или во всем мире. В России такие неформальные объединения пока единичны. Примером может служить сотрудничество Московского государственного института электронной техники, Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики и Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета [10].

Ожидаемыми результатами от реализации программ развития научно-исследовательских университетов являются:

- международное признание российской науки и образования;

- повышение доли внебюджетной составляющей во внутренних расходах на исследования и разработки;

- создание дополнительных предпосылок для развития экономики на различных уровнях;

- повышение качества и объёма исследований;

- улучшение основных показателей государственного сектора науки и образования;

- повышение степени коммерциализации в сфере исследований и разработок;

- развитие кадрового потенциала вуза и его омоложение;

список литературы:

- подготовка высококвалифицированных кадров, отвечающих запросам инновационной экономики России;

- формирование привлекательного для молодежи образа ученого-специалиста, востребованного обществом;

- формирование у выпускников инновационной культуры, основанной на адекватном восприятии новшеств и готовности к участию в инновационной деятельности.

Таким образом, весомый вклад в развитие национальной инновационной системы внесут национальные исследовательские университеты, основной задачей которых является интегрирование с высшим образованием системы научных исследований и разработок, гибко реагирующие на запросы со стороны экономики, обеспечиващие повышение международной конкурентоспособности российского образования, кадровое обеспечение базовых отраслей инновационной экономики, коммерциализацию научных исследований. Благоприятная среда по стимулированию молодых ученых, преподавателей и специалистов, обеспечению преемственности поколений в науке и образовании, повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров, освоению лучшего международного опыта на основе привлечения ученых с мировым именем, академической мобильности студентов и преподавателей и др. будет способствовать развитию эффективной национальной инновационной системы.

• 112 с.

[1] Арефьев А.Л. Состояние и перспективы экспорта российского образования. - М.: РУДН, 2010.

[2] Грехэм Л. Сила в численности и разнообразии // Инновации. - 2008, № 6(116). - С. 26-27.

[3] Инновационная Россия - 2020. Стратегия развития Российской Федерации на период до 2020 года. - М.: Минэкономразвития России, 2010.

[4] Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б. З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 624 с.

[5] Круглый стол «Национальные исследовательские университеты: вопросы формирования развития сети». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_ no=17248

[6] Муравьева М. Американцы советуют больше вкладываться в вузы // STRF.ru. - 2011, 02 июня. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=40050

[7] Салимьянова И.Г. Методологические аспекты построения национальной инновационной системы. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - 226 с.

[8] Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Москва, 1 сентября 2010 года. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://kremlin.ru/transcripts/8786

[9] Стенограмма парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям на тему «Законодательное обеспечение инновационного развития экономики. Наукоемкие технологии» // Инновации. - 2008, № 6(116).

[10] Т. О’Коннор. Российское высшее образование: сопоставление с США // «Pro et Contra». - 2010, № 3.

[11] Фиговский О.Л. И где же ты сегодня, Россия! («Я в Чубайсы бы пошел, пусть меня научат»). - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://ankulikova.blogspot.com/2011/02/blog-post_27.html

[12] Харченко И.И., Бусыгин В.П. Система высшего образования и вызовы модернизации // Экономическое развитие России: региональный и отраслевой аспекты. Вып. 8 / Под ред. Коломак Е.А., Машкиной Л.В. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007. - С. 19-63.

[13] Хватова Т.Ю. Национальные инновационные системы зарубежных стран: цели и стратегии развития - СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2009.

Общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.