Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития статистики прямых иностранных инвестиций'

Проблемы и перспективы развития статистики прямых иностранных инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
573
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / СТАТИСТИКА ПИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / FOREIGN DIRECT INVESTMENTS / STATISTICS OF FDI / INTERNATIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матраева Л. В.

В данной статье предпринимается попытка структурировать основные проблемы в области статистики ПИИ в РФ и проанализировать возможность использования международного опыта в данной сфере для решения проблем привлечения ПИИ в страну, таких, как: дефицит, ненадежность и несогласованность сбора данных о ПИИ и систем оповещения инвесторов об имеющейся информации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article author targets to structure main problems of Foreign Direct Investment statistics in Russia and to analyze possibility to utilize international experience in this area to solve problems in attracting FDI to RF such as deficit, unreliability and misalignment of data collection re FDI and ways of notifying investors on data already available.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития статистики прямых иностранных инвестиций»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТАТИСТИКИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Матраева Л.В., к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит», Российский государственный торгово-экономический университет, Тульский филиал

Аннотация. В данной статье предпринимается попытка структурировать основные проблемы в области статистики ПИИ в РФ и проанализировать возможность использования международного опыта в данной сфере для решения проблем привлечения ПИИ в страну, таких, как: дефицит, ненадежность и несогласованность сбора данных о ПИИ и систем оповещения инвесторов об имеющейся информации. Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, статистика ПИИ, международный опыт.

Несмотря на возрастающие глобализационные процессы, сопровождающиеся все большей либерализацией национальных экономик, притоки ПИИ сильно сконцентрированы в небольшом количестве стран. Многие развивающиеся страны, включая наименее развитые, привлекли только небольшие объемы прямых иностранных инвестиций. Общеизвестно, что неравенство в распределении притоков ПИИ, происходит из-за таких факторов, как: нездоровая деловая среда, слабая политика в отношении привлечения ПИИ, отсутствие стимулирования, несовершенные организационные структуры, ограничения доступа к рынку, неблагоприятные сравнительные затраты и политическая нестабильность. Однако менее известно то, что дефицит, ненадежность и несогласованность сбора данных о ПИИ и систем оповещения во многих развивающихся странах вызывают серьезные проблемы в формулировке политики и стратегий, касающихся ПИИ. Это, в свою очередь, также сильно влияет на привлекательность страны-реципиента. Именно ненадежность, несогласованность и несвоевременность информации и статистических данных о стране - потенциальном реципиенте ПИИ -

очень часто останавливают инвестора еще на стадии принятия решения, поскольку достоверность разработанных инвестиционных стратегий и планов, а также возможность их своевременной корректировки подвергаются инвестором сильному сомнению.

Качество статистики о ПИИ в значительной степени зависит от актуальности, своевременности, надежности и международной сравнимости данных. Чтобы соответствовать этим критериям, официальные статистические органы должны уделять внимание не только методологии, используемой для измерения объемов ПИИ, но и участвовать в распространении данных конечным пользователям. Причем структура данных и формат их распространения должны учитывать мнения конечных пользователей, поэтому структура сбора и анализа данных по ПИИ должна включать циклы пересмотра для усовершенствования данных и форматов распространения. Следует учитывать, что одним из важнейших конечных пользователей информации по ПИИ является потенциальный иностранный инвестор, поэтому целесообразно предусмотреть обратную связь между ним и статистическими органами с целью включения актуальной для пользователей статистической информации в отчеты.

Таким образом, в рамках совершенствования укрепления потенциала в области статистики ПИИ в РФ есть два основных направления (рис.1).

Критерии качества статистики прямых иностоанных инвестиций

1.4 Расширение информационной базы статистики ПИИ

1.3 Учет новых отраслей промышленности, появляющихся в структуре мировой экономики

1.1 Отражение в статистике операций предприятий с косвенным иностранным участием

Международная сравнимость

Своевременность

Актуальность

1. Совершенствование методологических стандартов области ПИИ

2.4 Совершенствование структуры статистического управления ПИИ

2.3 Усиление международного сотрудничества в рамках статистики ПИИ

1.2 Согласование российской 2.2 Совершенствование структуры

системы статистическои отчетности Надежноаь " '/ \ - - источников данных

с международными стандартами

2.1 Использование предварительных данных (отчетов)

2. Решение организационных проблем, связанных со статистикой ПИИ

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАТИТИСКИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Рис. 1. Влияние предлагаемых направлений совершенствования на качественные признаки статистики ПИИ

Первое направление связано с методологией и касается совершенствования научных принципов и методологических стандартов в области ПИИ. В рамках данного направления наиболее актуальными представляются следующие задачи:

1) ОТРАЖЕНИЕ В СТАТИСТИКЕ ОПЕРАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ С КОСВЕННЫМ ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ

Учитывая современную концепцию ПИИ, статистика иностранных инвестиций обязательно должна учитывать все предприятия, в которых иностранные инвесторы не только прямо, но и косвенно имеют значительную долю. Издания ОЭСР «Benchmark Définition of Foreign Investment» (Benchmark) и МВФ «Balance of Payments Compilation Guide» описывают весь спектр предприятий с прямым или косвенным иностранным участием, которые должны учитываться статистикой.

При этом в статистике следует учитывать не только инвестиционные потоки, но и реинвестированные доходы этих предприятий.

2) СОГЛАСОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ

Современный этап развития общества, связанный с интеграцией знаний и тенденциями унификации информационного поля, требует гармонизации российских и международных стандартов в области статистики. При принятии решения об инвестировании иностранный инвестор обращает внимание на ряд факторов: экономическое развитие, политическую стабильность, таможенное регулирование, уровень криминалитета, соотношение доходности и риска. Для подобного анализа необходимо анализировать полную и достоверную статистическую информацию. Предпочтительней, когда это уже собранные, какие-либо агрегированные данные, статистика ПИИ, в том числе в разрезе и по разделам. Некоторое время назад ЕС предложил рассчитывать ряд показателей, которые должны помочь иностранному инвестору в его анализе, а следовательно, и в

принятии решения об инвестировании [1]. По тому набору показателей, который рассчитывается у нас в стране, инвестору довольно проблематично прийти к конкретному выводу. Результаты сравнительного анализа показателей, характеризующих ПИИ в отечественной и зарубежной практике статистики, позволяют сделать вывод о целесообразности применения ряда показателей в официальной статистической отчётности (табл. 1).

Таблица 1 - Сравнительный анализ показателей ПИИ, используемых

в отечественной и международной статистической практике

Показатель (методика ЕС)[1] Возможный показатель (Россия)

Количество аффилированных предприятий —

Валовые операционные доходы Сальдированный финансовый результат деятельности организаций. Прибыль/убыток от деятельности

Производство продукции Производство продукции по видам экономической деятельности

Добавленная стоимость -

Стоимость приобретённых товаров и услуг —

Покупка товаров/услуг для перепродажи —

Расходы на оплату труда Среднедушевые денежные доходы. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата

Валовые инвестиции в материальные активы Инвестиции в основной капитал

Расходы на внутрифирменные исследования и разработки -

Численность работников Численность занятых в экономике

Численность работников в сфере НИОКР Численность персонала в сфере НИОКР

Таким образом, желательно использовать следующие показатели: количество аффилированных предприятий, добавленную стоимость, расходы на внутрифирменные исследования и разработки, стоимость приобретённых товаров и услуг, как наиболее интересные не только для анализа структуры ПИИ, но и с точки зрения потенциального иностранного инвестора, так как

они косвенно способны отразить степень интереса и уровень конкуренции в конкретной стране или отрасли.

Такой подход будет способствовать единообразной трактовке показателей и новых индикаторов. В свою очередь это позволит принимать эффективные решения, связанные с использованием преимуществ тенденций экономической глобализации для стран различного уровня экономического развития. [2,3].

3) УЧЕТ НОВЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПОЯВЛЯЮЩИХСЯ В СТРУКТУРЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Появление отраслей промышленности, вовлеченных в производство передовых технологий, вместе с ростом и разнообразием сфер обслуживания затрагивает и статистическую структуру данных о ПИИ.

4) РАСШИРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ СТАТИСТИКИ ПИИ

Целесообразно расширить информационную базу статистики ПИИ за

счёт развития дополнительных статистических систем, это должно способствовать более чёткому пониманию существенных характеристик ПИИ, а также как они влияют на экономику страны (на примере США -статистика аффилированных предприятий, статистика ТНК, статистика слияний и поглощений).

Второе направление касается рекомендаций в области организационных проблем, связанных со статистикой ПИИ.

1) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ДАННЫХ (ОТЧЕТОВ) С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ СВОЕВРЕМЕННОСТИ ИНФОРМАЦИИ ПО ПИИ.

Скорость или своевременность, с которой распространяются данные, являются важным аспектом статистической информации, поскольку это определяет отчасти аналитическую ценность статистики.

В международных рекомендациях по статистике ПИИ рекомендуется использовать два типа данных (отчетов) [5]:

- Своевременные данные - те, которые подготавливаются с самым коротким промежутком времени между концом отчетного периода (или справочной даты) и распространением данных. Эти данные являются наиболее актуальными, хотя, по сути, являются предварительными и затем подвергаются пересмотру.

- Наиболее исчерпывающие данные (отчеты) - те, которые подготовлены на основании достоверной (подтвержденной из разных постоянных источников) и всесторонней информации.

Поскольку очень важно обеспечить своевременные и одновременно достоверные данные по статистике ПИИ, во многих странах собирают и обрабатывают сначала предварительные данные по ПИИ, которые выпускают вскоре после конца отчетного периода. Часто эти страны позже собирают пересмотренную статистику ПИИ из источников более исчерпывающих данных (например, данные с эталонных лет). Использование подобного принципа организации отчетов по ПИИ позволяет преодолеть вечное противоречие между своевременностью и достоверностью данных, присущее практически любой системе статистической отчетности.

Тем не менее, как показывает практика, значительное количество стран не использует этот принцип в практике статистики ПИИ из-за излишней трудоемкости, которой он сопровождается. Безусловно, необходимость внедрения в статистическую практику подобных методов определяется, в первую очередь, стратегией и приоритетностью политики в области ПИИ конкретного государства. Тем не менее страны, активно заинтересованные в увеличении притоков ПИИ, такие, как: Бразилия, Индия и Китай, достаточно успешно используют подобный способ организации потоков информации по ПИИ [1].

Периодичность сбора данных и распространения статистических данных по ПИИ существенно разнится среди стран, поскольку это зависит от используемой системы статистической отчетности. Предварительные отчеты,

основанные на системе своевременных данных, чаще всего подготавливаются на ежемесячной или ежеквартальной основе. Эталонные отчеты, основанные на исчерпывающих данных, распространяются на ежеквартальной и ежегодной основе.

Больше чем половина стран-членов ОЭСР распространяет предварительные отчеты по ПИИ ежемесячно, потому что представление ежемесячных данных о платежном балансе присутствует среди условий для вступления в Европейский валютный союз. Кроме того, приблизительно треть всех стран-членов ОЭСР, не входящих в ЕВС, распространяют предварительные данные ежемесячно, в то время как две трети -распространяют доклады о ПИИ на ежеквартальной и ежегодной основе. В свою очередь эталонные отчеты большинством стран-членов ОЭСР публикует на ежегодной основе. Исключение составляют азиатские страны, публикующие эталонные отчеты на ежеквартальной основе [6].

В свою очередь доступность своевременных данных в основной массе стран ОСЭР составляет меньше, чем 3 месяца, эталонных данных - около года.

2) СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ

Проблема формирования источников данных является весьма актуальной в статистике ПИИ. В зависимости от циклов распространения данных по ПИИ страны используют разные источники данных. К основным источниками данных по ПИИ, безусловно, относится Международная система регистрации сделок (International Transactions Reporting System, ITRS), которая учитывает движения денежной наличности через счета в отечественных и иностранных банках, инвестиции в неденежной форме и движения ценных бумаг. Статистика собирается из форм отчетности отечественных банков, заполняемых предприятиями. Именно этот источник является основным для предварительных отчетов, эталонные отчеты, как правило, дополняются за счет данных, полученных из других источников,

например, опросов предприятий или данных, полученных на основе регулярного обмена статистической информацией по ПИИ между странами.

Основной тенденцией в современной статистике по ПИИ является то, что, начиная с 1997 года, существенно увеличивается число стран, использующих опросы предприятия в качестве основного источника данных

по ПИИ (табл. 2).

Таблица 2 - Структура основных источников информации по ПИИ, используемых странами-членами ОЭСР [6, 8]

Приток ПИИ Накопленный объем ПИИ (остаток)

Источники информации Уд.вес, % Источники информации Уд.вес, %

41 Опросы предприятий 79

Опросы предприятий 62 13

Административные (прочие) 39 Административные (прочие) 8

источники источники

Преимуществами опроса предприятий являются: полнота и прозрачность собираемой информации на уровне предприятия, а также возможность объяснить лицам, представляющим информацию, концепцию ПИИ и разъяснить трактовку спорных ситуаций, что гарантирует лучшее качество представляемой информации. К недостаткам данного метода можно отнести трудоемкость и высокую стоимость данного метода.

К преимуществам ITRS можно отнести доступность большей части требуемой информации, так как она уже так или иначе собирается банками, а также отсутствие необходимости разработки сложных дорогостоящих альтернативных методов сбора информации. Недостатками являются: ограниченность объема выборки информации по ПИИ только операциями по переводу наличности, в то время как прочие операции, не затрагивающие перевода наличности через границу РФ, не учитываются (например, реинвестирование прибыли, внесение основных средств в качестве вклада в уставный капитал), небольшой уровень детализации информации, трудность

в учете операций, номинированных в валюте РФ или через счета нерезидентов РФ.

Главным плюсом административных (прочих) источников информации является доступность информации как побочного продукта процесса ПИИ в РФ. К минусам относятся: временной разрыв между одобрением и фактическим осуществлением инвестиций (даже одобренные инвестиции могут быть никогда не осуществлены), отсутствие информации об окупаемости инвестиций, а также часть объемов инвестиций может не нуждаться в одобрении, так как осуществляется в специфические отрасли или ниже оговоренного лимита.

Как показывает общая практика, страны-члены ОЭСР используют опросы предприятий и ITRS в качестве основной информации по ПИИ, в то время как данные по накопленным остаткам ПИИ формируются в основном по результатам опросов предприятий.

3) УСИЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ СТАТИСТИКИ ПИИ

Все большее распространение в последнее время получает обмен информацией о сделках по ПИИ между странами. В основном усилия сосредоточены на международном или региональном уровне в рамках межстрановых группировок с целью улучшения двустороннего обмена данными между странами - партнерами. Так, в рамках АСЕАН существует рабочая группа по статистике ПИИ; подобная группа существует и в рамках группировки COMESA [6].

Международное сотрудничество в области статистики ПИИ является весьма актуальным еще и по той причине, что существует чрезвычайно широкий диапазон ситуаций, связанных либо с нехваткой данных в разрезе статистики ПИИ конкретной страны, либо с их несопоставимостью, связанной с разными методиками трактовки, сбора и обработки данных. Именно поэтому международное сотрудничество, направленное на

гармонизацию статистических данных в области ПИИ, приобретает все большее распространение. Тем не менее Россия только начала интеграцию в международную статистическую систему. На официальном сайте Госкомстата РФ присутствуют данные только о 21 официальном документе о сотрудничестве, подписанные Росстатом с национальными статистическими службами других стран. Причем отдельным направлением сотрудничество в области статистического наблюдения за движением иностранных инвестиций выделено только в рамках Соглашения с Беларусью. В Соглашениях с Китаем и Болгарией отдельно в качестве самостоятельного направления представлена лишь статистика инвестиций.

4) СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПИИ

В соответствии с текущими тенденциями развития экономики стало меняться и представление о статистических структурах по ПИИ. В сложившихся условиях эти органы должны являться частью интегрированной системы прямых инвестиций, а не просто представлять собой механизм координирования различных учреждений, вовлеченных в процесс сбора и обработки данных по ПИИ.

Переосмысление функций и значений статистических органов по ПИИ привело к тому, что некоторые страны стали чаще отказываться от традиционной (централизованной) структуры статистической системы по ПИИ и практиковать децентрализованную статистическую систему, предусматривающую создание специализированных статистических структур (офисов) по ПИИ.

К безусловным преимуществам создания таких подразделений можно отнести как возможность интеграции функций, повышение качества статистических данных за счет возможности проводить статистическую экспертизу, так и большую гибкость данной системы, ее способность ассимиляции к требованиям постоянно меняющейся экономической системы.

Вместе с тем такая структура не лишена и недостатков. К ним относят: нехватку ресурсов, слабую или неэффективную координацию в сборе данных, а также возможное несоответствие перекрывающихся данных с данными, публикуемыми другими статистическими структурами. Преимущества и недостатки децентрализованной статистической системы по ПИИ представлены в табл. 3.

Таблица 3 - Специализированные статистические подразделения ПИИ:

преимущества и недостатки [6]

Преимущества Недостатки

Интеграция функций Нехватка ресурсов (включая инфраструктурную поддержку)

Дополнительная статистическая экспертиза Специализированный персонал невозможен для некоторых стран.

Однородность продукта и статистического процесса Слабая или неэффективная координация в сборе данных

Гибкость, способность быстро приспосабливаться к новым требованиям Возможное несоответствие перекрывающихся данных

Внутренняя способность исследований в области статистики ПИИ

Большая вовлеченность в процесс сбора данных позволяет быстрее актуализировать статистическую информацию в зависимости от потребностей пользователей

Резюмируя вышесказанное, можно отметить что уместность создания специализированных статистических офисов по ПИИ в пределах национальной статистической системы зависит от:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- стратегического приоритета правительства в отношении прямых иностранных инвестиций;

необходимых ресурсов (как капитальных, так и человеческих). Что касается современной российской практики, то здесь особо следует отметить, что статистика по прямым иностранным инвестициям ведётся тремя службами (Банком России, Федеральной таможенной службой (ФТС) и Росстатом), и в разных аспектах. При этом ведомство, ответственное за данное направление, отсутствует. Так, Банк России представляет данные о

ПИИ в рамках платёжного баланса; ФТС - ту же информацию в разрезе своего поля деятельности; Росстат публикует данные о ПИИ в качестве одного из подразделов («Инвестиции») сборника «Регионы России». Периодичность сведений везде - поквартальная.

Вообще, что касается статистики ПИИ, то в России существует два метода подсчета ПИИ: на основании статистики платежного баланса и на основании данных Госкомстата о сумме рублевых и валютных инвестиций, осуществляемых предприятиями и организациями с иностранными инвестициями [4]. Становится понятно, что данные, формируемые тремя ведомствами, могут не совпадать, причем расхождения весьма существенные (рис.2).

Рис. 2. Объем ПИИ по данным Госкомстата и ЦБ РФ [7]

Причины расхождений связаны с различными методиками учета ПИИ, применяемыми Росстатом и ЦБ:

1. Росстат осуществляет сбор данных о ПИИ методом обследования предприятий, которые поквартально подают отчёт по форме федерального государственного статистического наблюдения № 1-инвест «Сведения об инвестициях в Россию из-за рубежа и инвестициях из России за рубеж». В эту форму включены показатели, характеризующие движение ПИИ, а также поступление доходов от них. В свою очередь, Банк России формирует статистику ПИИ с использованием нескольких источников: это и уже упомянутая выше форма №1 -инвест, и формы отчётности кредитных организаций (№ 401, 402, 405, 407, 664, 665, 711), и данные стран-партнёров, некоторых компаний, правительственных учреждений, субъектов РФ [1].

2. Согласно методике платежного баланса, которой придерживается ЦБ РФ, прямые инвестиции отражаются как чистые инвестиции (разница между поступившими и выбывшими). В свою очередь Госкомстат считает поступления ПИИ на валовой основе [4].

3. Госкомстат пересчитывает рублевые инвестиции в доллары США, при этом возникает проблема адекватной оценки валютного курса, так как пересчет происходит по среднему валютному курсу последнего года [4].

Особенно следует отметить здесь тот факт, что в большинстве отечественных публикаций для анализа ПИИ используются данные Росстата, поскольку в целом база данных Росстата более обширная и позволяет в дальнейшем проводить углубленные исследования. Тем не менее зарубежные аналитические центры в основном работают со статистикой платежного баланса, поскольку это отвечает принципу сопоставимости национальных статистик ПИИ.

Этот факт являлся поводом для обсуждения на специальной экспертной комиссии между ОЭСР-Россия по вопросам российской инвестиционной политики в 2008 году.

Как следствие данной ситуации, иностранному инвестору не ясно, какими данными он может пользоваться при принятии решения об

инвестировании. Кроме того, данные по прямым иностранным инвестициям, представляемые всеми тремя службами - разрозненные разделы анализа по инвестиционным потокам в РФ. Агрегированной, сводной информации по статистике ПИИ у нас в стране на данный момент не представляет ни одна служба.

Решение перечисленных выше проблем является весьма актуальным для России, учитывая стремительные темпы ее вовлечения в мировую экономику и нацеленность на повышение своей роли в системе международных экономических отношений.

Таким образом, в современных условиях внедрение в практику хотя бы части из рассмотренных направлений позволило бы существенно улучшить качество российской статистики ПИИ за счет более полного охвата данных, своевременности их представления, актуальной степени детализации, востребованной активными пользователями статистики ПИИ -иностранными инвесторами.

Библиографический список

1. Пак Е.Н. Проблемы развития статистики прямых иностранных инвестиций // Вопросы статистики. - 2008. - №2. - С. 37-44.

2. Райская Н.Н., Сергиенко Я.В., Френкель А.А. Синхронность динамики интегральных индексов как индикатор поворотных точек экономического цикла // Вопросы статистики. - 2010. - №12. - С.47-50.

3. Райская Н.Н., Сергиенко Я.В., Френкель А.А. Иностранные инвестиции в России: основные тенденции // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №9. - С.76-89.

4. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию под ред. А.З.Астаповича / Бюро экономического анализа.- М.: ТЕИС, 2001. - 479с.

5. Foreign direct investment statistics: how countries measure FDI 2001. - Washington, D C.: International Monetary Fund: OECD, 2003. - 159 p.

6. UNCTAD Training Manual on Statistics for FDI and the Operations of TNCs, UNCTAD, 2009. - URL: http://unctad.org/en/Docs/diaeia20094_en.pdf (вход свободный, дата обращения 13.02.12).

7. Foreign Direct Investment: Russia and the EU. OECD-Russia Expert Meeting on Russia's Investment Policy. 9 April 2008, Moscow, Russia. European Commission Directorate General for Economic and Financial Affairs (DG ECFIN). - URL: http://www.oecd.org/daf/inv/investmentfordevelopment/40578459.pdf (вход свободный, дата обращения 01.07.13).

8. Balance of payments compilation guide. - Washington, DC, USA: International Monetary Fund. - 1995. - 380 p.

E-mail: matraeva@lllkkk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.