Научная статья на тему 'Прямые инвестиции Китая в странах АСЕАН: оценка объемов и структуры'

Прямые инвестиции Китая в странах АСЕАН: оценка объемов и структуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2148
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ТЕНДЕНЦИИ / КИТАЙ / СТРАНЫ АСЕАН / ИСТОЧНИКИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ / ЭФФЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суслов Д. В., Соковнин В. Б.

Показаны тенденции привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) странами АСЕАН из Китая. Проведен анализ и сопоставление различных источников статистических данных о трансграничных инвестиционных потоках и даны рекомендации по их совместному использованию при исследовании эффектов от привлечения прямых инвестиций в странах АСЕАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Direct investments of China in ASEAN countries: estimation of volumes and structure

The attention is given to tendencies of attracting direct foreign investments (DFI) from China by ASEAN countries. Different statistics data is analyzed concerning transboundary investment flows and recommendations are given on their joint usage when investigating effects from attracting direct investments in ASEAN countries.

Текст научной работы на тему «Прямые инвестиции Китая в странах АСЕАН: оценка объемов и структуры»

Вопросы отраслевой и региональной экономики

Д.В. СУСЛОВ, В.Б. соковнин

Прямые инвестиции Китая в странах АСЕАН: оценка объемов и структуры*

Показаны тенденции привлечения прямых иностранных инвестиции (ПИИ) странами АСЕАН из Китая. Проведен анализ и сопоставление различных источников статистических данных о трансграничных инвестиционных потоках и даны рекомендации по их совместному использованию при исследовании эффектов от привлечения прямых инвестиций в странах АСЕАН.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, тенденции, Китай, страны АСЕАН, источники статистических данных, эффекты.

Direct investments of China in ASEAN countries: estimation of volumes and structure. D.V. SUSLOV, V.B. SOKOVNIN.

The attention is given to tendencies of attracting direct foreign investments (DFI) from China by ASEAN countries. Different statistics data is analyzed concerning transboundary investment flows and recommendations are given on their joint usage when investigating effects from attracting direct investments in ASEAN countries.

Key terms: direct foreign investments, tendencies, China, ASEAN countries, data sources, effects.

Актуальность выбранной темы объясняется рядом причин. Во-первых, растущей инвестиционной привлекательностью стран АСЕАН для иностранных инвесторов в последние годы; во-вторых, бурным ростом инвестиционной активности китайских компаний за рубежом; в-третьих, противоречивостью статистических данных из разных источников об иностранных инвестициях в регионе; и, наконец, необходимостью изучения эффектов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) китайских компаний в странах АСЕАН в рамках интеграционных процессов. Для мировой экономической науки эти проблемы являются насущными и широко рассматриваемыми. В частности, анализу особенностей прямых инвестиций КНР и стран АСЕАН посвящены труды таких исследователей, как П. Бакли, X. Чжан, К. Савант, С. Фрост, Вонг, Дж. Кубни,

*Статья выполнена в рамках проекта 12-1-ОГПМО-01 Программы Президиума РАН Отделения глобальных проблем и международных отношений.

С. Чиа и др. В России изучением данной тематики занимаются О.Т. Богомолов, А.Д. Некипелов, Р.С. Гринберг, Л.З. Зевин и др. Также существуют публикации по проблеме привлечения китайских инвестиций на Дальнем Востоке России [6, 7]. Однако работ по структуре китайских инвестиций в странах АСЕАН и их эффектах не достаточно.

В данной статье решаются следующие задачи:

• выявление тенденций привлечения прямых инвестиций из КНР странами АСЕАН;

• анализ и сопоставление статистических данных о прямых инвестициях из КНР в странах АСЕАН из различных источников.

Рассматривая тенденции привлечения инвестиций из Китая странами АСЕАН необходимо отметить, что существует тесная взаимозависимость экономик этих регионов, которая особенно усилилась на протяжении последних двух десятилетий. Согласно официальной статистике о прямых инвестициях секретариата АСЕАН [1], доля инвестиций из КНР по сравнению с другими странами невысока - около 4,8 % от общего притока ПИИ в регион в 2011 г. (рис. 1), однако очевидна тенденция их роста в последние годы.

30

1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011

Рис. 1. Ежегодные потоки ПИИ в АСЕАН из крупнейших стран (реги-онов)-инвесторов по данным ОЭСР и секретариата АСЕАН, 1995-2011 гг. (млрд долл. США)

Основными предпосылками этого можно назвать следующие.

Во-первых, рост инвестиционной активности китайских компаний в мире. Потоки ПИИ из Китая в последнее десятилетие стремительно растут. За этот период их ежегодные объемы в мире увеличились более чем в 20 раз и в 2011 г. составили 65,1 млрд долл. США. Китай вышел на пятое место среди крупнейших стран-инвесторов в мире [14, 24]. Структура инвестиционных интересов китайских компаний с начала либерализации политики в сфере прямых иностранных инвестиций постоянно изменялась. В 1990-е гг. около 2/3 всех инвестиций из Китая направлялись в развитые страны, а оставшиеся

средства - в развивающиеся. На страны АСЕАН приходилось не более 5 % китайских инвестиций [2]. С течением времени доля развивающихся стран в структуре ПИИ из Китая увеличивалась и к 2011 г. стала составлять уже более 60 %, при этом доля стран АСЕАН возросла до 9,3 % общего объема китайских ПИИ в 2011 г.

Во-вторых, усиление интеграционных процессов между Китаем и АСЕАН. Это привело к созданию Зоны свободной торговли «АСЕ-АН-Китай», которая была официально открыта 1 января 2010 г. В 2012 г. товарооборот внутри зоны составил более 400 млрд долл. США (АСЕАН стала третьим по величине торговым партнером КНР после ЕС и США). В своей работе Вонг и Чэн утверждают, что соглашение о свободной торговле АСЕАН-Китай должно было способствовать дальнейшему увеличению притока прямых инвестиций из Китая в страны АСЕАН, и предполагают, что «в ближайшем будущем Китай может стать источником четвертой волны ПИИ в страны Юго-Восточной Азии, следом за предшествующими «волнами» западных стран, Японии и четырех стран НИС» [29]. Позитивное влияние интеграционного процесса между АСЕАН и КНР пока не подтверждается официальными данными о потоках ПИИ в регионе [21], однако отношение многих стран к процессу регионализации уже изменилось [19]. Если раньше Китай расценивали как экономическую угрозу, то новые возможности, возникающие благодаря росту инвестиционной активности китайских компаний в регионе, заставляют пересматривать отношение к китайским инвестициям. В настоящее время страны АСЕАН стараются создать необходимые условия для привлечения прямых инвестиций из КНР [17].

В-третъих, тесные производственные связи между КНР и странами региона. Китай довольно часто рассматривается как конкурент стран АСЕАН за привлечение иностранных (преимущественно из стран ОЭСР) инвестиций в азиатском регионе. Однако в ряде эконометрических исследований [23] опровергается гипотеза о том, что получаемые Китаем ПИИ оказывают статистически значимое влияние на объемы ПИИ из стран ОЭСР в страны АСЕАН. Их результаты свидетельствуют об обратном - успехи Китая в привлечении иностранного капитала способствуют притоку в страны АСЕАН (и другие государства Азии) дополнительных объемов инвестиций [16], стимулируя создание горизонтальных сетей специализации и внутрипроизводственной кооперации в регионе [4]. Это объясняется тем, что Китай и целый ряд стран Азии входят в состав одних и тех же производственных цепочек ТНК, а реализуемые инвестиционные проекты на их территориях носят комплиментарный характер (рис. 1). Китай на протяжении двух десятилетий является крупной «сборочной площадкой». Доля товаров, импортируемых Китаем из стран Азии для сборки и последующего реэкспорта, значительна - в 2002 г. около 60 % товаров, импортируемых из НИС, и около 40 %, импортируемых из Японии, поставлялись именно в этих целях [20].

В-четвертых, особенности современного этапа развития китайской экономики. Китайские и иностранные компании все активнее начинают инвестировать и переводить производства в страны Юго-Восточной Азии (ЮВА). Это вызвано влиянием ряда внутренних факторов. К основным можно отнести рост уровня заработной платы и общее повышение себестоимости производства в регионе, переориентацию основных отраслей промышленности на внутренний спрос с целью снижения воздействия внешних шоков на экономику страны, а так же то, что для соседних стран с более низким уровнем доходов Китай становится важным источником капитала и технологий. В связи с этим в трудоемких секторах промышленности сравнительные преимущества экономик стран АСЕАН постепенно повышаются [31, 32]. Некоторые китайские и иностранные ТНК постепенно переводят производства из восточной (прибрежной) части КНР в страны ЮВА или в центральные регионы Китая, где себестоимость производства существенно ниже [36]. Например, китайские компании текстильной и автомобильной отраслей размещают производственные мощности в Камбодже, Вьетнаме, Индонезии, Таиланде и других странах. С развитием внутрирегиональных инвестиций в производство начинает расти и финансовый сектор. Например, китайский банк ICBC в недавнем прошлом совершил поглощение южно-азиатских банков CL Bank (Таиланд) и Halim Bank (Индонезия), в том числе для обслуживания интересов китайских инвесторов в регионе.

В-пятых, тесные этнокультурные связи КНР и стран АСЕАН -последний, и тем не менее немаловажный фактор. Этнические китайцы, живущие в этих странах, контролируют значительную часть финансовых потоков в различных отраслях промышленности. Это способствует укреплению экономических связей между компаниями из КНР и подконтрольными этническим китайцам компаниями из стран АСЕАН.

Прямые инвестиции из КНР в странах АСЕАН отличаются по структуре и мотивам от ПИИ из этой страны в других странах мира из-за особенностей (основных конкурентных преимуществ) региона, рисков и значительного влияния этнических китайцев, проживающих на этой территории [14]. Изучением распределения ПИИ из Китая в странах АСЕАН занимается целый ряд исследователей, выделяющих несколько основных стран и отраслей инвестирования. В такие богатые природными ресурсами государства, как Камбоджа, Индонезия и Лаос, китайские ПИИ направлены в первичный сектор [27]. Таиланд, особенно его северные регионы, привлекает значительные объемы инвестиций из КНР благодаря соглашению о свободной торговле с Китаем, а также различным мерам государственной политики, в частности предоставлению необходимой инфраструктуры для инвестиционных проектов и др. [19]. Основная часть китайских ПИИ в Сингапуре - крупном финансовом, торговом, логистическом и транспортном центре - осуществляется в секторе услуг [17]. Страны с низким уровнем оплаты труда,

такие как Камбоджа и Вьетнам, получают значительные объемы китайских инвестиций в трудоемкие отрасли производства. В 2009 г., например, Китай стал крупнейшей по размеру страной-инвестором в Камбодже, также достаточно серьезные объемы инвестиций из КНР наблюдаются в Лаосе и Мьянме [19]. Чтобы провести подробный анализ объемов и структуры инвестиционных потоков из Китая в страны АСЕАН,-необходимо в первую очередь классифицировать и описать особенности различных источников статистических данных, т. к. при их сопоставлении заметны серьезные расхождения. Официальные сведения о прямых иностранных инвестициях представлены на двух уровнях - национальная статистика и международная агрегированная статистика.

Статистика националъного уровня, как правило, предоставляется Центральным банком страны, а также национальным статистическим ведомством. Информация Центрального банка отражается в платежном балансе и данных о международной инвестиционной позиции страны и не содержит детальных сведений о странах и отраслях инвестирования. Более подробную информацию о прямых инвестициях за границу, основанную на анкетировании компаний, инвестировавших за границу в отчетном периоде, публикуют национальные статистические ведомства. В статистике раскрывается пространственноотраслевая структура прямых инвестиций компаний за рубежом и режимы инвестирования в отчетном году, объемы накопленных инвестиций для каждой страны и др.

Международная агрегированная статистика о движении иностранных инвестиций предоставляется такими организациями, как МВФ, ЮНКТАД, ОЭСР, АСЕАН и др. [8-11]. Она основывается на данных платежных балансов, инвестиционных позициях стран, а также в нее входит информация из отраслевых реестров, анкет-опросников компаний, корпоративных отчетов, прессы, сведения от региональных и международных организаций или исследовательских учреждений и др. Такие данные являются одними из наиболее авторитетных и позволяют анализировать движение потоков инвестиционного капитала между странами с разбивкой на виды инвестиций, а также отслеживать мировые тенденции в инвестиционной сфере. Однако они не дают представления о пространственно-отраслевом распределении инвестиций в отдельных странах и других их характеристиках на уровне государства.

При анализе ПИИ из Китая в страны АСЕАН существуют особенности, часто не позволяющие с достаточной степенью достоверности определить пространственно-отраслевую структуру инвестиций в регион и их объемы, основываясь на официальных статистических данных. Реальные объемы поступающих инвестиций из КНР в ряде случаев могут занижаться, а в других случаях, наоборот, завышаться. Рассмотрим наиболее характерные из них.

Не все китайские компании заполняют анкеты или при заполнении объемы реально осуществленных инвестиций указываются непол-

ностью, таким образом официальная статистика занижается на 40 % и более [26]; информация о реинвестированной зарубежной прибыли не сообщается; большинство нефинансовых (по своей природе) трансферов, такие как оборудование, сырьевые материалы, технологии, ноу-хау, интеллектуальная собственность и др., не учитываются как иностранные инвестиции [28]. Исследования показывают, что целый ряд компаний в Камбодже и Вьетнаме, зарегистрированных как китайские, фактически управляются из головных подразделений, которые из-за разницы в налогообложении, удобства логистики, близости к клиентам расположены в Гонконге, Макао, Тайване. В других случаях, однако, гонконгские или тайваньские компании ошибочно регистрируются как китайские [22]. Прямые иностранные инвестиции также включают неучтенные инвестиционные потоки ТНК, поступающие в регион транзитом через третьи страны, например через оффшорные зоны и зоны с особым налоговым режимом, такие как Гонконг, Каймановы острова, Британские Виргинские острова и др. К тому же внутри АСЕАН крупный финансовый центр Сингапур является получателем более половины всех направляющихся сюда прямых иностранных инвестиций. В таких случаях де-юре инвестиции иностранными компаниями осуществляются в одно из вышеперечисленных государств, а де-факто транзитом через него направляются в другие страны АСЕАН. Достоверных данных о ежегодных объемах подобных финансовых транзакций не существует. В докладе UNCTAD World Investment Report уделяется особое внимание повышающейся тенденции финансирования компаниями инвестиционных сделок через третьи страны (по сложным схемам, которые предполагают оптимизацию налогообложения, трансфертные цены, создание компаний-однодневок в оффшорах), что может приводить к существенному искажению статистических данных [34].

Таким образом, основным преимуществом официальных статистических источников является обширный массив данных (по многим странам, за большие промежутки времени), который дает возможность систематизировать информацию о международном движении инвестиционного капитала и осуществлять оценку основных тенденций и особенностей этого процесса. К недостаткам относятся искажения данных

о пространственно-отраслевом распределении инвестиционных потоков в странах мира и временные лаги в обновлении информации. Они связаны с методологическими ограничениями ведения платежного баланса и сбора сведений на основе анкетирования компаний, являющихся основой официальной статистики. Кроме того, при исследовании прямых инвестиций одного развивающегося государства в другое, по сравнению с изучением ПИИ развитых стран, где механизмы мониторинга и обработки статистических данных налажены существенно лучше, необходимо учитывать, что для статистических данных здесь характерна существенно большая погрешность. Одним из подходов к решению этой проблемы является использование информации на уровне отраслей и

компаний. Это позволит более точно оценить состояние прямых иностранных инвестиций в исследуемой стране по сравнению с анализом, основанным на данных официальных источников.

Негосударственные статистические данные составляются на основе широкого круга источников, которые разделяются на две категории - полностью открытые (бесплатные) и условно-открытые (платные). В них отражены сведения об отдельных инвестиционных проектах компаний - проекты «с нуля» (greenfield), а также слияния и поглощения (M&A). В результате использования таких источников информации появляется возможность получить приблизительные оценки объемов осуществленных капиталовложений и создать базу данных с достаточно высокой степенью детализации (страна-инвестор, отрасль инвестирования, компания-инвестор, страна-получатель ПИИ, характер инвестиций, год и т.д.) [12], которую не может предоставить официальная статистика.

К открытым (бесплатным) источникам относятся сайты крупных компаний (новости, информация о проектах, ежегодная финансовая отчетность); сайты авторитетных СМИ, которые публикуют новостные сообщения об инвестиционных сделках; публикации в деловых и научных журналах; ежегодные отчеты агентств по развитию инвестиций, списки инвестиционных проектов по отраслям от различных отраслевых ассоциаций и другие источники информации, имеющиеся в открытом доступе. К их достоинствам прежде всего можно отнести возможность поиска в Интернете достоверной информации о некоторых конкретных характеристиках инвестиционных проектов. Основные недостатки - отсутствие сведений по большинству изучаемых проектов, а также то, что сбор данных требует значительных временных затрат.

К условно-открытым (платным) источникам принадлежит существующий в настоящее время широкий перечень специализированных баз данных об инвестиционных сделках слияния и поглощения (M&A) и о проектах «с нуля» (greenfield) с разбивкой по странам-источникам и странам-получателям инвестиций, объемам, режимам инвестирования и целому ряду дополнительной информации. Они формируются международными информационными агентствами и специализированными исследовательскими компаниями, которые на коммерческой основе предоставляют доступ к массиву интересующих данных, что позволяет существенно экономить время на поиске информации. В число пригодных для использования входят базы данных Thomson Reuters, Financial Times fDi Markets database, Dealogic, Mergermarket, Bloomberg, ISI Emerging Markets, Capital IQ, European Investment Monitor и др. Также существуют специализированные порталы мониторинга корпоративной новостной информации, такие как Factiva, Orbis, Hoover, Nexis и Zoominfo, которые содержат дополнительную информацию о деятельности компаний в различных странах мира. К достоинствам коммерческих баз данных следует отнести то,

что информация из них отличается высокой степенью достоверности, единовременно может предоставляться «комплект» данных с целым перечнем проектов для каждой страны. Среди недостатков можно выделить то, что описываемые источники не учитывают абсолютного большинства инвестиционных сделок, особенно проектов небольшого масштаба, информация о которых ограничена или отсутствует, а также высокую стоимость доступа к этим источникам.

Рассмотрим различия статистических данных, сопоставив официальные сведения о ПИИ в странах АСЕАН от Министерства коммерции КНР с информацией из базы данных о трансграничных ПИИ Heritage Foundation.

Согласно статистике Министерства коммерции КНР, потоки ПИИ в страны АСЕАН в 2010 г. составили 4,4 млрд долл. США (9,8 % от общей суммы инвестиций китайских компаний в Азии), а объем накопленных ПИИ в 2010 г. составил 14,3 млрд долл. США Среди государств, принимающих наибольшие объемы китайских инвестиций, на конец 2010 г. с большим отрывом лидировал Сингапур (6,1 млрд долл. США накопленных ПИИ из Китая). Существенно меньшие, но, тем не менее, значительные для принимающих стран объемы китайских инвестиций направляются в Мьянму, Камбоджу, Таиланд, Вьетнам и Индонезию (от 1 до 2 млрд долл. США накопленных ПИИ из Китая). Например, согласно данным Инвестиционного совета Камбоджи, КНР в 2009 г. был крупнейшим инвестором в стране. В Лаосе и Мьянме объемы китайских инвестиций в 2010 г. также были существенными и составили 9 и 22 % соответственно [2]. В остальных странах региона объем накопленных ПИИ из КНР не превышает

1 млрд долл. США (рис. 2).

Рис. 2. Объемы накопленных инвестиций из КНР в странах АСЕАН составлено по данным Министерства коммерции КНР на 2010 г. (млн долл. США): 1 - Бруней (45), 2 - Камбоджа (1129), 3 - Индонезия (1150), 4 - Лаос (845), 5 - Малайзия (708), 6 - Мьянма (1946), 7 - Филиппины (386), 8 - Сингапур (6069), 9 - Тайланд (1080), 10 -Вьетнам (986)

В структуре накопленных инвестиций в 2010 г. преобладали такие отрасли, как энергетика (нефть, газ, уголь, гидроэнергия, альтернативные источники энергии), финансы, добывающая отрасль и производство (рис. 3).

5

4

Ї 2 США): 1- энергетика (2776), 2 - тор-

Рис. 3. Распределение накопленных объемов ПИИ из КНР в странах АСЕАН с разбивкой по секторам экономики по данным Министерства коммерции КНР на 2010 г. (млн долл.

говля (1875), 3 - производство (1901), 4 - финансы (2935), 5 - добывающая отрасль (1843), 6 - строительство (1160), 7 - транспорт (841), 8 - сельское хозяйство, лес (528), 9 - другие (487)

Распределение инвестиций по секторам экономики и странам-получателям инвестиций на основе данных Министерства коммерции КНР представлено ниже.

Согласно данным Heritage Foundation объемы и структура распределения китайских прямых инвестиций по странам региона существенно отличаются от официальной статистики. На начало 2013 г. объем накопленных ПИИ в регионе составил 80,6 млрд долл. США (в 2010 г. 42,4 млрд - сумма в 3 раза больше, чем по статистике Минком-мерции КНР). Распределение инвестиционных потоков по странам региона более равномернно. В первую очередь обращает на себя внимание относительно малый объем полученных Сингапуром прямых инвестиций по сравнению с данными Минкоммерции КНР. Объясняется это тем, что существенная часть инвестиций поступает туда в транзитных целях. Большая доля Индонезии (32 % от всего объема инвестиций в АСЕАН) обусловлена осуществлением целого ряда капиталоемких инвестиционных проектов в сфере добычи природных ресур-

Энергетика (нефть, газ, уголь, гидроэнергия, альтернативные источники)

Оптово-розничная торговля Промышленность

Сингапур, Вьетнам, Мьянма, Камбоджа, Индонезия

Сингапур, Вьетнам, Малайзия Вьетнам, Малайзия, Таиланд, Камбоджа, Лаос Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины Сингапур, Вьетнам, Лаос Камбоджа, Таиланд, Мьянма Сингапур

Лаос, Вьетнам, Индонезия, Мьянма, Камбоджа, Таиланд, Филиппины

Финансовый сектор

Аренда и финансовые услуги Строительство Транспорт и склады Сельское хозяйство, лес

сов (нефть, газ, уголь, металлы), в которых участвуют китайские компании (рис. 4).

Рис. 4. Объемы накопленных инвестиций из КНР в странах АСЕАН по данным Heritage Foundation на июнь 2013 г. (млн. долл США): 1 - Бруней (2500), 2 - Камбоджа (4150), 3 - Индонезия (25930), 4 -Лаос (7060), 5 - Малайзия (9890), 6 - Мьянма (5370), 7 - Филиппины (3780), 8 - Сингапур (8030), 9 - Тайланд (2670), 10 - Вьетнам (11210)

Структура отраслевого распределения инвестиционного капитала также серьезно отличается от данных Минкоммерции КНР. Более 50 % объема накопленных инвестиций китайских компаний (на июнь 2013 г.) были направлены в капиталоемкий энергетический сектор, который по классификации Heritage Foundation включает нефть, газ, уголь, гидроэнергию, альтернативные источники энергии, а также в добычу металлов. В настоящее время на долю АСЕАН приходится около 15 % поставок нефти в Китай, масштабные контракты заключены с индонезийскими компаниями на разработку и поставку нефти и сжиженного газа. Китай является крупнейшим импортером вьетнамского угля и других минералов. В Лаосе КНР привлекают гидроэнергетический потенциал и возможность участия в развитии электроэнергетической промышленности. Из Мьянмы в Кунмин ведется строительство нефтепровода, а также интенсивное дорожное строительство, которое сократит пути доставки ближневосточной нефти в юго-западные районы Китая. Кроме этого, строятся авто- и железные дороги, морские порты и аэропорты в других странах региона (рис. 5).

Рис. 5. Распределение накопленных объемов ПИИ из КНР в странах АСЕАН с разбивкой по секторам экономики по данным Heritage Foundation на 2013 г. (млн долл. США): 1- сельское хозяйство, лес (3380), 2 - энергетика (42160), 3 - финансы (530), 4 - металлы (16960), 5 - другое (1840), 6 -недвижимость (6450), 7 - транспорт (9790)

Отраслевое распределение основных потоков ПИИ в странах АСЕАН по данным Heritage Foundation представлено ниже.

Итак, в статье были описаны основные тенденции привлечения прямых иностранных инвестиций из КНР странами АСЕАН, а также проанализированы проблемы статистической оценки объемов и пространственно-отраслевого распределения китайских инвестиций. В настоящее время эмпирических доказательств влияния ПИИ из КНР на развитие экономик принимающих стран АСЕАН практически не существует. В имеющейся литературе относительно эффектов ПИИ в развивающихся странах, как правило, страны-инвесторы не подразделяются на развитые и развивающиеся [18, 25]. Тем не менее, как утверждается в докладе ЮНКТАД World Investment Report [30], эффекты от ПИИ из развивающихся стран в части создания рабочих мест и оказания косвенных эффектов на экономику принимающей страны больше, чем при ПИИ из развитых стран.

Анализ и сопоставление различных источников статистических данных о ПИИ из Китая в странах АСЕАН показали, что каждая информационная база имеет особенности, ограничения и свои сферы применения. Сведения о масштабах и пространственно-отраслевом распределении инвестиций могут противоречить друг другу, что является одним из основных ограничений для совместного использования различных источников. Вместе с тем характеристики каждой информационной базы взаимодополняемы, поэтому данные должны использоваться совместно. При этом для каждого из источников необходимо задать уровень доверительности (доверительный интервал), а также определить ограничения и возможности каждого из них. В применяемой конфигурации источников данных необходимо опытным путем установить «модуль перехода», который позволит с некоторыми допущениями совместно анализировать и интерпретировать информацию из различных источников. Кроме того, для расширения «библиотеки данных» может быть произведено полевое исследование, которое предполагает взаимодействие с местными учеными и практическими работниками в данной сфере, доступ к большему количеству источников. Однако такого рода исследование требует большого количества времени и высоких финансовых затрат.

Нефть, уголь, газ

Бруней, Индонезия, Камбоджа, Сингапур, Лаос, Вьетнам Мьянма, Лаос, Камбоджа, Малайзия Индонезия, Малайзия Мьянма, Вьетнам, Камбоджа, Индонезия, Малайзия, Филиппины Лаос, Малайзия, Индонезия, Сингапур Все страны АСЕАН, кроме Брунея Таиланд

Лаос, Камбоджа, Малайзия

Г идроэнергия Альтернативная энергетика Металлы

Недвижимость

Транспорт

Финансы

Сельское хозяйство, лес

Авторы благодарят коллег из совместного Научно-исследовательского центра ШЭМ ДВФУ и ИЭИ ДВО РАН за обсуждение работы и ценные советы.

Литература

1. База данных ПИИ секретариата АСЕАН. Режим доступа: http://asean-stats.asean.org. (дата обращения: 05.07.13).

2. База данных ПИИ ЮНКТАД. http:// Режим доступа: unctadstat.unc-tad.org. (дата обращения: 16.07.13).

3. Брагина Е.А. Модель развития новых индустриальных стран //Вестник российской академии наук. 1998. Том 68, № 1. С. 85-89. Режим доступа: http://www.ras.ru/FStorage/download.aspx?Id=3aeb91dc-6104-4765-9209-dbc0525a5af6. (дата обращения: 15.07.13).

4. Васильев Л.Е. и др. АСЕАН в начале 21 века. Актуальные проблемы и перспективы // ИДВ РАН. 2010. С. 177.

5. Всеобъемлющее инвестиционное соглашение АСЕАН. Режим доступа: http://www.unescap.org/tid/projects/tisiln-investagreement.pdf (дата обращения: 11.07.13).

6. Изотов Д.А., Суслов Д.В. Инвестиционное сотрудничество Дальнего Востока России со странами СВА: попытка активизации в конце 2000-х гг. // Россия и АТР. 2011. № 2. С.113-128.

7. Изотов Д.А., Суслов Д.В. Пока только намерения: первые итоги реализации программы сотрудничества между восточными регионами России и Северо-Востоком КНР (2009-2018 гг.) // ЭКО. 2011. № 3. С. 160-178.

8. Методология подсчета ПИИ МВФ, сайт МВФ. Режим доступа: http:// www.imf.org/external/np/sta/di/index.htm (дата обращения: 17.12.2012).

9. Методология подсчета ПИИ ЮНКТАД, сайт ЮНКТАД. Режим доступа: http://unctad.org/en/Pages/DIAE/Frequently%20Asked%20Ques-tions/Frequently-Asked-Questions.aspx (дата обращения: 17.12.2012).

10. Методология подсчета ПИИ ОЭСР, сайт ОЭСР. Режим доступа: http:/ /www.oecd.org/daf/internationalinvestment/investmentstatisticsan-danalysis/internationaldirectinvestmentstatisticsoecd.htm (дата обращения: 17.12.2012).

11. Методология подсчета ПИИ АСЕАН, сайт АСЕАН. Режим доступа: http://aseanstats.asean.org/Resources/PX/Databases/4Foreign%20Direct% 20Investments/FDIStatisticsMethodologicalNotes0ctober2012.doc. (дата обращения: 16.07.2013).

12. Мониторинг взаимных инвестиций в СНГ // Центр интеграционных исследований, Евразийский банк развития. Доклад № 6. 2012. Режим доступа: http://www.eabr.org/general//upload/CII%20-%20izdania/ MonitoringVzaimnikhInvesticii/MBI_ru.pdf (дата обращения: 20.11.2012).

13. Buckley, P. Foreign Direct Investment, China and The World Economy // Palgrave Macmillan. 2010. Р. 144.

14. Buckley; Clegg; Cross; Liu; Voss; Zheng. The determinants of Chinese outward foreign direct investment // Journ. of International Business Studies. 2007. 38 (4). Р. 499-518. Режим доступа: http://wenku.baidu.com/view/ 5e08ccd033d4b14e85246887 (дата обращения: 20.07.13).

15. Byron Gangnes. The Asian Crisis: Towards recovery And Reform Desa// Project LINK Expert Group of Economists from the Asian Region. Режим доступа: http://www.un.org/esa/policy/pastmeetings/unasia.pdf (дата обращения: 19.07.13).

16. Cheong; Plummer. FDI effects of ASEAN integration // Munich Personal RePEc Archive Paper. 2009. No. 26004. Р.14. Режим доступа: http://mpra. ub.uni-muenchen.de/26004. (дата обращения: 12.07.13).

17. Chia, S.Y., Sussangkarn C. The economic rise of China: challenges and opportunities for ASEAN //Asian Economic Policy Review. 2006. No. 1 (1). Р 102-128.

18. Fortanier F. Foreign direct investment and host country economic growth: Does the investor's country of origin play a role? // Transnational Corporations. 2007. No. 16 (2). Р. 41-76. Режим доступа: http://unctad.org/en/ docs/iteiit20072a2_en.pdf. (дата обращения: 19.07.13).

19. Frost S. Chinese Outward Direct Investment in Southeast Asia: How Much and What Are the Regional Implications?// SARC. 2004. Р 8. Режим доступа: http://www.burmalibrary.org/docs09/Frost_2004_Chinese%20outward %20direct%20investment%20Southeast%20Asia_CHN%2020.pdf. (дата обращения: 16.07..13).

20. Gaulier, Lemoine, Unal-Kesenci. China's Integration in East Asia: Production Sharing, FDI & High-Tech Trade // CEPII, 2005-09. Режим доступа: http: //cepii.fr/PDF_PUB/wp/2005/wp2005-09.pdf. (дата обращения:

12.07.13)...

21. Kubny, Molders, Nunnenkamp. Regional integration and FDI in emerging markets // Kiel Working Paper 1418, Kiel Institute for the World Economy, Kiel. 2008. Режим доступа: http://mercury.ethz.ch/serviceengine/Files/ ISN/57547/ipublicationdocument _singledocument/24ba4cba-0a5e-49bf-871c-0080b87b03ca/en/2008-04_1418_ Regional+Integration.pdf. (дата обращения: 15.07.13).

22. Kubny J, Voss H. China's FDI in ASEAN: Trends and impact on host countries Режим доступа: http://gdex.dk/ofdi10/Kubny%20 Voss_Chinas%20FDI% 20in%20ASEAN.pdf. (дата обращения:20.05.13).

23. Lee C. Plummer M. G. Economic Development in China and Its Implications for East Asia // University of Hawaii at Manoa Working Paper, 2004. Режим доступа: http://www.economics.hawaii.edu/research/workingpa-pers/WP_04-11.pdf. (дата обращения: 22.07.13).

24. Luo Xue, Han. How emerging market governments promote outward FDI: Experience from China. Journal of World Business. 2010. No. 45 (1). Р. 6879. Режим доступа: http://wenku.baidu.com/view/6a82f86d7e21af45b307a 8ce.html. (дата обращения: 11.07.13).

25. Mirza; Giroud; Jalilian; Weiss; Freeman And Than. Regionalisation, foreign direct investment and poverty reduction: the case of ASEAN // Bradford: University of Bradford. 2004. Режим доступа: http://www.oecd.org/deve-lopment/pgd/20356605.pdf (дата обращения: 15.07.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. OECD Investment Policy Reviews: China 2008 // OECD. Р. 71.Режим доступа: http://www.oecd.org/industry/internationalinvestment/inves-tmentfordevelopment/41792683.pdf. (дата обрания:16.07.13).

27. Pangestu M. China's economic rise and responses of ASEAN // JISI, K.R.A.W., ed. Rise of China and a changing East Asian order. Tokyo, Japan, Center for International Exchange, 2004. (дата обращения: 15.07.13).

28. Peter J. Buckley, Foreign Direct Investment, China and The World Economy. // Palgrave Macmillan. 2010. Р. 144.

29. Wong; Chan. China's outward direct investment: expanding worldwide. // China: An International Journal. 2003. No. 1(2). Рp.273-301. Режим доступа: http://wenku.baidu.com/view/b77b861fc5da50e2524d7f2a.html. (дата обращения: 20.07.13).

30. World Investment Report 2006: FDI from developing and transition economies: implications for development. UNCTAD. Режим доступа: http:/ /unctad.org/en/Docs/wir2006_en.pdf. (дата обращения: 16.07.13).

31. World Investment Report 2008 // UNCTAD, 2008. Режим доступа: .http:/ /unctad.org/en/Docs/wir2008_en.pdf. (дата обращения: 13.07.13).

32. World Investment Report 2009 // UNCTAD, 2009. Режим доступа: .http:/ /unctad.org/en/docs/wir2009_en.pdf. (дата обращения: 13.07.13).

33. World Investment Report 2011 // UNCTAD, 2011. Режим доступа: http:// www.unctad-docs.org/files/UNCTAD-WIR2011-Full-en.pdf. (дата обращения: 12.05.13).

34. World Investment Report 2012, стр. 7, UNCTAD, 2012. Режим доступа: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2012_embargoed_en.pdf (дата обращения: 16.12.2012).

35. World Investment Report 2013// UNCTAD, 2013, p.2. Режим доступа: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2013_en.pdf. (дата обращения: 19.07.13).

36. Zhan J. Global FDI flows in the shadow of the financial crisis: What is happening now and in the near future? // Global Think Tank Summit, Beijing, 4.07.2009.

References

1. Baza dannykh PII sekretariata ASEAN [PII database of the secretariat of ASEAN]. Available at: http://aseanstats.asean.org (accessed 05.07.13).

2. Baza dannykh PII YuNKTAD [PII UNCTAD database]. Available at: http:/ /unctadstat.unctad.org/ (accessed 16.07.13).

3. Bragina E. A. Model razvitiya novykh industrialnykh stran [Model of development of the new industrial countries]. Vestnik rossiyskoy akademii nauk, 1998, vol. 68, no.1, pp. 85-89.

4. Vasilev L.E. i dr. ASEAN v nachale 21 veka. Aktualnye problemy i per-spektivy [ASEAN at the beginning of 21 centuries. Actual problems and prospects]. IDVRAN, 2010, pp.177.

5. Vseoemlyushchee investitsionnoe soglashenie. ASEAN [ASEAN at the beginning of 21 centuries. Actual problems and prospects]. Available at: http://www.unescap.org/tid/projects/tisiln-investagreement.pdf (accessed 11.07.13).

6. Izotov D.A., Suslov D.V Poka tolko namereniya: pervye itogi realizatsii programmy sotrudnichestva mezhdu vostochnymi regionami Rossii i Severo-Vostokom KNR (2009-2018 gg.) [Only intentions: first results of implementation of the program of cooperation between east regions

of Russia and Northeast of the People’s Republic of China (2009-2018)]. EKO, 2011, no.3. pp.160-178.

7. Izotov D.A., Suslov D.V. Investitsionnoe sotrudnichestvo Dal’nego Vostoka Rossii so stranami SVA: popytka aktivizatsii v kontse 2000-kh gg. [Investment cooperation of the Far East Russia with SVA countries: activization attempt at the end of the 2000th.]. Rossiya i ATR, 2011, no. 2. pp.113-128.

8. Metodologiyapodscheta PIIMVF, saytMVF [Methodology of calculation of PII IMF, IMF site]. Available at: http://www.imf.org/external/np/sta/ di/index.htm (accessed 17.12.2012).

9. Metodologiya podscheta PII YuNKTAD, sayt YuNKTAD [Methodology of calculation of PII UNCTAD, UNCTAD site]. Available at: http:// unctad.org/en/Pages/DIAE/Frequently%20Asked%20Questions/ Frequently-Asked-Questions.aspx (accessed 17.12.2012).

10. Metodologiya podscheta PII OESR, sayt OESR [Methodology of calculation of PII UNCTAD, UNCTAD site]. Available at: http://www. oecd.org/daf/internationalinvestment/investmentstatisticsandana-lysis/internationaldirectinvestmentstatisticsoecd.htm (accessed 17.12.2012).

11. Metodologiya podscheta PII ASEAN, sayt ASEAN [Methodology of calculation of PII of ASEAN, ASEAN site]. Available at: http://aseanstats. asean.org/Resources/PX/Databases/4-Foreign%20Direct%20Invest-mentsZFDIStatisticsMethodologicalNotes-0ctober2012.doc (accessed

16.07.13).

12. Monitoring vzaimnykh investitsiy v SNG. [Monitoring of mutual investments into the CIS]. Tsentr integratsionnykh issledovaniy, Evraziyskiy bank razvitiya, 2012. Dokl. no. 6. Available at: http://www.eabr.org// general/upload/CII%20-%20izdania/MonitoringVzaimnikhInvesticii/ MBI_ru.pdf (accessed 20.11.2012).

13. Buckley, P. Foreign Direct Investment, China and The World Economy. Palgrave Macmillan, 2010, p. 144.

14. Buckley; Clegg; Cross; Liu; Voss; Zheng. The determinants of Chinese outward foreign direct investment. Journal of International Business Studies, 2007, no. 38 (4), pp.499-518.. Available at: http://wenku.baidu. com/view/5e08ccd033d4b14e85246887 (accessed: 20.07.13).

15. Byron Gangnes. The Asian Crisis: Towards recovery And Reform Desa. Project LINK Expert Group of Economists from the Asian Region. Available at: http://www.un.org/esa/policy/pastmeetings/unasia.pdf (accessed: 19.07.13).

16. Cheong; Plummer. FDI effects of ASEAN integration. Munich Personal RePEc. Archive Paper no. 26004, 2009, p.14. Available at: http://mpra.ub. uni-muenchen.de/26004/ (accessed: 12.07.13).

17. Chia S.Y.; Sussangkarn C. The economic rise of China: challenges and opportunities for ASEAN. Asian Economic Policy Review, 2006, no.1(1), pp.102-128.

18. Fortanier, F. Foreign direct investment and host country economic growth: Does the investor’s country of origin play a role? . Transnational Corporations, 2007, no. 16 (2), pp.41-76. Available at: http://unctad.org/ en/docs/iteiit20072a2_en.pdf (accessed: 19.07.13).

19. Frost, S. Chinese Outward Direct Investment in Southeast Asia: How Much and What Are the Regional Implications. SARC, 2004. p.8. Available at: http://www.burmalibrary.org/docs09/Frost_2004_Chinese% 20outward %20direct%20investment%20Southeast%20Asia_CHN%2020. pdf (accessed: 16.07.13).

20. Gaulier, Lemoine, Unal-Kesenci. China’s Integration in East Asia: Production Sharing, FDI & High-Tech Trade. CEPII, 2005-09 Available at: http://cepii.fr/PDF_PUB/wp/2005/wp2005-09.pdf (accessed: 12.07.13).

21. Kubny; Molders; Nunnenkamp. Regional integration and FDI in emerging markets. Kiel Working Paper 1418, Kiel Institute for the World Economy, Kiel. 2008 Available at: http://mercury.ethz.ch/serviceengine/ Files/ISN/57547/ipublicationdocument _singledocument/24ba4cba-0a5e-49bf-871c-0080b87b03ca/en/2008-04_1418_ Regional+Integration.pdf (accessed: 15.07.13).

22. Kubny J; Voss H. China’s FDI in ASEAN: Trends and impact on host countries. Available at: http://gdex.dk/ofdi10/Kubny% 20Voss_Chinas% 20FDI%20in%20ASEAN.pdf (accessed:20.05.13).

23. Lee, C.; Plummer, M. G. Economic Development in China and Its Implications for East Asia. University of Hawaii at Manoa Working Paper, 2004. Available at: http://www.economics.hawaii.edu/research/working papers/WP_04-11.pdf (accessed: 22.07.13).

24. Luo, Xue, Han. How emerging market governments promote outward FDI: Experience from China. Journal of World Business, 2010, 45 (1), pp.68-79. Available at: http://wenku.baidu.com/view/6a82f86d7e21af-45b307a8ce.html (accessed: 11.07.13).

25. Mirza, Giroud. Jalilian, Weiss, Freeman, Than. Regionalisation, foreign direct investment and poverty reduction: the case of ASEAN. Bradford: University of Bradford. 2004. Available at: http://www.oecd.org/deve-lopment/pgd/20356605.pdf (accessed: 16.07.13).

26. OECD Investment Policy Reviews: China 2008. p. 71. Available at: http:/ /www.oecd.org/industry/internationalinvestment/investmentfordevelop -ment/41792683.pdf (accessed:16.07.13).

27. Pangestu M. China’s economic rise and responses of ASEAN. JISI, K.R.A.W., ed. Rise of China and a changing East Asian order. Tokyo, Japan, Center for International Exchange, 2004. (accessed: 15.07.13).

28. Peter J. Buckley. Foreign Direct Investment, China and The World Economy. Palgrave Macmillan, 2010, pp. 144.

29. Wong, Chan. China’s outward direct investment: expanding worldwide. China: An International Journal, 2003, no. 1(2), pp.273-301. Available at: http://wenku.baidu.com/view/b77b861fc5da50e2524d7f2a.html (accessed: 20.07.13).

30. World Investment Report 2006: FDI from developing and transition economies: implications for development. UNCTAD. Available at: http:/ /unctad.org/en/Docs/wir2006_en.pdf accessed: 16.07.13).

31. World Investment Report. UNCTAD, 2008. Available at: http://unctad.org/ en/Docs/wir2008_en.pdf (accessed: 13.07.13).

32. World Investment Report. UNCTAD, 2009. Available at: http://unctad.org/ en/docs/wir2009_en.pdf (accessed: 13.07.13)

33. World Investment Report .UNCTAD, 2011. Available at: http://www.unc-tad-docs.org/files/UNCTAD-WIR2011-Full-en.pdf. (accessed: 12.05.13).

34. World Investment Report .UNCTAD, 2012. Available at: http://unctad.org/ en/PublicationsLibrary/wir2012_embargoed_en.pdf (accessed: 16.12.2012).

35. World Investment Report 2013. UNCTAD, 2013, p.2 Available at: http:/ /unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2013_en.pdf (accessed: 19.07.13).

36. Zhan J. Global FDI flows in the shadow of the financial crisis: What is happening now and in the near future?. Global Think Tank Summit. Beijing, 4.07.2009.

© Сустов Д.В., Соковнин В.Б., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.