Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития рынка розничного кредитования'

Проблемы и перспективы развития рынка розничного кредитования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
625
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЫНКА / РОЗНИЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров Ю.

Одним из основных направлений работы любого банка сегодня является кредитование физических и юридических лиц. Спектр услуг, виды и формы кредитов весьма разнообразны. Наиболее востребованным является потребительское кредитование. На сегодняшний день рынок потребительского кредитования является самым востребованным и доходным сегментом деятельности коммерческих банков. Так, за последние полтора года объем выданных населению кредитов увеличился в три с лишним раза, а их доля впервые за всю историю российской банковской системы превысила 10% активов [2, с. 11].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития рынка розничного кредитования»

3. Дагестанская правда. 2006. № 336.

4. Даниялова Н.В. Социалистическая реконструкция народного хозяйства Дагестана. Махачкала, 1962.

5. Державин А.Н. Новые гидробиологические учреждения на Каспий // Русский гидробиологический журнал. 1929.

6. История индустриализации Северного Кавказа (1926-1932 г.г.). Документы и материалы. Грозный, 1971.

7. Нахшунов И.Р. Экономические последствия присоединения Дагестана к России. Махачкала, 1956.

8. ЦГА РД. Ф. Р-16.

9. ЦГА РД Ф. Р-168.

10. ЦГА РД. Ф. Р-260.

ПЕТРОВ Ю.

си ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА РОЗНИЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

л

\- -

о со

7

^ Одним из основных направлений работы любого банка сегодня является кредитование физи-

ческих и юридических лиц. Спектр услуг, виды и формы кредитов весьма разнообразны. Наиболее востребованным является потребительское кредитование. На сегодняшний день рынок потребитель-

о ского кредитования является самым востребованным и доходным сегментом деятельности коммерческих банков. Так, за последние полтора года объем выданных населению кредитов увеличился в три с лишним раза, а их доля впервые за всю историю российской банковской системы превысила

□ 10% активов [2, с. 11]. Российские банки выдают кредитов на сумму больше, чем вкладываются в

^ корпоративные ценные бумаги (и это при весьма высоких темпах роста данного рынка), больше, чем резервируют ликвидных активов, необходимых для бесперебойного расчетного обслуживания. В

0 результате отечественные финансовые учреждения попадают в зависимость от розничного кредито-

ф вания физических лиц. Об этом красноречиво свидетельствует такой факт: только за июль 2006 г.

§ ссуды населению выросли на 50 млрд. руб., в то время как все активы банков — менее чем на 80

ф млрд. руб. В условиях снижения темпов роста кредитов реальному сектору, наблюдающегося во вто-

Ш

Ц рой половине 2006 г., соотношение этих займов к потребительским ощутимо меняется в пользу пос-

д ледних [2, с. 11]. Причина такого повышенного внимания банковской системы к гражданам лежит

о на поверхности — это высокая норма прибыли. Даже по официальной статистике Банка России, сред-

^ невзвешенные процентные ставки по рублевым кредитам физическим лицам в полтора раза выше,

5 чем ставки по аналогичным займам, предоставленным предприятиям. При этом реальные доходы

з банков за счет различных дополнительных вознаграждений — комиссий за открытие и обслужива-

$ ние счета, зачисление наличных, досрочное погашение и тому подобное — оказываются еще выше.

о Необходимо отметить также тот факт, что если кредитные ставки по кредитам предоставляемым пред-

£2 принимателям и юридическим лицам имеют хоть и слабую, но тенденцию к снижению, то ставки по

2 кредитам предоставляемым населению наоборот немного, но растут. Однако, как и следовало ожи-

0 дать, высокий уровень прибыли сопровождается повышенным риском. На рынке кредитования насе-^ ления устойчиво складывается тенденция к росту проблемной и просроченной задолженности. На ^ наш взгляд, это, прежде всего можно связать с ухудшением качества предоставляемых кредитов. | Высокая конкуренция на этом сегменте банковской деятельности, а также приход большого количе-^ ства иностранных банков, специализирующихся на потребительском кредитовании имеющих деше-™ вые ресурсы (примером может послужить банк «Сосьете Женераль»), по оценкам некоторых специа-

1 листов, может привести к значительному снижению уровня доходности и последующему закрытию ® банков долгое время специализировавшихся на данном виде кредитования. В стремлении составить Ц конкуренцию иностранным банкам отечественные кредитные организации идут по пути упрощения I процедуры получения кредита и сокращения необходимого пакета документов. Это приводит к ши-^ рокому распространению «скоринговых» систем оценки платеже- и кредитоспособности заемщика.

Сущность данной системы состоит в том, чтобы принимать решение на основании кредитного рейтинга полученного заемщиком при заполнении Заявления-анкеты. Автоматизация процесса, стремление выдавать кредиты «не задумываясь», на основании стандартных табличек, становятся во главу угла и даже преподносятся в рекламных кампаниях как ключевой фактор. Но необходимо отметить, что данная система не всегда отражает реальное положение дел, что и приводит к отказу в предоставлении кредита конкретному заемщику. Именно поэтому многие банки проводят политику, предусматривающую по истечении определенного срока повторное обращение за получением кредита. Но и для самого кредитора применение скоринговых систем оценки чревато последствиями. Примером может послужить ситуация сложившаяся с банком «Хоум Кредит Финанс», который строит свою рекламу на минимизации необходимых для получения кредита документов. По итогам второго полугодия 2006 г. банк показал убытки на сумму около 600 млн. руб., что заметно больше его уставного капитала, а предъявленный им уровень просрочки по кредитам физическим лицам превышает 16% [4, с. 11]. Расширение круга потенциальных заемщиков автоматически ведет к снижению их «качества». В кредитные программы вовлекаются все менее обеспеченные граждане, нагрузка на их бюджет увеличивается. По опросам исследовательского центра РОМИР, около четверти должников тратят на погашение и обслуживание кредитов более четверти семейного бюджета, что очень много. 2 Можно возразить, что роль кредита в бюджетах домашних хозяйств в России заметно меньше, чем в ^ развитых странах. Однако там эффективно работают банковские системы и компенсаторные меха- ц низмы — такие, как финансовое страхование. К тому же более низкий уровень процентных ставок ^ и значительные сроки погашения делают кредиты куда менее обременительными, что соответствен- ^ но снижает риск их невозврата. Однако не только несовершенство методики оценки заемщика и боль- ^ шая нагрузка на бюджет заемщика являются причинами роста просроченной задолженности. В пос- ^ леднее время значительно увеличился объем мошеннических действий в сфере кредитов предостав- ^ ляемых населению. Лояльность банка к клиентам воспринимается данными лицами как возможность о с небольшими затратами получить довольно большую прибыль. Одним из основных методов противодействия мошенникам, на наш взгляд, может послужить более широкое распространение и вовле- □ чение большего количества банков в бюро кредитных историй. Некоторые аналитики проводят ана- О логию сложившейся ситуации на российском рынке потребительского кредитования с начальной стадией банковского кризиса, произошедшего в республике Корее. Эксперты сходятся во мнении, что ^ таковой кризис не минуем, и к нему нужно начинать готовиться заранее, а не по его итогам. Одним о из механизмов, способных компенсировать последствия кризиса, может стать система, созданная по £ аналогии с действующей ныне системой страхования банковских вкладов населения, которая, безус- о ловно, оправдывает себя. Как было сказано выше, одним из важнейших методов противодействия росту ^ просроченной задолженности является более полное использование бюро кредитных историй. В Рос- х сии сегодня тоже есть нормативная основа для ее деятельности: после долгих обсуждений и много- о кратных переделок принят специальный закон. Однако его практическая реализация оставляет же- ° лать лучшего. Банки не спешат предоставлять свои клиентские базы, не без оснований опасаясь утечки ф информации. Некоторые важнейшие игроки (в частности, Сбербанк и банк «Русский Стандарт») на- о мерены создать собственные кредитные бюро, что формально не противоречит законодательству, но о ставит под вопрос саму идею обмена информацией о заемщиках. Действительно, зачем банку кре- ^ дитное бюро, в котором есть информация только о его собственных клиентах? Он и без него знает о 2 них гораздо больше. Множественность кредитных бюро усложняет получение полной информации о ^ потенциальном заемщике. Да и сами частные клиенты вовсе не горят желанием раскрывать инфор- о

ш

мацию о полученных ссудах. Хотя в идеале справка о положительной кредитной истории, выданная уважаемым кредитным бюро, должна существенно облегчить заемщику получение следующего о кредита. ^

Однако, помимо положительных тенденций, складывающихся благодаря росту потребительского кредитования, на наш взгляд, необходимо отметить и отрицательные моменты. Дело в том, что ф кредиты предоставляются в основном на покупку товаров длительного пользования и автомобилей, причем зарубежного не отечественного производства. Это означает, что в обмен на объективное по- ¡^ вышение рискованности активов кредитных организаций (в связи с рискованностью кредитов насе- ® лению) российская экономика практически ничего не приобретает: рост потребительского спроса поддерживает в основном импорт (бытовой техники и автомобилей), а не отечественную промыш- § ленность. К примеру, соотношение кредитных средств направленных на развитие машиностроитель- о

ного комплекса и кредитование населения по стоянию с 2001 г по 2006 г. существенно изменилось. На начало периода соотношение было в пользу машиностроительного комплекса в пропорциях 2:1. На конец периода ценовой объем импорта увеличился на 180%, тогда как выпуск отечественной машиностроительной продукции только на 117%. Данный факт наглядно отражает устойчиво складывающуюся тенденцию к финансированию импорта — кредитуя население, банки стимулируют рост экономики, но в основном других стран [1, с. 11].

Рынок потребительского кредитования (банковского ритейла) отличается огромным ассортиментом, присутствуют как наиболее востребованные кредитные продукты, так и продукты узко специализированные, направленные на решение каких-либо конкретных задач возникающих у клиентов. Для детального анализа тенденций сложившихся непосредственно в разрезе кредитных продуктов необходимо ввести классификацию. Все кредитные продукты (такая классификация применяется большинством банков) можно разделить по целевому характеру: кредиты на неотложные нужды, автокредитование, ипотечное кредитование.

На сегодняшний день кредит «на неотложные нужды» безусловный лидер среди всей линейки предоставляемых кредитных продуктов. Во-первых, большие суммы кредита (отдельные банки выдают до 1 млн. руб.). Во-вторых, возможность выбора обеспечения по кредиту (различные коммерческие банки принимают разные виды обеспечения — это либо поручительство физических лиц, либо залог, т.е. при отсутствии залога можно получить необходимую сумму под поручительство платежеспособных знакомых, отдельными банками выдаются кредиты и вовсе без обеспечения). И, в-третьих, отсутствие необходимости отчитываться перед банком о цели кредита (при подаче документов кредитный работник интересуется целью кредита, но это документально не фиксируется). Однако данный вид кредитования несет в себе и повышенный риск, это связано с тем, что некоторые организации, для того чтобы не собирать большой и затратный по времени пакет документов для кредитования юридического лица, берут кредиты «на сотрудников», а фактически для осуществления текущей деятельности организации, что характеризуется повышенным риском для банка. Поэтому при анализе заявок на получение кредита на неотложные нужды необходимо учитывать и такую возможность. В целом, на наш взгляд, популярность этого кредитного продукта вполне объяснима и понятна. Однако, именно в силу основных преимуществ данного вида кредитования на данный кредитный продукт приходится основная масса мошеннических действий, в связи с этим отдельные банки вовсе отказываются от кредитования «на неотложные нужды», примером может послужить МДМ-банк, в линейке кредитных продуктов которого до недавнего времени отсутствовал данный кредитный продукт в силу повышенного риска возникающего при его выдаче.

Вторым по распространенности является автокредитование. Рынок автокредитования является сейчас одним из наиболее востребованных и динамично развивающихся продуктов. Некоторые аналитики объясняют это, прежде всего, появлением на российском рынке большого количества автомобилей иностранного производства, находящихся в различных ценовых категориях, от самых доступных до автомобилей, отвечающих потребностям самой зажиточной части населения России. Высокое качество, в сравнении с автомобилями отечественного производства, «иномарок» позволяет сделать вывод о том, что машина исправно будет эксплуатироваться в течение длительного времени без дополнительных затрат на ее обслуживание, соответственно потребитель предпочитает заплатить немного больше сейчас и получить качественный автомобиль. Однако некоторые эксперты делают прогнозы о стагнации рынка банковского автокредитования. В качестве одной из самых главных причин приводится следующая: конкуренция между банками и производителями автомобилей. Тут необходимо отметить рычаги, которые те и другие могут использовать для достижения конкурентного преимущества. Банк: единственным рычагом, посредством которого может быть достигнуто конкурентное преимущество, для банка является процентная ставка, причем ее снижение ограничено порогом доходности, которую получает банк, и ставкой рефинансирования (исключение составляют так называемые «сырьевые» банки, являющиеся дочерней структурой крупных компаний, и филиалы иностранных банков, имеющие возможность дешевого фондирования). У непосредственных производителей рычагов больше: это и возможность снизить цену автомобиля (за счет снижения дохода получаемого от продаж), и возможность изменять процентную ставку по кредиту на автомобиль либо полностью отказаться от нее, рассрочка платежа. Данные выводы имеют право на жизнь и, на наш взгляд, банковское автокредитование переживает сейчас пик доходности, после которого наступит постепенный спад объемов выдач.

Особое внимание сегодня уделяется развитию ипотечного кредитования. Ипотека сегодня — одно их наиболее динамично развивающихся направлений розничного кредитования. Только в I полугодии 2006 года объем кредитования под залог недвижимости удвоился, чего не удалось достичь за весь предшествующий год [6, с. 11]. Таким образом, по оценке аналитиков «Альфа-банка», на 1 июля объем рынка ипотечного кредитования в России достиг 6,2 млрд. долл. Аналитики предрекают этому рынку не менее 200% ежегодного роста на ближайшие несколько лет. Причем развитие механизмов ипотечного кредитования инициируется непосредственно правительством Российской Федерации, наглядным примером может послужить программа «Доступное жилье». Такое внимание со стороны правительства не случайно. Дело в том, что до недавнего времени получение ипотечного кредита все еще оставалось привилегией людей с достаточно высоким уровнем дохода. Это было связанно, прежде всего, с тем, что обслуживание ипотечного кредита ложилось тяжким бременем на бюджет семьи и, следовательно, для погашения кредита требовался достаточно высокий уровень дохода. Реализация подобных проектов позволяет сделать ипотечный кредит более доступным широким слоям населения. Однако средств, выделяемых на обслуживание подобного рода проектов, недостаточно. Примером может служить ситуация, сложившаяся в 2006 г. в Ростовской области. Средства, выделяемые на поддержку молодых семей (программа «Молодая семья») закончились в августе 2006 2 г., а все оставшиеся месяцы принимались только заявки на следующий год. Аналогичная ситуация ^ сложилась в 2006 г. и с программой помощи работникам бюджетной сферы в приобретении недвижимости [5, с. 11]. На наш взгляд, если исключить некоторые бюрократические барьеры, естествен- ^ но возникающие при взаимодействии с чиновниками, программы, проводимые правительством Рос- 2 сии и субъектов Федерации, довольно перспективны, единственным минусом являются небольшие ^ объемы средств выделяемых для реализации этих проектов. ^

Бум ипотечного кредитования объясняется огромным дефицитом, существующим сегодня на ^ российском рынке жилья. Площадь ежегодной застройки в России составляет около 40 млн. кв. м., а о потребность населения в жилье оценивается АИЖК (Агентство инвестиционно-жилищного кредитования) в 1,5 млрд. кв. м. Следствием огромных диспропорций в соотношении цены и спроса стано- □ вится соответствующий рост цен, который стимулирует граждан, собиравшихся приобрести недви- О жимость, поторопиться с осуществлением своих планов. Однако, даже подав заявку на кредит и получив в течение 14 дней положительный ответ банка, многие заемщики не успевали купить квартиру ^ по той цене, на которую изначально рассчитывали. Еще одним фактором, спровоцировавшим бурный о рост ипотеки особенно на первичном рынке жилья, стало принятие закона «О долевом строительстве». Чтобы избежать ответственности в связи с нарушением сроков сдачи построек и других, неприят- о ных для застройщиков последствий принятия закона, большинство строительных компаний отказа- ^ лись от практики продажи квартир в недостроенном доме, лишив, таким образом, покупателей воз- х можности сэкономить. Не последнюю роль в этом решении сыграло стремление застройщиков при- о держать недвижимость в период роста цен до момента полного завершения строительства. В резуль- ° тате для многих россиян приобретение недвижимости без использования кредита стала недоступно. ф Еще одной причиной является создание ажиотажа вокруг рынка жилья, а именно постоянные про- о гнозы увеличения цен, тем самым рынок жилья искусственно «перегревается». Показательна ситуа- о ция сложившаяся на Ростовском рынке недвижимости, где к концу 2006 г. ажиотаж, созданный про- ^ давцами недвижимости, привел к тому, что квартиры в течение дня дорожали один, а в некоторых ° случаях и несколько раз. При анализе сложившейся ситуации аналитики рынка недвижимости при- ^ шли к следующей пропорции: «в ноябре-декабре 2006 г. на Ростовском рынке недвижимости квад- о

ш

ратный метр площади дорожал на 1 руб. в час» [3, с. 11]. Причиной столь возросшего внимания к рынку недвижимости стало также возможность получения сверхприбыли за короткое время, именно о рост количества спекулятивных сделок и привел к стремительному росту цен. Все это послужило ^ причиной к тому, что все больше и больше людей обращается в банки за получением ипотечного кредита, «угнаться» за ценами просто не возможно. Необходимо отметить, что при составлении пла- ф нов развития во многих банках именно на реализацию ипотечных продуктов делается основной упор.

Тенденция уменьшения пакета документов для получения кредита и требований к платеже- и ^ кредитоспособности, сложившаяся сначала в сегменте кредитов на неотложные нужды, постепенно ® распространилась и на ипотечные продукты. Примером может послужить следующий факт: еще совсем недавно по ипотечным кредитам действовало следующее соотношение 30:70 (собственные сред- § ства/заемные средства), в апреле 2006 г. АКБ «Банк Москвы» первым начал реализацию программы о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.