Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития нижегородского туристического рынка'

Проблемы и перспективы развития нижегородского туристического рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
489
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / НИЖЕГОРОДСКИЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перова Татьяна Валентиновна, Закирова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются основные проблемы, влияющие на формирование и функционирование регионального туристического рынка. В исследовании проанализированы перспективы развития туристической отрасли Нижегородской области. В процессе исследования были выявлены особенности функционирования нижегородского туристического рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Перова Татьяна Валентиновна, Закирова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF NIZHNY NOVGOROD TOURIST MARKET

The article examines the main issues affecting the establishment and functioning of the regional tourism market. The study analyzes the prospects of the tourism industry of the Nizhny Novgorod region. In the research process were identified features of functioning of Nizhny Novgorod tourist market.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития нижегородского туристического рынка»

УДК 338.48

Т.В. ПЕРОВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: perova_tatyana83@mail.ru

О.В. ЗАКИРОВА, кандидат экономических наук, доцент, Поволжский государственный технологический университет, e-mail: myholding@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА

T.V. Perova, O.V. Zakirova

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF NIZHNY NOVGOROD TOURIST MARKET

В статье рассматриваются основные проблемы, влияющие на формирование и функционирование регионального туристического рынка. В исследовании проанализированы перспективы развития туристической отрасли Нижегородской области. В процессе исследования были выявлены особенности функционирования нижегородского туристического рынка.

Ключевые слова: туристская отрасль, нижегородский туристический рынок, проблемы и перспективы развития туризма.

The article examines the main issues affecting the establishment and functioning of the regional tourism market. The study analyzes the prospects of the tourism industry of the Nizhny Novgorod region. In the research process were identified features of functioning of Nizhny Novgorod tourist market.

Keywords: the tourism industry, Nizhny Novgorod tourist market, problems and prospects of tourism development.

Согласно «Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года» целью развития индустрии туризма «является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышения занятости и уровня доходов населения» [17].

Однако, обладая высоким туристическим потенциалом, роль и значение России в международной туристской индустрии недооценено. Согласно данным Всемирного экономического форума, в международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристическом секторе Российская Федерация имеет 59-е место, однако природным ресурсам России присвоен 5-й рейтинг, объектам историко-культурного наследия - 9-й рейтинг [5].

В таблице 1 представлены сводные данные по развитию туристкой отрасли в России за последние 5 лет (с 2009 по 2013 г.) [14].

Таблица 1 - Сводные данные по туристской отрасли в России с 2009 по 2013 г.

Характеристика 2009 2010 2011 2012 2013

Численность работников

туристических фирм (тыс.чел..) 795 1004 1098 1017 1118

Среднесписочная численность

работников коллективных средствах

размещения (тыс.чел.) 7,1 7,6 7,3 7,2 6,9

Инвестиции в основной капитал,

направленные на развитие

коллективных средств размещения (млн руб.) 515,4 819,0 233,8 198,3 19,4

Объем платных туристских услуг (млн руб.) 2120,3 2620,1 2731,8 3866,2 5634,0

Объем платных услуг гостиниц и

аналогичных средств размещения (млн руб.) 1427,3 1490,4 1578,4 2081,9 2394,0

Площадь номерного фонда

коллективных средствах размещения (тыс.кв.м) 199,5 196,5 207,3 200,5 200,3

Численность граждан РФ,

размещенных в коллективных

средствах размещения (тыс. чел.) 499,0 523,6 621,6 747,5 712,3

Численность иностранных граждан,

размещенных в Коллективных

средствах размещения (тыс. чел.) 19,3 25,5 25,2 41,9 40,0

По результатам исследований ВТО, Россия имеет возможность принимать до сорока млн иностранных туристов в год. На практике же, на десять российских туристов, выезжающих за рубеж, приходится только один иностранный гражданин, приезжающий в Россию.

В таблице 2 в соответствии с данными Единого федерального реестра туроператоров России отображено распределение туроператоров России по видам туризма [14].

Таблица 2 - Распределение туроператоров России по видам туризма

Количество туроператоров в ЕФР Внутренний туризм Международный въездной и выездной туризм Международный въездной туризм

е Рч 2010 единица 4 593 1 858 2 169 566

2011 единица 4 718 1 833 2 885 656

2012 единица 4 685 1 889 2 796 580

2013 единица 4 608 2 421 2 187 225

В г. Н. Новгороде и Нижегородской области зарегистрировано 82 туроператора, большинство из которых (66 туроператоров - 80%) занимаются внутренним туризмом, 9 туроператоров (11%) - выездным туризмом и 7 операторов (8,5%) - въездным туризмом.

Поводом для активного обсуждения и развития индустрии туризма является целая череда банкротств достаточно крупных туроператоров. Только с июля по сентябрь 16 туркомпаний и 20 юридических лиц ушли с туристического рынка России. Для сравнения -за последние четыре года прекратили свою деятельность 35 туркомпаний.

По аналогии с общероссийским туристическим рынком количество граждан, выезжающих из Нижегородской области, значительно превышает въездной поток.

Как и в большинстве российских регионов, в Нижнем Новгороде нет определенной туристической концепции и стратегии развития. Высокий туристический потенциал г. Н.Новгорода и Нижегородской области недостаточно эффективно используются туроператорами региона. По мнению экспертов, основными причинами являются низкий уровень развития индустрии туризма Нижегородской области и неизвестность области вследствие закрытости региона для российских и иностранных граждан до 1991 г.

Наибольшую долю на туристском рынке Нижегородской области занимают деловой, круизный, лечебно-рекреационный и познавательный виды туризма. Традиционно доминирует познавательный туризм, так называемая экскурсионка, ресурсом которой выступает богатейшее культурное наследие и большое количество ремесел и промыслов. Нижегородская область занимает лидирующее положение в России по количество ремесел и промыслов. Поэтому эти два направления туризма активно используются и поддерживаются на региональном и федеральном уровне.

Востребованными и перспективными направлениями туризма в Нижегородской области являются событийный и приключенческий туризм.

С целью изучения перспективных направлений развития нижегородского туристического рынка было исследовано потребительское предпочтение граждан, проживающих в Нижнем Новгороде и области. В исследовании приняли участие представители следующих возрастных категорий:

• молодые люди до 20 лет (20 %);

• от 20 до 30 лет (32,7 %);

• от 30 до 40 лет (14,5 %);

• старше 50 лет (13,6 %).

Основная часть респондентов (41,8 %) имеет статус служащих, студенты - 28,2 %, предприниматели - 15,5 %, руководители - 14,5 %, пенсионеры - 6,4 %, безработные - 3,6 %.

В результате проведенного исследования было установлено, что 53 % нижегородцев путешествуют раз в год, 30 % - отдыхают раз в полгода, редко отдыхают 12,7 % и 4,3 % -отдыхают довольно часто.

Анализируя зависимость мотивации путешествия от рода деятельности респондентов, было выявлено, что большинство туристов, имеющих статус предпринимателей и руководителей, путешествуют в рамках профессиональной деятельности, пенсионеры - с целью улучшения здоровья, студенты и служащие предпочитают экстрим и новые впечатления.

Растет количество туристов, предпочитающих организовывать свой отдых без участия туристической фирмы, - 35,5%, однако 65,45% - по-прежнему пользуются услугами турфирм.

При выборе туристической фирмы 51 % респондентов отдают предпочтение фирме, предоставляющей широкий ассортимент предлагаемых услуг; 30 % нижегородцев выбирают имидж фирмы, 10,9 % - отдают приоритет низким ценам.

По данным опроса, большинство нижегородцев (67 до 86 %) в ближайшее время хотели бы отдохнуть за рубежом и только люди старше 50 лет как приоритетным

направлением путешествия выбрали Нижегородскую область (75 %), 18,7 % - зарубежные страны.

По результатам исследования, 70 % опрошенных уже отдыхали в Нижегородской области. Мотивом выбора Нижегородской области в качестве места отдыха по сравнению с зарубежьем послужило отсутствие у них заграничного паспорта и возможность для такого путешествия не открывать заранее визу (60 %), а 22,6 % респондентов считают, что в Нижегородской области услуги, предоставляемые туристам, имеют оптимальное соотношение цены и качества. Более 10 % от общего числа опрошенных привлекает культурное наследие Нижегородской области.

Основной причиной отказа в выборе Нижегородской области как дестинации для туризма, по мнению респондентов, являются высокие цены по сравнению с зарубежными турами (48,5 % ответов респондентов). Второй причиной выступает низкое качество обслуживание (отметили 22,9 %), а 17,1 % опрошенных больше привлекает культура других городов России [4].

Базы отдыха выступают основным видом отдыха нижегородцев (28,8 %), далее по значимости идут автобусные экскурсии (22,7 %), санатории и пансионаты с лечением замыкают тройку лидеров (20 %).

По результатам исследования можно выделить следующие особенности нижегородского туристского рынка:

- переориентация туристических операторов с выездных направлений на внутренний туризм;

- предпочтение нижегородцами зарубежных туров, несмотря на достаточно большой выбор программ по Нижегородской области. Лишь среди людей пенсионного возраста доминирует доля в 75 %, отдавших голоса за отдых в России;

- незначительный поток въезжающих в Нижегородскую область туристов на фоне выездного туристического потока;

- рост числа туристов, организующих свой отдых без участия туристических организаций;

- имидж турфирмы и многообразие услуг являются наиболее значимыми факторами при выборе турфирмы;

- по сравнению с зарубежными турами нижегородские туры характеризуются высоким уровнем цен и низким качеством обслуживания [5].

Также необходимо выделить еще одно направление развития индустрии туризма Нижегородской области - проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году.

В соответствии с требованиями FIFA г. Н. Новгород должен располагать 7760 гостиничными номерами на момент проведения чемпионата. На данный момент в городе наблюдается дефицит средств размещения - 3126 номеров, в основном в категории 2-3 звезды.

Гостиничные предприятия должны будут разместить представителей высшего руководства FIFA, игроков футбольных команд, болельщиков и представителей СМИ.

Таким образом, к проведению чемпионата мира по футболу планируется построить 25 новых гостиничных предприятий и реконструировать три гостиницы, которые будут подразделятся на 3 группы:

гостиничные предприятия для размещения участников соревнования (представителей и гостей FIFA, спонсоров и представителей СМИ);

• гостиницы для размещения футбольных команд;

• гостиничные предприятия для размещения болельщиков [5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Байлик, С. И. Гостиничное хозяйство. Организация, управление, обслуживание [Текст] / С. И. Байлик. - К. : ВИРА-Р, 2011. - 252 с.

2. Бондаренко, Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов [Текст] / Г. А. Бондаренко. - М.:

2012. - 150 с.

3. Браймер, К. Основы управления предприятиями и организациями индустрии гостеприимства [Текст] /К. Браймер. - Alma mater: Вестник высшей школы. - 2013. - №6. - С. 40-47

4. Волков, Ю.Ф. Гостиничный и туристический бизнес [Текст] / Ю.Ф. Волков.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 348с.

5. Ефремова, М.В. Анализ проблем и перспектив развития нижегородского рынка туристических услуг [Текст] / М.В. Ефремова // Экономический анализ: теория и практика. -

2013. - № 18 (321). - С. 56 - 62.

6. Жукова, М. А. Менеджмент в туристском бизнесе [Текст] / М. А. Жукова. - 2-е изд., М. : Кнорус, 2010. - 192 с.

7. Зайцева, Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] / Н.А. Зайцева.- М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 224с.

8. Иванов, В. В., Гостиничный менеджмент [Текст] / В. В. Иванов, А. Б. Волов.- М.: ИНФРА-М, 2012. - 384 с.

9. Мельник, Е.А. Организация туристской деятельности [Текст] / Е.А. Мельник. - М.: Союз, 2008. - 214с.

10. Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области [Электронный ресурс] - http://minpred.government-nnov.ru/?id=11500

11. Нижегородский туристско-информационный центр [Электронный ресурс] -http://www.nnwelcome.ru/

12. Новиков, В.С. Инновации в туризме: учебное пособие [Текст] / В.С. Новиков.- М.: Академия, 2010. - 208 с.

13. Новиков, Д. Т. Управление качеством услуг на предприятиях в индустрии гостеприимства [Текст] / Д. Т. Новиков, Ю. В. Бусалов, Т. В. Сорокина. - М. : Издательство Рос.экон.акад., 2012. - 66 с.

14. Официальный сайт Федерального агентства по туризму РФ [Электронный ресурс] -http://www. russiatourism.ru

15. Постановление Правительства Нижегородской области от 04.10.2011 № 797 «Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в 2012-2016 годах»

16. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 «О Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)»»

17. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс] - http: // www.russiatourism.ru

18. Туризм в Нижнем Новгороде и области [Электронный ресурс] - http://tourismnn.ru

19. Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс] -http://www.consultant.ru/popular/consumerism

20. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 03.05.2012) [Электронный ресурс] -http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=129632&req=doc

© Перова Т.В., Закирова О.В., 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.