Научная статья на тему 'Анализ проблем и перспектив развития нижегородского рынка туристических услуг'

Анализ проблем и перспектив развития нижегородского рынка туристических услуг Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2635
480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ТУРИСТ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ / ТЕНДЕНЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / РАЗВИТИЕ / ПЕРСПЕКТИВА / ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ефремова М.В.

Приведены результаты исследования нижегородского рынка туристических услуг. На основе анкетирования нижегородцев выявлены проблемы и показаны перспективы развития регионального туристического рынка. Разработаны рекомендации для увеличения туристических потоков в Нижегородскую область.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ефремова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем и перспектив развития нижегородского рынка туристических услуг»

УДК 338.48

анализ проблем и перспектив развития

нижегородского рынка туристических услуг*

М. В. ЕФРЕМОВА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента в сервисе и туризме Е-тай: етупМ@таИ ги Нижегородский государственный университет

имени Н. И. Лобачевского -Национальный исследовательский университет

Приведены результаты исследования нижегородского рынка туристических услуг. На основе анкетирования нижегородцев выявлены проблемы и показаны перспективы развития регионального туристического рынка. Разработаны рекомендации для увеличения туристических потоков в Нижегородскую область.

Ключевые слова: маркетинговые исследования, турист, туристическая компания, тенденция, региональный туристический рынок, развитие, перспектива, проблема.

Россия, несмотря на высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом рынке в этом секторе. В международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристическом секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом, Россия заняла лишь 59-е место из 133 стран, при этом природные богатства нашей страны оцениваются достаточно высоко - им присвоен 5-й рейтинг, а объектам культурного наследия - 9-й рейтинг [1]. Согласно данным Всемирной туристической организации, потенциальные возможности России позволяют принимать до 40 млн иностранных туристов в год. Однако фактическое количество

* Статья подготовлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Нижегородском государственном университете имени Н. И. Лобачевского - Национальном исследовательском университете.

въезжающих в Россию иностранных туристов почти в 20 раз меньше. Так, в 2011 г. Россию посетили 2,33 млн иностранных туристов [2]. Российские туристы также нечасто проводят отпуск в своей стране. По данным Федерального агентства по туризму, в 2011 г. за границу выехало более 14,5 млн россиян, что на 15 % больше по сравнению с 2010 г.

Предпочтения россиян в отношении направлений выезда почти не меняются на протяжении последних лет. По итогам 2011 г. все так же лидирует Турция, а Египет уступил второе место Китаю, переместившись на третье место (рис. 1).

По количеству прибывших в нашу страну иностранцев, по данным 2011 г., продолжает лидировать Германия, на втором месте - Великобритания, далее следуют Италия, Испания и Китай (рис. 2).

Исходя из представленных данных (см. рис. 1, 2) видно, что на одного въезжающего в Россию иностранного туриста приходится шесть российских туристов, выезжающих за рубеж. От такой диспропорции экономика России недополучает огромные средства, в то время как бюджеты иностранных государств пополняются за счет наших туристов.

По данным Единого федерального реестра туроператоров России, по состоянию на начало 2011 г. в стране зарегистрировано 4 405 операторов, из них большая часть (1 937 операторов, или 44 %) занимаются отправкой россиян за рубеж, чуть

3 000 000 2 500 000 2 000 000 1 500 000 1 000 000 500 000 0

2 681 662

1 452 813 1 502 344

912 105

780 234

702 346

645 303 612 464 571 063

394 581

Турция Египет Китай Финляндия Таиланд Германия Испания Греция Рис. 1. Выезд российских граждан за рубеж в 2011 г, чел. [2]

Италия

ОАЭ

400 000 ' 350 000 ' 300 000 250 000 ' 200 000 150 000 ' 100 000 ■ 50 000 0

346 627

234 127

169 763

133 630

128 533-125 062

100 773 94 863

80 754-/5 468

Германия Велико- Италия Испания Китай США Финляндия Франция Турция Израиль

британия

Рис. 2. Въезд иностранных граждан в Россию в 2011 г., чел. [2]

меньше половины (1 830 операторов, или 42 %) ведут деятельность на рынке внутреннего туризма, и всего 638 операторов (14 %) занимаются въездным туризмом [2].

В Нижегородской области зарегистрировано 82 туроператора, из них большая часть (66 операторов, или 80 %) работают на внутреннем рынке, всего 9 операторов (11 %) занимаются отправкой за рубеж, и 7 операторов (8,5 %) занимаются въездным туризмом.

В 2010 г. туристический поток в Нижегородскую область (включая россиян и иностранцев) составил 580,2 тыс. чел., что больше показателя предыдущего года на 3,5 %. Несмотря на наметившуюся положительную динамику, ситуация в Нижегородской области остается аналогичной общероссийской. Количество выезжающих из региона туристов значительно превышает въездной поток. По оценке министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского

рынка и услуг Нижегородской области, в 2010 г. нижегородские турфирмы отправили за рубеж 80 тыс. россиян, что на 13,9 % больше, чем в предыдущем году. Объем туристских услуг, оказанных нижегородскими турагентствами и туроператорами с 2005 по 2009 г., показан на рис. 3.

Наибольшую долю на региональном туристическом рынке занимают деловой, круизный, лечебно-рекреационный и культурно-познавательный виды туризма. Быстрыми темпами развиваются приключенческий туризм с активными формами передвижения и событийный. Средняя стоимость туров на популярные направления в 2010 г. составила порядка 35-40 тыс. руб. В начале 2011 г. некоторые агентства снизили цены на египетские туры до 30 %. В то же время выросли цены на европейские направления: рост составил 10-20 %, средняя стоимость тура достигла 70 тыс. руб. Операторы объясняют такое повышение ростом стоимости транспортных расходов [3].

2 000

1 500

1 000

500

246,9

2005

В настоящее время 2 500 туроператоры Нижегородской области предлагают туристам достаточно большой выбор туристических программ по Нижегородской области. Одними из популярных являются двух- и трехдневные туры по северному и южному кольцу Нижегородской области. Например, маршрут «Нижний Новгород - Го-родец - Семенов - Свет-лояр - Нижний Новгород» предполагает посещение трех крупных туристических центров северного Заволжья, где можно познакомиться с народными художественными промыслами; хохломской и городецкой росписью, золотой вышивкой и резьбой по дереву. Маршрут «Нижний Новгород - Арзамас -Дивеево - Большое Болдино - Нижний Новгород» включает посещение основных достопримечательных мест южной части Нижегородской области: духовного центра Поволжья - с. Дивеево и усадьбу А. С. Пушкина в Большом Болдино, где великий русский поэт создал более 50 своих лучших произведений.

Каждое воскресенье один из ведущих нижегородских операторов по внутреннему туризму ЗАО «Турист» для нижегородцев и гостей города проводит обзорную экскурсию «Город над Волгой и Окой». Кроме этого предлагаются интересные загородные маршруты: «Оринки - Лукино - Сартаково», «Городец - древнейший город земли нижегородской», «Древний Муром над тихой Окой».

Туристическая фирма ЗАО «Роза Ветров НН» фокусирует внимание на лечебно-оздоровительных, рекреационных турах и активных видах туризма, предлагая:

- базы отдыха, пансионаты, санатории в Нижегородской, Кировской областях, Чувашии;

- отдых на Черном море;

- экскурсионные туры по Нижегородской области;

- отдых для детей в спортивных и летних лагерях;

- сплавы по рекам, горнолыжные и другие активные виды туризма.

Ведущим направлением деятельности компании ООО «Триэл-Тур НН» является туристско-экскур-

2 120,3

1 919,6

1 352,3

966,2

2006

2007

2008

2009

Рис. 3. Объем туристских услуг, оказанных нижегородскими туристическими предприятиями с 2005 по 2009 г., млн руб. [3]

сионная деятельность по России, в том числе прием в Нижнем Новгороде отечественных и иностранных туристов. Экскурсионные туры по Золотому кольцу России включают такие интересные программы, как «Кострома весной», «Золотые купола» (Владимир -Суздаль - Ростов - Ярославль), «Гостеприимная провинция» (Углич - Мышкин - Мартыново).

Нижегородский туристический оператор ГК «ГАМА» является одним из лидеров в сегменте речных круизов не только в Приволжье, но и в России. Ассортиментная линия представлена широким спектром предложений по Волге, Оке и Каме на комфортабельных теплоходах «Алдан», «Александр Свешников», «А. С. Попов», «Афанасий Никитин», «Иван Кулибин», «Октябрьская революция». В 2012 г. ГК «ГАМА» был реализован крупный инвестиционный проект: спущен на воду новый колесный теплоход «Сура», конструктивные особенности которого позволяют ходить по мелководным рекам, самостоятельно сниматься с мели, причаливать в любом месте без причала, проходить под мостами. В 2012 г. ГК «ГАМА» формировала маршруты в Астрахань, Москву, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Тверь, Ярославль, Углич, Мыш-кин, Рязань, Пермь, Елабугу, Казань, Макарьев, Городец и др. Кроме этого, турфирма предлагает большой выбор корпоративных программ в собственном бизнес-пансионате «Волга», автобусные путешествия по Нижегородской области и России, летний отдых на Черноморском побережье Кавказа, зарубежный туры.

Несмотря на высокий туристический потенциал области, ресурсы используются туроператорами недостаточно эффективно. Основными причинами,

по мнению экспертов, являются неразвитость туристской инфраструктуры области и неизвестность региона вследствие закрытости Нижегородской области для российских и иностранных туристов до 1991 г. [3].

Для изучения перспектив развития туризма в Нижегородской области автором проведено маркетинговое исследование на основе специально разработанной анкеты. Всего было опрошено 220 чел. - жителей Нижнего Новгорода и области. Большинство опрошенных находятся в возрастной категории от 20 до 30 лет (32,7 %), на втором месте по численности в выборке представлены молодые люди в возрасте до 20 лет (20 %), Возрастная категория от 30 до 40 лет составила 14,5 % респондентов, наименьшая возрастная категория (старше 50 лет) -13,6 %. От общего числа респондентов основная часть (41,8 %) имеет статус служащих, студенты составляют 28,2 %, предприниматели - 15,5 %, руководители - 14,5 %, пенсионеры - 6,4 %, безработные - 3,6 %.

План маркетингового исследования представлен в таблице.

Как показали проведенные исследования, чуть более половины нижегородцев (53 %) путешествуют раз в год, почти треть (3 0 %) отдыхают раз в полгода, редко отдыхают 12,7 % и лишь 4,3 % - отдыхают довольно часто (рис. 4).

Цели путешествий респондентов представлены на рис. 5.

На основе перекрестного анализа зависимости мотивации путешествия от рода деятельности респондентов установлено, что большинство туристов, имеющих статус предпринимателей и руководителей, путешествуют в рамках профессиональной деятельности, пенсионеры - в целях улучшения здоровья, экстрим и новые впечатления предпочитают студенты и служащие (рис. 6).

При проверке гипотезы относительно роста количества туристов, предпочитающих организо-

План маркетингового исследования

Этап исследования Содержание

1. Определение цели Проанализировать сильные и слабые стороны внутреннего туризма Нижегородской области, определить перспективы развития регионального туристического рынка

2. Определение источников и методов сбора информации

2.1 Первичная маркетинговая информация Источниками первичной маркетинговой информации являются результаты опроса жителей г Нижнего Новгорода и Нижегородской области на основе специально разработанной анкеты

2.2 Определение методов проведения исследования и сбора информации Полевой метод исследования. Единицами выборки являются: потенциальные потребители туристических услуг (жители г Нижнего Новгорода и Нижегородской области). Места сбора информации: Нижегородская ярмарка, центральные улицы г. Нижнего Новгорода

2.3 Методы обработки и анализа информации Для обработки анкет используется компьютерная программа Spss/pc + Statistical Package for IBM PC

2.4 Планируемый результат исследования Результаты анализа должны дать возможность сформулировать выводы о состоянии и перспективах развития внутреннего туризма Нижегородской области

2.5 Период проведения исследования Март - апрель 2012 г.

Довольно часто

Редко

Один раз в полгода

Один раз в год

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос о частоте путешествий, %

вывать свой отдых без участия туристической фирмы, установлено, что число таких туристов среди нижегородцев действительно достаточно большое и составляет более трети (35,5 %), в то время как остальные (65,45 %) по-прежнему предпочитают пользоваться услугами туристических фирм.

На вопрос, какие факторы наиболее значимы при выборе туристической фирмы, почти половина (51 %) респондентов отметила широкий ассортимент предлагаемых услуг. Для 30 % нижегородцев наиболее значимым фактором является имидж фирмы, а приоритет низким ценам отдают 10,9 % опрошенных (рис. 7).

Анализ данных проведенного исследования показал, что

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Отдых Работа Экстрим, новые Улучшение

впечатления здоровья

Рис. 5. Распределение ответов респондентов по цели путешествий, %

Другое

100 -90 ' 80 ■ 70 ' 60 ■ 50 ■ 40 ■ 30 ■ 20 ■ 10 0

62,5

в— 94,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

1 59 |

Руководитель Предприниматель Служащий ^Н Отдых ^Н Работа Е ЕШ] Другое

Студент Экстрим, новые впечатления

Пенсионер Безработный Я Улучшение здоровья

Рис. 6. Соотношение целей путешествий с родом деятельности туристов, %

Широкий ассортимент

Удобное месторасположение

Имидж турфирмы

„ Низкие цены

Рис. 7. Распределение факторов выбора турфирм Нижнего Новгорода, %

большинство респондентов хотели бы в ближайшее время отдохнуть за границей - в зависимости от возраста количество таких людей составило от 67 до 86 %. Лишь люди старше 50 лет на первое место как приоритетное направление путешествия поставили Нижегородскую область (75 %), и только 18,7 % - зарубежные страны (рис. 8).

По данным опроса, почти 70 % респондентов уже отдыхали в Нижегородской области, соответственно оставшаяся часть пока не имела такого опыта. На вопрос относительно мотивов выбора Нижегородской области в качестве места отдыха по сравнению с зарубежьем большинство нижегородцев (60 %) назвали отсутствие у них заграничного паспорта и возможность для такого путешествия не открывать заранее визу, а 22,6 % опрошенных считают, что в Нижегородской области услуги, предоставляемые туристам, имеют оптимальное соотношение цены и качества. Более 10 % от общего числа опрошенных привлекает культурное наследие Нижегородской области (рис. 9).

60 40 20 0

77 3:

26,7

75

Рис. 8. Соотношение выбора мест отдыха в зависимости от возраста туристов, %

До 20 лет 20-30 лет 30-40 лет 40-50 лет Более 50 лет

пл Нижегородская область Другие города России |:::: :| За границей

Культура Нижегородской области

Другое

Оптимальное соотношение цены и качества

Отсутствие туристских формальностей

Рис. 9. Распределение факторов выбора Нижегородской области, %

Основным фактором, препятствующим в выборе Нижегородской области как дестинации для путешествия, по мнению респондентов, являются высокие цены по сравнению с зарубежными турами (48,5 % ответов респондентов). Второй по значимости фактор - это низкий уровень обслуживания (отметили 22,9 %), а 17,1 % респондентов больше интересует культура других городов России (рис. 10).

На вопрос о том, какие виды отдыха более предпочтительны, рекреацию на базах отдыха отметили 28,8 % опрошенных, автобусные экскурсии -22,7 %, санатории и пансионаты с лечением - 20 %. Экологические туры по Нижегородской области

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

предпочитают 16,3 %, а речные круизы - 12,7 % респондентов.

Таким образом, результаты исследования нижегородского туристического рынка позволили выявить следующие особенности:

- начинающийся поворот деятельности туристических операторов от выездных направлений в сторону внутреннего туризма, а также понимание ситуации, что внутренний туризм может быть привлекательным бизнесом;

- предпочтение нижегородцами зарубежных туров, несмотря на достаточно большой выбор программ по Нижегородской области. Лишь среди

Неинтересно Низкий уровень Интересует

Высокие цены

Другое

Рис. 10.

Распределение факторов, препятствующих в выборе Нижегородской области для туризма, %

людей пенсионного возраста доминирует доля в 75 %, отдавших голоса за отдых в России;

- незначительный поток въезжающих в Нижегородскую область туристов на фоне выездного туристического потока;

- рост числа туристов, организующих свой отдых без участия туристических фирм;

- широта предлагаемого ассортимента услуг и имидж турфирмы на рынке являются наиболее значимыми факторами при ее выборе;

- высокие цены и низкий уровень обслуживания в Нижегородской области по сравнению с зарубежными турами.

Список литературы

1. О Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.): постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644.

2. Официальный сайт Федерального агентства по туризму РФ - http://www. mssiatourism. ги.

3. Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в 2012-2016 годах: постановление Правительства Нижегородской области от 04.10.2011 № 797.

4. Туризм в Нижнем Новгороде и области -http://touгismnn. ги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.