Научная статья на тему 'Проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации'

Проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1243
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гевандова Яна Сергеевна, Бадалова Anastasya Nikolaevna

Данная статья посвящена анализу проблем, существующих в сфере организации государственного финансового контроля в России. В работе рассмотрены основные причины неэффективности его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации Гевандова Я. С.1, Бадалова А. Н.2

1Гевандова Яна Сергеевна / Овуа^оуа Уапа 8в^ввупа - студент, Юридический институт, Северо-Кавказский федеральный университет;

2Бадалова Анастасия Николаевна /БаЗа1оуа Лпаз1аауа Шко1ав\па - ассистент, кафедра административного и финансового права, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: данная статья посвящена анализу проблем, существующих в сфере организации государственного финансового контроля в России. В работе рассмотрены основные причины неэффективности его реализации. Ключевые слова: государственный контроль, органы государственного финансового контроля, система органов государственного финансового контроля, функции государственного финансового контроля.

С переходом России к рыночной экономике, к рыночному финансово -экономическому регулированию денежных и товарных потоков, рыночным механизмам хозяйствования, стала очевидна проблема неэффективности системы финансового контроля в России, что необходимость ее совершенствования.

Законодательно закрепленное определение финансового контроля отсутствует, что в свою очередь расширяет возможность для доктринального толкования. Существует множество концепций понимания финансового контроля, свой вклад в развитие обозначенной категории внесли такие представители научного сообщества как А. С. Пантелеев, М. В. Мельник, А. Л. Звездин, С. Н. Рябухин, С. В. Степашин, С. О. Шохин и многие другие.

На наш взгляд наиболее полным и исчерпывающим понятием финансового контроля, является следующее. Финансовый контроль - это осуществляемая в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативно -правовыми актами, деятельность специально уполномоченных на то государственных органов по проверке законности, целесообразности и эффективности образования, распределения и использования национального достояния с целью предупреждения и пресечения нарушений в этой сфере, а так же предоставления гражданам как налогоплательщикам объективной информации о расходовании государственных средств [5, с. 24].

Эффективный государственный финансовый контроль - это один из определяющих критериев качественного преобразования процессов управления экономикой ее стабилизации в целом.

Финансовый контроль занимает особое место в системе единого механизма государственного контроля. Его особое значение обусловлено именно объектом контроля, которым являются государственный финансы. Значение и роль финансов в государстве можно обозначить следующим образом: «Финансы - сердце и кровеносная система государства» [3].

Государственный контроль осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности в процессе накопления распределения и использования фондов публичных денежных средств. Государственный финансовый контроль, как объективное явление, имеет очень глубокие исторические корни. Это связано с необходимостью сохранения основных рычагов управления, как главного

инструментария целенаправленного воздействия на рыночные отношения для поддержания социальной стабильности.

Для России на современном этапе развития одной из основных задач является именно необходимость совершенствования и развития государственного финансового контроля в условиях рыночной экономики. Одной из основных проблем при осуществлении обозначенной цели является необходимость соблюдения и исполнения государственных гарантий: свобода предпринимательской деятельности и недопустимости вмешательства государственных органов в финансово-хозяйственную деятельность экономических субъектов.

Необходимо отметить и то, что эффективность конкретных направлений государственного регулирования зависит от состояния нормативно-правовой базы, регламентирующей осуществление обозначенной деятельности, ее соответствие современным реалиям.

Основными проблемами в организации эффективного финансового контроля являются: отсутствие в России четкой иерархичной системы органов, осуществляющих финансовый контроль, механизма их взаимодействия, существует множество пробелов в законодательном определении их компетенции. В ст. 105 Конституции РФ упоминается о Счетной палате как о высшем органе парламентского финансового контроля, однако не как не регламентируются контрольные полномочия органов исполнительной власти. Можно также констатировать и тот факт, что единственный орган, который осуществляет свои контрольные функции на основании закона это Счетная палата РФ (ФЗ «О счетной палате РФ»).

Отсутствие законодательного закрепления места и роли каждого органа государственного финансового контроля порождает многочисленные коллизии в разграничении сфер деятельности контрольных государственных органов. Так, например, можно видеть пересечение компетенций Правительства и Центрального банка РФ в сфере обеспечения и проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики, или совпадение полномочий Федерального казначейства и Центрального банка РФ в области валютного регулирования.

Подобное явление обусловлено, во-первых, это нечеткость формулировок, что приводит к неверному толкованию правовых норм. Во-вторых, это отсутствие актов, принятие которых обусловлено практикой.

Следует также отметить, нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации так же не определили основы государственного и муниципального финансового контроля.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, о том, что необходима качественная переработка действующих правовых норм в области регулирования осуществления финансового контроля, устранение существующих несогласований и противоречий правового регулирования системы органов государственного финансового контроля, а также восполнение пробелов и отмена устаревших норм.

Одним из наиболее проблемных вопросов осуществления финансового контроля является оценка его эффективности [6, с.136]. Эффективность понимается именно как соотношение фактически достигнутого результата и затрат на его проведение. Отсутствие законодательного закрепления критериев, оценки эффективности финансового контроля также снижают продуктивность его осуществления.

В связи со всеми обозначенными проблемными аспектами государственного контроля его нельзя охарактеризовать как продуктивную и эффективную отрасль государственного контроля.

Для совершенствования государственного финансового контроля и его стабилизации, на наш взгляд необходимо предпринять следующие меры:

Во-первых, быть издан федеральный закон, который как минимум закреплял бы основные положения об осуществлении государственного финансового контроля: статус и систему органов государственного финансового контроля, их компетенцию, основные критерии оценки эффективности их деятельности.

Во-вторых, необходимо создание общегосударственной системы, учета результатов деятельности органов государственного финансового контроля. Подобная мера необходима для повышения ответственности компетентных органов за проведенные ими контрольные мероприятия.

В-третьих, принять меры к фактическому разграничению предварительного и текущего финансового контроля, как необходимое условия повышения эффективности предупреждения правонарушений в сфере осуществления государственного финансового контроля.

А также, на наш взгляд, необходимо создание современную системы подготовки и переподготовки кадров на которые возлагается непосредственная обязанность проведения финансово-контрольных мероприятий от лица соответствующих компетентных органов.

Таким образом, для повышения эффективности финансового контроля необходимо создание необходимой нормативно-правовой базы, на основании которой и строилась бы вся система органов финансового контроля.

Литература

1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации России: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм. и доп.- СПб.: Издательский дом Литера, 2014. 64 с.

2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 27.10.2015) «О Счетной палате Российской Федерации»// СПС «КонсультантПлюс».

3. Гиляровская С. В. Финансист - это звучит гордо! [Электронный ресурс]: Родительский дом, 2008. № 49 Режим доступа: http://ibpu.ru/our_projects/newspaper _parental_home.

4. Зылевич К. А. Развитие государственного финансового контроля: актуальность и проблемы // Juvenis scientia, 2015. № 1. С. 60-62.

5. Подшивалов Ю. И. Понятие государственного финансового контроля // Вестник Челябинского государственного университета, 2009. № 31. С. 23-25.

6. Рябухин С. Н. О некоторых актуальных проблемах правового регулирования аудита, эффективности использования средств федерального бюджета // Финансовый контроль, 2006. № 6. С. 136-141.

7. Шохин С. О. Все зависит от кого, как считать // Финансовый контроль, 2003. № 2. С. 32-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.