Научная статья на тему 'Проблемы функционирования транспортного комплекса в условиях слабой развитости транспортной инфраструктуры региона (на примере Республики Якутия)'

Проблемы функционирования транспортного комплекса в условиях слабой развитости транспортной инфраструктуры региона (на примере Республики Якутия) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
356
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ИЗНОС АВТОТРАНСПОРТА / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Саманбетов К. С.

В статье рассматриваются основные проблемы развития транспортной инфраструктуры Республики Саха (Якутия). Показан характер влияния данных проблем на функционирование регионального транспортного комплекса. Рассмотрены основные программные направления реформирования транспортной инфраструктуры и транспортного комплекса региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы функционирования транспортного комплекса в условиях слабой развитости транспортной инфраструктуры региона (на примере Республики Якутия)»

долженности должны быть равны между собой. Для увеличения собственных оборотных средств организации необходимо продать часть оборотных активов и погасить краткосрочную задолженность, перейти от краткосрочного к долгосрочному кредитованию.

Увеличить абсолютно ликвидные активы позволяет своевременное и равномерное погашение дебиторской задолженности, ускорение оборачиваемости активов.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

2. Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-Ф3 (ред. от 03.12.2011) «О сельскохозяйственной кооперации».

3. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2011.

4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности организации. -М.: ИНФРА-М, 2009.

5. Морозко Н.И. Финансовый менеджмент. - М.: Минфин РФ, ВГНА, 2011.

6. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособ. / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвиц-кий. - М.: КНОРУС, 2010. - 672 с.

7. Артеменко В.Г. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие для студентов / В.Г. Артеменко, В.В. Остапова. - М.: Изд-во «Омега», 2011. -270 с.

8. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 560 с.

9. Колпина Л.Г. Финансы предприятий: учеб. / Л.Г. Колпина, Т.Н. Кондратьева, А.А. Лапко и др.; под общ. ред. Л.Г. Колпиной. - Мн., 2011. - 336 с.

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ СЛАБОЙ РАЗВИТОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ЯКУТИЯ)

© Саманбетов К.С.*

Общество с ограниченной ответственностью «ИнтелТех», г. Новосибирск

В статье рассматриваются основные проблемы развития транспортной инфраструктуры Республики Саха (Якутия). Показан характер

* Менеджер.

влияния данных проблем на функционирование регионального транспортного комплекса. Рассмотрены основные программные направления реформирования транспортной инфраструктуры и транспортного комплекса региона.

Ключевые слова: транспорт, транспортная инфраструктура, транспортный комплекс, валовый региональный продукт, износ автотранспорта, рентабельность транспортного комплекса.

Транспортная инфраструктура играет принципиальную роль в обеспечении процессов функционирования и развития регионального транспортного комплекса. Так, по мнению Н.Н. Громова и В.А. Персианова, от количественных и качественных характеристик транспортной инфраструктуры региона непосредственно зависят износ и срок службы автотранспорта организаций различных отраслей экономики и, в конечном итоге, деловая активность и рентабельность их деятельности [3]. Нельзя не согласиться и с точкой зрения Ю.В. Задворного и В.А. Николаева, в соответствии с которой транспортная инфраструктура играет более важную роль в развитии именно северных регионов [5]. В регионах Севера, в отличие от других климатических зон, сложнее формировать сеть альтернативных транспортных артерий; от качества же транспортной инфраструктуры зависит не только эффективность развития предприятий и организаций, но и выживание жителей труднодоступных поселений.

Прежде всего, необходимо точно определить содержание понятия «транспортная инфраструктура». Так, наиболее корректная трактовка сущности и элементов транспортной инфраструктуры содержится в исследовании Н.С. Селезнева: по его мнению, в ее состав входят автомобильные дороги и железнодорожные магистрали, разгрузочно-погрузочные платформы, транспорт-но-логистические центры, придорожные предприятия ремонта и сервиса, а также единая информационно-коммуникационная система управления транспортной инфраструктурой региона [9].

Рассмотрим степень развитости указанных элементов транспортной инфраструктуры в региональной экономике Республики Саха (Якутия) и характер их влияния на функционирование транспортного комплекса. Присяжный М.Ю., признавая принципиальную роль транспортной инфраструктуры в функционировании экономики региона, вместе с тем признает, что в период формирования системы рыночных отношений темпы и качество ее развития существенным образом снизились [7]. По всей видимости, подобная ситуация явилась следствием недофинансирования темпов формирования и модернизации транспортной инфраструктуры Республики Саха (Якутия), прежде всего в части создания и ремонта дорожной сети.

Между тем, плотность автомобильных дорог с твердым покрытием оказывает существенное влияние на грузооборот автомобильного транспорта. Об этом свидетельствует различные статистические данные регионов Дальневосточного Федерального округа [8, 10].

Так отмечается динамика, что в сравнении с другими регионами ДВФО Республика Саха (Якутия) характеризуется сравнительно интенсивным грузооборотом автотранспорта при достаточно малой обеспеченности автодорогами с твердым покрытием. Вместе с тем, по оценке, в частности, Т.П. Егоровой, ни параметр плотности автодорог с твердым покрытием, ни, в особенности, качество дорожного покрытия в Республике Саха (Якутия) не соответствуют мировым стандартам, предъявляемым к транспортной инфраструктуре северных регионов.

Что касается такого элемента транспортной инфраструктуры, как транс-портно-логистические центры, то они в регионе относительно развиты лишь в рамках крупных портов. Вместе с тем, следует формировать сеть транс-портно-логистических центров, в том числе специализированных, отраслевых, и в других частях республики, в частности на пересечении крупных транспортных артерий, как автомобильных, так и железнодорожных.

Необходимо отметить, что в современной экономике транспортно-логи-стические центры выполняют ряд таких значимых для экономики региона функций, как профессиональное складирование, маршрутирование и экспедирование грузов, предоставление предприятиям в аренду автотранспорта, в том числе и специализированного, разгрузочно-погрузочные работы, комплексное юридическое сопровождение договоров грузоперевозки и т.п. В частности, ряд средних и малых предприятия Республики Саха (Якутия), не имеющих финансовых ресурсов для создания и поддержания собственного масштабного складского хозяйства, могли бы пользоваться услугами находящихся в относительной территориальной доступности транспортно-логисти-ческих центров в части хранения грузов и иных логистических операций.

В республике в настоящее время не сформирована и единая информационно-коммуникационная система управления транспортной инфраструктурой. Между тем, подобная система позволила бы осуществлять оперативное и эффективное взаимодействие между грузоперевозчиками, региональными транспортными организациями, органами государственной власти и местного самоуправления, занимающимися процессами регулирования транспортного комплекса и дорожного хозяйства, и т.п. Отметим, что неотъемлемым элементом такого рода единой информационно-коммуникационной системы управления транспортной инфраструктурой являются электронные тендеры, в рамках которых осуществляется государственный и муниципальный заказ на строительство и ремонт дорог, закупку автомобильного и других видов транспорта для государственных нужд. Процесс формирования такого рода заказа на цели развития транспортной инфраструктуры региона должен, по нашему мнению, быть более транспарентным, что позволит минимизировать коррупционные риски в данной сфере.

Наконец, недостаточная развитость дорожной сети Республики Саха (Якутия) и системы транспортно-логистических центров ограничивает и

возможности формирования сети придорожных организаций ремонта и сервиса. Между тем, такого рода организации, как правило, относящиеся к малому бизнесу, не только обеспечивают нормальное осуществление грузоперевозок, но и способны генерировать определенные объемы занятости жителей сельских поселений республики, что уменьшает уровень напряженности на региональном рынке труда.

Одним из наиболее значимых показателей функционирования транспортного комплекса региона, определяющих потенциал его развития, является средний уровень износа транспорта. В Республике Саха (Якутия) он составляет 46,2 % против 28,5 % по ДВФО и 34,7 % по Российской Федерации в целом [10]. Фактически многие организации - как относящиеся к различным отраслям экономики региона, так и специализированные автотранспортные предприятия - имеют как физически, так и морально изношенный, не соответствующий технико-технологическим мировым стандартам, парк транспорта. Система транспортного хозяйства, обеспечивающая процессы технического обслуживания и ремонта транспорта, многих организаций региона также не является вполне удовлетворительной.

Недостаточная развитость транспортной инфраструктуры и сравнительно высокий средний уровень износ транспорта, в свою очередь, ограничивают возможности увеличения уровня рентабельности транспортного комплекса региона. Так, рентабельность активов в транспортном комплексе Республики Саха (Якутия) в 2012 г. составила лишь 1,1 % против средней рентабельности активов по региональной экономике в целом в 7,7 %, а по транспортному комплексу Российской Федерации - 4,2 % [10]. В подобных условиях вполне естественно, что транспортные организации региона не имеют достаточных объемов собственных средств для модернизации парка транспорта.

Теоретически развитие транспортного комплекса должно быть тесным образом взаимозависимо с экономическими процессами, протекающими в отраслях экономики и промышленности региона. Так, эффективный транспортный комплекс обеспечивает повышение деловой активности и рентабельности предприятий и организаций, что, в конечном итоге, положительно сказывается на динамике валового регионального продукта (ВРП). В свою очередь, рост ВРП создает возможности для активизации инвестиционных процессов в транспортном комплексе, повышению возможностей пользования услугами различных видов транспорта со стороны предприятий и населения региона, что должно обеспечивать увеличение рентабельности транспортного комплекса.

Однако в экономике Республики Саха (Якутия) практически отсутствует статистически значимая взаимосвязь между темпами изменения ВРП и рентабельностью транспортного комплекса, о чем свидетельствует близкое к нулю значение коэффициента корреляции. Фактически это свидетельствует, в

первую очередь, о недостаточной эффективности управления самими транспортными организациями региона, что в стратегической перспективе является существенным фактором ограничения темпов роста валового регионального продукта.

Очевидно, что и транспортная инфраструктура региона, и собственно транспортный комплекс требуют системного реформирования. Существенную роль в обеспечении такого рода реформирования играет такой региональный нормативно-правовой акт, как Государственная целевая программа «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия)» [1]. Как следует из программы, ее целью «является повышение сбалансированности, эффективности и безопасной деятельности транспортного комплекса Республики Саха (Якутия), обеспечивающего благоприятные условия для устойчивого поступательного развития экономики республики, подъема уровня и качества жизни населения, укрепления национальной безопасности на Северо-Востоке России, вовлечение потенциала Якутии в экономику России».

В программе содержится детальное описание мероприятий по модернизации различных элементов транспортного комплекса и дорожного хозяйства с технико-эксплуатационными характеристиками отдельных инвестиционных проектов и оценкой источников финансирования. Одним из недостатков данной программы является отсутствие проработки механизмов государственно-частного партнерства развития регионального транспортного комплекса, которые активно используются в подавляющем большинстве государств с развитой рыночной экономикой. Не вполне ясен и алгоритм расчета показателей эффективности программных мероприятий по модернизации транспортного комплекса региона. Так, по большинству направлений модернизации положительный экономический эффект в форме чистого дисконтированного дохода запланирован на 2020-2030 гг., то есть, собственно, на постпрограммный период.

Важным направлением модернизации транспортной инфраструктуры региона являются также строительство и ремонт дорог, находящихся в муниципальном ведении. Собственные ресурсы большинства муниципальных образований, необходимые для реформирования транспортной инфраструктуры, весьма ограничены. Соответственно, как отмечает министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), из бюджета региона будут выделяться муниципалитетам целевые субсидии, предназначенные для финансирования следующих приоритетных направлений модернизации транспортной инфраструктуры: проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования; приобретение экологически «чистых» транспортных средств высокой проходимости для перевозки пассажиров, грузов и выполнение специальных работ в

труднодоступных районах республики в целях обеспечения круглогодичного, безопасного транспортного обслуживания населения; внедрение современных технологий стабилизации грунтов при строительстве и реконструкции межселенных грунтовых дорог; внедрение инновационных технологий формирования и развития транспортной инфраструктуры.

Таким образом, основными проблемами функционирования транспортного комплекса Республики Саха (Якутия), обусловленными недостаточной развитостью транспортной инфраструктуры, являются низкая эффективность транспортного комплекса в силу низкой плотности и не вполне удовлетворительного качества сети автодорог с твердым покрытием, недостаток в регионе транспортно-логистических центров, как универсальных, так и специализированных, отсутствие единой информационно-коммуникационной системы управления транспортной инфраструктурой. Парк транспортных организаций региона является технически и морально изношенным, что является наиболее существенным ограничением увеличения рентабельности транспортного комплекса.

В условии ограниченности ресурсов регионального бюджета и известной диспропорции распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы, а также проблемы комплексной модернизации региональной транспортной инфраструктуры эффективное решение может быть найдено в рамках специальной федеральной целевой программы, рамки которой должны учитывать долгосрочные перспективы размещения производительных сил населенных пунктов Республики Саха (Якутия) и связанные с этим направления расширения и качественного улучшения транспортной инфраструктуры.

Список литературы:

1. Закон Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2007 г. № 901-III «О государственной целевой программе «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы и основные направления развития до 2015 г.».

2. Винокуров С.В. Приоритетные направления развития транспортной инфраструктуры на селе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sakha. gov.ru/node/115095.

3. Громов H.H., Персианов В.А. Менеджмент на транспорте. - М.: Академия, 2012.

4. Егорова Т.П. Перспективы развития автомобильного транспорта Республики Саха (Якутия) до 2025 г. // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 14.

5. Задворный Ю.В., Николаев В.А. Транспортная инфраструктура в экономической интеграции северных регионов. - Мурманск: Издательство МГТУ 2008.

6. Орлов А.Л., Дворко О.И., Леонтьев Р.Г. Транспортный комплекс Республики Саха (Якутия): предпосылки, факторы и особенности развития // Бюллетень транспортной информации. - 2009. - № 4.

7. Присяжный М.Ю. Генезис и развитие поселений Якутии с преобладающими транспортными функциями // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 11.

8. Регионы России: статистический ежегодник. - М.: Издательство Федеральной службы государственной статистики, 2012.

9. Селезнев Н.С. Развитие транспортной инфраструктуры лесных территорий региона: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - Улан-Удэ, 2013.

10. Транспорт и связь в России: статистический ежегодник. - М.: Издательство Федеральной службы государственной статистики, 2012.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© Сорочан О.А.*

Тюменский государственный университет, г. Тюмень

В статье приводятся основные понятия малого и среднего предпринимательства, а так же цели, основные аспекты и инструменты правового регулирования государством сферы малого и среднего предпринимательства.

Предпринимательство - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Предприниматели - лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность и выступающие в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать права, нести обязанности, быть ответчиком и истцом в суде.

В современной литературе есть немало определений понятий «малое и среднее предпринимательство». Наиболее удачными представляются те, где оно трактуется как специфический (по сравнению с землей, капиталом, тру-

* Магистрант кафедры Математических методов, информационных технологий и систем управления в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.